Машины постоянного тока режим работы двигателя

Режимы работы (двигательный, генераторный, торможение) двигателя постоянного тока ДПТ

В двигателях параллельного возбуждения при неизменном то­ке в обмотке возбуждения (IВ = const ) магнитный поток изменяется при нагрузке весьма незначительно, поэтому с некоторым при­ближением можно принять Ф = const . В этом случае электромаг­нитный момент [см. (25.24)] пропорционален току в цепи якоря и механическая характеристика n = f(M) может быть представлена зависимостью n = f(Ia) (рис. 29.8). Если эту характеристику про­должить в обе стороны за пределы осей координат (прямая 1), то можно показать, что электрическая машина в зависимости от ве­личины и знака внешнего момента, действующего на ее вал со стороны связанного с ним механизма, может работать в трех ре­жимах: двигательном, тормозном и генераторном.

При работе двигателя без нагрузки ток в цепи якоря Ia0 не­большой. При этом частота вращения n = n0 (точка А). Затем с по­явлением на валу двигателя нагрузочного момента, противодейст­вующего вращающему, ток в цепи якоря возрастает, а частота вращения уменьшается. Если увеличить противодействующий момент до значения, при котором якорь двигателя остановится (точка В), то ЭДС Ea = 0 и ток двигателя достигает значения

Если двигатель применяют для привода механизма, на­грузочный момент которого может быть больше вращающегося (например, привод барабана, на который наматывается трос с гру­зом), то при последующем увеличении нагрузочного момента это­го механизма якорь машины вновь начнет вращаться, но теперь уже в другую сторону. Теперь момент, действующий на вал элек­трической машины со стороны нагрузочного механизма, будет вращающим, а электромагнитный момент машины — тормозя­щим, т. е. электрическая машина перейдет в тормозной ре­жим. При работе машины в этом режиме ЭДС якоря действует согласованно с напряжением, т. е.

Читайте также:  Ресурс турбины дизельного двигателя ниссан

При использовании машины в тормозном режиме необходимо принять меры для ограничения тока якоря. С этой целью в цепь якоря включают добавочное сопротивление, величина которого обеспечивает получение искусственной характеристики двигателя, пересекающейся с осью абсцисс при токе якоря (штрихо­вая прямая).

Если при работе двигателя в режиме х.х. к его валу приложить момент, направленный в сторону вращения якоря, то частота вра­щения, а следовательно, и ЭДС Ea начнут возрастать. Когда ЭДС Ea = U , машина не будет потреблять тока из сети (точка С) и час­тота вращения якоря достигает значения, называемого погранич­ной частотой вращения nxx

Рис. 29.8. Режимы работы машины постоянного тока:

1 — с параллельным (независимым) возбуждением;

2 — со смешанным возбуждением;

3 — с последовательным возбуж­дением

При дальнейшем увеличении внешнего момента на валу ма­шины ЭДС Ea станет больше напряжения, а в цепи якоря опять возникает ток, но другого направления. При этом машина перей­дет в генераторный режим: механическая энергия, затрачи­ваемая на вращение якоря, будет преобразовываться в электриче­скую и поступать в сеть.

Перевод машины из двигательного в генераторный режим ис­пользуют для торможения двигателя, так как в генераторном ре­жиме электромагнитный момент является тормозящим (рекупера­тивное торможение).

Источник статьи: http://electrikam.com/rezhimy-raboty-dvigatelnyj-generatornyj-tormozhenie-dvigatelya-postoyannogo-toka-dpt/

Работа машины постоянного тока в режиме двигателя

При работе машины постоянного тока в режиме двигателя обмотка якоря подключается к источнику постоянного тока UЯ.

Вследствие взаимодействия тока протекающего в активных проводниках обмотки якоря с магнитным потоком возбуждения на валу машины возникает момент электромагнитных сил (см.2.16), который при работе машины в режиме двигателя является вращающим моментом

Якорь двигателя начинает вращаться в направлении определяемом направлением вектора вращающегося момента. Для изменения направления вращения следует изменить либо направление тока в якоре (полярность напряжения подведенного к якорю), либо направление магнитного потока возбуждения (полярность напряжения подведенного к обмотке возбуждения).

Двигатели постоянного тока могут включаться (см. рис. 2.13), по схемам с независимым, параллельным), последовательным или смешанным возбуждением. Применяются также двигатели с возбуждением от постоянных магнитов.

Схемы с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением применяются в основном в приводах с нерегулируемой или регулируемой в небольших пределах скоростью вращения. В регулируемых приводах как правило применяются двигатели с независимым возбуждением или с постоянными магнитами.

При вращении якоря в его обмотке индуктируется ЭДС EЯ определяемая выражением (2.13). У двигателя эта ЭДС является противоэлектродвижущей силой и направлена против напряжения, подведенного к якорю.

Напряжение, подведенное к якорю, уравновешивается этой противо — ЭДС и падением напряжения на активном сопротивлении якоря.

(2.21)

Отсюда находим уравнение частотной (скоростной) характеристики двигателя n(IЯ).

(2.22)

Подставляя в (2.22) IЯ из (2.20) получаем уравнение механической характеристики двигателя n(M).

(2.23)

Из уравнения (2.23) следует, что скорость вращения можно регулировать следующими способами

1. Изменением сопротивления цепи якоря. Способ легко реализуется включением реостата последовательно в цепь якоря. Однако этот способ во первых не экономичен, вследствие потерь энергии в реостате, а кроме того снижает жесткость механических характеристик (усиливается зависимость скорости от момента нагрузки). На рис. 2.16 приведены механические характеристики двигателя при отсутствии (RР =0) и наличии (RР >0) регулировочного сопротивления RР в цепи якоря.

Рисунок 2.16 – Механические характеристики двигателя

2. Изменением магнитного потока возбуждения путем изменения напряжения на обмотке возбуждения. Однако при этом регулировочная характеристика является нелинейной, а кроме того при изменении потока возбуждения изменяется вращающий момент на валу двигателя.

3. Изменением напряжения подводимого к якорю. Данный способ является наиболее рациональным, так как обеспечивает регулирование скорости в широких пределах при сохранении практически неизменным вращающего момента и сохранении жесткости механических характеристик.

Способ чаще всего реализуется применением управляемого тиристорного выпрямителя или транзисторного импульсного регулятора напряжения с широтно – импульсной модуляцией.

Двигатель постоянного тока обладает свойством саморегулирования – при изменении нагрузки автоматически устанавливается новое значение скорости, при которой двигатель работает устойчиво. Роль регулятора играет противо – ЭДС в обмотке якоря. В установившемся режиме вращающий электромагнитный момент двигателя равен статическому моменту нагрузки

Е = МС). Ток, потребляемый двигателем, в соответствии с (2.20), определяется моментом на валу двигателя:

(2.24)

Статический момент нагрузки МС включает в себя момент нагрузки МН и момент потерь холостого хода М0 , обусловленный трением в подшипниках, трением щеток и потерями в якоре на вихревые токи.

C ростом момента на валу уменьшается (см. 2.23) скорость вращения двигателя n и противо – ЭДС Е, а потребляемый ток будет возрастать, пока при новом значении скорости не восстановится равенство (2.21). При уменьшении момента на валу уменьшится ток IЯ , что, в соответствии с (2.21) приведет (при UЯ = const) к возрастанию Е за счет роста скорости.

Таким образом изменение момента нагрузки приводит к некоторому изменению скорости вращения двигателя, то есть механическая характеристика двигателя n = f(MН) является пологопадающей. Для обеспечения стабильной скорости вращения (жесткости механической характеристики) электропривод следует выполнять с системой стабилизации скорости (частоты) вращения.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 1111 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/2-50586.html

Работа машины постоянного тока в режиме двигателя

§ 113. РАБОТА МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА В РЕЖИМЕ ДВИГАТЕЛЯ

При включении двигателя постоянного тока в сеть под действие ем приложенного напряжения протекает ток как в обмотке якоря, так и в обмотке возбуждения. Ток возбуждения возбуждает магнитный поток полюсов.

В результате взаимодействия тока в провод­никах обмотки якоря с магнитным полем по­люсов создается вращающий момент и якорь машины приходит во вращение. Таким обра­зом, электрическая энергия, полученная ма­шиной из сети источника энергии, преобразу­ется в энергию механическую.

Механические силы создаются в результаты взаимодействия магнитного поля полюсов с то­ками в проводах обмотки якоря. Проводники обмотки якоря уложены в пазах, т. е. окружены сталью зубцов якоря, и эти силы в основном будут приложены к зубцам, так как магнитная проницаемость стали зубцов во много раз боль­ше магнитной проницаемости немагнитной среды пазов, в которой находятся проводники обмотки якоря. Положим, что генератор параллельного возбуждения работает на сеть большой мощности (рис. 149). Ток нагрузки генератора оп­ределяется следующим выражением:

где I — ток в обмотке якоря,

rн — сопротивление цепи этой обмотки,

E —э. д. с, индуктируемая в этой же обмотке,

U — напряжение сети.

Направление э. д. с. и тока в активных проводах якоря показа­ло на схеме (рис. 150,а). Машина развивает электромагнитный мо­мент Мэ, являющийся тормозным, т. е. потребляет механическую энергию и вырабатывает энергию электрическую.

Если посредством регулировочного сопротивления понизить ток возбуждения, то уменьшится как магнитный поток, так и э. д. с, индуктируемая в обмотке якоря. Это вызовет уменьшение нагруз­ки генератора. Изменяя сопротивление регулировочного реостата, можно довести ток возбужде­ния до такой величины, при которой э. д. с. в обмотке якоря равна напряжению сети (Е=U)) и ток в якоре равен нулю, т. е. генератор работает вхолостую.

Если ток возбуждения ока­жется меньше тока, соответст­вующего холостой работе гене­ратора, то э. д. с. обмотки яко­ря будет меньше напряжения сети, и ток в якоре изменит на­правление на обратное (рис. 150, б).

При изменении направления I тока в проводниках обмотки якоря также изменится направление электромагнитного момента Мэ, развиваемого машиной, т. е. момент станет вращающим. Таким образом, машина, потребляя электрическую энергию, вырабатыва­ет энергию механическую, т. е. работает двигателем.

Если отключить первичный двигатель, то якорь машины будет продолжать вращаться под действием развиваемого электромаг­нитного момента Мэ.

При вращении якоря в проводниках его обмотки индуктирует­ся э. д. с, направление которой противоположно направлению тока. Поэтому ее называют противо-э. д. с. или обратной э. д. с. Противо-э. д. с. играет роль регулятора потребляемой мощности, т. е. изменение потребляемого тока происходит вследствие из­менения противо-э. д. с. Противо-э. д. с. равна:

Вращающий момент, развиваемый двигателем,

Приложенное напряжение уравновешено противо-э. д. с. и па­дением напряжения в сопротивлении обмотки якоря и щеточных Контактов. Поэтому для двигателя уравнение равновесия э. д. с. примет следующий вид:

где Е — составляющая приложенного напряжения, которая уравн0ч вешивает противо-э. д. с, т. е. величина, обратная противо. э. д. с. Ток в обмотке якоря

определяется следующим выражением

Число оборотов якоря двигателя

Условием установившегося режима работы двигателя является равенство моментов вращающего и тормозного. Если вращающий момент, развиваемый двигателем Мэ, уравновешен тормозным моментом на валу Мт, то скорость вращения якоря остается постоян­ной. При нарушении равновесия моментов появляется дополнитель­ный момент, создающий положительное или отрицательное уско­рение вращения якоря.

Если увеличить нагрузку (тормозной момент на валу двигателя Мт),то равновесие моментов нарушится (МЭ Мэ), скорость вращения уменьшается непрерывно до остановки двига­теля. Такие случаи могут возникать при больших тормозных мо­ментах на валу и значительных понижениях напряжения сети.

При уменьшении нагрузки на валу двигателя (МЭ>Мт) ско­рость вращения якоря начнет увеличиваться, что вызывает увели­чение противо-э. д. с. в его обмотке. Ток в обмотке якоря начнет уменьшаться, уменьшая вращающий момент двигателя. Измене­ние скорости, противо-э. д. с. и тока в якоре будет протекать так­же до восстановления равновесия моментов (Мэ=Мт).

Однако в двигателях постоянного тока сравнительно часто создаются условия, при которых равновесие моментов не восстана­вливается при любом изменении скорости, так что вращающий мо­мент всегда остается больше тормозного момента на валу двига­теля (МЭ>Мт). В таких случаях скорость вращения якоря непре­рывно увеличивается, теоретически стремясь к бесконечности. Практически при значительном превышении номинальной скорости машина разрушается — разрываются бандажи, скрепляющие ло­бовые соединения обмотки, проводники обмотки выходят из пазов и т. д. Такой аварийный режим называется разносом двигателя.

Направление вращения якоря двигателя зависит от полярности полюсов и от направления тока в проводниках обмотки якоря.

Таким образом, для реверсирования двигателя, т. е. для изменения подавления вращения якоря, нужно либо изменить полярность ролюсов, переключив обмотку возбуждения, либо изменить направ­ление тока в обмотке якоря.

Обмотка возбуждения обладает значительной индуктивностью, переключение ее нежелательно. Поэтому реверсирование двигателей постоянного тока обычно заключается в переключении об­мотки якоря.

Источник статьи: http://servomotors.ru/documentation/electrical_engineering/1/10_113.html

Оцените статью
Все про машины