Методы контроля и диагностика двигателя КамАЗ — 740
Приборы системы питания дизельного двигателя принципиально отличаются от подобных для карбюраторного двигателя. Поэтому использование диагностической аппаратуры для систем питания карбюраторных двигателей невозможно для систем питания дизельных двигателей.
В систему питания дизельного двигателя входят приборы, оказывающие влияние на расход топлива, такие как воздухоочиститель, фильтры предварительной и тонкой очистки топлива, подкачивающий насос, топливный насос высокого давления и форсунки, регулятор частоты вращения двигателя и привод. Наиболее интенсивному изнашиванию подвергаются плунжерные пары топливного насоса и форсунок, теряют свою упругость пружины. Нарушение герметичности и засорение элементов топливной системы приводит к перебоям в работе двигателя, а нарушение регулировок начала, величины и равномерности подачи топлива, угла опережения впрыска, давления начала подъема иглы форсунки, а также минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – к повышению расхода топлива и дымному выпуску отработавших газов. Контроль работы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и технические воздействия заключаются в ежедневном сливе отстоя, промывке фильтрующих элементов при ТО-1 и замене их при выполнении операций ТО-2. Засорение воздухоочистителя приводит к понижению мощности двигателя и перерасходу топлива. Воздухоочиститель проверяют при работе на запыленных дорогах при ТО-1, в условиях зимнего периода при ТО-2. Давление топлива в магистрали низкого давления проверяют подключением контрольного манометра между фильтром тонкой очистки и топливным насосом; при частоте вращения кулачкового вала 1050 10 об/мин максимальное давление должно быть не менее 4 кгс/см 2 .
Топливный насос высокого давления должен обеспечивать равномерную подачу дозированных порций топлива к форсункам под высоким давлением в порядке работы двигателя в момент, соответствующий концу такта сжатия в цилиндрах. При выполнении ТО-2 в случае повышенного расхода топлива насос высокого давления рекомендуется снимать с места и диагностировать на стенде. Проверка и регулировка начала подачи топлива производится с помощью моментоскопа в следующей последовательности:
– отключить автоматическую муфту опережения впрыска;
– повернуть кулачковый вал насоса по часовой стрелке (со стороны привода). Первая секция отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 38–39° до оси симметрии профиля кулачка;
– определить профиль симметрии кулачка первой секции, для чего установить моментоскоп на секции и, поворачивая вал насоса по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа;
– момент начала движения топлива в моментоскопе зафиксировать на градуированном диске, закрепленном на валу насоса;
– повернуть вал по часовой стрелке на 90°. Затем повернуть вал против часовой стрелки до начала движения топлива в моментоскопе и зафиксировать это положение на диске;
–отметить на градуированном диске середину между зафиксированными точками, которая определяет ось симметрии профиля кулачка первой секции;
– приняв угол, при котором первая секция начинает подачу топлива условно за 0°, определить начало подачи топлива в остальных секциях двигателя КАМАЗ — 740 в следующем порядке: для четвертой секции 45°, второй – 120, пятой – 165, третьей – 240 и шестой – 285°.
Техническое состояние форсунок определяют при выполнении ТО-2. Неисправную форсунку можно определить путем последовательного отключения цилиндров из работы. Для этого необходимо ослабить гайку у топливопровода высокого давления проверяемой форсунки так, чтобы топливо выходило наружу, минуя форсунку, что вызовет выключение цилиндра двигателя. Если при выключении двигателя изменения в работе двигателя не будет – форсунка неисправна, если же увеличатся перебои и неравномерность работы – форсунка исправна. Для объективной проверки технического состояния форсунки с целью определения герметичности, давления начала подъема иглы форсунки и качества распыливания используют прибор КП‑1609А
Быстрое падение давления указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки. Увлажнение носика распылителя свидетельствует о неплотном прилегании запорной части иглы, что устраняется притиркой. Выход топлива из-под гайки пружины указывает на неплотность прилегания направляющей части иглы к корпусу распылителя форсунки.
Качество распыливания топлива считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими, понижение давления при впрыске топлива должно быть 8–17 кгс/см2, без подтекания топлива.
Для проверки качества распыливания топлива необходимо рычагом 4 прибора сделать несколько резких впрысков топлива через форсунку, а затем, качая рычагом 70–80 ходов в минуту, наблюдать за характером впрыска. Если качество распыливания плохое, необходимо отремонтировать или заменить форсунку.
Дизельные двигатели наряду с высокими технико-экономическими показателями имеют и отрицательные стороны, одной из которых является высокое содержание в отработавших газах аэрозолей, определяющих дымность пуска. Отработавшие газы дизельного двигателя содержат в основном частицы сажи, золы, несгоревшего топлива, масла, воды, что загрязняет атмосферный воздух и оказывает вредное воздействие на человека.
Для определения уровня дыма в отработавших газах дизельного двигателя создан прибор модели К‑408, питающийся от сети переменного тока напряжением 220 В.
Прибор состоит из двух узлов – электроизмерительного и газового, которые смонтированы в металлическом корпусе, установленном на подставке.
Порядок замера уровня дымности следующий:
– пробоотборник прибора закрепить на трубе глушителя;
– пустить и прогреть двигатель автомобиля;
– ручку переключения поставить в положение «замер»;
– по шкале микроамперметра, отградуированной в процентах дымности, определить уровень дымности.
Нормальным считается уровень дымности не более 50 единиц.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s1358t4.html
Техническое обслуживание двигателя КамАЗ
Ежедневное техническое обслуживание двигателя КамАЗ. Доведите до нормы:
- уровень масла в картере двигателя;
- уровень жидкости в системе охлаждения.
- слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива;
- смажьте подшипники водяного насоса.
Сервис 2. Проверьте:
- герметичность системы питания двигателя воздухом;
- состояние и действие жалюзи радиатора;
- состояние и действие троса ручного управления подачей топлива;
- состояние и действие троса останова двигателя;
- состояние пластины тяги регулятора (в окне пластины не должно быть глубоких канавок).
- масляный картер двигателя;
- гайку ротора фильтра центробежной очистки масла;
- турбокомпрессоры, выпускные коллекторы, патрубки и приемные трубы глушителя;
- корпуса турбин и компрессора к корпусу подшипников.
- натяжение приводных ремней;
- тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел.
Для двигателя КамАЗ-7403.10 замените масло (при использовании заменителей меняйте масло через один Сервис 1).
При всех видах технического обслуживания проверьте, нет ли течи из магистрали слива и подвода масла к турбокомпрессорам. При необходимости замените уплотнительные кольца магистрали слива масла из турбокомпрессора.
- радиатор;
- фланцы приемных, труб глушителя.
- давление подъема игл форсунок на стенде;
- угол опережения впрыскивания топлива.
- фильтрующий элемент с предочистителем;
- охлаждающую жидкость (ТОСОЛ А-40).
- проверьте на стенде, устраните неисправности и проведите техническое обслуживание топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Для проверки уровня масла установите автомобиль на горизонтальной площадке, остановите двигатель КамАЗ и после выдержки 4. 5 мин уровень масла на маслоизмерительном щупе должен быть около отметки В.
Смену масла в картере двигателя, очистку ротора центробежного фильтра и смену фильтрующих элементов масляного фильтра проводите в следующем порядке:
- прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70. 90°С, остановите двигатель и слейте масло, вывернув из картера сливную пробку; после слива масла пробку вверните;
- откройте горловину 2 (рис. 62), предварительно очистив ее от пыли и грязи;
- залейте масло до отметки В на указателе уровня масла 1;
- пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин на малой частоте вращения для заполнения масляных полостей;
- остановите двигатель и после выдержки 4. 5 мин долейте масло до отметки В.
Рис. 62. Проверка уровня масла в картере двигателя: 1 — указатель уровня масла; 2 — горловина маслозаливания
Для смены фильтрующих элементов полнопоточного фильтра очистки масла:
- выверните сливные пробки на колпаках и слейте масло из фильтра в подставленную посуду;
- выверните болт крепления колпака фильтра и снимите колпак вместе с элементом;
- выньте фильтрующий элемент из колпака;
- в указанном порядке, снимите второй колпак и фильтрующий элемент;
- промойте дизельным топливом колпаки фильтров;
- замените фильтрующие элементы и соберите фильтр; проверьте, нет ли течи масла в соединениях фильтра на работающем двигателе. При подтекании подтяните болты крепления колпаков. Если течь по уплотнению колпаков не устраняется подтягиванием болтов, замените резиновые уплотнительные прокладки;
- после замены (фильтрующих элементов уровень масла доведите до нормы (раздел «Замена масла в картере»).
Для промывки ротора центробежного фильтра:
- отверните гайку колпака фильтра и снимите колпак;
- поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстие ротора;
- отвернув гайку крепления колпака ротора, снимите его;
- проверьте затяжку гайки крепления ротора на оси, при необходимости подтяните ее с моментом 78,5. 88,3 Н.м (8. 9 кгс.м). Не снимайте ротор при обслуживании;
- удалите осадок из колпаков и промойте их дизельным топливом;
- соберите фильтр, совместив метки на колпаке и роторе. Перед установкой наружного колпака отожмите пальцы стопорного устройства и проверьте вращение ротора на оси, ротор должен вращаться легко, без заеданий. Гайки колпаков затягивайте с моментом 19,6. 29,4 Н.м (2 . 3 кгс.м).
При техническом обслуживании масляного радиатора, основными дефектами которого являются загрязнение полостей и течь масла, очистите его продувкой и промывкой горячим 10 %-ным раствором каустической соды, горячей водой, затем керосином в направлении, противоположном потокам воздуха и масла. Для промывки раствором каустической соды применяйте установки, которые обеспечивают циркуляцию жидкости.
Герметичность проверьте заполнением радиатора маслом под давлением не более 196 кПa (2 кгс/см2). При обнаружении течи радиатор замените.
Смена охлаждающей жидкости (ТОСОЛ А-40). Сливать охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления следует через сливные краны нижнего патрубка радиатора, теплообменника и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины. Для слива жидкости откройте кран системы отопления и снимите паровоздушную пробку с горловины расширительного бачка.
Не пускайте двигатель после слива охлаждающей жидкости из системы.
Для заполнения системы охлаждения залейте охлаждающую жидкость через горловину расширительного бачка до уровня контрольного крана. Перед заливкой откройте паровоздушную пробку.
Источник статьи: http://lorri-trans.ru/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/dvigatel-kamaz/to-dvigatel/
Диагностика технического состояния двигателя КамАЗ 7 40
1 Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра эксплуатации и ремонта автомобилей Диагностика технического состояния двигателя КамАЗ 7 40 Методические рекомендации к лабораторной работе для студентов специальности Составитель Б.Б.Цыбиков Издательство СибАДИ 2006 г.
2 1. Указания по технике безопасности При выполнении лабораторных работ студенты должны придерживаться следующих правил техники безопасности: 1. Не запускать двигатель без разрешения преподавателя или лаборанта. 2. Во время работы двигателя не проводить никаких проверок и регулировок, кроме предусмотренных лабораторными занятиями. 3. Соблюдать меры предосторожности от травмирования лопастями вентилятора, приводным ремнем и маховиком. 4. Не проводить никаких исправлений в приспособлениях, находящихся под напряжением. 5. При испытании двигателя запрещается работать в халате, волосы заправлять в косынку. 6. Перед началом измерений убедитесь в том, что происходит полное включение и выключение подачи топлива, отсутствуют заедания рычагов управления топливоподачей. 7. Устройство измерительное ИМД Ц не имеет внутри себя опасных напряжений и при работе не требует особых мер безопасности. 8. Студентам не разрешается находиться в лаборатории в верхней одежде. Курение запрещено. 2. Цель работы Студенты должны ознакомиться с динамическим методом диагностирования дизельного двигателя электронным прибором ИМД Ц. Приобрести практические навыки определения технического состояния двигателя, его узлов и систем, научиться выявлять скрытые неисправности и познакомиться с методами их устранения. 3. Оборудование и инструменты 1. Двигатель КамАЗ 740 на стенде. 2. Прибор ИМД Ц в комплекте. 3. Набор ключей. 4. Общие сведения Двигатель является наиболее сложным и важным агрегатом автомобиля. Работа его зависит от технического состояния его механизмов и систем, которые, воздействуя между собой, обеспечивают требуемый уровень выходных параметров мощность, крутящий момент, частоту вращения коленчатого вала, расход топлива и масла. Как показывают исследования автомобильных дизелей в автохозяйствах, значительная часть их работает с существенными нарушениями рабочего 2
3 цикла, что приводит не только к понижению мощности и топливной экономичности, но и к ускоренному износу. Понижение мощности до 15-20% по субъективным наблюдениям по внешним признакам не всегда можно обнаружить. Изменение технического состояния элементов одной системы двигателя приводит, как правило, к нарушениям в работе взаимодействующих с ней механизмов и систем. Поэтому правильно оценить техническое состояние узла или системы можно только после устранения неисправностей в этих механизмах и системах для исключения их влияния в процессе постановки диагноза. Таблица 1 Примерное распределение встречающихся неисправностей между системами и механизмами двигателя Наименование систем и механизмов Распределение неисправностей, % Распределение трудоемкости, % Цилиндропоршневая группа Кривошипно-шатунный механизм Газораспределительный механизм 7 7 Система питания Система охлаждения 4 2 Система смазки 1 1 Из таблицы 1 видно, что из общего количества неисправностей двигателя, большая часть падает на системы зажигания и электрооборудования, систему питания, цилиндропоршневую группу, кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Наибольший процент трудовых затрат приходится и на устранение неисправностей перечисленных систем и механизмов. Наиболее типичные неисправности двигателя, их признаки и рекомендуемые способы устранения приведены в таблице 2. 3
4 Симптом (признак неисправности) Двигатель не развивает полной мощности Повышенный расход топлива и масла Стуки в двигателе Двигатель не пускается Таблица 2 Симптомы и диагнозы основных неисправностей двигателя Возможный диагноз неисправности Способ устранения отказа (неисправности) Недостаточная компрессия Повреждение приборов системы питания Перегрев или переохлаждение двигателя Износ поршневых колец, поршней и цилиндров Повреждение приборов системы питания Закрыты нагаром маслоотводные отверстия в поршне Повышенный уровень масла в картере Износ коренных и шатунных подшипников, поршневых пальцев и втулок Большой зазор между клапанами и толкателями Поломка пружин клапанов Детонационные стуки Повреждения или нарушения регулировки в системе питания Проверить компрессию в каждом цилиндре. Притереть и отрегулировать клапаны и заменить или отрегулировать изношенные детали цилиндропоршневой группы Выявить и устранить неисправности Проверить натяжение ремня вентилятора, работу термостата и состояние радиатора Заменить изношенные детали Выявить и устранить неисправности Выявить и устранить неисправности Проверить уровень масла в картере и слить избыточное масло Заменить изношенные детали Проверить и отрегулировать зазор Заменить пружины Проверить угол опережения впрыска топлива. Удалить нагар в камере сгорания. Залить топливо с большим цетановым числом Выявить и устранить неисправности
5 Таблица 2 показывает, что главное внимание следует уделять разработке методов диагностирования и приборов, позволяющих быстро определять техническое состояние систем и механизмов двигателя. Опыт применения системы технического обслуживания, предусматривающий проведение ТО и ремонта автомобилей не по пробегу, а по фактическому техническому состоянию, определяемому на основе технической диагностики, дает значительный экономический эффект. Отечественный и зарубежный опыты показывают, что внедрение диагностики позволяет увеличить межремонтный пробег двигателей до 2 2,5 раз. С методической точки зрения, техническую диагностику следует разделить на поэлементную и комплексную. Поэлементная диагностика включает методы и средства оценки технического состояния отдельных узлов и систем двигателя. Комплексная безразборная диагностика оценивает техническое состояние двигателя в целом по группе наиболее существенных показателей: 1. Показатели, связанные с протеканием рабочего цикла, с состоянием системы питания и регулировок. На основе этих показателей намечаются мероприятия по устранению неисправностей, а также исправлению регулировок без глубокой разборки двигателя и существенного ремонта. 2. Показатели, связанные с состоянием зазора и износа основных сопряжений. В этом случае по данным диагностики прогнозируется остаточный ресурс сопряжений. 3. Показатели, связанные с состоянием систем двигателя. Число показателей каждой группы, аппаратурный комплекс, сложность и трудоемкость диагностики должны определяться содержанием технического обслуживания. Проверка основных показателей работы возможна только на работающем двигателе с помощью тормозной установки, при этом, наиболее показательной будет работа с полной цикловой подачей. В этом случае двигатель более чувствителен к неисправности и несет наибольший объем информации о нарушениях регулировок и ненормальностях в протекании рабочего цикла. Режимы работы двигателя совместно с тормозной установкой называются тормозными режимами. В диагностике двигателей большой интерес представляют парциальные и тормозные режимы. В парциальном режиме загрузка работающих цилиндров двигателя до полной цикловой подачи топлива производится тормозной установкой малой мощности. В парциальных и бестормозных режимах двигатель работает с частью включенных цилиндров. Одним из вариантов бестормозных методов является метод полного и частичного выбега для комплексного определения мощности каждого цилиндра, мощность механических потерь и эффективную мощность двигателя. Согласно данному методу, мощностные показатели пропорциональны произведению приведенного момента инерции двигателя на ускорение коленчатого вала, измеренное в процессе затухания оборотов при отключении цилиндров. Величина приведенного момента инерции всех движущихся частей дви- 5
6 гателя к оси коленчатого вала зависит только от геометрических размеров и веса движущихся деталей. Необходимо заметить, что при бестормозных испытаниях двигателей возникают трудности при разогреве двигателей до нормального теплового режима. 5. Электронный прибор ИМД Ц (Устройство измерительное) Динамический метод диагностирования двигателей прибором ИМД Ц предполагает использование в качестве диагностического сигнала неравномерности частоты вращения коленчатого вала двигателя. Это правомерно, поскольку неравномерность хода двигателя вызывается изменением величины индикаторного крутящего момента. Принципиально-динамический метод может быть реализован в двух режимах диагностических испытаний: I в неустановившемся (переходном) разгоне с полной подачей или выбеге с отключением подачи топлива во все или часть цилиндров; II в установившемся, предполагающем работу двигателя с загрузкой тормозным стендом, либо при выполнении транспортной работы. Динамический метод оценки мощностных показателей двигателей в неустановившемся режиме находит все более широкое применение ввиду его высокой оперативности, низкой трудоемкости, достаточно высокой точности, относительно невысокой стоимости измерительного оборудования, небольшого расхода топлива при проведении испытаний, эстетики проведения диагноза двигателя. Электронный малогабаритный прибор ИМД Ц предназначен для технического диагностирования наиболее распространенных марок автотракторных двигателей. Прибор позволяет измерять: частоту вращения коленчатого вала; угловое ускорение коленчатого вала двигателя в процессе свободного разгона или полного выбега; напряжение электрооборудования автомобиля. Устройство может быть применено для оценки: эффективной мощности двигателя; эффективной мощности двигателя для отключения части цилиндров; изменения частоты вращения коленчатого вала при отключении части цилиндров; угловой мощности механических потерь; крутящего момента на режиме номинальной мощности; условного механического КПД; условной индикаторной мощности по цилиндрам; 6
7 коэффициент равномерности работы цилиндров; индикаторной мощности. Устройство позволяет снять скоростную динамическую характеристику и по ней определить: частоту вращения соответствующему максимальному значению крутящего момента; номинальный коэффициент запаса крутящего момента. Устройство используется в переносных и стационарных диагностических комплектах, а также в передвижных диагностических установках. 6. Порядок выполнения работы При выполнении работы необходимо практически ознакомиться с устройством двигателя КамАЗ 740 и его системами, освоить управление стендом и приборами контроля работы двигателя. Определить техническое состояние двигателя методами субъективной диагностики и динамическим методом прибором ИМД Ц согласно инструкции. На основании полученных результатов произвести регулировку систем, устранение неисправностей и составить общее заключение о техническом состоянии двигателя. При выполнении работ соблюдать меря техники безопасности. После выполнения работы и оформления полученных результатов студенты отчитываются перед преподавателем, приводят в порядок рабочие места, инструменты, приборы. Форма отчета по протоколу, образец которого приведен в приложении Общие требования к проведению испытаний Двигатель, предназначенный для испытаний, должен соответствовать технической документации на двигатель (ТДД): применяемое топливо и смазочные материалы, а также их количество в узлах и системах должны соответствовать требованиям стандартов и ТДД; атмосферное давление в пределах 760 мм рт. ст. (1013 гпа); температура воздуха Т = 293 К (+20 0 С). Для приведения к стандартным атмосферным условиям, полученные при испытаниях значения мощности, крутящего момента корректируют с помощью корректирующих графиков, приведенных ниже. При поиске неисправностей предполагается наряду с прибором ИМД Ц дополнительно использовать диагностические приборы и устройства (например, диагностический комплект КИ ГОСНИТИ). Все операции 7
8 диагностирования проводятся в последовательности, определенной структурной схемой (рис. 2) Определение технического состояния двигателя методами субъективной диагностики Пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости С, а температура масла в пределах С. Проверить техническое состояние двигателя по внешним признакам: подтекание жидкостей, шум, стуки; 8
9 Проверка частоты вращения коленчатого вала Изменение угловых ускорений свободного разгона и выбега и приведение их к нормальным атмосферным условиям Сопоставление полученных значений ускорений выбега с эталонными 2 Общая оценка систем КШМ, ГРМ Сопоставление полученных значений ускорений разгона с эталонными 1 1 Эксплуатация Проверка состояния систем воздушного тракта и топливоподачи низкого давления 2 3 Замена, регулировка форсунок Проверка равномерности распределения ускорений по цилиндрам двигателя Проверка состояния форсунок Проверка момента начала подачи топлива 1 1 Проверка состояния ЦПГ, ГРМ отдельных цилиндров Регулировка систем, устранение неисправностей 1 Замена, регулировка топливного насоса Рис.2 Последовательность оценки технического состояния дизеля 1 полученные значения совпадают с эталонными; 2 полученные значения не совпадают с эталонными; 3 полученное значение ускорения больше эталонного. 9
10 В таблице 3 приведены некоторые данные по двигателям Марка двигателя Таблица 3 Справочная таблица по двигателям автомобилей Мощность двигателя, л.с. (квт) Номинальная частота вращения (Пн) об/мин Частота вращения Пм, соответствующая, М об/мин Минимально устойчивое число оборотов холостого хода Максимальная частота вращения на холостом ходу, об/мин КамАЗ (154,4) ЯМЗ (264,8) ЯМЗ (132,4) Подготовка двигателя и устройства к измерениям Завернуть индуктивный датчик в специально подготовленное отверстие в кожухе маховика на неработающем двигателе до упора в зубья маховика, а затем отвернуть на 1,5 оборота и в этом положении застопорить с помощью контргайки. Подключить шнур питания к розетке двигателя и к разъему «+12 В» прибора. Повернуть ручку «Вкл.» по часовой стрелке, включить питание. Если индикаторные лампы не светятся, поменяйте местами штекеры шнура питания. Подключите разъем преобразователя к входному разъему устройства. Двигатель 6.4. Калибровка прибора ИМД Ц В таблице 4 даны калибровочные значения устройства Таблица 4 Калибровочные значения устройства Калибровочное значение устройства по частоте вращения Калибровочное значение устройства по ускорению Значение частоты вращения, на которую настраивается устройство для измерения ускорения в области номинальной частоты вращения в области максимального крутящего момента КамАЗ ± ± 5 ЯМЗ 240 П к = / z, где z число всех 2000 ± ± 5 ЯМЗ 236 дизелей зубьев на венце маховика 2000 ± ± 5 1. Калибровка по частоте вращения 10
11 а) нажмите клавишу «П». Все клавиши должны быть отжаты; б) вращая ручку потенциометра «калибровка П» установите на цифровом табло устройства калибровочное значение по частоте вращения для данной марки дизеля (графа 2, табл. 4). Калибровочное значение устанавливайте с погрешностью не более ± 5 единиц; в) повторным нажатием возвратите клавишу «П» в исходное (отжатое) положение. 2. Настройка устройства на частоту вращения, при которой измеряется ускорение разгона и выбега, буден приведена ниже Измерение частоты вращения коленчатого вала двигателя. а) все клавиши в исходном положении; б) установите минимально устойчивые обороты холостого хода и сверьте полученные данные с табличными (графа 5, табл. 3). При отклонении фактических значений от допустимых произведите регулировку топливного насоса высокого давления (ТНВД) винтом холостого хода; в) установите максимальные обороты холостого хода и сверьте полученные данные с табличными (графа 6, табл. 3). При отклонении фактических значений от допускаемых произвести регулировку ТНВД винтом ограничения максимальных оборотов Измерение ускорений разгона и выбега, оценка эффективной мощности Измерение ускорений разгона в области номинальной частоты вращения (E р ). а) Установите клавишу числа цилиндров «(1-4)/(6-12) +» в положение, соответствующему числу работающих цилиндров. При числе работающих цилиндров 6 12 клавиша нажата; б) нажмите клавишу «П E» (все остальные клавиши должны быть отжаты); в) вращая ручку потенциометра «П E» установите на цифровом табло калибровочное значение для испытуемого двигателя (графа 4, табл. 4); г) повторным нажатием верните клавишу «П E» в исходное положение; д) установите двигателю максимальные обороты холостого хода; е) нажмите клавишу «E п»; ж) резко выключите подачу топлива и по достижении двигателем минимально устойчивой частоты вращения мгновенно переведите рычаг топливоподачи в положение максимальной подачи; 11
12 з) запишите значение «E р»; и) повторите пункты ж) и з) не менее трех раз и определите среднее значение «E р»; к) произведите корректировку «E р» по графикам (рис. 3, рис. 4, рис. 5); л) сравните полученное значение с допустимым (графа 3, табл. 5); м) при отклонении полученного значения углового ускорения от допустимого, дальнейший поиск неисправностей осуществляется в соответствии с рис. 2; н) верните кнопку «E» в исходное положение. + E% + N% E% — N% В, мм рт. ст. Рис. 3 График приведения полученных значений ускорений к нормальным атмосферным условиям по барометрическом давлению 12
13 + N% + E% E% — N% Т 0, возд. Рис. 4 График привидения полученных значений ускорений к нормальным атмосферным условиям по температуре окружающего воздуха 13
14 E% Характеристика разгона E ф = E из *(1 + 0,01* E) Т 0, С Рис. 5 График корректировки ускорений разгона по температуре двигателя Таблица 5 Эталонные значения угловых ускорений Двигатель п/п 1 КамАЗ-740 Свободного разгона Полного выбега при n н при n к max при n н при n к max 2 ЯМЗ ЯМЗ ,5 96 ± ± 17,5 35 ± 9 27 ± 6, Измерение ускорений в области номинальной частоты вращения (E в ) а) Нажмите клавиши «E h» b «E»; б) установите дизелю максимальную частоту вращения коленчатого вала; 14
15 в) резко выключите подачу топлива. В момент появления показаний на цифровом табло устройства переведите рычаг топливоподачи в положение, соответствующее минимальным оборотам холостого хода. Запишите значение ускорений выбега «E в»; г) выполните пункты «б» и «в» не менее трех раз и определите среднее значение ускорения выбега для данной частоты вращения; д) производите корректировку «E в» по графикам (рис. 3, рис. 4, рис. 6); е) сравните полученное значение с допустимым (графа 5, табл. 5); ж) верните клавиши «E h» и «E» в исходное положение. E, % Характеристика выбега E ф = E из * (1 0,01 * E) Т 0, С Рис. 6. График корректировки ускорений выбега по температуре двигателя. 15
16 Измерение ускорений разгона при частоте вращения П к max соответствующей максимальному крутящему моменту E р м а) нажмите клавишу «ПE-» (все остальные клавиши должны быть отжаты); б) вращая ручку потенциометра «ПE», установите на цифровом табло значение частоты вращения соответствующей М max (графа 5, табл. 4); в) повторным нажатием верните клавишу «П E» в исходное положение; г) выполните пункт и операции «а», «е — к»; м д) сравните полученное значение E р с допустимым (графа 4, табл. 5) Измерение ускорений выбега при частоте вращения П к max соответствующей максимальному крутящему моменту E в м. а) выполните пункт и операции «а — д», «ж»; б) сравните полученное значение с допустимым (графа 6, табл. 5). Указания к отчету Сравнить полученные результаты замеров с нормативными данными и сделать вывод об общем техническом состоянии двигателя. Двигатель считается пригодным по технико-экономическим показателям, если полученные значения совпали с доверительным интервалом эталонных значений (графы 3, 4, 5, 6, табл. 5). 16
17 Контрольные вопросы 1. Как распределяются неисправности между системами и механизмами двигателя? 2. Симптомы и диагнозы основных неисправностей двигателя. 3. В чем сущность поэлементной и комплексной диагностики? 4. Основные показатели комплексной и безразборной диагностики. 5. Перечислите режимы работы двигателя при диагностировании. 6. В чем сущность бестормозного метода определения показателей работы двигателя? 7. Назначение прибора ИМД Ц. 8. Порядок диагностирования согласно структурной схеме. 9. Как производится калибровка прибора? 10. Как регулируются холостые и максимальные обороты ТНВД? 11. Как измеряются ускорения разгона и выбега в области номинальной частоты вращения двигателя? 12. Как измеряются ускорения разгона и выбега при частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту? 13. Как производится корректировка измеренных значений ускорений разгона и выбега? 17
18 Литература 1. Борц А.Д. Диагностика технического состояния автомобиля. М.: Транспорт, 1979 г., 159 с. 2. Говорущенко Н.Я. Диагностика технического состояния автомобиля. М.: Транспорт, 1970 г., 254 с. 3. Спичкин Г.В. и др. Диагностика технического состояния автомобиля. М.: Высшая школа, 1983 г., 367 с. 4. Динамический метод диагностики автотракторных двигателей, ч. 1. Принципы построения диагностических моделей переходных процессов: Методические рекомендации / СибИМЭ. Новосибирск, 1981 г. 5. Динамический метод диагностики автотракторных двигателей, ч. 2. Принципы анализа и обработки диагностических сигналов: Методические рекомендации / СибИМЭ. Новосибирск, 1981 г. 6. Лукачев В.П., Стуканов В.Р. Определение приведенного момента инерции д.в.с. методом двойного выбега с помощью прибора ИСУ 2. Автомобильная промышленность, 10; 1966 г. 7. Мирошников Л.В и др. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях. М.: Транспорт, 1977 г., 263 с. 18
19 Приложение Протокол От 200 г. (наименование лабораторной работы и ее ) 1. Проверка (наименование проверяемого механизма) проведена на приборе конструкции НИИАТ, модель 2. Схема прибора Спецификация Основных деталей прибора, показанных на схеме
20 3. Проверке подвергался (указать, что проверялось, тип (марка), механизма, и с какого двигателя или автомобиля снят механизм) 4. Результаты проверки п/п Проверяемый параметр Единица измерения Норма по ТУ Фактически получено Примечание 5. Особые замечания 6. Выводы по результатам проверки Испытания провел (подпись) Проверил (подпись) 20
21 Оглавление 1. Указания по технике безопасности Цель работы Оборудование и инструмент Общие сведения Электронный прибор ИМД Ц (устройство измерительное) Порядок выполнения работы Общие требования к проведению испытаний Определение технического состояния двигателя методами субъективной диагностики Подготовка двигателя и устройства к измерениям Калибровка прибора ИМД Ц Измерение частоты вращения коленчатого вала двигателя Измерение ускорений разгона и выбега, оценка эффективной мощности Измерение ускорений разгона в области номинальной частоты вращения (E р ) Измерение ускорений выбега в области номинальной частоты вращения (E в ) Измерение ускорений разгона при частоте вращения П к max, соответствующей максимальному крутящему моменту (E р м ) Измерение ускорений выбега при частоте вращения П к max, соответствующей максимальному крутящему моменту (E в м )..16 Контрольные вопросы..17 Литература.18 Приложение
22 Перечень вопросов для подготовке к лабораторной работе 4 «Диагностика технического состояния дизельного двигателя КамАЗ — 740» 1. Диагностирование технического состояния двигателей. 2. Тормозной, парциальный и бестормозной режимы работы двигателя при диагностике. 3. Виды контрольно-диагностических операций. 4. Диагностические средства Литература 1. Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. М.: Транспорт, 1983 г., с Говорущенко Н.Я. Диагностика технического состояния автомобилей. М.: Транспорт, 1970 г., с Спичкин Г.В. и др. Диагностирование технического состояния автомобилей. М.: Высшая школа, 1983 г., с Ждановский Н.С. и др. Диагностика дизелей автотракторного типа. Л.: Колос, 1970 г., с
Источник статьи: http://docplayer.ru/30933316-Diagnostika-tehnicheskogo-sostoyaniya-dvigatelya-kamaz-7-40.html