Правила технической эксплуатации рулевого устройства.
Рулевое устройство должно содержаться в полной исправности. Перед каждым выходом судна в море все рулевое устройство должно быть осмотрено и затем опробовано в действии путем пробной перекладки руля. При каждой проверке руля в действия путем пробной перекладки необходимо обращать внимание на:
показания всех аксиометров (при пере руля в диаметральной плоскости судна они должны стоять строго на нуле);
степень легкости перекладки руля на оба борта на максимальный угол;
надежность стопорного или тормозного устройства.
Во время плавания рулевое устройство и механизмы его управления надо осматривать не реже одного раза за вахту.
При действии основного рулевого привода рулевое устройство должно обеспечивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля с борта на борт при максимальной скорости переднего хода; при этом время перекладки руля с угла 35° одного борта на угол 30° другого борта не должно превышать 28 с.
При действии запасного рулевого привода рулевое устройство должно обеспечивать маневрирование судна с перекладкой полностью погруженного руля с борта на борт при скорости переднего хода, равной 1/2 максимальной скорости судна, но не менее 7 уз; при этом время перекладки руля с угла 20° одного борта на угол 20° другого борта не должно превышать 60 с.
Когда перо руля переложено на некоторый (любой) угол правого пли левого борта, разница между действительным углом перекладки (углом, составленным пером руля и диаметральной плоскостью судна) и углом, показанным каждым аксиометром, не должна превышать ±1° при электрическом аксиометре и ±2° — при механическом.
Осмотр руля со шлюпки проводится с обоих бортов судна при личном участии старшего помощника капитана и старшего механика. Водолазный осмотр проводится:
после каждого случая навала кормой, касания грунта, а также после плавания в штормовую погоду или после ледового плавания;
в обычных условиях, если в работе руля наблюдались отклонения от нормы.
Активный руль и носовое подруливающее устройство осматривают на стоянке судна вместе с рулем.
После каждой проверки баллера на скручивание и пересадки сектора (румпеля) на новую шпонку все судовые аксиометры, связанные с рулевым приводом, при пере руля, установленном в диаметральной плоскости судна, должны быть установлены строго на нуль.
Экипаж судна должен быть обучен осуществлению быстрого перехода с основною привода руля на запасный в соответствии с инструкцией. Запасный привод руля следует содержать в постоянной готовности к действию.
Румпельное отделение должно быть достаточно освещено днем и ночью, на стоянке — закрыто, в холодное время должно отапливаться. Не допускается, чтобы в нем находились посторонние вещи.
зимой—затемпературой помещения румпельного отделения;
при стоянке судна во льду — за тем, чтобы руль имел возможность свободно поворачиваться;
при отрабатывании на задний ход во льдах — за тем, чтобы руль был установлен в диаметральной плоскости.
Необходимо хранить вблизи сектора (румпеля) руля исправные румпель-тали с комплектом деталей их крепления.
После окончания швартовки необходимо руль ставить в диаметральную плоскость.
Не допускаются следующие дефекты рулевого устройства:
а) напряженные детали (включая цепи и тяги штуртроса) со средним износом на 1/10 и более строительной толщины или диаметра, а также с трещинами
или остаточными деформациями не должны допускаться к эксплуатации;
б) стальной трос в системе рулевого привода подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной 8 диаметрам, число обрывов проволок составляет 1/10 и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации
троса;
в) при скручивании на угол 15° и более и при обнаружении трещин баллер
подлежит замене.
При длительной стоянке судна или постановке его на ремонт все ходовые части рулевого устройства надо тщательно консервировать.
Вахта на руле.
Вахта на руле является одним из самых ответственных видов работ, выполняемых на судне матросом. Вахтенный рулевой непосредственно осуществляет управление судном, обеспечивая его движение в нужном направлении. Ответственность рулевого| особенно возрастает при плавании в узкостях, по каналам и фарватерам, в непосредственной близости от навигационных опасностей, при маневрировании судна во время постановки и уборки орудий рыболовства, при расхождении со встречными судами, при входе в порт и выходе из него, швартовке судов и т. п. Вахтенный рулевой должен быть бдительным, ни в коем случае, даже мысленно он не должен отвлекаться от своего дела, неуклонно выполнять все команды капитана или его вахтенного помощника.
Смена вахты на руле производится с разрешения капитана или его вахтенного помощника. Принимая вахту на руле, вахтенный матрос-рулевой обязан принять от сменяющегося рулевого курс по компасу и данные о том, как судно слушается руля. После этого сдающий и принимающий вахту рулевые докладывают вахтенному помощнику капитана: «Курс по гирокомпасу. градусов, по магнитному компасу. градусов сдал (принял)».
Во время плавания вахтенный рулевой обязан строго удерживать судно на заданном курсе (направлении), следить за работой гирокомпаса, путевого компаса и рулевого устройства; о замеченных неисправностях немедленно докладывать помощнику капитана. Правя по компасу, рулевой стремится, чтобы курсовая черта компаса все время находилась против заданного отсчета компасного курса. Если курсовая черта ушла вправо или влево. Не рекомендуется перекладывать руль резко, так как при этом судно может перекатиться в противоположную сторону, т. е. будет «вилять».
Вахтенный матрос-рулевой выполняет только команды капитана, вахтенного помощника и лоцмана (по приказанию капитана), при этом рулевой повторяет команды, предваряя их словом «есть» и, выполнив, докладывает о выполнении. Например: Капитан: «Вправо 15 градусов по компасу!»
Рулевой: «Есть вправо 15 градусов по компасу!»
После того как судно изменило курс на 15° вправо, рулевой докладывает о выполнении: «/5° вправо по компасу! На румбе . градусов!»
Или «/5° вправо по компасу! Курс . градусов!»
При повороте рулевой докладывает об изменении курса через каждые 10°, например, «48 градусов проходит!», «58 градусов проходит» и т. д.
При следовании по фарватеру, огражденному плавучими предостерегающими знаками, рулевой руководствуется значением видимых вех, буев или бакенов и одновременно следит за тем, чтобы не повредить их, проходя мимо.
Ниже приводятся основные команды и соответствующие действиям рулевого.
Команды | Действия рулевого | Доклады |
«Право (лево) на борт!» | Матрос перекладывает руль в соответствующую сторону на 35° по аксиометру. | «Руль право на борту» |
«Право (лево) руля!» | Руль перекладывается на 10—12° в соответствующую команде сторону по аксиометру. | «Руль право (лево) десять» |
«Помалу вправо (влево)!» | Руль перекладывается в соответствующую сторону на 5—6°. | «Руль право (лево) пять» |
«Больше право (лево)!» | Руль перекладывается на 10° больше, чем было раньше по аксиометру. | «Руль право (лево) ……» |
«Пол оборота право (лево)!» | Руль перекладывается на 17—20°, т.е. занимает среднее положение между «прямо» и «на борту». | «Руль право (лево) семнадцать» |
«Отводи!» | Руль медленно возвращается в диаметральную плоскость судна. | «Руль прямо» |
«Одерживай!» | Команда подается после поворота, если при прямом положении руля (после выполнения команды «Отводи!») судно продолжает катиться в сторону поворота. Руль перекладывается на 7—12° в противоположную повороту сторону. | |
«Больше одерживай!» | Руль перекладывается еще на 10—15° больше прежнего положения. | |
«Прямо руль!» | Руль устанавливается на 0° по аксиометру. (т. е. переводится в диаметральную плоскость). | «Руль прямо» |
«Так держать!» | Рулевой замечает курс по компасу и в дальнейшем удерживает судно на этом курсе. | «На румбе ……градусов» |
«Право (лево). градусов по компасу!» | Рулевой самостоятельно изменяет курс соответственно вправо или влево на соответствующее команде количество градусов. | «На румбе ……градусов» |
«Право (лево) не ходить!» | Рулевой не допускает уклонения дна вправо (влево). | |
«Держать по створу!» | Рулевой ведет судно так, чтобы передний и задний створные знаки находились все время на одной вертикали. Если знаки «растворились», следует переложить руль в сторону переднего знака. | |
«Держать на. (указывается предмет или ориентир)!» | Рулевой удерживает судно все время форштевнем на указанный предмет (ориентир) | «Курс …градусов» |
«На румбе?» | Рулевой делает отсчет фактического курса по компасу на данный момент и докладывает | «На румбе . градусов» |
«Как руль?» | Рулевой замечает отсчет по аксиометру и докладывает | «Руль право (лево) . градусов <на борту, прямо)». |
Дата добавления: 2016-05-26 ; просмотров: 4646 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://poznayka.org/s302t1.html
4.3.1. Рулевое устройство
4.3.1.1. Рулевое устройство судна должно удовлетворять требованиям правил Речного Регистра РСФСР и обеспечивать надежное управление судном.
4.3.1.2. Капитан самоходного судна (на несамоходном — шкипер) должен систематически, не реже одного раза в неделю, осматривать рулевое устройство и проверять исправность всех его деталей и узлов. В случае касания судном грунта или удара рулем (насадкой) должен быть произведен внеочередной осмотр.
При осмотрах рулевого устройства и технических уходах за ним необходимо следить за смазкой всех трущихся частей и исправностью деталей крепления и соединения рулевого устройства, а у гидравлического рулевого устройства — за наличием рабочей жидкости в гидравлической системе, плотностью соединений и исправностью уплотняющих элементов, проверять предохранительные клапаны.
Осмотр и обслуживание электрооборудования рулевого устройства должны производиться в объемах и в сроки, предусмотренные графиками технических уходов, составляемыми в соответствии с действующими правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.
Результаты осмотра и исправность действия рулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.
4.3.1.3. Перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в кавал или в зашлюзованную систему вахтенный начальник должен осмотреть и проверить в действии рулевое устройство.
Результаты осмотра и проверки должны быть отражены в вахтенном журнале.
4.3.1.4. Выпускать судно в эксплуатацию при неисправном рулевом устройстве (за исключением судов, эксплуатация которых предусмотрена без рулевого устройства) запрещается, если:
а) время перекладки руля с борта на борт на полном переднем ходу на самоходных судах с механическим и электрическим приводом превышает 30 сек., с ручным приводом — 60 сек.;
б) время перехода с основного управления рулем на запасное превышает 30 сек.;
в) число разорванных проводок в штуртросе из стального каната превышает 10% от общего количества проволок на длине шесть диаметров, или износ цепей цепного штуртроса превышает 10%;
г) неисправен аксиометр или погрешность показаний его превышает: 1° при положении руля в диаметральной плоскости; 1,5° при углах перекладки от 0 до 5°; 2,5° при углах перекладки свыше 5°;
д) при валиковой проводке от рулевой машины к рулю слышен стук валиков о палубу, износ шестерен препятствует нормальной работе рулевого устройства;
е) слабина каната и цепи штуртроса вызывает самопроизвольное спадание каната и цепи с блоков или заклинивание штуртроса между блоками, звездочками и обоймой;
ж) не обеспечена исправность электрических рулевых устройств, в том числе электроцепей контроля положения пера руля;
з) обнаружена утечка рабочей жидкости у гидравлических рулевых устройств;
и) не обеспечено нормальное движение любого элемента рулевого устройства, не закреплен кожух рулевой машины, стоящей в рулевой рубке;
к) не включается немедленно автоматически аварийный электрический привод при неисправности основного привода электрического рулевого устройства (при подаче электроэнергии на рулевое устройство от буферных аккумуляторных батарей);
л) при перекладке руля на предельный угол на один борт привод не отключается или не обеспечивается перекладка руля на другой борт;
м) неисправны подруливающие устройства на судне.
4.3.1.5. На судах, оборудованных авторулевым устройством, необходимо перед каждым выходом судна в рейс производить проверку его согласно инструкции по эксплуатации.
Результаты осмотра и исправность действия авторулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.
Источник статьи: http://sudact.ru/law/pravila-tekhnicheskoi-ekspluatatsii-rechnogo-transporta-utv-prikazom/razdel-4/4.3/4.3.1/
Правила технической эксплуатации рулевого устройства и уход за ним
Согласно Правилам Регистра морское судно должно иметь основной и запасной рулевые приводы, а если оба они расположены ниже грузовой ватерлинии, то дополнительно должен быть установлен аварийный привод.
Все приводы должны действовать независимо друг от друга и отвечать определенным требованиям Регистра.
Так, перекладка полностью погруженного в воду руля с борта на борт на переднем ходу должна обеспечиваться: основным приводом — при максимальной скорости судна с положения 35° одного борта до 30° другого не более чем за 28 с; запасным приводом — при скорости, равной половине максимальной, но не менее 7 уз., с 20° одного борта до 20° другого не более чем за 60 с; аварийным приводом при скорости не менее 4 уз с борта на борт без регламентированного времени перекладки.
Рулевое устройство должно иметь ограничители, допускающие перекладку руля не более чем на 36,5° на каждый борт. Так как перекладка руля на угол больше 35° практически не улучшает поворотливость судна, система управления рулевым приводом должна прекращать дальнейшую перекладку руля при отклонении его от ДП судна на угол 35°.
Около каждого поста управления рулевыми приводами должны быть установлены аксиометры. Разница между действительным углом перекладки руля и углом, показываемым каждым аксиометром, не должна превышать ±1° при электрическом аксиометре и ±2° — при механическом.
Запасной привод должен быть в постоянной готовности к действию, хорошо расхоженным и смазанным. Переход с основного привода на запасной не должен превышать 2 мин, а на аварийный — 5 мин.
Баллер руля не должен иметь скручивания сверх допустимых пределов. При угле скручивания баллера 5° и более руль может быть допущен к дальнейшей эксплуатации с разрешения инспектора Регистра СССР при условии пересадки сектора или румпеля на новую шпонку.
При угле скручивания 15° и более баллер подлежит заводскому ремонту, или замене. Проверка баллера руля на скручивание должна производиться при каждой постановке судна в док, после случаев касания кормой грунта, навала кормой на причал или другое судно, а также после сжатия судна льдом и плавания в штормовых условиях.
Уход за рулевым устройством — одна из важнейших задач судового экипажа. Не реже 1 раза в неделю должен производиться тщательный осмотр устройства с опробованием в действии и устранением обнаруженных неисправностей.
При подготовке судна к выходу в море рулевое устройство в целом должно быть осмотрено и испытано путем пробной перекладки руля. При этом должны быть проверены: точность показаний всех аксиометров; легкость перекладки руля на оба борта; время перекладки руля с борта на борт основным и запасным приводами; исправность системы управления, прекращающей перекладку руля на угол более 35°.
Во время плавания рулевое устройство надо осматривать на каждой вахте. Все трущиеся части передачи от поста управления к рулевой машине должны смазываться не реже 1 раза в сутки. Особое внимание следует уделять повседневному уходу за штур-тросовой передачей. Штуртросные цепи, имеющие износ 10% и более первоначальной толщины, надлежит своевременно заменять.
Износ нагелей шкивов направляющих блоков допускается не» свыше 10%, а втулок — не свыше 5% первоначального диаметра. Шкивы должны быть в исправном состоянии, не иметь трещин и обломанных щек. Желоб, по которому движется на роликах тележка с буферной пружиной штуртроса, должен быть чистым. Слабину штуртроса надо своевременно выбирать талрепами.
Уход за механической и электрической частями рулевого устройства осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и оборудования.
В случае навала кормой, касания грунта, ударов льдин о перо руля и т. д., а также если наблюдалась ненормальная работа руля на переходе, должен быть произведен осмотр руля со шлюпки старшим механиком и старшим помощником капитана и водолазный осмотр.
При осмотре проверяется состояние штырей и петель руля и рудерпоста, фланца, соединяющего рудерпис с баллером, состояние пера руля, исправность баллера и величина зазоров между петлями рудерписа и рудерпоста на предмет определения проседания руля.
При ежегодном возобновлении судну документов на право плавания рулевое устройство в целом предъявляется инспектору Регистра для освидетельствования и проверки его в действии.
Источник статьи: http://sea-library.ru/morskaja-praktika/309-rulevoe-ustroystvo.html