- Пожарные мотопомпы: типы, устройство, применение при пожаре
- Что такое помпа пожарная
- Чем отличается пожарная помпа от обычной
- Требования к мотопомпам
- Классификация мотопомп для пожаротушения
- Типы пожарных помп
- Мотопомпы переносные
- Мотопомпы прицепные
- Виды пожарных помп
- Помпы бензиновые
- Мотопомпы дизельные
- Помпы электрические
- Помпы ручные
- Мотопомпы высоконапорные
- Для забора грязной воды
- По диаметру напорного и всасывающего патрубков
- Насосы на мотопомпах
- Рукавное оборудование
- Как выбрать мотопомпу для тушения пожара
- Характеристики мотопомп: таблица
- Подготовка мотопомпы к работе
- Использование мотопомпы при тушении пожара
- Техническое обслуживание и испытания мотопомп
- Эксплуатация пожарных мотопомп
- Что собой представляет мотопомпа для тушения пожара на малых площадях
- Устройство и эксплуатация пожарных мотопомп «МП 1600 а»
- Описание конструкции «Мотопомпы Пожарной 1600 а»
- Обслуживание и эксплуатация пожарной мотопомпы
- Заключение
Пожарные мотопомпы: типы, устройство, применение при пожаре
Прицепные и переносные пожарные мотопомпы (МП) обеспечивают подачу воды при пожаротушении в затруднительных обстоятельствах, при отсутствии другой спецтехники.
Нормы пожарной безопасности для МП:
Что такое помпа пожарная
Под пожарной мотопомпой подразумевают мотор-насосные мобильные комплексы для перекачки (подачи) посредством рукавов ОТВ (огнетушащего вещества) к очагу или противопожарному оборудованию.
Забор воды осуществляется с открытых источников, резервуаров, от гидрантов, водопроводов. Работу МП обеспечивает приводная силовая установка (ДВС, электродвигатель) или механическая конструкция.
Обозначение мотопомпы на схеме пожара:
Пожарные насосы используют:
- при ограниченных технических возможностях тушения, отсутствии водопроводов, установок пожаротушения (отдаленные местности);
для быстрой организации пожаротушения большими мощностями (на производстве);
как вспомогательное устройство:
- до подъезда техники;
на пожарных ЖД составах;
для иных целей:
- заполнение емкостей, автоцистерн, авиатехники;
откачка из резервуаров, подвалов, водоемов, траншей, трюмов при авариях;
На предприятиях по классификатору основных фондов (ОКОФ) МП относят к разделу: Мотопомпы пожарные. Код 14 2944190, ОК 013-94 .
Чем отличается пожарная помпа от обычной
Фактически, по ТТХ МП – это те же бытовые помпы, но с увеличенными возможностями и обязательными рамками по НПБ. Есть также образцы сугубо под цели пожаротушения. Отличия:
От 1 – 2 мПа и выше
200 – 2400 л/мин., стандартно около 500 л/мин. (Honda WH-20)
- разъем под брандспойты;
- возможность подключения пеногенераторов.
В комплекте нет пожарных рукавов.
Требования к мотопомпам
Обязательные параметры МП (ГОСТ Р 53332-2009):
- непрерывная работа – от 2 ч.;
функциональность при -40 до +40°C;
запуск – до 2 мин.;
уровень шума – 90 дБА;
безотказная наработка – от 200 ч.;
циклы включения вакуумных узлов – от 300 ч.;
до первого капремонта – от 1500 ч.;
приводной двигатель с системами пуска, охлаждения:
- ДВС на бензине, газе, дизеле;
линии: всасывающая, напорная;
рукавное оборудование (рукав, ствол, головки);
Что должна иметь пожарная мотопомпа:
устройства контроля:
- манометр, мановакуумметр (в напорной линии обязательный);
счетчик часов работы;
арматура запорного типа и регулирующая на всосе, исключающая обратный ток;
вакуумный или другой узел заполнения;
ручное (МПБВ-80) или автоуправление с 3-кратным заполнением нагнетателя;
Классификация мотопомп для пожаротушения
- виды включают : варианты силовой установки, мощности нагнетателя (мотопомпы высокого давления, обычные);
Типы пожарных помп
Основной задачей при проектировании МП являлось обеспечение мобильности. Мотопомпы подразделяются по виду транспортировки на несколько вариантов.
Мотопомпы переносные
Компактные МП можно передвигать вручную. На корпусе есть ручки, рама, колесики. Варианты:
- с рамой (Honda WT-30 X);
- с ручками, салазками;
- переносятся одним-четырьмя пользователями;
- перевозятся с погрузкой/выгрузкой;
- удобные для небольших пространств.
- на раме с одноосной колесной тележкой (МП 20-100 Гейзер);
- возможности:
- перенос вручную на небольшие расстояния;
- буксирование.
Рукоятки, элементы рам переносных МП обязательно оснащаются толстой теплоизоляцией. Помимо указанных моделей, есть плавающие мотопомпы на пластиковой подкладке, заполненной воздухом.
Мотопомпы прицепные
Особенности МП на прицепе:
- часто с системой для пенообразователя;
большая мощность, промышленное назначение;
Виды пожарных помп
Варианты в зависимости от топлива и мотора:
- с ДВС:
- бензиновые (Tohatsu VC52AS);
дизельные (МП-500 Вепрь);
Требования для ДВС:
плавный регулятор мощности;
защита от влаги, замыканий;
для дизельных ДВС – искрогаситель;
бак, исключающий протечку во время наклона;
кран топлива, отстойник (фильтр);
Помпы бензиновые
Стандартное устройство силовой части бензиновой помпы облегченной конструкции (переносной):
одно (600 л/мин.), двух (800 л/мин.), четырехцилиндровый (1600 л/мин.);
система запуска: рычаг с зубчатым сегментом или электростартер;
система зажигания батарейная или с запальной свечей, магнето;
Мотопомпы дизельные
Насосы на дизеле (МПДВ-80) оснащаются подобными моторами как у бензиновых. Дизельные МП обладают большим ресурсом (от 6 тыс. ч.), топливо дешевле, но само насосное устройство дороже и шумное.
Помпы электрические
- для помещений:
- безвоздушных;
с особыми условиями (высокие температуры);
работа без перерыва на заправку;
Помпы ручные
Ручной насос – механический блок с клапанами и поршнями на раме (салазках) соединенный с рычагом с двумя или одной ручкой, как у железнодорожной тележки, поднимая и, опуская которые создают пневматическую силу. Напор и длина выпуска струи у ручных помп слабые. Стандартный образец – ПН-100.
Мотопомпы высоконапорные
По ГОСТУ Р 53332-2009 мотопомпы высокого давления создают силу от 2 мПа. На выходе максимально до 5 мПа. Формируется больший номинальный напор, под которым подразумевается высота поднятия (перекачки) столба воды. Не надо путать описываемый показатель с длиной струи, а особенно, с глубиной всасывания с водоисточника.
Есть бытовые высоконапорные помпы (Honda WH-20) и для пожарных расчетов (МП 16-80 Водолей). Помпы высокого напора способны подать ОТВ на высоту 160 – 200 м и больше.
Для забора грязной воды
По нормативам обычные помпы (Tohatsu V20D2S) рассчитаны на воду с твердыми частичками до 0,5%, размером до 3 мм.
Есть МП для включений до 8 мм (Koshin SERH-50B) с легкой разборкой для очистки (Koshin STR-50 EX). Если загрязнение значительнее (от 25 мм), то применяют помпу без фильтра с мембранным насосом.
По диаметру напорного и всасывающего патрубков
На выходе патрубок, как правило, шире. Пример: всасывающий – 76,2 мм, напорный – 101 мм. Подключать можно два и больше рукавов (МП Спрут-3).
Варианты диаметров подключения (1 дюйм=25,4 мм):
- однодюймовые – 25,4 мм;
двухдюймовые – 50,8 мм;
трехдюймовые – 76,2 мм;
четырехдюймовые – 101,6 мм
Насосы на мотопомпах
Принцип действия нагнетателя – создания перепада атмосферного давления (разрежения) за счет чего вода всасывается, а точнее, вдавливается (втягивается) в заборный шланг. В МП используют 2 вида насосов:
Крыльчатка (круг с лопастями) в камере.
Движения мембран проталкивают жидкость. Принцип как у пневматического компрессора.
Требования к ОТВ
Чувствительный к крупным частичкам, грязи.
Используется для грязного ОТВ с большими включениями, значительным загрязнением.
Более мощный, производительный.
- компактные, низкий шум;
- не нуждается в смазке;
- нет вращающихся деталей;
- маломощный, мембрана часто выходит из строя.
Насосы оборудуются вакуумным роторно-лопастным узлом (Tohatsu VC72AS) или другим, позволяющим не накачивать ОТВ вручную в камеру нагнетателя при его запуске. Некоторые модели имеют автоматический забор (МП 10-60 Водолей).
Рукавное оборудование
Комплектация мотопомп включает элементы, доставляющие ОТВ к очагу:
стволы (брандспойты):
- компактная струя;
ключи для арматуры;
сетка для удержания воды во всасывающей линии;
Как выбрать мотопомпу для тушения пожара
- Для тушения пожара применяются мощные мотопомпы, например, с производительностью 500 – 800 л/мин., высотой подъема – 20 – 25 м. Такие МП одновременно можно использовать для водоснабжения дома.
Помпы, прокачивающие за минуту 130 л и поднимающие ОТВ на 6 — 7 м – предназначены для бытовых нужд.
Для 4-тактного мотора (МПБВ-50) не надо готовить маслобензиновую смесь.
Газовые помпы выгодные на даче, работают от стандартных баллонов с пропан-бутаном и значительно экономнее бензиновых.
Характеристики мотопомп: таблица
МП выбирают по потребностям. Учитывают, что 1 м вертикальной подачи (столба) равен 10 м перекачки по горизонтали. Таблица со стандартными параметрами используется для сопоставления характеристик моделей и выбора под конкретные условия.
Подготовка мотопомпы к работе
Порядок подготовки новой мотопомпы (обкатка на примере МП-600А):
- Предварительные действия:
- Промывка свечи бензином, просушка, установка.
- Расконсервация, удаление масла.
Промывка цилиндра, картера:
- Выкручивают свечу, открывают спусковой краник.
Зацепляют пусковой узел с зубчаткой.
Энергично двигая педалью, прокручивают коленвал до полного очищения от масла.
Цилиндр заправляют 3 – 5 см. куб. топлива, проворачивают коленвал, смесь удаляют посредством спускного краника на картере.
Непосредственно обкатка:
- Запускают МП на смеси из 1 части масла и 16 – 18 частей бензина.
Продолжительность обкатки до 30 ч. Происходит приработка рабочих узлов.
- Заправляют горючим, маслом, охлаждающую рубашку – водой.
Проверяют:
- Не застопорился ли поршень (вращают маховик).
В вакуумный узел заливают 50 – 60 см куб масла.
Выкручивают свечу, соединяют с проводом, крутят коленвал, смотрят есть ли искра, ставят назад.
Закрывают краники нагнетателя, охлаждения.
Всасывающий шланг опускают в водоисточник минимум на 200 мм.
Открывают кран топлива.
Задействуют кнопку узла утопления поплавка.
Использование мотопомпы при тушении пожара
- Заполняют насос нажатием и удерживанием ручки вакуум-узла от себя.
Манометр покажет наличие давления.
Открывают задвижку выпускающего шланга. После поступления в него воды выключают вакуумный нагнетатель (ручка до глушителя).
Правой ногой жмут на пуск, зацепляя зубчатый сектор.
Медленным нажимом вводят поршень для старта, и быстрым движением педалью вниз осуществляют запуск.
В новых моделях пуск может происходить проще, кнопкой стартера.
Применение мотопомп на пожаре:
- всасывающий шланг помещают в источник водоснабжения минимум на 200 мм;
краники, сливы закрывают;
в напорном шланге отодвинута задвижка;
мПа поднимают постепенно;
Техническое обслуживание и испытания мотопомп
Проводят испытание в пожарной части по ГОСТ 16504 , 6134 , Р53332-2009. Виды проверок:
периодические – установлены на основании НПБ производителем;
типовые – при внесении изменений в конструкцию;
ТО пожарных мотопомп:
- во время эксплуатации, но не реже 1 раза в месяц:
- осмотр, очистка;
узлы топливоподачи, смазки, охлаждения;
один раз в 6 мес.:
- перечисленное выше, но с разборкой узлов;
Источник статьи: http://proffidom.ru/11-motopompa-pozharnaya.html
Эксплуатация пожарных мотопомп
Опыт борьбы со страшной в своей непредсказуемости стихией пожара давно научил специалистов одному простому правилу — вовремя предпринятые меры по локализации пожара позволяют избежать беды с минимальными потерями на раннем этапе возгорания. Поэтому в советские времена мотопомпа пожарная была обязательным агрегатом в составе спасательного инвентаря на большинстве предприятий.
Кроме того, с помощью универсального мотора, подключенного к нему центробежного насоса для перекачки воды и пары напорных рукавов выполнялось большое количество вспомогательных работ по откачке воды из затопленных помещений, осушения канав и котлованов, полив и водоотведение при наводнении. Мотопомпа для тушения пожара на прицепе или в переносном варианте могла израсходовать свой моторесурс, так ни разу и не поучаствовав в борьбе с огнем.
Что собой представляет мотопомпа для тушения пожара на малых площадях
Пожарный агрегат в любом варианте, от самого простого переносного до тяжелого, размещенного на прицепном устройстве или в грузовом отделении автомобиля, состоит из следующих частей:
- Основой конструкции мотопомпы был двухтактный или четырехтактный бензиновый двигатель, очень редко дизельный агрегат;
- Вторым основным компонентом был центробежный насос с компенсирующей муфтой и специально спрофилированным рабочим колесом;
- Рама или несущий каркас на прицепе или в багажном отделении машины;
- Агрегат оснащался комплектом навесного оборудования, в который входили пожарные рукава мотопомп, пара всасывающих патрубков, тройники, гидранты и емкость для бензина и воды.
В этом случае специально обученный персонал и пожарные автомобили для мотопомпы не требовались, достаточно было освоить предстартовую подготовку и запуск агрегата, схему разворачивания пожарных рукавов и всасывающих патрубков.
В этом, собственно, и заключалась основная ценность мотопомпы. Поэтому малогабаритные образцы практически всегда комплектовались легкими бензиновыми двигателями. Дизельные агрегаты, как более тяжелые, дорогие и капризные в обслуживании, постепенно были вытеснены легкими и простыми в ремонте и обслуживании бензиновыми агрегатами. Чаще всего это известные варианты УД-2, УД 12, моторы от автомобиля Волга-2410. Тем более что запуск бензинового агрегата был возможен практически при любой температуре воздуха, тогда как дизельный агрегат требовал на морозе предварительного прогрева пусковым устройством.
Конструктивный ряд пожарных мотопомп разделен разработчиками на две большие группы. В первую группу входят малоразмерные варианты мотопомп, развивающие относительно небольшое давление воды на выходе из насоса, до 2 МПа или 20 технических атмосфер. Их относят к категории пожарных насосов нормального давления.
Вторая группа и категория включает в себя высоконапорные устройства, способные развивать давление воды на выходном патрубке центробежного насоса свыше 20 атмосфер. Как правило, мотопомпа высоконапорная пожарная из-за большого веса монтируется на одноосном лафете и требует для работы усиленных пожарных рукавов и соединительных муфт.
Устройство и эксплуатация пожарных мотопомп «МП 1600 а»
Долгое время агрегат «МП 1600 а» оставался основным устройством для тушения пожаров на предприятиях в сельской местности, в небольших поселках, складах, где невозможно было держать пожарный расчет или машину, а для мгновенной реакции на возгорание достаточно было пожарной мотопомпы и легкового автомобиля.
Описание конструкции «Мотопомпы Пожарной 1600 а»
Агрегат представляет собой моторно-насосную установку промышленного изготовления. В качестве двигателя в конструкции пожарной мотопомпы используется серийный двигатель ЗМЗ-4021.10, развивающий на рабочих оборотах мощность в 90 л.с. Этого достаточно, чтобы обеспечить расход воды в 48000 литров в час с напором до 100 м. Это показатель для забора воды всасывающим патрубком с максимально допустимой глубины в 7 м. Если отбор воды происходит с нулевой глубины, показатель расхода может увеличиваться на 30-40%.
К достоинствам пожарной мотопомпы «МП 1600 а» можно отнести:
- Удачная компоновка и балансировка агрегата на одноосном прицепе. При ширине 1750 мм и весе в 780 кг поднять сцепку мотопомпы и прицепить к фаркопу автомобиля, установить в рабочее положение и запустить агрегат может всего один обученный человек. Небольшие габариты позволяют подогнать и установить агрегат на площадке шириной всего в 2х3 м;
- Низкий центр тяжести позволяет буксировать прицеп с пожарной мотопомпой даже по плохим грунтовым дорогам, пересеченной местности с большим количеством ям или кустарника;
- Использование в качестве базового привода насоса пожарной мотопомпы двигателя от ГАЗ-24 позволяет легко ремонтировать и обслуживать пожарный агрегат без привлечения специализированных мастерских.
Как видно из фото, насос и моторный агрегат пожарной мотопомпы закрываются специальной съемной облицовкой, позволяющей эксплуатировать устройство даже в условиях ливня или сильного снегопада.
Кроме того, в комплект навесного оборудования к мотопомпе входят два пожарных рукава, диаметром 66 мм и 51 мм, дающих в раскатанном виде общую длину в 120 м. Рукава подключаются к алюминиевому тройнику разветвителю, который позволяет работать пожарными стволами одновременно в двух направлениях. Для закачки воды насосом к всасывающему патрубку мотопомпы подключается гибкий патрубок-рукав диаметром 100 мм и длиной 8 м, что позволяет брать воду из самых труднодоступных мест.
Обслуживание и эксплуатация пожарной мотопомпы
Перед запуском пожарного агрегата мотопомпы выбирается ровное место с желательно твердым или насыпным покрытием, не размокающим при попадании воды. Мотопомпа отцепляется от буксира и устанавливается на откидной подножке, как на фото. Под колеса агрегата обязательно укладываются опорные башмаки, препятствующие самопроизвольному движению прицепа.
Перед запуском бак пожарной мотопомпы, емкостью в 9 л, заправляется топливом А-92. Далее бензин прокачивается ручным насосом двигателя до момента заполнения топливной системы мотора, проверяется уровень масла и состояние подключения клемм на стартерном аккумуляторе. После подключения всасывающих и напорных рукавов двигатель мотопомпы запускается с нажатием кнопки пуск на панели управления.
К достоинствам пожарной мотопомпы стоит отнести наличие автомата создания вакуума на входе в центробежный насос. Благодаря этому пожарная мотопомпа выходит на рабочий режим уже через 35-40 секунд работы мотора, при отборе воды с максимальной глубины. Это значительно упрощает эксплуатацию мотопомпы, так как без вакуумного автомата пришлось бы вручную заполнять всасывающий патрубок, как это делается на старых малоразмерных пожарных мотоагрегатах. Для этого потребовалось бы залить не менее 60 литров воды.
Вакуумный прибор работает по газоструйной схеме от энергии выхлопных газов. На приборной панели можно наблюдать уровень разрежения воздуха во всасывающем тракте центробежного насоса. При правильной сборке и установке всасывающего рукава разрежение будет усиливаться, далее последует автоматическое открытие вентиля и плавное заполнение улитки и рабочей полости насоса. Если по техническим причинам произойдет разгерметизация всасывающего патрубка и срыв входной струи, автомат остановит двигатель мотопомпы.
В процессе работы пожарной мотопомпы необходимо:
- Контролировать температуру двигателя по показаниям стрелочного индикатора на приборной панели, при необходимости открыть или прикрыть жалюзи на радиаторе;
- Периодически проверять индикацию давления масла в моторном агрегате, его значение должно находиться в пределах 3-3,5Ат;
- Выполнять смазку уплотнительных сальников вала и подшипников центробежного насоса с помощью поворота колпачков масленок на пару оборотов;
- Следить за положением сетки на срезе всасывающего патрубка, погруженного в емкость или резервуар с водой. Если необходимо, отрегулировать глубину погружения так, чтобы в процессе работы мотопомпы сетка не оказалась выше зеркала воды.
Расход бензина пожарной мотопомпой зависит от нагрузки на агрегат. При работе на полную мощность расход может достигать 12-15 л в час, при обычном выкачивании воды из подвала потребление топлива, как правило, падает до 9-10 литров.
Каждые 50 часов работы пожарной мотопомпы необходимо выполнять работы по замене масла, топливного и воздушного фильтров. Обязательно чистят свечи и проверяют состояние всех соединений на двигателе. При наличии следов подтекания масла или топлива течь ревизируют и устраняют. Аккумуляторную батарею заряжают раз в три месяца. Необходимо хотя бы один раз в месяц выполнять профилактический запуск на несколько минут для разгона смазки по системам двигателя.
Заключение
Универсальный характер и надежность пожарной мотопомпы стали причиной высокой популярности мотопомпы, зачастую с помощью таких устройств выполняют не только аварийно-спасательные операции и тушение пожаров, во многих случаях агрегат используют для полива огородов и дренажных работ на загородных участках, где нет возможности применить электронасосы.
Источник статьи: http://bouw.ru/article/yakspluatatsiya-pozharnih-motopomp