- Как правильно составить звуковую схему слова консультация (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как рисовать схемы слов в 1 классе
- Как правильно составить звуковую схему слова консультация (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как научить младшего школьника составлять схемы слов?
- Это слово или предложение?
- Слог и ударение
- Звуковые схемы слов
- Состав слова
- Учимся думать
Как правильно составить звуковую схему слова
консультация (1 класс) по теме
Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_0.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно составить звуковую схему слова
Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:
красный – для обозначения гласных звуков,
синий — для обозначения твёрдых согласных,
зелёный — для обозначения мягких согласных.
В русском языке 33 буквы:
10 букв, обозначающих гласные звуки:
А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;
Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;
(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).
Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:
Они обозначают 2 звука:
- в начале слова — я ма – [ й ‘ а м а ];
- если стоят после мягкого или твёрдого знака —
съел — [с й ‘ э л] льёт — [ л ‘ й о т ];
- стоят после гласного звука — поют — [ п а й’ у т ].
В остальных случаях Я, Е, Ё, Ю обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]).
Например: м я ч — [м’ а ч’ ],
л ё н — [ л ‘ о н ], л ю к — [ л’ у к ]).
21 буква, обозначающая согласные звуки:
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.
Ъ и Ь – звуков не обозначают.
Всегда твердые согласные: [ Ж ], [ Ш ], [ Ц ] — жир – [ ж ы р ],
Всегда мягкие: [ Ч ]. [ Щ ], [ Й ]. Чай — [ ч’ а й’ ],
щавель – [щ’ а в э л’ ].
Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация поможет на уроках обучения грамоте.
Звуковые схемы направлены на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.».
Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе.
Как правильно выполнить звуковую схему слова, следуя точному алгоритму. Какие карточки используются в 1 классе. . Звуковая схема слова — как.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/10/18/kak-pravilno-sostavit-zvukovuyu-shemu-slova
Как рисовать схемы слов в 1 классе
Чтобы составить схему слова, нужно уметь определять твёрдые и мягкие согласные звуки. Определять гласные звуки. Существуют слияния звуков, например
Такие слияния обозначаются прямоугольником с диагональю.
Нижняя часть закрашивается синим цветом, если согласный звук твёрдый, и зелёным цветом, если согласный звук мягкий. Верхняя часть закрашивается красным цветом, обозначая гласный звук.
Остальные звуки обозначаются просто квадратами. Которые закрашиваются тоже исходя из того какой звук обозначают:
— синий – твёрдый согласный;
— зелёный – мягкий согласный.
Некоторые гласные могут обозначать два звука: е, ё, ю, я [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Это происходит, если гласная стоит в начале слова ( я блоко) или после мягкого (вь ю га), или твёрдого (ь, ъ) знаков (подъ е зд), или после гласного (ве е р). Соответственно, в этом случае необходимо рисовать слияние прямоугольником и закрашивать нижний треугольник зелёным цветом, так как (й) всегда мягкий согласный, а верхний треугольник красным цветом.
Гласные, е, ё, и, ю, я,
если стоят после согласного, то означают его мягкость.
Гласные, а, о, у, ы, э,
если стоят после согласного, то означают его твёрдость.
Согласные, ж, ш, ц – всегда твёрдые;
согласные, й, ч, щ – всегда мягкие.
Ъ, ь – беззвучные, означают твёрдость (ъ) и мягкость (ь) согласного.
После того, как ребёнок нарисовал схему, необходимо вертикальной чертой разбить её на слоги и поставить сверху знак ударения.
По такой схеме можно подсчитать количество звуков в слове.
Слогов в слове столько, сколько гласных.
Для своего сына в помощь я приобрела в книжном магазине плакат «Гласные и согласные звуки и буквы». Очень помог ему в первом классе разобраться со звуками. А также пользовались кубиками Зайцева для построения слова, деления его на слоги, рисования схемы. С помощью кубиков легко объяснить, что такое слияние, это когда на кубике сразу две буквы. Или понять ребёнку какие согласные твёрдые – большие кубики, а какие мягкие – маленькие кубики.
Если вам была полезна данная статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/mamav7licah/kak-risovat-shemy-slov-v-1-klasse-5f79fbf68d3ae5589b025113
Как правильно составить звуковую схему слова
консультация (1 класс) по теме
Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_0.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Как правильно составить звуковую схему слова
Выполняя звуко-буквенный разбор, используют цвета:
красный – для обозначения гласных звуков,
синий — для обозначения твёрдых согласных,
зелёный — для обозначения мягких согласных.
В русском языке 33 буквы:
10 букв, обозначающих гласные звуки:
А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость впереди стоящих согласных;
Я, Е, Ё, И, Ю – обозначают мягкость впереди стоящих согласных;
(буквы Я, Е, Ё, Ю – звуков не обозначают).
Гласные ( Я Е Ё Ю – йотированные:
Они обозначают 2 звука:
- в начале слова — я ма – [ й ‘ а м а ];
- если стоят после мягкого или твёрдого знака —
съел — [с й ‘ э л] льёт — [ л ‘ й о т ];
- стоят после гласного звука — поют — [ п а й’ у т ].
В остальных случаях Я, Е, Ё, Ю обозначают 1 звук (соответственно: я – [а], е – [э], ё – [о], ю – [у]).
Например: м я ч — [м’ а ч’ ],
л ё н — [ л ‘ о н ], л ю к — [ л’ у к ]).
21 буква, обозначающая согласные звуки:
Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ.
Ъ и Ь – звуков не обозначают.
Всегда твердые согласные: [ Ж ], [ Ш ], [ Ц ] — жир – [ ж ы р ],
Всегда мягкие: [ Ч ]. [ Щ ], [ Й ]. Чай — [ ч’ а й’ ],
щавель – [щ’ а в э л’ ].
Все остальные согласные звуки могут быть как твёрдыми, так и мягкими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация поможет на уроках обучения грамоте.
Звуковые схемы направлены на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.».
Памятка для правильного составления звуковой схемы слова в 1 классе.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе.
Как правильно выполнить звуковую схему слова, следуя точному алгоритму. Какие карточки используются в 1 классе. . Звуковая схема слова — как.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/10/18/kak-pravilno-sostavit-zvukovuyu-shemu-slova
Как научить младшего школьника составлять схемы слов?
Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.
Это слово или предложение?
Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.
Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.
Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.
Слог и ударение
Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.
Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.
Звуковые схемы слов
Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.
Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.
Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.
Состав слова
Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.
Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:
- Напиши слово.
- Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
- Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
- Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
- Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
- Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.
Учимся думать
Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.
Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?
Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.
Источник статьи: http://fb.ru/article/367048/kak-nauchit-mladshego-shkolnika-sostavlyat-shemyi-slov