От чего цвет т кузов автомобиля

Содержание
  1. Эволюция автомобильной краски
  2. Изобретение автомобиля
  3. 1900‑е (Конец 1800‑х – начало 1900‑х)
  4. 1920‑е (изобретение нитроцеллюлозной краски и покрасочного пистолета)
  5. 1930‑е, 1940‑е (появление алкидной краски)
  6. 1950‑е и 1960‑е (появление акриловых красок, изменение способа нанесения грунта)
  7. Конец 1970‑х, 1980‑е (появление двухслойного покрытия «база+лак» и водорастворимых красок)
  8. 1980‑е – 1990‑е (порошковое покрытие)
  9. 1990–2000‑е (водорастворимые краски и новый процесс нанесения)
  10. Современный процесс окрашивания автомобилей
  11. Как выбрать цвет автомобиля?
  12. Как выбрать цвет автомобиля
  13. Серый
  14. Белый
  15. Серебристый
  16. Синий
  17. Зеленый
  18. Желтый
  19. Красный
  20. Черный
  21. Необычные цвета
  22. Типы лакокрасочных покрытий автомобиля
  23. Базовая автоэмаль, покрытая акриловым лаком
  24. Автомобильный лак для базовой краски
  25. Акриловая автоэмаль
  26. Алкидная автоэмаль
  27. Совместимость покрытий при ремонте
  28. Как определить тип автоэмали — акриловая, базовая или алкидная?
  29. Общие правила для автоэмалей

Эволюция автомобильной краски

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье мы рас­смот­рим исто­рию раз­ви­тия авто­мо­биль­ной крас­ки, совре­мен­ные тен­ден­ции её раз­ви­тия и буду­щие разработки.

Изобретение автомобиля

В 1886 году гер­ман­ским изоб­ре­та­те­лем Кар­лом Бен­цом было запа­тен­то­ва­но его транс­порт­ное сред­ство (Benz Motorwagen). Его мож­но счи­тать пер­вым серий­ным авто­мо­би­лем. Более ран­ние вер­сии транс­порт­ных средств мало напо­ми­на­ли совре­мен­ный авто­мо­биль и изго­тав­ли­ва­лись в еди­нич­ных экземплярах.

Круп­но­мас­штаб­ное про­из­вод­ство доступ­ных авто­мо­би­лей было нача­то Рен­сом Олдсом в 1901 году на заво­де Oldsmobile в Мичи­гане. Это была кон­цеп­ция сбо­роч­но­го кон­ве­е­ра, кото­рая в свою оче­редь была впер­вые при­ду­ма­на изоб­ре­та­те­лем Тома­сом Блан­чар­дом в 1821 году на ору­жей­ном заво­де. Кон­цеп­ция сбо­роч­но­го кон­ве­е­ра была впо­след­ствии зна­чи­тель­но усо­вер­шен­ство­ва­на Ген­ри Фор­дом на сво­ём авто­мо­биль­ном заво­де. Дру­гим доступ­ным мас­со­вым транс­порт­ным сред­ством, кото­рый уже боль­ше напо­ми­нал совре­мен­ный авто­мо­биль стал Ford Model T, пред­став­лен­ный в 1908 году.

1900‑е (Конец 1800‑х – начало 1900‑х)

Нача­лом исто­рии авто­мо­биль­ных покры­тий мож­но счи­тать нача­ло 1900‑х годов, когда, как упо­ми­на­лось выше, появи­лись пер­вые пол­но­цен­ные авто­мо­би­ли. Форд исполь­зо­вал такой же про­цесс окра­ши­ва­ния, кото­рый при­ме­нял­ся при покрас­ке карет. Окра­ши­ва­ние вклю­ча­ло 22 после­до­ва­тель­ных ста­дии, кото­рые рас­тя­ги­ва­лись вплоть до 40 дней для окра­ши­ва­ния все­го кузо­ва. Мно­го вре­ме­ни зани­ма­ла суш­ка каж­до­го нане­сён­но­го слоя краски.

Читайте также:  Номер кузова уаз патриот место

Покрас­ка, шли­фо­ва­ние и поли­ров­ка авто­мо­би­лей Ford Model T

Это были крас­ки, при­ме­ня­е­мые по дере­ву, кото­рые нано­си­лись кистью и сох­ли есте­ствен­ным путём. После высы­ха­ния крас­ку вырав­ни­ва­ли шли­фо­ва­ни­ем, сно­ва нано­си­ли слой и сно­ва вырав­ни­ва­ли, пока не дости­га­лась нуж­ная тол­щи­на. Послед­ний слой так­же вырав­ни­ва­ли шли­фов­кой и потом поли­ро­ва­ли, что­бы полу­чить глян­це­вое покрытие.

Крас­ка тех вре­мён име­ла низ­кую изно­со­стой­кость и низ­кую защи­ту от раз­ру­ши­тель­но­го дей­ствия сол­неч­ных лучей. Уже через 2 года экс­плу­а­та­ции были вид­ны сле­ды её разрушения.

Дей­стви­тель­но ли авто­мо­би­ли Ford Model T были толь­ко чёр­но­го цвета?

« Поку­па­тель может полу­чить авто­мо­биль любо­го цве­та, кото­рый поже­ла­ет, при усло­вии, что он чёр­ный» — Ген­ри Форд, 1908.

Пер­вые про­то­ти­пы и про­из­вод­ствен­ные моде­ли Ford име­ли обо­зна­че­ния бук­ва­ми от A до T. Они окра­ши­ва­лись в раз­ные цве­та. Авто­мо­биль Ford Model T был пред­став­лен в 1908 году и до 1913 года поку­па­те­ли мог­ли выбрать раз­ные цве­та кузо­ва, вклю­чая чёрный.

Покрас­ка была сла­бым зве­ном в инно­ва­ци­он­ном кон­вей­ер­ном про­цес­се Форда.

Ком­па­ния Ford полу­чи­ла боль­ше зака­зов на авто­мо­биль Model T, чем она мог­ла выпол­нить. Ген­ри Фор­дом было при­ня­то реше­ние об упро­ще­нии и уско­ре­нии про­из­вод­ства. Так оста­лась толь­ко одна модель Model T и толь­ко один цвет – чёр­ный. Чёр­ный был един­ствен­ным цве­том, при кото­ром крас­ка сох­ла быст­ро, а ско­рость была важ­на для ком­па­нии Ford из-за боль­шо­го коли­че­ства зака­зов. Исполь­зо­ва­лась систе­ма покрас­ки, кото­рая быст­ро сох­ла толь­ко при при­ме­не­нии чёр­но­го пиг­мен­та. В ито­ге цель была достиг­ну­та – было орга­ни­зо­ва­но мас­со­вое про­из­вод­ство, кото­рое при­ве­ло к уде­шев­ле­нию авто­мо­би­лей, что сде­ла­ло их доступ­ны­ми для мас­со­во­го поку­па­те­ля. Осно­вы­ва­ясь на дан­ных ком­па­нии Ford, в 1914 году было сде­ла­но 300000 Model T, тогда как кон­ку­рент­ные авто­про­из­во­ди­те­ли все вме­сте изго­то­ви­ли око­ло 280000 машин.

Позд­няя модель Ford Model T

Таким обра­зом, толь­ко в чёр­ный цвет маши­ны Ford кра­си­ли с 1914 по 1925 год. То есть авто­мо­биль Model T про­из­во­дил­ся в чёр­ном цве­те толь­ко 12 лет под­ряд из общих 19 лет про­из­вод­ства этой моде­ли. В дру­гие 7 лет цве­та были раз­ные – зелё­ный, ярко крас­ный, тём­но синий, корич­не­вый, тём­но-бор­до­вый и серый.

Потом, в 1926 и 1927 годах, цве­та вклю­ча­ли зелё­ный, свет­ло голу­бой, корич­не­вый, тём­но-бор­до­вый и чёрный.

1920‑е (изобретение нитроцеллюлозной краски и покрасочного пистолета)

Хими­ки ком­па­нии DuPont, кото­рые исполь­зо­ва­ли нит­ро­цел­лю­ло­зу для про­из­вод­ства кино­плён­ки, обна­ру­жи­ли, что при изме­не­нии моляр­ной кон­цен­тра­ции NO2 в осно­ве цел­лю­ло­зы, они полу­чат лак с низ­кой вяз­ко­стью, кото­рым мож­но будет фор­ми­ро­вать деко­ра­тив­но-защит­ное покры­тие. Так в 1923 году ком­па­ния DuPont раз­ра­бо­та­ла нит­ро­цел­лю­лоз­ную крас­ку. В это же вре­мя тех­но­ло­гии окра­ши­ва­ния авто­мо­би­лей пере­шли на исполь­зо­ва­ние рас­пы­ля­ю­ще­го обо­ру­до­ва­ния и ста­ли исполь­зо­вать суш­ку в каме­рах. Эти два усо­вер­шен­ство­ва­ния сокра­ти­ли вре­мя нане­се­ния и суш­ки крас­ки. Вре­мя суш­ки сокра­ти­лось с несколь­ких дней до несколь­ких часов. Нит­ро­цел­лю­лоз­ная окра­соч­ная систе­ма вклю­ча­ла мно­же­ство цве­тов и пред­ла­га­ла улуч­шен­ные свой­ства для исполь­зо­ва­ния с покра­соч­ны­ми писто­ле­та­ми. Эта систе­ма пред­по­ла­га­ла нане­се­ние 3–4 сло­ёв для дости­же­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия с тре­бу­е­мы­ми свой­ства­ми, но име­ла отно­си­тель­но сла­бую устой­чи­вость к воз­дей­ствию хими­че­ски актив­ных веществ окру­жа­ю­щей среды.

лако­кра­соч­но­го покры­тия до несколь­ких дней. Из-за новой тех­но­ло­гии нане­се­ния крас­ки рас­пы­ле­ни­ем покры­тие сра­зу полу­ча­лось более ров­ным и не тре­бо­ва­ло вырав­ни­ва­ния шлифованием.

В 1923, 1924 Oakland (пред­ше­ствен­ник Pontiac) стал пер­вым авто­мо­би­лем, покра­шен­ным мето­дом рас­пы­ле­ния. После это­го было сде­ла­но мно­го усо­вер­шен­ство­ва­ний про­цес­са рас­пы­ле­ния и суш­ки, но этот шаг стал пере­лом­ным в про­из­вод­ствен­ном про­цес­се окра­ши­ва­ния, зна­чи­тель­но повли­яв­шим на каче­ство и ско­рость производства.

1930‑е, 1940‑е (появление алкидной краски)

Нит­ро­цел­лю­лоз­ная крас­ка была очень про­дук­тив­ной, но финаль­ное покры­тие тре­бо­ва­ло поли­ров­ки для дости­же­ния блес­ка. Хими­ки-раз­ра­бот­чи­ки кра­сок в 1930‑х поста­ви­ли зада­чу полу­чить крас­ку с блес­ком после нане­се­ния, не тре­бу­ю­щей поли­ров­ки. В резуль­та­те была раз­ра­бо­та­на алкид­ная систе­ма окра­ши­ва­ния. Это был пер­вый поли­мер, раз­ра­бо­тан­ный для фор­ми­ро­ва­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия. Он был син­те­зи­ро­ван с исполь­зо­ва­ни­ем трёх моно­ме­ров (ангид­рид фта­ле­вой кис­ло­ты, гли­це­рин и лино­ле­вая кис­ло­та). Таким обра­зом, полу­чи­лось объ­еди­нить син­те­ти­че­ские моно­ме­ры и нату­раль­ные про­дук­ты. Алкид­ные крас­ки обес­пе­чи­ли отлич­ные свой­ства плён­ки. Они про­дви­га­лись как крас­ки, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ные для авто­мо­би­лей. После суш­ки в спе­ци­аль­ных каме­рах с нагре­вом алкид­ные крас­ки фор­ми­ро­ва­ли очень изно­со­стой­кую плён­ку. Они хоро­шо про­ти­во­сто­я­ли воз­дей­ствию хими­ка­тов и рас­тво­ри­те­лей. Так­же их пре­иму­ще­ством было более быст­рое нане­се­ние, так как для полу­че­ния нуж­ных свойств тре­бо­ва­лось мень­шее коли­че­ство сло­ёв. Кро­ме того, алкид­ные крас­ки обес­пе­чи­ва­ли боль­ший спектр оттен­ков, удо­вле­тво­ря­ю­щий запро­сы потре­би­те­лей. Одна­ко, недо­стат­ком алкид­ных эма­лей было ухуд­ше­ние деко­ра­тив­ных свойств под сол­неч­ны­ми луча­ми. Крас­ка выцве­та­ла и мут­не­ла с тече­ни­ем времени.

Так, в тече­ние 1930‑х при окра­ши­ва­нии авто­мо­би­лей исполь­зо­ва­лись как нит­ро­цел­лю­лоз­ные, так и алкид­ные крас­ки. К при­ме­ру, ком­па­нии Chrysler, Ford, Nash, Willy’s и Studebaker исполь­зо­ва­ли алкид­ные эма­ли, тогда как General Motors и мно­же­ство неболь­ших неза­ви­си­мых про­из­во­ди­те­лей про­дол­жа­ли кра­сить нит­ро­цел­лю­лоз­ной краской.

В кон­це Вто­рой Миро­вой Вой­ны в Евро­пе было запре­ще­но исполь­зо­ва­ние неко­то­рых хими­ка­тов в про­из­вод­стве. Это сде­ла­ло неко­то­рые ком­по­нен­ты нит­ро­цел­лю­лоз­ной крас­ки незаконными.

1950‑е и 1960‑е (появление акриловых красок, изменение способа нанесения грунта)

В 1950‑х, на запа­де и в Евро­пе, авто­мо­биль стал не про­сто сред­ством пере­дви­же­ния, а ста­тус­ной вещью. Это зна­чи­ло, что покры­тие кузо­ва долж­но выгля­деть луч­ше и под­чёр­ки­вать фор­мы кузо­ва. Ком­па­ния (Rohm and Haas Co.) раз­ра­бо­та­ла новый син­те­ти­че­ский поли­мер акрил. Он стал пер­вым пол­но­стью искус­ствен­ным поли­ме­ром, кото­рый нача­ли исполь­зо­вать при окрас­ке авто­мо­би­лей. Крас­ка нано­си­лась рас­пы­ле­ни­ем, после чего суши­лась при опре­де­лён­ной тем­пе­ра­ту­ре в спе­ци­аль­ных камерах.

Акри­ло­вые крас­ки име­ли широ­кий выбор ярких цве­тов, а так­же ста­ли хоро­шей осно­вой для исполь­зо­ва­ния эффек­та «метал­лик». Части­цы алю­ми­ния энту­зи­а­сты-касто­май­зе­ры Аме­ри­ки и Евро­пы добав­ля­ли в крас­ку и рань­ше, а серий­но пер­вые блёс­ки в крас­ке появи­лись в 1930‑х годах на таких авто­мо­би­лях, как Cadillac and Packard, одна­ко, в мас­со­вом про­из­вод­стве их ста­ли исполь­зо­вать толь­ко после того, как ком­па­ния «Alcoa» нача­ла про­из­во­дить спе­ци­аль­ные алю­ми­ни­е­вые чешуй­ки для крас­ки. Эти чешуй­ки были более ярки­ми, боль­ши­ми и оди­на­ко­вы­ми по раз­ме­ру, чем те, что пред­ла­га­лись дру­ги­ми ком­па­ни­я­ми рань­ше. «Метал­лик» рас­ши­рял вос­при­я­тие изги­бов кузо­ва. Этот пиг­мент вывел окрас­ку авто­мо­би­лей на новый уровень.

Вна­ча­ле 1950‑х про­цесс нане­се­ния грун­та изме­нил­ся с рас­пы­ле­ния на погру­же­ние в резер­ву­ар, более авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный про­цесс, но и более опас­ный из-за испа­ре­ний боль­шо­го коли­че­ства растворителей.

По этой при­чине, в 1960‑х ста­ли исполь­зо­вать водо­рас­тво­ри­мые элек­тро­оса­жда­е­мые грун­ты с погру­же­ни­ем в резер­ву­ар, кото­рые более эффек­тив­но покры­ва­ли кузов. Сна­ча­ла исполь­зо­вал­ся анод­ный пере­нос грун­та, потом катод­ный, обес­пе­чи­ва­ю­щий луч­шую анти­кор­ро­зи­он­ную защи­ту при помо­щи эпок­сид­ной осно­вы. Совре­мен­ный про­цесс нане­се­ния покры­тия элек­тро­оса­жде­ни­ем усо­вер­шен­ство­ван и даёт мак­си­маль­но глад­кое покрытие.

Акри­ло­вые крас­ки доми­ни­ро­ва­ли при окра­ши­ва­нии авто­мо­би­лей на заво­де с 1950‑х до 1970‑х годов. Акрил давал отлич­ный финиш­ный слой.

Конец 1970‑х, 1980‑е (появление двухслойного покрытия «база+лак» и водорастворимых красок)

В кон­це 1970‑х авто­мо­биль­ные про­из­во­ди­те­ли потре­бо­ва­ли у про­из­во­ди­те­лей кра­сок луч­шей изно­со­стой­ко­сти лако­кра­соч­ных покры­тий. Потре­би­тель ожи­дал, по край­ней мере, не менее 5 лет экс­плу­а­та­ции во вре­мя кото­рых кузов маши­ны дол­жен выгля­деть как новый. В тоже вре­мя, агент­ство по защи­те окру­жа­ю­щей сре­ды нача­ло про­воз­гла­шать новые пра­ви­ла VOC (volatile organic compound), огра­ни­чи­ва­ю­щие коли­че­ство лету­чих веществ в краске.

Для реше­ния про­бле­мы изно­со­устой­чи­во­сти покры­тия и улуч­ше­ния деко­ра­тив­ных свойств было раз­ра­бо­та­но двух­слой­ное покры­тие. Теперь, вме­сто одно­го деко­ра­тив­но­го и одно­вре­мен­но защит­но­го слоя нано­си­лось два раз­ных слоя. Это покры­тие вклю­ча­ло тон­кий базо­вый слой крас­ки и более тол­стый слой лака. Базо­вый слой явля­ет­ся пиг­мент­ным и даю­щим основ­ной цвет авто­мо­би­лю, после чего он защи­ща­ет­ся про­зрач­ным лаком, при­да­ю­щим блеск. В то вре­мя такой спо­соб окрас­ки исполь­зо­вал­ся толь­ко для доро­гих авто­мо­би­лей. К кон­цу 1980‑х про­цесс окрас­ки базой и после­ду­ю­щим покры­ти­ем лаком стал более доступ­ным и стал исполь­зо­вать­ся более широко.

Эта систе­ма име­ет ряд преимуществ:

  • сокра­щён­ное содер­жа­ние растворителей
  • луч­шая износостойкость
  • воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния кра­сок с раз­лич­ны­ми эффек­та­ми в базо­вом слое.

Лак даёт как хоро­шую защи­ту, так и отлич­ный блеск. В него добав­ля­ли УФ-инги­би­то­ры, что­бы защи­тить лак и пиг­мен­ты базы от окис­ле­ния. Такая систе­ма поз­во­ли­ла сба­лан­си­ро­вать пре­иму­ще­ства всех преды­ду­щих красок.

Кро­ме появ­ле­ния двух­слой­ной систе­мы окра­ши­ва­ния в кон­це 1970‑х нача­ле 1980‑х про­изо­шёл ряд дру­гих собы­тий в мире авто­мо­биль­ных покрытий:

  • Была раз­ра­бо­та­на систе­ма окрас­ки трёх­слой­ным пер­ла­мут­ром, кото­рую впер­вые нача­ла исполь­зо­вать ком­па­ния Audi. В пер­ла­мут­ро­вых крас­ках метал­ли­че­ские частич­ки заме­не­ны кера­ми­че­ски­ми кри­стал­ла­ми (слю­дой mica), кото­рые не про­сто отра­жа­ют свет, но и пре­лом­ля­ют его, раз­де­ляя на раз­ные цве­та. Это при­да­ёт крас­ке не про­сто блеск, но и глу­би­ну цве­та, кото­рый может изме­нять­ся в зави­си­мо­сти от угла обзо­ра. Неко­то­рые цве­та могут иметь одну и ту же базо­вую крас­ку, но в каче­стве пиг­мен­та для при­да­ния «эффек­та» иметь метал­ли­че­ские частич­ки, либо пер­ла­мут­ро­вые. Раз­ни­ца в глу­бине и мер­ца­нии блес­ка будет замет­ной, осо­бен­но на тём­ных цветах.
  • Поз­же про­из­во­ди­те­ли авто­мо­би­лей иска­ли крас­ку с улуч­шен­ной изно­со­стой­ко­стью и более быст­рой суш­кой. Нача­ли экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с поли­уре­та­но­вой крас­кой. Она име­ет отлич­ные экс­плу­а­та­ци­он­ные свой­ства, одна­ко доста­точ­но доро­гая и не широ­ко рас­про­стра­не­на. Поли­уре­та­но­вую крас­ку по сей день исполь­зу­ют неко­то­рые производители.
  • В кон­це 1970‑х ста­ли оже­сто­чать­ся тре­бо­ва­ния к эко­ло­гич­но­сти кра­сок при про­цес­се окра­ши­ва­ния. Инду­стрия про­из­вод­ства авто­мо­биль­ных кра­сок ста­ла дви­гать­ся в сто­ро­ну сни­же­ния лету­чих орга­ни­че­ских соеди­не­ний (рас­тво­ри­те­лей). Нача­лись экс­пе­ри­мен­ты с исполь­зо­ва­ни­ем окра­соч­ных систем на вод­ной осно­ве. Базо­вая крас­ка на вод­ной осно­ве была впер­вые пред­став­ле­на на авто­за­во­де Opel в Гер­ма­нии в 1980‑х. В 1990‑х так­же появи­лись грун­ты на вод­ной основе.
  • В 1970‑х была улуч­ше­на анти­кор­ро­зи­он­ная защи­та кузо­ва за счёт при­ме­не­ния элек­тро­оса­жда­е­мых грун­тов (e‑coat). Сна­ча­ла при­ме­нял­ся анод­ный метод нане­се­ния грун­та, а потом более надёж­ный катод­ный метод, раз­ра­бо­тан­ный ком­па­ни­ей PPG . Это зна­чи­тель­но улуч­ши­ло анти­кор­ро­зи­он­ную защи­ту кузо­вов авто­мо­би­лей, что ста­ло про­ры­вом в авто­мо­биль­ных защит­ных покрытиях.

1980‑е – 1990‑е (порошковое покрытие)

Были при­ня­ты новые зако­ны, огра­ни­чи­ва­ю­щие содер­жа­ние лету­чих веществ в крас­ке и спо­соб её рас­пы­ле­ния. Так ста­ли исполь­зо­вать­ся уре­та­но­вые и поли­уре­та­но­вые краски.

В 1970‑х неко­то­рые заво­ды ком­па­ний GM и Ford нача­ли исполь­зо­вать порош­ко­вый метод нане­се­ния финиш­но­го покры­тия. Было сде­ла­но несколь­ко тысяч авто­мо­би­лей с исполь­зо­ва­ни­ем гибрид­но­го поли­эфир­но­го порош­ка, но внеш­ний вид и дол­го­веч­ность этих покры­тий не смог­ли кон­ку­ри­ро­вать с акри­ло­вы­ми эма­ля­ми горя­чей суш­ки, поэто­му порош­ко­вый метод нане­се­ния финиш­но­го слоя не полу­чил про­дол­же­ния, но остал­ся в каче­стве мето­да для нане­се­ния грун­та. В 1990‑х был раз­ра­бо­тан порош­ко­вый акри­ло­вый лак. Впер­вые он исполь­зо­вал­ся на заво­дах Harley Davidson. Далее порош­ко­вый акри­ло­вый лак при­ме­нял­ся на одном из заво­дов Ford в Дет­ро­и­те с 1996 по 2000. В 1996 году BMW постро­и­ла линию по нане­се­нию порош­ко­во­го лака. На дан­ный момент у BMW 5 линий по порош­ко­во­му мето­ду нане­се­ния лака. По нача­лу, для нане­се­ния порош­ко­во­го лака исполь­зо­ва­лись крас­ко­пуль­ты, но в 2002 они были заме­не­ны на спе­ци­аль­ные порош­ко­вые так назы­ва­е­мые «коло­ко­ла», кото­рые дают луч­шую ско­рость пере­но­са мате­ри­а­ла и умень­ша­ют веро­ят­ность появ­ле­ние дефектов.

Конец 80‑х и нача­ло 90‑х при­нес­ли быст­рые и гло­баль­ные изме­не­ния в инду­стрии. Новые эко­ло­ги­че­ские зако­ны пред­пи­сы­ва­ли содер­жа­ние и нане­се­ние кра­сок. Были сни­же­но коли­че­ство рас­тво­ри­те­лей в крас­ках. Объ­ек­том инте­ре­са для авто­про­из­во­ди­те­лей дол­гое вре­мя было порош­ко­вое покры­тие. Поро­шок, содер­жа­щий поли­мер и пиг­мент нано­сят­ся на поверх­ность без помо­щи жид­ко­сти. Поро­шок поме­ща­ет­ся в кон­тей­нер с элек­три­че­ским заря­дом, кото­рый при­креп­лён к рас­пы­ли­те­лю. Так­же заряд пода­ёт­ся на окра­ши­ва­е­мую деталь. При рас­пы­ле­нии части­цы с заря­дом рас­пы­ля­ют­ся и плот­но при­тя­ги­ва­ют­ся к метал­ли­че­ской дета­ли. Далее окра­шен­ная деталь запе­ка­ет­ся. Во вре­мя нагре­ва поро­шок пла­вит­ся и фор­ми­ру­ет ров­ную защит­ную плён­ку. Этот про­цесс попу­ля­рен для окрас­ки дета­лей, исполь­зу­е­мых под дни­щем авто­мо­би­ля и при рестав­ра­ции, когда тре­бу­ет­ся высо­кая изно­со­стой­кость, но не тре­бу­ет­ся иде­аль­но ров­ное покрытие.

1990–2000‑е (водорастворимые краски и новый процесс нанесения)

В 1990‑х раз­ра­бо­та­ли и ста­ли исполь­зо­вать водо­рас­тво­ри­мые крас­ки в каче­стве базы. Пер­вые водо­рас­тво­ри­мые крас­ки были пред­став­ле­ны на заво­де Opel в Гер­ма­нии. Глав­ным моти­вом исполь­зо­ва­ния водо­рас­тво­ри­мых кра­сок было сокра­ще­ние лету­чих веществ в крас­ке и умень­ше­ние вре­да эко­ло­гии. Но это не един­ствен­ное пре­иму­ще­ство исполь­зо­ва­ния водо­рас­тво­ри­мой базы для покрас­ки авто­мо­би­ля. Бла­го­да­ря осо­бым свой­ствам, она обес­пе­чи­ва­ет улуч­шен­ные деко­ра­тив­ный внеш­ний вид и улуч­шен­ный эффект «метал­лик». Поз­же были пред­став­ле­ны водо­рас­тво­ри­мый грунт и лак. Зако­но­да­тель­ство в Гер­ма­нии под­дер­жа­ло эту технологию.

Современный процесс окрашивания автомобилей

Сего­дня про­цесс окрас­ки авто­мо­би­лей более стан­дар­ти­зо­ван как нико­гда рань­ше. Изме­не­ния пре­тер­пел спо­соб нане­се­ния крас­ки. Сей­час на высо­ко­тех­но­ло­гич­ных заво­дах не тре­бу­ет­ся уча­стие маля­ра в про­цес­се окрас­ки кузо­вов. На заво­дах крас­ка нано­сит­ся робо­ти­зи­ро­ван­ны­ми рас­пы­ли­те­ля­ми и сох­нет в тече­ние несколь­ких часов.

Это при­ве­ло к выс­шей сте­пе­ни эффек­тив­но­сти пере­но­са мате­ри­а­ла, резуль­та­том кото­ро­го ста­ла 90% эффек­тив­ность и покры­тие без дефек­тов. Несколь­ко фак­то­ров спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию робо­то­тех­ни­ки для окрас­ки авто­мо­би­лей. Во-пер­вых, это риск здо­ро­вью маля­ров и боль­шие вло­же­ния в без­опас­ное обо­ру­до­ва­ние для маля­ров. Вто­рой фак­тор – опас­ность элек­тро­ста­ти­че­ской тех­ни­ки нане­се­ния крас­ки. Дру­гим фак­то­ром было недо­ста­ток каче­ства руч­ной покрас­ки. Спе­ци­а­ли­сты-маля­ры теперь ста­ли инже­не­ра­ми, кото­рые про­грам­ми­ру­ют и запус­ка­ют робо­ти­зи­ро­ван­ные систе­мы окрас­ки и сле­дят за пара­мет­ра­ми окра­соч­ных камер. Совре­мен­ный про­цесс окра­ши­ва­ния, вклю­чая под­го­тов­ку, зани­ма­ет не более 8 часов на кузов.

Совре­мен­ный про­цесс окра­ши­ва­ния состо­ит из пяти глав­ных эта­пов и включает:

  • Пред­ва­ри­тель­ную обра­бот­ку (очист­ка метал­ла и фор­ми­ро­ва­ние под­хо­дя­щей поверх­но­сти для хоро­шей адге­зии после­ду­ю­щих слоёв).
  • Сле­ду­ю­щий шаг – элек­тро­оса­жде­ние (electrodeposition ( ED )) анти­кор­ро­зи­он­но­го защит­но­го слоя.
  • Нане­се­ние слоя ПВХ на отдель­ные дета­ли для анти­кор­ро­зи­он­ной и анти­гра­вий­ной защиты.
  • Далее нано­сит­ся грунт для обес­пе­че­ния адге­зии меж­ду поверх­но­стью кузо­ва и базо­во­го слоя крас­ки. Грунт так­же дела­ет поверх­ность более глад­кой и име­ет демп­фи­ру­ю­щие свой­ства, умень­ша­ю­щие веро­ят­ность ско­лов при экс­плу­а­та­ции автомобиля.
  • В завер­ше­ние нано­сят­ся финиш­ные слои, кото­рые вклю­ча­ют базо­вый слой (крас­ка) с лаком, при­да­ю­щие поверх­но­сти деко­ра­тив­ные и защит­ные свойства.

Пред­ва­ри­тель­ная обработка

После того, как метал­ли­че­ские кузов­ные ком­по­нен­ты сва­ри­ва­ют­ся вме­сте, кузов авто­мо­би­ля про­хо­дит пред­ва­ри­тель­ную мно­го­этап­ную под­го­тов­ку. Она состо­ит из чист­ки поверх­но­сти кузо­ва, что­бы уда­лить остат­ки масел от про­цес­са штам­по­ва­ния, а так­же от остат­ков свар­ки. Чист­ка состо­ит из про­цес­са после­до­ва­тель­но­го погру­же­ния кузо­ва в три ван­ны (обез­жи­ри­ва­ние, кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ние, фос­фа­ти­ро­ва­ние). Допол­ни­тель­но может быть при­ме­не­но погру­же­ние в горя­чую pH9 воду. Пред­ва­ри­тель­ная обра­бот­ка помо­га­ет улуч­шить адге­зию грун­та к метал­лу. Фос­фа­ти­ро­ва­ние улуч­ша­ет анти­кор­ро­зи­он­ные свой­ства кузо­ва. Кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ние поверх­но­сти (так­же назы­ва­ет­ся акти­ва­ци­ей) под­го­тав­ли­ва­ет поверх­ность к фос­фа­ти­ро­ва­нию. Завер­ша­ю­щим эта­пом пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки явля­ет­ся фос­фа­ти­ро­ва­ние. Сред­ство для фос­фа­ти­ро­ва­ния состо­ит из орто­фос­фор­ной кис­ло­ты, солей фос­фор­ной кис­ло­ты, нит­ра­тов, цин­ка и дру­гих вспо­мо­га­тель­ных ком­по­нен­тов. Кис­ло­та про­трав­ли­ва­ет металл. В ито­ге фос­фа­ти­ро­ва­ния фор­ми­ру­ет­ся тон­кий плот­ный слой.

Нане­се­ние финиш­ных слоёв

Далее металл грун­ту­ет­ся, нано­сит­ся база, потом лак. Неко­то­рые авто­мо­биль­ные про­из­во­ди­те­ли исполь­зу­ют при окра­ши­ва­нии базо­вые крас­ки на вод­ной осно­ве (в основ­ном в Евро­пе), но лак, в боль­шин­стве слу­ча­ев, при­ме­ня­ет­ся обычный.

Вот ещё несколь­ко фак­тов, кото­рые каса­ют­ся совре­мен­ной инду­стрии окра­ши­ва­ния автомобилей.

  • Сего­дня при­мер­но 1000 новых цве­тов появ­ля­ют­ся на рын­ке каж­дый год, а общий банк дан­ных за послед­ние 30 лет содер­жит 25000–40000 цве­тов. Широ­ко при­ме­ня­ют­ся пиг­мен­ты, при­да­ю­щие «эффек­ты» крас­ке (алю­ми­ни­е­вые чешуй­ки, слю­дя­ные чешуй­ки и дру­гие типы пиг­мен­тов). Воз­мож­но­сти дизай­на цве­та ста­ли неограниченными.
  • Совре­мен­ные элек­тро­оса­жда­е­мые грун­ты нано­сят­ся на кузов при помо­щи погру­же­ния кузо­ва в резер­ву­ар с водо­рас­тво­ри­мым грун­том и покры­тие нано­сит­ся мето­дом катод­но­го элек­тро­оса­жде­ния. Этот метод гаран­ти­ру­ет 100% покры­тие всей метал­ли­че­ской поверх­но­сти грун­том. Грунт име­ет эпок­сид­ную осно­ву. Этот метод улуч­ше­ния анти­кор­ро­зи­он­ной защи­ты кузо­ва на сего­дняш­ний день оста­ёт­ся самым луч­шим. Хотя элек­тро­оса­ждён­ный грунт обес­пе­чи­ва­ет отлич­ную защи­ту от кор­ро­зии, он име­ет два недо­стат­ка: недо­ста­точ­но ров­ную поверх­ность и плохую све­то­стой­кость. Для устра­не­ния этих недо­стат­ков в 1980‑х были раз­ра­бо­та­ны грун­ты, кото­рые нано­сят­ся поверх элек­тро­оса­жда­е­мо­го грун­та для улуч­ше­ния глад­ко­сти и улуч­ше­ния защи­ты от УФ-раз­ру­ше­ния. Эти грун­ты (Primer-surfacers) обес­пе­чи­ва­ют защи­ту от ско­лов. Ком­би­на­ция элек­тро­оса­жда­е­мо­го грун­та и допол­ни­тель­но­го вырав­ни­ва­ю­ще­го грун­та обес­пе­чи­ва­ют хоро­шую защи­ту от кор­ро­зии и дают ров­ную поверх­ность под нане­се­ние базы и лака.
  • Совре­мен­ная тех­но­ло­гия изго­тов­ле­ния и нане­се­ния порош­ко­во­го покры­тия зна­чи­тель­но улуч­ше­на. Оно удо­вле­тво­ря­ет тре­бо­ва­ния эко­ло­ги­че­ско­го регу­ли­ро­ва­ния. Порош­ко­вые покры­тия сей­час исполь­зу­ют­ся на неко­то­рых заво­дах для грун­то­ва­ния (к при­ме­ру, на заво­дах BMW ), а так­же неко­то­ры­ми про­из­во­ди­те­ля­ми при про­цес­сах лаки­ро­ва­ния. Порош­ко­вый лак явля­ет­ся эко­ло­ги­че­ски без­опас­ной тех­но­ло­ги­ей, так как он не выде­ля­ет в окру­жа­ю­щую сре­ду какие-либо орга­ни­че­ские лету­чие веще­ства во вре­мя нане­се­ния. Кро­ме того, порош­ко­вый лак име­ет сле­ду­ю­щие пре­иму­ще­ства: 1. без­от­ход­ное нане­се­ние (собран­ный оста­ток порош­ка мож­но сно­ва исполь­зо­вать), 2. нет остат­ков мусо­ра после нане­се­ния лака, 3. не тре­бу­ет­ся рас­тво­ри­те­лей для чист­ки обо­ру­до­ва­ния и каме­ры (доста­точ­но толь­ко про­пы­ле­со­сить), 4. сокра­ще­ние обще­го рас­хо­да энер­гии, 5. полу­ча­ет­ся такая же тол­щи­на плён­ки и внеш­ний вид, как и при исполь­зо­ва­нии жид­ко­го лака.
  • Тол­щи­на совре­мен­ных плё­нок ЛКП мень­ше, чем 25 лет назад, но защи­та от кор­ро­зии, дол­го­веч­ность цве­та и блес­ка при­мер­но в 2 раза выше. Это­му спо­соб­ство­ва­ли покры­тия нано­си­мые мето­дом катод­но­го элек­тро­оса­жде­ния и двух­слой­ная систе­ма нане­се­ния ЛКП.
  • Цвет авто­мо­би­лей стал очень важ­ным инстру­мен­том дизай­на. По этой при­чине трен­ды оттен­ков цве­тов обсуж­да­ют­ся про­из­во­ди­те­ля­ми авто­мо­биль­ных кра­сок и авто­мо­биль­ной инду­стри­ей вместе.

Кси­ра­лик (Xirallic)

Кси­ра­лик явля­ет­ся доста­точ­но новым пиг­мен­том, кото­рый исполь­зу­ет­ся в совре­мен­ных авто­мо­биль­ных крас­ках. Он был раз­ра­бо­тан и запа­тен­то­ван иссле­до­ва­те­ля­ми ком­па­нии в япо­нии (Merck KGaA). Этот пиг­мент харак­те­ри­зу­ет­ся сво­им искря­щим­ся эффек­том. Кси­ра­лик сде­лан из пла­сти­нок окси­да алю­ми­ния, покры­тых окси­дом тита­на, кото­рый даёт силь­ный эффект блес­ка с отлич­ным мер­ца­ю­щим поведением.

Мато­вое покрытие

Мато­вое покры­тие не силь­но рас­про­стра­не­но и обыч­но быва­ет серым или чёр­ным. Ино­гда это боль­ше сати­но­вый блеск, чем мато­вый. Мато­во­го лако­кра­соч­но­го покры­тия мож­но достичь несколь­ки­ми спо­со­ба­ми, но в боль­шин­стве слу­ча­ев это дости­га­ет­ся высо­ким содер­жа­ни­ем ПВХ в крас­ке или нали­чи­ем спе­ци­аль­ной добав­ки в лак, даю­щей мато­вый эффект. Эта крас­ка тре­бу­ет осо­бо­го ухо­да, отли­ча­ю­ще­го­ся от обслу­жи­ва­ния обыч­но­го глян­це­во­го покрытия.

Крас­ка, меня­ю­щая цвет

Пиг­мент «хаме­ле­он» (ориг. англ. назва­ние. ChromaFlair) исполь­зу­ет­ся в окра­соч­ных систе­мах при окрас­ке авто­мо­би­лей. Крас­ка с этим пиг­мен­том меня­ет цвет в зави­си­мо­сти от ресур­са све­та и угла обзо­ра. Эффект дости­га­ет­ся отра­же­ни­ем и пре­лом­ле­ни­ем све­та от окра­шен­ной поверх­но­сти. Крас­ка содер­жит малень­кие тон­кие син­те­ти­че­ские пла­стин­ки, сде­лан­ные из алю­ми­ния, покры­то­го фто­ри­дом маг­ния, внед­рён­но­го в полу­про­зрач­ный хром. Алю­ми­ний и хром дают крас­ке яркое метал­ли­че­ское искре­ние, а стек­ло­по­доб­ное покры­тие фто­ри­да маг­ния дей­ству­ет как пре­лом­ля­ю­щая приз­ма, изме­няя цвет поверх­но­сти при пере­дви­же­нии наблюдателя.

В Интер­не­те мож­но най­ти несколь­ко видео­ро­ли­ков, на кото­рых авто­мо­биль­ная крас­ка может менять свой цвет по нажа­тию кноп­ки. Это­му явле­нию пред­ла­га­ют­ся раз­лич­ные объ­яс­не­ния. Объ­яс­ня­ет­ся это как исполь­зо­ва­ние спе­ци­аль­ной «нано крас­ки» (элек­тро­маг­нит­ная или пара­маг­нит­ная). Как бы это не назы­ва­ли, базо­вая идея в том, что крас­ка кон­тро­ли­ру­ет­ся маг­нит­ны­ми импуль­са­ми, кото­рые изме­ня­ют мале­ку­ляр­ную струк­ту­ру пиг­мен­та крас­ки, застав­ляя испус­кать свет на вол­нах раз­ной дли­ны. Одна­ко, ниче­го из это­го не явля­ет­ся прав­дой. Цвет авто­мо­би­лей в этих видео меня­ет­ся в резуль­та­те циф­ро­во­го редак­ти­ро­ва­ния с исполь­зо­ва­ни­ем про­грам­мы (Adobe After Effects).

В авто­мо­биль­ной прес­се была инфор­ма­ция о раз­ра­бот­ке крас­ке меня­ю­щей цвет. К при­ме­ру, ещё в нояб­ре 2007 года было заяв­ле­но, что ком­па­ния Nissan раз­ра­ба­ты­ва­ет пара­маг­нит­ную крас­ку, меня­ю­щую цвет. Были даны сле­ду­ю­щие объ­яс­не­ния: высо­ко­тех­но­ло­гич­ная пара­маг­нит­ная крас­ка меня­ет отте­нок по нажа­тию кноп­ки. Перед покрас­кой маши­ны, металл кузо­ва покры­ва­ет­ся части­ца­ми окси­да желе­за. Когда элек­три­че­ский ток начи­на­ет воз­дей­ство­вать, рас­сто­я­ние меж­ду малень­ки­ми кри­стал­ла­ми изме­ня­ет­ся. Это мини­а­тюр­ное дви­же­ние вли­я­ет на то, как пара­маг­нит­ный слой отра­жа­ет свет, застав­ляя крас­ку менять цвет, в зави­си­мо­сти от пода­ва­е­мо­го напря­же­ния. Но с 2007 года боль­ше не было сооб­ще­ний от Нис­сан о пара­маг­нит­ной краске.

Недав­но ком­па­ния LitCoat анон­си­ро­ва­ла созда­ние пара­маг­нит­ной элек­тро­лю­ми­нис­цент­ной крас­ки, кото­рая может менять цвет, когда кон­так­ти­ру­ет с элек­три­че­ским заря­дом. Одна­ко, на видео­ро­ли­ке ком­па­нии крас­ка не меня­ет цвет с одно­го на дру­гой, а излу­ча­ет люми­нес­цент­ное све­че­ние при пода­че напряжения.

Авто­мо­биль Lexus, покра­шен­ный пара­маг­нит­ной элек­тро­лю­ми­нис­цент­ной краской

Пара­маг­нит­ная крас­ка LitCoat нано­сит­ся в 2–3 слоя. Мож­но под­пи­ты­вать током 1–2‑3 слои одно­вре­мен­но, 2–3 одно­вре­мен­но, 1–2 или 1–3. Эти ком­би­на­ции будут высве­чи­вать отдель­ный цвет. Не вклю­чен ток – 1 цвет, про­пу­щен ток через 1 слой – 2 цвет, про­пу­щен ток через 2‑ой слой – 3 цвет. Про­пу­щен ток через 1+2 слой – 4 цвет. и т. д. Крас­ка LitCoat нано­сить­ся на спе­ци­аль­ный грунт, кото­рый изо­ли­ру­ет метал­ли­че­скую поверх­ность. Такую крас­ку мож­но сме­шать с обыч­ной крас­кой, как доба­воч­ный пиг­мент и мож­но нано­сить на любую поверх­ность. После нане­се­ния сло­ёв пара­маг­нит­ной крас­ки мож­но поверх неё нане­сти любой лак.

Источник статьи: http://kuzov.info/yevolyuciya-avtomobilnoy-kraski/

Как выбрать цвет автомобиля?

Какую расцветку выбрать для своей машины? Обзор основных цветов с картинками: белого, черного, красного, желтого, синего, серого, серебристого и зеленого.

Правильно подобранный цвет автомобиля — это не только эстетическое предпочтение, но также безопасность на дорогах, выгода и комфорт в эксплуатации. Например, машину классического цвета проще продать на вторичном рынке.

Если цвет перестал быть актуальным или просто надоел, вы в любой момент можете изменить его. У нас огромный выбор виниловых и полиуретановых пленок разных цветов и фактур, включая камуфляжную, металлизированную, перламутровую и экстрамодную карбоновую.

Как выбрать цвет автомобиля

Серый

Серый. Самыми практичными являются все оттенки серого — на них меньше всего заметны пыль и грязь. Машина такого цвета хорошо заметна на дороге в любое время года, но только днем — в сумерках становится почти невидимой. Во избежание риска ДТП с наступлением темноты владельцам «графитовых» машин рекомендуется ездить с включенными фарами. При выборе оттенков «металлик» стоит учесть, что лакокрасочное покрытие сложно поддается реставрации после царапин и иных механических повреждений.

Белый

Белый — самый выгодный. Большинство машин выходят с заводского конвейера в белом цвете, поэтому стоят дешевле цветных. По этой причине муниципалитет Московской области утвердил этот цвет для автомобилей такси. Белая машина быстро пачкается в дождливую погоду — появляются грязные брызги от летящих из-под колес луж. Но зато ее легче всего мыть — после неаккуратной ручной мойки на ЛКП не видны следы разводов. Белый кузов меньше всего нагревается на солнце и хорошо заметен на дороге в межсезонье, но на заснеженном покрытии становится незаметным. Люксовые машины, например, кадиллак, лексус часто выпускаются с жемчужно-перламутровым отливом. Это смотрится стильно и очень элегантно (кроме громоздких машин типа Land Cruiser и Hummer).

Серебристый

Серебристый. Эффектно смотрится на солнце и при свете фар. Как и белый, сливается с заснеженной дорогой, создавая риск ДТП. В сильный ливень вокруг серебристого кузова образуется так называемая «дождевая пелена», которая делает машину «невидимкой», скрывая от других участников дорожного движения. На серебристом лаке заметна любая грязь — машину приходится мыть регулярно и часто. Как и с металликом — сложность борьбы с царапинами.

Синий

Синий — довольно коварный цвет. Он создает оптическую иллюзию, что машина находится на более дальнем расстоянии, чем есть на самом деле. Темно-синие цвета смотрятся презентабельно и солидно. Их выбирают склонные к стабильности люди после 30 лет. Небесно голубые и лазурные оттенки — молодежные, но по понятным причинам редко пользуются спросом у мужчин (во избежание неуместных шуток). Чем темнее оттенок ЛКП, тем чаще придется мыть.

Зеленый

Зеленый — также оптический обманщик. Светлые травяные и салатовые оттенки выглядят в городской среде неорганично и непрезентабельно. Глубокий темно-зеленый смотрится так же выигрышно, как и темно-синий.

Желтый

Желтый не слишком популярен из-за ассоциации с цветом такси. Хотя светлые лимонные цвета, особенно с серебристым или золотым отливом смотрятся эстетично и изысканно. Например, «антилопа люкс», «аэлита», «дыня», «жасмин, «золотая звезда». Желтый цвет — самый заметный и «исчезает» в сумерках одним из последних (именно поэтому этот цвет используют спасатели и водолазы). К тому же, у водителей он ассоциируется с предупредительным сигналом светофора, что способствует повышению безопасности на дороге.

Красный

Красный популярен среди женщин и водителей с агрессивной манерой езды. Отлично смотрится на спортивных авто и машинах с четкими «гранеными» линиями кузова. Красный заметен на дороге в любое время суток и подсознательно призывает других водителей держать дистанцию. В палитре присутствует много интересных оттенков с уклоном в оранжевый, винный, ягодный, вишневый, малиновый, бордо. Хотя большинство водителей четко разделяют чисто красный и все остальные.

Черный

Черный — представительский цвет. И чистая классика. Как сказал Генри Форд, «автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет — черный». Подходит для солидных иномарок. Черные машины часто используются в качестве служебных. Черное ЛКП сложно отнести к практичным — на нем заметны любые царапины и сколы, вмятины, пыль и грязь. Кузов постоянно приходится полировать до блеска. Малейшая «подпыленность» придает машине тусклый грязный вид. А заводское матовое ЛКП смотрится и того хуже. Но солидный презентабельный вид стоит вложений. Придется не жалеть денег на автокосметику, особенно на тефлоново-восковые полироли. С ними лаковое покрытие становится скользким, отталкивая грязь и капли воды. На дороге черные машины считаются «пассивно опасными». В вечернее время они сливаются с дорожным покрытием. Зато снежной зимой бросаются в глаза, даже в темное время суток.

Необычные цвета

Необычные цвета. Различные золотые, камуфляжные, оранжевые и т. п. цвета обладают рядом преимуществ.

Во-первых подчеркивают индивидуальность владельца. Отличный способ выделиться из серой массы.

Во-вторых снижается вероятность угона. Если обычный автомобиль можно отогнать ночью на пару километров и оставить отстояться в какой-нибудь подворотне, то индивидуальный автомобиль уже так не спрячешь.

В-третьих, снижается вероятность аварии, т. к. индивидуальный автомобиль значительно заметнее на дороге.

Если клеит и снимает профессионал (под нагревом), на лаке не останется следов клея и царапин. К тому же, под пленкой вы сможете дольше сохранить лакокрасочное покрытие в заводском состоянии, что принесет выгоду, если вы решить продать автомобиль.

Обращайтесь — сделаем быстро и качественно. На услугу даем письменную гарантию.

Источник статьи: http://okleyka.pro/info/articles/what-color/

Типы лакокрасочных покрытий автомобиля

Рассмотрим основные популярные типы лакокрасочных покрытий автомобиля, охватим их техническую сторону и научимся различать между собой.

Как известно, превосходный внешний вид и цвет автомобиля обеспечивает его лакокрасочное покрытие, сокращенно его называют ЛКП. Каждый специалист по кузовному ремонту хорошо знает, что лакокрасочные покрытия бывают разных типов, но не все автолюбители это знают и сегодня мы, продолжая небольшой «ликбез» в своем блоге, рассмотрим самые популярные покрытия автомобиля. Итак, на сегодняшний день самыми распространенными среди всех ЛКП автомобилей (именно те, с которыми повседневно сталкивается в жизни автолюбитель) будут следующие варианты:

Причем, стоит учесть, что доля ЛКП в виде базовой автоэмали, покрытой лаком постоянно растет, а акриловые и алкидные автоэмали постепенно вытесняются с производством новых автомобилей. Поэтому вероятнее всего, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад, то он будет иметь покрытие именно типа: база + лак. Отметим, что среди всех покрытий, именно вариант база + лак будет иметь самый лучший эстетический, нарядный и глянцевый вид. Далее мы рассмотрим то, как устроены эти покрытия и как происходит процесс окраски для каждого типа. Но для начала рассмотрим еще такой вопрос, как деление всех лакокрасочных материалов на два основных вида по химическим свойствам.

  • Однокомпонентные — это самостоятельные материалы, которые не требуют добавления дополнительных химических составов для получения готового продукта и последующего отверждения (различных агентов и отвердителей). То есть такие материалы наносятся как готовый продукт, самостоятельно отвердевают и образуют готовое покрытие;
  • Двухкомпонентные — это материалы, полимеризация которых наступает в результате химической реакции при смешении двух компонентов, как правило, это основное вещество с добавлением отвердителя или ускорителя. После смешения двух компонентов получившийся продукт затвердевает и образует готовое покрытие.

Базовая автоэмаль, покрытая акриловым лаком

В самом популярном типе покрытия база + лак, в основе лежит достаточно простая идея — тонкий базовый слой автомобильной краски покрывается сверху более толстым и твердым слоем автомобильного лака. При этом краска выполняет только декоративную роль, дает определенный цвет и сочность оттенка, в некоторых случаях добавляет эффект металлика или перламутра. Сама краска наносится только поверх загрунтованной и идеально гладкой поверхности. Но, к сожалению, базовая краска не устойчива к воде, солям и растворителям, и тем более физическим воздействиям. Поэтому сверху базовая краска покрывается слоем специального прозрачного автомобильного лака. Лак обеспечивает целиком защитную функцию, он в том числе пропитывает собой краску и еще сильнее закрепляет ее на поверхности грунта. Именно слой лака будет защищать в дальнейшем все нижние слои на весь срок службы лакокрасочного покрытия от солнечного воздействия, воды и солей, царапин и небольших ударов. Благодаря толщине слоя прозрачного лака, в котором распространяет свет и отражается от краски и получается этот великолепный внешний вид покрытия.

Базовые краски могут иметь сплошной оттенок цвета (без различных вкраплений), это так называемые солиды (от английского solid — «сплошной»). Либо иметь небольшие вкрапления продолговатых металлических частиц или металлической пудры, придающие краске дополнительный металлический блеск и «игру на солнце» — так называемый эффект «металлик», а такие краски называются металлики. Есть еще и перламутровые краски, в основе которых лежат специальные микроскопические кристаллы, дающие из-за разного преломления особый эффект перламутрового блеска.

Но и это еще не все тонкости, например, среди базового покрытия могут встречаться двухслойные и трехслойные варианты окраски. Двухслойные — это классический вариант — краска и сверху слой лака. Трехслойные покрытия — вариант, при котором краска наносится в два слоя, например, краска-«подслой» с основным красящим пигментом, задающим общий цвет покрытия, далее верхний слой прозрачного перламутрового пигмента, и только затем слой лака. Благодаря этому, цвет трехслойной краски становится более глубокий и появляется перламутровый блеск. Такие краски также и самые дорогие, потому что идет двойной расход материала (два слоя).

Базовые автоэмали могут выпускаться в виде готовых к использованию красок, но преимущественно их получают подбором цвета, когда они колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета, например, такие как Dynacoat или Challenger.

Автомобильный лак для базовой краски

И теперь немного о лаке. Лак данном случае используется, как правило, двухкомпонентный. При смешивании акрилового или уретанового лака с отвердителем — на выходе получается состав с коротким временем жизни, в течении которого необходимо произвести нанесение. Лаки бывают разных типов, но преимущественно все они делятся на MS и HS лаки. MS лаки с средним сухим остатком (medium solid) — это стандартные лаки, после высыхания которого остается среднее кол-во затвердевшего материала. Такие лаки наносятся обычно в два слоя. MS лаки достаточно мягкие, текучие и легко поддаются полировке. HS лаки (high solid), напротив, содержат более высокое количество твердого вещества, которое остается после высыхания. HS лаки обеспечивают более упругое и твердое защитное покрытие, также они сложнее поддаются последующий полировке. Такие лаки наносятся в 1,5 — 2 слоя (легкий и основной плотный слой). Все лакокрасочные материалы и в том числе лаки, имеют определенную текучесть. Важно не переборщить с нанесением толщины слоя лака и не получить капли и подтеки на поверхности.

Акриловая автоэмаль

Акриловая автоэмаль использовалась в автомобилях много лет назад и остается до сих пор популярной среди автолюбителей, благодаря простоте в использовании. В случае с акриловой краской — слои не разделяются на красящий слой краски и защитный слой лака, напротив, крепкая акриловая смола уже несет в себе красящий пигмент. Получается, что вся толщина получаемого лакокрасочного покрытия содержит красящий пигмент. Акриловые покрытия обычно представляют собой солиды и обеспечивают сплошной оттенок цвета.

Наносятся акриловые эмали почти как акриловый лак — в два или три слоя, но тонкими слоями и с сушкой между ними. Акриловые автоэмали могут быть, как однокомпонентными, так и двухкомпонентными, что зависит от производителя. Стоит учесть, что двухкомпонентные акриловые автоэмали будут гарантированно обладать большей прочностью, чем однокомпонентные. Акриловые автоэмали уже имеют защиту от внешнего воздействия и их не требуется покрывать сверху лаком, а также не требуется последующая полировка.

Выпускаться акриловые автоэмали могут в виде готовых к использованию красок, а также могут быть колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета.

Алкидная автоэмаль

Алкидные автоэмали — это однокомпонентные материалы, обычно имеющие насыщенный цвет и которые несут в себе красящий пигмент и алкидную смолу, обеспечивающую твердость после высыхания. Алкидные эмали еще более просты в применении, чем акриловые, так как не требуют отвердителя и поэтому также популярны среди автолюбителей. После высыхания алкидной эмали образуется ровный глянцевый слой, не требующий дополнительной обработки. Алкидная автоэмаль достаточно прочная, но среди всех ранее указанных типов, именно она имеет самый тонкий слой в готовом покрытии.

Алкидные автоэмали, как правило, выпускаются на рынке в виде готовых к использованию банок с определенными цветами.

Алкидные и акриловые эмали менее дорогие и поэтому чаще всего используются на коммерческом транспорте и спецтехнике, а также классических моделях ВАЗ. Базовые краски с металлик-эффектом под лаком используются практически на всех современных автомобилях, некоторые дорогие комплектации моделей автомобилей используют и более дорогие перламутровые краски.

Совместимость покрытий при ремонте

При ремонте ЛКП правильнее всего использовать покрытия одного типа и максимально избегать сочетаний, особенно с алкидными эмалями. Но если доступ к материалам ограничен, то необходимо соблюдать следующие правила.

Базовую краску можно подобрать под цвет акриловой и нанести на акриловую, затем покрыть лаком. Переход при этом будет не заметен и образуется устойчивое и надежное покрытие. А вот сделать наоборот — не получится. Акриловая краска поверх базовой сразу выдаст себя на переходах.

Застывшую, полностью высохшую алкидную эмаль возможно перекрыть сверху акриловой краской и при этом образуется достаточно устойчивое покрытие, особенно при использовании акрилового грунта. Но наносить алкидную краску на акриловую — не рекомендуется, так как материалы могут отслаиваться и алкидной смоле будет тяжело «зацепиться» на поверхности акрила.

Как определить тип автоэмали — акриловая, базовая или алкидная?

Если Вы видите вблизи на краске вкрапления металлика, значит перед вами краска база + лак. Если цвет сплошной и без вкраплений, то самый простой способ узнать тип автоэмали на автомобиле — это взять мелкозернистый абразив, например, размером P2000-P2500 и намочив его — немного потереть ЛКП автомобиля в незаметном месте (Например, проем двери или багажника. В этом месте останется легкая потертость, которую можно будет отполировать). После этого взглянуть на абразив, если на абразиве остался цвет автомобиля (красящий пигмент), значит это акриловая краска, именно та самая, которая несет в своей толще красящее вещество. Если же на абразиве ничего не осталось, либо присутствует чуть белесый-прозрачный след, значит это лак и перед вами снова вариант окраски база + лак.

Чтобы определить краску на предмет, алкидная она или нет — возьмите кусочек ткани, смочите его растворителем 646 и также слегка потрите в малозаметном месте окрашенной поверхности. Если поверхность ткани окрасится в цвет краски, то это алкидная эмаль, если нет, то перед вами акриловая поверхность (база + лак или акриловая эмаль).

Общие правила для автоэмалей

Стоит учесть, что для всех видов лакокрасочных материалов (с отвердителями и без них) время высыхания во многом зависит от влажности воздуха и температуры окружающей среды. Поэтому все лакокрасочные материалы имеют описание и инструкции по применению от производителя (окружающая температура, кол-во слоев, пропорции смешивания, размер дюзы для нанесения, условия сушки и т.п.), которые необходимо обязательно соблюдать.

  • Если Вы решили покрасить автомобиль самостоятельно, то помните, что при подготовке любой густой базовой или акриловой краски к нанесению краскопультом её обязательно разбавляют растворителем — так называемым разбавителем, согласно инструкции. При выборе разбавителей и растворителей предпочтение должно отдаваться одному производителю. После нанесения краски растворитель быстро испарится и на поверхности останется только красящий пигмент.
  • Краска в аэрозольных баллончиках особенно удобна при небольшом ремонте, обеспечивает хороший факел распыления, не требует разбавления и уже готова к применению. Более того, Вам не придется заниматься подготовкой компрессора, пневматического инструмента и его последующей промывкой.
  • Краску всегда наносят только на подготовленную, сухую и чистую, загрунтованную поверхность, которая была предварительно обработана обезжиривателем или антисиликоном. Окраска должна производиться только в сухом и чистом помещении.
  • Обязательно используйте средства индивидуальной защиты.

Соблюдая все эти правила Вы непременно получите требуемый качественный результат при ремонте автомобильного ЛКП.

Источник статьи: http://ral1.ru/blog/sovety-pokupatelyam/tipy-lakokrasochnykh-pokrytiy-avtomobilya/

Оцените статью
Все про машины