- Технология покраски автомобиля
- Как управлять краскопультом?
- Процесс покраски
- Зачем нужно отпускать курок в конце каждого прохода?
- Не заполняйте краской весь бачок краскопульта
- Сколько слоёв наносить?
- Межслойная сушка
- Последовательность покраски автомобиля при полном окрашивании
- 9.4.1. Окраска кузова
- Технология окраски кузова автомобиля
- Введение
Технология покраски автомобиля
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
Технология покраски автомобиля включает в себя несколько этапов, правил и действий, которые нужно выполнять последовательно, чтобы получить качественный результат. В предыдущих статьях я уже писал об основных этапах и приёмах подготовки и покраски автомобиля. В этой статье что-то повторяется, а также есть новые моменты, не затронуты ранее.
Этап подготовки очень важен и влияет на качество окраски.
Необходимо предварительно убрать пыль в помещении (см. статью “подготовка гаража к покраске автомобиля”). Кроме того, важно очистить шланг, соединяющий краскопульт с компрессором. Грязь с него может попасть на свежеокрашенную поверхность.
Перед покраской важно правильно настроить краскопульт и разбавить краску.
На процесс распыления влияет множество факторов. Даже если краскопульт настроен как надо, требуются определённые навыки, чтобы качественно покрасить кузов. Нужно знать, как держать, двигать, куда направлять покрасочный пистолет, а также когда нажимать и когда отпускать курок.
Удерживание краскопульта в правильном положении и на нужном расстоянии, на этапе обучения, требует концентрации, а с опытом нарабатывается навык делать это автоматически.
Как управлять краскопультом?
Краскопульт нужно держать так, чтобы факел был перпендикулярен поверхности всё время. Расстояние должно быть 15–25 см от поверхности. Простой способ определить расстояние – красить на расстоянии ладони (см. рис).
Проход краскопульта делается свободным движением руки. Нажатие на курок должно осуществляться, когда пистолет находится вне окрашиваемой поверхности. На поверхность должен попадать уже сформированный факел. При окрашивании нескольких смежных деталей можно применять технику покраски, при которой в конце каждого прохода курок нужно отпускать. Этот момент рассмотрим в этой статье ниже.
Во время распыления курок удерживается полностью нажатым и краскопульт нужно двигать одним продолжительным движением до противоположного края кузовной панели. Далее курок отпускается, прекращая распыление краски, но движение краскопульта продолжается примерно на 5 см, после чего начинается движение в противоположную сторону, со смещением вниз на половину факела и нажатым полностью курком.
Краскопульт удерживается под правильным углом к поверхности, на правильном расстоянии и двигается с одинаковой скоростью. Для этого компрессор должен быть способен выдавать достаточно воздуха для одинакового потока краски при распылении. Если давление будет постоянно изменяться, то это повлияет на равномерности слоя краски, что будет особенно заметно при окрашивании красками «металлик» и «перламутр».
Никогда не нужно поворачивать покрасочный пистолет в конце прохода. Такой приём применяется только при покраске «переходом». Поворачивание краскопульта является причиной излишнего опыла.
Процесс покраски
Сложные области, такие как углы и края должны окрашиваться в первую очередь. Эти области лучше прокрашивать на более близком расстоянии (ближе на 3–5 см), чтобы уменьшить ширину факела. При приближении краскопульта к окрашиваемой поверхности, нужно им быстрее двигать, чтобы не возникло подтёков.
Когда окрашиваете выпуклые поверхности, пытайтесь удерживать покрасочный пистолет всегда перпендикулярно к поверхности. Краскопульт должен повторять все изгибы. Так лакокрасочное покрытие будет получаться равномерным по всей площади.
После окрашивания краёв и углов можно приступать к основной поверхности панелей автомобиля.
Каждый распылённый проход должен перекрываться последующим проходом на 50%. Это позволит краске равномерно распределиться по поверхности. Меньшее перекрытие может стать причиной появления видимых полос.
Рассмотрим процесс окрашивания вертикальной поверхности. Нужно начинать окрашивать с верхней части, нацеливая середину факела на край панели. То есть, дюза должна быть на одном уровне с верхним краем панели. Таким образом, часть краски от половины факела попадёт на маскировочную бумагу.
Второй проход делается в противоположном направлении, так, чтобы дюза была направлена на нижний край распылённой краски. Таким образом, 50% первого прохода перекрывается 50% последующего, а вторая часть факела уже красит новую, неокрашенную область.
Далее раз за разом продолжаются проходы, с отпускание на границах панелей курка и поэтапным опусканием краскопульта ниже. Последний проход должен будет сделан наполовину вне поверхности панели.
Зачем нужно отпускать курок в конце каждого прохода?
Подтёки могут образовываться на краях панелей, из-за наложения нескольких слоёв краски. Для этого и нужно отпускать курок перед границей панели, чтобы краска не попала на соседнюю панель. Отпускайте курок, когда дойдёте до зазора между панелями.
Отпускайте курок краскопульта в конце каждого прохода. Потом нажимайте снова на курок, когда начинаете новый проход с другого края панели. Это техника позволит избежать подтёков на краях панелей, минимизирует переопыл и сбережёт материалы.
Краскопульт должен быть в движении до того, как нажат курок и должен продолжать движение во время отпускания курка.
Если рассмотреть более подробно, то последовательность такова:
- Начните проход за границами панели, нажмите курок краскопульта наполовину, чтобы шёл только воздух.
- Когда краскопульт дошёл до края панели, нажмите курок полностью, чтобы краска начала распыляться.
- Отпустите курок наполовину, чтобы краска перестала распыляться, когда краскопульт дошёл до другого края панели.
- Продолжите движение ещё на 5 см и повторите последовательность.
Нажатие курка наполовину (когда выходит только воздух) исключает резкий «плевок» краски при полном нажатии курка.
Не заполняйте краской весь бачок краскопульта
Лучше не заполнять краской или лаком бачок краскопульта полностью. Полный бачок сделает покрасочный пистолет тяжёлым и менее манёвренным. Это усложнит управление им и может отразиться на качестве покраски. К тому же возникает опасность случайно пролить краску или лак с бочка. Лучше заполнять бачок краскопульта на половину или 1/3 и, при необходимости, добавлять лакокрасочный материал.
Сколько слоёв наносить?
Количество слоёв зависит от цвета автомобиля и типа краски. Для двухкомпонентной краски, наносимой без лака, а также для самого лака обычно требуется 2–3 слоя с межслойной сушкой между ними. Некоторые слабоукрывистые цвета, а также «металлики» могут потребовать большего количества слоёв.
Сначала наносится связующий слой, который даёт хорошее основание для последующих слоёв и снижает вероятность возникновения подтёков. Это тонкий поверхностный слой. Лучше чтобы он оставался немного липким. Обычно его достаточно просушить в течение 1–2 минут. Далее наносятся полноценные мокрые слои.
Межслойная сушка
После нанесения каждого слоя нужно выжидать нужное количество времени для испарения растворителя. Если выждать мало времени, то растворитель останется в нижнем слое краски и после высыхания верхнего слоя начнёт выходить наружу, что приведёт к появлению дефектов.
Производители лакокрасочных материалов указывают необходимое время сушки при определённой температуре. Если окружающая температура ниже или плохая церкуляция воздуха в помещении, то время межслойной сушки нужно увеличить.
Последовательность покраски автомобиля при полном окрашивании
Последовательность окрашивания должна быть всегда спланирована заранее.
Целью определённой последовательности является исключение опыла на поверхности и минимизация лишних, нежелательных движений во время покраски.
Как уже упоминалось выше, сначала нужно покрасить все края и углы.
Существует множество различных схем последовательностей автомобиля. В этой статье я приведу две часто применяемые схемы.
Большие по площади панели (крыша, капот, крышка багажника) нужно всегда красить целиком. Не оставляйте покрашенную половину на какое-то время. Иначе образуется опыл на подсохшей стороне и вторая половина в месте соединения с первой нормально не сольётся, образуя видимую полосу.
Популярна последовательность покраски всего кузова, когда в первую очередь окрашивается крыша со стойками, далее идёт передняя дверь, а дальше по кругу (см. рис). Некоторые открывают переднюю дверь, чтобы закончить, обойдя круг, рядом с ней. Таким образом, сухой опыл на подсохшую краску двери не попадает.
Для удобства покраски крыши можно воспользоваться какой-либо подставкой (небольшой скамейкой или табуреткой).
Иногда красят всю сторону машины целиком, перемещаясь вдоль всего кузова и делая длинные проходы краскопультом. То есть, весь бок красится как одна панель. В этом случае не приходится постоянно нажимать и отпускать курок в конце каждой панели и плёнка краски на всех панелях получается одинаковой толщины. Это быстрый и эффективный способ покраски автомобиля. Чтобы так красить пистолет настраивается на максимальную подачу краски. Размер помещения должен позволять свободно перемещаться вдоль машины, не спотыкаясь об какие-либо препятствия, так как краскопульт должен двигаться с одной скоростью. И, конечно же, нужен навык, чтобы так красить, ровно перекрывая половину одного прохода другим. Такой способ подойдёт не каждому и приведён, скорее, для ознакомления, чем для инструкции.
Источник статьи: http://kuzov.info/tehnologia-pokraski-avto/
9.4.1. Окраска кузова
Способы окраски и применяемое оборудование. Наиболее широко распространенные способы окраски — это окраска в электрическом поле высокого напряжения (рассмотрена выше), окраска пневматическим воздушным, безвоздушным и аэрозольным распылением.
Окраска пневматическим воздушным распылением. Этот способ является основным. Примерно 70 % производимых лакокрасочных материалов наносят на поверхности именно им. Он позволяет наносить на поверхности большой площади равномерные слои грунтовки, лака, эмали.
Суть способа заключается в том, что лакокрасочный материал сжатым воздухом интенсивно дробится на мельчайшие частицы и наносится равномерным тонким слоем на окрашиваемую поверхность. Способ применим в любых производственных условиях при наличии сжатого воздуха и вытяжной вентиляции. Продолжительность окраски меньше, чем при других способах. Оборудование для пневматического воздушного распыления несложное по конструкции и надежное в эксплуатации.
К недостаткам данного способа следует отнести:
- образование красочного тумана, что ухудшает санитарногигиенические условия труда;
- необходимость интенсивного отсасывания загрязненного воздуха;
- большой расход лакокрасочных материалов вследствие потерь краски (30. 60 % в зависимости от размеров и конфигурации деталей);
- большой расход растворителей для доведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости;
- необходимость наличия в производственных помещениях специальных окрасочных камер с приточно-вытяжной вентиляцией.
Воздушное распыление лакокрасочных материалов осуществляют с помощью краскораспылительных устройств. Сжатый воздух под давлением 0,4. 0,7 МПа подается от сети или автономно работающего компрессора. Схема краскораспылительной установки показана на рис. 9.24.
Рис. 9.24. Схема краскораспылительной установки:
1 — краскораспылитель (окрасочный пистолет); 2, 3, 6 — шланги; 4 — влагомаслоотделитель; 5 — красконагнетательный бак
Во влагомаслоотделитель подается сжатый воздух для очистки его от воды и масла. Очищенный сжатый воздух по шлангу 2 поступает в краскораспылитель и одновременно по шлангу 3 через редуктор давления — в красконагнетательный бак. Под давлением сжатого воздуха лакокрасочный материал поступает по шлангу 6 к краскораспылителю (окрасочному пистолету).
Если расход лакокрасочного материала небольшой, то материал подается самотеком из стакана, расположенного на корпусе краскораспылителя. Такие распылители применяют при незначительных объемах работ в случае исправления дефектов окрашенной поверхности с небольшим расходом краски. Разрез краскораспылителя показан на рис. 9.25.
Рис. 9.25. Краскораспылитель:
1 — игла распылителя; 2 — распылитель с головкой и мундштуком; 3 — бачок с краской; 4 — винт регулировки иглы распылителя (количества подаваемой краски); 5 — винт регулировки положения конуса; 6 — штуцер подачи сжатого воздуха; 7 — курок
В распылителе имеются воздушные каналы, которые подведены к головке. Она представляет собой конус. Конус большего размера обеспечивает большую концентрацию краски, конус меньшего размера — меньшую.
Работает краскораспылитель следующим образом. Воздух подается через штуцер к пистолету. При нажатии на курок отводится клапан и открывает сжатому воздуху проход по каналам в корпусе и головке. Затем курок нажимает на упор, отводит иглу и открывает проход лакокрасочному материалу. Под действием потока воздуха краска поступает из бачка 3 через фильтр и затем распыляется. При снятии усилия с курка пружины возвращают иглу и клапан в исходное положение.
Регулировка выхода краски из сопла головки краскораспылителя производится регулятором иглы (запорным винтом) 4. В нерабочем состоянии игла прижата к коническому отверстию сопла. Регулировать пятно распыла краски можно простейшим способом — путем пробного окрашивания куска картона или жести с соблюдением требуемого расстояния между распылителем и окрашиваемой поверхностью.
Краскораспылители могут иметь бачок, расположенный как над пистолетом (рис. 9.26, а), так и под ним (рис. 9.26, б).
Рис. 9.26. Виды краскораспылителей
Окраска путем пневматического распыления осуществляется сжатым воздухом, обтекающим струю краски. Образуется мелкодисперсный аэрозоль в виде тумана, наносимый на окрашиваемую поверхность. Краскораспылитель должен быть расположен перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, иначе краска будет ложиться неравномерно. Для снижения расхода краски краскораспылитель должен находиться на расстоянии 250. 300 мм от окрашиваемой поверхности. При более близком расстоянии краска будет «сбиваться» в струю и образовывать подтеки. Краскораспылитель передвигают со скоростью 0,2. 0,3 м/с и наносят краску параллельными полосами: сверху вниз и снизу вверх с перекрытием 40. 50 мм. Окраска безвоздушным распылением. Окраска этим способом выполняется без подачи сжатого воздуха. Распыление осуществляется под воздействием высокого давления на лакокрасочный материал, который нагревают до температуры 40. 100 °С и под давлением 4. 10 МПа подают к распылительному устройству.
Факел распыления формируется за счет перепада давления при выходе лакокрасочного материала из сопла распылителя и последующего быстрого испарения части нагретого растворителя, которое сопровождается значительным его расширением. Производительность безвоздушного распыления почти в 2 раза выше, чем пневматического. При безвоздушном распылении снижается расход лакокрасочного материала, можно использовать более вязкие материалы. Недостатком является необходимость оборудования для создания высокого давления.
Схема установки для безвоздушного распыления приведена на рис. 9.27. В этой установке краску из емкости 1 подают насосом 2 через нагреватель 6 и фильтр 7 к краскораспылителю 9. Температуру краски измеряют термометром 8, а давление — манометром 3. Неиспользованную краску направляют через клапан 4 обратно в емкость. После окончания работы краску из системы сливают через кран 5.
Рис. 9.27. Схема установки для безвоздушного распыления лакокрасочных материалов
При безвоздушном распылении факел распыления имеет четкие границы и защищен от окружающей среды оболочкой из паров растворителя. По сравнению с пневматическим распылением данный способ обеспечивает уменьшение потерь на туманообразование на 20. 35 % и расхода растворителя на 15. 25 % с сокращением времени окрашивания.
Для безвоздушного распыления могут быть использованы установки УРБ, «Виза-1», «Факел-2», «Луч-2» и др.
Окраска аэрозольным распылением. При аэрозольном распылении краска находится в металлическом герметичном баллоне под давлением до 2 кг/см 2 инертного газа — фреона-пропеллента. При нажатии на клапан краска распыляется из сопла диаметром 0,5 мм и образует покрытие равномерной толщины. Распыление происходит в основном за счет испарения пропеллента. В качестве распыляющего агента могут служить также некоторые сжиженные газы.
С помощью баллона вместимостью 0,5 л можно окрасить около 2 м 2 поверхности при толщине пленки 12. 14 мкм. Расстояние от баллона до окрашиваемой поверхности должно быть 200. 250 мм, ширина окрасочного факела (при диаметре сопла 0,5 мм) — 50. 65 мм. Перед применением краску в баллоне следует хорошо взболтать. Для аэрозольного нанесения наиболее пригодны лакокрасочные материалы на основе алкидных и акриловых смол, а также нитролаки (эмали) на низковязком коллоксилине.
В баллоне должно находиться одинаковое количество лакокрасочного материала и фреона. Аэрозольное распыление особенно эффективно при подкраске дефектных мест, а также при нанесении лака.
Приготовление лакокрасочных материалов. Приготовление лакокрасочных материалов — это выполнение всех предварительных операций (определение рецепта, взвешивание, смешивание, фильтрация, введение катализатора) перед их нанесением.
Однокомпонентная технология (1K-system). Лакокрасочные материалы приготавливаются без катализатора. Достоинство способа — дешевизна материалов, недостатки — слабая прочность покрытия, слабая устойчивость к химическим воздействиям, коррозии. Эта технология используется, как правило, для изготовления грунтов, жидких шпатлевок, наполнителей.
Двухкомпонентная технология (2К-system). Лакокрасочные материалы приготавливаются с использованием двух компонентов — основы и катализатора (отвердителя). Достоинства — высокая прочность покрытия, устойчивость к химическим воздействиям, коррозии, недостаток — то, что время использования материала ограничено из-за быстрой полимеризации.
Трехкомпонентная технология (3К-system). Встречается в обозначении некоторых систем восстановления лакокрасочного покрытия. Трехкомпонентной в полном смысле данная технология не является, так как представляет собой сочетание первых двух технологий и используется для приготовления металлизированных красок типа «металлик» и «перламутр». Первое покрытие (краситель) приготавливается по однокомпонентной технологии, второе (лак) — по двухкомпонентной.
Технологии приготовления ремонтных красок различными производителями имеет общий принцип, основой которого является базовый комплект красок. Как правило, он состоит из 12-120 цветовых компонентов, что позволяет приготавливать краски различных цветов и оттенков (более 50 тыс. вариантов).
Каждый производитель автомобилей имеет свою собственную, отличную от других, систему обозначения номеров красок. Номер лакокрасочного покрытия обычно указывается на табличках (рис. 9.28) в подкапотном пространстве, дверных проемах, багажнике, на внутренней части бампера и т.д. Если заводской код краски на автомобиле отсутствует, его можно определить по специальной дилерской программе либо по так называемой цветовой документации — каталогам, веерам, пандекам.
Рис. 9.28. Идентификационная табличка с обозначением кода краски (1F7)
Рецептуру для приготовления краски выбирает колорист, от профессионализма которого зависит конечный результат. Имеются каталоги с образцами цветов и оттенков, используемых мировой автопромышленностью. Эти каталоги ежегодно обновляются. Зная заводской номер лакокрасочного покрытия автомобиля или имея образец этого покрытия, колорист находит соответствующий номер в каталоге, по которому и определяет рецепт краски. После нахождения кода краски с помощью специальных компьютерных программ по цветоподбору определяют рецептуру или формулу нужного цвета. Другой (более старый) способ — хранение рецептур краски на диапозитивах-микрофишах. На пленках размерами 10 х 15 см хранятся рецепты, отпечатанные очень мелким шрифтом. Микрофиши читают с помощью специальных проекционных систем. Этот способ в настоящее время применяется очень редко.
Для цветоподбора используются специальные комплекты. В комплект входит стенд для красок, включающий набор красок различных цветов (рис. 9.29, а), компьютер с программным обеспечением по подбору красок и электронные весы (рис. 9.29, б), мерные емкости для смешивания красок (рис. 9.29, в), цветовые веера (рис. 9.29, г) и каталоги. Требуемый оттенок получают путем дозированного смешивания необходимых базовых цветов в специальных мерных емкостях на электронных весах. На них в этих емкостях по полученному рецепту составляется краска, которая тестируется на соответствие оттенка.
Рис. 9.29. Комплект для подбора краски
Для тестирования краску с помощью окрасочного пистолета наносят на картонные или металлические тестовые пластины (рис. 9.30, а). Сушат окрашенные пластины в специальных подогревательных печках или лампами. Краску на высушенной тестовой пластинке сравнивают с краской автомобиля (рис. 9,30, б).
Рис. 9.30. Тестовая пластинка (а) и сравнивание ее цвета с краской автомобиля (б)
Одних только технических данных об исходном оттенке автомобильной краски на практике, как правило, оказывается недостаточно, поскольку с течением времени любое лакокрасочное покрытие выцветает, утрачивает первоначальные оттенки. В подборе автоэмали не исходного оттенка, а того, который сформировался на автомобиле за период его эксплуатации, активную роль играет колорист. В случае несовпадения оттенка производят доколировку рецептуры.
Если отсутствует рецепт краски и его невозможно найти, то по части окрашенной поверхности (например, крышке лючка заливной горловины топлива) подбирают ее по каталогам цветов или путем автоматизированного подбора. Автоматизированные системы подбора краски основаны на измерении спектральных характеристик лакокрасочного покрытия специальным прибором — спектрофотометром. Результаты измерений передаются на компьютер, который подбирает из базы данных рецептуру, наиболее соответствующую реальному образцу краски. Упростить приготовление образца по выбранным рецептам позволяют компьютерные весы, имеющие обратную связь с компьютером.
Подбор красок типа «металлик» или «перламутр» осложняется тем, что они имеют очень неровную спектральную характеристику из-за присутствия в красителе отдельных частиц металла и (или) слюды. Это затрудняет измерения спектрофотометром: их приходится проводить в нескольких плоскостях. Погрешности в измерениях могут стать причиной несовпадения оттенков приготовленной краски и оригинального покрытия автомобиля.
При подборе красок типа «металлик» необходимо учитывать следующее:
- более сильное разбавление краски обусловливает более светлый оттенок; очень слабое разбавление — более темный;
- давление воздуха более высокое — более светлый оттенок, давление более низкое — цвет темнее;
- чем больше при окраске расстояние между краскопультом и окрашиваемой поверхностью, тем светлее получаемый цвет, при меньшем расстоянии цвет темнее;
- металлические лаки при сушке осветляются в результате подъема алюминиевых блесток;
- образец должен быть окрашен по краям, чтобы облегчить сравнение;
- покрываемая поверхность должна быть очищена и при необходимости отполирована;
- нельзя слишком долго смотреть на образец, так как глаза устают и это приводит к ошибочной оценке.
Подгонку краски необходимо осуществлять при дневном, а не при искусственном свете. Цвета образца и краски для ремонта при свете флюоресцентных ламп могут выглядеть совершенно одинаковыми, но сильно различаются при дневном свете. Это явление называется метамеризмом. Однако и дневной свет не постоянен. Изготовители красок создали световые приборы, обеспечивающие освещение с постоянной интенсивностью, аналогичное дневному свету. Нанесение лакокрасочного покрытия на кузов автомобиля. При нанесении лакокрасочного покрытия и его сушке необходимо соблюдать следующие требования:
- окрашиваемую поверхность нужно тщательно обработать и обезжирить, она не должна быть ржавой, масляной, влажной;
- все новые детали и запасные части, подлежащие окраске, обязательно должны быть очищены от защитного слоя, которым их покрывают для транспортировки и хранения;
- к обезжиренной и отшлифованной поверхности нельзя прикасаться руками;
- все отшлифованные места следует повторно грунтовать;
- температура воздуха в помещении, где проводятся работы, а также температура окрашиваемой поверхности и лакокрасочных материалов не должна быть ниже 18 °С;
- окрасочно-сушильная камера должна иметь подвод свежего осушенного и отфильтрованного воздуха; в противном случае на покрытие осядет пыль и оно не будет иметь необходимого блеска;
- каждый последующий слой наносится только после того, как растворители предыдущих слоев полностью испарятся.
После подготовки поверхности наносят первые слои краски. Количество слоев зависит от состава краски, ее эксплуатационных свойств и способа нанесения. Первый слой выявляет все дефекты зашпатлеванной поверхности. Иногда слои краски наносят на не окончательно высохший (лишь слегка подсохший от растворителей) слой грунтовки. При этом сокращается время окраски и обеспечивается лучшая межслойная адгезия. Обычно применяют ту же краску, которой кузов был окрашен ранее. Краскораспылителем наносят два слоя эмали (с промежуточной сушкой в течение 7. 10 мин) на внутренние окрашиваемые поверхности салона, моторного отсека, багажного отделения, дверные проемы, торцовые поверхности дверей. Затем наносят три слоя эмали на наружные поверхности кузова с промежуточной сушкой 7. 10 мин.
При окраске могут возникать различные дефекты (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Возможные дефекты окраски и способы их устранения
Для предотвращения появления царапин и потертостей на окрашенных поверхностях после окончательной окраски автомобиль не следует мыть в течение месяца, если это зимний период, и не менее двух недель летом.
Локальный ремонт повреждения лакокрасочного покрытия кузова (на примере бампера). Небольшие повреждения лакокрасочного покрытия: потертости (рис. 9.31, а), царапины (рис. 9.31, б) — это самые распространенные повреждения кузова автомобиля. При повреждениях этого вида не требуется восстановления формы кузовного элемента, за исключением шпатлевания, поскольку необходимо выравнивание на микроуровне.
Рис. 9.31. Повреждения лакокрасочного слоя
Чтобы не загрязнить кузов, место ремонта локализуют. Автомобиль закрывают пленкой, а ее края прикрепляют скотчем (рис. 9.32, а).
Рис. 9.32. Локализация места ремонта (а) и обезжиривание (б)
Ремонтируемую поверхность тщательно обезжиривают (рис. 9.32, б), чтобы удалить загрязнения на кузове — силиконы, жиры и т.д. После этого поверхность обрабатывают водноспиртовым очистителем для удаления неорганических включений.
После протирки и просушки производят шлифование абразивным кругом зернистостью Р180 до подложки (рис. 9.33, а).
Рис. 9.33. Шлифование (а) и поверхность после шлифования (б)
При шлифовании обрабатываемая поверхность должна выходить за зону ремонта на 2. 3 см (рис. 9.33, б). Подобный запас, называемый иначе клином, необходим для того, чтобы плавно вывести зону ремонта к нетронутой поверхности.
Обработанный участок обдувают и шлифуют повторно вручную шлифовальной лентой зернистостью Р180 на поролоновой основе (рис. 9.34, а), после чего осуществляют обезжиривание и последующее шпатлевание (рис. 9.34, б), а затем сушку.
Рис. 9.34. Ручное повторное шлифование (а) и шпатлевание (б)
Высушенную шпатлевку шлифуют с помощью шлифовальной машинки, а затем для окончательной доводки — вручную. На зашлифованную и обезжиренную шпатлевку с помощью окрасочного пистолета наносят в два слоя (один легкий, другой плотнее) наполнитель (рис. 9.35, а), который после сушки зачищают абразивом Р500 с помощью шлифовальной машинки.
Рис. 9.35. Нанесение наполнителя (а) и обезжиривание салфетками (б)
Если возникает необходимость (например, на сложных поверхностях), то зачистку производят абразивом той же зернистости вручную. Чтобы создать оптимальные условия для перехода по лаку и затем качественно отполировать поверхность, ее зачищают шлифовальной лентой «микрофайн» (аналог Р1500) на поролоновой основе во избежание повреждения границы перехода. Поверхность обезжиривают и протирают специальными салфетками (рис. 9.35, б). После этого на подготовленную поверхность с помощью окрасочного пистолета наносят в два слоя базу, полностью перекрывая повреждение. Поверхность сушат и протирают, после чего с помощью окрасочного пистолета наносят в три приема лак. Каждый из слоев ложится внахлестку с предыдущим: это сглаживает переход по лаку. Лак высушивают и только через 6 ч после этого полируют для создания верхнего керамического слоя, предохраняющего нижние слои от попадания влаги.
Точечный способ окраски «с переходом». Автомобиль постоянно находится под воздействием солнечного излучения и агрессивной внешней среды. Это может привести к тому, что оттенок его цвета со временем изменится. Кроме того, в результате полной или частичной перекраски, а также из-за допускаемых иногда технологических нарушений при окраске автомобиля на предприятии-изготовителе номер покрытия может не соответствовать его реальному цвету.
Хорошие результаты может дать точечная окраска на небольшом участке поврежденной поверхности. Чтобы граница окрашиваемой области была неразличима, применяют так называемую окраску «с переходом», когда поверхности, соседние с окрашиваемой, также частично окрашиваются. Он особенно хорош при ремонте покрытий «металлик», так как после нанесения краски все соседние поверхности покрывают лаком, что исключает возможность появления ореолов. Этот способ требует большого количества краски (лака), большого объема работ и высокого профессионализма мастера, однако в результате можно получить идеальное совпадение цвета старого и нового покрытий.
Как правило, точечный ремонт осуществляется именно указанным способом, который позволяет минимизировать расходы на лакокрасочные работы. Например, окраска стоек кузова должна проводиться только этим методом. В противном случае прозрачным лаком придется покрывать всю крышу автомобиля, что повлечет за собой увеличение расхода материала, а следовательно, и стоимости ремонта. Помимо экономии лакокрасочных материалов, точечный ремонт позволяет обойтись без трудоемких и дорогостоящих монтажных работ. Наиболее подходящий объект для точечного ремонта — повреждения вблизи молдинга или края детали, так как после подкраски не требуется полировать всю деталь. Профессионально выполненное полирование — необходимое условие качественного точечного ремонта. Полирование позволяет сделать границу между старым и новым покрытием практически неразличимой даже при неполном совпадении цвета. Качественное полирование придает поверхности устойчивый блеск и вид полностью окрашенной детали.
Не меньшее влияние на результат ремонта лакокрасочного покрытия оказывает технология нанесения краски. При точечном методе для окраски небольших участков кузова некоторыми оттенками типа «металлик» приходится использовать сопло краскопульта с меньшим диаметром. В некоторых случаях это приводит к нежелательному осветлению оттенка края полученного покрытия. Для выравнивания цвета и получения неразличимой границы перехода применяют технологию распыления материала под низким давлением.
Доводку оттенка цвета (колеровку) осуществляют до полного совпадения цвета краски с цветом автомобильного покрытия.
Устранение мелких повреждений лакокрасочного покрытия. Мелкие повреждения лакокрасочных покрытий кузова можно устранить с помощью аэрозольных баллончиков с быстросохнущими акриловыми красками. Необходимый оттенок краски подбирается по цветовому вееру или по специальным номерам краски, которые указаны в определенных местах автомобиля. Некоторые фирмы, специализирующиеся на подборе краски, предлагают услуги по закачке подобранной краски в баллончик. Можно также покупать уже готовую краску в баллончике, на котором указан заводской номер краски автомобиля, либо выбранную из подходящей цветовой гаммы. Однако в этом случае результат менее предсказуем, поскольку очень многое зависит от состояния лакокрасочного покрытия конкретного автомобиля. Кроме того, ассортимент красок в баллончиках не охватывает весь спектр существующих цветов и оттенков.
Технология устранения повреждений окраски следующая. Поврежденный участок зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью P100. 120 до металла (рис. 9.36, а).
Рис. 9.36. Технология окрашивания поврежденного лакокрасочного покрытия
Очищенную поверхность обрабатывают обезжиривателем. Если повреждения глубокие и имеются вогнутости металла, то на поврежденную поверхность наносят шпатлевку и после ее высыхания выполняют шлифование «по сухому» шкуркой зернистостью P120. 180. Окрашиваемую поверхность ограничивают с помощью малярной ленты и наносят грунтовку-наполнитель (рис. 9.36, б). После просушки поверхность шлифуют «по сухому» шкуркой № 400. 500. Из картона вырезают отверстие по размерам поврежденной поверхности и производят окраску аэрозольным баллончиком (рис. 9.36, в). Краску распыляют с расстояния 30 см при комнатной температуре. Картон с вырезанным отверстием держат на расстоянии 5 см от окрашиваемой поверхности для предотвращения разбрызгивания и растекания краски. Большие поверхности окрашивают способом «квадрат» (рис. 9.37, а), небольшие — способом «круг» (рис. 9.37, б).
Рис. 9.37. Способы окрашивания поврежденных лакокрасочных покрытий
Краску наносят несколькими тонкими слоями. После окраски и высыхания поверхность полируют. Если используется краска оттенка «металлик», то окрашенную поверхность следует покрыть бесцветным лаком.
Для устранения мелких царапин и сколов необходимо устранить следы коррозии, при глубоком повреждении — нанести грунтовку, а затем кисточкой краску.
Нанесение лакокрасочного покрытия на отдельную деталь кузова (локальная окраска). В большинстве случаев не требуется полной окраски всего кузова автомобиля, поэтому частичная окраска используется гораздо чаще, чем полная.
Частичная окраска — это не только окраска двери или крыши, но и дисков, частей салона, деталей и элементов как снаружи, так и внутри автомобиля.
Частичная окраска, окраска переходом или латками — это все названия одной и той же ремонтной технологии, используемой в случаях, когда повреждение лакокрасочного покрытия незначительно по площади.
Может производится частичная окраска как отдельных съемных деталей кузова, так и несъемных.
Окраска съемных деталей кузова является более простой, так как не требуется выделять линию перехода от поверхности, подлежащей покраске, к уже окрашенной поверхности. Красится деталь целиком. При этом есть возможность без особых проблем поменять положение детали при окраске и выставить ее оптимально для нанесения лакокрасочного покрытия. Если площадь съемной детали небольшая, то можно не применять окрасочную камеру. Для достижения наилучшего результата желательно использовать специально отведенную часть помещения, занавешенную пластиковой пленкой.
Окраска несъемных деталей кузова сложнее. В данном случае необходимо определиться с линией перехода. Как правило, это или отдельный элемент, или линии сгибов, переломов, изменения формы. При такой окраске очень сложно сделать незаметными переходы от свежеокрашенной поверхности к ранее окрашенной.
Поверхность, подлежащую окраске, необходимо очистить от старой краски или качественно зашпатлевать. Она должна быть однородной, без ямок. Очищать поверхность можно ручными шлифовальными машинками. После этого поверхность очищают от пыли, старой краски, промывают водой и высушивают, а затем обезжиривают растворителем. После обезжиривания деталь протирают чистой белой тканью, слегка смоченной бензином. Ткань должна оставаться чистой, без каких-либо включений.
Для приготовления краски в бачок распылителя заливают перемешанную с катализатором профильтрованную эмаль нужной вязкости, которую получают, добавляя в емкость свежую краску или растворитель. Вязкость эмали проверяют вискозиметром. При отсутствии вискозиметра следует помнить, что ее вязкость должна соответствовать консистенции молока, а не сливок. Определить вязкость можно, наблюдая за падением капель. Последние, падая со скоростью 1 капля в 1 с, не должны вытягиваться в нитку.
Краскораспылитель следует держать на расстоянии 30 см, перемещая его вправо или влево со скоростью 30. 40 см/с строго перпендикулярно к окрашиваемой поверхности. Форма факела — овальная (диаметр овала — 30 см). Овальности факела добиваются регулировкой краскораспылителя. Распыление непрерывной струей не рекомендуется, так как это приводит к неравномерности слоя и образованию наплывов и потеков. При переходе с одного участка распыления краски на другой краскораспылитель следует отключать.
Чтобы добиться высокого качества окраски, необходимо грунтовки и эмали наносить слоями (два-три слоя) с небольшим перерывом во времени (7. 10 мин). Этого достаточно, чтобы имеющиеся в эмалях растворители слегка испарились и затем последовало бы «схватывание». Таким образом, нанося с некоторой выдержкой несколько слоев эмали, можно избежать появления наплывов и потеков на окрашенной поверхности. При нанесении последнего слоя эмали за краскораспылителем с расстояния 0,5 м эмаль должна равномерно растекаться, образуя блестящую глянцевую поверхность. Если этого сразу добиться не удается, наносят еще один слой эмали там, где не получился глянец, постепенно уменьшая скорость перемещения краскораспылителя.
Сразу же после окраски необходимо сделать выдержку 18. 15 мин, после чего осторожно снять оклейку и приступить к сушке окрашенной детали. При этом надо иметь в виду, что близкое расположение нагревателя, а следовательно, быстрое нагревание слоя сырой эмали, может вызвать выпучивание. Заниженная температура сушки приводит к образованию эмалевого покрытия с низкой твердостью. Поэтому нагревателем на расстоянии 25. 40 см прогревают эмаль примерно 25. 30 мин, после чего проверяют степень ее готовности.
В качестве примера рассмотрим технологию окраски несъемной детали кузова. После соответствующей подготовки определяют соотношение площади повреждения и площади детали и выбирают один из двух способов ремонта:
- нанесение базы с распылением в месте перехода (напыл), затем лака на всю деталь;
- нанесение базы в напыл и частичное лакирование детали с переходом от нового лакокрасочного покрытия к заводскому.
Остановимся на втором способе и выберем один из наиболее сложных цветов для локальной окраски — серебристый «металлик».
С помощью матирующей пасты и серого скотч-брайта определяют крайнюю границу на ремонтируемой части поверхности детали.
После того как деталь высушена и обезжирена, наносят биндер — бесцветное связующее для базового покрытия. Биндер наносят на ремонтную зону так, чтобы его граница выходила за границы базы с напылом, наносимой на следующем этапе. Следует отметить, что нанесение биндера необходимо лишь для краски типа «металлик», так как при напылении их на старое покрытие образуется темная граница. Слой биндера создаст необходимую прозрачную основу в зоне перехода, и частички алюминиевой пудры «утонут» в нем, приняв необходимую для однородного отражения пространственную ориентацию.
Наносят краску тремя слоями (каждый последующий слой должен выходить за границы предыдущего). Для цвета с плохой укрывистостью следует увеличивать количество слоев. Последний слой необходимо «растягивать», едва-едва напыляя на старое покрытие, но оставаясь в зоне нанесенного биндера. Этот прием делает переход невидимым.
После полного матования краски переходят к нанесению лака. Лакировку с переходом можно разделить на несколько основных этапов:
- приготовление лака и нанесение первого матового слоя на ремонтируемый участок (этот слой иногда называют полуслоем);
- спустя 1 мин наносят глянцевый слой; важно, чтобы лак укрыл и зону окраски, и ту зону, где лежит биндер;
- оставшийся в краскопульте лак разбавляют растворителем в соотношении 1 : 1 и покрывают зону в том месте, где заканчивается новый лак и начинается заводской, сглаживая таким образом ступеньку, образованную слоем нового лака;
- заливают в краскопульт чистый ремонтный растворитель и укрывают им зону перехода от смеси лака с растворителем к заводскому лаку.
Источник статьи: http://tepka.ru/kuzov/64.html
Технология окраски кузова автомобиля
Введение
1. Лакокрасочные материалы
2. Приёмы выполнения работ при окраске
3. Технология окраски
4. Оборудование и инструменты
Хорошее лакокрасочное покрытие кузова не только придаёт автомобилю красивый внешний вид, но и предохраняет его от коррозии и преждевременного разрушения.
Практика эксплуатации автомобилей в разных странах показала, что наиболее эффективными способами борьбы с коррозией кузова является их качественная окраска и дополнительная противокоррозионная обработка. Выполнение рекомендаций по уходу за лакокрасочными покрытиями позволит постоянно поддерживать хороший внешний вид автомобиля.
Целью данной работы является описание технологии окраски, основных инструментов и оборудования, применяемых при этом. Кроме того, необходимо указать перечень и краткую характеристику лакокрасочных материалов, так как от этого зависит качество покрытий.
1. Лакокрасочные материалы
Лакокрасочные материалы подразделяют на основные (краски, эмали, грунты и шпаклёвки) и вспомогательные (растворители, разбавители, смывки, составы для подготовки к окрашиванию, средства для ухода за покрытиями и др.)
Отличительными свойствами эмалей для окраски легковых автомобилей являются разнообразие красивых цветов, повышенный блеск и сохранение декоративного вида при длительной эксплуатации покрытий в различных климатических условиях. При окраске кузовов легковых автомобилей для внешних слоёв покрытия на предприятиях-изготовителях применяют, главным образом, синтетические, меламиноалкидные и, реже, нитроцеллюлозные эмали.
Меламиноалкидные эмали изготавливают на основе смесей меламиноформальдегидной и алкидной смол. Высыхание происходит в результате испарения растворителей и поликонденсации смол. Эмали наносят пневмораспылением в окрасочной камере, а также распылением в электростатическом поле.
Нитроцеллюлозные эмали являются суспензиями пигментов в нитролаках с добавлением пластификаторов и смол. Высыхание происходит при комнатной температуре (18-22 ˚С).
Покрытия из нитроэмалей относительно стойки к воздействию минеральных масел, бензина, а также слабых щелочных растворов. Нитроэмали наносят с помощью краскораспылителей, реже – кистью. Для окраски кузовов автомобилей «Жигули», «Москвич», «Запорожец», «Волга» применяют эмали марок МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110, МЛ-1121, МЛ-1198.
2) Грунтовки и преобразователи ржавчины.
На подготовленную к окраске поверхность сначала наносят грунтовки. Они являются связующим покрытием между металлом и последующими слоями эмали. Они обладают повышенной адгезией (сцепляемостью). Грунтовки можно наносить распылением, кистью, окунанием, электрораспылением и электроосаждением. Толщина его составляет 15…20 мкм. Грунтовки бывают с инертными пигментами, пассивирующие, фосфатирующие и протекторные.
Грунтовки с инертными пигментами не взаимодействуют с плёнкообразователем и не защищают поверхность от коррозии, но механически препятствуют проникновению влаги. Такими грунтовками являются ГФ-021, ФЛ-ОЗК и др. Первую используют для ремонтной окраски кузова.
Пассивирующие грунтовки содержат хроматы металлов или другие пигменты, взаимодействующие с влагой и пассивирующие металл. К ним относят: ГФ-017, ГФ-031 и др.
К грунтовкам этого типа относится свинцово-суричная грунтовка, которую часто используют для защиты днища и крыльев.
Фосфатирующие грунтовки отличаются тем, что в их состав вводится еще фосфорная кислота. Эти грунтовки обладают хорошей адгезией по отношению к черным и цветным металлам. Наилучшая толщина слоя фосфатирующих грунтовок 8…12 мкм. Основные компоненты таких грунтовок – пленкообразующая основа и кислотный разбавитель.
Протекторные грунтовки защищают поверхность металла благодаря введению в их состав пыли металла, потенциал которого ниже, чем у железа (цинк, например). К ним относятся: ПС-1, ЭП-057 и др.
Грунтовки – преобразователи ржавчины используют для подготовки корродированной поверхности кузова под окраску без удаления продуктов коррозии. К ним относятся Э-ВА-01, Э-ВА-0112 и др. Их наносят при температуре не ниже 15 ˚С распылением или кистью в 1-2 слоя.
Шпатлевки служат для устранения и выравнивания изъянов на окрашиваемой поверхности кузова. Они представляют собой пастообразный состав из лака (олифы), пигментов и наполнителя (мела). Шпатлевки наносят шпателем (лопаткой) при заделке крупных изъянов или в виде жидкости краскораспылителем с крупным соплом. Для распыления ее разводят разбавителем.
Шпатлевки НЦ-007, НЦ-008, НЦ-009 предназначены для выравнивания загрунтованных металлических поверхностей, а также для исправления кузовов по выявительному слою эмали.
Шпатлевку ПФ-002 используют для общего и местного шпаклевания при отсутствии горячей сушки последующих слоев покрытия.
Шпатлевка МС-006 служит для исправления мелких дефектов на загрунтованной поверхности.
Шпаклевочную пасту готовят порциями перед непосредственным употреблением, что обусловлено быстрым временем желатинизации и отвердения. Массовое соотношение полуфабриката шпатлевки и отвердителя должно быть 100:3,2. Срок годности шпатлевки составляет 1 год.
4) Растворители, разбавители и смывки
Их применяют для того, чтобы лакокрасочные материалы имели необходимую рабочую вязкость. Они представляют собой однокомпонентные органические летучие и бесцветные жидкости или их смеси в различном сочетании компонентов.
Смывки используют для снятия лакокрасочного покрытия. Они представляют собой смеси различных растворителей, при воздействии которых покрытие разбухает, вспучивается и отстает от металла. Наибольшее распространение получили смывки на основе органических растворителей. Промышленностью выпускаются смывки марок СД, АФТ-1, СП-6, СП-7, СПС-1, СПС-2, СНБ-9, «Смывка старой краски», «Автосмывка старой краски» и др.
5) Материалы для шлифования и полирования
Шлифовальные шкурки обычно применяют при сглаживании неровностей на поверхности кузова. Чтобы узнать, для чего предназначена шлифовальная шкурка, какую зернистость имеет шлифовальный материал и можно ли пользоваться ею для мокрого или сухого шлифования, необходимо знать обозначения шлифовальных шкурок, которое указывается на нерабочей стороне.
Пример обозначения шлифовальной шкурки 1820х20 У2Г 63С М63 СА ГОСТ 13344-79. Данная запись означает, что это водостойкая шкурка на тканевой основе (ГОСТ 13344-79), из микрошлифовального порошка, предназначена для шлифования шпатлевок, грунтовок, пластмасс, эмалей, в рулоне шириной 1820 мм, длиной 20 м, на ткани –сарже (У2Г), из карбида кремния (63 С), из шлифовального материала с размерами зерен не более 63 мкм (М 63), закрепленного синтетической смолой (С), с количеством дефектов на рабочей поверхности не более 0,5 % (А).
Шлифовочная паста ВАЗ-1 служит для шлифования поврежденных и исправленных покрытий, окрашенных меламиноалкидными эмалями. Она представляет собой суспензию глинозема в смеси минерального и растительного масел, скипидара, керосина, поверхностно-активных веществ и воды. Наносят пасту на фланель или цигейку и шлифуют вручную или шлифовальной машинкой.
Полировочные пасты по составу представляют собой смесь тонкодисперсных абразивов, поверхностно-активных веществ, растворителей, минеральных масел, воска и воды. Абразив нужен для полирования, воск – для заполнения и сглаживания микротрещин и пор покрытия. Растворители помогают удалить жировые пятна и другие загрязнения.
Полировочная вода предназначена для окончательной отделки нитроэмалевых покрытий кузова и поддержания их блеска при эксплуатации автомобилей.
2. Приемы выполнения работ при окраске
Срок службы восстановленного лакокрасочного покрытия зависит от качества проведения всех работ процесса окраски. При подготовке поверхности автомобиля к окраске очень важно тщательно выполнить рихтовочные работы по металлу, сварку, пайку и зачистку, т.е. придать поверхности кузова правильную геометрическую форму. Качественное выполнение рихтовочных работ упрощает окраску и повышает долговечность восстановленного лакокрасочного покрытия.
Для проведения полного объема работ по окраске кузова выполняют следующие операции:
— подготавливают автомобиль к окраске и приобретают необходимые материалы;
— подготавливают поверхность кузова к окраске;
— приготавливают лакокрасочные материалы;
— грунтуют, шпаклюют, шлифуют наружные поверхности кузова, наносят первый слой эмали, локально шпаклюют и шлифуют;
— наносят несколько слоев эмали;
— шлифуют и полируют;
— контролируют качество окраски;
— наносят противокоррозионные мастики.
1) Подготовка автомобиля к окраске и приобретение необходимых материалов.
Прежде чем приступить к окраске следует приобрести материалы и оборудование. Около 90 % трудовых затрат приходится на подготовительные работы и только 10 % на окраску и сушку.
Прежде чем приступить к восстановлению покрытия, автомобиль тщательно моют. Затем, в случае необходимости, проводят частичную разборку: снимают декоративные детали с гальваническим покрытием, резиновые прокладки и т. д. Если кузов перекрашивают полностью, а сушку выполняют при повышенной температуре в печи, то снимают колеса, стекла, обивку и т. п.
2) Подготовка поверхности кузова к окраске
Подготовка поверхности кузова предусматривает выполнение следующих работ: удаление старого покрытия и продуктов коррозии, обезжиривание, фосфатирование, защита поверхностей, не подлежащих окраске и др. работы.
Удаление старого покрытия надо осуществлять в тех случаях, когда кузов или его отдельные части ранее неоднократно перекрашивались или были окрашены нитроэмалью, а также при наличии значительных подпленочных коррозионных повреждений, вспучивания покрытия, сколов и царапин и т. д.
Для снятия старой краски используют механический и химический способы. При механической очистке применяют ручной или механизированный инструмент: металлические щетки, скребки, наждачные или карборундовые камни, шкурки и т. п. Механический способ наиболее простой, однако он трудоемок и неудобен при очистке труднодоступных мест. В этом случае перед их механическим удалением используют химический – различные смывающие составы.
После полного удаления старого покрытия металлическую поверхность кузова протирают ветошью, смоченной уайт-спиритом, для снятия остатков смывающего состава и размягченной старой краски. Затем поверхность промывают водой, обдувают сжатым воздухом и сушат в естественных условиях. Небольшие корродированные участки поверхности кузова зачищают до металла шлифовальной машинкой (можно вручную).
Удаление продуктов коррозии с поверхности осуществляют механическим и химическим способами.
При механическом способе используют различные механизированный инструмент или металл очищается вручную стальными щетками или наждачной шкуркой. Для облегчения работы проводят «мокрую» очистку (т. е. с использованием уайт-спирита, керосина).
Для удаления оксидов металлов с поверхности кузова химическим способом обычно используют растворы кислот и кислых солей. Перед травлением поверхность кузова обезжиривают. Наибольшее распространение среди составов для удаления ржавчины имеет «Автоочиститель ржавчины Омега-1».
Обезжиривание применяют для удаления следов смазочных материалов и жировых загрязнений, ухудшающих ее смачивание и адгезию покрытия. Для этого используют водные щелочные растворы и органические растворители.
Для обезжиривания используют уайт-спирит или очищенный бензин.
Фосфатирование применяют для повышения противокоррозионных свойств кузова путем образования на его поверхности слоя нерастворимых в воде фосфорно-кислых соединений.
Защиту поверхностей, не подлежащих окраске, выполняют при частичной окраске кузова. Детали, которые можно снять, лучше окрашивать отдельно. Если же окраску производят не снимая частей, то рядом расположенные поверхности закрывают с помощью трафаретов из картона, бумаги или покрывают слоем вазелина или защитной пасты.
3) Приготовление лакокрасочных материалов.
Подбор колера заключается в получении необходимого цветового оттенка эмали путем смешения основных цветов одно-пигментных эмалей в определенной массовой пропорции.
При окраске отдельных частей кузова возникает необходимость подбора колера эмали максимально приближенного по яркости, цветовому тону, насыщенности к основному цвету.
При подборе колера необходимо принимать во внимание следующие факторы: после сушки возможно изменение оттенка эмали в сторону потемнения; лакокрасочные покрытия подвергаются старению, т. е. их цвета меняются под влиянием окружающей среды; после смешивания основных компонентов смесь требует тщательного перемешивания; цвет эмали подбирается при естественном дневном освещении (без яркого солнечного света); емкости с эмалями надо хранить плотно закрытыми, так как испарение растворителя влияет на оттенки.
Разбавление эмали до рабочей вязкости производят непосредственно перед нанесением на окрашиваемые поверхности, так как при хранении эмалей часть пигмента выпадает в осадок, а на поверхности образуется пленка. Загустевшие эмали разбавляют растворителем иди разбавителем до нужной консистенции.
4) Способы нанесения лакокрасочных материалов.
Для нанесения грунтов и эмалей на кузова применяют воздушное (пневматическое) и безвоздушное распыление в электрическом поле и окрашивание кистями.
Воздушное распыление происходит в результате превращения лакокрасочного материала с помощью сжатого воздуха в тонкую дисперсную массу, которую наносят на окрашиваемую поверхность в виде мельчайших капель, которые сливаясь друг с другом, образуют покрытие.
Наибольшее применение имеют ручные краскораспылители. Для получения высококачественных покрытий необходимо правильно выбрать нужную модель распылителя и режим его работы. Для окраски кузова выбирают, как правило, круглую форму факела. После окончания работы краскораспылитель рекомендуется тщательно очистить от краски.
При работе с ручным краскораспылителем необходимо соблюдать следующие правила: при окраске нельзя делать волнообразных и петлеобразных движений; распылитель держат перпендикулярно поверхности; скорость передвижения должна быть равномерной и составлять 14…18 м/мин; расстояние от распылителя до поверхности должно быть 250…350 мм.
Безвоздушное распыление – лакокрасочный материал подается насосом к соплу краскораспылителя под высоким давлением со скоростью, при которой поток жидкости дробится на мелкие частицы. По сравнению с пневматическим распылением способ безвоздушного распыления имеет ряд преимуществ: потери краски снижаются на 10-15 %; время окраски сокращается вследствие нанесения меньшего числа слоев и т. д.
К недостаткам относятся: необходимость применения материала более тонкого помола; более низкое качество покрытия.
Электроокраска распылением основана на физическом явлении переноса заряженных частиц лакокрасочного материала к окрашиваемой поверхности в электрическом поле высокого напряжения. Электрическое поле создают между кузовом и краскораспылителем, на котором создан высокий электрический потенциал. Частицы краски, получая отрицательный заряд, притягиваются к положительно заряженному кузову и осаждаются равномерным слоем.
Окраска кистью применяется при локальном восстановлении покрытия кузова и отсутствии оборудования для пневматического распыления материалов. Кроме того, кистями окрашивают отдельные внутренние поверхности, двигатель, шасси, грунтуют внутреннюю поверхность крыльев, днище снизу, детали и узлы. Преимуществами окраски кистью являются: простота и универсальность; небольшой расход материалов; отсутствие необходимости сложного и специального оборудования.
К недостаткам относятся: низкая производительность и большая трудоемкость и т. п.
5) Устранение вмятин.
Шпаклевание производят для выравнивания отдельных дефектов окрашиваемой поверхности кузова, которые не удается устранить рихтовкой металла.
При использовании шпатлевок необходимо руководствоваться двумя правилами. Во-первых, все шпатлевки можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность. Во-вторых, толщина слоя должна быть минимальной. При выравнивании поверхности шпатлевку сначала следует наносить на наиболее углубленные места. После просушки зашпаклеванные участки должны быть обработаны шкуркой и в случае необходимости должно быть проведено второе шпаклевание поверхности.
Выравнивание лицевых поверхностей кузова с помощью пластмассы ТПФ-37 применяют при больших объемах работ и производят путем ее нанесения на металлическую основу. Перед нанесением пластмассы поверхность металла нагревается пламенем горелки до появления золотисто-желтого цвета, соответствующего температуре 200…220 ˚С. После подогрева металла наносится слой пластмассы (толщина не более 0,5 мм). Пластмассовый слой уплотняется металлическим катком или лопаткой.
6) Сушка лакокрасочных покрытий.
Различают три стадии высыхания лакокрасочного покрытия:
— высыхание «до отлипа», когда на поверхности образуется поверхностная пленка;
— практическое высыхание, когда пленка утрачивает липкость;
Режим сушки (температура, продолжительность) оказывает большое влияние на качество покрытий. С повышением температуры процессы полимеризации и окисления протекают значительно быстрее, что способствует увеличению адгезии, твердости, прочности и уменьшению водопоглащаемости. Нанесенные на поверхность материалы сушат при комнатной температуре 18…23 ˚С (естественная сушка) или при повышенной температуре 60…175 ˚С (искусственная сушка). Первая (продолжительность от 2 до 48 часов) должна осуществляться в хорошо отапливаемых и вентилируемых помещениях при отсутствии пыли, копоти и влаги. Она применяется для кузовов, окрашенных быстросохнущими нитроцеллюлозными и перхлорвиниловыми эмалями. Искусственная сушка получила наибольшее распространение. Время сушки зависит от толщины металлического листа, цвета покрытия и расстояния от источника излучения. Если применяют горячую сушку, то продолжительность процесса сильно сокращается.
Сушка эмалей катализаторами отвердения применяется в случае отсутствия сушильных камер. Например, для меламиноалкидных эмалей такими катализаторами являются: малеиновый ангидрид, контакт Петрова, паратолуолсульфокислота, дибутилфосфорная, сульфосилициловая кислоты и т. д. Все покрытия холодной сушки после их высыхания до начала эксплуатации надо выдержать не менее 7 суток, по возможности на солнце. Это повысит их качество.
7) Отделка поверхности кузова.
Шлифование предназначено для сглаживания шероховатостей, оставшихся после нанесения шпатлевки. Оно применяется также для создания лучшего сцепления между слоями покрытия. Шлифованию подвергают только полностью высохшие слои покрытия. Работы могут проводиться вручную или с помощью шлифовальной машинки. Правильно отшлифованная поверхность должна быть совершенно гладкой без крупных рисок. При мокром шлифовании поверхность смачивают водой или каким-либо инертным растворителем. Шлифовальную шкурку тоже смачивают.
Полирование осуществляют полировочными пастами особенно для покрытий из нитроцеллюлозных эмалей.
Полирование выполняют вручную или механизированным способом. Вручную полируют фланелевым тампоном равномерными возвратно-поступательными движениями. Для механизации полирования применяют электрическую дрель. Нужно следить, чтобы поверхность при полировке не нагревалась выше 40 ˚С.
Полировочную воду применяют для ухода за лакокрасочными покрытиями, находящимися в хорошем состоянии (например, для восстановления блеска покрытия).
8) Контроль качества окраски кузова.
Контроль качества окраски осуществляют внешним осмотром, измерениями толщины нанесенного слоя пленки и адгезии подготовленной поверхности. Кроме того, качество процесса сушки покрытия определяют степенью высыхания лакокрасочных материалов.
Внешним осмотром выявляют наличие блеска, сорности, рисок, подтеков и др. Степень высыхания проверяют отпечатком пальца.
3. Технология окраски
Для получения качественного защитно-декоративного покрытия отремонтированного кузова необходимо выбрать схему технологического процесса окраски. Наименование и состав внешней эмали при ремонтной окраске определяется системой его окраски на предприятии-изготовителе и, как правило, по химическому составу они должны быть однородны. Грунты и шпатлевки подбирают в зависимости от выбранного покрывного состава эмали.
Полная окраска кузова
Окраска всего кузова предусматривает снятие старого лакокрасочного покрытия до металла с площади более 50 % окрашиваемой поверхности независимо от числа ранее нанесенных слоев и метода снятия, нанесение грунтовок и шпатлевок, подбора колера, окраску и сушку. Кузов автомобиля поступает на окраску в разобранном виде.
Окраску выполняют в следующей последовательности:
— устанавливают кузов на пост подготовки к окраске;
— обмывают кузов водой с помощью ветоши или трикотажного полотна;
— снимают шпателем старое отслоившееся покрытие с дефектных участков;
— выполняют мокрое шлифование (например, машинкой типа ОМП-3), в труднодоступных местах шлифуют вручную;
— промывают кузов водой, обдувают сжатым воздухом, сушат в естественных условиях;
— обезжиривают (ветошью, смоченной уайт-спиритом)
— наносят кистью типа КФК-6 герметизирующую мастику (типа Д-4А) на сварные швы и стыки в местах соединения замененных деталей с кузовом;
— изолируют бумагой поверхности, не подлежащие окраске;
— устанавливают кузов в окрасочную камеру;
— обезжиривают все окрашиваемые поверхности;
— грунтуют участки, зачищенные до металла (ГФ-073, ВЛ-02, ВЛ-08) с использованием краскораспылителя (типа КРУ-1 или СО-71);
— выдерживают нанесенное покрытие в камере в течение 5…7 минут;
— наносят пневмораспылителем 2 слоя эпоксидной грунтовки ЭФ-083;
— устанавливают кузов в сушильную камеру;
— сушат покрытие при температуре 90 ˚С в течение 1 часа;
— охлаждают кузов в естественных условиях;
— снимают защиту с изолированных поверхностей кузова;
— устанавливают кузов на пост подготовки поверхности;
— производят мокрое шлифование загрунтованной поверхности вручную шлифовальной шкуркой или машинкой;
— моют кузов водой, обдувают сжатым воздухом и сушат в естественных условиях;
— шпаклюют выявленные после грунта дефектные участки, затем сушат в течение 0,5 ч;
— производят мокрое шлифование;
— моют кузов и обдувают сжатым воздухом;
— изолируют поверхности, не подлежащие окраске;
— устанавливают кузов в окрасочную камеру;
— обезжиривают окрашиваемые поверхности;
— грунтуют участки, зачищенные после шпаклевания до металла;
— выдерживают в камере 5…7 минут;
— наносят пневмораспылением 2 слоя эмали с промежуточной выдержкой 7…10 минут на внутренние поверхности кузова (дверные проемы, торцы и внутренние поверхности дверей и т. д.)
— наносят 3 слоя эмали с промежуточной выдержкой 7…10 минут на внешние поверхности кузова;
— устанавливают кузов в сушильную камеру и сушат при температуре 90 ˚С в течение 1 ч;
— охлаждают в естественных условиях;
— окрашивают кистью (типа КФ-25) в черный цвет смесью эмали и грунта в соотношении 40:60 детали: щитки, стойки радиатора, рамки дверей и пр.;
— окрашивают пороги (при необходимости);
— сушат в естественных условиях.
Ремонтную окраску кузовов с мелкими повреждениями покрытий следует проводить не реже 1 раза в год.
Устранение таких повреждений начинают со шлифования поврежденного участка мелкозернистой шкуркой. Если покрытие повреждено до металла, то снимают и грунтовку. Затем участок моют водой, обдувают воздухом, обезжиривают и сушат.
После этого изготавливают трафарет. Если покрытие прошлифовано до металла, то наносят грунтовку и затем сушат в течение суток (при температуре 18…22 ˚С). Когда операция шпаклевания неизбежна, слой шпатлевки наносят минимальной толщины. Затем слой шпатлевки шлифуют, промывают водой, сушат, обезжиривают и наносят первый выявительный слой эмали. Для исправления дефектов обычно используют нитроэмаль.
Мелкие повреждения краски на кромках панели кузова исправляют нанесением 2…3 слоев нитроэмали кистью с промежуточной сушкой 30…40 минут.
Мелкие царапины устраняют нанесением тонкого слоя эмали из краскораспылителя без предварительного шлифования.
Окраска съемных деталей кузова
Окраску номерных знаков производят, предварительно зачистив их с обеих сторон шлифовальной шкуркой 63С8Н, а затем удаляют сжатым воздухом остатки пыли и обезжиривают. Наносят эмаль белого цвета и сушат в естественных условиях. Кистью (КФК-6) наносят эмаль черного цвета на цифры и буквы номерного знака. Окрашенную поверхность сушат при температуре 18…22 ˚С
4. Оборудование и инструменты
Устройства для пневматического распыления
С целью улучшения условий труда при окраске кузовов методом пневматического распыления от выделяющихся при работе красочной пыли и паров растворителей применяют различного рода окрасочные камеры с боковым и нижним отсосом воздуха, установки для бескамерной окраски снабжены мощной вентиляцией.
Краскораспылители имеют одинаковый принцип действия. Основными деталями являются корпус с ручкой, распылительная головка с соплом, запорная игла, пусковой крючок, запорный винт, прокладка и др. При нажатии на пусковой крючок вначале подается воздух в распылительную головку, а затем отводится запорная игла и краска, попадая в поток сжатого воздуха, дробится и образует факел.
Краскораспылители КРУ отличаются по конструкции распылительных головок и числом боковых отверстий подачи воздуха, позволяющих изменить форму факела от круглой до прямоугольной.
Краскораспылитель СО-19А применяют для окраски небольших поверхностей. Он имеет съемный бачок и две сменные головки, с помощью которых устанавливают круглую или плоскую форму факела.
Установки для безвоздушного распыления.
Для безвоздушного распыления выпускают установки с подогревом или без него. Для окраски автомобилей применяют установки различных конструкций: «Виза-1»; «Радуга-0,63»; «Факел-3» без подогрева, а также установки с подогревом «Луч-2» и др.
Установки для окраски в электрическом поле.
Для электроокрашивания применяют несколько типов распылителей. В зависимости от способа распыления их делят на электростатические, электромеханические, пневматические и безвоздушные.
Электростатические распылители имеют насос для подачи лакокрасочного материала, источник высокого напряжения и устройство для регулирования подачи краски («Ореол-5М»).
В установках с электромеханическими распылителями распыление происходит под действием электростатических и механических (центробежных) сил.
В пневмоэлектростатических установках (УЭРЦ-5) распыление красок осуществляется с помощью струи сжатого воздуха под давлением 0,4…0,5 Мпа.
Устройства безвоздушного распыления используют для холодной окраски сложных поверхностей кузовов (УГЭР-1, УГЭР-2; УГЭР-3).
Устройства и инструменты для окраски кистями, шпаклевания, нанесения пластмасс и шлифования.
Лучшими кистями для окраски являются кисти, изготовленные из свиной щетины.
Для окрасочных работ применяют следующие типы:
Маховые кисти (для больших поверхностей); кисти-ручники (круглые и плоские); трафаретные кисти; филеночные кисти (для окраски труднодоступных мест); колонковые или живописные кисти; цировочные (обводочные); флейцы (для сглаживания неровностей).
Шпатели представляют собой тонкие упругие пластинки из стали, пластмассы и различных пород дерева. Поверхность шпателя должна быть чистой, ровной и гладкой.
Стальные шпатели изготовляют в виде лопаток с деревянной ручкой. Деревянные – делают с заостренным и скошенным лезвием шириной 40…200 мм.
Установка для нанесения пластмасс УПН-6-63 позволяет напылять термостойкий порошок ТПФ-37 газопламенным способом.
Инструменты для шлифования и полирования бывают с электрическим и пневматическим приводом.
Для ручного шлифования используют блоки, выполненные из бензостойкой вулканизированной резины в виде пресс-папье.
На практике применяют колодку из мягкого дерева, на рабочую поверхность которой натягивается шкурка.
Тампоны для ручного полирования можно изготовить из бязи, ситца, сатина и т. п. Вместо этого можно использовать кусок сукна, фетра или войлока.
Оборудование для сушки
В зависимости от способа передачи теплоты искусственная сушка бывает конвективной, терморадиационной или терморадиационно-конвективной.
Конвективная – заключается в нагревании окрашенных поверхностей горячим воздухом или продуктами сгорания в специальных камерах.
Терморадиационная – представляет собой сушку инфракрасными лучами. Она протекает в 4-15 раз быстрее.
В терморадиационно-конвективной – нагрев кузова осуществляется комбинированным способом.
Сушильные камеры необходимо выбирать с учетом объема окрасочных работ и организации технологического процесса.
Передвижные устройства используют для сушки покрытий на небольших поверхностях кузова (рефлекторный ламповый передвижной щит; электрический термоизлучатель; передвижная сушильная установка).
Комбинированные камеры рекомендуется использовать при полной окраске кузовов автомобилей.
Однопостовая тупиковая камера, разработанная специалистами ВАЗ, предназначена для окраски и сушки 5 кузовов легковых автомобилей и кузовных деталей за 1 сутки при двухсменной работе.
Окрасочно-сушильный агрегат, разработанный специалистами ВАЗ, предназначен для окраски и сушки кузовов и деталей в количестве 1 автомобиль в течение 1 ч. Время окраски – 1 ч., продолжительность сушки – 3 ч. Стационарно установленный агрегат имеет окрасочное и сушильное отделение. Габаритные размеры 16195х7315х4722 мм, а масса – 12000 кг.
Таким образом, в ходе данной работы подробно излагаются вопросы, касающиеся технологии выполнения окрасочных работ, а также перечисляются основные виды лакокрасочных материалов и их характеристики.
Особое внимание уделяется конкретным приемам выполнения работ, а именно подготовке поверхности кузова к окраске, способам нанесения материалов, устранению вмятин, отделке поверхности кузова и пр.
Кроме того в работе подробно описывается технология полной и частичной окраски кузова, а также указывается перечень оборудования и инструментов, которые могут понадобится для этого.
1. Даражио Г.Н. Технология окраски автомобилей и тракторов за рубежом. Обзор. М. 1986 г., 153 с.;
2. Кац А.М. Окраска автомобилей на АТП. – М.: Транспорт, 1986 г. – 170 с.;
3. Синельников А.Ф. Кузова легковых автомобилей: Обслуживание и ремонт. М.: Транспорт, 1995 г. – 256 с.;
4. Синельников А.Ф. Ремонт кузова легковых автомобилей. Окраска и противокоррозионная обработка. М.: Машиностроение, 1993 г. – 183 с.;
5. Технология изготовления автомобильных кузовов/под ред. Горячего Д.В. – М.: Машиностроение, 1979;
6. Толмачев И.А., Пиасто и др. Ремонтная окраска автомобилей. – Спб.: Химия, 1992 г. – 124 с.;
7. Шангин Ю.А. Ремонтное окрашивание легковых автомобилей: Советы любителям – М.: Транспорт, 1994 г. – 198 с.
Источник статьи: http://zinref.ru/000_uchebniki/04400proizvodstvo/000_lekcii_proizvodstvo_03/169.htm