Определение передаточных чисел трансмиссии автомобиля
Общее передаточное число трансмиссии автомобиля определяется по формуле
,
где U0 – передаточное число главной передачи;
UК1 – передаточное число коробки передач на первой передаче;
UР – передаточное число раздаточной коробки.
Распределение общего передаточного числа трансмиссии между отдельными элементами зависит от схемы трансмиссии.
Передаточное число главной передачи определяется исходя из обеспечения максимальной скорости движения автомобиля
,
где — обобщенный радиус качения колеса, м;
nmax – максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя,
U КZ — передаточное число коробки передач на высшей передаче.
У автомобилей с карбюраторным двигателем UКZ = 1,0.
У автомобилей с дизельным двигателем UКZ = 0,664…0,613;
U Р – передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче.
Vmax – максимальная скорость движения автомобиля на высшей
передаче м · с -1 .
Передаточное число коробки передач на первой передаче определяется исходя из условия преодоления автомобилем максимального дорожного сопротивления при использовании максимального динамического фактора по сцеплению выражаемого равенством
,
где — коэффициент сцепления движителя с дорогой;
k — коэффициент загрузки ведущих колес. Для автомобилей со
всеми ведущими колесами при блокированном приводе k = 1.
Исходя из условия получения максимальной величины динамического фактора автомобиля, определяется передаточное число первой передачи
,
где Меmax – максимальный крутящий момент двигателя, определяемый
по скоростной характеристике;
— КПД трансмиссии автомобиля,
= 0,85…0,95.
Минимальное число ступеней Ζ в коробке передач определяется из зависимости
,
где nН и n0 – номинальная частота вращения коленчатого вала
двигателя и частота вращения коленчатого вала,
соответствующая максимальному моменту. Берется из
Для обеспечения наибольшей интенсивности разгона структура передач строится по геометрической прогрессии.
Знаменатель прогрессии для автомобиля с карбюраторным двигателем определяется по формуле
,
Знаменатель прогрессии для автомобиля с дизельным двигателем
,
где UКZ-1 — передаточное число коробки передач, предшествующее
Для автомобиля с карбюраторным двигателем UК = 1, для автомобиля с
Передаточные числа промежуточных передач
,
,
,
и т.д.
Передаточное число коробки передач для заднего хода
Построение динамической характеристики автомобиля
Динамическая характеристика представляет собой графическую зависимость свободной силы тяги от скорости движения автомобиля на различных передачах и является основным документом, характеризующим тягово — динамические качества автомобиля.
Расчет тяговой характеристики производится в следующем порядке.
В таблицу 7.4 вносятся значения частоты вращения n коленчатого вала и соответствующие им значения крутящего момента М из скоростной характеристики двигателя.
Скорость движения автомобиля определяется из формулы, м/сек.
Касательная сила тяги определяется по формуле, Н
Сила сопротивления воздуха, Н
,
где k – коэффициент обтекаемости, k = (0,6…0,7) ;
F – площадь лобовой поверхности автомобиля, м 2 . ;
В — колея колес автомобиля, м. Принимается по прототипу;
Н — высота автомобиля, м. Принимается по прототипу;
V — скорость движения автомобиля, м/с. Принимается по прототипу.
При скорости движения автомобиля меньше 30 км/час сила
сопротивления воздуха не учитывается.
Свободная сила тяги, Н
Отношения свободной силы тяги к весу автомобиля называется динамическим фактором автомобиля
Найденные значения величин заносятся в таблицу 7.4.
Таблица 7.4- Параметры динамической характеристики автомобиля
Передача | n | М Н·м | V м·с -1 | РК Н | РW Н | Ра Н | D |
n1 ……. n2 | |||||||
n1 ……. n2 | |||||||
3 и т.д. |
По данным таблицы строится в функции от скорости движения тяговая и динамическая
характеристики автомобиля (рис.7.2).
Рисунок 7.2 – Тяговая и динамическая характеристика автомобиля
Применение динамической характеристики значительно упрощает решение эксплуатационных задач, так как возможность автомобиля при реализации различных видов и величин сопротивлений на каждой передачи могут быть определены без дополнительных расчетов.
Источник статьи: http://zdamsam.ru/a53519.html
Определение передаточных чисел трансмиссии
Передаточные числа трансмиссии определяются в следующей последовательности:
-принимается передаточное число высшей передачи коробки передач Uв ;
-определяется передаточное число главной передачи Uо;
-определяется передаточное число первой передачи коробки передач U1;
-определяется диапазон коробки, а по нему со справочной литературы определяется количество передач коробки;
-рассчитываются передаточные числа промежуточных передач коробки.
Передаточное число высшей передачи коробки передач принимают по базовому автомобилю или учитывая следующее:
-для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями высшая передача прямая Uв=1, а для таких же автомобилей с дизелями — Uв= 0,72. 1. Если на дизеле установлена дополнительная коробка (делитель или демультипликатор); тогда Uв =0,71…0,82 ;
-для легковых автомобилей заднеприводных Uв=1. 0,82, а переднеприводных высшая передача ускоряющая Uв =0,73. 0,95;
-в городских и пригородных автобусов Uв=1, в междугородных
Передаточные числа высших ступеней раздаточных коробок Uрв находятся в пределах Uрв= 0,917. 1,31.
Передаточное число главной передачи определяют из условия: обеспечить заданную максимальную скорость движения Vmax автомобиля при максимальной угловой скорости коленчатого вала, высших передачах коробки передач и раздаточной коробки. В этом случае максимальная скорость движения автомобиля запишется
.
Отсюда . (6.2)
Передаточное число первой передачи U1 коробки передач определяют, исходя из выполнения двух условий:
— преодоление автомобилем заданного максимального коэффициента сопротивления дороги ymax;
— обеспечение минимальной скорости движения автомобиля Vmin 1…1,4 м/с для подъезда к погрузке и разгрузке.
Первое условие будет выполняться, если
где Рk max— максимальная окружная сила на ведущих колесах автомобиля, которая определяется так
,
где Мe max— максимальный крутящий момент двигателя, который берется из его внешней скоростной характеристики ;
Uрн— низшая передача раздаточной коробки. Принимается по прототипу или в пределах Uрн =1,31. 2,28.
Рy max— максимальная сила сопротивления движению автомобиля
.
После подстановки и преобразований получим передаточное число первой передачи, исходя из выполнения первого условия,
. (6.3)
Второе условие запишется следующим образом
.
Отсюда , (6.4)
где we min =70 …90 рад/с- минимальная угловая скорость коленчатого вала.
Из рассчитанных по формулам (6.3),(6.4) значений передаточного числа первой передачи принимается большее из них.
Количество передач в коробке принимается по прототипу или вначале рассчитывается диапазон Дк коробки
,
равный отношению передаточных чисел крайних передач, а затем по табл. 6.2 определяется число ступеней коробки передач n.
Дк | 5,7. 8,5 | 7,9. 9,4 | 8. 10 | 9,2. 18,5 |
Число ступеней n |
Для расчета промежуточных передач коробки существуют две принципиальные концепции:
— получение минимального времени и пути разгона до максимальной скорости;
— обеспечение минимального расхода топлива.
Ниже рассмотрено определение передаточных чисел, исходя из первой концепции, в основу которой положено наиболее полное использование мощности двигателя.
Примем следующие допущения:
-переключение передач происходит в неизменном диапазоне частот вращения коленчатого вала n1 и n2;
-падение скорости при переключении передач отсутствует.
Задача сводится к получению зависимости для определения промежуточных передач при известных Uв, U1 и количестве передач n.
С учетом принятых допущений движение автомобиля возможно, если скорость автомобиля при n 2 на предыдущей передачи равняется его скорости на последующей при n1.
На рис. 6.2 приведены зависимости скорости движения автомобиля от оборотов коленчатого вала в диапазоне n 1 и n 2 на трех передачах. Из рис.6.2 следует, что движение автомобиля возможно, если
;
Рис. 6.2 Зависимость
V2min— минимальная скорость движения автомобиля на второй передачи.
Минимальная скорость движения на второй передачи равна .
Из равенства скоростей на первой и второй передачах имеем
или
.
или
.
Исходя из анализа приведенного выше, для т-ой передачи запишем
. (6.5)
Неизвестной величиной в формуле (6.5) является . Для его определения воспользуемся исходными данными, имея ввиду, что Un=Uв.
Если принять m=n, тогда формула (6.5) запишется
.
Отсюда .
Подставим полученное значение в формулу (6.5), получим зависимость для определения передаточного числа m-ой передачи коробки передач (6.6).
Что же касается заднего хода, то он служит для маневрирования автомобиля и его передаточное число выбирают при компоновке коробки передач из соотношения
Источник статьи: http://helpiks.org/8-11383.html