Помощник машиниста электровоза схемы электровоза

Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

сцепка и расцепка локомотива;

помощь машинисту в маневровых работах;

наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза

Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

    электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;

напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза

Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

    быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;

окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы:

стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

ранний выход на пенсию;

льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

    низкий уровень заработной платы;

отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

вредные и тяжелые условия труда;

напряженный график работы, постоянные переработки;

высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Источник статьи: http://kedu.ru/press-center/profgid/pomoshchnik-mashinista-elektrovoza-vtoroy-nomer-ekipazha-lokomotiva/

Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза. Изучения курса

Название Изучения курса
Дата 24.05.2018
Размер 1.11 Mb.
Формат файла
Имя файла Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза.doc
Тип Реферат
#44829
страница 1 из 14

ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Персонал, выполняющий работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током и не попадающий под определение ни “электротехнического”, ни “электротехнологического”

Персонал, у которого в управляемом или технологическом процессе, основной составляющей является электрическая энергия (электросварка, электродуговые печи, переносной электроинструмент и т.п.)

Административно-технический; оперативный; оперативно-ремонтный; ремонтный персонал

ІІ и выше

ІІ; ІІІ; ІV; V

ВИД ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Инструктаж проводится работником из электротехнического персонала с гр. по электробезопасности не ниже ІІІ

Экзамен в комиссии в составе не менее 3-х человек

Экзамен в комиссии в составе не менее 3-х человек

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

Запись в “Журнале учета группы І по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Запись в “Журнале учета проверки знаний норм и Правил работы в электроустановках”. Выдается установленного образца “Удостоверение

Запись в “Журнале учета проверки знаний норм и Правил работы в электроустановках”. Выдается установленного образца “Удостоверение

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза.doc, Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза.doc, Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза.doc.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: Тесты по патологической анатомии для студентов 3 курса дистрофии, Вопросы по лекции (2).docx, Краткий отчёт о лекции.docx, К лекции № 6 от 17.02.21 СП при ГБН metodichka_0.doc, Рабочая программа курса Функциональная грамотность 6класс.docx, Рабочая программа курса Функциональная грамотность 6Б класс Деми, Основы проектной деятельности — презентация к лекциям -(до 4 лек, Факультативные лекции по кожным покровам.pdf, Психология лекции.doc, Finansy лекции.rtf

ПМТЭ — 72 часа “Электробезопасность”
(4 часа) 3.1. ВВЕДЕНИЕ

(2 часа) 3.1.1. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АТКЫ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Обучение по данному разделу проводится в соответствии с требованиями Ростехнадзора и проводится в первые две недели обучения. На основании свидетельства о прохождении обучения по разделу “Электробезопасность” в объеме 72 часов, выданного технической школой, вы сдаете экзамены в комиссии локомотивного депо на ІІ группу по электробезопасности, но до этого, после прочтения курса лекций в объеме 62 часов, будет проведена итоговая проверка знаний и аттестационный экзамен.

После этого, в целях наработки стажа работы во ІІ — ой группе по электробезопасности не менее 2-ух месяцев и получения ІІІ — ей группы по электробезопасности, с вами будет организована работа дублерами помощника машиниста локомотива с изучением Правил по электробезопасности в объеме ІІІ — ей группы по электробезопасности в течение всего срока теоретического и производственного обучения в пределах 80 часов.

Перед производственной обкаткой вы должны сдать экзамены в комиссии локомотивного депо на присвоение ІІІ — ей группы по электробезопасности.

После окончания теоретического и производственного обучения, при наличии ІІІ — ей группы по электробезопасности будут организованы экзамены в соответствии с приказом МЛС России от 28 октября 1999 года №39Ц “О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного и специального подвижного состава на железной дороге Российской Федерации” и выдача свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза на срок производственной обкатки.

После производственной обкатки вы сдаете квалификационный экзамен в ДТШ. Но этого предмета в перечне сдачи экзамена уже нет (есть: устройство тепловозов, электровозов, управление и техническое обслуживание, приборы безопасности, автотормоза ПТЭ, инструкция по движению, о/т).

После успешной сдачи квалификационного экзамена вам выдается свидетельство Ф — КУ – 150 о присвоении профессии.

Свидетельство помощника машиниста локомотива (Ф – ТУ – 153) оформляют вам в локомотивных депо (Приказ №39Ц от 28 октября 1999 года).

(Вот этот приказ №39Ц от 28.10.99г.)

Далее зачитать – содержание и последовательность изучения предмета “Электробезопасность”, сегодня “Введение” (4 часа) и далее 3.2; 3.3; 3.4; 3.5 и т.д.

Подробное содержание предмета будем изучать, как я вам уже говорил 62 часа, в процессе будут проведены деловые игры, самостоятельная работа с ответами на поставленные вопросы и т.д.

Для этого необходима усидчивость и полное конспектирование материала.

Я постараюсь преподнести вам максимальную информацию по всем поставленным вопросам.

Исходя из данной тематики, вы должны будете знать и уметь следующее. В соответствии с примерной программой для профессиональной подготовки рабочих железнодорожного транспорта по профессии помощник машиниста тепловоза, электровоза, утвержденной Вице-президентом ОАО “РЖД” В.А. Гапановичем от 1 апреля 2008 года, квалификационной характеристикой по профессии помощник машиниста тепловоза, электровоза, обучающиеся по предмету “Электробезопасность”.
Должны знать:

  • Общие сведения о проведении обучения по данной дисциплине, вопросы энергетической безопасности и нормативные акты в этой области;
  • Основные сведения об электроустановках Потребителей; сроки прохождения медицинских осмотров; порядок и сроки проведения инструктажей по безопасности труда; требования к персоналу обслуживающего электроустановки;
  • Основную терминологию в электроэнергетике; классификацию помещений по электробезопасности; меры защиты от прямого проникновения к токоведущим частям;
  • Общие сведения об электрическом оборудовании Потребителей; энергоснабжение электроподвижного состава железнодорожного транспорта;
  • Порядок допуска электроустановок в эксплуатацию; порядок устранения аварий в электроустановках;
  • Способ защиты в электроустановках;
  • Классификацию, использование, порядок содержания и контроль над состоянием и применением средств защиты, нормы комплектации средств защиты;
  • Основные требования при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок;
  • Какие требования предъявляются в эксплуатации к электродвигателям, коммутационным аппаратам, распределительным устройствам, вторичным цепям релейной защите, электроавтоматике и телемеханике согласно требованиям ПТЭ-ЭП;
  • Причины пожара в электроустановках;
  • Особенности действий тока и электромагнитных полей на организм человека;
  • Основные действия оказания первой помощи пострадавшему при: поражении током, ранении, тепловых и химических ожогах, отравлении газами и в других случаях.
  • Определять назначение электрической энергии в работе железнодорожного транспорта;
  • Определять электроустановки Потребителей и выполнение работ электротехническим и не электротехническим персоналом;
  • Организовывать оперативное обслуживание электроустановок и ликвидировать аварийные ситуации;
  • Определять классификацию помещений в отношении опасности поражения людей электрическим током;
  • Определять схемы электроснабжения Потребителей железнодорожного транспорта;
  • Организовывать техническую эксплуатацию переносных и передвижных электроприемников; определять состояние изоляции ручного инструмента осветительной электропроводки;
  • Соблюдать требования к блокировочным и ограждающим устройствам, предупреждающей сигнализации, надписей и плакатов;
  • Пользоваться средствами защиты и приспособлениями, а также СИЗ;
  • Пользоваться средствами учета электроэнергии и экономном использовании электроэнергии на железнодорожном транспорте;
  • Соблюдать требования технических мероприятий обеспечивающих безопасность работ со снятием напряжения;
  • Выполнять требования Правил безопасности при эксплуатации электроустановок (ПОТ-РМ-06 2001), при работе в электроустановках с применением механизмов и грузоподъемных машин, а также при работах связанных с подъемом на высоту;
  • Принимать участие в организации противопожарной защиты в структурных подразделениях.

Важнейшая проблема современной электротехники – создание безопасных электроустановок. Несмотря на многолетние усилия специалистов с этой области, в настоящее время от поражения электрическим током в электроустановках промышленных предприятий (весь комплекс народного хозяйства РФ), в том числе и на железной дороге, административных, общественных и бытовых зданиях ежегодно гибнет десятки тысяч человек (≈ 71 % от общего числа). Таким образом, проблема обеспечения электробезопасности электроустановок является не только сложной научно-технической проблемой, но и проблемой огромного социального значения.

Предлагаемая Вашему вниманию краткая лекция посвящена, прежде всего, раскрытию понятия “Электробезопасность”, а также теме безопасности труда при эксплуатации электроустановок. Знание кратких основ электробезопасности, решения практических задач, связанных с созданием безопасных условий труда, необходимо каждому руководителю и специалисту.

В соответствии с ГОСТ Электробезопасность — это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного электричества. Другими словами Электробезопасность — это состояние условий труда и быта, при котором исключено воздействие на человека электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля, статического электричества или их совокупности. Из этого следует, что все электроустановки напряжением до и выше 1000 В должны удовлетворять основному правилу электробезопасности: опасные токоведущие части ЭУ не должны быть доступны для непреднамеренного прямого прикосновения к ним, а доступные прикосновению открытые и сторонние проводящие части, заземляющие и защитные проводники, не должны быть опасны при прикосновение к ним как при нормальных режимах работы ЭУ, так и при повреждении изоляции.

В настоящее время основные технические решения, определяющие электробезопасность электроустановок, регламентируются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ изд. 7). В число основных нормативных технических документов, определяющих, например, безопасную эксплуатацию электроустановок входят Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей утверждены Минэнерго РФ (пр. № 6 от 13.10.03.) и зарегистрированы Минюстом РФ (рег. № 4145 от 22.01.03.), а также Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ – 016 – 2001). Указанные НТД распространяются на всех работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых норм и обязательны для всех потребителей электроэнергии. Необходимо отметить и Инструкцию по применению испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. Ведомственные нормативно-технические документы, применяемые на железнодорожном транспорте и рассматривающие вопросы электробезопасности, должны быть приведены к указанным выше Правилам.

Например: Инструкция по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения ж.д. ОАО “РЖД” от 17 марта 2008 года № 4054, которая полностью соответствует вопросам и задачам отраженных в требованиях вышеуказанных Правил, с привязкой к конкретным условиям и работе железнодорожного транспорта.

Правила электробезопасности для работников ОАО “РЖД” при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей от 3.07.08. № 12176.

Методические рекомендации по предупреждению электротравматизма локомотивных бригад при осмотре крышевого оборудования электровозов, электропоездов и тепловозов № ЦТ – 21 – 01, М. 2002 года.

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, ЦУО/112 М, “Транспорт” 1997г. от 11.11.92г.

(2 часа) 3.1.2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

РОЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.

СОСТОЯНИЕ С ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги. Железнодорожный транспорт – универсальный. Возможность обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любой время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую среду, чем другие виды транспорта. В РФ железная дорога выполняет: 80 % от грузооборота всех видов транспорта, 40 % от пассажирооборота.

Протяженность железнодорожных путей – 85 тыс. км, из них: 42 % — занимают 2-ух путные и многопутные линии свыше 62 тыс. км – оснащены автоблокировкой и диспетчерской централизацией; на 42 тыс. км уложен безстыковой путь, на 60 тыс. км – путь на железнодорожных шпалах. Основные грузонапряженные линии протяженностью 42 тыс. км работают на электротяге (выполняют 83 % грузооборота).

В эксплуатационной работе железной дороги участвуют около 12 тыс. локомотивов, 500 тыс. грузовых вагонов и более 20 тыс. пассажирских вагонов.

В грузовом движении в основном работают 8-осные электровозы переменного и постоянного тока мощностью 5200 – 6400 кВт и 6-осные тепловозы мощностью 2500 и 3500 кВт. Масса грузовых поездов достигает 9000 т (средняя масса брутто 3554 т), а участковая скорость движения грузовых поездов 38,2 км/час.
Внедрение электротяги способствовало ускорению передвижного процесса. Электрические локомотивы практически не имеют ограничений по мощности, т.к. получают питание централизованно и способны длительное время выдерживать перегрузку. Средняя техническая скорость, средний вес поезда и среднесуточная производительность электровозов выше, чем у локомотивов других типов. Электрификация железных дорог обеспечила рост энерговооруженности, что привело к повышению производительности труда: на линиях с электротягой она почти на 1,5 раза выше, чем на линии с тепловозной тягой, а в пригородном сообщении более чем в 2 раза. Электротяга – самый экономичный по расходу топлива способ транспортировки грузов: удельный расход топлива при тепловозной тяге в 1,46, при паровозной – в 5,5 раза больше, чем при электрической. Важным свойством электрических локомотивов является способность вырабатывать и возвращать в сеть электрическую энергию при рекуперативном торможении поезда.

Наряду с другими преимуществами электротяги является фактор исключающий загрязнение окружающей среды продуктами сгорания угля и дизельного топлива. Электрификация железной дороги качественно изменила условия труда и быта железнодорожников, обслуживание пассажиров (снизился шум, увеличилась скорость движения, повысился уровень комфорта в пути следования и т.д.).
Условия труда на железнодорожном транспорте достаточно специфичны. Примерно у 70 % работников условия труда связаны с какими-либо движущимися объектами, т.е. связаны с опасностью получения травм, с дефицитом времени на принятие адекватных решений, с постоянной мобилизованностью внимания с требованием быстрой и четкой ориентации в окружающей обстановке, с соблюдением строгой дисциплины. Высокая электронасыщенность технологий на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта, электроподвижной состав, контактная сеть, трансформаторы, распределители, оборудование с электроприводом для погрузочно-строительных работ являются причиной высокого электротравматизма. Так, только на ж.д. России при ремонте и обслуживании контактной сети ежегодно смертельно травмируются от 17 до 20 электромонтеров. Весьма высок и общий % электротравматизма, составляющий 16 %.

(6 часов) 3.2.1. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

3.2.1.1. ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА

ВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК.
Краткая терминология:

Электроустановка – любое сочетание взаимосвязанного электрооборудования в пределах данного пространства или помещения (ГОСТ Р 50571.1 – 93).

Электроустановка совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (ПТЭЭП).

Потребитель электрической энергии предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка (юридическое лицо), жилой дом, квартира (физическое лицо), у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электроэнергию (ГОСТ 19431 – 84).

Нормативные документы – государственные стандарты правила безопасности, устройства и эксплуатации инструкции и иные документы, содержащие требования в определенной сфере деятельности, действующие на основании законов и правовых актов (В сфере электроэнергетики – ПУЭ, ПТЭЭП, МПОТ РМ – 016 – 1991, ИПИСЗ и др.).
Потребитель обязан обеспечить:
─ содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее – НТД);

своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;

подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;

обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала и т.д.;

─ надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;

─ охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала;

─ охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок;

─ учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;

─ представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок;

─ разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;

─ укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и энергосбережению;

─ учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению;

─ проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.
За нарушения в работе электроустановок персональную ответственность несут:

  • руководитель Потребителя и ответственные за электрохозяйство за невыполнение требований, предусмотренных правилами и должностными инструкциями;
  • работники, непосредственно обслуживающие электроустановки, — за нарушения, происшедшие по их вине, а также за неправильную ликвидацию ими нарушений в работе электроустановок на обслуживаемом участке;
  • работники, проводящие ремонт оборудования, — за нарушения в работе, вызванные низким качеством ремонта;
  • руководители и специалисты энергетической службы – за нарушения в работе электроустановок, — происшедшие по их вине, а также из-за несвоевременного и неудовлетворительного технического обслуживания и невыполнения противоаварийных мероприятий;
  • руководители и специалисты технологических служб – за нарушения в эксплуатации электротехнологического оборудования.

3.2.1.2. ПОДБОР ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО И

ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять персонал, обученный и аттестованный на соответствующую группу по электробезопасности. Весь производственный персонал по отношению к электрооборудованию можно условно классифицировать как: неэлектротехнический, электротехнологический и электротехнический (см. табл.).
Сведения о производственном персонале

НЕЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ

ПРИСВАЕМАЯ ГРУППА ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель структурного подразделения должен назначить ответственного за электрохозяйство, а также его заместителя.

Ответственным за электрохозяйство может быть назначен административно-технический персонал, отвечающий требованиям “ПТЭЭП”. Приказ или распоряжение о назначении ответственного за электрохозяйство и замещающего его в периоды длительного отсутствия (отказы, командировки, болезнь) издается после проверки знаний и присвоения IV-ой группы по электробезопасности при эксплуатации электроустановок U до 1000 В или IV-ой группы по электробезопасности U выше 1000 В. Допускается выполнение обязанностей ответственного за электрохозяйство по совместительству.

3.2.1.3. МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ.
Предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотром (обследованиям), согласно ст. 212 ТК РФ, подлежат как электротехнический, так и электротехнологический персонал. Работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без обязательного прохождения медицинских осмотров (обследований). Состояние здоровья лиц, допускаемых к работе в электроустановках должны отвечать требования приказа № 90 от 14.03.96г. “О порядке проведения предварительного и периодического медицинского осмотров работников и допуске к профессии”

3.2.1.4. ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Проведение инструктажей по безопасности труда допускается совмещать с инструктажами по пожарной безопасности.

“Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000г.”;

“Положению об организации обучения по о/т и проверке знаний требовании о/т работников ОАО “РЖД” № 2529 от 01.08.04г.”;

“Положения об организации обучения и проверке знаний по электробезопасности работников ОАО “РЖД” от 07.09.04г. № 3236р”;

“Инструкции по охране труда для локомотивных бригад ОАО “РЖД” от 03.05.06г. № 855р”.

Электротехнический и электротехнологический персоналы, принимаемые для выполнения работ, связанных с эксплуатацией электроустановок, до назначения на самостоятельную работу, должны пройти:
─ вводный инструктаж по о/т,

─ первичный инструктаж на рабочем месте;
в процессе работы в зависимости от профессии (должности) с электротехническим персоналом, который непосредственно организует и проводит работы по обслуживанию электроустановок, должны проводиться:
─ повторный инструктаж по о/т,

─ внеплановый инструктаж по о/т,

─ целевой инструктаж по о/т.

Цель вводного инструктажа ─ ознакомление работников с местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка подразделения ОАО “РЖД” и основными вопросами по о/т ─ в кабинете по о/т инженером по о/т. Регистрируется в журнале “Вводного инструктажа”. Срок хранения журнала ─ 25 лет.

Цель первичного инструктажа ─ ознакомление работников, командированных и обучающихся, образовательных учреждений с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте; руководитель подразделения; запись в журнале и личной карточке. Срок хранения журнала ─ 3 года.

Повторный инструктаж ─ с работниками профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда ─ не реже 1 раза в три месяца (проводят мастера, бригадиры, инструктора и целью повторения и закрепления знаний).

Внеплановый инструктаж ─ при введении в действие новых или измененных нормативно-правовых актов, законодательств; изменении технических процессов; при серьезных нарушениях требований о/т; при перерывах в работе более чем 30 дней; по решению работодателя; при поступлении телеграмм, указов.

Целевой инструктаж ─ при выполнении разовых работ, при ликвидации аварий или стихийных бедствий; при работах не связанных с прямыми обязанностями по специальности; при изменении метеорологических условий.

Проведение и регистрация целевых инструктажей на работы, выполняемые по наряду-допуску при проведении работ в электроустановках, устанавливаются “Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок” (ПОТРМ – 016 – 2001г.) № 3 от 5.01.2001г.

При целевом инструктаже должны быть указаны границы рабочего места, наличие наведенного напряжения, ближайшие к рабочему месту, оборудование и токоведущие части ремонтируемого и соседних присоединений, к которым запрещается приближаться, независимо от того, находятся они под напряжением или нет, даются четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.

Производитель работ (наблюдающий) в целевом инструктаже обязан дать исчерпывающие указания членам бригады, исключающие возможность напряжения электрическим током.

Далее – требования пожарной безопасности для локомотивных бригад Инструкция по охране труда № 855р п.1.13.: не проводить посторонние предметы в каб. упр.; содержать в чистоте служебное помещение; хранить смазочные материалы в металлических емкостях плотно закрытыми, обтирочные материалы грязные и чистые раздельно; не допускать курения в машинном отделении; уметь пользоваться средствами пожаротушения; контролировать исправность установок пожаротушения и т. д.

3.2.1.5. ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Положение об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников ОАО “РЖД” от 7.09.04 № 3236р.

Электротехнический и электротехнологический персонал, принимаемый для выполнения работы, связанной с эксплуатацией электроустановок, до назначения на самостоятельную работу, должен пройти:
– стажировку на рабочем месте (производственное обучение);

– первичную проверку знаний по электробезопасности;

– дублирование (для оперативного и оперативно-ремонтного персонала);

– противоаварийные тренировки.
До допуска к самостоятельной работе должен быть обучен приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи при несчастных случаях.

В процессе работы (в зависимости от профессии, должности) с электротехническим персоналом, который непосредственно организует и проводит работы по обслуживанию электроустановок, должны проводиться (оперативными):
– очередная и внеочередная проверки знаний правил, норм по охране труда,

электробезопасности, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;

– обучение на курсах повышения квалификации.
Далее зачитать и записать под диктовку:

Источник статьи: http://topuch.ru/izucheniya-kursa/index.html

Читайте также:  Фольксваген пассат коробка передач схема переключения
Оцените статью
Все про машины