- Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива
- Обязанности помощника машиниста электровоза
- Условия работы помощником машиниста электровоза
- Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза
- Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы
- Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза
- Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза. Изучения курса
Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива
Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.
Обязанности помощника машиниста электровоза
По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.
Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:
техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);
смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;
сцепка и расцепка локомотива;
помощь машинисту в маневровых работах;
наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;
подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;
работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.
По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.
Условия работы помощником машиниста электровоза
Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.
Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.
Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.
Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.
Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:
- электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);
тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).
Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза
Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:
- быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;
пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;
пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);
иметь допуск по электробезопасности V группы.
Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.
Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы
Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).
Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза
У данной профессии есть свои плюсы:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;
ранний выход на пенсию;
льготы при путешествиях по железной дороге.
А вот минусы гораздо более существенны:
- низкий уровень заработной платы;
отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);
вредные и тяжелые условия труда;
напряженный график работы, постоянные переработки;
высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).
Источник статьи: http://kedu.ru/press-center/profgid/pomoshchnik-mashinista-elektrovoza-vtoroy-nomer-ekipazha-lokomotiva/
Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза. Изучения курса
Название | Изучения курса |
Дата | 24.05.2018 |
Размер | 1.11 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Лекции для помощника машиниста тепловоза и электровоза.doc |
Тип | Реферат #44829 |
страница | 1 из 14 |
ПМТЭ — 72 часа “Электробезопасность” (2 часа) 3.1.1. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АТКЫ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. После этого, в целях наработки стажа работы во ІІ — ой группе по электробезопасности не менее 2-ух месяцев и получения ІІІ — ей группы по электробезопасности, с вами будет организована работа дублерами помощника машиниста локомотива с изучением Правил по электробезопасности в объеме ІІІ — ей группы по электробезопасности в течение всего срока теоретического и производственного обучения в пределах 80 часов. Перед производственной обкаткой вы должны сдать экзамены в комиссии локомотивного депо на присвоение ІІІ — ей группы по электробезопасности. После окончания теоретического и производственного обучения, при наличии ІІІ — ей группы по электробезопасности будут организованы экзамены в соответствии с приказом МЛС России от 28 октября 1999 года №39Ц “О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного и специального подвижного состава на железной дороге Российской Федерации” и выдача свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза на срок производственной обкатки. После производственной обкатки вы сдаете квалификационный экзамен в ДТШ. Но этого предмета в перечне сдачи экзамена уже нет (есть: устройство тепловозов, электровозов, управление и техническое обслуживание, приборы безопасности, автотормоза ПТЭ, инструкция по движению, о/т). После успешной сдачи квалификационного экзамена вам выдается свидетельство Ф — КУ – 150 о присвоении профессии. Свидетельство помощника машиниста локомотива (Ф – ТУ – 153) оформляют вам в локомотивных депо (Приказ №39Ц от 28 октября 1999 года). (Вот этот приказ №39Ц от 28.10.99г.) Далее зачитать – содержание и последовательность изучения предмета “Электробезопасность”, сегодня “Введение” (4 часа) и далее 3.2; 3.3; 3.4; 3.5 и т.д. Подробное содержание предмета будем изучать, как я вам уже говорил 62 часа, в процессе будут проведены деловые игры, самостоятельная работа с ответами на поставленные вопросы и т.д. Для этого необходима усидчивость и полное конспектирование материала. Я постараюсь преподнести вам максимальную информацию по всем поставленным вопросам. Исходя из данной тематики, вы должны будете знать и уметь следующее. В соответствии с примерной программой для профессиональной подготовки рабочих железнодорожного транспорта по профессии помощник машиниста тепловоза, электровоза, утвержденной Вице-президентом ОАО “РЖД” В.А. Гапановичем от 1 апреля 2008 года, квалификационной характеристикой по профессии помощник машиниста тепловоза, электровоза, обучающиеся по предмету “Электробезопасность”.
Важнейшая проблема современной электротехники – создание безопасных электроустановок. Несмотря на многолетние усилия специалистов с этой области, в настоящее время от поражения электрическим током в электроустановках промышленных предприятий (весь комплекс народного хозяйства РФ), в том числе и на железной дороге, административных, общественных и бытовых зданиях ежегодно гибнет десятки тысяч человек (≈ 71 % от общего числа). Таким образом, проблема обеспечения электробезопасности электроустановок является не только сложной научно-технической проблемой, но и проблемой огромного социального значения. Предлагаемая Вашему вниманию краткая лекция посвящена, прежде всего, раскрытию понятия “Электробезопасность”, а также теме безопасности труда при эксплуатации электроустановок. Знание кратких основ электробезопасности, решения практических задач, связанных с созданием безопасных условий труда, необходимо каждому руководителю и специалисту. В соответствии с ГОСТ Электробезопасность — это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного электричества. Другими словами Электробезопасность — это состояние условий труда и быта, при котором исключено воздействие на человека электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля, статического электричества или их совокупности. Из этого следует, что все электроустановки напряжением до и выше 1000 В должны удовлетворять основному правилу электробезопасности: опасные токоведущие части ЭУ не должны быть доступны для непреднамеренного прямого прикосновения к ним, а доступные прикосновению открытые и сторонние проводящие части, заземляющие и защитные проводники, не должны быть опасны при прикосновение к ним как при нормальных режимах работы ЭУ, так и при повреждении изоляции. В настоящее время основные технические решения, определяющие электробезопасность электроустановок, регламентируются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ изд. 7). В число основных нормативных технических документов, определяющих, например, безопасную эксплуатацию электроустановок входят Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей утверждены Минэнерго РФ (пр. № 6 от 13.10.03.) и зарегистрированы Минюстом РФ (рег. № 4145 от 22.01.03.), а также Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ – 016 – 2001). Указанные НТД распространяются на всех работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых норм и обязательны для всех потребителей электроэнергии. Необходимо отметить и Инструкцию по применению испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. Ведомственные нормативно-технические документы, применяемые на железнодорожном транспорте и рассматривающие вопросы электробезопасности, должны быть приведены к указанным выше Правилам. Например: Инструкция по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения ж.д. ОАО “РЖД” от 17 марта 2008 года № 4054, которая полностью соответствует вопросам и задачам отраженных в требованиях вышеуказанных Правил, с привязкой к конкретным условиям и работе железнодорожного транспорта. Правила электробезопасности для работников ОАО “РЖД” при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей от 3.07.08. № 12176. Методические рекомендации по предупреждению электротравматизма локомотивных бригад при осмотре крышевого оборудования электровозов, электропоездов и тепловозов № ЦТ – 21 – 01, М. 2002 года. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, ЦУО/112 М, “Транспорт” 1997г. от 11.11.92г. (2 часа) 3.1.2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ РОЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. СОСТОЯНИЕ С ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. Протяженность железнодорожных путей – 85 тыс. км, из них: 42 % — занимают 2-ух путные и многопутные линии свыше 62 тыс. км – оснащены автоблокировкой и диспетчерской централизацией; на 42 тыс. км уложен безстыковой путь, на 60 тыс. км – путь на железнодорожных шпалах. Основные грузонапряженные линии протяженностью 42 тыс. км работают на электротяге (выполняют 83 % грузооборота). В эксплуатационной работе железной дороги участвуют около 12 тыс. локомотивов, 500 тыс. грузовых вагонов и более 20 тыс. пассажирских вагонов. В грузовом движении в основном работают 8-осные электровозы переменного и постоянного тока мощностью 5200 – 6400 кВт и 6-осные тепловозы мощностью 2500 и 3500 кВт. Масса грузовых поездов достигает 9000 т (средняя масса брутто 3554 т), а участковая скорость движения грузовых поездов 38,2 км/час. Наряду с другими преимуществами электротяги является фактор исключающий загрязнение окружающей среды продуктами сгорания угля и дизельного топлива. Электрификация железной дороги качественно изменила условия труда и быта железнодорожников, обслуживание пассажиров (снизился шум, увеличилась скорость движения, повысился уровень комфорта в пути следования и т.д.). (6 часов) 3.2.1. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА К ЭКСПЛУАТАЦИИ 3.2.1.1. ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК. Электроустановка – любое сочетание взаимосвязанного электрооборудования в пределах данного пространства или помещения (ГОСТ Р 50571.1 – 93). Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (ПТЭЭП). Потребитель электрической энергии – предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка (юридическое лицо), жилой дом, квартира (физическое лицо), у которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электроэнергию (ГОСТ 19431 – 84). Нормативные документы – государственные стандарты правила безопасности, устройства и эксплуатации инструкции и иные документы, содержащие требования в определенной сфере деятельности, действующие на основании законов и правовых актов (В сфере электроэнергетики – ПУЭ, ПТЭЭП, МПОТ РМ – 016 – 1991, ИПИСЗ и др.). ─ своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; ─ подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; ─ обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала и т.д.; ─ надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; ─ охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала; ─ охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок; ─ учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения; ─ представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок; ─ разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; ─ укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и энергосбережению; ─ учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению; ─ проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.
3.2.1.2. ПОДБОР ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. НЕЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ |
ПРИСВАЕМАЯ ГРУППА ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ |
Для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель структурного подразделения должен назначить ответственного за электрохозяйство, а также его заместителя.
Ответственным за электрохозяйство может быть назначен административно-технический персонал, отвечающий требованиям “ПТЭЭП”. Приказ или распоряжение о назначении ответственного за электрохозяйство и замещающего его в периоды длительного отсутствия (отказы, командировки, болезнь) издается после проверки знаний и присвоения IV-ой группы по электробезопасности при эксплуатации электроустановок U до 1000 В или IV-ой группы по электробезопасности U выше 1000 В. Допускается выполнение обязанностей ответственного за электрохозяйство по совместительству.
3.2.1.3. МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ РАБОТНИКОВ.
Предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотром (обследованиям), согласно ст. 212 ТК РФ, подлежат как электротехнический, так и электротехнологический персонал. Работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без обязательного прохождения медицинских осмотров (обследований). Состояние здоровья лиц, допускаемых к работе в электроустановках должны отвечать требования приказа № 90 от 14.03.96г. “О порядке проведения предварительного и периодического медицинского осмотров работников и допуске к профессии”
3.2.1.4. ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Проведение инструктажей по безопасности труда допускается совмещать с инструктажами по пожарной безопасности.
“Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000г.”;
“Положению об организации обучения по о/т и проверке знаний требовании о/т работников ОАО “РЖД” № 2529 от 01.08.04г.”;
“Положения об организации обучения и проверке знаний по электробезопасности работников ОАО “РЖД” от 07.09.04г. № 3236р”;
“Инструкции по охране труда для локомотивных бригад ОАО “РЖД” от 03.05.06г. № 855р”.
Электротехнический и электротехнологический персоналы, принимаемые для выполнения работ, связанных с эксплуатацией электроустановок, до назначения на самостоятельную работу, должны пройти:
─ вводный инструктаж по о/т,
─ первичный инструктаж на рабочем месте;
в процессе работы в зависимости от профессии (должности) с электротехническим персоналом, который непосредственно организует и проводит работы по обслуживанию электроустановок, должны проводиться:
─ повторный инструктаж по о/т,
─ внеплановый инструктаж по о/т,
─ целевой инструктаж по о/т.
Цель вводного инструктажа ─ ознакомление работников с местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка подразделения ОАО “РЖД” и основными вопросами по о/т ─ в кабинете по о/т инженером по о/т. Регистрируется в журнале “Вводного инструктажа”. Срок хранения журнала ─ 25 лет.
Цель первичного инструктажа ─ ознакомление работников, командированных и обучающихся, образовательных учреждений с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте; руководитель подразделения; запись в журнале и личной карточке. Срок хранения журнала ─ 3 года.
Повторный инструктаж ─ с работниками профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда ─ не реже 1 раза в три месяца (проводят мастера, бригадиры, инструктора и целью повторения и закрепления знаний).
Внеплановый инструктаж ─ при введении в действие новых или измененных нормативно-правовых актов, законодательств; изменении технических процессов; при серьезных нарушениях требований о/т; при перерывах в работе более чем 30 дней; по решению работодателя; при поступлении телеграмм, указов.
Целевой инструктаж ─ при выполнении разовых работ, при ликвидации аварий или стихийных бедствий; при работах не связанных с прямыми обязанностями по специальности; при изменении метеорологических условий.
Проведение и регистрация целевых инструктажей на работы, выполняемые по наряду-допуску при проведении работ в электроустановках, устанавливаются “Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок” (ПОТРМ – 016 – 2001г.) № 3 от 5.01.2001г.
При целевом инструктаже должны быть указаны границы рабочего места, наличие наведенного напряжения, ближайшие к рабочему месту, оборудование и токоведущие части ремонтируемого и соседних присоединений, к которым запрещается приближаться, независимо от того, находятся они под напряжением или нет, даются четкие указания по технологии безопасного проведения работ, использованию грузоподъемных машин и механизмов, инструмента и приспособлений.
Производитель работ (наблюдающий) в целевом инструктаже обязан дать исчерпывающие указания членам бригады, исключающие возможность напряжения электрическим током.
Далее – требования пожарной безопасности для локомотивных бригад Инструкция по охране труда № 855р п.1.13.: не проводить посторонние предметы в каб. упр.; содержать в чистоте служебное помещение; хранить смазочные материалы в металлических емкостях плотно закрытыми, обтирочные материалы грязные и чистые раздельно; не допускать курения в машинном отделении; уметь пользоваться средствами пожаротушения; контролировать исправность установок пожаротушения и т. д.
3.2.1.5. ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.
Положение об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников ОАО “РЖД” от 7.09.04 № 3236р.
Электротехнический и электротехнологический персонал, принимаемый для выполнения работы, связанной с эксплуатацией электроустановок, до назначения на самостоятельную работу, должен пройти:
– стажировку на рабочем месте (производственное обучение);
– первичную проверку знаний по электробезопасности;
– дублирование (для оперативного и оперативно-ремонтного персонала);
– противоаварийные тренировки.
До допуска к самостоятельной работе должен быть обучен приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи при несчастных случаях.
В процессе работы (в зависимости от профессии, должности) с электротехническим персоналом, который непосредственно организует и проводит работы по обслуживанию электроустановок, должны проводиться (оперативными):
– очередная и внеочередная проверки знаний правил, норм по охране труда,
электробезопасности, правил пожарной безопасности и других нормативных документов;
– обучение на курсах повышения квалификации.
Далее зачитать и записать под диктовку:
Источник статьи: http://topuch.ru/izucheniya-kursa/index.html