- Устройство автомобилей
- Схемы включения осветительных приборов и световой сигнализации
- Общие сведения об автомобильных схемах
- Система наружного и внутреннего освещения
- Электрооборудование 2108 Наружное освещение
- Наружное освещение, лампы стоп-сигнала и света заднего хода, освещение салона и багажника
- Схема включения наружного освещения
- Приборы освещения автомобиля
Устройство автомобилей
Схемы включения осветительных приборов и световой сигнализации
Общие сведения об автомобильных схемах
На автомобилях (как, впрочем, и на другой самоходной технике), как правило, применяется однопроводная схема электрооборудования. При такой схеме отрицательные выводы источников питания, которыми являются аккумуляторная батарея и генератор, а также большинство потребителей соединяются с «массой» (кузовом, рамой) автомобиля, выполняющей функцию второго провода.
Положительные выводы источников питания соединяются с потребителями электрическими проводами, заключенными в изоляцию.
Однопроводная схема позволяет существенно упростить конструкцию и монтаж сетей электрооборудования автомобилей, повысить надежность электроснабжения бортовых потребителей, а также сэкономить дорогостоящие цветные металлы, используемые в электрических проводах.
Для соединения проводов между собой, а также для присоединения приборов электрооборудования провода снабжены штекерами. В местах соединения пучков проводов штекеры устанавливаются в колодки и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми или пластмассовыми чехлами.
При монтаже электрооборудования на штекеры наносится защитный смазочный материал.
Элементы управления потребителями, а также электропредохранительные устройства, как правило, устанавливаются в положительных проводах между источниками питания и потребителями.
Ниже приведены схемы включения системы освещения широко распространенных марок отечественных автомобилей – «КамАЗ», «ВАЗ» и «Москвич».
Рис. 1. Расположение пучков проводов в передней части и на раме автомобилей марки «КамАЗ»: 1 – передние фонари и противотуманные фары; 2 – электрический звуковой сигнализатор; 3 – пучок электропроводов; 4 – провод от выключателя «массы» на раму; 5 – выключатель «массы»; 6 – провод от выключателя «массы» к аккумуляторным батареям; 7 – аккумуляторные батареи 6СТ-190; 8 – скоба крепления электропроводов; 9 – задние фонари; 10 – пучок проводов к задним фонарям; 11 – левый пучок проводов; 12 – датчик включения межосевого дифференциала; 13 – датчик; 14 – датчик топливного бака; 15 и 16 – болт и скоба крепления электропроводки; 17 – стартер; 18 – генератор; 19 – резиновая втулка; 20 — хомут крепления пучка проводов; 21 – шайба; 22 – гайка
Рис. 2. Схема включения системы освещения автомобиля ВАЗ-2105: 1 – лампы габаритных огней; 2 — подкапотная лампа; 3 – монтажный блок реле и предохранителей; 4 – выключатель зажигания; 5 – выключатель освещения приборов; 6 – выключатель наружного освещения; 7 – контрольная лампа наружного освещения, расположенная в спидометре; 8 – лампа освещения приборов; 9 – лампы габаритных огней в задних сгруппированных световых приборах; 10 – фонарь освещения номерного знака
Рис. 3. Схема включения наружного освещения автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099: 1 – выключатель подкапотной лампы; 2 – лампы габаритных огней в блок-фарах; 3 – монтажный блок; 4 – перемычки; 5 – сигнальная лампа; 6 – выключатель зажигания; 7 – выключатель освещения приборов; 8 – переключатель стояночного освещения; 9 – комбинация приборов с щитами освещения приборов (слева) и контрольной лампой наружного освещения (справа); 10 – переключатель наружного освещения; 11 – лампы габаритных огней в задних фонарях; 12 – фонари освещения номерного знака
Рис. 4. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099: 1 – лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 – боковые указатели поворота; 3 – монтажный блок; 4 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 5 – выключатель зажигания; 6 – реле зажигания; 7 – переключатель указателей поворота; 8 – комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота (слева) и аварийной сигнализации (справа); 9 – выключатель аварийной сигнализации; 10 – лампа указателя поворота заднего фонаря
Рис. 5. Схема включения наружного освещения автомобиля 2141 «Москвич»: 1 – лампы габаритных огней в фарах; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – выключатель подкапотной лампы; 5 – предохранитель; 6 – монтажный блок реле и предохранителей; 7 – подкапотная лампа; 8 – выключатель света фар; 9 – выключатель наружного освещения; 10 – лампа подсветки рычагов управления отопителем; 11 – комбинация приборов с лампами контроля и подсветки; 12 – выключатель зажигания; 13 – плафон освещения багажного отделения; 14 – лампы габаритных огней задних фонарей; 15 – фонарь освещения номерного знака
Источник статьи: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/55-fonari_3/index.shtml
Система наружного и внутреннего освещения
Система наружного и внутреннего освещения (рис.325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.
Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — фары противотуманные правая и левая; 3, 11 — фары головного света правая и левая; 4 — плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6 — фонари автопоезда; 7 — выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей отопителя; 9, 10 — плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 — реле сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 — фонари задние правый и левый; 17, 18 — фонари передние правый и левый; 19 — переключатель света комбинированный; 20 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 — предохранитель ПР 310 (10 А); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — лампа подкапотная; 24 — выключатель аварийной световой сигнализации; 25 — розетка переносной лампы; 26 — розетка семиконтактная; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — манометр; I — к выключателю приборов и стартера
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.
Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохранителями ПР310, установленными на панели предохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов защищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722.
Источник статьи: http://ka.maz-auto.info/elektrooborudovanie/sistema-naruzhnogo-i-vnutrennego-osveshheniya/
Электрооборудование 2108 Наружное освещение
Наружное освещение, лампы стоп-сигнала и света заднего хода, освещение салона и багажника
Схема включения наружного освещения
1 – лампа габаритного света в блок-фаре;
2 – выключатель подкапотной лампы;
3 – монтажный блок;
4 – контактные перемычки на месте установки реле контроля ламп;
5 – подкапотная лампа;
6 – выключатель зажигания;
7 – выключатель наружного освещения;
8 – выключатель освещения приборов;
9 – комбинация приборов с лампами освещения приборов (слева) и контрольной лампой наружного освещения (справа);
10 – лампа габаритного света в задних фонарях;
11 – фонари освещения номерного знака.
Габаритный свет включен, если нажат переключатель наружного освещения. Лампы габаритного света и стоп-сигнала запитаны через реле контроля исправности ламп в монтажном блоке. Если какая-либо из ламп перегорит или нарушится контакт в патроне или питающей цепи, в блоке контроля (устанавливается на часть автомобилей) загорается соответствующий индикатор. Если реле контроля ламп нет, вместо него должны стоять перемычки.
Лампы фонарей освещения номерного знака и багажника включаются одновременно с наружным освещением, но подключены в обход реле контроля ламп, поэтому их исправность не диагностируется.
Лампа подсветки вещевого ящика включается при включенном зажигании выключателем под крышкой ящика.
Лампа освещения салона загорается, если открыта одна из дверей и переключатель плафона находится в соответствующем положении.
Подсветка приборов включается одновременно с включением наружного освещения. Яркость ламп подсветки регулируется реостатом на панели приборов.
Лампы фонарей заднего хода загораются, если включено зажигание и замкнут выключатель заднего хода, расположенный на коробке передач.
До 1988 г. применялась система включения стояночного света отдельно по левому или по правому бортам автомобиля в зависимости от положения соответствующего переключателя, если ключ зажигания находился в положении «Стоянка».
Источник статьи: http://wiki.zr.ru/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2108_%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Приборы освещения автомобиля
Передние фары служат для освещения дороги. Фара состоит из корпуса 4, в котором помещается полуразборный оптический элемент 2 с лампочкой 6, закрепляемый на корпусе ободком 8. Корпус фары выполнен из тонкой листовой стали. Фары помещаются в передней части крыльев в гнездах или на специальных кронштейнах.
Рис. Фара: 1 — стекло-рассеиватель; 2 — полуразборный оптический элемент; 3 — установочный ободок; 4 — корпус; 5 — патрон; 6 — лампочка; 7 — отражатель (рефлектор); 8 — внутренний ободок; 9 — наружный ободок; 10 — винт крепления ободка
Оптический элемент состоит из отражателя 7 (рефлектора), патрона 5 с двухнитевой лампой и стекла-рассеивателя 1. Внутренняя поверхность отражателя покрыта слоем алюминия, вследствие чего она хорошо собирает лучи от лампы и отражает их на дорогу. Стекло-рассеиватель имеет рифленую поверхность, способствующую равномерному освещению дороги.
Рис. Подфарник: 1 — корпус; 2 — ободок; 3 — стекло; 4 — лампочка; 6 — патрон
Полуразборный оптический элемент вставляется в установочный ободок 3 корпуса фары и крепится к этому ободку винтами.
В фарах, расположенных внутри крыльев, ободок притягивается к корпусу фары тремя спиральными натяжными пружинами и двумя регулировочными винтами, при помощи которых можно изменять направление света фары.
Подфарники состоят из корпуса 1, ободка 2, стекла 3, патрона 5 и лампочки 4. Подфарники устанавливаются на крыльях автомобиля и часто комбинируются с указателями поворотов.
Рис. Задний фонарь со светомаскировочной насадкой: а — устройство фонаря;, б — положение при движении ночью; в — положение при движении днем; 1 — ободок; 2 — светомаскировочная насадка; 3 — защитное стекло; 4 — крышка; 5 — ось крышки; 6 и 7 — пружинные держатели; 8 — отверстие
Задний фонарь состоит из корпуса, разделенного перегородкой на две части, закрываемые при необходимости крышкой 4 светомаскировочного ободка 1. В верхней части фонаря размещена лампа стоп-сигнала, загорающаяся при торможении автомобиля ножным тормозом.
В нижней части фонаря находится лампочка, которая освещает через боковое стекло и вставку номерной знак и подсвечивает прорези в светомаскировочной насадке 2, являющиеся индикатором (определителем) расстояний до впереди идущей машины при движении в колонне ночью. Нижние прорези вставки закрыты красным светофильтром, а верхнее овальное отверстие стоп-сигнала — синим стеклом. Вставка закрыта снаружи защитным белым стеклом 3. Все детали насадки крепятся двумя винтами к корпусу фонаря светомаскировочным ободком 1.
Корпус фонаря без светомаскировочной насадки закрывается снаружи красным стеклом-рассеивателем. На стекло-рассеиватель в свою очередь надевается металлический ободок, который при помощи двух винтов плотно прижимает стекло-рассеиватель к корпусу фонаря.
Рис. Автомобильные электрические лампы: а — однонитевая лампа; б — двухнитевая фланцевая лампа; в — двухнитевая двухконтактная лампа; 1 — стеклянная колба; 2 — цоколь; 3 — штифты; 4 — стойка; 5 — нить накаливания; 6 — фиксирующие прорези
Поворотная лампа-фара служит для дополнительного освещения пути при объездах дороги или на крутых поворотах.
Лампа-фара поворачивается водителем в необходимом направлении вручную.
Лампа-фара отличается от обычной фары шарнирным креплением на кронштейне и тем, что ее стекло не имеет рассеивателя. Стекло лампы-фары гладкое, и поэтому она дает узкий пучок света большой силы.
Плафоны служат для освещения кабины и кузова автомобиля. Включаются плафоны так же, как и щитковые лампочки, при помощи переключателей на щитке приборов.
Подкапотная лампа устанавливается на передней стенке кабины. Она включается поворотом патрона в корпусе.
Электрические лампы, применяемые на автомобилях, бывают однонитевые и двухнитевые.
Лампа состоит из стеклянной колбы 1, наполненной инертным газом, и металлического цоколя 2. В середине колбы помещена металлическая стойка 4 для крепления нити накаливания 5 из тугоплавкого металла — вольфрама. Один конец нити присоединяется к цоколю (массе), другой — к изолированному от цоколя контакту.
На цоколе лампы имеются два штифта 3, входящие в прорези патрона; штифты удерживаются в прорезях вследствие давления на цоколь пружинных контактов патрона.
В двухнитёвой лампе к цоколю припаивается по одному концу каждой нити; другие концы нити раздельно подведены к изолированным контактам. Когда такая лампа вставлена в патрон фары и включен ток, то одна из нитей находится, точно в фокусе и дает дальний свет, а другая нить расположена выше и дает при включении ближний свет.
Точное положение нитей лампы достигается применением фланцевых патронов, имеющих три неравно расположенных штифта, на которые заходят фиксирующие прорези 6 фланца цоколя.
Рис. Центральный переключатель света: 1 — контактная пластина; 2 — стержень ползуна; 3 — кнопка; 4 — клемма провода к ножному переключателю света; 5 — клемма провода к подфарникам; 6 — клемма провода к заднему фонарю; I, II и III — положения кнопки переключателя
Центральный переключатель света состоит из контактной пластины (панели) 1, имеющей клеммы для проводов, ползуна со стержнем 2 и кнопкой 3. При передвижении ползуна провод, находящийся под током, соединяется с теми или другими потребителями тока. Переключатель света устанавливается на щитке приборов.
Переключатель имеет три положения:
- I — кнопка вдвинута до отказа — освещение выключено;
- II — кнопка выдвинута в среднее положение — включены подфарники и задний фонарь;
- III — кнопка выдвинута до отказа — включены передние фары и задний фонарь.
Ножной переключатель служит для переключения в передних фарах дальнего света на ближний и наоборот. Он состоит из корпуса, крышки с контактами и клеммами, контактного диска, кнопки, штока и возвратной пружины. Контакты переключаются поворотом диска при нажатии ногой на кнопку штока. При нажатии на кнопку попеременно включается то дальний, то ближний свет. При включении дальнего света на щитке приборов одновременно загорается контрольная лампочка.
Рис. Светомаскировочные устройства: 1 — насадка на задний фонарь; 2 — переключатель режимов светомаскировки; 3 — откидная крышка; 4 — козырек; 5 — насадка; 6 — ножной переключатель света; 7 — соединительная муфта; 8 — контрольная лампа
Светомаскировочные устройства предназначаются для того, чтобы замаскировать движение автомобилей ночью. Светомаскировочные устройства (СМУ) состоят из двух насадок 5, надеваемых на фары вместо рассеивателей, переключателя 2 режимов светомаскировки, насадки 1 на задний фонарь, надеваемой вместо красного стекла-рассеивателя, и набора вставок для маскировки света подфарников и плафонов.
Насадка 5 в верхней части имеет две щели, закрываемые двухрядной линзой, прикрытой сверху козырьком 4. Нижняя часть насадки снабжена стеклом-рассеивателем, которое может закрываться откидной крышкой 3. Крышка в нижнем (стекло-рассеиватель закрыто) или верхнем (стекло-рассеиватель открыто) положении фиксируется пружинными защелками.
Чтобы уменьшить силу света при движении в условиях светомаскировки, в цепь нитей дальнего света ламп включается переключатель 2 режимов светомаскировки. Нити ближнего света фар при этом отключаются.
Переключатель представляет собой сопротивление, состоящее из двух спиралей, смонтированных на керамическом основании. Спирали укреплены на стойке, в вершине которой установлен нож выключателя. Включение переключателя в электрическую цепь автомобиля показано на рисунке.
Рис. Схема включения переключателя режимов светомаскировки в электрическую цепь автомобиля: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — центральный переключатель света; 3 — переключатель П-29; 4 — фары
Когда автомобиль движется ночью в неугрожаемой зоне, крышки насадок фар и заднего фонаря подняты в верхнее положение; ручка переключателя режимов светомаскировки находится в положении «2» (сопротивление выключено) — дорога освещается полным светом. Такой режим светомаскировки называется незатемненным (НЗ). Автомобили следуют практически со скоростями, близкими к обычным. При разъездах автомобилей, оборудованных светомаскировочными устройствами, почти полностью отсутствует ослепление водителей светом, так как козырьки 4 фар снимают верхнюю часть светового пучка.
При движении автомобиля в угрожаемой зоне, где введен режим светомаскировки, крышки насадок фар опускаются, крышка насадки заднего фонаря остается в прежнем положении (поднята), так же как и ручка переключателя (положение «2»), Такой режим светомаскировки называется режимом частичного затемнения (43). При этом режиме свет от фар падает на дорогу на расстоянии 18—20 м от автомобиля в виде довольно яркого пятна овальной формы. Скорость автомобиля для безопасности движения ограничивается 30 км/час.
При движении в угрожаемой зоне может быть введен режим полного затемнения (ПЗ). Ручка переключателя в этом случае ставится в положение «1». В цепь ламп, таким образом, вводится дополнительное сопротивление, резко снижающее силу света фар, — дорога освещается тусклым пятном овальной формы. Скорость автомобиля для безопасности движения снижается до 25 км/час, в колонне — до 15 км/час.
При светомаскировке на место стекла-рассеивателя заднего фонаря ставится пластинка из пластмассы с четырьмя прямоугольными прорезями в нижней части и синим овальным стеклом в верхней. Пластинка укрепляется ободком с откидной крышкой. При движении ночью крышка насадки заднего фонаря вне зависимости от установленного режима светомаскировки должна быть поднята. При этом синий свет стоп-сигнала в момент торможения проникает лишь через небольшое отверстие и не демаскирует автомобиль. В нижней части насадки видны четыре красных прямоугольника (индикатор расстояний), необходимые для поддержания правильной дистанции между автомобилями при движении ночью в колонне.
Днем крышка насадки заднего фонаря должна быть опущена вниз. При этом видимость стоп-сигнала значительно улучшается.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/sistemy-osveshheniya-i-signalizatsii/pribory-osveshheniya-avtomobilya/