Рабочий объем двигателя легкового автомобиля особо малого класса

Системы классификации легкового автотранспорта

В разных странах мира исторически сложились и применяются в настоящее время различные системы классификации легковых автомобилей, использующие в качестве оснований классифицирования различные параметры — габаритные размеры, полезный объём пассажирского салона, массу, рабочий объём или мощность двигателя, место на потребительском рынке, и так далее.

Содержание

СССР, Россия и частично СНГ

В СССР действовала Единая отраслевая нормаль ОН 025270-66 от 1966 года, устанавливающая деление автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя и сухой массы, а также — соответствующую номенклатуру обозначений моделей, единую для всех автозаводов страны.

Классификация имеет следующий вид (везде рабочий объём в см³, масса в кг):

Цифра Класс Группа Рабочий объём двигателя, см³ Сухая масса, кг Примеры
1 Особо малый Первая до 849 до 649 ЗАЗ-965, ВАЗ-1111 Ока
Вторая 850…1099 650…799 Москвич-400, ЗАЗ-966, ЗАЗ-1102 «Таврия»
2 Малый Первая 1 100… 1299 800…899 «Москвич-402», ВАЗ-2101
Вторая 1 300…1 499 900…1 049 «Москвич-408», ВАЗ-2103
Третья 1 500…1 799 1 050…1 149 «Москвич-412», ВАЗ-2106
3 Средний Первая 1 800…2 499 1 150…1 299 ГАЗ-М-20 «Победа»
Вторая 2 500…3 499 1 300…1 499 ГАЗ-21 «Волга»
4 Большой Первая 3 500…4 999 1 500…1 899 ЗИМ (ГАЗ-12)
Вторая 5 000 и более 1 900 и более ГАЗ-13 «Чайка»
5 Высший (не регламентируется) ЗИЛ-111, ЗИЛ-114

В соответствии с этой отраслевой нормалью, класс и тип автомобиля входят в его обозначение модели вида:

  • а — класс автомобиля (1-особо малый, 2-малый, 3-средний, 4-большой для легковых автомобилей, для * автобусов и грузовиков используется своя система обозначений);
  • b — тип автомобиля (1-легковой, 2-автобус, 3-грузовой, 4-тягач, 5-самосвал, 6-цистерна, 7-фургон, 9-специальный автомобиль);
  • c и d — порядковый номер модели.
Читайте также:  Камаз 740 двигатель обратка

В некоторых случаях могут добавляться пятая и шестая цифры для обозначения модификации, а также — ещё две-три цифры через дефис для обозначения исполнения конкретной модели.

  • автомобиль производства Горьковского автозавода (ГАЗ);
  • среднего класса (3);
  • легковой (1);
  • 9-я модификация 2-й модели;
  • вариант комплектации № 51.

Не все модели советского времени соответствовали этой системе. Скажем, ГАЗ-31013 (малосерийная версия «Волги» ГАЗ-3102 с двигателем V8) по рабочему объёму (5,53 л.) попадала в большой класс, а по массе — в средний. Но большинство моделей всё же вписывались в типажи, установленные этой номенклатурой.

В настоящее время данная система продолжает использоваться в российской автомобильной промышленности, а также применяется для определения типа автомобиля с целями налогообложения. При этом, опять же, возникает проблема с автомобилями, по рабочему объёму попадающими в один класс, а по массе — в другой.

Однако, большинство автозаводов оставляют её лишь для внутреннего пользования. Например, ВАЗ-2110 и его модификации продвигались на рынке как LADA 110, и то только потому, что «десятка» уже достаточно хорошо известное название. Более новые модели, такие, как LADA Kalina и LADA Priora, уже более известны под буквенными обозначениями, а их цифровые обозначения по Нормали (соответственно ВАЗ-1118 и ВАЗ-2170 для базовых седанов) применяются преимущественно во внутризаводской документации. Кроме того, присвоение цифровых индексов моделям и модификациям происходит в последнее время практически бессистемно.

Европа

Классификация Европейской экономической комиссии

Классификация Европейской экономической комиссии ориентирована скорее на сегментацию целевого рынка, нежели описание каких-либо конкретных характеристик автомобилей; рамки между сегментами размыты и не ограничиваются такими параметрами, как габариты или масса. Факторы сегментации включают также такие параметры как цену, вид, набор опций и иные параметры [1] .

С другой стороны, эти сегменты используются производителями для того, чтобы определить место автомобиля на рынке, при этом конкретные концепции автомобилей внутри одного сегмента могут обладать совершенно разными характеристиками, использовать разные технологии и набор опций в зависимости от производителя. Каждый производитель свободен в выборе средств обеспечения запросов целевой аудитории конкретного сегмента рынка. Например, Nissan Almera нового поколения, построенный на платформе Renault Logan, заявлен производителем как седан сегмента B+, и именно ему соответствует по рыночной нише (имидж, позиционирование, ценовой диапазон) — хотя по габаритным размерам и массе вплотную приближается к автомобилям сегмента C или даже С+ (но существенно уступает им по техническому уровню и уровню оснащённости).

Данные сегменты используются для мониторинга рынка Европы [2] . Жёсткое определение набора характеристик может серьёзно препятствовать эффективному анализу рынка [1] .

В целом, рынок пассажирских автомобилей делится на следующие сегменты [3] [1] [4] :

A: Mini cars (европейский особо малый класс; микроавтомобили)
B: Small cars (европейский малый класс)
C: Medium cars (европейский низший средний класс; «гольф-класс»)
D: Larger cars (европейский средний класс; большие семейные автомобили)
E: Executive cars (европейский высший средний класс; «бизнес-класс»)
F: Luxury cars (европейский верхний класс; представительские автомобили)
J: Sport utility (SUV, «внедорожники»)
M: Multi purpose cars (минивэны и УПВ)
S: Sport coupe (спорткупе)

Более узкое определение рынка не было востребовано, поэтому осталось открытым [1] . Иногда для обозначения машин, «переходных» между сегментами, может использоваться символ «+» — B+, C+ и так далее.

Классификация EuroNCAP

Организация EuroNCAP применяет для проходящих крэш-тесты моделей собственную классификацию с целью разграничения категорий автомобилей, сравнимых между собой по актуальным для пассивной безопасности параметрам — размерам, массе и типу кузова.

  • Superminis (соответствует сегменту A и B);
  • Small family cars (а также седаны-супермини вроде Renault Logan);
  • Large family cars;
  • Executive cars (дорогие автомобили длиной более 4,8 м);
  • Roadsters (двухместные открытые автомобили);
  • Small off-roaders (маленькие внедорожники);
  • Large off-roaders (большие внедорожники);
  • Small MPVs (маленькие минивэны);
  • Large MPVs (большие минивэны);

Франция

Во Франции система классификации автомобилей использовалась для налогообложения автотранспорта.

До 1998 года ключевым элементом этой системы было понятие фискальной (или налоговой) лошадиной силыCheval vapeur fiscal, CV, в которых измерялась условная величина мощности мотора, рассчитываемой с целью определения его налоговой категории.

Величина налоговой мощности рассчитывалась в зависимости от количества цилиндров, диаметра цилиндра и хода поршня, а также максимальных рабочих оборотов двигателя, и не имела отношения к реальной мощности мотора. Конкретная формула расчёта CV менялась в 1958 году, затем снова в 1978.

Некоторые французские производители автомобилей даже использовали налоговую мощность двигателя в качестве обозначения своих моделей. Например, Citroën 2CV имел 2 налоговые лошадиные силы, мощность мотора при этом составляла 9 л. с. Citroën Traction Avant, или Citroën 7CV, имел 7 налоговых лошадиных сил, а его двигатель развивал уже 32 л. с.

С июля 1998 года для расчёта налогов стала использоваться реальная мощность двигателя в кВт.

Испания

В Испании в качестве основания для классификации также используется условная налоговая мощность двигателя. Она рассчитываются в зависимости от рабочего объёма двигателя.

Кроме того, в настоящее время используется коэффициент пересчёта для экологически «грязных» двухтактных двигателей, делающий их использование менее выгодным с точки зрения налогов.

Северная Америка

В Северной Америке исторически сложилась система классификации автомобилей, основанная на длине колесной базы и (в последнее время) объёме полезного пространства салона (interior passenger space). Критерии классификации претерпевали серьезные изменения с течением времени.

В настоящее время (с 1985 года), согласно документу Title 40—Protection of Environment, Section 600.315-82 Classes of comparable automobiles, в рамках данной классификации, выделяются по полезному объёму салона [5] :

  • Мини (minicompact car, до 85 фут³), примерно соответствует европейским A-B
  • Субкомпактный (sub-compact cars, subcompacts, 85-99,9), примерно соответствует европейскому B
  • Компактный (compact cars, compacts, 100—109,9), примерно соответствует европейскому C
  • Среднеразмерные автомобили (mid-size cars, intermediates, 110—119,9), примерно соответствует европейскому D
  • Полноразмерные автомобили (large cars, full-size cars, standard size cars, 120 и более), примерно соответствует европейскому E-F

Отдельные категории по объёму салона существуют для автомобилей с кузовом «универсал»:

  • Small station wagon (до 130 куб. футов)
  • Midsize station wagon (130—160)
  • Large station wagon (более 160)

По аналогии с этой классификацией, в Америке внедорожники, называемые SUV — Sport-Utility Vehicles, так же делят на:

Вплоть до 1980-х годов в основе этой классификации лежал параметр длины колесной базы, цифры которой многократно пересматривались в сторону их уменьшения.

Историческая справка

«Форду», «Плимуту» или «Шевроле» по этой «табели о рангах» было положено быть несколько меньше и существенно дешевле, чем, скажем, «Меркьюри», «Крайслеру» или «Олдсмобилу», тем более — «Линкольну», «Импириэлу», «Бьюику» или «Кадиллаку». Но всё же, они все считались просто «обычными автомобилями», без разделения на размерные классы. Вместо этого часто применялось разделение по ценовым категориям (в оригинале — Fields), степени престижности и уровню оснащённости. Самые дорогие и хорошо оснащённые модели называли Fine Cars — дословно, «хорошие, высокопробные, высококачественные (и так далее) автомобили». Естественно, это было весьма расплывчатое определение, и опять же — относящееся скорее к марке, выпустившей автомобиль, от которого потребитель уже ждал соответствующего уровня оснащённости и престижа, и позиционированию, а не конкретным техническим параметрам или наличию конкретного оснащения.

В конце 1940-х годов обычный американский автомобиль непрестижной массовой марки (Low Price Field) — Ford, Chevrolet, Plymouth — имел длину порядка 4,9 — 5,1 метра при колёсной базе 2,8 — 3,0 метра. Выпускавшиеся под более престижными и дорогими марками автомобили были крупнее — достигали в длину 5,5 метров при базе свыше 3 м.

После Второй мировой войны экономика США была на подъёме, покупательная способность населения росла, и впоследствии размеры автомобилей постоянно, с каждым рестайлингом, увеличивались. К концу 1950-х годов длина американского автомобиля начальной ценовой категории достигала уже в среднем 5,3 — 5,4 метра, дорогие же были ещё крупнее, до 5,8 м.

В начале 1950-х годов впервые появилась необходимость как-то обозначить эти «обычные» автомобили с появлением так называемых «компактных» автомобилей (Compact Cars), а в особенности — с их массовым распространением в начале 1960-х. «Обычные» автомобили тогда так и стали называть — «стандартные» (Standard Cars), или «полноразмерные» (Full-sized Cars). Сегодня EPA — агентство при федеральном правительстве США официально использует для них другой термин — «большие автомобили», Large Cars.

Сами же «компакты» появились в массовых количествах в конце 1950-х годов из-за начавшегося спада в экономике США, когда резко возрос (а фактически — впервые начался в массовых масштабах) импорт иностранных автомобилей — небольших, по местным меркам,— что заставило крупные американские автостроительные компании обратить внимание на этот сегмент рынка, ранее игнорируемый ими как «малодоходный» и занятый импортными производителями и сравнительно мелкими американскими фирмами, такими как Nash.

Как результат, в 1960-м модельном году, начавшемся осенью 1959-го календарного года, все компании детройтской «Большой Тройки» вышли на рынок со своими вновь разработанными «компактными» моделями. По размеру они существенно превосходили европейский импорт, имея длину порядка 4,5 — 4,8 м при колёсной базе 2,6-2,8 м. Таким образом на практике это были большие по современным меркам автомобили, размером с советскую «Волгу» или чуть меньше, соответствующие наиболее крупным европейским моделям вроде Ford Zephyr или Opel Kapitan. Однако для американского покупателя того времени такое уменьшение размеров оказалось слишком резким. «Компакты» воспринимались большинством как излишне маленькие, и, несмоторя на большой коммерческий успех, считались всё же несколько неполноценными автомобилями.

Поэтому в начале 1960-х годов (точная дата — 1962 модельный год и появление модели Ford Fairlane) появились и «среднеразмерные» (Intermediates, Mid-sized Cars) автомобили, промежуточные по габаритам между «полноразмерными» и «компактными». По размеру они примерно соответствовали «обычным» автомобилям конца 1940-х годов или «полноразмерным» автомобилям начала-середины 1950-х годов, то есть имели длину порядка 5 метров. «Полноразмерные» же модели начальной ценовой категории достигли к этому времени длины в 5,4 — 5,6 метра.

В середине 1970-х годов к этим размерным классам добавились «субкомпакты» (Sub-compact Cars), созданные как ответ на очередной рост импорта европейских и японских автомобилей, а также на нефтяной кризис 1973 года. Они представляли собой либо «перелицованные» европейские и японские модели будущего «гольф-класса», либо разработанные в США их аналоги. Длина «полноразмерных» автомобилей к этому времени вплотную приблизилась к цифре 5,8 — 6 метров, «среднеразмерных» — к длине «полноразмерных» начала 1960-х, то есть порядка 5,3 — 5,4 метра. «Компактами» называли уже автомобили длиной около 5 м.

Во второй половине 1970-х в условиях углубления топливного кризиса произошёл пересмотр классификации, после которого ранее считавшиеся полноразмерными автомобили были последовательно сняты с производства, их место заняли модели, которые ранее посчитали бы среднеразмерными, бывшие «компакты» заняли место «мид-сайзов», и так далее. В США принято называть это повсеместное уменьшение размеров автомобилей Downsizing или, неформально, «Великое усыхание» — The Great Shrink. В итоге именно такая классификация используется до сих пор, хотя были попытки пересмотреть устоявшиеся критерии.

Следует заметить, что классификация становилась всё более запутанной из-за неодновременного перехода на новые критерии разными производителями. Например, корпорация GM провела downsizing своих моделей на несколько лет раньше остальных американских производителей, и эти её новые полноразмерные модели несколько лет соответствовали среднеразмерным моделям конкурентов, например формально полноразмерный Chevrolet Caprice соответствовал среднеразмерному Ford LTD II, а полноразмерный Ford LTD вплоть до 1979 модельного года «донашивал» старый кузов и прямого аналога в модельных рядах подразделений GM не имел. Со временем количество таких несоответствий только накапливалось.

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0

Оцените статью
Все про машины