Моменты затяжки резьбовых соединений Нм
Кронштейн генератора……………………………………… 37
Шкив натяжителя приводного ремня вспомогательного
оборудования (для генератора)…………………………. 40
Дополнительный подогреватель……………………….. 12
Крышки опор распредвалов……………………………… 20
Корпус сальника распредвала…………………………… 9
Звездочка распредвала……………………………………… 88
Болты крепления топливной рампы………………….. 43
Отводящий патрубок системы охлаждения……….. 21
Корпус сальника коленвала………………………………. 7
Датчик положения коленвала…………………………… 9
Центральный болт крепления шкива коленвала… 176
Болты крепления головки блока цилиндров:
EGR-клапан (клапан системы рециркуляции
отработавших газов)/головка блока цилиндров…. 18
Кронштейн опоры двигателя/блок цилиндров двигателя 37
Кронштейн опоры двигателя/водяной насос……… 64
Выпускной коллектор………………………………………. 46
Звездочка привода ТНВД…………………………………. 103
Натяжной ролик/головка блока цилиндров………. 34
Сливной топливопровод форсунок/головка блока цилиндров 21
Трубка масляного щупа…………………………………….. 18
Кронштейн масляного фильтра/адаптер……………. 34
Датчик уровня масла………………………………………… 7
Звездочка привода масляного насоса………………… 37
Трубка маслоприемника/верхний картер масляного поддона:
Заглушка редукционного клапана/масляный насос 49
Сетка маслоприемник/масляный насос……………… 13
Сливная пробка масляного поддона………………….. 34
Масляный поддон/верхний картер масляного поддона 12
Верхний корпус масляного поддона:
Корпус дросселя/ впускной коллектор………………. 21
Крышка привода ГРМ………………………………………. 7
Щиток ремня ГРМ/корпус сальника………………….. 9
Натяжитель ремня привода ГРМ/водяной насос… 21
Вакуумный насос/головка блока цилиндров…….. 27
Источник статьи: http://avto-remont-toyota.ru/momenty-zatyazhki-rezbovyx-soedinenij-nm.html
Сборка блока цилиндров
– Тщательно очистите все детали, предназначенные для сборки.
– Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения.
– Замените все прокладки, кольцевые уплотнения и сальники новыми.
1. Установите вкладыши коренных подшипников.
а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.
Примечание: очистите заднюю поверхность вкладыша подшипника и поверхность блока цилиндров, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.
Примечание: верхние половинки вкладышей (устанавливаемые в расточку блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки коренных подшипников) – нет.
б)
(1ZZ–FE, 2ZZ–GE) Установите вкладыши коренных подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.
Примечание: очистите заднюю сторону вкладыша подшипника и поверхность крышки подшипников, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.
в)
(1NZ–FE, 2NZ–FE) Установите вкладыши коренных подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.
Примечание: очистите заднюю сторону вкладыша подшипника и поверхность крышки подшипника, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.
Примечание: установите подшипники так, чтобы с обеих сторон был зазор. Разница зазоров слева и справа не должна превышать следующее значение:
А – В = 0,8 мм и ниже;
С – О = 0,4 мм и ниже.
2. Установите верхние упорные полукольца в постель коренного подшипника №3 смазочными канавками наружу.
3. Нанесите моторное масло на верхние вкладыши коренных подшипников и уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности верхней части масляного поддона и блока цилиндров.
– Используя лезвие и скребок, удалите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.
-Тщательно очистите все компоненты перед установкой. – Используя безосадочный растворитель, очистите поверхности перед нанесением герметика.
б) Нанесите герметик на крышку коренных подшипников, как показано на рисунке.
– Не наносите избыточное количество герметика на контактные поверхности.
• Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.
в) Молотком с пластиковым бойком слегка обстучите крышку коренных подшипников для ее правильной установки.
5. (1ZZ–FE) Заверните двенадцатигранные болты крепления крышки подшипников.
– Болты крепления крышки подшипников затягиваются в три шага (б) и (г).
– Если один из болтов деформирован или не затягивается номинальным моментом затяжки, замените его.
а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышки коренных подшипников.
б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: если болт не затягивается указанным моментом, замените его.
в) Нанесите на грань болта, обращенную к передней части двигателя, метку.
г) Доверните болты на 90° в порядке, указанном выше.
д) Убедитесь, что все метки повернуты на 90° от первоначального положения.
6,
(2ZZ–GE) Заверните двенадцатигранные болты крепления крышки подшипников.
– Болты крепления крышки подшипников затягиваются в четыре шага (6), (в), (д) и (е).
– Если один из болтов деформирован, замените его.
а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышки коренных подшипников.
б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
в) Равномерно затяните болты крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: если болт не затягивается указанным моментом, замените его.
Г) Нанесите метку на грань болта, обращенную к передней части двигателя.
р) Поверните болты на 45°.
е) Доверните болты еще на 45° в порядке, указанном выше.
ж) Убедитесь, что все метки повернуты на 90° от первоначального положения.
7.
(1ZZ–FE, 2ZZ–GE) заверните 10 болтов (с шестигранной головкой) крепления крышки коренных подшипников.
а) Установите и равномерно затяните 10 болтов в несколько проходов.
б)
(2ZZ–GE) Нанесите герметик на 23 витка резьбы четырех пробок и заверните их.
в) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.
а) Установите пять крышек коренных подшипников.
Примечание: каждая крышка подшипника имеет номер и метку “перед”.
б) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.
в) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
г) Пометьте болты краской.
д) Доверните болты на 90°.
е) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.
9. Измерьте осевой зазор коленчатого вала (см. выше).
10. Установите поршень и шатун в сборе.
Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки “перед” на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.
11. Установите нижние крышки шатунов.
А. Установите нижние крышки на шатуны,
а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.
Примечание: очистите заднюю сторону вкладыша подшипника и поверхность крышки подшипников, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности,
б) Установите нижние крышки шатунов так, чтобы метки “перед” были обращены к передней части двигателя.
Б. Заверните болты.
– Болты затягиваются в два этапа,
– Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.
а) Нанесите слой моторного масла на резьбы и под головки болтов.
б) Проведите первичную затяжку болтов крышек шатунов равномерно в несколько проходов.
Если какой-либо болт не затягивается указанным моментом, замените его.
в) Пометьте болты краской.
г) Доверните болты на 90°, как показано на рисунках.
д) Убедитесь, что метки на болтах повернуты на 90° от первоначального положения.
е) Убедитесь, что коленчатый вал поворачивается свободно.
ж) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед (см. выше).
12. Установите кран слива охлаждающей жидкости с блока цилиндров.
а) Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы крана.
б) Установите кран и затяните его указанным ниже моментом.
1NZ-FE, 2NZ-FE………….35 Нм
в) После затяжки указанным моментом поверните край по ходу часовой стрелки, сориентировав его носиком вниз.
Источник статьи: http://avto-remont-toyota.ru/sborka-bloka-cilindrov.html
Номинальные моменты затяжки механических частей двигателя 2AZ-FE Toyota RAV4
Примечания:
Ниже приведены номинальные моменты затяжки механических частей двигателя 2AZ-FE для обеспечения продолжительной работы деталей и механизмов, а также исключения происшествий вследствии перетянутых соединений. Наведены три величины номинальных затяжек соединений для разных динамометрических ключей.
Приводной ремень.
Правое усиление элемента передней подвески x передняя поперечина, поперечина передней подвески.
Затяжка: 96 Н·м / 989 кгс·см / 71 фунт-сила-дюймов.
Зазор в приводе клапанов.
Крышка подшипника распределительного вала №1 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 29,5 Н·м / 301 кгс·см / 22 фунт-сила-дюймов.
Крышка подшипника распределительного вала №1 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 29,5 Н·м / 301 кгс·см / 22 фунт-сила-дюймов.
Крышка подшипника распределительного вала №1 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Натяжитель цепи №1 x крышка цепного привода газораспределительного механизма.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Цепной привод газораспределительного механизма.
Пластина натяжителя цепи x крышка подшипника коленчатого вала.
Затяжка: 12 Н·м / 122 кгс·см / 9 фунт-сила-дюймов.
Звездочка приводного вала масляного насоса x масляный насос.
Затяжка: 29,5 Н·м / 301 кгс·см / 22 фунт-сила-дюймов.
Успокоитель цепи №1 x головка блока цилиндров, блок цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Башмак натяжителя цепи х головка блока цилиндров, блок цилиндров.
Затяжка: 19 Н·м / 194 кгс·см / 14 фунт-сила-дюймов.
Направляющая цепного привода газораспределительного механизма x крышка подшипника коленчатого вала.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Крышка цепного привода газораспределительного механизма x головка блока цилиндров, блок цилиндров.
Затяжка болта А с головкой 10 мм: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Затяжка болта В с головкой 12 мм: 25 Н·м / 255 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Затяжка болта С с головкой 14 мм: 55 Н·м / 561 кгс·см / 41 фунт-сила-дюймов.
Затяжка гайки: 11 Н·м / 112 кгс·см / 8 фунт-сила-дюймов.
Натяжитель поликлинового ремня x крышка цепного привода газораспределительного механизма.
Затяжка: 59,5 Н·м / 607 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Правый кронштейн опоры двигателя х крышка цепного привода газораспределительного механизма.
Затяжка: 55 Н·м / 561 кгс·см / 41 фунт-сила-дюймов.
Шкив коленчатого вала х коленчатый вал.
Затяжка: 180 Н·м / 1835 кгс·см / 133 фунт-сила-дюймов.
Поддон картера x картер с ребрами жесткости.
Затяжка для болта, гайки: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Крышка головки блока цилиндров х головка блока цилиндров.
Затяжка для болта А: 11 Н·м / 112 кгс·см / 8 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для болта В: 14 Н·м / 143 кгс·см / 10 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для гайки: 11 Н·м / 112 кгс·см / 8 фунт-сила-дюймов.
Жгут электропроводки двигателя х крышка головки блока цилиндров.
Затяжка: 8,4 Н·м / 86 кгс·см / 74 фунт-сила-дюймов.
Кронштейн опорного ролика х блок цилиндров.
Затяжка: 60 Н·м / 612 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Передняя подушка опоры двигателя х передняя поперечина.
Затяжка: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Передняя подушка опоры двигателя (стяжной болт х гайка).
Затяжка: 145 Н·м / 1479 кгс·см / 107 фунт-сила-дюймов.
Правая подушка опоры двигателя x кузов.
Затяжка: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Правая подушка опоры двигателя x кронштейн опоры двигателя.
Затяжка для гайки А: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для гайки В: 52 Н·м / 530 кгс·см / 38 фунт-сила-дюймов.
Расширительный бачок радиатора x правая опора радиатора, правая подушка опоры двигателя.
Затяжка: 5,0 Н·м / 51 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Крышка двигателя №1 x головка блока цилиндров.
Затяжка: 7,0 Н·м / 61 кгс·см / 62 фунт-сила-дюймов.
Головка блока цилиндров.
Датчик положения распредвала х головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Контактный датчик давления масла х головка блока цилиндров.
Затяжка: 13 Н·м / 133 кгс·см / 10 фунт-сила-дюймов.
Конденсатор настройки радиоприемника x головка блока цилиндров.
Затяжка: 10 Н·м / 102 кгс·см / 7 фунт-сила-дюймов.
Болт крепления головки блока цилиндров. Головка блока цилиндров x блок цилиндров.
Затяжка для 1-го: 78,5 Н·м / 800 кгс·см / 58 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для 2-го: Поверните на 90° / Поверните на 90° / Поверните на 90°.
Зубчатое колесо распределительного вала х распределительный вал.
Затяжка: 54 Н·м / 551 кгс·см / 40 фунт-сила-дюймов.
Ведущая звездочка распределительного вала №2 x распределительный вал №2.
Затяжка: 54 Н·м / 551 кгс·см / 40 фунт-сила-дюймов.
Крышки подшипников распределительного вала №1 и 2 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 29,5 Н·м / 301 кгс·см / 22 фунт-сила-дюймов.
Крышка подшипника распределительного вала №3 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Выпускной коллектор х головка блока цилиндров.
Затяжка: 37 Н·м / 377 кгс·см / 27 фунт-сила-дюймов.
Теплозащитный экран выпускного коллектора №1 х выпускной коллектор.
Затяжка: 12 Н·м / 122 кгс·см / 9 фунт-сила-дюймов.
Стойки коллектора № и 2 х блок цилиндров, выпускной коллектор.
Затяжка: 44 Н·м / 449 кгс·см / 32 фунт-сила-дюймов.
Направляющая щупа проверки уровня масла x блок цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Двигатель в сборе.
Ведущий диск x коленчатый вал.
Затяжка: 98 Н·м / 1000 кгс·см / 72 фунт-сила-дюймов.
Кронштейн подшипника приводного вала х блок цилиндров.
Затяжка: 64 Н·м / 653 кгс·см / 47 фунт-сила-дюймов.
Крюки для вывешивания двигателя №1 и 2 x головка блока цилиндров.
Затяжка: 38 Н·м / 387 кгс·см / 28 фунт-сила-дюймов.
Левая подушка опоры двигателя x кузов.
Затяжка: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Левая подушка опоры двигателя (стяжной болт).
Затяжка: 56 Н·м / 571 кгс·см / 41 фунт-сила-дюймов.
Правая подушка опоры двигателя x кузов.
Затяжка: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Правая подушка опоры двигателя x кронштейн опоры двигателя.
Затяжка для гайки А: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для гайки В: 52 Н·м / 530 кгс·см / 38 фунт-сила-дюймов.
Задняя правая подушка опоры двигателя х поперечина передней подвески.
Затяжка для болта и гайки: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Задняя правая подушка опоры двигателя (стяжной болт).
Затяжка: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Передняя подушка опоры двигателя х передняя поперечина.
Затяжка: 95 Н·м / 969 кгс·см / 70 фунт-сила-дюймов.
Передняя подушка опоры двигателя (стяжной болт).
Затяжка: 145 Н·м / 1479 кгс·см / 107 фунт-сила-дюймов.
Кронштейн площадки аккумуляторной батареи x кузов.
Затяжка: 20 Н·м / 204 кгс·см / 15 фунт-сила-дюймов.
Усиление кронштейна аккумуляторной батареи x площадка аккумуляторной батареи.
Затяжка: 20 Н·м / 204 кгс·см / 15 фунт-сила-дюймов.
Передняя площадка аккумуляторной батареи x усиление кронштейна аккумуляторной батареи.
Затяжка: 20 Н·м / 204 кгс·см / 15 фунт-сила-дюймов.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра x кузов.
Затяжка: 5,0 Н·м / 51 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Расширительный бачок радиатора x правая опора радиатора, правая подушка опоры двигателя.
Затяжка: 5,0 Н·м / 51 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Прижимная планка аккумуляторной батареи x верхний кронштейн радиатора.
Затяжка для болта: 8,5 Н·м / 87 кгс·см / 75 фунт-сила-дюймов.
Прижимная планка аккумуляторной батареи х болт прижимной планки аккумуляторной батареи.
Затяжка для гайки: 5,0 Н·м / 51 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Блок двигателя.
Кожух уравновешивающего вала x картер с ребрами жесткости.
Затяжка для 1-го: 21,6 Н·м / 220 кгс·см / 16 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для 2-го: Поверните на 90° / Поверните на 90° / Поверните на 90°.
Болт крышки шатуна. Крышка шатуна х шатун.
Затяжка для 1-го: 24,5 Н·м / 250 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для 2-го: Поверните на 90° / Поверните на 90° / Поверните на 90°.
Болт крепления крышки подшипника коленчатого вала. Крышка подшипника коленчатого вала х блок цилиндров.
Затяжка для 1-го: 40 Н·м / 408 кгс·см / 30 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для 2-го: Поверните на 90° / Поверните на 90° / Поверните на 90°.
Шпилька x блок цилиндров.
Затяжка для болтов А, С и D: 5,0 Н·м / 51 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для болта В: 21,5 Н·м / 219 кгс·см / 16 фунт-сила-дюймов.
Штуцер подачи масла №1 x блок цилиндров.
Затяжка: 7,0 Н·м / 71 кгс·см / 62 фунт-сила-дюймов.
Крышка шатуна х шатун.
Затяжка для 1-го: 24,5 Н·м / 250 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Затяжка для 2-го: Поверните на 90° / Поверните на 90° / Поверните на 90°.
Картер с ребрами жесткости x блок цилиндров.
Затяжка: 24 Н·м / 245 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Фильтр клапана подачи масла х блок цилиндров.
Затяжка: 30 Н·м / 306 кгс·см / 22 фунт-сила-дюймов.
Кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров х блок цилиндров.
Затяжка: 25 Н·м / 255 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Гидравлический клапан изменения фаз x головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Пробка сливного отверстия поддона картера x поддон картера.
Затяжка: 40 Н·м / 408 кгс·см / 30 фунт-сила-дюймов.
Штуцер масляного фильтра x картер с ребрами жесткости.
Затяжка: 29,5 Н·м / 301 кгс·см / 22 фунт-сила-дюймов.
Крышка маслоналивной горловины x крышка головки блока цилиндров.
Затяжка: 3,0 Н·м / 31 кгс·см / 26 фунт-сила-дюймов.
Свеча зажигания х головка блока цилиндров.
Затяжка: 25 Н·м / 254 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Сапун х крышка головки блока цилиндров.
Затяжка: 19 Н·м / 194 кгс·см / 14 фунт-сила-дюймов.
Перепускной шланг охлаждающей жидкости №3 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Перепускной патрубок охлаждающей жидкости №1 х головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Кронштейн опорного ролика х блок цилиндров.
Затяжка: 60 Н·м / 612 кгс·см / 44 фунт-сила-дюймов.
Пустотелый соединительный болт-штуцер. С масляным радиатором.
Затяжка: 25 Н·м / 255 кгс·см / 18 фунт-сила-дюймов.
Трубка масляного радиатора х головка блока цилиндров.
Затяжка: 9,0 Н·м / 92 кгс·см / 80 фунт-сила-дюймов.
Источник: Мультимедийное руководство по обслуживанию и ремонту автомобилей TOYOTA RAV4 с 2006г. выпуска
Источник статьи: http://carpedia.club/Nominalnye-momenty-zatiazhki-mekhanicheskikh-chastei-dvigatelia-2AZ-FE-Toyota-RAV4