Производственная структура автомобильного предприятия схема

Автотранспортное предприятие — структура и организация процесса

Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

АТП решает вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбор вида транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участие в организации погрузочно-разгрузочных работ, использование современных технологий в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Классификация автотранспортных предприятий:

1) по роду выполняемых работ

— пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),

— специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

2) по организации производственной деятельности

— автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.

— автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.

— автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.

— автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

  • организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
  • хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • материально-техническое снабжение предприятия.

Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.

Признаками оптимальной структуры управления являются:

— небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;

— небольшое количество уровней управления;

— наличие в структуре управления групп специалистов;

— ориентация графика работ на заказчика;

— быстрота реакции на изменения;

— высокая производительность и низкие затраты.

В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

  • основное производство;
  • вспомогательное производство;
  • обслуживающее производство;
  • управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.

Основой работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение.

Функции технической службы:

— организация технической подготовки подвижного состава;

— оперативное планирование ТО и ТР подвижного состава, контроль за их выполнением;

— организация ТО и ТР и контроль;

— осуществление технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам;

— хранение, выдача и учета топлива, запчастей;

— изучение и распространение передового опыта;

— разработка и реализация организационно-технических мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический электротехнический аккумуляторный топливной аппаратуры ремонта холодильных установок шиномонтажный кузнечно-рессорный мойки и смазки сварочный медницкий кузовной малярный);
  • зону текущего ремонта;
  • зону первого технического обслуживания;
  • зону второго технического обслуживания;
  • зону ежедневного осмотра.

Производственная структура формируется на основе результатов технологического расчета и определяется перечнем видов и объемами работ, выполняемыми технической службой АТП, с учетом внешней кооперации. При этом учитываются количество и структура подвижного состава, имеющийся комплекс производственно-технической базы и сложившийся контингент рабочих кадров.

При полном и стабильном удовлетворении потребности в каких-либо работах по внешней кооперации (на предприятиях автосервиса или на специализированных авторемонтных и других предприятиях) производство этих работ на АТП не организуется.

Если АТП все работы ТО и ремонта полностью выполняет на стороне, то, по сути, производственная структура технической службы отсутствует. Имеются лишь исполнители по планированию ТО, контролю технического состояния подвижного состава и управлению внешними связями с автосервисом.

К обслуживающей службе относятся:

  • гараж-стоянка;
  • автозаправочный пункт;
  • контрольно-технический пункт.

Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.

Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации — воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Управление осуществляет генеральный директор. Он имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Если же говорить в целом, то генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность.

В ведении начальников колонн (отрядов) находятся такие ведущие вопросы как:

— осуществление оперативно-технического руководства;

— организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов;

— осуществление подбора и расстановки водителей;

— ведение личных карточек водителей;

— контроль работы водителей, привлеченных к ремонту автомобилей, и водителей на линии.

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта.

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза. Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др.

Источник статьи: http://umc-auto.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA/

Тема 2. 2. Производственная структура предприятий на автомобильном транспорте

  1. Производственная структура АТП.
  2. Специализация предприятий на автомобильном транспорте

1. Производственная структура АТП

Производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

Различают три основных вида производств: единичное, серийное и массовое.

Каждое предприятие состоит из производственных подразделений, обслуживающих хозяйств, органов управления.

Комплекс входящих в предприятие производственных единиц (цехов, служб, участков, зон и т.д.), их соотношение и взаимосвязь составляют производственную структуру предприятия.

Основной производственной структурной единицей является цех. Цехи подразделяются на:

основные цехи, где осуществляется процесс производства основной продукции предприятия. На АТП к ним относятся: разборочно-сборочный, участки (зоны) по выполнению ТО, агрегатный, слесарно-механический и т.д.

вспомогательные цехи – способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов. На АТП к ним относятся: инструментальный, регенерации масла, по ремонту оборудования, энергетический.

подсобные хозяйства – выполняют работы по обслуживанию основных и вспомогательных цехов. К ним относятся склады: автомобильных шин, запасных частей, материалов, инструмента, топлива для автомобилей, топлива для хозяйственных нужд, такелажная и т.д.

Производственная структура АТП устанавливается в соответствии с его мощностью и с учетом степени кооперирования производственного процесса с другими смежными предприятиями.

Каждое АТП имеет определенную производственную мощность, т.е. максимальное количество продукции, которое может выпускать производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, современной технологии, оптимальной организации производства и соответствующей квалификации кадров.

Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности. Производственная мощность зон ТО и ТР, подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

Расположение (планировка) цехов и служб разрабатывается на основе технологического процесса с учетом объективных факторов местного характера (участка застройки, организации движения по ближайшим улицам и внутри предприятия и др.) и указывается на генеральном плане предприятия.

Планировка каждого цеха и производственного участка разрабатывается на основе принятого технологического процесса цеха с учетом его производственной мощности и взаимосвязи с другими цехами предприятия.

Ввиду сравнительно невысокой мощности производственных цехов, а потому и небольшого объема работ по обслуживанию производства, вспомогательные службы часто включаются в состав основных производственных участков и служб.

Производственная структура оказывает непосредственное влияние на экономику предприятия. Правильное соотношение между основными и вспомогательными цехами, рациональная планировка каждого цеха позволяет повысить производительность труда, снизить цеховые расходы, поэтому совершенствование производственной структуры имеет большое значение.

2. Специализация предприятий на автомобильном транспорте.

Кроме общих классификационных признаков (по размерам, организационно-правовым формам и т.д.) предприятия автомобильного транспорта различаются по видам оказываемых услуг. Среди автопредприятий выделяют:

  1. Пассажирские АТП (автобусные парки по обслуживанию городских, междугородних, экскурсионно-туристических поездок и др.), они обычно базируются в крупных городах и районных центрах – местах наибольшего количества маршрутов. АТП располагают таким образом, чтобы максимально исключить нулевые (холостые) пробеги: их как правило строят в виде зданий со встроенной инфраструктурой для хранения и ремонта подвижного состава.
  2. Грузовые АТП (общего назначения, специализированные по отдельным видам перевозок, в том числе контейнеров, промышленных изделий, металла, кирпича, сыпучих грузов, железобетонных изделий, нефтепродуктов и ГСМ, товаров народного потребления, хлебобулочных изделий и т.д.), которые размещаются в близи грузообразующих промышленных предприятий и железнодорожных грузовых станций. Обычно их располагают на окраинах города с целью разгрузки центра города от транспортных пробок. Грузовые АТП строят в виде огражденной территории с комплексом зданий промышленного типа, где находятся административные, ремонтные, вспомогательные участки и цеха, расположенные в одном или нескольких зданиях.
  3. АТП автотранспорта общего пользования
  4. Предприятия коммерческого и некоммерческого автотранспорта.
  5. Транспортно-экспедиционные предприятии.
  6. Автовокзалы и автостанции.
  7. Специализированные предприятия по ТО и ТР.
  8. Авторемонтные предприятии.
  9. Отраслевые учебно-курсовые комбинаты, где производится подготовка и переподготовка специалистов автотранспорта.
  10. Прочие предприятия автотранспортного комплекса (см. схему на рис.2.).

Рис.1. Схема специализации АТП.

БЦТО и не комплексные АТП

Рис.2. Схема специализации ТО и ТР автомобилей.

По ведомственной принадлежности и характеру производственной деятельности АТП делятся на:

— предприятия общего пользования, входящие в систему Министерства транспорта РФ;

— ведомственные предприятия, принадлежащие другим министерствам и ведомствам (промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.).

Источник статьи: http://megalektsii.ru/s39995t11.html

Читайте также:  Схема предохранителей газ 22171
Оцените статью
Все про машины