Двигатель BMW, используемый в McLaren F1, изначально готовился для супер проекта BMW M8
В 1993 году появился знаменитый McLaren F1, перевернувший мир суперкаров. Проект Гордона Марри стал самым быстрым серийным автомобилем в мире, разогнавшись до невероятных 386 км/ч. Такие характеристики стали возможны благодаря легкому аэродинамичному кузову, а также 6,1-литровому V12 BMW S70/2 мощностью 627 л.с.
McLaren F1 был быстрейшим серийным автомобилем в мире с 1993 по 2005 год!
Строго говоря, устанавливаемый на F1 двигатель S70/2 никогда не использовался на серийных автомобилях BMW. Фактически, никогда не производился и агрегат S70/1, на базе которого было построено “сердце” McLaren F1. Баварцы разрабатывали S70/1 под амбициозный проект BMW M8 (серии E31): автомобиль должен был затмить серийную “восьмерку” и все остальные гран-туризмо, но не сложилось…
BMW M8 Prototyp (E31) 1990 – Произведен в единственном экземпляре
В те годы подразделение M, занималось главным образом автоспортом и не обладало таким маркетинговым влиянием как сегодня. Рыночный успех первого поколения BMW M3, запущенного в производство в 1985 году для омологации гоночных автомобилей, был лишь приятным бонусом. Поэтому идею моториста BMW Поля Роше переработать новый мотор M70 V12 от модели 750iL для “супер-восьмерки”, в руководстве концерна восприняли несколько прохладно. Несмотря на некоторые опасения, Роше получил добро! Объем двигателя увеличили с 5,0 до 6,1 литра, а количество клапанов – с 24 до 48… Мощность S70/1 составила порядка 600 л.с.
Передние всплывающие фары прототипа были заменены обычными фонарями в бампере, чтобы освободить место для массивного карбонового впуска 6,1-литрового V12. Окна выполнены из легкого пластика (боковые стекла на прототипе не опускались, была только “форточка”), панели кузова композитные, боковые зеркала – из карбона. Двери в отличие от серийной BMW 8-й серии имеют рамки для обеспечения большей жесткости кузова. Воздуховоды на задних крыльях направляют поток воздуха к дополнительному радиатору в багажнике.
В салоне нет задних кресел, потому что это автомобиль не для поездок с семьей… Спереди вместо роскошных кресел – аскетичные гоночные ковши. Интерьер отделан алькантарой, панель усыпана дополнительными приборами и датчиками, спидометр амбициозно размечен до 300 км/ч!
На испытаниях на трассе Нардо, прототип M8 легко преодолел рубеж в 300 км/ч! Однако, для такой скорости наступили не самые лучшие времена: BMW, Mercedes-Benz и Audi заключили джентльменское соглашение об ограничении скорости своих автомобилей на уровне 250 км/ч. Автомобиль, способный “лететь над дорогой” быстрее 300 км/ч, оказался не очень то и нужным. Плюс, плохие экономические прогнозы начала 90-х заставили законсервировать проект М8.
Однако, работы по разработке S70/1 не прошли даром. Двигатель лег в основу S70/2, использованному в McLaren F1. Изначально Гордон Марри рассчитывал на то, что двигатель ему предоставит компания Honda (поставщик команды Формулы-1 McLaren), но японцы отказались! Судьбоносная встреча Марри и Роше произошла на Гран-при Германии 1990 года: Роше хотел пристроить новые разработки, оказавшиеся не к месту в BMW, а Марри – готовый к производству двигатель V12. Без Поля Роше McLaren появился бы гораздо позже и не факт, что стал бы настолько культовым.
Ну а топовой “восьмеркой” BMW E31 в отсутствии М8, вопреки расхожему мнению, стала не BMW 850 CSi, а проект тюнинг ателье Alpina B12 5.7. В то время как BMW построил более 1500 850 CSi, только 57 экземпляров B12 покинули завод Alpina. Под капотом был двигатель V12 от CSi расточенный до 5,7 литра с измененным впуском и выпуском, иными распредвалами и прочими доработками. Мощность возросла с 375 л.с. до 412 л.с., а максимальная скорость достигла 300 км/ч (Alpina никакие соглашения не подписывала…).
BMW Alpina B12 5.7 1993
Внешне B12 отличается фирменными дисками Alpina, обвесом, карбоновым капотом с центральным воздухозаборником NACA. Автомобиль с огромным потенциалом выглядит достаточно скромно: главное быть, а не казаться!
Ну и главное: если M8 E31 – бесценный прототип, хранящийся в запасниках BMW, Alpina B12 вполне можно купить.
Синий автомобиль на фото нашел нового владельца на аукционе RM Sotheby’s в Париже в начале февраля 2020 года за 265 000 евро (18,2 миллиона рублей). Вот она “супер-восьмерка”!
Источник статьи: http://oldschooler.ru/bmw-engine-m8-for-mclaren-f1/
Пришелец из шестидесятых, немецкий мотор и никакого комфорта: мифы и факты про McLaren F1
Суперкары – такой же кладезь мифов и фактов, как и обычные автомобили вроде советского ВАЗ-21099. McLaren F1 необычен и своей историей, и многими техническими решениями. Поэтому редкий, штучный и очень дорогой суперкар стал источником для многих вымышленных мифов и настоящих фактов, которые мы сегодня будем отделять друг от друга.
Компания McLaren ещё в самом начале своего «профессионального пути» задумалась о том, чтобы выпускать не только гоночные болиды, но и автомобили, предназначенные для езды по дорогам общего пользования.
В то время автомобили этой британской марки можно было увидеть исключительно на гоночных трассах
Однако ставший самым молодым пилотом – победителем Гран-при чемпионата «Формулы-1» Брюс Макларен погиб летом 1970 года во время испытаний нового болида канадско-американской серии McLaren M8D.
Брюс Макларен был талантливым гонщиком, но его жизнь трагически оборвалась в 1970-м
Болиды серии М8 предназначались для канадско-американской серии и использовались до 1972 года
Вероятно, из-за этого печального факта «гражданский суперкар» марки McLaren так и не появился бы, если бы не объединение с Project 4 Рона Денниса и талантливый конструктор Гордон Мюррей.
Гордон Мюррей и его детище
Живший в ЮАР выходец из семьи шотландских эмигрантов мечтал о собственном среднемоторном болиде ещё в студенческие годы, но из-за нехватки ресурсов для воплощения проект так и не состоялся. Приехав в Великобританию, чтобы устроиться в Lotus, в итоге Мюррей оказался в Brabham, где позже стал шеф-дизайнером. Отработав на эту компанию почти два десятилетия, он накопил большой опыт по внедрению в большом спорте как удачных, так и не самых эффективных идей вроде вентилятора на днище Brabham BT46, из-за которого уже после одной-единственной гонки FIA была вынуждена запретить подобные «ноу-хау».
Такой «пылесос» осложнял жизнь пилотам других болидов, поэтому от него тут же отказались
Ставший техническим директором команды McLaren в 1987 году, Мюррей не сдаётся. Благодаря ему был создан болид MP4/4 – один из самых успешных гоночных автомобилей, на котором команда смогла выиграть 15 из 16 гонок 1988 года.
McLaren Honda MP4/4 оказался достойным автомобилем для великого Айртона Сенны
При этом Гордон не забывал о своей давней идее, которая как раз в 1988-м нашла отклик и поддержку у директора «Макларен» Рона Денниса. Так в компании McLaren занялись «старой» концепцией, которую несколько лет практически в одни и те же годы вынашивали и Брюс Макларен, и Гордон Мюррей.
Громкое имя – это одна из возможных слагаемых рыночного успеха. McLaren F1 получил его задолго до своего появления, однако проект состоялся только после создания отдельного дочернего подразделения McLaren Cars Limited, появившегося в марте 1989 года. Именно этой компании и предстояло создать будущий суперкар. Возглавил «дочку», как нетрудно догадаться, всё тот же Мюррей, у которого на тот момент не было особых ограничений, но существовало чёткое видение идеального гоночного автомобиля для дорог общего пользования.
К разработке был привлечён дизайнер Питер Стивенс, создавший Lotus Elan и Jaguar XJR-15. Однако к самой команде McLaren история будущего суперкара не имела отношения, а после 1991 года «гоночная звезда» компании стала потихоньку затухать – вплоть до момента установки новых двигателей компании Mercedes. Возможно, это совпадение, но как раз в то время Мюррей занялся новым проектом – первым в истории компании «гражданским» автомобилем.
Конструкция машины отличалась от традиционных спорткаров того времени, но и чисто «формульной» компоновку трёхместного болида не назовешь
Гонщики McLaren на фоне первого автомобиля марки, рассчитанного на «обычную» эксплуатацию
Ведь McLaren F1 был изначально задуман как «обычный» автомобиль (хоть и ценой около миллиона долларов), предназначенный для дорог общего пользования. Что, впрочем, не помешало машине со временем попасть на гоночный трек. Однако из 106 выпущенных автомобилей 65 были дорожными версиями – то есть большинство Макларенов этой модели всё же могли ездить не только по гоночным трассам.
У восьмой серии BMW не было «эмки» – топовый вариант M8 так и остался прототипом, на который обратил внимание Гордон Мюррей. «Максимальным» для баварского спорткупе двигателем был 5,6-литровый мотор S70B56 мощностью 380 л. с., устанавливавшийся на версию 850CSi до 1996 года.
В итоге на Макларене появилось «чужое сердце» – мотор, созданный на базе S70B50CSI, предназначенного для так и не вышедшей топ-спортивной версии «восьмёрки». В BMW Motorsport объём двигателя увеличили до 6,1 л, а также модернизировали головку блока цилиндров и шатунно-поршневую группу.
Надпись не обманывает – это действительно BMW M Power!
С 12-цилиндрового двигателя для «восьмёрки» удалось выжать 627 л. с. без турбонаддува. Зато необычной оказалась инновация, которую в McLaren применили для охлаждения лёгкого (266 кг) с учётом рабочего объёма и мощности силового агрегата – теплоизоляция моторного отсека из. золотой фольги.
«Золотые» элементы эффектно смотрелись в моторном отсеке машины
По официальным утверждениям, золото использовалось из-за его наилучших теплоотражающих свойств, однако наверняка этот престижный драгметалл в McLaren применили ещё и для того, чтобы порадовать необычным решением своих потенциальных и очень обеспеченных клиентов.
Из-за широкого кузова и массивных форм многие современники считали McLaren F1 не самым лёгким автомобилем. Приземистый суперкар выглядел куда «весомее» своей реальной массы. Ведь трудно поверить, что машина длиной почти 4,3 м с 12-цилиндровым шестилитровым двигателем весит практически столько же, сколько обычная малолитражка!
Максимальное использование углепластиков и лёгких сплавов – залог низкого веса суперкара. Обратная сторона медали – огромная (по меркам обычных машин) себестоимость
Мюррей действительно хотел добиться идеального соотношения массы и мощности – то есть одна лошадиная сила на каждые два килограмма при тонне «живого» веса. Хотя реальный суперкар оказался немного тяжелее (1140 кг), однако и его двигатель развивал 627 л. с.
Добиться таких отличных показателей помог композит: из углепластика вылепили около пяти тысяч кузовных деталей, включая монокок и навесные элементы. Широкое применение лёгких сплавов и титана в ходовой части также положительно повлияло на массу. Разумеется, машина получилась не только лёгкой, но и очень жёсткой, поскольку все вибрации и удары во время езды передавались на тела водителя и двух пассажиров.
Компоновка кокпита получилась нетривиальной: водитель сидел по центру, а двое его пассажиров – по бокам
Вес при конструировании экономили практически на всём. Главная цель концепции — удачное соотношение массы и мощности.
В итоге энерговооружённость «гражданского» F1 оказалась практически на гоночном уровне, а по применению карбона на автомобилях для «обычных» дорог компания вышла практически на недосягаемый уровень.
Опять же по простой причине: этот автомобиль если и был «тяжёлым» для своего хозяина, то разве что финансово. Свыше миллиона долларов – огромная сумма за серийный автомобиль, пусть и со столь выдающимися характеристиками.
Роуэн Аткинсон, который заработал всемирную славу и известность на роли Мистера Бина, более 15 лет владел эксклюзивным суперкаром, проехав на нём в общей сложности почти 66 тысяч км.
«Мистер Бин» владел своим суперкаром долго. И не только не потерял, но и отлично заработал на нём!
За это время комик умудрился дважды (в 1999 и 2011 годах) попасть на своей сверхдорогой и ультраэксклюзивной машине в аварию. Однако, невзирая на столкновения со столбами, приобретение всё равно оказалось очень выгодным: купив машину в 1997 году за 540 тысяч фунтов стерлингов, Аткинсон в итоге продал McLaren F1 в 2015-м за 8 миллионов фунтов. Машина оказалась в собственности жителя Великобритании, который остался неизвестным.
Британский комик дважды разбивал свою «дорогую игрушку»
После серьёзного ДТП автомобиль даже загорелся, но «Мистер Бин» получил только травму плеча, добившись после аварии рекордной для Старого Света страховой компенсации в 910 тысяч фунтов и продав свою машину в 15 раз дороже её первоначальной стоимости.
Впрочем, фантастическая сумма сделки объясняется не только известностью Аткинсона, но и эксклюзивностью автомобиля, ведь физически подобных суперкаров осталось несколько штук, а на продажу они выставляются крайне редко.
В момент выхода Макларена на рынок эта модель считалась одним из самых аскетичных суперкаров: при запредельной стоимости у него не было ни ABS, ни усилителей рулевого управления и тормозов, ни подушек безопасности.
Стоящий сотни тысяч фунтов автомобиль намеренно избавили некоторых «опций комфорта», доступных даже для обычных малолитражек
Казалось бы, и вправду он был так же гол как сокол, что наши дедушкины «жигули», однако, кроме кондиционера и аудиосистемы, этот суперкар мог похвастать такими «лакшери»-элементами отделки, как кожа и алькантара, а также натуральная шерсть.
На материалах отделки не экономили, невзирая на борьбу с каждым килограммом
Минимум клавиш подчеркивали «минималистичность» интерьера, где всё подчинялось главному — скорости
Педали выглядели весьма сурово и…по-гоночному
То есть максимальное облегчение машины влияло на комфорт только там, где это было оправдано с точки зрения «чистой управляемости».
Правда, отсутствие элементарных усилителей руля и тормозов при запредельной мощности (свыше 500 л. с. на тонну веса!) сыграло злую шутку со многими состоятельными владельцами (как в прошлом разделе, посвященном Мистеру Бину). Машина оказалось не просто быстрой, но и весьма строптивой – точнее, трудно управляющейся на высоких скоростях.
F1 первых выпусков в прямом смысле отлично летал!
Кондиционера вместе с аудиосистемой по понятным причинам лишился только McLaren F1 GTR, который был предназначен для участия в соревнованиях и омологирован по классу BPR Global GT. Удалив одни компоненты, в Англии добавили в салон другие, установив необходимые по регламенту систему автоматического пожаротушения и каркас безопасности.
Меньше чем год спустя после дебюта на Гран-при Монако McLaren установил новый мировой рекорд скорости среди серийных автомобилей, набрав 386 км/ч. Важное достижение было зафиксировано в марте 1993 года. Другие показатели оказались не хуже: от 0 до 100 км/ч машина разгонялась за 3,2 секунды, а на обратную процедуру F1 тратил всего 2,8 секунды, проделывая это на расстоянии в 39 м, да и на «переставке» суперкар показал все 104 км/ч. Таким образом, конкурентов «на гражданке» у машины по тем временам практически не было.
Почти 400 км/ч «максималки» позволили этой машине носить титул самого быстрого суперкара более десяти лет
Однако достигая таких умопомрачительных скоростей, McLaren со своими 130 мм клиренса и гладким силуэтом без массивных антикрыльев вёл себя на скоростях свыше 250 км/ч далеко не так хорошо, как бы хотелось его пилотам и создателям.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/prishelets-iz-shestidesyatykh-nemetskiy-motor-i-nikakogo-komforta-mify-i-fakty-pro-mclarenf1