- Стартер КАМАЗа
- Устройство стартера
- Технические характеристики
- Принцип работы стартера на КАМАЗе
- Как снимать стартер на КАМАЗе?
- Типичные неисправности стартера и способы их диагностики
- Другие статьи
- Как снять стартер с КАМАЗа видео. Как снять стартер с камаза
- Функционал
- Блок предохранителей
- Процесс установки
- Сколько стоит
- Варианты поломок
- Блок реле за панелью выключателей
- Функционал
- Неисправности и ремонт стартера
- Процесс установки
Стартер КАМАЗа
В данной статье речь пойдет о стартере КАМАЗа. Мы расскажем, из каких механизмов и устройств он состоит, как его снимать и ремонтировать. Подробнее остановимся на типичных поломках и неисправностях данного механизма.
Наверное, каждого будущего автомобилиста в детстве, во время первого знакомства с машиной, поражало, как маленькое устройство под названием стартер приводит в действие огромный тяжелый двигатель. Вот стоит неподвижная глыба, дремлет, казалось бы, крепким сном. но стоит провернуть ключ и нажать кнопку, как неведомая сила заставляет КАМАЗ рычать и извергать устрашающие звуки, словно разбуженный во время спячки медведь. Магия — не иначе! Это уже потом мы выросли и узнали, что никакой магии нет, а отвечает за это чудесное превращение стартер. О нём и пойдёт речь в нашей статье.
Устройство стартера
Стартер КАМАЗа представляет собой электродвигатель с тяговым электромагнитным реле и механическим приводом. Устройство устанавливается на картере маховика с левой стороны мотора. Тип крепления — фланцевый (три болта и шпилька).
Электродвигатель — четырёхполюсный, постоянного тока с последовательным возбуждением. Он состоит из следующих частей:
— корпус;
— якорь стартера;
— передняя и задняя крышки;
— вал привода;
— обмотка возбуждения привода;
— щетка;
— коллектор.
Корпус стартера КАМАЗа изготавливают из малоуглеродистой стали. Он служит магнитопроводом, на котором закрепляют полюсные сердечники. Корпус закрыт двумя крышками: передняя прикрывает механизм привода, а задняя — щеточно-коллекторный узел.
Обмотка возбуждение привода стартера разделена на две параллельные ветви (в каждой из которых находятся по две последовательно-соединенных катушки). Для обмотки используют медный провод прямоугольного сечения: один конец подключают к изолированному выводу на корпусе, а другой — к положительным щёткам. Сами катушки пропитаны лаком и оплетены хлопчатобумажной лентой, а витки заизолированы кабельной бумагой.
Якорь включает в себя следующие элементы:
— обмотка;
— вал с корректором;
— сердечник, набранный из листов электротехнической стали.
Коллектор стартера КАМАЗа служит для поддержания постоянного вращающего момента.
Обмотка якоря производится проводом с прямоугольным сечением. Тип обмотки — волновой. В каждый паз сердечника уложено два провода (витки изолированы друг от друга и от сердечника). Концы проводов укладываются в прорези медных пластин коллектора, а затем припаиваются к ним.
Щетки изготавливают из медно-графитового свинцового сплава с добавлением олова, что уменьшает износ коллектора и препятствует падению напряжения.
Технические характеристики
На автомобилях КАМАЗ устанавливается стартер Ст-142б, который имеет следующие технические характеристики:
— номинальное напряжение — 24 В;
— мощность — 7722 Вт, 10,5 л.с.;
— напряжение, необходимое для включения тягового реле — 8 В;
— минимальная высота щеток — 13 мм (исходная — 19-20 мм);
— давление щеточных пружин — 1,75-2,04 кгс;
— количество оборотов якоря при холостом ходе — 5500-6400 об/мин;
— сила тока холостого хода — до 130 А.
Принцип работы стартера на КАМАЗе
Стартер включается путём поворота ключа зажигания в нефиксированное положение. После пуска двигателя ключ необходимо сразу же отпустить.
Тяговое реле, при прохождении тока, принудительно вводит в зацепление зубчатый венец маховика и шестерню привода, а также замыкает контакты питания стартера. При этом якорь начинает вращаться, передавая свой крутящийся момент через шестерню привода на зубчатый венец маховика. После того, как двигатель заработает самостоятельно, шестерня выйдет из зацепления с маховиком.
Как снимать стартер на КАМАЗе?
Ремонт стартера осуществляется на специальном стенде, поэтому устройство необходимо не только снять с машины, но и разобрать. Для этого необходимо провести следующие манипуляции:
— открутить гайки на корпусе стартера и крышке реле;
— снять перемычки между обмоткой возбудителя и выводным болтом тягового реле;
— открутить гайки, которые крепят траверсу (они находятся на крышке реле со стороны коллектора);
— отогнуть замковые шайбы;
— открутить болты и снять крышку со стороны коллектора;
— открутить винты, которые крепят щетки и выводы обмотки к траверсе;
— снять щетки;
— отвертеть винт на регулировочном фланце;
— снять ось рычага;
— открутить винт со стороны крышки привода;
— снять реле вместе с якорем;
— отогнуть замковые шайбы и открутить болты;
— снять крышку со стороны привода (крышку привода необходимо снимать вместе с приводом и рычагом);
— снять упорную шайбу, из корпуса вытащить якорь стартера.
После данных процедур можно приступать к ремонту или диагностике стартера.
Типичные неисправности стартера и способы их диагностики
Для стартера на КАМАЗе характерны следующие неисправности:
- при включении зажигания стартер не срабатывает;
- не включается тяговое реле;
- при включении стартер издает повторяющиеся щелчки реле, шестерня привода задевает венец маховика;
- при работе стартера слышен шум шестерен;
- якорь стартера совершает вращения, но при этом не проворачивает коленчатый вал.
При возникновении ситуации номер 1 следует проверить втягивающую обмотку тягового реле: возможен обрыв цепи или короткое замыкание. В случае необходимости замените втягивающие реле. Также причиной неисправности, указанной в пункте 1, может быть отсутствие контакта между коллектором и щетками. В таком случае необходимо заменить щетки или их пружины.
Если после всех этих процедур стартер всё еще не работает, тогда попробуйте заменить реле РС530, возможно, оно вышло из строя.
В случае, если не включается тяговое реле (пункт 2), необходимо:
— проверить обмотку реле РС530, если нужно — перемотать её;
— проверить исправность выключателя стартера;
— убедиться, что втягивающая обмотка на тяговом реле цела (возможен обрыв). В противном случае придется заменить всё реле.
Если при работе стартера КАМАЗа слышны щелчки и удары (пункт 3), необходимо:
— проверить надежность контакта цепи тягового реле стартера. Если есть неисправности — устранить их;
— убедиться, что исправна обмотка и контактные соединения реле РС530. При необходимости заменить реле РС530 или перемотать обмотку.
Причины неисправности, указанной в пункте №4, могут быть следующими:
— неправильно отрегулирован момент замыкания контактов тягового реле. Для устранения неисправности необходимо отрегулировать зазор между упорной шайбой и шестерней;
— забитые торцы зубьев шестерни венца маховика или привода стартера. Есть несколько способов устранения данной неисправности. Первый — заменить шестерню привода или венец маховика. Второй — восстановить зубья путём наплавки. Третий — зачистить неровности на зубьях.
Если стартер на КАМАЗе проворачивает якорь, но никак не взаимодействует с коленчатым валом (пункт №5), необходимо:
— проверить правильность регулировки стартера;
— убедиться в целостности зубьев венца маховика и шестерен привода.
Стартер КАМАЗа — это довольно сложное устройство, ремонт которого необходимо проводить на специальном стенде. Если у Вас нет нужного оборудования и достаточного опыта, тогда лучше довериться специализированным СТО.
Другие статьи
Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.
В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.
Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.
Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.
Источник статьи: http://www.autoopt.ru/articles/products/2265081
Как снять стартер с КАМАЗа видео. Как снять стартер с камаза
Основными элементами системы электрического пуска автомобиля КамАЗ являются (рисунок 16.1):
— стартер СТ142Б2 М1;
— две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП (G2, G3);
— выключатель приборов и стартера ВК353 (или ВК354) S21;
— реле блокировки стартера 3302.3777 (V2);
— розетка внешнего пуска ПС315 Х35;
При переводе ключа выключателя приборов и стартера ВК353 (рисунок 16.1) в положение I на вывод 2 реле блокировки стартера подается питание от аккумуляторной батареи. При этом триггер принимает свое исходное состояние при котором реле включения стартера РС530 соединено с корпусом автомобиля. При пуске двигателя ключ выключателя приборов и стартера устанавливают в положение II.
Срабатывает реле включения стартера РС530. Ток через обмотку реле протекает по пути: «+» аккумуляторной батареи, контакты ВК353, вывод К, обмотка реле включения стартера, вывод 3 реле блокировки стартера, открытый транзистор триггера реле (рисунок 4.28), вывод 1, «масса», «-» аккумуляторной батареи.
Контакты реле включения стартера замыкаются и подключают тяговое реле стартера к АКБ. Одновременно тяговое реле через двуплечий рычаг вводит шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика. Ток от «+» AКБ протекает через замкнутые контактным диском болты тягового реле на электродвигатель стартера, корпус и «-» батареи. При вращении коленчатого вала двигателя импульсы положительной полярности (от датчика тахометра или генератора) поступают на вход 4 реле блокировки стартера, а скорость вращения маховика превышает скорость шестерни привода. Происходит пробуксовка храповой муфты.
Рисунок 16.1 — Система электропуска КамАЗ
При определённой частоте вращения коленчатого вала реле блокировки прерывает цепь питания обмотки реле включения стартера и стартер выключается. Для повторного включения стартера необходимо перевести выключатель приборов и стартера сначала в положение О («выключено»), а затем последовательно в положение I и II.
Дублирующий выключатель ВК317А2 используется для пуска двигателя при выполнении регулировочных работ в моторном отсеке автомобиля.
Функционал
Существует реле двух видов. Первое непосредственно включает стартер, запуская работу основного механизма. Находится внутри двигателя. Второе, собственно, втягивающее, располагается на самом стартере, выполняя более развернутый функционал.
- Электрический ток между электромагнитом и моторчиком стартера необходимо правильно перераспределять. Нарушение работы втягивающей функции приводит к дисбалансу, нарушая систему запуска.
- Стартер имеет несколько основных узлов, отвечающих за запуск мотора. Реле помогает грамотно синхронизировать работу между важными отсеками запускного механизма.
- Простой механический момент: зубцы маховика зацепляются за шестерни бендикса. Бендикс — деталь, передающая крутящий момент, регулирующая высокие обороты двигателя. При первоначальном запуске двигатель всегда начинает работать на повышенных оборотах. Работать в таком режиме постоянно ДВС нельзя, поэтому обороты постепенно сбрасываются, становясь холостыми.
- После запуска мотора шестерни необходимо вернуть в первоначальное состояние, так как механизм отработал свой функционал до следующего запуска.
Иными словами, обобщая вышесказанное, можно резюмировать работу втягивающего реле следующим образом: рабочий процесс шестерен нужно синхронизировать, бендикс после отработки убирается от маховика. Иногда его называют просто тяговым. Тяговая сила самая важная в современных автомобилях, поэтому детали, работающие на создание тяги, будут играть первостепенную роль.
Являясь самостоятельной жизненно важной деталью, уровень работы компонента будет проверяться на очередном этапе технического обслуживания. Проведение диагностики электрики — важный этап общей диагностики автомобиля. Иногда из-за маленького незначительного узла ломается целый большой механизм, парализуя работу тягача. Кроме того, грузовики обычно работают напряженнее легковых автомобилей, поэтому особенно важно раннее выявление возможных поломок.
Деталь имеет электромагнитную основу, втягивающую, удерживающую обмотки, схему включения стартера, сердечник возвратной пружины. Внешне деталь напоминает гильзу, глухую с одной стороны. Вторая сторона сопрягается с вилкой, толкающей носовую часть будто рычагом. Вилка фиксируется на центральной части оси, где перемещает бендикс, после чего срабатывает электромагнит. Ввиду такого замысловатого строения, рассмотрим процесс завода Камаза чуть более детально.
- Поворачиваем ключ зажигания. Стоит отметить, что в теплое время года зажигание лучше «схватывается» именно благодаря наиболее благоприятной для создания электромагнитного поля температуре.
- Магнитное поле быстро набирает обороты, толкая якорь. Якорь стартера служит проводником между элементами крепления и муфтой, представляя собой ось из легированной стали, имеет пазы, укладывающие обмотки якоря. Якорь постепенно сжимает возвратную пружину.
- Конец вилки продвигается к маховику. Выталкивая шестерню, двигая бендикс, зацепляет зубчатый венец маховика. Маховик с бендиксом ломаются очень редко, детали очень прочные, помимо прочего их взаимодействие происходит достаточно плавно, увеличивая временной ресурс работы.
- После завершения процесса зацепления контакты замыкаются, интегрируя работу схемы втягивающего реле.
- Втягивающая обмотка очень мощная, может преодолеть сопротивление возвратной пружины, поэтому после запуска она отключается, фиксируя плотно якорь.
- После выключения зажигания происходит обратный процесс: запчасти между собой размыкаются, отключается ток, якорь стартера занимает исходное положение, бендикс выходит из связки сцепления маховика.
Втягивающее реле — надежная деталь, служащая очень долго. Зачастую грузовик проходит множество циклов перед глобальным техническим обслуживанием, чтобы возникли непредвиденные проблемы с данным узлом стартера. Наиболее вероятен выход из строя любых других запчастей, имеющих более резкое механическое взаимодействие. Конструкция электромагнитных деталей Камаза устроена очень надежно.
Блок предохранителей
Фото — схема
Общее обозначение
ряд F2
1 | Резерв |
2 | Ближний свет правый, корректор |
3 | Ближний свет левый |
4 | Задний противотуманный фонарь |
5 | Дальний свет правый, контрольная лампа дальнего света |
6 | Дальний свет левый |
7 | Резерв |
8 | Габарит правый, подсветка приборов |
9 | Габарит левый |
10 | Противотуманные фары |
11 | Центральный переключатель света, прожектор |
12 | Маяки |
13 | Спальное место, подкапотная лампа, фонари автопоезда |
ряд F3
1 | Блокировка колес, радиоприёмник |
2 | Сигнализатор утечки газа (на газовых автомобилях) |
3 | Коробка отбора мощности, дневные ходовые огни, лебедка |
4 | Электромагнитная муфта охлаждения двигателя, фонари заднего хода |
5 | Обмотка реле выключателя массы |
6 | Зуммер (звуковой сигнал), обмотка реле сигналов торможения |
7 | Обмотка возбуждения генератора, подкачка шин |
8 | Плафоны, подсветка вещевого ящика, питание комбинации приборов |
9 | Розетка светильника подвесного, электродвигатели отопителя |
10 | Звуковые сигналы, «+» розетки прицепа, сигналы торможения |
11 | Вентилятор обдува водителя |
12 | Резерв |
13 | Обогрев зеркал, подогрев сидений |
ряд F4
1 | Резерв |
2 | Электронный спидометр, электронный тахометр |
3 | АБС тягача |
4 | АБС прицепа |
5 | Приборы, электронный спидометр, электронный тахометр |
6 | АБС тягача, реле (клапан) моторного тормоза |
7 | АБС прицепа |
8 | Датчик уровня газа (на газовых автомобилях) |
9 | Питание стеклоочистителя |
10 | Питание блока системы управления двигателем |
11 | Электро факельное устройство |
12 | Резерв |
13 | Резерв |
ряд F6 (для двигателей КАМАЗ)
1 | Блок управления двигателем |
2 | Блок управления двигателем |
3 | Разъем диагностики |
Реле торможения | |
4 | Контрольные лампы |
5 | Контрольные лампы |
6 | Блок управления пневмо подвеской |
7 | Насос мочевины |
8 | Насос мочевины |
Датчик NOх | |
9 | Резерв |
10 | Резерв |
11 | Блок управления АКПП |
12 | Сигнал торможения ретардером |
13 | Блок управления АКПП |
ряд F6 (для двигателей CUMMINS)
1 | Блок управления двигателем |
2 | Блок управления двигателем |
3 | Разъем диагностики |
4 | Резерв |
5 | Блок управления пневмо подвеской |
6 | Блок управления пневмо подвеской |
7 | Насос дозирующий |
8 | Реле линий подогрева мочевины |
Насос дозирующий | |
9 | Резерв |
10 | Датчик NOх |
11 | Блок управления АКПП |
12 | АКПП, сигнал торможения ретардером |
13 | Блок управления АКПП |
Процесс установки
Камаз имеет полностью разборную систему запуска, поэтому ремонт, монтаж, демонтаж вполне можно производить самостоятельно, учитывая технологические особенности процесса.
- Первоначально необходимо покрыть плоскости контактов специальным герметиком, «съедающим» лишние электромагнитные излучения.
- Реле соединяется с рычагом привода, закрепляется гайками.
- Затем присоединяется основной электрический провод питания.
- После необходимо проверить верно ли установлено реле, потом перезакрепить механизм будет невозможно без тотального разбора.
- После завершения проверок стартер занимает свое место.
Чтобы заменить реле стартера необходимо запастись набором следующих инструментов: гаечными ключами соответствующих размеров, удлинителем торцовых головок, торцевой головкой, отверткой. Перед началом проведения работ необходимо совершенно исключить наличие окалин, окисление клемм, разрядку аккумуляторной батареи, наличие поврежденной проводки, плохое крепление контактов. Далее распишем небольшой чек-лист выполнения работ.
- Минусовой провод отсоединяется от аккумулятора.
- Гайки хомутов необходимо немного отвернуть, чтобы резьба слегка ослабилась.
- Снимаем шланг воздухозаборника, который вначале отсоединяется от воздушного фильтра, потом от самого воздухозаборника.
- Отворачиваем гайки, фиксирующие теплоизоляционный щит, при помощи удлинителя торцевых головок откручиваем болт крепления щитка и кронштейна опоры.
- Теплоизоляционный щит можно снять, откручиваем болты нижнего, верхнего креплений.
- Разъем вывода стартера удаляется, отворачивается гайка, снимается присутствующий провод благодаря уже снятому верхнему болту. Стартер вытаскивается аккуратно вертикально вверх.
- Реле вытягивается торцевым ключом, аккуратно отворачивается гайка крепежа. Теперь фиксирующие болты также можно вывернуть.
Данным образом выглядит демонтаж старого стартера. Соответственно, установка нового будет происходит совершенно зеркально.
Абсолютно другой момент — установка дополнительного реле, которое уже крепится в любом удобном месте. Наиболее популярная локация — бочок омывателя. Можно удобно провести необходимые провода, главное — надежно закрепить, избегая повреждений.
Сколько стоит
Средняя стоимость стартера на КамАЗ составляет 9,5 тыс. рублей.
Наименьшая высота щетки, см | 1,3 |
Давление пружин щеток, кгс | От 1,75 до 2,06 |
Максимальное количество оборотов якоря | 6400 |
Наибольшая сила тока холостого хода, А | 150 |
Емкость аккумуляторной батареи | 190 А*ч |
Направление вращения механизмов | Правое |
Шестерня приводов | Есть |
Количество зубьев | 10 |
Модуль шестерни, мм | 3,75 |
Угол, под которым расположены зубья | 20° |
Масса, кг | 24,7 тыс. |
Сила натяжения щеток, Н | От 10 до 14 |
Напряжение во время включения холостого хода, В | 12 |
Сечение провода, мм | 2,26*3,53 |
Количество полюсов | 4 |
Количество витков на катушках | 8 |
Частота вращения вала | Не менее 4 тыс. оборотов в минуту |
Варианты поломок
Вечных запчастей не существует, поэтому важно вовремя «поймать» момент поломки важного запускного узла, тормозящего работу всего грузовика. Почему ломается реле?
- Происходит внутреннее выгорание пятаков — пластин.
- Зачастую сгорает хрупкая обмотка.
- Усталость металла, последующее разрушение металлических компонентов.
Первоочередной симптом поломки — отсутствие реакции двигателя на поворот ключа зажигания. Когда несколько попыток заканчиваются ничем, стоит приготовиться к ремонту. Сам стартер устроен достаточно просто, имея инструкцию, даже любитель сможет разобрать его, устранив неисправность. Наиболее важно правильно произвести демонтаж, правильно после подключить все компоненты. Первоначально определяется место поломки. Начало поисков наиболее часто приходится на замок зажигания — первоначальный рубеж электротока. Самый верный симптом — отсутствие звуков запуска двигателя при повороте ключа. Щелчки, шум вращающегося вала, можно попробовать замкнуть металлическим предметом болты на тыльной части, подавая напряжение напрямую на обмотки. Любые поломки видны наглядно только после разборки. Проверить удаленно можно только обмотку, воспользовавшись омметром. Сопротивление корпусов с концами должно достигать минимум 10 кило Ом, более низкий показатель означает неисправность обмоток.
Любое движение автомобиля начинается с запуска двигателя внутреннего сгорания. Запуск мотора — процесс вращения коленчатого вала, пока топливная смесь не воспламенится. Именно таким образом работает система пуска, занимающая примерно секунду-две, если двигатель полностью исправен. Система пуска устроена достаточно сложным образом, состоит из множества мелких, однако весьма значительных деталей. Среди них явно выделяется втягивающее реле стартера. Маленькая неприглядная деталь запускает весь механизм, играя самую важную роль данного процесса. Если остальные запчасти весьма второстепенно участвуют в запускном режиме, нерабочее состояние данного компонента способно полностью парализовать транспортное средство. Камаз оснащен двойной «порцией» запускного механизма, как многие другие грузовики. Первоочередно такое строение связано с более сложной системой впрыска двигателя грузовиков.
Камаз имеет свою систему электроснабжения, устроенную по принципу усиленного момента. Ввиду непростых эксплуатационных условий тягачей, напряженной бесперебойно работы, частых пусковых процессов, необходимо, чтобы искра появлялась независимо от температуры воздуха, влажности, разряженности воздуха, напряжения внутри контактов. Поэтому среди основных элементов системы электрического пуска Камаза можно выделить следующие:
- Непосредственно стартер.
- Аккумуляторные батареи (на Камазе установлено две — основная, резервная).
- Система выключения приборов.
- Розетка внешнего пуска.
- Реле блокировки.
При должном обслуживании, правильной эксплуатации данные блоки работают достаточно долго. Очень важно обеспечивать правильное внешнее обслуживание: следить за процессами окисления, перегорания, перетирания проводов.
Блок реле за панелью выключателей
Схема
Назначение
- Реле АБС
- Реле блокировки стартера
- Реле торможения
- Реле сцепления
- Реле подогрева топлива
- Реле ЭФУ
- Реле дневных ходовых огней
- Реле датчика останова платформы
- Реле заднего противотуманного фонаря
- Реле масло отделителя.
Функционал
Существует реле двух видов. Первое непосредственно включает стартер, запуская работу основного механизма. Находится внутри двигателя. Второе, собственно, втягивающее, располагается на самом стартере, выполняя более развернутый функционал.
- Электрический ток между электромагнитом и моторчиком стартера необходимо правильно перераспределять. Нарушение работы втягивающей функции приводит к дисбалансу, нарушая систему запуска.
- Стартер имеет несколько основных узлов, отвечающих за запуск мотора. Реле помогает грамотно синхронизировать работу между важными отсеками запускного механизма.
- Простой механический момент: зубцы маховика зацепляются за шестерни бендикса. Бендикс — деталь, передающая крутящий момент, регулирующая высокие обороты двигателя. При первоначальном запуске двигатель всегда начинает работать на повышенных оборотах. Работать в таком режиме постоянно ДВС нельзя, поэтому обороты постепенно сбрасываются, становясь холостыми.
- После запуска мотора шестерни необходимо вернуть в первоначальное состояние, так как механизм отработал свой функционал до следующего запуска.
Иными словами, обобщая вышесказанное, можно резюмировать работу втягивающего реле следующим образом: рабочий процесс шестерен нужно синхронизировать, бендикс после отработки убирается от маховика. Иногда его называют просто тяговым. Тяговая сила самая важная в современных автомобилях, поэтому детали, работающие на создание тяги, будут играть первостепенную роль.
Являясь самостоятельной жизненно важной деталью, уровень работы компонента будет проверяться на очередном этапе технического обслуживания. Проведение диагностики электрики — важный этап общей диагностики автомобиля. Иногда из-за маленького незначительного узла ломается целый большой механизм, парализуя работу тягача. Кроме того, грузовики обычно работают напряженнее легковых автомобилей, поэтому особенно важно раннее выявление возможных поломок.
Деталь имеет электромагнитную основу, втягивающую, удерживающую обмотки, схему включения стартера, сердечник возвратной пружины. Внешне деталь напоминает гильзу, глухую с одной стороны. Вторая сторона сопрягается с вилкой, толкающей носовую часть будто рычагом. Вилка фиксируется на центральной части оси, где перемещает бендикс, после чего срабатывает электромагнит. Ввиду такого замысловатого строения, рассмотрим процесс завода Камаза чуть более детально.
- Поворачиваем ключ зажигания. Стоит отметить, что в теплое время года зажигание лучше «схватывается» именно благодаря наиболее благоприятной для создания электромагнитного поля температуре.
- Магнитное поле быстро набирает обороты, толкая якорь. Якорь стартера служит проводником между элементами крепления и муфтой, представляя собой ось из легированной стали, имеет пазы, укладывающие обмотки якоря. Якорь постепенно сжимает возвратную пружину.
- Конец вилки продвигается к маховику. Выталкивая шестерню, двигая бендикс, зацепляет зубчатый венец маховика. Маховик с бендиксом ломаются очень редко, детали очень прочные, помимо прочего их взаимодействие происходит достаточно плавно, увеличивая временной ресурс работы.
- После завершения процесса зацепления контакты замыкаются, интегрируя работу схемы втягивающего реле.
- Втягивающая обмотка очень мощная, может преодолеть сопротивление возвратной пружины, поэтому после запуска она отключается, фиксируя плотно якорь.
- После выключения зажигания происходит обратный процесс: запчасти между собой размыкаются, отключается ток, якорь стартера занимает исходное положение, бендикс выходит из связки сцепления маховика.
Втягивающее реле — надежная деталь, служащая очень долго. Зачастую грузовик проходит множество циклов перед глобальным техническим обслуживанием, чтобы возникли непредвиденные проблемы с данным узлом стартера. Наиболее вероятен выход из строя любых других запчастей, имеющих более резкое механическое взаимодействие. Конструкция электромагнитных деталей Камаза устроена очень надежно.
Неисправности и ремонт стартера
КамАЗ – весьма ремонтопригодный грузовик. При возникновении неисправностей устранить поломку можно самостоятельно. Рассмотрим типичные проблемы со стартером Ст-142б:
- При включении зажигания устройство не срабатывает. В данном случае необходимо проверить обмотку тягового реле. Возможно, произошло короткое замыкание или обрыв цепи. В зависимости от характера поломки требуется заменить втягивающее. Также причиной поломок может послужить отсутствие контакта между щетками и коллектором. В данном случае проверяют давление щеточных пружин. Если оно составляет меньше 1,8 кгс, элемент меняют на новый.
- Не срабатывает тяговое реле. Необходимо проверить обмотку дополнительного реле и убедится в целостности втягивающей обмотки. Также проверяют надежность контакта в цепи и все соединения.
- При включении стартера появляются характерные щелчки дополнительного реле. Приводная шестерня заедает о венец маховика. Возможно, причина скрывается в неправильно настроенном моменте замыкания контактов тягового реле. Как исправить это? Зазор выставляют между шестерней и упорной шайбой. Далее, проверяют работу механизма. Если симптомы повторяются, возможно, была забита торцевая часть привода стартера или зубьев венца маховика. Устранить неисправность можно несколькими способами. Первый – восстановить зубья при помощи наплавки. Второй – заменить венец маховика либо шестерню привода. Третий способ подразумевает зачистку неровностей на зубьях.
- Во время работы якорь проворачивается, но не взаимодействует с маховиком. Коленчатый вал не прокручивается. В этой ситуации требуется проверить целостность зубьев маховика, а также приводной шестерни. Также производят повторную регулировку стартера.
Процесс установки
Камаз имеет полностью разборную систему запуска, поэтому ремонт, монтаж, демонтаж вполне можно производить самостоятельно, учитывая технологические особенности процесса.
- Первоначально необходимо покрыть плоскости контактов специальным герметиком, «съедающим» лишние электромагнитные излучения.
- Реле соединяется с рычагом привода, закрепляется гайками.
- Затем присоединяется основной электрический провод питания.
- После необходимо проверить верно ли установлено реле, потом перезакрепить механизм будет невозможно без тотального разбора.
- После завершения проверок стартер занимает свое место.
Чтобы заменить реле стартера необходимо запастись набором следующих инструментов: гаечными ключами соответствующих размеров, удлинителем торцовых головок, торцевой головкой, отверткой. Перед началом проведения работ необходимо совершенно исключить наличие окалин, окисление клемм, разрядку аккумуляторной батареи, наличие поврежденной проводки, плохое крепление контактов. Далее распишем небольшой чек-лист выполнения работ.
- Минусовой провод отсоединяется от аккумулятора.
- Гайки хомутов необходимо немного отвернуть, чтобы резьба слегка ослабилась.
- Снимаем шланг воздухозаборника, который вначале отсоединяется от воздушного фильтра, потом от самого воздухозаборника.
- Отворачиваем гайки, фиксирующие теплоизоляционный щит, при помощи удлинителя торцевых головок откручиваем болт крепления щитка и кронштейна опоры.
- Теплоизоляционный щит можно снять, откручиваем болты нижнего, верхнего креплений.
- Разъем вывода стартера удаляется, отворачивается гайка, снимается присутствующий провод благодаря уже снятому верхнему болту. Стартер вытаскивается аккуратно вертикально вверх.
- Реле вытягивается торцевым ключом, аккуратно отворачивается гайка крепежа. Теперь фиксирующие болты также можно вывернуть.
Данным образом выглядит демонтаж старого стартера. Соответственно, установка нового будет происходит совершенно зеркально.
Абсолютно другой момент — установка дополнительного реле, которое уже крепится в любом удобном месте. Наиболее популярная локация — бочок омывателя. Можно удобно провести необходимые провода, главное — надежно закрепить, избегая повреждений.
Источник статьи: http://ltruck-service.ru/obsluzhivanie/podklyuchenie-startera-kamaz.html