СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE
Nissan Qashqai, Qashqai+2. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE
Система охлаждения двигателя (рис. 5.21) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Система охлаждения поддерживает нормальный тепловой режим двигателя. В систему охлаждения входят расширительный бачок 2, радиатор с электровентиляторами, водяной насос, рубашка охлаждения двигателя и соединительные шланги 4, 5,6, 7. Кроме того, система охлаждения включает и установленный в автомобиле радиатор отопителя. Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывая стенки цилиндров и камер
сгорания. На непрогретом двигателе, когда клапан термостата закрыт, жидкость циркулирует по малому круп/ обеспечивая быстрый прогрев двигателя. При температуре жидкости свыше 80-84 °С клапан термостата начинает открываться и жидкость циркулирует по большому кругу — через радиатор системы охлаждения. Радиатор системы охлаждения обдувается встречным потоком воздуха и продувается электровентилятором.
Рис. 5.21. Расположение элементов системы охлаждения: 1 — крышка расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — верхняя рамка радиатора; 4 — пароотводящий шланг; 5 — шланги отопителя; 6 — шланги подогрева дроссельного узла; 7 — подводящий шланг радиатора
Радиатор с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и горизонтальными пластмассовыми бачками. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя.
Пробка расширительного бачка с впускным и выпускным клапанами. Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе с целью повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Клапан открывается, когда давление становится выше
0,13 МПа (1,13 кгс/см2). При остывании двигателя давление в системе снижается и открывается впускной клапан.
Работа клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметич- ность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры и изготовлен из полупрозрачной пластмассы.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. Он приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он установлен в корпусе на задней стороне двигателя и закрыт крышкой, соединенной с трубой для подвода жидкости. При температуре
охлаждающей жидкости до 82 °С термостат полностью закрыт и жидкость проходит по малому кругу циркуляции, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По мере прогрева двигателя термостат начинает открываться, а при 95-97 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор системы охлаждения служат для дополнительного обдува радиатора, включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем путем изменения схемы их подключения.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан ниже (см. «Замена охлаждающей жидкости», с. 107).
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
В самом начале перегрева двигателя по информации, полученной от датчика температуры охлаждающей жидкости, блок управления двигателем подает команду на перемещение стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости в красную зону По сигналам датчика блок управления корректирует работу двигателя.
Клапан системы охлаждения служит для распределения потоков охлаждающей жидкости между радиатором отопителя, дроссельной заслонкой, охладителем масла и радиатором охлаждения.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Пониженный уровень охлаждающей жидкости в радиаторе
Долейте охлаждающую жидкость
(клапан завис в закрытом положении)
Неисправен водяной насос
Проверьте насос и в случае неисправности замените
Ослаблено натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов
Проверьте и при необходимости замените ремень
Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми
Промойте снаружи сердцевину радиатора
Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями
Промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью
Электровентилятор не включается из-за обрыва электрических цепей, выхода из строя предохранителей, дополнительного сопротивления, реле или электродвигателя вентилятора
Проверьте и восстановите электрические цепи.
При необходимости замените предохранители, сопротивление, реле или электровентилятор в сборе
Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)
Замените пробку расширительного бачка
Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя
Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку головки блока цилиндров
Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен
(клапан завис в открытом положении)
Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Негерметичен расширительный бачок
Замените расширительный бачок
Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов
Замените хомуты крепления шлангов
Повреждено уплотнение водяного насоса
Замените водяной насос
Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (на холодном двигателе во время длительной стоянки появляется течь охлаждающей жидкости через стык между головкой блока и блоком цилиндров, кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)
Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров», с. 98)
Негерметичен радиатор отопителя
Замените радиатор отопителя
Видео по теме «Nissan Qashqai, Qashqai+2. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ HR16DE, MR20DE»
Замена термостата Nissan 21200ED00A на Nissan QashqaiТО 90 000 км Nissan Qashqai для клиента
Мойка двигателя Nissan Qashgai
Источник статьи: http://carmanuals.ru/nissan-qashqai-i-qashqai-2-s-2007-g/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-hr16de-mr20de
Проверка системы охлаждения двигателя Nissan Qashqai
При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, включите максимальный режим отопления салона.
Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части.
Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу с включенным на полную мощность отопителем.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие – сохранение герметичности системы охлаждения.
Если лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно.
После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок.
Это явление называется тепловым ударом.
1. Остановите двигатель.
2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство.
Определите, откуда вырывается пар.
При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка.
Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открывании пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить.
Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.
3. Загляните под панель приборов со стороны переднего пассажира нет ли под ней течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора отопителя.
Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах.
Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Длительное использование воды вместо антифриза приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, к сокращению ресурса.
Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель.
Он должен остывать с открытым капотом не менее 30 мин.
4. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя).
Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру шланга, соединяющего термостат с радиатором.
Если шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.
5. Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, является выход вентилятора из строя.
Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включается ли при перегреве двигателя вентилятор системы охлаждения.
Причинами невключения вентилятора могут быть перегоревший предохранитель (плавкая вставка), неисправное реле включения, окислившиеся контакты в колодке жгута проводов или сгоревший электродвигатель вентилятора.
6. Проверьте и при необходимости замените соответствующие предохранители, плавкие вставки и реле в монтажном блоке реле и предохранителей.
Если после замены предохранителя и реле вентилятор не начнет работать, проверьте электродвигатель, для чего возьмите два дополнительных провода и подайте на него питание непосредственно от аккумуляторной батареи.
Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не допускайте замыкания проводов между собой! Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого потока и набегающего (путевого) потока воздуха совпадали.
Если электродвигатель начал работать, неисправна электропроводка, предохранители или реле включения вентилятора системы охлаждения; если нет также неисправна электропроводка или собственно электродвигатель.
Реле, предохранители и электродвигатель неремонтопригодны, замените их (см. разд. Электрооборудование).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Заворачивайте пробку расширительного бачка плотно.
Расширительный бачок при работающем двигателе находится под давлением, поэтому из-под слабо завернутой пробки может потечь охлаждающая жидкость либо пробку может сорвать.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
В пробке расширительного бачка установлены два клапана впускной и выпускной.
Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального температурного режима двигателя.
Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,13 МПа (1,3 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.
К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления более 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов.
В свою очередь, заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости.
Поэтому раз в год промывайте пробку расширительного бачка проточной водой.
Если появились сомнения в исправности клапана, замените пробку.
Источник статьи: http://carpedia.club/Proverka-sistemy-okhlazhdeniia-dvigatelia-Nissan-Qashqai