- Диагностирование эффективности тормозов
- При ходовых испытаниях тормозов автомобилей
- Диагностика тормозной системы на стенде
- Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний
- Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний с использованием измерителя эффективности тормозных систем автомобилей
- Виды стендов и методы испытания тормозных систем
- Статические силовые стенды
- Инерционные платформенные стенды
- Инерционные роликовые стенды
- Силовые роликовые стенды
Диагностирование эффективности тормозов
Эффективность тормозов можно проверить двумя методами:
- ходовыми испытаниями
- стационарными на специальных стендах
При ходовых испытаниях тормозов их эффективность проверяют по длине пути торможения и по максимальному (или среднему) замедлению.
При первом способе диагностирования автомобиль на горизонтальном, ровном и сухом участке дороги (при нормальном давлении воздуха в шинах) разгоняют до скорости 30 км/ч и производят плавное торможение (при выключенном сцеплении). Путь, пройденный за время непосредственного торможения от начальной скорости 30 км/ч, или так называемый тормозной путь, должен быть в пределах значений, установленных техническими условиями.
Для определения синхронности торможения или одновременности действия тормозов всех колес автомобиль разгоняют до скорости 30—40 км/ч и резко тормозят ножным тормозом. По степени сходства между собой следов, оставляемых колесами на дороге, и признакам заноса судят о синхронности торможения. Хотя такой способ контроля тормозов широко распространен, пользоваться им следует в крайних случаях, так как он неточен и ведет к интенсивному изнашиванию шин.
При втором способе проверки эффективность тормозов оценивают по максимальному замедлению, определяемому деселерометром маятникового типа, жидкостным или с поступательно движущейся массой.
Стационарное диагностирование тормозов автомобиля производится на стендах инерционным или силовым методом измерения показателей их эффективности.
Инерционный платформенный стенд представляет собой четыре подвижные платформы с рифленой поверхностью, расположенные на уровне пола. Автомобиль наезжает на платформы колесами со скоростью 8—12 км/ч и останавливается при резком торможении. Под влиянием возникающих при этом сил инерции автомобиля и сил трения между шинами и поверхностью площадок происходит перемещение платформы. Величина перемещения каждой из платформ (пропорциональная тормозной силе) воспринимается жидкостными, механическим или электронными датчиками и фиксируется измерительными приборами, расположенными на пульте.
Эти стенды занимают много места и не обеспечивают стабильности показаний. Используются они обычно для экспресс-диагностики. Принцип работы роликовых инерционных стендов заключается в том, что на неподвижно стоящем автомобиле проворачиваются заторможенные колеса за счет сил сцепления, возникающих в местах их контакта с роликами. Если стенд имеет электропривод, то колеса автомобиля приводятся во вращение от роликов, а если электропривод отсутствует — от его двигателя.
Рис. Роликовый инерционный стенд: 1 — ролики; 2 — маховик; 3 — соединительная электромагнитная муфта; 4 — электродвигатель; 5 —цепная передача; 6 — редуктор
После установки автомобиля на стенде доводят окружную скорость до 50—70 км/ч и резко тормозят. Для создания реальных условий торможения автомобиля на стенде, соответствующих дорожным, на валу роликов устанавливают маховики, воспроизводящие инерционную нагрузку, соответствующую моменту инерции автомобиля.
Путь, пройденный каждым колесом автомобиля за время от начала торможения до полной остановки роликов (барабанов) стенда и колес, будет соответствовать их тормозному пути и тормозным силам.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/diagnostirovanie-e-ffektivnosti-tormozov/
При ходовых испытаниях тормозов автомобилей
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Работы по проверке эффективности тормозной системы автомобиля необходимо проводить при техническом обслуживании по талонам сервисной книжки, а также после выполнения ремонтных работ, связанных со снятием и заменой деталей тормозной системы.
Диагностирование тормозной системы проводится методом стендовых или дорожных испытаний. Для оценки эффективности торможения и устойчивости при торможении метод стендовых испытаний считается предпочтительным.
При диагностировании тормозной системы используйте стенды, характеристики которых соответствуют требованиям ГОСТ Р 51709-2001.
Шины должны быть чистые, сухие, без следов замасливания и иметь глубину протектора по всей ширине не менее 1,6 мм.
Давление воздуха в шинах должно быть 0,19…0,20 МПа (1,9…2,0 кгс/м 2 ).
Уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов должен доходить до нижней кромки заливной горловины при установленной крышке.
Свободный ход педали тормоза должен быть 3 — 5 мм.
Подтекание тормозной жидкости в трубопроводах и соединениях не допускается.
Проверку выполняйте при наличии на передних сиденьях водителя и пассажира.
Диагностирование тормозной системы в дорожных условиях проводите на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементнобетонным или асфальтобетонным покрытием, не имеющем на поверхности масла, сыпучих и других материалов.
Диагностика тормозной системы на стенде
Подготовьте стенд к работе в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.
Определите силы торможения передних колес, для чего:
– установите автомобиль передними колесами на ролики стенда;
– подсоедините к выпускной трубе шланг принудительного отсоса отработавших газов;
– запустите двигатель автомобиля;
– закрепите динамометрическую педаль стенда на педали тормоза автомобиля;
– запустите электродвигатель стенда при помощи переносного пульта. При этом приводные ролики должны вращаться;
– вращением рулевого колеса выставьте автомобиль перпендикулярно оси роликов стенда;
– затормозите автомобиль стояночным тормозом;
– произведите одно-два притормаживания педалью тормоза для просушки тормозных колодок;
– при помощи переносного пульта включите ролики стенда и, нажимая на динамометрическую педаль, закрепленную на педали тормоза, определите силы торможения передних колес в момент достижения усилия 490 Н или до момента блокировки колес, согласно инструкции по эксплуатации стенда:
– отпустите педаль и запишите величины сил торможения правого и левого колес;
– выключите стенд при помощи переносного пульта;
– отпустите ручной тормоз.
Определите силы торможения задних колес, для чего:
– установите автомобиль задними колесами на ролики стенда и поставьте упоры под передние колеса;
– запустите электродвигатель стенда при помощи переносного пульта;
– проведите одно-два притормаживания педалью тормоза для просушки тормозных колодок;
– повторите операции по определению величин сил торможения для задних колес аналогично операциям для передних колес, при этом усилие, прикладываемое на динамометрическую педаль, закрепленную на педали тормоза, не должно быть более 490 Н.
Определите эффективность стояночного тормоза, для чего:
– запустите ролики стенда при помощи переносного пульта;
– затяните рычаг стояночного тормоза на 9 – 13 щелчков;
– зарегистрируйте по регистрирующему прибору стенда суммарную тормозную силу обоих задних колес;
– выключите ролики стенда и уберите упоры из-под передних колес.
Определите по результатам замеров удельную тормозную силу рабочей тормозной системы автомобиля по формуле:
где: γτ — удельная тормозная сила;
ΣPτ = Р лп + Р пп + Р лз + Р пз — сумма максимальных тормозных сил на всех колесах автомобиля, Н (кгс);
Р лп — усилие левого переднего колеса;
Р пп — усилие правого переднего колеса;
Р лз — усилие левого заднего колеса;
Р пз — усилие правого заднего колеса;
m — масса автомобиля,(снаряженная масса автомобиля при наличии водителя и пассажира на передних сиденьях, при этом вес водителя и пассажира принят равным 150 кг) кг;
g – ускорение свободного падения, м/с2.
Удельная тормозная сила γτ должна быть не менее 0,53.
Определите разность тормозных сил колес передней оси (в процентах) по формуле:
где: F — разность тормозных сил колес одной оси в процентах от наибольшего значения;
Рt прав., Pt лев. – тормозные силы на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, измеренные одновременно в момент достижения максимального значения тормозной силы первым из этих колес, Н (кгс);
Рt max – наибольшая из указанных тормозных сил, Н (кгс).
Разность тормозных сил колес передней оси не должна быть более 20%.
Определите разность тормозных сил колес задней оси. Порядок выполнения и требования аналогичны порядку выполнения и требованиям при определении разности тормозных сил колес передней оси. При этом разность тормозных сил колес задней оси не должна быть более 25%. Для новых автомобилей с пробегом до 3000 км разность тормозных сил колес задней оси не должна быть более 35%.
Удельная тормозная сила стояночного тормоза равна 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе автомобиля при проверке. Масса автомобиля при проверке складывается из снаряженной массы автомобиля при наличии водителя и пассажира на передних сиденьях, при этом вес водителя и пассажира принят равным 150 кг. Удельная тормозная сила стояночного тормоза должна быть не менее 0,19.
Уберите автомобиль с роликов стенда.
Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний
Разметьте участок дороги для проведения испытаний: нанесите на дорогу любым способом поперечную 1 (см. рис. 6-38) (по направлению движения) линию, осевую продольную линию 2 и две линии 3, обозначающие границы нормативного (шириной 3 метра) коридора движения.
Рис. 6-38 Разметка участка дороги и проведение замеров:
1 – поперечная линия разметки; 2 – продольная линия разметки; 3 – границы нормативного коридора движения; Sт – тормозной путь.
Установите автомобиль на дороге, сориентировав по оси разметки на расстоянии достаточном для разгона, и разгоните его до скорости 40 км/ч.
Проведите торможение при наезде передними колесами на поперечную линию в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на педаль тормоза усилием
Торможение проводите с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также при разблокированном межосевом дифференциале. При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.
Снимите воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.
Измерьте длину тормозного пути от поперечной линии 1 разметки до передних колес автомобиля. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 м.
Определите устойчивость автомобиля при торможении. Проверьте визуально положение автомобиля в пределах нормативного коридора. После торможения автомобиль ни одной своей частью не должен выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Установите автомобиль на наклонную часть эстакады, имеющей уклон не менее (23±1)%, и затормозите стояночным тормозом, затянув рычаг стояночного тормоза усилием 392 Н. Автомобиль должен надежно удерживаться в неподвижном состоянии. Длина эстакады должна быть не менее четырех метров и отношение высоты эстакады к длине ее основания должно иметь значение не менее 0,23.
Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний с использованием измерителя эффективности тормозных систем автомобилей
Измеритель эффективности тормозных систем автомобилей предназначен для проверки технического состояния рабочих тормозных систем транспортных средств методом дорожных испытаний по ГОСТ Р 51709-2001.
Установите автомобиль на участок дороги для испытаний.
Подготовьте прибор к работе согласно инструкции по его эксплуатации.
Разгоните автомобиль до скорости 40 км/ч и проведите торможение в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на педаль тормоза усилием 490 Н.
Торможение проводите с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также при разблокированном межосевом дифференциале. При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.
Снимите воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.
Выведите на индикатор прибора значение длины тормозного пути. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 м.
Выведите на индикатор прибора значение величины линейного отклонения автомобиля. Линейное отклонение не должно превышать 0,7 м, что соответствует нахождению автомобиля в пределах нормативного коридора движения.
Источник статьи: http://tlt-logan.ucoz.ru/index/diagnostirovanie_tormoznoj_sistemy/0-155
Виды стендов и методы испытания тормозных систем
Согласно действующим стандартам применяют два основных метода диагностирования тормозных систем — дорожный и стендовый. Для них установлены следующие контролируемые параметры:
- при проведении дорожных испытаний — тормозной путь; установившееся замедление; устойчивость при торможении; время срабатывания тормозной системы; уклон дороги, на котором должно неподвижно удерживаться транспортное средство
- при проведении стендовых испытаний — общая удельная тормозная сила; коэффициент неравномерности (относительная неравномерность) тормозных сил колес оси, а для автопоезда еще дополнительно коэффициент совместимости звеньев автопоезда и асинхронность времени срабатывания тормозного привода
Существует несколько видов стендов и приборов, использующих различные методы и способы измерения тормозных качеств:
- статические силовые
- инерционные платформенные
- инерционные роликовые
- силовые роликовые стенды
- приборы для измерения замедления автомобиля при дорожных испытаниях
Статические силовые стенды
Статические силовые стенды для диагностирования тормозов автомобиля представляют собой роликовые или платформенные устройства, предназначенные для проворачивания «срыва» заторможенного колеса и измерения прикладываемой при этом силы. Такие стенды могут иметь гидравлический, пневматический или механический привод. Измерение тормозной силы возможно при вывешенном колесе или при его опоре на гладкие беговые барабаны. Недостатком статического способа диагностирования тормозов является неточность результатов, вследствие чего не воспроизводятся условия реального динамического процесса торможения.
Инерционные платформенные стенды
Принцип действия инерционного платформенного стенда основан на измерении сил инерции (от поступательно и вращательно движущихся масс), возникающих при торможении автомобиля и приложенных в местах контакта колес с динамометрическими платформами. Такие стенды иногда используются на предприятиях автотехобслуживания для входного контроля тормозных систем или экспресс-диагностирования транспортных средств.
Инерционные роликовые стенды
Инерционные роликовые стенды имеют ролики, которые могут иметь привод от электродвигателя или от двигателя автомобиля. В последнем случае ведущие колеса автомобиля приводят во вращение ролики стенда, а от них с помощью механической передачи — и передние (ведомые) колеса.
После установки автомобиля на инерционный стенд линейную скорость колес доводят до 50…70 км/ч и резко тормозят, одновременно разобщая все каретки стенда путем выключения электромагнитных муфт. При этом в местах контакта колес с роликами (лентами) стенда возникают силы инерции, противодействующие тормозным силам. Через некоторое время вращение барабанов стенда и колес автомобиля прекращается. Пути, пройденные каждым колесом автомобиля за это время (или угловое замедление барабана), будут эквивалентны тормозным путям и тормозным силам.
Тормозной путь определяют по частоте вращения роликов стенда, фиксируемой счетчиком, или по продолжительности их вращения, измеряемой секундомером, а замедление — угловым деселерометром.
Метод, реализуемый инерционным роликовым стендом, создает условия торможения автомобиля, максимально приближенные к реальным. Но в силу высокой стоимости стенда, недостаточной безопасности, трудоемкости и больших затрат времени, необходимого для диагностирования, стенды такого типа нерационально использовать при проведении диагностирования на автопредприятиях и при гостехосмотре.
Силовые роликовые стенды
Силовые роликовые стенды с использованием сил сцепления колеса с роликом позволяют измерять тормозные силы в процессе его вращения со скоростью 2.10 км/ч. Вращение колес осуществляется роликами стенда от электродвигателя. Тормозные силы определяют по реактивному моменту, возникающему на статоре мотор-редуктра стенда при торможении колес.
Роликовые тормозные стенды позволяют получать достаточно точные результаты проверки тормозных систем. При каждом повторении испытания они способны создать условия (прежде всего скорость вращения колес), абсолютно одинаковые с предыдущими, что обеспечивается точным заданием начальной скорости торможения внешним приводом. Кроме того, при испытании на силовых роликовых тормозных стендах предусмотрено измерение так называемой «овальности» — оценка неравномерности тормозных сил за один оборот колеса, т.е. исследуется вся поверхность торможения.
При испытании на роликовых тормозных стендах, когда усилие передается извне (от тормозного стенда), физическая картина торможения не нарушается. Тормозная система должна поглотить поступающую извне энергию даже несмотря на то, что автомобиль не обладает кинетической энергией.
Есть еще одно важное условие — безопасность испытаний. Самые безопасные испытания — на силовых роликовых тормозных стендах, поскольку кинетическая энергия испытуемого автомобиля на стенде равна нулю. В случае отказа тормозной системы при дорожных испытаниях или на площадочных тормозных стендах вероятность аварийной ситуации очень высока.
Следует отметить, что по совокупности своих свойств именно силовые роликовые стенды являются наиболее оптимальным решением как для диагностических линий станций техобслуживания, так и для диагностических станций, проводящих гостехосмотр.
Современные силовые роликовые стенды для проверки тормозных систем могут определять следующие параметры:
- по общим параметрам транспортного средства и состоянию тормозной системы — сопротивление вращению незаторможенных колес; неравномерность тормозной силы за один оборот колеса; массу, приходящуюся на колесо; массу, приходящуюся на ось
- по рабочей и стояночной тормозным системам — наибольшую тормозную силу; время срабатывания тормозной системы; коэффициент неравномерности (относительную неравномерность) тормозных сил колес оси; удельную тормозную силу; усилие на органе управления
Данные контроля выводятся на дисплей в виде цифровой или графической информации. Результаты диагностирования могут выводиться на печать и храниться в памяти компьютера в базе данных диагностируемых автомобилей.
Рис. Данные контроля тормозной системы автомобиля: 1 — индикация проверяемой оси; ПО — рабочий тормоз передней оси; СТ — стояночная тормозная система; ЗО — рабочий тормоз задней оси
Результаты проверки тормозных систем могут выводиться также на приборную стойку.
Динамику процесса торможения можно наблюдать в графической интерпретации. График показывает тормозные силы (по вертикали) относительно усилия на педали тормоза (по горизонтали). На нем отражены зависимости тормозных сил от усилия нажатия на педаль тормоза как для левого колеса (верхняя кривая), так и для правого (нижняя кривая).
Рис. Приборная стойка тормозного стенда
Рис. Графическое отображение динамики процесса торможения
С помощью графической информации можно наблюдать также разницу в тормозных силах левого и правого колес. На графике показано соотношение тормозных сил левого и правого колес. Кривая торможения не должна выходить за границы нормативного коридора, которые зависят от конкретных нормативных требований. Наблюдая характер изменения графика, оператор-диагност может сделать заключение о состоянии тормозной системы.
Рис. Значения тормозных сил левого и правого колес
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/vidy-stendov-i-metody-ispy-taniya-tormozny-h-sistem/