- Конструктивные особенности КПП Лада Приора
- Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
- Коробка передач
- Коробка передач Lada Priora. Ремонт
- Описание конструкции коробки передач Лада Приора (ВАЗ-2170)
- Видео по теме «Lada Priora. Коробка передач»
- Какими коробками передач оснащают «Ладу Приору» – виды и схемы устройства
- Какими КПП оснащали «Ладу Приора»
- Схема МКПП
- Общая схема
- Первичный вал
- Вторичный вал
- Шестерни передач и синхронизаторы
- Механизм переключения передач
- Редуктор
- Дифференциал
- Механизм выбора передач
- Корпус и крепление к двигателю
- Система смазки
- Чем отличается АМТ от МКПП
Конструктивные особенности КПП Лада Приора
Коробка передач — механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей
Корпус коробки передач состоит из трех частей: картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и задней крышки картера коробки передач 1.
При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик – прокладку.
В гнезде картера сцепления находится специальный магнит, удерживающий металлические продукты износа.
Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.
Вторичный вал 40 – полый (для подачи масла под ведомые шестерни), до съемной ведущей шестерни главной передачи 17.
На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода.
Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые.
Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,04 мм.
Под передним подшипником 18 вторичного вала расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала.
Дифференциал — двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи 27. Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун 14, расположенный в ее верхней части.
Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги управления, штока переключателя передач и механизма переключения передач.
Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а другой конец прикреплен к основанию рычага переключения передач.
На внутреннем конце штока закреплен переключатель (рычаг), который действует на трехплечий рычаг механизма переключения передач.
Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к картеру сцепления. В корпусе механизма переключения передач имеются три оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора и включения передач и две блокировочные скобы.
Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания.
Переключатель передач, установленный на штоке, действует на плечо рычага выбора передач, который в свою очередь одним плечом включает передачи переднего хода, а другим — передачу заднего хода.
На отдельной оси установлена вилка включения передачи заднего хода.
Во избежание случайного включения передачи заднего хода в коробке передач установлен соленоид блокировки включения передачи заднего хода.
Выступающая часть сердечника соленоида не дает перемещаться блокировочным скобам по осям до положения включения передачи заднего хода.
На рычаге переключения передач установлен выключатель соленоида.
При поднятии кольца под рукояткой контакты выключателя замыкаются, и на соленоид подается напряжение.
Сердечник соленоида втягивается и дает возможность включить передачу заднего хода.
В случае выхода из строя соленоида или обрыва его электрической цепи включить передачу заднего хода становится невозможно.
Для того чтобы включить передачу заднего хода и доехать до гаража или СТО, где можно будет устранить неисправность, следует вывернуть соленоид из картера коробки передач и на его место ввернуть пробку фиксатора штока вилки переключения передач, которую рекомендуем возить с собой.
При этом во время движения автомобиля следует соблюдать осторожность, чтобы случайно не включить передачу заднего хода вместо первой.
После устранения неисправности следует долить масло в коробку передач, поскольку часть его вытечет при выворачивании соленоида.
В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на 75000 км пробега. Уровень масла должен находиться между контрольными отметками на указателе уровня масла.
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
Трансмиссионное масло (группа по API)
Рекомендуемый класс вязкости трансмиссионного масла по SAE:
Источник статьи: http://autoruk.ru/lada-priora/transmissiya/konstruktsiya-kpp-lada-priora
Коробка передач
Коробка передач Lada Priora. Ремонт
Описание конструкции коробки передач Лада Приора (ВАЗ-2170)
Коробка передач — механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной — заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.
Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления, картера коробки передач и задней крышки картера коробки передач. При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку. В гнезде картера коробки передач находится специальный магнит, улавливающий железосодержащие продукты износа.
1 — задняя крышка картера коробки передач;
2 — ведущая шестерня V передачи;
3 — шариковый подшипник первичного вала;
4 — ведущая шестерня IV передачи первичного вала;
5 — первичный вал;
6 — ведущая шестерня III передачи первичного вала;
7 — картер коробки передач;
8 — ведущая шестерня II передачи первичного вала;
9 — шестерня заднего хода;
10 — промежуточная шестерня заднего хода;
11 — ведущая шестерня I передачи первичного вала;
12 — роликовый подшипник первичного вала;
14 — сальник первичного вала;
15 — подшипник выключения сцепления;
16 — направляющая втулка подшипника выключения сцепления;
17 — ведущая шестерня главной передачи;
18 — роликовый подшипник вторичного вала;
20 — ось сателлитов;
21 — задающее кольцо датчика скорости;
22 — шестерня полуоси;
23 — коробка дифференциала;
25 — картер сцепления;
26 — пробка сливного отверстия;
27 — ведомая шестерня главной передачи;
28 — регулировочное кольцо;
29 — роликовый конический подшипник дифференциала;
30 — сальник полуоси;
31 — ведомая шестерня I передачи вторичного вала;
32 — синхронизатор I и II передач;
33 — ведомая шестерня II передачи вторичного вала;
34 — ведомая шестерня III передачи вторичного вала;
35 — синхронизатор III и IV передач;
36 — ведомая шестерня IV передачи вторичного вала;
37 — шариковый подшипник вторичного вала;
38 — ведомая шестерня V передачи вторичного вала;
39 — синхронизатор V передачи;
40 — вторичный вал
Первичный вал выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Шестерни всех передач переднего хода косозубые, а заднего хода — прямозубые.
Шестерни I–IV передач и заднего хода выполнены заодно с первичным валом, шестерня V передачи установлена на шлицах вала и закреплена гайкой. Вторичный вал — полый, по нему подводится масло под ведомые шестерни. На валу расположены ведомые шестерни и синхронизаторы передач переднего хода, а также ведущая шестерня главной передачи.
Внешний вид коробки передач:
1 — первичный вал коробки передач;
2 — сальник привода правого колеса;
3 — картер сцепления;
4 — указатель уровня масла (щуп);
5 — кронштейн троса привода выключения сцепления и левой опоры силового агрегата;
6 — рычаг вилки выключения сцепления;
7 — задняя крышка картера коробки передач;
9 — выключатель света заднего хода;
10 — картер коробки передач;
12 — датчик скорости автомобиля;
13 — хвостовик шарнира штока переключателя передач;
14 — сальник привода левого колеса;
15 — пробка сливного отверстия
Блокирующие кольца синхронизаторов:
1 — IV и V передач (старого типа с шестью кулачками);
2 — I, II и III передач (нового типа с тремя кулачками)
В отличие от коробок передач автомобилей «десятого» семейства, у которых блокирующие кольца синхронизаторов всех передач переднего хода одинаковые, в коробке передач «Приоры» применяются новые блокирующие кольца синхронизаторов I, II и III передач с увеличенной поверхностью трения (блокирующие кольца синхронизаторов IV и V передач остались прежними).
Наименьший диаметр конуса блокирующего кольца старого типа равен 50 мм, нового типа — 52 мм. В связи с этим на «Приору» устанавливают новые ведомые шестерни I, II и III передач, которые имеют увеличенный диаметр конических поверхностей под блокирующие кольца синхронизаторов.
Передние подшипники первичного и вторичного валов — роликовые, задние — шариковые.
Задние подшипники валов:
1 — новый подшипник закрытого типа;
2 — старый подшипник открытого типа
С конца июля 2007 года применяются задние подшипники первичного и вторичного валов закрытого типа увеличенной грузоподъемности.
Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых — 0,04 мм.
Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник, направляющий поток масла внутрь вала.
В коробке дифференциала установлены два сателлита и две полуосевые шестерни, в шлицевые отверстия которых вставляются хвостовики внутренних ШРУСов приводов колес. Сателлиты установлены на оси, закрепленной в коробке дифференциала стопорными кольцами. На коробку дифференциала напрессована ведомая шестерня главной передачи, которая прикреплена к коробке болтами.
Коробка дифференциала вращается в двух роликовых конических подшипниках, внутренние кольца которых напрессованы на коробку дифференциала, а наружные запрессованы в картеры коробки передач и сцепления. С правой стороны, за подшипником, на коробке дифференциала установлено задающее кольцо датчика скорости.
Предварительный натяг в подшипниках (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала с левой стороны.
Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун, расположенный в ее верхней части.
Привод управления коробкой передач:
1 — картер коробки передач;
2 — рычаг выбора передач;
3 — картер сцепления;
4 — шток переключателя передач;
5 — обойма сальника;
6 — сальник штока;
7 — защитный чехол;
8 — корпус шарнира;
9 — втулка шарнира;
10 — наконечник шарнира;
13 — тяга привода;
15 — рычаг переключения передач;
16 — обойма шаровой опоры;
17 — шаровая опора рычага;
20 — реактивная тяга
Привод управления коробкой передач состоит из механизма управления, тяги управления, штока переключателя передач и механизма переключения передач.
Тяга управления с одной стороны закреплена хомутом на хвостовике шарнира штока переключателя передач, а с другой — соединена через ось с рычагом переключения передач. Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за продольного перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а другой конец прикреплен к обойме шаровой опоры рычага переключения передач.
Механизм управления установлен в салоне, на туннеле пола. Рычаг переключения передач вставлен в шаровую опору, которая, в свою очередь, установлена во вкладыше и зафиксирована в обойме стопорным кольцом. Шаровая опора поджата пружиной. При перемещении рычага переключения передач вниз (для включения передачи заднего хода) шаровая опора также перемещается во вкладыше, сжимая пружину, что позволяет ввести упор оси рычага переключения передач в накладку кронштейна блокировки заднего хода.
На внутреннем конце штока переключателя передач закреплен переключатель (рычаг), который действует на трехплечий рычаг механизма переключения передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом, установленным в коробке передач. Механизм переключения передач крепится к картеру сцепления тремя болтами.
В корпусе механизма переключения передач имеются три оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора и включения передач и две блокировочные скобы.
Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания.
Переключатель передач, установленный на штоке, действует на плечо рычага выбора и включения передач, который, в свою очередь, одним плечом включает передачи переднего хода, а другим — передачу заднего хода. На отдельной оси установлена вилка включения передачи заднего хода.
В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на 75 000 км пробега. Уровень масла должен находиться между контрольными отметками на указателе уровня масла.
Видео по теме «Lada Priora. Коробка передач»
Ремонт КПП LADA (Приора 2014 г.в., пробег 74 ткм) — субъективные размышленияТест-драйв ЛАДА Приора с автоматизированной КПП(робот) Лада Приора AMT robotic test drive in Minsk
приора ремонт коробки! замена второй передачи.
Источник статьи: http://carmanuals.ru/lada-priora/korobka-peredach
Какими коробками передач оснащают «Ладу Приору» – виды и схемы устройства
Первичный вал коробки посредством шлицевого зацепления соединяется одним концом с диском сцепления, а другой конец посредством заднего шарикового подшипника зафиксирован в ее корпусе. Составляющие с первичным валом одно целое передаточные шестерни постоянно сцеплены со свободно вращающимися на подшипниках шестернями на вторичном валу. Чтобы передать крутящий момент вторичному валу, осуществляется фиксация соответствующей выбранной скорости шестерни.
Схема коробки передач «Приоры» помогает понять работу функциональных узлов агрегата и их назначение, если принято решение разбирать КПП и проводить ее ремонт.
Какими КПП оснащали «Ладу Приора»
Автомобиль комплектовался разными КПП — механической (с кулисным и тросиковым узлами устройства селекции и фиксации передач), АКПП от японской компании JATCO и роботизированной АМТ на основе МКПП 2181.
Схема МКПП
В основу конструкции механической КПП положена двухвальная схема, использовавшаяся в КПП 2170 предыдущих поколений «Лад», где передача крутящего момента с маховика двигателя на первичный вал коробки реализована через механизм однодискового сцепления. Далее через шестеренчатую передачу на ведомый вал и впоследствии на главную передаточную шестерню, приводящую в движение дифференциал привода передних колес.
Общая схема
Схема коробки переключения передач «Лады Приора» показывает, что коробка состоит из скомпонованного по двухвальной схеме узла, ответственного за переключение скоростей и представляющего собой два параллельных вала — ведущий и ведомый, находящиеся в постоянном зацеплении через ряд шестерен, имеющих различные передаточные числа. Шестерней пять, соответственно количеству скоростей, и одна для задней скорости. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении и свободно вращаются на вторичном валу. Выбранная передача включается посредством скользящей на шлицах вдоль вторичного вала муфты, входящей в зацепление с соответствующей шестерней.
Схема коробки передач
С вторичным валом непосредственно связана шестерня главной передачи, передающая крутящий момент к узлу дифференциала и далее через полуоси к колесам, как показывает схема КПП «Приоры» в разрезе.
Управляемые рычагом селекции скоростей в салоне механизмы выбора передач МКПП «Приоры» могут быть оснащены кулисным либо тросиковым приводами, что обусловливает значительную разницу в конструкции коробок. В автомобилях «Лада Приора» КПП с тросиковым приводом отличается от кулисной:
- сменой места размещения узла включения/выключения передач
- разными углами скоса зубьев передаточных шестерен;
- применением для модели 2181 модернизированного многоконусного синхронизатора между первой и второй скоростями с целью устранения посторонних звуков при переходе с первой скорости на вторую.
Первичный вал
Первичный вал коробки посредством шлицевого зацепления соединяется одним концом с диском сцепления, а другой конец посредством заднего шарикового подшипника зафиксирован в ее корпусе. Составляющие с первичным валом одно целое передаточные шестерни постоянно сцеплены со свободно вращающимися на подшипниках шестернями на вторичном валу. Чтобы передать крутящий момент вторичному валу, осуществляется фиксация соответствующей выбранной скорости шестерни.
Вторичный вал
Вторичный вал имеет пустотелую конструкцию для обеспечения свободного доступа трансмиссионной смазки к трущимся поверхностям шестеренчатых передач. Передача крутящего момента шестерней обеспечивается фиксирующей муфтой, перемещаемой на шлицах ведомого вала. Перемещение осуществляется с помощью вилки, связанной с соответствующим приводом узла селекции скоростей. Одна муфта осуществляет переключение между смежными скоростями — первой и второй, другая муфта — между третьей и четвертой, осуществляя жесткую фиксацию выбранной шестерни.
Шестерни передач и синхронизаторы
Включение скоростей реализуется фиксацией соответствующего зацепления косозубых шестерен ведущего и ведомого валов. Для этого используется скользящая на шлицах по вторичному валу муфта, через посредство которой выбранная шестерня фиксируется на нем. Таким образом, крутящий момент с первичного вала передается на вторичный и далее на главную ведущую шестерню привода дифференциала.
Бесшумность включения передач обеспечивается использованием синхронизаторов — устройств, выравнивающих скорости вращения шестерни и вторичного вала использованием силы трения между конической законцовкой шестерни и блокирующим кольцом. При совпадении угловых скоростей шлицы муфты входят в зацепление с венцом заданной шестерни без помех и осуществляется мягкое включение скорости. Передаточные числа шестерен можно узнать из специальной таблицы.
Механизм переключения передач
Как показывает схема КПП «Приоры», функцию включения и выключения скорости обеспечивает вилка, перемещающая скользящую по шлицам ведомого вала муфту, связывающую его с выбранной передаточной шестерней. Выбор и фиксация вилки происходит через посредство кулисы либо тросиков.
Устройство КПП «Приоры» с кулисным приводом, связанным непосредственно с рычагом выбора скоростей, является наиболее простым техническим решением. Однако находящийся в масляной ванне механизм переключения при низких температурах требует приложения больших усилий, а сальники имеют склонность постоянно протекать. Для устранения неисправностей часто приходится снимать МКПП с автомобиля Lada Priora и подвергать разборке и сборке.
Узел привода переключения передач размещен в удобном месте (на верхней части коробки) и может быть снят и подвергнут ревизии без полного демонтажа МКПП. Наглядно увидеть размещение узлов и сопутствующей механики поможет схема коробки передач «Лада Приора» в разрезе.
Редуктор
Функцию редуктора выполняет главная пара — связка передней шестерни на вторичном валу и ведомой шестерни дифференциала.
Дифференциал
Дифференциал представляет собой сложную конструкцию из нескольких шестерен, с помощью фланца на болтах соединенную с ведомой вторичным валом шестерней главной передачи. Крутящий момент передается на конические шестерни полуосей колес через два сателлита, находящихся на общей оси, закрепленной в корпусе дифференциала. Как показывает схема коробки передач “Приоры”, в сборе коробка переключения передач, сцепление и дифференциал представляют собой единый узел.
Механизм выбора передач
Устройство КПП «Лада Приора» с кулисным механизмом выбора передач показывает, что тяга, управляющая переключением скоростей, располагается в нижней части коробки «Приоры» и работает соответственно схеме, как и тросиковая, непосредственно от рычага селекции скоростей в салоне машины.
Механизм выбора передач
Тросиковый механизм размещается на верхней части корпуса коробки и функционирует как отдельный модуль. Управление переключением скоростей обеспечивается двумя тросиками — одним задается выбор вилки, а другой приводит ее в действие.
Корпус и крепление к двигателю
Литые картеры собственно коробки и сцепления соединены между собой болтами в единый узел, который крепится к двигателю также с помощью болтов через отверстия в картере сцепления, как предусматривает устройство КПП «Приоры».
Система смазки
Для смазки движущихся частей МКПП, включая шестерни дифференциала, предусмотрено трансмиссионное масло со спецификацией по API GL-4. Заправочный объем для КПП с кулисным приводом составляет 3,3 литра, для тросиковой коробки —2,2 литра. Производителем рекомендуется полусинтетическое трансмиссионное масло РОСНЕФТЬ KINETIC — 80W-85; TG-4 и его аналоги с периодической заменой через каждые 60000 км пробега автомобиля. Регулярная замена трансмиссионной жидкости увеличивает срок эксплуатации коробки передач и замедляет процесс износа ее деталей.
Чем отличается АМТ от МКПП
Главное отличие схемы роботизированной КПП от полностью механической КПП «Лада Приора» состоит в переводе управления сцеплением и переключением скоростей на электронное устройство, генерирующее команды на изменение режимов работы. По сигналам командного устройства актуаторы (электромеханические исполнительные механизмы) осуществляют выключение/включение сцепления и выбор соответствующей скорости согласно с запрограммированным алгоритмом работы.
Коробка передач на «Приоре»
АМТ на автомобиле «Приора» — это своего рода гибрид, промежуточный вариант между полностью автоматической и ручной коробками переключения передач. Использование электрических актуаторов позволяет осуществить полную развязку трансмиссии от салона, уменьшить шум, вибрацию и сократить время переключения. Отсутствие педали сцепления позволяет исключить механизм привода из салона, увеличив свободное пространство для ног водителя.
Источник статьи: http://avtoshark.com/lada/priora/chassis-pri/priora-korobka-peredach-shema/