ЭФФЕКТ-02
- возможность работы в линии технического контроля с автоматической передачей результатов измерений и характеристик автомобиля
- удобный буквенно-цифровой дисплей
- автономное питание от собственной аккумуляторной батареи
- электронный датчик горизонтального положения
- буквенно-цифровая индикация
- двухкоординатный акселерометр
Подробное описание ЭФФЕКТ-02
Прибор предназначен для проверки технического состояния основных тормозных систем транспортных средств методом дорожных испытаний по ГОСТ Р 51709 — 2001. Используется для проверки тормозных систем грузовых и легковых автомобилей, автобусов и автопоездов при проведении государственного технического осмотра, выполнении автотехнической экспертизы ТС, в процессе эксплуатации и иных случаях, требующих оперативного контроля состояния тормозной системы ТС.
Функции:
- измерение характеристик торможения и устойчивости;
- графическое отображение динамики характеристик торможения на мониторе в реальном масштабе времени при подключении измерителя к ПК;
- ввод параметров и категорий автомобиля в память прибора и распечатка протокола измерений на портативном печатающем устройстве;
- расчет нормы тормозного пути для любой скорости начала торможе ния;
Достоинства:
- возможность работы в линии технического контроля с автоматической передачей результатов измерений и характеристик автомобиля;
- удобный буквенно-цифровой дисплей;
- автономное питание от собственной аккумуляторной батареи;
- электронный датчик горизонтального положения;
- буквенно-цифровая индикация;
- двухкоординатный акселерометр.
Источник статьи: http://www.meta-moscow.ru/ru/store/diagnosticheskoe-oborudovanie/effekt-02.html
Измерители эффективности тормозных систем автомобилей дорожным методом
Эффективность действия тормозных систем автомобиля в определенных условиях проверяется с помощью специальных измерителей — деселерометров или деселерографов. Такие измерители применяются при отсутствии тормозных стендов и в полевых условиях.
Замедление автомобиля измеряют на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементо- или асфальтобетонным покрытием. Транспортное средство в снаряженном состоянии разгоняют и резко тормозят однократным нажатием на педаль ножного тормоза. Принцип работы деселерометра заключается в фиксации пути перемещения подвижной инерционной массы прибора относительно его корпуса, неподвижно закрепленного на автомобиле. Это перемещение происходит под действием возникающей при торможении автомобиля силы инерции, которая пропорциональна его замедлению. Инерционной массой деселеро-метра могут служить поступательно движущийся груз, маятник, жидкость или датчик ускорения, а измерителем — стрелочное устройство, шкала, сигнальная лампа, самописец, компостер и пр. Для обеспечения устойчивости показаний деселерометр снабжают демпфером (жидкостным, воздушным, пружинным), а для удобства измерений — механизмом, фиксирующим максимальное замедление.
Наиболее широко распространенным измерителем эффективности тормозных систем автомобилей является измеритель «Эффект».
Рис. Общий вид измерителя эффективности тормозных систем «Эффект» (Россия): 1 — ручка зажима; 2 — индикатор; 3 — зажим; 4 — кнопка включения питания «Вкл.»; 5 — кнопка «Ввод»; 6 — кнопка «Выбор»; 7 — кнопка «Отмена»; 8 — присоска; 9 — приборный блок; 10 — гнездо для подключения принтера (компьютера); 11 — разъем кабеля датчика усилия; 12 — разъем кабеля питания; 13 — датчик усилия; 14 — разъем кабеля принтера; 15 — разъем для подключения к гнезду прикуривателя; 16 — кнопка включения питания принтера; 17 — принтер
Прибор определяет установившееся замедление jуст, пиковое значение усилия нажатия на педаль Рп, длину тормозного пути вт, время срабатывания тормозной системы tcp, начальную скорость торможения V0 и линейное отклонение транспортного средства, а также производит пересчет нормы тормозного пути к реальной начальной скорости торможения.
Для проверки эффективности тормозной системы прибор крепится на стекле правой или левой двери автомобиля. Стрелка расположения прибора должна совпадать с направлением движения проверяемого автомобиля. На педаль тормозной системы устанавливается датчик усилия. Кабель датчика подключается к приборному блоку в зависимости от используемого источника (бортовой сети автомобиля или аккумуляторной батареи, входящей в комплект прибора). Прибор имеет возможность распечатывать информацию с помощью специального принтера.
После включения прибора вводится категория транспортного средства (М1, М2 и т.д.) в снаряженном состоянии или с полной массой, а также дата изготовления транспортного средства.
Для правильной ориентации в пространстве при установке на автомобиль прибор снабжен системой сигнализации о необходимости корректировки относительно горизонтального положения.
Прибор может работать в двух режимах:
- основной режим (измерение параметров эффективности тормозных систем);
- режим проверки работоспособности датчиков замедления в диапазоне 0…9,8 м/с2, линейного отклонения в диапазоне +9,8…-9,8 м/с2 и датчика усилия в диапазоне 0.100 кгс.
Для проверки эффективности действия тормозной системы автомобиля его разгоняют до скорости 40 км/ч (мотоцикл или мопед — до скорости 30 км/ч) и затормаживают в режиме экстренного торможения однократным нажатием на тормозную педаль при отсоединенном от трансмиссии двигателе, отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах.
После проведения торможения прибор выдает следующие значения:
- Si — длина тормозного пути
- Sn — пересчитанная норма тормозного пути
- jуст — установившееся замедление
- V0 — начальная скорость торможения
- t — время срабатывания тормозной системы
- F — усилие нажатия на педаль
- L — линейное отклонение
Прибор оборудован последовательным портом для связи с компьютером и передачи результатов измерений и формирования базы данных, а также оформления протоколов проверки рабочей тормозной системы методом дорожных испытаний с дополнительным программным обеспечением «Эффект».
Результаты измерений могут быть представлены в цифровом или графическом виде, наглядно показывающем динамику изменения замедления, усилия нажатия на педаль и ускорения линейного отклонения в процессе торможения.
При работе прибора в линии технического контроля результаты измерений передаются в базу данных компьютера.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/izmeriteli-e-ffektivnosti-tormozny-h-sistem-avtomobilej-dorozhny-m-metodom/
2 Приборы для проверки эффективности тормозных систем транспортного средства
Научно-производственная фирма «Мета»
ПРИБОРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Руководство по эксплуатации
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА. 3
1.1 Описание и работа прибора. 3
1.1.1 Назначение. 3
1.1.2 Технические характеристики. 4
1.1.3 Состав прибора. 5
1.1.4 Устройство и работа. 6
1.1.5 Маркировка и пломбирование. 8
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. 9
2.1 Эксплуатационные ограничения. 9
2.2 Подготовка изделия к использованию. 9
2.3 Использование прибора. 12
3 ПОВЕРКА ПРИБОРА. 15
4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. 16
6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ. 17
Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления с приборами для проверки эффективности тормозных систем транспортного средства «Эффект» ( далее – прибор), принципом работы, основными правилами эксплуатации, обслуживания и транспортирования.
Приборы выпускаются в нескольких модификациях, отличающихся способом установки в салоне автомобиля:
— Эффект-02 – с вертикальным рабочим положением, прибор крепится с помощью прижима на вертикальной плоскости двери автомобиля.
— Эффект-02.01 – с горизонтальным рабочим положением, прибор с подставкой устанавливается на горизонтальной поверхности пола в салоне автомобиля.
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Описание и работа прибора
1.1.1.1 Прибор предназначен для проверки технического состояния основных тормозных систем транспортных средств (ТС) методом дорожных испытаний по ГОСТ Р 51709 — 2001.
1.1.1.2 Требования к дорожному покрытию в соответствии с ГОСТ Р 51709 — 2001.
1.1.1.3 Шины автотранспортного средства, проходящего поверку, должны быть чистыми и сухими.
1.1.1.4 Прибор используется для проверки тормозных систем грузовых и легковых автомобилей, автобусов и автопоездов при проведении государственного технического осмотра, выполнении автотехнической экспертизы ТС, в процессе эксплуатации и иных случаях, требующих оперативного контроля состояния тормозной системы ТС.
1.1.1.5 Прибор определяет, в соответствии с ГОСТ Р51709- 2001, установившееся замедление Jуст, пиковое значение усилия нажатия на педаль Рпм, длину тормозного пути Sт, время срабатывания тормозной системы tср, начальную скорость торможения Vо. Прибор также производит пересчет нормы тормозного пути к реальной начальной скорости торможения.
1 – Датчик замедления; 2 – Тензорезисторный датчик силы; 2.1 – Кнопка фиксации момента нажатия на датчик силы; 3 – Усилитель сигнала датчика замедления; 4 — Усилитель сигнала тензорезисторного датчика силы; 5 – Микропроцессор; 6 – Клавиатура управления; 7 — Индикация Рисунок 1 – Функциональная схема прибора 1.1.4.2 Конструктивно прибор состоит из электронного блока обработки и отображения информации с органами управления 1 и датчика силы 10. Общий вид прибора представлен на рисунках: 2а – модификация «Эффект-02», 2б – модификация «Эффект-02.01». 1-Электронный блок; 2-Разъем кабеля датчика силы; 3-Разъем кабеля питания; 4-Разъем кабеля принтера; 5-Тумблер включения питания ВКЛ; 6-Кнопка ВВОД; 7-Кнопка ОТМЕНА; 8-Кнопка ВЫБОР; 9-Индикатор; 10-Датчик силы; 11-Разъем для подключения к гнезду прикуривателя; 12-Принтер; 13-Тумблер включения принтера; 14-Блок питания. Рисунок 2а– Внешний вид прибора модификации «Эффект-02» 1-Электронный блок; 2-Разъем кабеля датчика силы; 3-Разъем кабеля питания; 4-Разъем кабеля принтера; 5-Тумблер включения питания ВКЛ; 6-Кнопка ВВОД; 7-Кнопка ОТМЕНА; 8-Кнопка ВЫБОР; 9-Индикатор; 10-Датчик силы; 11-Разъем для подключения к гнезду прикуривателя; 12-Принтер; 13-Тумблер включения принтера; 14-Блок питания. Рисунок 2б– Внешний вид прибора модификации «Эффект-02.01» 1.1.4.3 Электронный блок изготовлен из пластмассы — ударопрочного полистирола. На лицевой панели электронного блока расположены: индикатор 10, кнопка включения 5, кнопки ВВОД 6, ОТМЕНА 7, ВЫБОР 8, планка с фирменным знаком, планка с наименованием прибора и указанием направления в виде двух стрелок. Сверху находится розетка для подключения кабеля от принтера. Внизу слева – вилка для подключения датчика силы, внизу справа – вилка для подключения к источнику питания. Для крепления на подставку на задней панели блока предусмотрены три направляющие колонки. Корпус датчика силы изготовлен из сплава алюминия. С помощью ремней или магнитов датчик силы крепится на педаль тормоза. 1.1.5 Маркировка и пломбирование 1.1.5.1 Маркировка прибора соответствует требованиям конструкторской документации М 016.000.00, М 016.000.00-01. На фирменной планке прибора должны быть указаны: — наименование или обозначение типа изделия; — знак утверждения типа; — заводской порядковый номер прибора; — обозначение технических условий; 1.1.5.2 На датчике силы должен быть проставлен заводской порядковый номер прибора. 1.1.6.1Упаковка прибора соответствует требованиям конструкторской документации и ГОСТ Р 50444-92. 1.1.6.2 Упаковка прибора и технической документации обеспечивает сохранность их товарного вида. 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ 2.1 Эксплуатационные ограничения 2.1.1 К эксплуатации допускаются приборы, прошедшие поверку в соответствии с методикой поверки прибора для проверки эффективности тормозных систем транспортного средства МП ТИнТ 155- 2014, и имеющие соответствующую отметку в паспорте. 2.1.2 Перед эксплуатацией необходимо провести внешний осмотр электронного блока и датчика силы, проверить: — отсутствие механических повреждений блоков; — исправность кабеля питания; — надежность соединения разъемов. 2.1.3 По маркировке на датчике силы проверить принадлежность к данному комплекту прибора. 2.1.4 Не допускается подвергать прибор и датчик силы механическим ударам. 2.1.5 В случае сбоев в работе прибора, не предусмотренных настоящим руководством (отсутствие индикации, отсутствие реакции на нажатие кнопок, заведомо неверные показания), выключить питание и вновь включить его по истечении пяти секунд. Если после этого опять обнаружены сбои, прибор отправить в ремонт. 2.1.6 Проверка технического состояния основных тормозных систем тракторов и самоходных сельхозмашин должна проводиться на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно — или асфальтобетонным покрытием. 2.1.7 Шины тракторов и машин, проходящих проверку, должны быть чистыми и сухими. 2.2 Подготовка прибора к использованию 2.2.1 Меры безопасности 2.2.1.1 К работе с прибором допускаются лица, ознакомленные с настоящим руководством по эксплуатации. 2.2.2 Указания по включению и опробованию 2.2.2.1 Установить трактор или машину в начале участка дороги, отведенного для испытаний, по направлению предполагаемого движения. 2.2.2.2 Установить прибор на подставку из комплекта поставки (для модификации «Эффект-02.01»), совмещая магнитные ловители с углублениями подставки (рис 3). Подставку с прибором установить на горизонтальную поверхность пола кабины с учетом направления движения и направления стрелок на приборе. Направление стрелок, расположенных рядом с надписью «Эффект» на корпусе прибора должно совпадать с направлением движения. Не допускается размещать подставку на поверхность пола, не обеспечивающей устойчивости подставки. Если пол имеет твердое и скользкое покрытие, применяйте резиновый коврик размерами 300×300 мм. Закрепить прибор с помощью прижима (для модификации «Эффект-02»), расположенного на задней стенке прибора, на стекле правой (или левой) двери автомобиля, предварительно опустив стекло (рис.4). При этом направление стрелок, расположенных рядом с надписью «Эффект» на корпусе прибора должно совпадать с направлением движения ТС. 1 – Электронный блок; 2 – Подставка; 3 – Регулируемые винты; 4 – Колонка; 5 – Барашек Рисунок 3 — Монтаж электронного блока «Эффект -02.01» 1- Зажим; 2- Ручка зажима; 3 – Присоска; ←← Направление движения ТС Рисунок 4 — Монтаж электронного блока «Эффект -02» 2.2.2.3 Установить датчик силы на педаль тормоза. 2.2.2.4 Подключить кабель датчика силы к электронному блоку. Подключить кабель питания от прикуривателя автомобиля к разъему питания прибора. Примечание — Подключение производить таким образом, чтобы кабель питания и датчика силы не мешали работе водителя. При подключении кабелей выключатель питания должен быть в положении ВЫКЛЮЧЕНО. 2.2.2.5 При отсутствии возможности питания прибора от бортовой сети, питание производить от источника питания, при этом необходимо подключить его к разъему питания прибора. При отключенном питании прибора подключить кабель зарядного устройства к разъему блока питания. Подключить зарядное устройство к сети 220 В 50 Гц. В процессе зарядки на зарядном устройстве горит светодиод красным цветом. Время заряда – около 8 часов. Прекращение заряда – автоматическое. По окончании зарядки светодиод горит зеленым цветом. Примечание — Допускается работать с прибором в процессе заряда. При этом время заряда увеличивается. Автоматическое прекращение заряда возможно только при отключенном питании прибора. Примечание – Допускается работать с прибором в процессе заряда. При этом время заряда увеличивается. Внимание: Для зарядки источника питания применять только зарядное устройство, входящее в комплект поставки прибора. Использование нештатного зарядного устройства может привести к выходу Источника питания из строя. 2.2.2.6 При необходимости распечатки результатов измерений подключить кабель питания к малогабаритному принтеру (поставляемого по отдельному заказу) и соединить его кабелем с электронным блоком. 2.3 Использование прибора 2.3.1 Работу с прибором выполняет один оператор. 2.3.2 Включить прибор кнопкой ВКЛ. На индикаторе прибора появится надпись: В течение некоторого времени (не более 5 минут) прибор производит термостабилизацию входящих в его состав узлов. Затем на индикаторе появляется сообщение: Ввести трехзначный номер ТС или перейти к следующей операции нажатием кнопки ВВОД. Набор номера начинается со старшей цифры кнопкой ВЫБОР. Выбрать значение старшей цифры. Нажать кнопку Ввод и т. д. 2.3.3 Затем на индикаторе прибора появляется сообщение Нажатием кнопки Выбор выбрать категорию ТС, соответствующую проверяемому транспортному средству в соответствии с ГОСТ Р 51709 — 2001 (приложение А). 2.3.4 Нажать кнопку Ввод. Выбранная категория ТС будет введена в память прибора. 1) На индикаторе добавится надпись: «ОД» – одиночное ТС. 2) Кнопкой ВЫБОР можно изменить тип ТС на «АП» – автопоезд. 3) Выбрать кнопкой ВЫБОР тип ТС, соответствующий проверяемому ТС. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки ВВОД. 4) На индикаторе добавится сообщение: «СН» – в снаряженном состоянии 5) Кнопкой ВЫБОР можно изменить характеристику ТС на «ПМ» – полной массы. 6) Выбрать кнопкой ВЫБОР характеристику ТС, соответствующую проверяемому ТС. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки ВВОД. 7) На индикаторе добавится сообщение: 8) Кнопкой ВЫБОР выбрать год изготовления ТС в соответствии с сообщениями на индикаторе: Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/175/35360.php |