Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310
На автомобиле КамАЗ-4310 стояночная и запасная системы объединены вместе, т.е. имеют общие тормозные механизмы и общий пневматический привод. Отличие в тормозных системах заключается в способе управления ручным тормозным краном.
Тормозными механизмами этих систем являются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, установленные в колесах задней тележки. Пневматический привод стояночный и запасной тормозных систем включает в себя четыре энергоаккумулятора 28 (см.рис.145 в предыдущих материалах), одинарный защитный клапан 16, два воздушных баллона 21, тормозной кран 6, двухмагистральный перепускной клапан 26, ускорительный клапан 25, трубопроводы и шланги. Приборы этого привода образуют третий контур пневматической системы автомобиля.
Пружинные энергоаккумуляторы (см.рис.152) служат для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при пользовании стояночной или запасной тормозными системами. Энергоаккумулятор смонтирован на тормозной камере рабочей тормозной системы. Основными его деталями являются цилиндр 4, силовая пружина 5 с поршнем 3, толкатель 2, винт 6 с упорным подшипником 8.
При движении автомобиля сжатый воздух подается в полость цилиндра 4, действует на поршень 3 и сжимает пружину 5, При этом толкатель 2 на диафрагму 9 пневмокамеры не действует, тормозные механизмы находятся в отторможенном состоянии.
При торможении стояночный или западный тормозными системами сжатый воздух выходит из полости цилиндра в атмосферу, силовая пружина разжимается, ее усилие через толкатель 2 и шток 10 приводят в действие тормозные механизмы.
Одинарный защитный клапан 16 (см.рис.145) предназначен для сохранения давления в воздушных баллонах третьего контура при аварийном уменьшении давления в системе питания приводов сжатым воздухом. Клапан (рис.153) состоит из корпуса 1 с крышкой 5, поршня 4 с диафрагмой 3, обратного клапана 2.
Рис.153. Одинарный защитный клапан: а — положение при давлении в системе ниже 550кПа; 6 — рабочее положение; I — вывод к конденсационному баллону; II — вывод к баллону третьего конура; 1 — корпус; 2 — обратный клапан; 3 — диафрагма; 4 — поршень; 5 — крышка; 6, 7 — пружины; 8 — регулировочный винт.
Сжатый воздух от конденсационного баллона поступает через вывод 1 в полость А под диафрагму. При достижении заданного давления (530 кПа) диафрагма 3 приподнимается и воздух проходит в полость В, откуда через обратный клапан 2-й вывод II проходит в баллоны третьего контура. При снижении давления в выводе 1 диафрагма 3 опускается на седло и разобщает вывод I и II, при этом обратный клапан 2 закрывается и предотвращает обратное движение воздуха от вывода II к выводу 1. Воздушные баллоны 21 (см.рис.145) третьего контура общей вместимостью 40 л, имеют краны для слива конденсата и датчики падения давления.
Рис. 154 Ручной тормозной кран: а — устройство; б — отторможеное положений; в — положение при торможении; I — вывод к воздушным баллонам; II — вывод в атмосферу; III — вывод к пружинным энергоаккумулятором через ускорительный клапан; 1 — пружина клапана; 2 — корпус; 3 — уравновешивающая пружина; 4 — пружина штока; 5 — фигурное кольцо; б — пружина колпачка; 7 — крышка с рукояткой; 8 — направляющий колпачок; 9 — шток; 10 — выпускной клапан; 11 — следящий поршень
Тормозной кран 6 служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. Кран односекционного, обратного действия, с поршневым следящим механизмом и ручным приводом, расположен в кабине. Основными деталями, крана являются корпус 2 (рис.154), крышка 7 с рукояткой, следящим поршень 11, выпускной клапан 10, шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3 пружины 1, 4 и 6 соответственно клапана, штока и колпачка. Ввод I соединяется с воздушными баллонами контура, вывод II — с атмосферой, вывод III — через ускорительный клапан с энергоаккумуляторами,
В отторможенном состоянии рукоятка крана вместе с колпачком 8 и штоком 9 под действием пружины находится в крайнем нижнем положении. Выпускной клапан 10 штоком 9 оторван от седла в поршне 11, тем самым клапан разобщает вывод I от атмосферного вывода II и сообщает вывод 1 с выводом II, Сжатый воздух проходит через отверстие в следящем поршне в полость А и через окно между дном поршня 11 и клапаном 10 в полости В и далее по каналу к выводу III и к ускорительному клапану. Последний обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов.
При торможении рукоятка крана поворачивается вверх, вместе с крышкой 7 поворачивается колпачок 8, который скользит по винтовым поверхностям фигурного кольца 5 и увлекает за собой шток 8. Нижняя кромка штока открывается от клапана, который под действием пружины садится на седло в поршне 11, разобщая вывод I от вывода III и сообщая вывод Ш с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу, что ведет к срабатыванию клапана, который выпускает сжатый воздух из цилиндров энергоаккумуляторов в атмосферу. Тормозной кран обладает следящим действием. По мере выхода сжатого воздуха в атмосферу давление в полости В падает, следящий поршень 11 под действием своей пружины поднимается и клапан 10 садится на кромку штока 9, после чего выпуск воздуха из магистрали ускорительного клапана прекращается.
В крайнем заднем положении рукоятка крана фиксируется стопорной защелкой. При этом сжатый воздух полностью выходит в атмосферный вывод VI, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до кромки штока 9. В этом случае система работает как стояночная. В промежуточных положениях рукоятки благодаря следящему действию крана система может работать как запасная.
Ускорительный клапан 25 (см.рис.155) служит для уменьшения времени срабатывания запасной тормозной системы и для выпуска сжатого воздуха из энергоаккумулятора в атмосферу. Клапан (рис. 155) установлен внутри правого лонжерона рамы на минимальном расстоянии от энергоаккумулятора и состоит из верхнего и нижнего корпусов, поршня 3, впускного 4 и выпускного 1 клапанов с пружиной 5 на общем штоке. Полость над поршнем образует управлявшую камеру 2. К выводу III подается сжатый воздух из баллонов третьего контура, вывод IV соединяется с тормозным краном, вывод 1- с цилиндрами энергоаккумуляторов, вывод II — с атмосферой.
Рис.155. Ускорительный клапан: а — устройство; б — отторможенное положение; в — положение при торможении; I -вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II — атмосферный вывод; III — вывод к воздушному баллону; I — вывод к ручному тормозному крану; 1 -выпускной клапан; 2 -управляющая, камера; 3 -поршень; 4 — впускной клапан; 5 –пружина
В исходном положении в полости Аи в управлявшей камере устанавливается одинаковое давление, так как сюда подается сжатый воздух из одних и тех же воздушных баллонов. Площадь верхней части поршня 3 больше нижней, вследствие чего он опускается вниз, при этом выпускной клапан 1 закрыт, а впускной 4 открыт. Сжатый воздух от вывода III (от воздушных баллонов) проходит к выводу 1 (в энергоаккумуляторы).
При торможении сжатый воздух из управляющей камеры через ручной тормозной кран выходит в атмосферу, поршень 3 перемешается вверх, выпускной клапан 1 открывается, а выпускной клапан 4 под действием пружины 5 закрывается. Сжатый воздух из энергоаккумуляторов через клапан 1 и вывод П выходит в атмосферу.
При растормаживании сжатый воздух через вывод IV подается от тормозного крана в управляющую камеру 2. Поршень 3 перемешается вниз и закрывает сначала выпускной клапан 1, затем открывает впускной клапан 4. Сжатый воздух из вывода III проходит через клапан 4 и вывод I в энергоаккумуляторы.
Ускорительный клапан обладает следящим действием. При торможении по мере выхода воздуха из энергоаккумуляторов в атмосферу, давление в полости А падает и, когда оно станет меньше, чем в управляющей камере 2, поршень 3 перемещается вниз и выпускной клапан 1 закрывается. Тем самым давление воздуха в энергоаккумуляторах устанавливается пропорционально давлению в управляющей магистрали (а значит, положению рукоятки ручного тормозного крана). Аналогично при расстормаживании по мере нарастания давления в полости А поршень перемещается вверх и впускной клапан 4 закрывается.
Двухмагистральный перепускной клапан 26 (см.рис.155) предназначен для подачи (или выпуска) сжатого воздуха в энергоаккумуляторы из двух независимых контуров. Клапан (рис. 156) состоит из корпуса 3, крышки 1, мембраны 2 и уплотнительного кольца. К выводу I подсоединяется магистраль от ускорительного клапана, к выводу II — магистраль энергоаккумуляторов, к выводу III — магистраль крана аварийного растормаживания.
При растормаживании автомобиля с помощью ручного тормозного крана сжатый воздух из воздушных баллонов через ускорительный клапан подается к выводу 1, прижимает мембрану к седлу крышки 1 и через вывод П проходит в энергоаккумуляторы. При расстормаживания автомобиля с помощью крана аварийного расстормаживания мембрана прижимается к седлу корпуса 3.При затормаживании автомобиля мембрана остается прижатой к тому седлу, к которому она переместилась, и воздух проходит через вывод II к выводам I или III. При одновременной подаче сжатого воздуха к выводам I и III мембрана 2 занимает среднее положение.
Для контроля за состоянием привода стояночной и запасной тормозных систем предусмотрены два датчика давления (на воздушном баллоне и в магистрали энергоаккумуляторов) с сигнальными лампочками на щитке приборов. Одна лампочка сигнализирует о падении давления в баллоне, вторая — о торможении автомобиля стояночным тормозом. Кроме того, в контуре имеются два клапана контрольного вывода.
Рис. 156 Двухмагистральный перепускной клапан: а — исходное положение; б — подвод воздуха от ускорительного клапана; I -вывод к ускорительному клапану; II -вывод к энергоаккумуляторам; III — вывод к крану аварийного растормаживания; I — крышка; 2 -мембрана; 3 — корпус.
Работа привода . Воздушные баллоны 21 (см.рис.155) третьего контура заполняются сжатым воздухом от общей системы питания через одинарный защитный клапан 16. При постижении давления в баллонах 550 кПа сигнальная лампочка контура гаснет.
При торможении стояночным тормозом рукоятка крана 6 находится в верхнем (заднем) положении; Магистраль, идущая от крана к ускорительному клапану 25, соединена с атмосферой. В ускорительном клапане открыт выпускной клапан и цилиндры энергоаккумуляторов также соединены с атмосферой. Силовые пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные механизмы колес задней тележки.
При оттормаживании после остановки или стоянки водитель опускает рукоятку крана б вниз. Сжатый воздух из баллонов привода через кран проходит в управляющую камеру ускорительного клапана 25, в котором открывается впускной клапан и сжатый воздух из тех же баллонов, но по коротким и большего диаметра трубопроводам подается через ускорительный и двухмагистральнне клапаны 26 в цилиндры энергоаккумуляторов. Силовые пружины последних сжимаются и тормозные механизмы колес задней тележки оттормаживаются.
В случае необходимости пользоваться запасной тормозной системой водитель воздействует на рукоятку тормозного крана. Привод при этом работает так же, как и при стояночном торможении. Эффективность такого торможения определяется положением рукоятки крана и в общем случае ниже чем торможение рабочей тормозной системой, примерно в два раза.
В случае аварийном падении давления в приводе стояночного тормоза энергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль останавливается. Для того, чтобы растормозить автомобиль в таком состоянии, предусмотрена система аварийного растормаживания. Основным элементом такой системы является кнопочный кран 5 (см.рис. 145) установленный в кабине под щитком приборов.
Рис. 157. Пневматический кнопочный кран: I — вывод к воздушному баллов; II — атмосферный вывод; III — вывод к двухмагистральному клапану; 1 — корпус; 2 — фильтр; 3 — кнопка; 4 — толкатель; 5 — выпускной канал; 6 — клапан; 7 — пружина клалана.
К выводу I крана (рис.157) сжатый воздух подводится из баллонов второго контура, вывод II соединен с атмосферой, вывод III — с двухмагистральным клапаном. При нажатии на кнопку 3 крана, впускной клапан 6 открывается, а канал 5 толкателе 4 закрывается. Сжатый воздух из баллонов второго контура через двухмагистральный клапан проходит в цилиндры энергоаккумуляторов, что ведет к растормаживанию колес задней тележки. При отпускании кнопки толкатель 4 под действием пружины возвращается в исходное положение, а впускной клапан 6 закрывается. Сжатый воздух из соединительных трубопроводов к двухмагистральному клапану (а при отсутствии давления в воздушных баллонах стояночной тормозной системы и из цилиндров энергоаккумуляторов) выходит через кран в атмосферу.
При отсутствии сжатого воздуха и во втором контуре автомобиль может быть расторможен с помощью устройства для механического расторможения, которые встроены в цилиндры энергоаккумуляторов. Для этого винты 6 (см.рис.152) должны быть ввернуты до упора в каждом энергоаккумуляторе.
Эксплуатировать автомобиль с неисправной стояночной и запасной тормозными системами запрещается.
Источник статьи: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%9A%D0%90%D0%9C%D0%90%D0%97-4310
Кран стояночного тормоза камаз принцип работы
Устройство и работа приборов привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Ручной тормозной кран автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320
Ручной тормозной кран (рис. 7.13) служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. По принципу работы тормозной кран обратного действия — управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха.
Основными элементами тормозного крана являются: корпус 2 крышка 7 с рукояткой, следящий поршень 11, выпускной клапан
10 , шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3, пружины 1,4 и б соответственно клапана, штока и колпачка. Вывод I крана соединен с воздушным баллоном стояночной и запасной тормозных систем, вывод 11 — с атмосферой, вывод III — через ускорительный клапан с пружинными энерго-аккумуляторами.
В исходном положении (без торможения, рис. 7.13, б) направляющий колпачок 8 и шток 9 под действием своих пружин занимают крайние нижние положения, а выпускной клапан 10, кромкой штока
9 оторванный от седла поршня II, разобщает вывод I с атмосферным выводом II и сообщает вывод I с выводом III. Сжатый воздух через отверстие в поршне 11 поступает в полость А и через Впускное окно седла клапана, выполненное на дне поршня 11, в полость В, откуда по вертикальному каналу проходит к выводу III и далее к ускорительному клапану, обеспечивающему подачу сжатого воздуха в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Пружины энергоаккумуляторов под действием сжатого воздуха сжимаются.
Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана. При этом (рис. 7.13, в) вместе с крышкой 7 поворачивается направляющий колпачок 8. Скользя по винтовым поверхностям фигурных выступов кольца 5, колпачок 8 поднимается вверх и увлекает за собой шток 9. Нижняя кромка штока 9 отрывается от клапана 10 и последний под действием пружины 1 садится в седло поршня II, разобщая вывод I с выводом III и сообщая атмосферный вывод II с выводом III. Поступление сжатого воздуха от вывода I к выводу III прекращается, и сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана через вывод III, отверстие клапана 10 и вывод II выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в полости А под поршнем 11 не преодолеет суммарное усилие уравновешивающей пружины 3 и давление на поршень в полости В. При равенстве усилив поршень 11 вместе с клапаном 10 поднимается вверх до посадки клапана на кромку штока 9. Выпуск воздуха из управляющей магистрали ускорительного насоса через вывод III прекращается, т. е. осуществляется следящее действие.
При выпуске сжатого воздуха из управляющей магистрали ускорительного клапана последний отсоединяет полость цилиндров пружинных энергоаккумуляторов от питающей магистрали и соединяет их с атмосферным выводом ускорительного клапана. Сжатый воздух из цилиндров выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают колеса задней тележки автомобиля. Характеристики пружин энергоаккумуляторов подобраны таким образом, что обеспечивают прямую зависимость давления, а следовательно, и тормозных сил на колесах от угла поворота рукоятки. Стопор крана имеет обеспечивающий автоматический возврат рукоятки в неходкое положение при ее отпускании.
Для приведения в действие стояночной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана назад до отказа, где она фиксируется стопорной защелкой. При этом воздух из вывода III полностью выходит в атмосферный вывод II, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до нижней кромки штока 9. Для оттормаживания стояночной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана вперед до отказа. В этом случае сжатый воздух будет поступать из воздушного баллона в цилиндры с пружинными энергоаккумуляторами. Под действием сжатого воздуха пружины сжимаются и тормозные механизмы растормаживаются.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/KAMAZ/000_avto_kamaz_5320_i_ural_4320_medvedkov_1981/200.htm