Обслуживание системы охлаждения двигателя грузового автомобиля

Техническое обслуживание системы охлаждения

При техническом обслуживании системы охлаждения проверяется заправка охлаждающей жидкостью, отсутствие подтеканий, проверяется и регулируется натяжение приводных ремней вентилятора, проверяются крепление радиатора, работа жалюзи, вентилятор, водяной насос, работа термостата и паровоздушного клапана, периодически удаляется из системы накипь и шлам.

Система охлаждения двигателей заполняется низкозамерзающей жидкостью, а летом может заправляться водой, система двигателя КамАЗ-740 заполняется только низкозамерзающей жидкостью «ТОСОЛ-А-40М» или «ТОСОЛ-А-65М».

При ЕТО проверяется уровень жидкости в системе, плотность соединений, нет ли подтеканий жидкости.

При ТО-1 кроме работ, предусмотренных ЕТО, проверяются крепления лопастей и кронштейна вентилятора, водяного насоса, радиатора и его облицовки, крепление и работа жалюзи, смазываются подшипники вентилятора и водяного насоса.

При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам проверяются работа термостата и паровоздушного клапана пробки радиатора, крепление распределительного бачка.

При СО промывается система охлаждения двигателя. При подготовке к зимнему периоду эксплуатации проверяется работа предпускового подогревателя и отопителя кабины.

Основными неисправностями системы охлаждения являются перегрев или переохлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости.

Перегрев двигателя возможен вследствие недостаточного количества охлаждающей жидкости в системе, пробуксовки или обрыва приводных ремней вентилятора и водяного насоса, заедания термостата или жалюзи радиатора в закрытом положении, отложения на стенках рубашки охлаждения большого слоя накипи.

Переохлаждение двигателя может произойти в том случае, если термостат или жалюзи полностью не закрываются, отсутствует утеплительный чехол в зимнее время.

Течь охлаждающей жидкости возможна в результате повреждения уплотнительных прокладок, ослабления затяжки болтов или гаек крепления головки блока, хомутов крепления шлангов, износа сальников, повреждения радиатора.

Уровень жидкости в системе должен постоянно проверяться и при необходимости доводиться до нормы, иначе нарушится циркуляция жидкости в системе и двигатель начнет перегреваться. Вода в радиатор заливается до обреза пароотводящей трубки, а низкозамерзающая жидкость (антифриз) — на 5-7 см ниже, так как при нагревании она увеличивается в объеме.

«ТОСОЛ-А-40М, А-65М» заливается в расширительный бачек до уровня специальных меток.

Натяжение ремня вентилятора проверяют с помощью линейки или специального приспособления (рисунок 24.2). При нажатии на ремень с усилием 3-4 кгс (30-40 Н) его прогиб должен быть 10-20 мм. На большинстве двигателей натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или натяжного ролика.

1 – шкив коленчатого вала; 2 – гайка; 3 – планка; 4 – шкив генератора; 5 – шкив компрессора; 6 – болт; 7 – шкив вентилятора и водяного насоса; 8 – ремень привода вентилятора и насоса гидроусилителя; 9 – шкала для замера усилия; 10 – шкала для замера прогиба ремня; 11 – планка приспособления; 12 – шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 13 – кронштейн насоса гидроусилителя; 14 – болты кронштейна

Рисунок 24.2 — Проверка натяжения ремней приводов двигателя

Для проверки работы термостата его снимают с двигателя и опускают в сосуд с водой, который нагревают, замеряя температуру начала и полного открытия клапана термостата. Начинает открываться клапан у исправного термостата при 68-72 °С. Полное открытие клапана наступает при 81-85 °С.

Работу термостата можно проверить на ощупь. Верхний бачок радиатора должен начинать нагреваться лишь при температуре воды в системе охлаждения около 70 °С и выше (с момента начала открытия клапана термостата). Неисправный термостат заменяется.

Для удаления из системы охлаждения накипи, продуктов коррозии и шлама ее промывают различными растворами, смесями или водой. Если отложения накипи незначительные, рекомендуется промывать систему струей чистой воды; при этом радиатор и рубашку охлаждения блока двигателя промывают раздельно в направлении, обратном нормальной циркуляции жидкости в системе. Для предохранения радиатора от повреждений давление воды при его промывке должно быть не более 1 кгс/см 2 (100 кПа).

Если отложения накипи большие и двигатель перегревается, то применяются растворы и смеси, которые разрушают накипь, состоящую из нерастворимых солей. Систему охлаждения бензиновых двигателей, имеющих блоки или головки из алюминиевых сплавов, нельзя промывать щелочными или кислотными растворами. Для них рекомендуется использовать насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г тринатрийфосфата на 1 л воды), который заливают в систему из расчета 50-100 см 3 раствора на 10 л воды на два-три дня. После слива раствора через нижний шланг тщательно промывают раздельно радиатор и рубашку охлаждения чистой водой.

Для промывки системы охлаждения двигателя автомобилей УАЗ применяется раствор хромпика (4-8 г на 1 л воды). Раствор заливают в систему, и двигатель работает на нем месяц. Затем раствор сливают и систему промывают горячей водой. Необходимо иметь в виду, что раствор с концентрацией хромпика менее 3 г на 1 л воды обладает повышенной коррозионной агрессивностью.

Хромпик ядовит, поэтому раствор приготавливается в противогазе и резиновых перчатках.

Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 28843 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://poznayka.org/s62665t1.html

Обслуживание системы охлаждения двигателя грузового автомобиля

§ 3. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя

Наивыгоднейший тепловой режим работы двигателя создается его системой охлаждения. Однако автомобильный двигатель не обладает свойством саморегулирования теплового режима, в связи с чем в процессе работы двигателя возникают его перегрев или переохлаждение.

Перегрев двигателя приводит к уменьшению наполнения цилиндров, возникновению детонации и калильного зажигания, повышению угара масла и образованию нагара, повышенному износу цилиндров, выплавлению подшипников и заклиниванию поршня в цилиндре.

Переохлаждение двигателя приводит к снижению его экономичности, осмолению системы вентиляции, повышению жесткости работы и износам двигателя вследствие смывания и разжижения смазки в картере двигателя топливом или к повышению вязкости смазочных материалов под влиянием низких температур, особенно в период пуска.

Жидкостные системы охлаждения подразделяются на открытые (сообщенные с атмосферой) и закрытые (герметизированные). Закрытая система обеспечивает повышение температуры кипения воды в системе охлаждения до 120°. При этом затраты мощности на привод вентилятора становятся меньше почти в 4 раза, а уменьшение температурных перепадов приводит к снижению тепловой напряженности деталей двигателя. Нормальная температура охлаждающей жидкости в открытых системах охлаждения должна быть в пределах 80 — 95°, а в закрытых 100 — 105°.

В случае применения для охлаждения двигателя специальных охлаждающих жидкостей, имеющих теплоемкости в 1,5 раза меньшие теплоемкости воды, прогрев двигателя после пуска будет ускоренным.

Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаждающей жидкостью. Если емкость на 5 — 7% не заполнена, то может прекратиться циркуляция жидкости, что при низких температурах приведет к образованию ледяных пробок в системе или ее размораживанию, а при высоких температурах — к перегреву двигателя.

Регулирование температурного состояния современных двигателей осуществляется применением электромагнитных муфт привода вентилятора, разборных вентиляторов и термостатов с твёрдым наполнителем.


Рис. 73. Водяной насос ЗМЗ-53 с электромагнитной муфтой привода вентилятора: 1 — ступица вентилятора; 2 — пластинчатая пружина; 3 — электромагнитная муфта; 4 — контрольное отверстие для выхода смазки из корпуса; 5 — шкив привода водяного насоса; 6 — шкив привода генератора; 7 — масленка для смазки подшипников водяного насоса; 8 — крыльчатка насоса; 9 — валик привода насоса вентилятора; 10 — сальник крыльчатки; 11 — отверстие для выхода охлаждающей жидкости, просочившейся через сальник; 12 — якорь ступицы вентилятора; 13 — ступица привода насоса и вентилятора

Электромагнитный фрикционный привод вентилятора применяют на некоторых новых двигателях. Датчик электромагнитной муфты 3 (рис. 73) установлен в верхнем бачке радиатора, и при нагреве жидкости до 88° его контакты замыкаются. В результате электромагнитная муфта 3 притягивает якорь 12, который соединен со ступицей 1 вентилятора при помощи пластинчатой пружины 2, и вентилятор начинает работать. При понижении температуры жидкости до 80° контакты датчика размыкаются, и под действием пластинчатой пружины 2 якорь 12 отходит от муфты, привод вентилятора при этом выключается.

Регулирование температурного состояния двигателя при помощи разборного вентилятора осуществляется на всех однорядных и двухрядных двигателях автомобилей ГАЗ, не имеющих электромагнитной автоматической муфты включения вентилятора. При понижении температуры воздуха до 0° на этих автомобилях рекомендуется снимать переднюю лопасть, помеченную буквой «П», а при ее повышении лопасть устанавливают на место.

Термостаты с твердым наполнителем применяют на двухрядных карбюраторных двигателях ЗИЛ-130, потому что обычные сильфонные термостаты в герметизированных системах охлаждения двигателей работают ненадежно. В данном термостате положение заслонки 6 (рис. 74) определяет термочувствительный элемент, состоящий из жесткого металлического баллончика 1 с резиновой диафрагмой 3. Баллончик заполнен твердым наполнителем 2, которым служит кристаллическое вещество — церезин (нефтяной воск). При нагреве церезин плавится и расширяется, перемещая диафрагму 3 и шток 5, который, преодолевая сопротивление пружины 9, открывает заслонку 6 термостата.

пружина; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — впускной трубопровод двигателя

Заслонка термостата начинает открываться при температуре 70 ± 2°, а полностью открывается, поворачиваясь при этом на угол не менее 45°, при температуре 83°С. При охлаждении баллончика заслонка 6 закрывается при помощи возвратной пружины 9. В случае замены парожидкостного термостата термостатом с твердым наполнителем следует заменять его совместно с выпускным патрубком системы охлаждения, так как для разных термостатов они не взаимозаменяемы.

Установка и назначение конденсационного бачка. Конденсационный (расширительный) бачок 3 (рис. 75) устанавливают на автомобилях, предназначенных для эксплуатации в южных районах и тропиках при высокой температуре воздуха. Конденсационный бачок 3 соединяется перепускной трубкой 2 с верхним бачком радиатора 1. На верхнем бачке радиатора устанавливается бесклапанная пробка на резьбе, а на конденсационном бачке — пробка 6 с клапанами. Выпускной клапан пробки открывается при избыточном давлении в 98066,5 н/м 2 (1 кГ/см 2 ), что соответствует нагреву воды до температуры 119 — 120°, впускной клапан пробки (клапан разрежения) открывается при разрежении 980,665 — 12748,6 н/м 2 (0,01 — 0,13 кГ/см 2 ). Кассационный бачок имеет емкость около 4 л (3,93 л), причем в него заливается около 2 л воды или специальной охлаждающей жидкости. При кипении жидкости в радиаторе по трубке 2 пар поступает в конденсационный бачок 3 снизу и здесь конденсируется, перемешиваясь с жидкостью, заполняющей бачок.

Благодаря наличию конденсационного бачка в радиаторе поддерживается постоянный уровень жидкости. С понижением температуры в бочке создается раздражение. При этом открывается впускной клапан пробки, и воздух поступает внутрь бачка, после чего под действием атмосферного давления жидкость из конденсационного бачка переливается в радиатор автомобиля.

Общий уход за системой охлаждения. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя направлено на поддержание наивыгоднейшего теплового режима двигателя и предохранение его от неисправностей, возникающих при перегреве и переохлаждении.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости в головке блока двигателя осуществляется термометром с электродатчиком. Кроме того, на ряде автомобилей устанавливают зеленую сигнальную электролампочку с датчиком в верхнем бачке радиатора; лампочка загорается при нагреве жидкости до 92 — 98 на ГАЗ-63, 100 — на ЗМЗ-66, 105 — на ГАЗ-53Ф и ЗМЗ-53А и 115 — на ЗИЛ-130.

Ежедневно перед началом работ проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и исправность пробки радиатора. При хранении автомобилей без охлаждающей жидкости заправка систем охлаждения производится перед пуском двигателей. Сведения о емкости систем охлаждения двигателей автомобилей приведены в таблице 6.


Рис. 75. Установка конденсационного бачка: 1 — радиатор с горловиной верхнего бачка, закрытой резьбовой пробкой; 2 — перепускная трубка; 3 — конденсационный (расширительный) бачок; 4 — сливной кран бачка; 5 — пароотводная трубка; 6 — пробка бачка

В случае заполнения системы низкозамерзающей этиленгликолиевой жидкостью ее следует наливать до 92-95% емкости (на 50 — 70 мм ниже верхней кромки заливного патрубка), так как при последующем нагревании объем этой жидкости значительно увеличится.


Таблица 6. Емкость систем охлаждения двигателей автомобилей

Исправность пробки и ее клапанов проверяют внешним осмотром. Клапаны пробки должны упруго перемещаться и иметь исправные прокладки, а пробка плотно удерживаться на горловине радиатора и поворачиваться без заеданий. При отсутствии или разрушении прокладок пробки нарушается герметичность системы охлаждения, и вода начинает кипеть при температуре 100° вместо 105 — 120° С.

Не допускаются подтекание охлаждающей жидкости и ослабление креплений деталей системы охлаждения. До 1 /3 всех неисправностей в системе охлаждения происходит из-за утечки охлаждающей жидкости. Наиболее вероятными местами подтекания являются сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками и трубок радиатора с его бачками и спускные краники. Следует иметь в виду, что на двухрядных двигателях устанавливают несколько спускных кранов. Например, двигатель ЗИЛ-130 имеет три крана; причем доступ к этим кранам и их контроль весьма затруднены.

Подтекания в местах сопряжения шлангов устраняются подтяжкой хомутиков крепления, а в случае повреждения шлангов — их заменой. Шланги не должны иметь трещин, вздутостей и расслоений. При подтекании воды из радиатора его ремонтируют и, как исключение, допускают временную заглушку трубок. На радиаторе и его облицовке не должно быть повреждений и вмятин. Жалюзи радиатора должны свободно открываться и закрываться, а застежки й упоры капота — плотно закреплять его в закрытом положении и надежно удерживать в открытом. В случае ослабления креплений этих деталей их подтягивают.

Нормальная температура воздуха под капотом должна быть в пределах 30 — 40°. При понижении температуры окружающего воздуха до +5° в целях сохранения теплового режима двигателя необходимо надевать на радиатор и капот чехлы.

Совершенно недопустимо обходиться без брызговиков двигателя, так как при движении автомобиля холодный воздух попадает снизу под капот и переохлаждает двигатель. Двигатель, у которого покрыт чехлом только радиатор, остывает в два раза быстрее, чем двигатель, у которого покрыты чехлами и капот, и радиатор. В процессе работы автомобиля водитель может регулировать интенсивность прогрева двигателя, прикрывая жалюзи радиатора и клапан утеплительного чехла. В целях быстрейшего прогрева двигателя ,при пуске рекомендуется постоянно пользоваться жалюзи радиатора, независимо от температуры окружающего воздуха.

Быстрый прогрев двигателя зависит также от исправной работы термостата. Испытания показали, что износ двигателя, прогреваемого с термостатом, был в 7 — 8 раз меньше, чем без термостата. Состояние клапана термостата рекомендуется проверять при подготовке автомобиля к зимним условиям эксплуатации. Для проверки термостата его опускают в подогреваемую воду, температура которой замеряется термометром. Клапан исправного термостата начнет открываться при нагреве до 68-72°, а полностью откроется при температуре 80 — 86°. Начало открытия считается с момента появления зазора (0,2 — 0,3 мм ) между клапаном и его седлом. При полном открытии клапана сильфонного термостата высота его подъема должна быть не менее 9 мм , а полный ход плунжера термостата с твердым наполнителем должен быть не менее 5 мм . Клапан исправного термостата закрывается при температуре воды ниже 65° С.

Обслуживание водяного насоса ирегулировка приводов. При неисправном самоподжимном салькике 10 водяного насоса (см. рис. 73) жидкость будет вытекать наружу через контрольное отверстие 11, что предохраняет подшипники вала водяного насоса и вентилятора от разрушения. Поэтому для устранения течи из корпуса нельзя обворачивать его изоляционной лентой или принимать другие меры для закупорки контрольного отверстия. Для устранения течи следует заменить сальник.

Через 1100 — 1700 км пробега автомобиля (при ТО-1) Горьковский автозавод рекомендует смазывать тугоплавкой консистентной смазкой УТВ1-13 подшипники вала водяного насоса и вентилятора. Смазка нагнетается через масленку 7 до выхода свежей смазки через контрольное отверстие 4.

На автомобилях ЗИЛ-130 смазка подшипников водяного насоса и вентилятора осуществляется тугоплавкими синтетическими смазочными материалами 1 — 13с или ЯНЗ-2 через 22 000 — 36 800 км пробега, что обеспечивается надежной герметизацией шариковых подшипников. Для смазки подшипников 5 (рис. 76) водяного насоса двигателя ЗИЛ-130 необходимо предварительно вывернуть пробку 18 контрольного отверстия, через которое выходят воздух и старая смазка, после этого смазочный материал нагнетают к подшипникам 5 через масленку 19 до появления свежей смазки в контрольном отверстии.


Рис. 76. Водяной насос ЗИЛ-130: 1 — наружный двухручьевой шкив для привода генератора, насоса гидроусилителя рулевого управления и вентилятора с водяным насосом; 2 — разрезная конусная втулка крепления шкива; 3 — вал привода водяного насоса; 4 — ступица шкива вентилятора; 5 — шариковый подшипник вала привода; 6 — крестовина вентилятора; 7 — распорная втулка; 8 — корпус подшипников водяного насоса; 9 — корпус водяного насоса; 10 — крыльчатка водяного насоса; 11 — самоподжимной сальник; 12 — болт крепления крыльчатки; 13 — раструбы для подачи охлаждающей жидкости в правую и левую группы цилиндров; 14 — патрубок для подачи жидкости в насос; 15 — контрольный канал для выхода наружу охлаждающей жидкости, просочившейся через самоподжимной сальник; 16 — бобышка трубки слива охлаждающей жидкости из отопителя; 17 — бобышка трубки шланга слива охлаждающей жидкости из компрессора; 18 — пробка контрольного отверстия для выхода воздуха при смазке; 19 — масленка для смазки подшипников водяного насоса

Вентиляторы на заводах балансируют. Не допускаются осевой люфт вентилятора, ослабление креплений шкива, лопастей вентилятора и вала водяного насоса в подшипниках. Это может привести к аварии.

При замасливании приводного ремня и ослаблении его натяжения возможна пробуксовка. Замасленный ремень необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Регулировку натяжения ремня привода водяного насоса и вентилятора на большинстве двигателей производят поворотом генератора на его опоре. При нажатии с силой в 29,42 — 39,2266 н (3 — 4 кГ) прогиб ремня посредине между шкивами 3 и 7 (рис. 77) привода генератора и вентилятора должен составлять 10 — 15 мм . Регулировка натяжения ремня 10 (рис. 78) привода водяного насоса на двигателе ЯМЗ-236 осуществляется снятием или постановкой регулировочных прокладок 13, устанавливаемых между ступицей 9 и наружной боковиной 11 разборного регулируемого шкива. При изъятии регулировочных прокладок наружная боковина, укрепляемая к ступице при помощи шпилек 12, сближается со ступицей, и приводной ремень 10 перемещается наружу, в результате чего увеличивается его натяжение. Необходимо иметь в виду, что чрезмерное натяжение ремня вызывает усиленный износ подшипников генератора и водяного насоса, а также разрыв ремня.


Рис. 77. Ременные передачи агрегатов, устанавливаемых на двигателе ЗИЛ-130: 1 — шкив коленчатого вала двигателя; 2 — ремень привода генератора, вентилятора и водяного насоса; 3 — шкив привода генератора; 4 — компрессор; 5 — ремень привода компрессора; 6 — вентилятор; 7 — шкив привода вентилятора и водяного насоса; 8 — насос гидроусилителя руля; 9 — ремень привода насоса гидроусилителя руля, вентилятора и водяного насоса

Применение воды и меры по уменьшению ее жесткости и коррозионного действия. Одной из основных причин перегрева двигателей является ухудшение теплообмена при отложениях накипи. Теплопроводность алюминиевых стенок при отложении на них равномерного слоя карбонатной накипи в зависимости от толщины слоя ухудшается в 35 — 350 раз, а при отложениях силикатной накипи — в 800 — 24 000 раз. Накипь уменьшает проходные сечения в системе, при этом снижается количество воды, протекающей за единицу времени, особенно в трубках радиатора. Отложения накипи могут закупорить сливные краны системы охлаждения, что в зимнее время приводит к появлению трещин в системе охлаждения двигателя вследствие неполного слива воды. При перегреве головки блока, покрытой накипью, вследствие ее неравномерного расширения могут возникнуть поверхностные трещины. Наибольшие отложения накипи наблюдаются на поверхностях, которые подвергаются интенсивному нагреву, но плохо охлаждаются жидкостью.


Рис. 78. Водяной насос двигателя ЯМЗ-236: 1 — вал водяного насоса; 2 — шариковый подшипник вала водяного насоса; 3 — корпус водяного насоса; 4 — отверстие для выхода воды, проникшей к подшипникам; 5 — сальник вала; 6 — крыльчатка; 7 — штуцер для подсоединения центральной перепускной трубы; 8 — контрольное отверстие для выхода старой смазки и воздуха; 9 — ступица разборного шкива; 10 — ремень привода насоса от коленчатого вала двигателя; 11 — наружная боковина разборного шкива; 12 — стяжная шпилька; 13 — стальные регулировочные прокладки

При толщине слоя накипи до 6 мм расход топлива в двигателе повышается на 30%, а масла — на 40% при одновременном снижении мощности на 20 — 25%.

Накипь образуется вследствие отложения и «прикипания» к поверхности нагретого металла солей кальция, магния и некоторых других соединений, взвешенных механических частиц и продуктов коррозии.

При попадании в воду минерального масла в накипи откладываются углеродистые вещества, понижающие ее теплопроводность. Кроме того, возникает интенсивное вспенивание воды и ее разбрызгивание.

Склонность воды к образованию накипи определяется ее жесткостью. Чем больше в воде солей, тем большей жесткостью она отличается. Различают временную жесткость, которая обусловливается содержанием в воде солей, удаляемых кипячением, и постоянную жесткость, обусловленную присутствием солей, не выпадающих в осадки при кипячении. Жесткость воды определяется только лабораторным путем, по внешним признакам ее определить нельзя. Единица измерения жесткости — миллиграмм-эквивалент на литр (мг-экв/л). Мягкая вода имеет жесткость до 3 мг-экв/л, умеренно жесткая — до 6 мг-экв/л, жесткая — 6- 10 мг-экв/л и очень жесткая — выше 10 мг-экв/л. Если вода содержит примеси, то в накипь отлагаются кремний, гипс и выделяется соляная кислота. Кремний способствует образованию поверхностных трещин, гипс образует накипь высокой твердости, а соляная кислота вызывает интенсивную коррозию металла.

Коррозионное разрушение поверхности металла усиливается при наличии в воде углекислого газа, сероводорода, а также кислых солей металлов. Особенно сильными коррозионными свойствами обладает вода из сернистых и углекислых источников, а также загрязненная сточными водами химических заводов. Совершенно непригодна в качестве охлаждающей жидкости морская вода.

Очень высокой жесткостью обладает артезианская и ключевая вода. Применение этой воды для двигателей автомобилей ГАЗ-66 и ГАЗ-53А, имеющих алюминиевые блоки, запрещено. Высокой жесткостью характеризуется также вода основного количества рек и источников, находящихся в горных и южных районах страны. В северных же районах страны вода в реках весьма мягкая и чистая.

Зимой общая жесткость воды в реках и озерах повышается за счет поступления в нее грунтовых вод.

В радиатор рекомендуется заливать только чистую и мягкую, если нужно, то специально очищенную воду. При ее отсутствии радиатор рекомендуется заливать дождевой или снеговой водой. Чтобы сохранить мягкую воду в системе охлаждения, ее нужно менять как можно реже, не следует допускать утечку и выкипание воды.

При использовании жесткой воды ее необходимо смягчать или добавлять в нее антинакипины. Смягчение воды производится ее кипячением, добавлением в нее соды и извести, нашатырного спирта, печной золы, а также пропусканием ее через специальные минеральные глауконитовые или натрий-катионитные фильтры.

Антинакипинами называется группа ингибиторов (замедлителей), которые замедляют процессы образования накипи из воды. Применение антинакипинов не требует дополнительного использования специальной аппаратуры, они вводятся непосредственно в систему охлаждения. Антинакипины, действуя на соли, склонные давать накипь, переводят их в легко выпадающие соединения (мягкий шлам) или предотвращают кристаллизацию и отложение солей. Одновременно антинакипины образуют на поверхности металлов пленки, предохраняющие металл от коррозии.

При составлении растворов на 10 литров воды добавляется следующее количество антинакипинов: тринатрийфосфата — от 5 до до 20 г или гексаметафосфата натрия (гексамета) — 20 — 30 мг.

В целях уменьшения коррозионного действия воды, применяемой для системы охлаждения, в нее рекомендуется добавлять двуххро-мокислый калий — хромпик. Хромпик ядовит, в пылевидном состоянии поражает кожу, поэтому его раствор надо готовить в резиновых перчатках и противогазе. Хромпик способствует образованию на поверхности металла пленки окиси, предохраняющей металл от коррозионного разрушения, кроме того, он переводит нерастворимые соли в растворимые, уменьшая образование накипи. Необходимое количество хромпика на 1 л воды составляет от 3 г на 1 л для мягкой (дождевой) воды и до — 20 г — для очень жесткой воды.

Московский автозавод им. И. А. Лихачева рекомендует смягчать воду добавлением в нее технического трилона «Б» (ТУ МХП-4182 — 54). Трилон — порошок белого цвета, легко растворяется в воде, не ядовит и не вызывает вспенивания охлаждающей жидкости при ее нагреве и кипячении. Его добавляют в воду системы охлаждения двигателя в соотношении 2 г на 1 л. Увеличение этого количества не вызывает порчу деталей системы охлаждения.

Промывка систем охлаждения. При сезонном техническом обслуживании и не реже, чем через 30 000 — 40 000 км пробега автомобиля, необходимо с целью удаления накипи промывать систему охлаждения двигателя. Когда отложения накипи незначительны, систему рекомендуется промывать сильной струей воды, подаваемой в направлении, обратном нормальной циркуляции. При этом радиатор и водяная рубашка двигателя при снятом термостате промываются раздельно. Когда отложения накипи велики и накипь прочна (в случае работы на жесткой воде), применяются химические способы очистки. Эти способы направлены на разрушение нерастворимых солей накипи с помощью различных растворов. Составы некоторых растворов, применяемых для удаления накипи в двигателях с головками блока из алюминиевых сплавов, приведены в табл. 7.


Таблица 7. Растворы, применяемые для удаления накипи

При промывке насыщенным раствором тринатрийфосфата его доливают в систему охлаждения двигателя в течение 2 — 3 дней работы автомобиля через каждые 12 часов, после чего водяную рубашку и радиатор раздельно промывают водой.

При промывке растворами хромового ангидрида и кальцинированной соды их заливают в систему охлаждения и по истечении времени, указанного в табл. 7, запускают и прогревают двигатель на малых оборотах холостого хода в течение 10 — 20 мин, доводя раствор до кипения. После этого раствор при работающем двигателе сливают и систему промывают водой.

Московский автозавод им. И. А. Лихачева рекомендует применять для промывки раствор, состоящий из 20 г технического трилона на 1 л воды. На этом растворе рекомендуется проработать в течение четырех-пяти дней, меняя его ежедневно (не реже, чем через 6 — 7 часов работы). Системы охлаждения двигателей ЗМЗ-66 и ЗМЗ-53, у которых блоки цилиндров и головки блоков отлиты из алюминия, обычно промывают раствором 4 — 8 г хромпика на 1 л воды, который заправляют в систему охлаждения двигателя на срок до месяца. Для удаления накипи из радиатора его можно снять и в течение 30 мин промывать 10-процентным раствором каустической соды, нагретым до 90°. Применение этого раствора для промывки блока двигателя недопустимо.

После промывки раствором радиатор нужно промывать в течение 40 минут горячей водой, которую желательно подавать в нижний бачок одновременно со сжатым воздухом. Во избежание повреждения радиатора давление при этом должно быть не более 98066,5 н/м 2 (1 кГ/см 2 )

Применение охлаждающих жидкостей с низкой температурой замерзания. В целях предохранения системы охлаждения от размораживания, обеспечения надежной эксплуатации и возможности длительной стоянки автомобиля при низких температурах применяются охлаждающие жидкости (антифризы). По своему составу они подразделяются на этиленгликолевые и спиртоводоглицериновые. Этиленгликоль является простейшим двухатомным спиртом. По внешнему виду — это маслянистая бесцветная или светло-желтая жидкость, плотностью 1,11 г/см 3 , с температурой кипения 197,4° С и температурой замерзания минус 11,5° С.

Стандартные этиленгликолевые жидкости (ГОСТ 159 — 52*) выпускаются двух марок: 40 и 65.

Жидкость марки 40 представляет собой смесь 53% технического этиленгликоля и 47% воды, светло-желтого цвета, температура замерзания жидкости минус 40° С; жидкость марки 65 содержит 66% технического этиленгликоля и 34% воды оранжевого цвета; жидкость замерзает при минус 65° С. Этиленгликолевая жидкость выпускается также в концентрированном виде под маркой 40К. Для получения из нее жидкости марки 40 нужно на 1 л концентрата добавить 0,73 л дистиллированной воды. Для уменьшения разъедающего действия жидкостей на металлы в них добавляются присадки: 2,5 — 3,5 г/л динатрийфосфата и 1 г/л декстрина.

При отсутствии этиленгликолевых жидкостей применяются спиртоводоглицериновые.

Смеси спирта с водой замерзают при относительно низких температурах, однако они имеют большую испаряемость и пожароопасны.

Смеси глицерина с водой, содержащие небольшое количество глицерина (до 30%), имеют высокую температуру замерзания (до минус 9°С), а содержащие много глицерина (до 67%) имеют очень большую вязкость, что затрудняет их циркуляцию, кроме того, они легко вспениваются, дорого стоят и дефицитны. Лучшими качествами обладают смеси спирта с глицерином и водой. Так, смесь, состоящая из 42% спирта, 15% глицерина и 43% воды, замерзает при температуре минус 32°.

Для заправки жидкости используется только специально предназначенная для этого посуда, а переливать жидкость следует только с помощью насосов. Как правило, один раз заправленная охлаждающая жидкость находится в системе охлаждения без замены в течение всего сезона эксплуатации.

В случае понижения уровня жидкости из-за испарения в этилен-гликолевую жидкость нужно заливать дистиллированную или очень мягкую воду. В спиртоводоглицериновую смесь добавляется раствор спирта в воде (по 50%). При понижении уровня из-за утечки в систему добавляется жидкость того же состава.

Со временем жидкость в системе охлаждения меняет цвет и сильно мутнеет, что служит сигналом для ее замены. Качество жидкости проверяется при каждом ТО-1.

При повышении температуры воздуха до 0° С охлаждающие жидкости из системы сливаются и подвергаются фильтрованию через матерчатый фильтр.

Охлаждающие жидкости должны храниться в чистой, хорошо закупоренной таре. Этиленгликолевые жидкости имеют большой коэффициент объемного расширения и весьма гигроскопичны. Поэтому тару необходимо заполнять только на 92 — 95% и герметически закупоривать.

Все охлаждающие жидкости являются сильным ядом. При попадании жидкости внутрь организма происходит отравление, которое может закончиться смертью. Жидкости, содержащие метиловые спирты, вызывают потерю зрения, а при значительной дозе — смертельный исход. Запрещается засасывать эти жидкости ртом, принимать пищу руками, загрязненными ядовитыми жидкостями. Прием и выдача жидкостей производится только по приходно-расходным документам, требующим строгого учета.

Источник статьи: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st026.shtml

Читайте также:  У каких машин двигатель сзади автомобиля
Оцените статью
Все про машины