Двигатель компании Mercedes-Benz М102: Слабые места, устранение проблем
Общая информация
В 1980 компания Mercedes-Benz выпустила серию двигателей М 102. Данная серия заменила М 115 на легковых авто мерседес W201, W123, W124, а также внедорожники MB W460/461. М 102 двигатель М ерседес имел 4 цилиндра, был однорядным, на бензиновом топливе, а также выпускался в 4-х вариациях объёма: 1.8 л., 2.0 л., 2.3 л. и 2.5 л. Его производство прекратилось спустя 13 лет, когда на его смену пришел агрегат М 111.
Мотор М 102 в свою очередь сменил М 115, который был своего рода попыткой рестайлинга М 121. Но решить проблему неэкономного расхода горючего, а также улучшить роторно-поршневые двигатели не получилось. После 1973 и сопутствовавшего ему нефтяного кризиса было решено разработать новый четырехцилиндровый агрегат, без которого разработка mersedes W201 лишилась бы своей цели — создания компактного автомобиля.
М 102 стал весить на 10 кг меньше и значительно мощнее своего прообраза. В его производстве использовались утонченные стены, опирающиеся на доработанные и упрочненные ребра. Цилиндровые головки, имеющие Cross-Flow систему, были с двумя v-образными клапанами. Работа привода осуществлялась с помощью коромысла главного распредвала. Использующаяся тогда цепь оказалась на проверку ненадежной и часто рвалась. В 1987 ее сделали 2-х рядной, что существенно увеличило срок ее службы. Обновление прошел и цилиндровый блок. Коленчатый вал приобрел новые ходы.
В 1980 стартовал первый промышленный выпуск экземпляров в двух модификациях: 2.0 л (StromBerg 175 CDT) и 2.3 л. (инжектор K Jetronic Bosch). Обе модификации предназначались для модельного ряда MB W123 — Sedan, Coupe, Wagon. Дебютировал мерседес Benz W201 в 1982. Под его капотом был установлен мотор М 102 (2.0 л., с карбюратором Stromberg 175 CD и новым распредвалом).
Рестайлинг 1984 года
В 1984 движок проходит рестайлинг для применения на новых авто серии W 124. Движок претерпел существенные изменения:
- обновился ремень привод к генератору (заменили поликлиновым, 1-рядным);
- были оптимизирован шатун, произвели упрощение коленчатого вала;
- обновили фильтр на корпусе и датчик масла;
- поставили электродатчик давления масла на место старой механической версии;
- были установлены гидрокомпенсаторы;
- изменили материал опорных — установили гидро.
Этот образец карбюраторного двигателя MB был последним в своей серии.
Модификации моторов М102
Двигатель | Мощность, л.с/об.мин | Объем, л | Крутящий момент, Нм/об.мин | Тип | Использование на модели |
М102.920 | 109 5200 | 2.0 | 170 3000 | StromBerg 175 CDT | W123 |
М102.921 | 90 5000 | 2.0 | 165 2500 | — // — | W201 |
М102.922 | 109 5500 | (2.0) | 170 3000 | StromBerg 175 CDTс 1986 – Pierburg 2 E-E | W124 |
М102.924 | 109 5500 | 2.0 | — // — | StromBerg 175 CDT | W124, W201 |
М102.939 | 86 / 5200 | 2.0 | — // — | Pierburg 2 E-E | 190 W201 |
М102.962 | 122 / 5500 | (2.0) | 178 / 3500 | — // — | 190 W201 |
М102.942 | 95 / 5200 | 2.3 | 170 / 2500 | — // — | мерседес T1 и T2 |
М102.944 | 109 / 5300 | 2.3 | 174 / 2000 | Stromberg 175 CDTU | мерседес Gelandewagen |
М102.946 | 105 / 5100 | (2.3) | 182 / 2000 | Pierburg 2 E-E | мерседес T1 и T2 |
М102.980 | 136 / 5100 | 2.3 | 205 / 3500 | K Jetronic Bosch | W123 |
М102..981 | 125 / 5000 | 2.3 | 192 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W460 |
М102.982 | 132 / 5100 | (2.3) | 198 / 3500 | — // — | W124 |
М102.983 | 185 / 6200 | 2.3 | 235 / 4500 | — // — | W201 |
М102.985 | 132 / 5100 | 2.3 | 198 / 3500 | — // — | — // — |
М102.987 | 125 / 5000 | (2.3) | 192 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W460 |
М102.989 | 126 / 5000 | 2.3 | 190 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W463 |
М102.979 | 122 / 5100 | 2.3 | 188 / 4000 | — // — | мерседес Gelandewagen W461 |
Технические характеристики М102
Двигатель имеет следующие технические характеристики:
- страна-производитель — Германия;
- выпускался в период с 1980 по 1994 включительно;
- выполнен из чугуна;
- система питания либо карбюратор, либо инжектор;
- тип мотора — рядный;
- 4-х цилиндровый;
- на каждую головку цилиндр по 2 клапана;
- 80.2 мм, 80.25 мм — поршневой ход;
- цилиндр в диаметре — 89 мм;
- степень сжатия 8-9;
- 1996, 1997 куб.см объем;
- 86 л.с/5000 об.мин — 122 л.с./5500 об.мин.;
- 165 кг;
- по городу расходует около 11 л, на трассе — 6-7 л, смешанно — около 9 л;
- в своем ресурсе имеет 400+ тыс.км.
Слабые места
Для этой серии моторов свойственны следующие технические неисправности:
- Изношение распределительного вала после ста тысяч км. Решение — установка нового.
- Опоры ДВС после износа начинают давать ощутимые вибрации. Потребуется замена опор (лучше на гидро).
- После 100 000 км. нужно снять маслосъемные колпаки и заменить на новые, чтобы не начался повышенный расход масла.
- Стук, вибрации под капотом. Чаще всего причины связаны с неисправностью подушек.
Если брать во внимание отзывы владельцев мерседесов с таким же движком, стоит отметить частые жалобы на то, что мотор троит и не заводится. Для решения проблемы стоит проверить налив по каналам и распыл. А так же для механического впрыска форсунки просто заменяются комплектом новых. Для электрического впрыска — возможна прочистка форсунок.
Чтобы мотор не выкинул неприятных сюрпризов нужно использовать охлаждающую жидкость допуска 325.0 (чаще всего, синего или сине-зеленого цвета) в концентрированном виде, разбавляя в процессе замены дистиллированной водой 1:1. Часто используют Fuchs Maintain Fricofin или Aral AntifriseExtra. Саму систему сперва нужно тщательно промыть дист. водой.
Часто звучит вопрос: какой бензин лучше заливать в М102? Лучше использовать 95-ый: 92-ой идет по расходу больше и автомобиль ездит на нем хуже.
Устранение проблем
Еще одна из наболевших тем обсуждения у любителей движка М 102 — повышенный расход топлива, часто плавают обороты. Как правило, виной этому неверно выставленный момент зажигания. Для того, чтобы правильно выставить момент зажигания необходимо:
- Иметь в наличии стробоскоп и измеритель оборотов двигателя.
- Мотор следует разогреть до его рабочего градуса. При этом температура охлаждающей жидкости не должна повышаться выше 75-90 градусов по Цельсию. Если нужно, можно отсоединить датчик температуры антифриза при системе зажигания и замкнуть на массе (при сопротивлении в 320 Ом). Будет создана имитация температуры в 80 градусов. При установленном четырехполюсном датчике нужно подсоединить сопротивление контактов 1 и 3 на разъеме.
- При неработающем моторе и включенной нейтральной скорости провернуть ременной шкив коленвала до появления шкалы отметок момента зажигания.
- Сделать отметку мелом на штифте верхней мертвой точки. Согласно инструкции эксплуатации, подключить имеющиеся стробоскоп и измеритель оборотов.
- Вакуумную трубку отключить от короба распределителя зажигания (при системе зажигания TSZ). Выключить кондиционер (если имеется), отсоединить разъем датчика t входящего воздуха. Осуществить запуск движка, оставив его работать на холостых оборотах.
- Стробоскоп направить на стрелку, которая находится на крышке газораспределяющего устройства. Если момент зажигания был выставлен верно, отметка верхней точки останется в том же положении. Если нет совпадения по меткам зажигания, нужно ослабить болт распределителя. Увеличить обороты до 4500 и прокрутить распределитель до совпадения отметок. После этого затянуть болт крепления подходящим ключом и проверить холостой ход на обороты. Еще раз сверить отметки. При верной установке, отключить приборы и вернуть вакуумную трубку на место.
Тюнинг
Ввиду старой схемы, малоэффективной системы впрыска, отсутствия возможности поставить «левые» детали вместо оригинальных, рестайлинг М 102 нецелесообразен с рациональной точки зрения. В принципе, ремонт любого двигателя, срок службы которого перевалил за 30-ти летний порог, будет сложным и дорогим, как и реанимация до состояния нового или усиление. Можно увеличить количество лошадок движка до 2.2. л.с., если найдется ПГ от другой машины и будут проточены каналы ГБЦ. Метод расточки под поршень в 95.5 мм не подойдет. Оптимально установить турбину Eaton или Авто-Турбо, которые имеют интеркулер и наиболее производительный инжектор.
Если сравнивать мотор со 124-ой моделью в пять литров, то разница будет просто разительной. 124-ый является восьмицилиндровым движком, который способен развить до 326 л.с., а его максимальная скорость будет достигать 250 км в час. Для авто, рожденного в 90-е, это впечатляющие показатели. Потому нет смысла в ремонте и прокачке 102-го движка. Проще купить сразу более мощный вариант.
Мотор-ветеран MB М102 достаточно мощный, а при надлежащем контроле его слабых мест, еще и надежный.
Источник статьи: http://promercedes.ru/dvigateli/dvigatel-m-102
О двигателях для Mercedes-Benz 190
Седан класса «люкс D» Mercedes-Benz 190 W201 стал младшей моделью в производственной ленте компании. Он просуществовал на рынке с 1982 по 1993 год и был успешно заменен известным Mercedes-Benz C-Class W202.
Под капотом Mercedes-Benz 190 располагался целый ряд моторов, как на бензине, так и на дизтопливе.
Двигатель Mercedes-Benz M102.910 E18 1.8 л
Этот силовой агрегат стал младшим 1,8-литровым вариантом семейства М102 и был разработан на основе 2,0-литрового М102 Е20. Главным предназначением малообъемника стала замена карбюраторного М102.
ГБЦ осталась без изменений: те же восемь клапанов, один распредвал с гидрокомпенсатором, клапаны впуска имеют в диаметре 43 мм, а выпуска — 39 мм. Двигатель
В блок цилиндров вошел коленвал с уменьшенным до 72,2 ходом поршня. 1,8-литровый Mercedes-Benz M102.910 E18 получил систему впрыска горючего Bosch KE-Jetronic. Привод ГРМ имеет не очень надежную двухрядную цепь.
Ввиду того, что агрегат M102.910 E18 почти во всем сходен с М102 Е20, то и минусы получил те же: износ коленвала, жор масла, вибрации и стуки на холостых.
Более подробно о неполадках двигателя будет ниже.3
Двигатель Mercedes-Benz M102 E20 / V20 2.0 л
Рядный мотор Mercedes-Benz M102 на 4 цилиндра впервые был установлен под капот в 1980 году. Заменив устаревший М115-й. В разработанном с чистого листа агрегате заново пересмотрели чугунный блок цилиндров, установили два вида коленвалов на 80,25 и 80,2 мм хода поршней.
ГБЦ на 8 клапанов создали заново наряду с блоком, при этом гидрокомпенсаторы зазоров клапанов отсутствуют.
Привод ГРМ состоит из одного ряда цепи и заслужил недобрую славу из-за своей недолговечности. Максимальный ресурс цепного привода 100-150 тысяч километров.
Спустя четыре года в моторе появились облегченные шатуны и коленвал, появились гидрокомпенсаторы и другими стали опоры мотора и масляный фильтр.
К самым распространенным недостаткам двигателя Mercedes-Benz M102 относят малый ресурс распредвала — менять его придется уже через 100-150 тысяч километров.
Также двигатель славится большим расходом масла, что обусловлено амортизацией маслосъемных колпаков.
Довольно часто двигатель Mercedes-Benz M102 начинает вибрировать из-за быстрого старения подушек.
Также характерны для этого типа мотора стуки на холостом ходу.
В целом двигатель Mercedes-Benz M102 устаревший и надежным не может быть по определению. Мастера советуют сразу ставить на автомобиль более свежие версии моторов.
Двигатель Mercedes-Benz M102 E23/V23 2.3 л
Как и предыдущий М102-й 2,3-литровый двигатель M102 E23/V23 появился в 1980 году и заменил в линейке М115 V23.
Свежий мотор получил более легкий чугунный блок цилиндров, а ход коленвала достигал 80,25 и 80,2 мм.
Полностью обновлена была 8-клапанная ГБЦ с одним распредвалом. После 1984 года появились гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, до этого они регулировались вручную. Тогда же разработчики немного усовершенствовали шатуны и коленвал, опоры мотора и масляный фильтр.
До 1987 года использовалась однорядная цепь привода ГРМ с весьма скромным ресурсом, после стали применять двухрядную цепь, срок службы которой увеличился.
Все двигатели из семейства М102 имеют общие недостатки, описанные выше и 2,3-литровый M102 E23/V23 не стал исключением.
Двигатель Mercedes-Benz M103 E26 2.6 л
Агрегат Mercedes-Benz M103 E26 на 2.6 литра стал младшей версией серии М103 и сменил в силовой линейке древний М123-й. Основой для разработки 2,6-литрового мотора стал М103 Е30 с уменьшенным до 82,9 мм диаметром цилиндров, а ГБЦ от М103 Е30 настроили под Е26. Также стал меньшим диаметр клапанов впуска и выпуска, а в качестве системы впрыска топлива служила механика. Система подачи горючего марки KE-Jetronic. Привод ГРМ включает растяжимую однорядную цепь.
К основным недостаткам мотора относят нестабильную работу из-за засоренности форсунок.
Также присуща M103 E26 течь масла из-за износа сальников коленвала и П-образной прокладки на передней крышке.
К минусам относится малый рок службы цепи привода ГРМ, а жор масла обусловлен ненадежностью маслосъемных колпаков.
Анахроничность двигателя не исключает и других поломок, что вызвано естественным износом.
Но при использовании качественных расходников, регулярном техобслуживании и спокойной езде двигатель M103 E26 способен пробежать до 500-600 тысяч километров.
Источник статьи: http://car.ru/journal/engine/12411-o-dvigatelyah-dlya-mercedes-benz-190/