Методы контроля и диагностика двигателя КамАЗ — 740
Приборы системы питания дизельного двигателя принципиально отличаются от подобных для карбюраторного двигателя. Поэтому использование диагностической аппаратуры для систем питания карбюраторных двигателей невозможно для систем питания дизельных двигателей.
В систему питания дизельного двигателя входят приборы, оказывающие влияние на расход топлива, такие как воздухоочиститель, фильтры предварительной и тонкой очистки топлива, подкачивающий насос, топливный насос высокого давления и форсунки, регулятор частоты вращения двигателя и привод. Наиболее интенсивному изнашиванию подвергаются плунжерные пары топливного насоса и форсунок, теряют свою упругость пружины. Нарушение герметичности и засорение элементов топливной системы приводит к перебоям в работе двигателя, а нарушение регулировок начала, величины и равномерности подачи топлива, угла опережения впрыска, давления начала подъема иглы форсунки, а также минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – к повышению расхода топлива и дымному выпуску отработавших газов. Контроль работы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и технические воздействия заключаются в ежедневном сливе отстоя, промывке фильтрующих элементов при ТО-1 и замене их при выполнении операций ТО-2. Засорение воздухоочистителя приводит к понижению мощности двигателя и перерасходу топлива. Воздухоочиститель проверяют при работе на запыленных дорогах при ТО-1, в условиях зимнего периода при ТО-2. Давление топлива в магистрали низкого давления проверяют подключением контрольного манометра между фильтром тонкой очистки и топливным насосом; при частоте вращения кулачкового вала 1050 10 об/мин максимальное давление должно быть не менее 4 кгс/см 2 .
Топливный насос высокого давления должен обеспечивать равномерную подачу дозированных порций топлива к форсункам под высоким давлением в порядке работы двигателя в момент, соответствующий концу такта сжатия в цилиндрах. При выполнении ТО-2 в случае повышенного расхода топлива насос высокого давления рекомендуется снимать с места и диагностировать на стенде. Проверка и регулировка начала подачи топлива производится с помощью моментоскопа в следующей последовательности:
– отключить автоматическую муфту опережения впрыска;
– повернуть кулачковый вал насоса по часовой стрелке (со стороны привода). Первая секция отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 38–39° до оси симметрии профиля кулачка;
– определить профиль симметрии кулачка первой секции, для чего установить моментоскоп на секции и, поворачивая вал насоса по часовой стрелке, следить за уровнем топлива в трубке моментоскопа;
– момент начала движения топлива в моментоскопе зафиксировать на градуированном диске, закрепленном на валу насоса;
– повернуть вал по часовой стрелке на 90°. Затем повернуть вал против часовой стрелки до начала движения топлива в моментоскопе и зафиксировать это положение на диске;
–отметить на градуированном диске середину между зафиксированными точками, которая определяет ось симметрии профиля кулачка первой секции;
– приняв угол, при котором первая секция начинает подачу топлива условно за 0°, определить начало подачи топлива в остальных секциях двигателя КАМАЗ — 740 в следующем порядке: для четвертой секции 45°, второй – 120, пятой – 165, третьей – 240 и шестой – 285°.
Техническое состояние форсунок определяют при выполнении ТО-2. Неисправную форсунку можно определить путем последовательного отключения цилиндров из работы. Для этого необходимо ослабить гайку у топливопровода высокого давления проверяемой форсунки так, чтобы топливо выходило наружу, минуя форсунку, что вызовет выключение цилиндра двигателя. Если при выключении двигателя изменения в работе двигателя не будет – форсунка неисправна, если же увеличатся перебои и неравномерность работы – форсунка исправна. Для объективной проверки технического состояния форсунки с целью определения герметичности, давления начала подъема иглы форсунки и качества распыливания используют прибор КП‑1609А
Быстрое падение давления указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки. Увлажнение носика распылителя свидетельствует о неплотном прилегании запорной части иглы, что устраняется притиркой. Выход топлива из-под гайки пружины указывает на неплотность прилегания направляющей части иглы к корпусу распылителя форсунки.
Качество распыливания топлива считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманообразном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими, понижение давления при впрыске топлива должно быть 8–17 кгс/см2, без подтекания топлива.
Для проверки качества распыливания топлива необходимо рычагом 4 прибора сделать несколько резких впрысков топлива через форсунку, а затем, качая рычагом 70–80 ходов в минуту, наблюдать за характером впрыска. Если качество распыливания плохое, необходимо отремонтировать или заменить форсунку.
Дизельные двигатели наряду с высокими технико-экономическими показателями имеют и отрицательные стороны, одной из которых является высокое содержание в отработавших газах аэрозолей, определяющих дымность пуска. Отработавшие газы дизельного двигателя содержат в основном частицы сажи, золы, несгоревшего топлива, масла, воды, что загрязняет атмосферный воздух и оказывает вредное воздействие на человека.
Для определения уровня дыма в отработавших газах дизельного двигателя создан прибор модели К‑408, питающийся от сети переменного тока напряжением 220 В.
Прибор состоит из двух узлов – электроизмерительного и газового, которые смонтированы в металлическом корпусе, установленном на подставке.
Порядок замера уровня дымности следующий:
– пробоотборник прибора закрепить на трубе глушителя;
– пустить и прогреть двигатель автомобиля;
– ручку переключения поставить в положение «замер»;
– по шкале микроамперметра, отградуированной в процентах дымности, определить уровень дымности.
Нормальным считается уровень дымности не более 50 единиц.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s1358t4.html
Неисправности двигателя КамАЗ
Возможные неисправности двигателя КамАЗ
Причина неисправности | Метод устранения |
Двигатель КамАЗ не пускается | |
Стартер не проворачивает коленчатый вал или вращает его очень медленно | См. раздел «Возможные неисправности стартера и способы их устранения» |
Пустой топливный бак | Заполните топливный бак, прокачайте систему питания |
Воздух в топливной системе | Устраните негерметичность, прокачайте систему питания |
Нарушилась регулировка угла опережения впрыскивания топлива | Отрегулируйте угол oneрежения впрыскивания топлива |
Неисправно электрофакельное устройство (ЭФУ) облегчения пуска (в холодное время года) | См. раздел «Возможные неисправности ЭФУ и способы их устранения» |
Замерзла вода, попавшая с топливом в топливопроводы или на сетку заборника топливного бака | Осторожно прогрейте топливные фильтры, трубки, бак ветошью, смоченной горячей водой, или паром; не пользуйтесь открытым пламенем для подогрева |
Двигатель КаМАЗ не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, дымит | |
Засорился воздухоочиститель или колпак воздухозаборника | Проведите обслуживание воздухоочистителя или очистите сетку колпака |
Недостаточная подача топлива | Замените фильтрующие элементы тонкой очистки топлива, промойте фильтр грубой очистки, подтяните соединения в топливопроводах |
Нарушилась регулировка угла опережения впрыскивания топлива | Отрегулируйте угол oneрежения впрыскивания топлива |
Засорилась форсунка (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушилась ее регулировка | Промойте форсунку, проверьте и при необходимости отрегулируйте |
Рычаг управления регулятором не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала | Проверьте и отрегулируйте привод регулятора частоты вращения |
Сломалась пружина толкателя топливного насоса высокого давления | Замените пружину и отрегулируйте насос на стенде |
Попала грязь между седлом и клапаном топливоподкачивающего насоса или сломалась пружина | Промойте клапан или замените пружину; проверьте работу насоса на стенде |
Нарушилась герметичность нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления или сломалась пружина | Устраните негерметичность клапанов в мастерской или замените пружину |
Заклинило плунжер секции топливного насоса высокого давления | Замените плунжерную пару и отрегулируйте насос |
Нарушилась регулировка тепловых зазоров в механизме газораспределения | Отрегулируйте зазоры |
Плохая компрессия из-за неисправностей поршневой группы или неплотного прилегания клапанов газораспределения к седлам | Проверьте состояние поршней и поршневых колец; притрите клапаны |
Ослабло крепление или лопнула трубка высокого давления | Подтяните гайку крепления или замените трубку |
Загустело топливо (в холодное время года) | Замените фильтрующие элементы тонкой очистки топлива, промойте фильтр грубой очистки, замените топливо на соответствующее сезону; прокачайте систему питания |
Двигатель КамАЗ стучит | |
Раннее впрыскивание топлива в цилиндры | Отрегулируйте угол опережения впрыскивания топлива |
Повышенные тепловые зазоры в механизме газораспределения | Отрегулируйте зазоры |
Клапаны газораспределения заедают во втулках (поршень касается клапана) | Разберите и промойте клапанный механизм. При необходимости замените клапан |
Повышенная цикловая подача топлива (вышел из зацепления фиксатор рейки) | Замените рейку топливного насоса высокого давления |
Стук коленчатого вала Стук глухого тона. Частота увеличивается с увеличением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор его вызывает стук более резкого тона с неравномерными промежутками при плавном ускорении и замедлении | |
Масло не соответствует указанному в настоящем руководстве | Замените масло |
Недостаточны давление и подача масла. Недопустимо увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников | Проверьте работу масляного насоса. Прошлифуйте шейки на величину ремонтного размера и замените вкладыш |
Недопустимо увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом | Замените упорные полукольца новыми с увеличенной толщиной |
Ослабла затяжка болтов крепления маховика к коленчатому валу | Установите причину и затяните болты |
Стук шатунных подшипников Более резкий, чем стук коренных подшипников. Прослушивается при работе двигателя на холостом ходу и нейтральном положении рычага переключения передач, усиливается с увеличением частоты вращения коленчатого вала. | |
Масло не соответствует указанному в настоящем руководстве | Замените масло |
Недостаточно давление масла | Проверьте работу системы смазывания |
Недопустимо увеличенный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | Прошлифуйте шатунные шейки на величину ремонтного размера и замените вкладыши |
Стук поршней Приглушенный, вызывается биением поршней о цилиндры. Прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой. | |
Недопустимо увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | Замените поршни и, если необходимо, гильзы цилиндров |
Сильно износились торцы поршневых колец и соответствующих канавок на поршне | Замените поршневые кольца, при необходимости поршни |
Стук поршневых пальцев Двойной металлический резкий, вызывается большим зазором. Лучше слышен на холостом ходу двигателя. | |
Недопустимо увеличенный зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна | Замените палец и при необходимости шатун |
Пониженное давление в системе смазывания * | |
Высокая температура масла | Откройте кран включения масляного радиатора; устраните неисправность системы охлаждения масла |
Загрязнились фильтрующие элементы фильтра очистки масла | Замените фильтрующие элементы |
Засорился заборник масляного насоса | Промойте заборник |
Неплотности и утечки в системе смазывания | Проверьте крепление маслонасоса, заборника и маслопроводов, масляных фильтров, масляный радиатор на отсутствие течи; устраните неисправность |
Засорились или неисправны клапаны масляного насоса | Промойте клапаны, замените сломанные пружины |
Недопустимо увеличенный зазор в подшипниках коленчатого вала | Замените вкладыши подшипников коленчатого вала |
Повышенное давление в системе смазывания * | |
Высокая вязкость масла | Замените масло на соответствующее сезону |
Заедает клапан системы смазывания | Проверьте клапан и устраните заедание, при необходимости замените неисправные детали |
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения * | |
Включатель гидромуфты установлен в положение «О» | Переведите рычаг включателя в положение «А» |
Неисправен включатель гидромуфты | Временно переведите рычаг включателя в положение II; при первой возможности отрегулируйте включатель |
Слабо натянуты или оборвались ремни привода водяного насоса | Натяните или замените ремни |
Неисправны термостаты | Замените термостаты |
Загрязнилась внешняя поверхность сердцевины радиатора | Очистите от грязи сердцевину радиатора |
Повышенный расход охлаждающей жидкости | |
Поврежден радиатор | Устраните неисправности или замените радиатор |
Утечка жидкости через соединения в системе охлаждения | Подтяните соединения; при необходимости замените прокладки и уплотнительные кольца |
Течь жидкости через торцевое уплотнение водяного насоса | Замените торцовое уплотнение |
Охлаждающая жидкость попадает в систему смазывания по резиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновую прокладку головки цилиндра | Замените уплотнительные кольца гильз цилиндров или резиновую прокладку головки цилиндра |
Двигатель КамАЗ не развивает необходимой мощности, дымит | |
Низкое давление нагнетаемого воздуха: | |
— утечка воздуха через соединения впускного коллектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами и компрессором пневмотормозов; | Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки и соединительные шланги |
— прорыв газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины; | Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки |
— заедание ротора турбокомпрессора | При тугом вращении ротора и задевании его о корпусные детали замените турбокомпрессор |
— загрязненность проточных частей компрессора или турбины | Снимите турбокомпрессор и удалите отложения с проточных частей |
Посторонний шум в турбокомпрессоре | |
Задевание ротора о корпусные детали | Подтяните болт крепления корпусов турбины и компрессора. Проверьте отсутствие задеваний ротора при его крайних осевых положениях; при задеваний ротора замените турбокомпрессор |
Повышенный расход масла | |
Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода | Без необходимости не работайте на оборотах холостого хода двигателя |
Утечка масла через соединения в системе смазывания турбокомпрессора | Подтяните соединения, при необходимости замените прокладки и уплотнительные резиновые кольца |
Засорился воздушный фильтр или колпак воздухозаборника | Проведите обслуживание воздушного фильтра или очистите сетку колпака |
* Прежде чем искать причину неисправности в системе смазывания и охлаждения, убедитесь в исправности контрольных приборов.
Источник статьи: http://lorri-trans.ru/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/dvigatel-kamaz/remont-dvigatel/neispravnosti-dvigatel/