- Полировка кузова: что нужно знать автовладельцу
- КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ ПОЛИРОВКУ КУЗОВА АВТО?
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОЛИРОВКИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ
- КАК ПРОИСХОДИТ ПОЛИРОВКА КУЗОВА?
- Инструкция по полировке кузова
- Технология полировки лакокрасочного покрытия автомобиля
- Что такое полировка
- Полировальные пасты
- Подготовка к полировке
- Полировка кузова
- 1. Первичная обработка (подготовка к основной полировке)
- 2. Оценка состояния лака, шлифовка поверхности. Удаление грубых царапин
- 3. Полировка
- 4. Проверка качества выполненных работ
- 5. После проведения основной/восстановительной полировки желательно выполнить защитную полировку
- Профессиональный тренинг Meguiars. Полировка ЛКП
- Техники, применяемые при полировке
- Полировальные круги
- Использование полировальной машинки
- Угол расположения полировального круга к поверхности
- Тестовая полировка
- Техники абразивного воздействия
- Размер области полировки
- Полировка выпуклых и вогнутых частей панелей
- Завершение
- Ещё интересные статьи:
- 11 Комментарии
Полировка кузова: что нужно знать автовладельцу
Качественная полировка позволяет быстро и недорого привести кузов видавшей виды машины к состоянию «только из салона». Но у этой технологии есть немало нюансов – разберемся в них
Полировку автомобиля можно разделить на несколько разновидностей – это устранение дефектов лакокрасочного покрытия кузова после окрашивания, восстановительная полировка в процессе эксплуатации и поддерживающий уход за лакокрасочной поверхностью.
Особенности полировки
После окрашивания кузов любого автомобиля требует финишной обработки. В процессе нанесения краски могут возникать дефекты (прилипшие соринки, пыль, подтеки и пр.), которые необходимо устранить. Для этого используются абразивные продукты (листы, круги, бумага), с помощью которых вручную или специальной шлифовальной машинкой можно также удалить глубокие царапины, потертости и пр.
Следы абразивной обработки убирают с помощью полировальных паст. Для этого, как правило, применяется трехступенчатый процесс полировки. На первом этапе применяются крупноабразивные полироли. Они снимают тончайший верхний слой лака и краски, удаляя риски, царапины и другие повреждения. Крупноабразивные полироли также придают блеск кузовной поверхности, однако этот блеск недостаточно глубокий, да и без дополнительной защиты эффект продлится очень недолго – 1–2 месяца. Второй этап – придание глубокого глянца с помощью среднеабразивных составов. На третьем этапе используются антиголограммные полироли для устранения бликующего эффекта, который возникает на темных цветах после полировки машинкой.
В процессе эксплуатации автомобиль подвергается воздействию разных факторов, начиная с погодных условий (перепады температуры, солнце, осадки) и заканчивая вылетающим из-под колес мелким гравием. В результате на кузове возникают мельчайшие повреждения, которые значительно ухудшают состояние лакокрасочного покрытия. При отсутствии крупных царапин обработка абразивными материалами не требуется, можно сразу приступать к полировке пастами. Трехступенчатый процесс в этом случае идентичен полировке после окрашивания. В результате такой обработки автомобиль будет смотреться как новый, исчезнут матовость, легкие царапины, следы от агрессивной автомобильной мойки и пр.
При желании владелец может самостоятельно ухаживать за своим автомобилем. С помощью салфетки и полироли, которую можно приобрести в любом автомагазине, без специального оборудования полировать авто можно сколь угодно часто. Однако данный тип полировки подходит только для косметического ухода и придания легкого глянца и не справится с серьезными дефектами лакокрасочного покрытия.
Выбор материалов
Существуют два вида полировальных паст. Первый вид – пасты на водной основе с содержанием минералов оксида алюминия разного размера. Второй вид – пасты, содержащие большое количество растворителей и других химических веществ, вступающих в реакцию с поверхностью. Наиболее распространенными пастами на рынке являются полироли на водной основе, т.к. они более безопасны для лакокрасочного покрытия и дают лучший результат в процессе работы.
Основная проблема таких паст – их нельзя хранить при отрицательных температурах. При этом именно в нашей стране этот вопрос стоит достаточно остро – перевозка в неотапливаемых фургонах может занимать продолжительное время, а холода в некоторых регионах держатся большую часть года, усложняя процесс транспортировки и хранения. После заморозки полировальная паста расслаивается, теряет свою вязкость, вплоть до полной потери рабочих свойств продукта, также значительно увеличивается ее расход. Как следствие, увеличиваются затраты на продукт и время на работу. Для решения этой проблемы специально для российского рынка была разработана полировальная паста на водной основе с повышенной стойкостью к минусовым температурам. Такая паста не замерзает до –20°С, соответственно, не подвергается последующему размораживанию и не теряет рабочих характеристик.
Цвет колпачка на бутылке подскажет, какую пасту выбрать для соответствующего этапа полировки. Также на упаковке можно узнать степень абразивности пасты. Чем больше треугольник, обозначающий размер зерна, тем более сильный абразив в упаковке. Буквы NF на бутылке говорят о том, что пасту можно хранить и эксплуатировать при отрицательных температурах. Если говорить о видах паст, то для крупноабразивной основными показателями являются скорость и полнота удаления рисок после абразивной обработки, а также скорость образования глянца. Для паст второго этапа главный показатель – скорость придания глянца и его глубина. Пасту для завершающего этапа можно оценить по тому, насколько качественно и полно она удаляет эффект голограммы. Общие параметры для всех видов паст – это скорость высыхания продукта и разлет частиц, т.к. эти факторы напрямую влияют на расход пасты в процессе полировки и стоимость услуги.
Полируем правильно
Качество полировки напрямую зависит от того, насколько автомобиль был подготовлен к этому процессу – перед работой кузов нужно тщательно вымыть.
Для профессиональной полировки необходима специальная машинка с поролоновыми или шерстяными полировальниками. Полировальная машинка – это профессиональный инструмент с высокой скоростью вращения – от 700 до 2500 оборотов в минуту. Если машинка имеет слишком высокую минимальную скорость вращения полировальника (3–4 тыс. оборотов), инструмент для полировки не подойдет. Полировальники для каждого этапа работ отличаются жесткостью и рельефностью поверхности.
Применение несоответствующего оборудования ведет к быстрому высыханию полировальной пасты и перегреву лакокрасочной поверхности. На высоких оборотах также возникает риск повреждения лакокрасочного покрытия, например, на ребрах деталей (можно ненароком полностью срезать лакокрасочное покрытие). Для профессиональной работы с абразивными материалами необходимо использовать орбитально-шлифовальную машинку. Лучше всего работать на специальном 150-миллиметровом круге на вспененной основе 3000-й или 6000-й градации, который прослужит долгое время и оставит после себя более равномерную риску. Также впоследствии полировщик затратит меньше времени, усилий и продукта на этапе работы с пастами и получит лучшее качество обработанной поверхности.
При самостоятельной полировке машины автовладельцу понадобится минимум составляющих: полировальная паста и мягкая салфетка из микрофибры с высоким ворсом, которая в процессе использования полироли не будет повреждать лакокрасочное покрытие и оставлять после себя ворс или разводы.
Советы специалиста
Для каждого шага полировки необходимо использовать соответствующий данному этапу полировальник.
Рекомендуемые обороты полировальной машинки для: для первого шага – 900–1100 оборотов в минуту, для второго и третьего – 1500 оборотов.
На первом этапе не стоит наносить пасту сразу на большую поверхность, лучше делать это частями, полировать детали площадью 60х60 см. На заключительных этапах можно полировать кузов целиком.
Материал подготовлен совместно с компанией 3M
Источник статьи: http://5koleso.ru/articles/garazh/polirovka-kuzova-chto-nuzhno-znat-avtovladelcu/
КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ ПОЛИРОВКУ КУЗОВА АВТО?
Полировку кузова автомобиля можно выполнить с помощью подручных средств и без больших затрат. Расскажем какие нужны инструменты и как правильно сделать полировку авто.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОЛИРОВКИ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ
По внешнему виду напоминает большую болгарку. На шпиндель полировальной машины на резьбе наворачивается специальный диск диаметром 120-150 мм с «репейником» на поверхности. К этим репьям легко может крепиться любой полировальный круг. Машина имеет регулятор, позволяющий плавно менять обороты примерно от 600 до 3000.
Для работы с абразивными пастами необходим полировальный круг из поролона или шерсти. Ими можно вести полировку как высокоэффективными грубыми абразивными пастами, так и тонкими доводочными. Помимо поролонового полировального круга, профессионалы часто используют полировальные круги из овечьей шерсти.
Шерстяные полировальники, как и всё натуральное, дают более высокое качество работ, имеют больший срок службы, и конечно, намного дороже, нежели круги поролоновые. Отмечено, однако, что поролоновый полировальник работает «мягче», чем шерстяной.
Для работы с неабразивными составами применяют поролоновый круг с крупным рельефом. Этот полировальник имеет чёрный цвет.
Не пользуйтесь полировальным кругом, на котором остались следы пасты от предыдущих работ. Круг должен быть отмыт от остатков пасты тёплой мыльной водой, выполоскан чистой водой, слегка отжат высушен.
Полировальных кругов должно быть много. Невозможно отполировать весь кузов автомобиля одним полировальным кругом. В идеале вы должны в процессе работы постоянно заменять загрязнённые круги чистыми. Понадобятся два круга – для грубой и тонкой полировки и специальные салфетки, которые можно заменить любой хлопчатобумажной тканью.
Все полироли делятся на две категории: абразивные и неабразивные. Первые предназначены для полировки кузова со снятием первичного лакокрасочного покрытия. Абразивные применяются только при очень плохом состоянии кузова, и если автомобиль новый, то применять данные полироли не рекомендуется.
Следует быть весьма осторожным с применением абразивных полиролей. Не следует усердно полировать одно пятно долгое время, так и «дыру можно протереть» в буквальном смысле.
Грубые абразивные пасты. Предназначены для предварительной (грубой) полировки. Необходимость в грубой полировке возникает, когда автомобиль имеет старое, сильно потускневшее покрытие, а также дефекты в виде неглубоких царапин и потёртостей. Как понимаете, слово «грубый» в данном контексте имеет чисто условное значение, так как размер абразивных частиц — микроны.
Тонкие (доводочные) абразивные пасты. Позволяют вернуть блеск старым, не слишком потускневшим покрытиям. Тонкие абразивные полировальные пасты позволяют удалять мелкие царапины, остающиеся после грубой предварительной полировки как на старых, так и на новых покрытиях.
Неабразивные полировальные пасты. Основным действующим веществом этих материалов служит воск. Будучи растёртым с помощью полировальных салфеток в тонкую плёнку, воск усиливает имеющийся глянец. К неабразивным относятся также пасты для защиты блеска. Они имеют восковую основу и предназначены для повышения стойкости отполированной поверхности к мойкам и атмосферным осадкам.
КАК ПРОИСХОДИТ ПОЛИРОВКА КУЗОВА?
Следует помнить, что ни одна полироль не способна убрать крупные царапины с кузова автомобиля. Для этих целей необходима ремонтная подкраска царапин.
До начала операций и между этапами — машину нужно хорошо вымыть. После завершения процедур ее снова моют, вытирают, а затем наносят защитную полироль. Существует большое количество защитных полиролей, которые гарантируют образование защитной пленки на кузове машины. Особенно популярны зимние полироли, которые защищают кузов от снега и реагентов.
Полировку начинаем, проделав ряд определённых мероприятий. Выставляем обороты по шкале регулятора примерно 1500-1800 в минуту и устанавливаем на машинку диск с полировальным кругом. Затем наносим на него некоторое количество полировальной пасты. Можно наносить пасту не на полировальный круг, а на полируемую поверхность. Полировку ведем плавно, без нажима, стараясь вести её всей плоскостью круга.
Чтобы машинка не «рыскала», надёжно удерживаем её обеими руками. Особую осторожность проявляем на рёбрах, углах и краях полируемой детали, так как при неосторожном движении машиной полировальник, особенно шерстяной, может с силой врезаться в край детали и содрать с неё краску.
Не задерживайтесь на одном месте, иначе перегреете эмаль или лак. К перегреву могут привести также как слишком большие и наоборот, слишком малые обороты полировальной машинки для авто.
В первый раз машину надо обрабатывать среднеабразивным составом, который выведет не очень глубокие царапины. Крупно абразивным средством по незнанию можете стереть поверхность до металла. Второй раз автомобиль подвергается обработке составом без абразива. Он выведет мелкие царапины. Каждый круг используется для своего полировального средства.
Недоступные для полировки машиной места полируем вручную. Так же поступаем, когда есть риск повредить краску и круг. Полировать вручную можно салфеткой или куском ветоши с небольшим количеством полировальной пасты. Полировка вручную отнимает много времени и сил, однако позволяет работать в недоступных для полировальной машины местах.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5adc5e6e61049340672ccad7/kak-pravilno-sdelat-polirovku-kuzova-avto-5b2fe52b5902d200a9095b7a
Инструкция по полировке кузова
Технология полировки лакокрасочного покрытия автомобиля
Полировка кузова автомобиля – это не только придание машине внешнего вида нового автомобиля, но и устранение мелких повреждений, царапин, удаление мельчайших неровностей лакокрасочного покрытия и защита поверхности автомобиля от воздействия внешних факторов.
Лакокрасочное покрытие очень легко покрывается микротрещинами и видимыми дефектами. Через эти дефекты в покрытии, на металл попадают агрессивные вещества, которые вызывают, сначала незаметный, процесс коррозии. Очаг коррозии постепенно увеличивается и, когда владелец замечает дефекты, то уже без хирургического вмешательства не обойтись — приходится тратить немалые деньги на локализацию, остановку процесса коррозии и восстановление лакокрасочного покрытия. Поэтому полировка это еще и профилактика защиты кузова.
Каталог оборудования и материалов для полировки кузова автомобиля
Meguiars, Koch Chemie, Allegrini, 3M, Ceramic Pro, Willson, 3D и другие производители
Что такое полировка
Произвести качественную полировку за один раз невозможно, поэтому весь процесс делится на несколько этапов:
- оценка состояния лакокрасочного покрытия, выявление и оценка дефектов;
- удаление грубых дефектов — шлифовка лакокрасочного покрытия с применением мелкоабразивной шкурки (снятие микрослоя ЛКП);
- восстановление лакокрасочного покрытия — полировка кузова с применением абразивной пасты (восстановительная полировка);
- усиление блеска и защита кузова — полировка кузова неабразивной пастой (защитная полировка).
Восстановительная полировка применяется для устранения неглубоких царапин. Их глубина не превышает толщины слоя лакокрасочного покрытия до грунта. Также она применима для удаления потертостей и оксидированных слоев. Наличие последних выражается в помутнении лакокрасочного покрытия в виде пятен или полос.
Это самый ответственный и трудоёмкий этап полировки кузова. Процесс представляет собой механическое снятие слоя поверхности абразивными пастами толщиной около 5 мкм (в зависимости от зернистости). Толщина качественного заводского лакокрасочного покрытия сейчас составляет около 100-150 мкм, поэтому в запасе имеется как минимум около 10-20 полировок без нарушения его целостности. Если вы планируете самостоятельно отполировать кузов автомобиля, рекомендуем заранее поинтересоваться толщиной лакокрасочного покрытия.
Защитная полировка производится с целью защитить лакокрасочное покрытие от последующих негативных воздействий окружающей среды. Производится она с помощью безабразивных полиролей на основе восков или синтетических материалов.
Полный набор для полировки автомобиля здесь (выбрать и купить с доставкой)
Полировальные пасты
Выбирая ту или иную полировальную пасту, необходимо предварительно оценить состояние лакокрасочного покрытия. Если автомобиль практически новый или корпус только слегка помутнел, то нужно остановить выбор на полировальной пасте с низким содержанием абразивных частиц, либо не содержащих последних вообще.
Также можно воспользоваться определёнными системами полировки для свежеокрашенных поверхностей, например система Solo от Meguiars:
Для восстановления лакокрасочного покрытия, кузов придется предварительно обработать полиролью с высоким содержанием абразивных элементов.
Необходимо знать, что свойства полироли во многом зависят от компонентов, входящих в состав полировальной пасты. Защитные полироли на основе восков и силиконов легко наносятся, и также легко удаляются. После двух-трех посещений мойки такую полировку придется выполнять повторно.
В отношении долговечности, бесспорно, выигрывают полимерные полировальные пасты и, что немаловажно, не в ущерб качеству. Такие полировальные составы достаточно наносить раз в полгода. Но и стоимость таких полировальных паст значительно выше восковых и силиконовых аналогов. К тому же их нанесение более трудоемко, поэтому и времени на полировку полимерными составами затрачивается заметно больше.
Каталог полировальных паст: абразивная полироль, полироль защитная, антиголограмная паста
Meguiars, Koch Chemie, Allegrini, 3M, Ceramic Pro, Willson и другие производители
Подготовка к полировке
Для полировки кузова необходимы следующие условия:
- машина начисто вымыта, на корпусе нет следов битума, антикора и прочей грязи; Очистители кузова здесь .
- сколы и царапины «до металла» тщательно закрыты специальным скотчем;
- машина не находится под прямыми солнечными лучами;
- помещение, в котором производится полировка автомобиля, должно быть с хорошей вентиляцией, так как во время работы может образовываться большое количество пыли;
- необходимо достаточное количество света. Желательно расположить свет в 5 точках, чтобы равномерно освещать все окрашенные поверхности автомобиля, в идеале добившись равномерного освещения кузова со всех сторон, иначе некоторые царапины и потертости могут ускользнуть от взора.
Кроме этого, перед началом полировки необходимо оклеить малярным скотчем все пластиковые и резиновые детали на кузове автомобиля.
Полировка кузова
Для полировки понадобятся:
Для получения качественного результата, необходимо выполнить полировку корпуса автомобиля несколько раз с применением различных составов. Процедуру полировки автомобиля начинают абразивным (среднеабразивным) составом с применением грубых (средних) кругов, для выведения, соответственно, глубоких (средних) царапин.
На круг наносят небольшое количество полировального состава и полируют, равномерно перемещая полировальный круг по обрабатываемой детали. На первом этапе полировка производится абразивным материалом при оборотах полировальной машинки 1000-2000 об/мин.
Ни в коем случае не рекомендуется сильно прижимать машинку к обрабатываемой поверхности и задерживаться долго на одном месте, так как это может повредить лакокрасочное покрытие до грунта, и тогда без перекраски детали не обойтись. Особенную аккуратность надо проявить при полировке углов и ребер кузовной части.
Чтобы выполнить полировку качественно, не стоит спешить и захватывать сразу большой участок. Для тех, кто выполняет полировку кузова впервые, рекомендуем попробовать сначала на малозаметном участке, а в идеале — потренироваться на какой-либо ненужной детали: капоте, крыле и т.п., если она есть в наличии.
Сделайте несколько горизонтальных движений, не прижимая сильно полировальную машинку к поверхности. После этого оцените результат. Он зависит от степени нажатия, используемых полировальных кругов и паст. Вы должны чувствовать и понимать, насколько заметно воздействие полировки на кузов и, соответственно, регулировать скорость прохождения, количество проходов и степень нажатия на полировальную машинку.
Непосредственно при полировке автомобиля после нескольких проходов машинкой, осмотрите обработанный участок, предварительно протерев его салфеткой. Если царапин не осталось, переходите к следующей части кузова (следующему ряду). Старайтесь полировать так, чтобы последующий ряд минимально наплывал на предыдущий, в идеале они должны пройти параллельно.
После проведения такой восстановительной полировки, кузов будет выглядеть как новый. Однако, если автомобиль постоянно эксплуатируется, то это продлится совсем недолго (от нескольких недель до нескольких месяцев). Для того, чтобы внешний вид сохранился на более длительный срок, необходимо выполнить защитную полировку.
Основное отличие от защитной полировки от восстановительной – использование безабразивных полировальных паст. Для проведения защитной полировки понадобится увеличить скорость вращения круга шлифовальной машинки до 3000-4000 об/мин, а сам круг заменить на более мягкий.
Суть защитной полировки состоит в том, что на кузов автомобиля наносят полироль, защищающую лакокрасочное покрытия от внешних факторов:
- влага;
- ультрафиолетовое излучение;
- химические вещества;
- механическое воздействие и т.п.
При этом необходимо следить, чтобы полировальная паста не попала на те участки автомобиля, которые обрабатывать не нужно: пластиковые дверные ручки, хромированные детали, резиновые молдинги. Это связано с тем, что после полного высыхания, полироль на этих участках может проявиться в виде матовых налетов, которые не так просто будет удалить.
Общий срок действия полировки будет зависеть от многих факторов. Это реагенты зимой, солнце летом, качество и количество посещений автомойки. В среднем срок службы защитной полировки составляет около 6 месяцев.
Таким образом, можно составить предварительный список оборудования и необходимых расходных материалов для выполнения полного цикла полировки автомобиля, на основе материалов Meguiar’s:
1. Первичная обработка (подготовка к основной полировке)
Необходимо убрать мелкие вкрапления грязи в ЛКП
- Для этого понадобится:
- Синтетическая глина Detailing clay C2000 / C2100 или другая. Выбираем подходящую в зависимости от типа загрязнения.
- Очиститель Final inspectionM34. Универсальный очиститель поверхности, быстрый способ убрать остатки рабочего продукта (в т.ч. полировальной пасты) с поверхности.
- Очиститель Last touch spray detailerD155. Можно использовать вместо Final inspection (более простая и дешевая альтернатива).
2. Оценка состояния лака, шлифовка поверхности. Удаление грубых царапин
- Для этого нам понадобится:
- Абразивные листы Unigrit finishing papers. Это наждачная бумага с градацией от 1500 до 3000 grit. Особенность ее применения заключается в том, что перед использованием её необходимо замочить в мыльной воде, не менее чем на 15 минут.
- Держатель для шлифовальной бумаги например Hi-tech backing pad E7200. Используется вместе с бумагой Unigrit finishing papers. Обеспечивает равномерное распределение нагрузки на шлифуемую поверхность.
Внимание! Всегда выполняйте поступательные движения наждачной бумагой в одном направлении (в крайнем случае — в перпендикулярных направлениях). Никогда не делайте круговые или беспорядочные движения.
3. Полировка
Удаление последствий обработки наждачной бумагой и полировка поверхности. Выбор полировальной пасты зависит от степени повреждения и от проведения предварительной шлифовки.
Если шлифовка проводилась | Если шлифовка не проводилась |
---|---|
|
|
4. Проверка качества выполненных работ
- Для этого нам понадобится:
- Очиститель Final inspectionM34. Универсальный очиститель поверхности, быстрый способ убрать остатки рабочего продукта с поверхности.
- Салфетка / полотенце из микрофибры для полировки кузова, например микрофибровую салфетку Supreme Shine Microfiber Towels, X2010, Meguiars.
5. После проведения основной/восстановительной полировки желательно выполнить защитную полировку
Для этого используются различные составы на основе восков и синтетических полимеров. В зависимости от состава, держится и действует такая защита по-разному.
- Например:
- Hi-tech yellow wax М26. Обработка производится вручную. Превосходный желтый воск Карнаубы. Восстанавливает глубину и яркость цвета. Рекомендуется применять в сухой период времени года.
- Polimer sealant . Обработка производится вручную, машинкой планетарного, двойного или простого кругового действия. Уникальная композиция полимеров, силикона и восков. Придает сверкающий устойчивый блеск. Рекомендуется использовать в зимний период.
- Synthetic sealant 2.0M21. Обработка производится вручную, машинкой планетарного, двойного или простого кругового действия. Универсальный синтетический полимер обеспечивает более глубокий сверкающий цвет эмали. Допустимо применение как зимой, так и летом.
Полный каталог инструментов и материалов для полировки кузова автомобиля смотрите в разделе каталог.
Технология полировки от Meguiars (нажмите на картинку, чтобы ее увеличить):
Профессиональный тренинг Meguiars. Полировка ЛКП
Представлены профессиональные техники удаления всех известных дефектов покраски, а именно: царапины от шлифования, следы от кислотных дождей и химических препаратов, окисления, апельсиновая корка, задиры, вмятины и все типы въевшихся пятен.
Вы так же узнаете секреты, позволяющие восстановить сияющий глянец, придающий автомобилю законченный и ухоженный вид, который, безусловно, понравится вашим клиентам.
Информация, представленная в этом фильме предназначена для специалистов, изучающих особенности применения профессиональных продуктов и инструментов в области авторемонта и автомоечного бизнеса.
Информация, представленная в данном видео тщательно собиралась энтузиастами компании Магваерс в течении 100 лет, чтобы воплотиться в эффективные формулы успеха, которыми пользуются как профессионалы, так и автолюбители.
На нашем сайте вы можете приобрести, купить расходные материалы для полировки автомобиля. В наличии всегд большой выбор: пасты для полировки, полировальные круги, абразивные и неабразивные пасты для полирвки ЛКП, полировочные, абразивные глины, шлифовальные круги, шлифовальные диски, покрытия для защитной полировки, микрофибра, наборы для полировки и прочие инструменты и расходные материалы, необходимые для полировки автомобиля:
Подпишитесь!
И узнавайте о новинках, скидках и спецпредложениях всегда первыми!
Источник статьи: http://www.insafe.ru/articles/tekhnologii/instruktsiya-po-polirovke-kuzova/
Техники, применяемые при полировке
Для полирования лакокрасочного покрытия автомобиля используются ротационная и эксцентриковая полировальные машинки. Эксцентриковая машинка оказывает более щадящее действие, ей проще полировать, не имея опыта, но она менее эффективна при абразивной полировке и устранении дефектов ЛКП. Главное преимущество ротационной машинки над эксцентриковой – это скорость и большее абразивное воздействие. Это важно для профессионалов, у которых время работы ограничено и приходится работать с ЛКП разной твёрдости. Недостатком является нагрев краски, который может повредить ЛКП при неправильных действиях. Ротационная машинка может убрать потёртости, царапины, окислы, въевшиеся загрязнения и другие дефекты, которые не проникли глубже толщины лака.
В этой статье мы разберёмся, как использовать ротационную полировальную машинку, рассмотрим техники абразивного воздействия, как правильно полировать выпуклые и вогнутые части панелей.
Полировальные круги
Полировальные круги бывают разной жёсткости. Большинство компаний производят их разного цвета, чтобы легче отличать. Абразивная паста с полировальными кругами разной жёсткости будет действовать на ЛКП по-разному.
Шерстяные круги имеют более сильное абразивное действие, чем поролоновые и больше подходят для коррекции серьёзных дефектов ЛКП. Однако шерстяные круги оставляют после себя мелкие круговые царапины, чего не делают поролоновые. Если полируете шерстяным кругом с абразивной пастой на высокой скорости для удаления дефектов, то получите такой эффект как «голограммы». Поэтому такой этап не должен быть последним. Более подробно про выбор между шерстяными и поролоновыми кругами читайте статью “Шерстяные или поролоновые круги”.
Использование полировальной машинки
Ротационная машинка имеет триггер (пускатель) для старта машинки, кнопку фиксации триггера (чтобы зафиксировать пускатель во время полировки) и регулятор оборотов машинки. Большинство качественных машинок имеют функцию плавного старта. Это значит, что при нажатии на кнопку пуска вращение начинается постепенно и скорость вращения зависит от того, насколько сильно нажат пускатель. Если его нажать наполовину, то круг будет вращаться не на полную силу, потом нажать на 75% — вращение ускориться, нажать полностью – будет максимальным. Как это можно использовать? Неполное нажатие пусковой кнопки может потребоваться для того, чтобы равномерно распределить нанесённую на кузов абразивную пасту. Далее уже можно поставить нужную скорость, зафиксировать пускатель и начать полировать. Нужно помнить, что ротационная машинка нагревает поверхность, если её долго удерживать на одном месте, поэтому круг должен постоянно перемещаться.
Угол расположения полировального круга к поверхности
Часто профессионалы рекомендуют при полировке лакокрасочного покрытия, располагать круг на поверхности всей своей площадью. Плоское расположение круга даёт равномерное воздействие на поверхность. Плоское расположение круга на поверхности меньше оставляет круговых царапин.
При этом многие полировщики со стажем, возможно интуитивно, его немного наклоняют. При плоском расположении движение машинки сложнее контролировать. Совсем небольшой наклон круга позволяет избежать его «волочения», из-за которого создаются голограммы.
Более сильный наклон иногда нужен при коррекции какого-то отдельного дефекта. Вы концентрируетесь на отдельной царапине и надавливаете на это место краем круга. Смотрите, что происходит, и можете добавить или ослабить давление. Нужно быть очень внимательным, чтобы не перегреть краску.
После этого способа появляются мелкие круговые царапины. Их можно убрать, снова расположив круг плашмя и отполировав поверхность. Тот же результат можно получить плоским расположением круга, но это займёт больше времени. К тому же придётся дольше полировать на одном месте, что не очень хорошо.
Тестовая полировка
Желательно сначала сделать тестовую полировку и убедиться в хорошем результате, а потом переходит к остальной части автомобиля.
Тестовое полирование стоит делать на маленькой области (обычно горизонтальной для лучшей видимости).
Наклейте малярную ленту, чтобы разделить тестовую область. Полируйте только с одной стороны этой ленты. Потом её нужно отклеить, и будет видно отличие старого ЛКП от полированного.
- Понять, как лакокрасочное покрытие реагирует на полирование. Понять твёрдая или мягкая краска или что-то между этим.
- Подобрать нужную пасту и круг для данного ЛКП.
- Сразу можно увидеть, как лакокрасочное покрытие будет выглядеть после полировки. Результат можно показать клиенту (если занимаетесь детейлингом профессионально). Будет хорошо видна разница до и после.
Техники абразивного воздействия
Для варьирования силы абразивного воздействия (режущей способности абразивной пасты) применяется три техники полировки. Это варьирование скорости вращения полировального круга, давление на круг, скорость перемещения машинки. Рассмотрим подробнее как можно применять эти техники.
Скорость вращения полировального круга
Шпиндель ротационной полировальной машинки вращается только на одной оси, как дрель. Обычно от 600 до 3000 оборотов в минуту. Можно использовать диапазон оборотов от 600 до 1500 при полировке практически любой машины. Работайте на меньших оборотах и увеличивайте их постепенно.
При использовании шерстяных кругов самое сильное воздействие происходит на оборотах 2000–2500 RPM . После этого завершать работу можно на 1100–1300 оборотов в минуту поролоновыми кругами. Менее агрессивно полировать шерстяными кругами можно на оборотах 1600–1800.
Необходимая скорость вращения зависит от множества переменных, таких как твёрдость краски, используемая техника, жёсткость круга. Если краска твёрдая, то вращение может быть довольно быстрым, в то время как при мягком лакокрасочном покрытии при таких же настройках краска может перегреться.
- Скорость вращения круга влияет на режущую способность пасты. Чем быстрее, тем абразивное воздействие больше, чем медленнее, тем паста действует мягче.
- Чем медленнее вращение, тем меньше устраняются дефекты, но легче контролировать машинку. Низкая скорость меньше нагревает краску.
- Чем быстрее вращение, тем лучше устраняются дефекты, но больше нагревается краска. Также образуется больше мелких круговых царапин.
- Не рекомендуется превышать 1800–2000 оборотов в минуту.
Давление на круг
- Варьировать абразивное воздействие можно увеличением давления полировального круга на поверхность ЛКП. При этом слишком сильное давление не даст абразивной пасте работать правильно. Давление на круг не должно быть сильным. Чаще всего достаточно веса самой полировальной машинки.
- Надавливать на круг нужно иногда во время полировки, чтобы усилить действие в отдельных местах, где царапина или матовость не убирается при обычном воздействии круга. Как упоминалось ранее, можно немного наклонять круг в одну сторону, чтобы сконцентрировать действие в одном месте. В остальное время давление на круг должно быть минимальным.
- Для уменьшения абразивного действия можно немного приподнимать машинку. Тем самым давление полировального круга на лакокрасочное покрытие становится меньше.
Скорость движения машинки
Ротационную машинку нужно постоянно двигать во время полирования, чтобы нагрев не концентрировался в одном месте. Краска может перегреться за секунды и протереть лак. Полировать нужно медленными равномерными движениями.
Направление движения круга при полировке. Каждый проход должен перекрывать предыдущий на 50%.
- Чем медленнее движение машинки по поверхности, тем больше дефектов устраняется. При слишком быстром вращении круга и медленном перемещении машинки увеличивается риск перегрева лакокрасочного покрытия и его повреждение.
- При быстром движении машинки убирается меньше дефектов. Если двигать машинку слишком быстро, то абразивная паста не будет успевать воздействовать на ЛКП. Будут оставаться царапины и матовость.
- Быстрые движения машинкой часто сопряжены с изменением наклона круга и полирование краем, что ведёт к появлению голограмм, но создаётся впечатление, что полировщик быстро и эффективно работает.
- Нужную скорость движения машинки нужно научиться чувствовать, когда начнёте практиковаться.
Размер области полировки
Это размер области, с которым вы работаете в одно время. Размер полируемой области должен примерно равняться ширине плеч полировщика. Если охватывать слишком большую область, то не получиться концентрироваться на отдельных дефектах, будет сложнее контролировать движение полировальной машинки.
Полировка выпуклых и вогнутых частей панелей
При полировании выпуклой части панели с маленьким радиусом выпуклости, не получится охватить кругом сразу всю эту часть за один проход, даже если позволяет величина круга. Какая-то часть будет не плотно контактировать с кругом и не отполируется как следует. Делайте горизонтальные проходы по каждой «грани», которой полировальный круг касается полностью, потом полируйте вертикальными проходами, следуя изгибу, как бы обнимая кругом выпуклую поверхность.
При полировании вогнутой части панели величина круга может не позволить нормально отполировать внутреннюю самую вогнутую зону. Полируйте отдельно области до самой вогнутой части и после, на которых круг контактирует полностью. Самую вогнутую часть можно отполировать, наклонив круг под нужным углом, либо используя специальный маленький круг с машинкой или дрелью.
При работе с бамперами также может потребоваться использовать маленький полировальный круг. Различные рёбра и труднодоступные места лучше пропускать и потом отполировать вручную, так как велика вероятность протереть краску в этих местах.
Завершение
Теперь становится понятно, как техника полировки влияет на процесс и как можно минимизировать проблемы и улучшить эффективность и результат, варьируя технику, в зависимости от ситуации. Серьёзность дефектов, твёрдость краски, даже климат может влиять на применяемую технику. Учитывая огромную вариацию окрасочных систем, если применять одну и ту же технику полировки на всех машинах, то вы будете периодически пропускать дефекты. Хороший детейлер применяет различные техники, в зависимости от исходных условий. Нужно изучать ЛКП и исходя из этого, действовать определённым образом.
Ещё интересные статьи:
11 Комментарии
Виктор, добрый день.
Часто можно слышать когда полировщик/детейлер говорит примерно следующее: “для этого автомобиля мы подобрали такую-то связку…”.
Я далек от мысли, что полировщик “на глаз” может определить твердость лака и сразу выдать связку — отсюда такие вопросы:
— Правильно ли понимаю, что для каждого авто ты подбираешь связку опытным путем?
— Справедлив ли будет следующий принцип: среднеабразивная паста с кругом средней жесткости (классика) и финишная паста на жестком круге дадут одинаковый результат, т.к. по факту будут оказывать среднее воздействие на лак
Здравствуйте Александр.
При полировке можно добиться хороших результатов, используя универсальную пасту (к примеру, от 3М с зелёным колпачком) и поролоновый круг средней жёсткости или даже самый жёсткий. Потом можно дополнительно использовать финишную и защитную полироль. Это, так сказать, любительский универсальный уровень. Для профессионала важно достичь максимально безупречного результата и снизить риск образования дополнительных дефектов на лакокрасочном покрытии. Если приходится работать с разными автомобилями, с разным ЛКП, то желательно знать разновидности полировальных кругов, паст и полиролей. Нужно изучить различные продукты для разных степеней твёрдости ЛКП.
Перед тем как начать устранять дефекты полировкой, нужно определить твёрдая или мягкая краска.
В зависимости от модели авто, года производства твёрдость краски может варьироваться.
Немецкие машины ( BMW , Audi, Mercedes-Benz, and Volkswagen) обычно имеют твёрдую краску. Японские авто (Mazda, Nissan, Honda) обычно имеют более мягкую краску. На эти данные не нужно полагаться полностью, а рассматривать как точку отсчёта. Всегда есть исключения, особенно если машину перекрашивали. Нужно проводить свой собственный тест на твёрдость ЛКП.
Нужно выбрать маленькую область на машине, краска на которой такая же, которую нужно будет полировать. Потом нужно использовать шлифовальную бумагу P1500-P2000 , чтобы протестировать, насколько легко можно убрать царапины от этого абразива. Начните с комбинации менее абразивной пасты и менее жёсткого полировального круга, потом продолжайте более жёстким кругом и пастой. Полируйте, пока дефект не исчезнет. Так можно понять, какую комбинацию круга и пасты нужно использовать.
Это может звучать просто, но когда вы имеете дело с некоторыми из очень мягких красок (особенно черного цвета), это может быть очень трудоемкий процесс. Может быть не просто убрать микроцарапины, которые можно увидеть только с нескольких сантиметров. Подбор правильной комбинации полировального круга и пасты может занять столько же времени, сколько дальнейший процесс корректировки ЛКП.
Жесткие краски, как правило, более трудоемкие при исправлении дефектов, но после исправления довольно легко дорабатываются на финишной стадии. На мягких красках легче исправить дефекты абразивной полировкой, но может быть сложно доработать на финишной стадии. С некоторыми очень мягкими красками даже микрофибры для удаления полировальных остатков может быть достаточно, чтобы повторно образовались мелкие царапины.
По поводу жёсткости кругов и абразивности паст, с определённой пастой обычно используется определённой жёсткости круги, усиливая или уменьшая абразивное действие. Но, я думаю, нет смысла использовать жёсткий круг на финишной стадии.
Виктор, спасибо за развернутый ответ!
Появились уточняющие вопросы:
— Так все-таки твердость краски? или может быть лака?) Я буду оперировать понятием лак.
— Для подбора связки Вы предложили тест наждачкой 1500 — 2000, т.е. получается мы специально наносим дефект на ЛКП. Почему нельзя пойти более экологичным путем? Ведь на кузове наверняка найдутся глубокие царапины, дефекты чтобы на них провести подборку связки — разве нет?
Либо в этом способе есть какие-то дополнительные смыслы?
— Про мягкие лаки. Я все-таки не совсем понимаю какие конкретно возникают сложности в работе с ними? Вы написали про трудоемкий процесс работы с ними, ну, а что именно порождает эту трудоемкость? Это только сложность убрать микроцарапины? Или что-то еще есть?
Объясните тогда — в чем сложность убрать микроцарапины на мягких лаках? И как убрать их наиболее эффективно? Наверняка же эта проблема неоднократно возникала у полировщиков и нашли уже решение
Краска – это синоним лакокрасочного покрытия, может также обозначать базовый слой в двухслойной краске (база+лак) и просто все слои, включая лак. Если говорить только о лаке, то исключаются однослойные краски, которые не покрываются лаком, но также имеют жёсткость, также полируются и, по сути, являются тем же лаком, только с пигментом.
Для тестирования твёрдости ЛКП можно конечно пробовать полировать какой-нибудь дефект, лишь бы он не был слишком глубокий, иначе можно так его не убрать и ничего не понять о твёрдости краски/лака. Шлифовка шлифовальной бумагой P1500-P2000 применяется при глубокой полировке и легко убирается полированием абразивной пастой. Нужно лишь определить, какой круг и пасту лучше использовать, начиная с менее агрессивных. Этот тест не я придумал, а видел в рекомендациях одного из производителей продуктов для детейлинга.
На мягкой краске легко корректировать дефекты абразивной полировкой, но сложнее довести её до идеала. В чём сложность и как убрать микроцарапины? Для этого и существует тестирование. Сложность в том, чтобы подобрать продукт, который хорошо подойдёт для финишной стадии и уберёт микроцарапины. Нужно изучать различные продукты для полировки и выбирать нужное. Можно выбрать производителя, который больше нравится, и изучить его ассортимент, либо рассматривать несколько производителей и выбирать среди их продуктов, что лучше подходит. Если выбор продуктов для полировки небольшой, то и возможности полировки будут ограничены. Также не нужно забывать о техниках полировки. В статье «как убрать голограммы после полировки» описаны способы избавления от микроцарапин.
При коррекции мягких красок/лаков может быть много вариантов комбинаций круга+пасты для абразивной стадии полировки (так как она легко реагирует на абразив и большинство продуктов легко справятся с задачей), но лишь несколько для финишной стадии (те, которые будут полировать более деликатно).
В противоположность этому, твёрдые краски сложно корректировать на абразивной стадии (так как они плохо реагируют на абразив), но гораздо легче, чем мягкое ЛКП довести до «идеала».
Краска каждой машины разная. При всём разнообразии комбинаций лучше всего подойдут лишь ограниченное количество вариантов.
Вот более подробная схема тестирования твёрдости ЛКП и подбора правильной комбинации машинки, круга, пасты.
Можно начать с машинки двойного действия (если такая имеется), так как ротационная даёт более агрессивное действие. Машинки двойного действия полируют менее агрессивно, воздействие распределяется на бОльшую площадь. Сначала нужно попробовать использовать круг средней жёсткости, среднеабразивную пасту. После полировки такой комбинации проверьте результат. Желательно посветить галогеновой лампой на краску и осмотреть её со всех углов, чтобы определить, остались ли царапины. Можно также выгнать машину на улицу и посмотреть на тестовое место при прямом солнечном свете. Если не нравится результат, то нужно поменять комбинацию. Сначала надо попробовать использовать тот же круг, ту же полировальную машинку, но более агрессивную абразивную пасту. Если это не сработает, попробовать использовать более жёсткий круг. Если всё ещё не устраивает результат, то надо поменять машинку на ротационную, используя снова круг средней жёсткости и среднеабразивную пасту. Потом проделать то же самое, что и с полировальной машинкой двойного действия. Можно выбирать как среди поролоновых кругов, так и использовать круги из шерсти, микрофибры, учитывая их жёсткость.
Также нужно понимать, что не получится на любой машине убрать 100% дефектов. Некоторые царапины слишком глубокие для коррекции полировальной машинкой. Нужно будет шлифовать краску мелкоабразивной шлифовальной бумагой P2000 или мельче, чтобы избавиться от царапин (если это возможно), а потом восстанавливать глянец полировальной машинкой.
Спасибо за развернутый ответ!
Виктор,
— какой процесс более контролируемый — шлифовать глубокую царапину бумагой или пытаться спилить ее меховым полировальником?
— как правильно вышлифовывать царапину — вдоль нее или поперек? движение руки в одну сторону или вперед-назад? на мокрую или на сухую?
И вопрос на будущее:
— если кузов сильно зацарапанный не быстрее ли его пройти со шлифовальной машинкой? в этом случае какой лучше абразивный материал применять — Абралон, Тризак наверное? какой градации зерно? нужна ли будет мягкая подложка?
есть ли у такого подхода больше рисков по сравнению с традиционной полировкой?
Вообще, как мы обсуждали ранее, нужно начинать с менее агрессивного воздействия и переходить к более жёстким средствам. То есть, логичнее попробовать убрать царапины жёсткими кругами и абразивной пастой. Если очевидно, что царапина слишком глубокая, но не доходит до базы или грунта (в случае с лакированной краской), то можно её аккуратно отшлифовать P2000 . Так воздействие будет более точечное и контролируемое. Не факт, что она полностью исчезнет, но сгладится и станет менее заметной. Тут возникает другая проблема, не протереть лак до базы. Для этого нужно оценить толщину краски/лака. Если есть подозрения, что лак слишком тонкий, то шлифовальной бумагой опасно воздействовать или нужно взять ещё более мелкий абразив.
Царапину нужно шлифовать на мокрую, через маленький брусок, чтобы захватывалась небольшая область вокруг царапины. Можно двигать рукой вперёд-назад в разных направлениях, периодически вытирать воду и смотреть на результат.
Если на краске много средних и мелких царапин, можно использовать тризак 3000, с водой. Он стоит дороже абролона, но более долговечный и действует по-другому. Я примерно таким методом и пользуюсь, когда полирую всю машину. Сначала сглаживаю шлифовальной бумагой P2000 с водой более крупные и заметные царапины, потом обрабатываю тризаком 3000, потом жёстким кругом с универсальной пастой, потом кругом средней жёсткости с универсальной пастой, потом чистым кругом средней жёсткости, чтобы убрать остатки полировальной пасты, потом обмыть машину и нанести защитный слой. Тризак можно также использовать через мягкую подложку, чтобы регулировать агрессивность воздействия. Вообще надо через свой опыт понять как всё действует, где-то даже методом проб и ошибок.
Виктор, добрый день.
Можете объяснить как работают пасты с т.н. саморазрушающимся абразивом.
Сам принцип я понимаю — крупные фракции оксида алюминия в процессе полировки распадаются на более мелкие, тем самым, сами за собой “подчищают” риску и оставляют чистый финиш.
Я не понимаю как этот принцип разносится во времени и как сочетать его в технике полировки. Также, можно услышать тезис — “уметь работать с пастой, чувствовать когда происходит распад абразива…”
Итого, можете ли собрать в единую картинку все эти вводные: в какой момент режущая способность DAT пасты максимальная? с каких оборотов начать полировать? с каким давлением? в какой момент ускорить обороты? в какой момент ослабить давление? для чего понимать в какой момент происходит распад абразива?
Для примера давайте возьмем участок на ЛКП размером 50х50, роторная машинка, время на проработку участка 2 мин.
Можете ли в виде пошаговой схемы уложить весь алгоритм действий (вопросы, которые выше заданы) в эти 2 мин?
Понимаю, что это будет формально, но для новичка важно для начала понимать именно в таком виде.
Спасибо
Нет жёстких временных рамок для работы пасты с саморазрушающимся абразивом. Влияют такие факторы, как температура окружающей среды, температура поверхности кузова, влажность, тип полировального круга, давление на него, скорость вращения машинки и т.д.
После нанесения пасты, её нужно распределить на минимальных оборотах, потом постепенно увеличивать обороты до 800‑1500 об/мин.
При использовании паст DAT важно остановить, когда абразив полностью уменьшился, но при этом некоторое время полировка продолжалась, чтобы удалить более крупные царапины, возникших на ранней стадии процесса. Делайте 2–3 медленных прохода в 2 направлениях, и в большинстве случаев этого будет достаточно, чтобы выполнить работу, а затем сотрите лишнее. Всегда лучше отполировать дольше, чем меньше. Более длительное полирование (в пределах разумного) ничего не испортит до тех пор, пока на поверхности остаётся влажная плёнка полировальной пасты. Пасты DAT имеют долговечную смазку. Абразивные частицы разрушаются до высыхания смазочного масла. Не нужно полировать до высыхания пасты, иначе сухие частицы могут испортить финишную стадию.
Определить, что происходит с пастой, можно наблюдая за следами полировки. Можно видеть, что она становится более тонкой (прозрачной) в течение процесса полировки. Всё приходит с опытом, полируйте, наблюдайте.
Разные пасты DAT могут действовать по-разному. Могут отличаться однородность размера частиц и скорость, с которой они разрушаются. Абразив может разрушаться почти полностью после нескольких проходов. Влажная плёнка пасты позволит продолжать полировку достаточно долго, но это уже может быть вхолостую, поэтому нужно смотреть на результат. Паста с саморазрушающимся абразивом, как правило, выполняют хорошую работу на многих типах ЛКП. Однако иногда результат может быть не идеальным. Поэтому может потребоваться дополнительно использовать финишную полировальную пасту.
Также нужно понимать, что пасты с саморазрушающимся абразивом нельзя считать более совершенными. Это лишь технология, которая может быть для кого-то более удобной, универсальной и предпочтительной. Некоторые полировщики считают, что при использовании паст DAT они не полностью контролируют процесс, поэтому отказываются от них в пользу пасть SMAT (с микроабразивом, который остаётся неизменным). Они предназначены для того, чтобы удерживать уровень абразивной обработки независимо от того, сколько времени Вы полируете. Используя такие пасты, есть возможность варьировать разные пасты, в зависимости от того, чего вы хотите достичь. Вы полностью контролируете процесс абразивной и финишной полировки, нет ограничений, которыми обладают пасты DAT . Неспроста 99% паст фирмы Meguiar используют технологию SMAT . Я не хочу сказать, что эта технология лучше. И те, и другие пасты имеют своё применение.
Виктор, спасибо за, как всегда, подробный ответ!
Можете прояснить такой вопрос, касается лаков: есть лаки, разделяющиеся по количеству сухого остатка: MS , HS , UHS — с этим все понятно.
Но полировщики оперируют другими понятиями — керамолак, мягкий лак, сверхмягкий лак. Я правильно же понимаю, что это некие обывательские определения? Производитель не оперирует же такими понятиями?
Можете сказать — какие конкретно лаки стоят за этими определениями, но чтобы это были, скажем так, официальные названия, с точки зрения производителя.
Слышал, что есть уретановые и полиуретановые лаки, что они вязкие в работе, неудобные.
Итого, можно ли узнать классификацию лаков, исходя из твердости что ли.
Спасибо
Лаки у разных производителей разные и по-разному обозначаются. Я раньше красил японской краской и лаками Kansai, они по-моему акрил-уретановые. Быстро сохли, достаточно твёрдые. Сейчас использую Rock Paint. Там в линейке продуктов, по-моему есть керамолак. Не разу не использовал, насколько знаю, очень твёрдый. Для полировщика важна твёрдость ЛКП. Просто нужно делать тест перед полировкой.
Источник статьи: http://kuzov.info/tekhniki-primeneniya-polirovalnoy-ma/