Лада калина как улучшить подвеску

Оптимальная подвеска для Lada Kalina: в подвешенном состоянии

12 PODVESKA KALINA_zr 02_15

Тест подвесок — часть большой работы по усовершенствованию редакционной Kalina. Мы уже подобрали альтернативные тормозные механизмы для передней оси (ЗР, 2014, № 9), а испытания подвесок в очередной раз подтвердили старую истину о том, что нельзя объять необъятное. Каждый тест давал ответы на некоторые вопросы, но неизменно порождал новые. Поэтому давайте разбираться во всем по порядку.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ

Полтора года назад в редакции появилась одна из первых товарных Kalina второго поколения. Индекс ВАЗ‑21927 подразумевает среди прочего новый 1,6‑литровый 106‑сильный мотор с регулируемой длиной впускного тракта. Масса автомобиля чуть больше тонны, многие решения тюнинг-компаний отработаны на соплатформенных Lada — и мы решили подготовить машину для участия в любительских гонках.

Чемпионат RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship) — самое популярное многоэтапное соревнование страны, где пилоты ездят по профессиональным автодромам в погоне за лучшим временем круга. Контактной борьбы нет: кто быстрее преодолел трассу — тот и победил (формат Time Attack). Из восьми классов наша Kalina попадает в City-Light с потолком мощности 150 л.с.

00 PODVESKA KALINA_zr 02_15

Речь идет о тюнинге для участия в любительских кольцевых соревнованиях, то есть борьба будет вестись за время на автодроме, — а это значит, что Kalina должна интенсивно тормозить, уверенно проходить повороты и эффективно разгоняться. При этом она должна оставаться удобным автомобилем на каждый день.

Читайте также:  Ремкомплект задних тормозов для рено симбол

Регламент RHHCC позволяет серьезно дорабатывать ходовую часть и тормозную систему — с них и начали. В первую очередь сменили родные колеса на кованые диски Slik и поставили покрышки Hankook Ventus R‑S3 размером 195/50R15. Это относительно доступные шины категории Extreme Performance. По сравнению с обычными покрышками, даже предназначенными для езды на высоких скоростях, они обеспечивают лучшее сцепление с асфальтом (ЗР, 2014, № 2; 2012, № 7). Благодаря одной только замене колес удалось отыграть на «Смоленском кольце» больше трех секунд с круга!

Сопоставимой прибавки заменой передних тормозных механизмов, на которые ложится основная нагрузка в таких режимах, добиться не удалось: разница между наиболее и наименее эффективными комплектами не превысила полусекунды. А выигрыш по сравнению со штатными тормозами у лучших в тесте тормозов JBT — всего секунда!

Таким образом, на тест подвесок Kalina приехала на цепком Hankook, с четырехпоршневыми тормозами на передних колесах и временем круга 2 минуты 1,7 секунды. Что дадут альтернативные комплекты пружин и амортизаторов?

СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЙ

Бренд SS20, под которым самарское НПП «Система Технологий» выпускает элементы ходовой части, известен каждому, кто интересовался доводкой вазовских машин. Опоры, амортизаторы, пружины, стабилизаторы, соединения, рулевые механизмы — всё это самарцы разрабатывают и производят уже полтора десятка лет. Но, узнав условия нашего теста, ребята забеспокоились: их продукция самой бескомпромиссной серии «Спорт» сулит возможность «насладиться спортивным азартом, почувствовать выброс адреналина от получаемых эмоций и удовольствие от динамичности, острого управления, более полного ощущения дороги…», а в нашем тесте решающим будет не ощущение, а время круга!

С нашей помощью инженеры компании раздобыли стойку настоящей кольцевой Kalina класса «Национальный», сняли на собственном стенде характеристики и собрали оригинальный амортизатор по гоночным мотивам. К нему, опираясь на свой опыт, подобрали пружину и привезли этот комплект на «Смоленское кольцо». Да не один, а вместе с серийной продукцией из линейки «Спорт».

К сожалению, с пружинами самарские инженеры не угадали. У кольцевых машин и жесткость выше, и баланс жесткости передней и задней частей иной. В результате выигрыш на экспериментальных стойках оказался несолидным — всего около секунды с круга. Даже на серийном комплекте «Спорт» удалось показать результат получше: минус полторы секунды. Но и это достижение не впечатляет. Значит, нужно поиграть с пружинами и, возможно, еще сильнее уменьшить клиренс. Самарцы обещали доработать комплект под наши задачи, так что весной повторим эксперимент.

000–108

Поскольку «Система Технологий» производит комплектующие для подвески, мы решили кое-что опробовать на нашей Kalina. Установили стойки стабилизатора, оригинальные верхние опоры и развальные пластины на заднюю ось, увеличив угол до двух с половиной градусов. С проставками, расширяющими колею, вышла промашка — они неплотно прилегают к ступице, и мы остановились на проставках фирмы Proma. Этот комплекс мер изменил поведение автомобиля на уровне нюансов и позволил снять еще пару десятых секунды с круга, но прорыва снова не случилось.

РУССКИЕ АМОРТИЗАТОРЫ

Разработками в петербургской компании «Русские амортизаторы» руководит Владимир Олеников, ранее возглавлявший инженерное подразделение известной «Плазы». Продукция появляется в магазинах под маркой Damp, и среди этих амортизаторов встречаются интересные экземпляры. Как вам, например, заниженные на 50 мм стойки с сохранением хода подвески? Или амортизаторы с регулировкой жесткости на отбой? К нам на тест попали оба комплекта.

Здесь эффект нагляднее. Стойки с настраиваемым усилием отбоя действительно меняют характер Kalina и на обычных дорогах (если асфальт неровный, лучше их «распустить»), и на треке. Время круга сопоставимо с показанным на лучшем комплекте SS20, но при этом плавность хода осталась на приемлемом уровне.

000–109

А второй комплект, с более существенным уменьшением клиренса, позволил не только улучшить результат на две секунды по сравнению с серийными стойками, но и наделил автомобиль новыми качествами. Управляемость стала чуть менее интересной: если Kalina со штатной подвеской охотно доворачивается под сброс газа, то с питерскими амортизаторами поворачиваемость стала слегка недостаточной. Но потенциал шин на этой подвеске реализуется лучше: малый клиренс позволил выставить иной угол развала передних колес (-2º), а в поворотах внутреннее колесо почти не пробуксовывает! Стали точнее и реакции: если раньше приходилось заранее задавать траекторию, то на стойках Damp автомобиль следует за рулем почти мгновенно. Неплохой вариант из числа бюджетных.

AST SUSPENSION

Голландская фирма AST Suspension проектирует и производит элементы и комплекты подвесок 35 лет; в гамме есть разные линейки — для обычных дорог и для спорта. В России реализацией ее продукции занимается компания «КМС-тюнинг», которую возглавляет бывший раллист Алексей Ковальчук. Приятно, что голландцы модернизируют свои комплекты с учетом опыта эксплуатации в наших условиях.

Можно было выбрать экстремальную модель 5200 — с выносными резервуарами и разнообразными регулировками, но, во‑первых, такая конструкция не допускается регламентом RHHCC, а во‑вторых, цена подобного комплекта — треть стоимости Kalina. Спортсменам-непрофессионалам такой ни к чему.

07 PODVESKA KALINA_zr 02_15

Протестированный нами комплект из линейки 4100 тоже недешев — втрое дороже отечественных стоек! Есть ли смысл отдавать такие деньги?

Отличительная особенность передних стоек в том, что они винтовые: по-английски конструкция именуется coilover («койловер»). C помощью гаек на корпусе амортизатора можно перемещать опору пружины по вертикали, регулируя дорожный просвет (мы выбрали занижение на 70 мм). Есть возможность многоступенчатой регулировки усилия отбоя. Еще одна особенность — наличие подпружинников, которые при весьма высокой жесткости пружин работают в статике, прожимаясь под весом легкой Kalina.

Первые же круги — и разница, как говорится, на все деньги. Собранное шасси, точные реакции, нейтральный баланс поворачиваемости… И время круга по сравнению с показанным на штатных стойках уменьшилось почти на три с половиной секунды!

08 PODVESKA KALINA_zr 02_15

Причем на подвеске AST можно ездить и в городе — с поправкой на уменьшенный клиренс. Да, она заметно жестче родной, но по сравнению с той же пережатой SS20 отрабатывает неровности благороднее.

ЦЕНА СЕКУНДЫ

Лучший результат, достигнутый заменой колес, тормозов и подвески, позволил сбросить на «Смоленском кольце» не больше семи с половиной секунд. Основной выигрыш — 3,1 секунды — дали колеса: за такие придется заплатить 34 800 рублей (но без подобных шин и дисков на трек соваться бессмысленно); подвеска AST, которая позволила отыграть 3,4 секунды, обойдется в 80 000 рублей. Комплект передних тормозов JBT стоит 36 000 рублей, но выигрыш по сравнению со штатными уже не такой весомый — всего секунда. Правда, все это — результаты замеров на Kalina со стандартным мотором: легкий и маломощный автомобиль остановить несложно.

В этом году мы планируем продолжить доработки. Заводское подразделение Lada Sport запустит 140‑сильную Kalina NFR — с помощью его специалистов мы форсируем и наш автомобиль. А чтобы избежать пробуксовки, установим дифференциал повышенного трения VAL Racing. И вот тогда, возможно, получится снять еще восемь секунд, которые отделяют нашу Kalina от подиума в серии RHHCC.

В общем, продолжение следует!

Благодарим компании «Система Технологий», «Русские амортизаторы» и «КМС-тюнинг», предоставившие на тест подвески SS20, Damp и AST, а также компанию DSG-Service за техническую поддержку.

МНЕНИЕ ЧЕМПИОНА

Сергей УДОТОВ, чемпион RHHCC

13 PODVESKA KALINA_zr 02_15

Спасибо самарским инженерам за обратную связь: они внимательно выслушали замечания и обещали внести в конструкцию изменения, которые сделают комплект конкурентоспособным на автодроме. Желание еще раз выставить на испытания модернизированную подвеску высказали и петербуржцы. Но пока однозначный победитель — AST 4100. Эта подвеска понравилась и скоростью, и балансом управляемости, и широкими возможностями настройки. Уверен, на такой можно проехать еще быстрее!

Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/753750-optimalnaya-podveska-dlya-lada-kalina-v-podveshennom-sostoyanii/

Улучшение характеристик “Лады Калины”

Немного поразмыслив и наведя справки, специалисты, все же, сумели собрать необходимые для эксперимента комплектующие. К штатным амортизаторам СААЗ добавились демпфирующие элементы питерской “Плазы” и самарского предприятия “Система технологий”. Кстати, вдобавок к последним, грозно именуемым SS20, получили оригинальные верхние опоры амортизаторных стоек, увеличивающие угол продольного наклона (кастер). Вместе с ними была использована растяжка передних стоек. Так как на подопытном экземпляре “Калины” электроусилителя руля не было, специалисты решили установить его самостоятельно.

Также решено было поэкспериментировать с шинами, дабы проверить поведение автомобиля с колесами различной размерности. Для максимальной корректности взяли 13-, 14- и 15-дюймовые типоразмеры одной модели – отечественные Amtel Planet-301, с которых все и началось.

Помогают ли дюймы?

Бюджетность этих шин чувствуется сразу. По всей видимости, во время разработки инженеры руководствовались примером далеко не самых современных автомобилей, не важно, нашими или зарубежными. “Калина” на таких покрышках ведет себя вяло и скучно. Легкий, но совершенно «пустой» руль, задумчивые реакции в поворотах и откровенное желание при первой же возможности вывалиться передней осью наружу виража. В скольжении автомобиль очень неохотно реагирует на доворот руля и сброс газа.

В процессе замеров на динамометрической дороге было обнаружено, что тормоза работают достаточно стабильно, но совершенно не информативно. Зато, на 13-дюймовых покрышках автомобиль мягко и далеко катится. Как следствие – самый низкий расход топлива.

По тому, как заскрипели разболтанные жизнью обивки салона, можно понять, что машина несколько прибавила в жесткости. Правда, определенное повышение вибронагруженности может стать мизерной платой за приобретенную цельность реакций и неожиданную активность при маневрах, которые в целом “Калине” е не присущи. Даже усилитель руля, будто спохватившись, попытался нагрузить баранку хоть какой-то обратной связью. Нельзя сказать, что реакции являются пределом совершенства, к примеру, в быстром повороте и на “переставке” водителю по-прежнему мешают большие крены кузова и запаздывания, но управление автомобилем стало более надежным и понятным.

Тормозной же путь практически не изменился, хотя 14-дюймовые шины резче срываются в блокировку. Несмотря на это, более информативное усилие на педали позволяет управлять процессом замедления значительно точнее. Это было неожиданно, но “Калина” продемонстрировала весьма нежелательное ухудшение свободного качения, что не лучшим образом сказывается на топливной экономичности, хоть и незначительно. Как результат, владелец данной модели может выбирать – экономия лишней порции бензина, либо же лучшее поведение на дороге.

С этими шинами водитель сможет добавить своему автомобилю, как внешней привлекательности, так и улучшить ее поведение. Она стала чуткой, импульсивной, послушной. Нормально заработал и усилитель руля – в крутом повороте теперь не приходится угадывать, на какой угол повернуты колеса. Но самое главное – “Калина” почти безупречно отслеживала заданную траекторию, что, безусловно, сказалось на “переставке”. Жаль только, что все идеально быть не может: автомобиль чувствовал на дороге каждый шов, каждый камешек – в общем, обстоятельно вытрясал душу.

Но это еще далеко не все, ведь вдобавок стало тяжелее тормозить, т. к. автомобиль начал “вилять” со стороны в сторону. Кроме того, возникло ощущение, что стандартные тормоза не способны совладать со сцепными свойствами шин. Выросло усилие на педали, появились рывки при интенсивном замедлении. Возможно, поэтому завод не рекомендует переобуваться в покрышки этого типоразмера. Приверженцы больших дисков и низкопрофильных покрышек также будут расстроены тем, что с ними автомобиль теряет несколько километров максимальной скорости. Также заметно увеличился расход топлива.

Поэтому небольшой итог: лучше всего “Калине” подходят те шины, которые рекомендует завод-изготовитель, а именно, 13- и 14-дюймовые. При этом последний вариант является оптимальным, с точки зрения комфорта, экономичности, устойчивости и управляемости.

Вариации с амортизаторами

Прежде чем приступать к тестированию, эксперты установили на “Калину” новый комплект демпфирующих элементов Скопинского автоагрегатного завода, которые сейчас, собственно, являются штатными амортизаторами этого автомобиля. Уже непосредственно из настроек становится понятно, что разработчики предприняли попытку улучшения далеко незавидной управляемости “Калины”, которая отказывается своевременно реагировать даже на достаточно резкие движения рулевого колеса. С ростом скорости «Калина» активизируется и выглядит довольно бодро на “переставке” и в поворотах. Но и здесь не хватает быстродействия и точности рулевого управления. Хотя надо отдать автомобилю должное – ведет он себя вполне логично и предсказуемо.

Однако с плавностью хода дела обстоят не столь однозначно. Если передняя подвеска неплохо справляется с обязанностями, разве что жестко и шумно отслеживает мелкие неровности, то задняя проявляет излишнюю самостоятельность. Ее реакция на ямы и колдобины значительно грубее, что практически полностью передается на кузов. Как результат, автомобиль оценивается, как излишне жесткий, несмотря на то, что запаса энергоемкости в подвесках и так даже с избытком.

Работа амортизаторов СААЗ отмечается, как стабильная. Недостатком является лишь отсутствие сбалансированности характеристик. Непонятно, зачем делать столь упругими демпфирующие элементы задней оси. Если таким образом пытались улучшить управляемость, то напрашивается вопрос: почему не было уделено внимание увеличению вертикальной жесткости?

После установки питерских амортизаторов передняя подвеска стала мягче и комфортнее. Зато на пологих волнах появилась вальяжная раскачка кузова, увеличились крены. Перед входом в поворот автомобиль кренится в сторону, противоположную маневру и только после этого отзывается на манипуляции рулевого управления. При этом задние амортизаторы, наоборот, пытаются продемонстрировать жесткий, “плазовский” характер, собирая с дороги всю мелочь. В результате создается ощущение того, что передняя и задняя оси работают раздельно, что не самым лучшим образом сказывается на управляемости. Также нельзя сказать о комфортности езды – поскольку обитателей салона достаточно сильно потряхивает.

И все это, к сожалению, нельзя назвать главным недостатком. В некоторых ситуациях «Калина» стала коварной: ведь “в унисон” увеличившимся кренам кузова активнее заработали жесткие задние амортизаторы. В быстрых поворотах появилась склонность к заносу. Возникает он неожиданно и развивается очень резко, требуя от водителя недюжинной реакции и мастерства, чтобы вернуть автомобиль на траекторию. По всей видимости, производителю не мешало бы уделить внимание доработке характеристик. Можно сместить баланс в сторону комфорта либо, наоборот, сделать машину по-спортивному жесткой. Но главное – не стоит ухудшать и без того посредственную управляемость.

Никто не ожидал, что название “Комфорт” в данном случае созвучно с почти 50-проуентным увеличением усилия при ходе отбоя. При этом вариант, более близкий по характеристикам к заводскому, назвали “Стандарт”. Как бы то ни было, производитель имеет на это полное право. На момент теста эти амортизаторы лишь готовились к серийному выпуску, поэтому экспертная команда удостоилась испытывать данные изделия первой.

Следует отметить, что автомобиль стал плотным, упругим и, пожалуй, более логичным. На небольших скоростях он подробно повторяет профиль дороги, старательно потряхивая седоков на почти незаметных глазу неровностях. Но эдакая спортивность не воспринимается телом как дискомфорт, поскольку машина стала цельной. “Калина” не скрывает от водителя абсолютно все неровности, которые ей приходится преодолевать передними колесами, но и не передает на салон все то, с чем приходится сталкиваться задним. Подвеска равномерно распределяет амплитуду перемещений кузова между колесами. Зато, энергоемкость выше всяких похвал, да и на высокой скорости машина ведет себя стабильно.

Крены кузова весьма заметно уменьшились, правда, при этом задняя ось перестала участвовать в выполнении маневров – во время выполнения быстрых поворотов автомобиль не стремится вернуться в изначальную траекторию движения. Такие же проблемы на “переставке” – при скоростях, близких к предельным, водителю мешает скольжение передней оси. Надеемся, разработчики прислушаются к нашим рекомендациям и еще поколдуют над характеристиками.

Несмотря на наличие определенных минусов, амортизаторы SS20 показали себя, как оптимальный вариант из трех испытанных комплектов. “Калины” с этими демпферами на некачественном покрытии остаточно комфортна и не представляет опасности во время маневрирования.

Замена кастера

С данной задачей можно справиться при помощи нестандартных опоры передних стоек, выпускаемых предприятием “Система технологий”. Если сравнивать с оригинальными деталями, то самарской опоры точка крепления стойки сдвинута назад, из-за чего продольный угол наклона (кастер) увеличился. Согласно рекомендациям АВТОВАЗа, этот угол не должен превышать +1,5°, но в данном случае он увеличился до +2,5°, причем, это значение является вполне нормальным для современных автомобилей.

“Калине”, по всей видимости, такие манипуляции пошли на пользу, т. к. она стала четкой, цельной, напористой в управлении, что отрадно сказалось на предельной скорости при выполнении “переставки” (быстрее на 1,1 км/ч). Но главным плюсом стало значительное повышение информативности рулевого управления.

Проверка на жесткость

Растяжка в этом тесте стала одной из немногих деталей, которые удалось найти без особых проблем. Как показали испытания, в отличие от “десятки”, она не особо влияет на поведение “Калины”. Автомобиль лишь незначительно повысил скорость прохождения “переставки”. В результате этого можно сделать вывод, что кузов у модели достаточно жесткий, и не нуждается в дополнительных мероприятиях по усилению.

На вопрос, как улучшить динамические характеристики и комфортность “Лады Калины”, ответ следующий: установка 14-дюймовых шин, увеличенного кастера и амортизаторов SS20.

Источник статьи: http://www.avtoamort.ru/article/2014/uluchshenie-harakteristik-lady-kaliny/

Оцените статью
Все про машины