10 причин перегрева мотора
#1 OFFLINE Greck
- Откуда Харьков
Хорошее время лето, вот только у многих автомобилистов возникает дополнительная проблема. Стоя в пробках, внимательно и настороженно наблюдают они, как неуклонно лезет вверх температура двигателя. Еще не хватало «закипятить» мотор на дороге!
Помимо нервотрепки, потери времени, которое требуется на периодические стоянки с открытым капотом, удара по престижу и репутации, вызванному либо сочувственными, либо презрительными взглядами из проезжающих мимо машин, все это крайне неполезно для мотора.
Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у мотора есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам. Во-первых, это маслоотражательные колпачки клапанов. Резинка, что с нее возьмешь!
Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любит. Во-вторых, это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость. И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону. Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревами.
И даже не это самое страшное. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией. И деформация может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами.
Почему же вдруг начинает греться мотор? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев может быть и внешним и, что более опасно, внутренним. Признак внешнего перегрева — рост температуры охлаждающей жидкости. Это мы видим и можем оперативно на него среагировать. А вот внутренний перегрев снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри мотора, повышения температуры жидкости практически нет. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.
Четко прослеживается аналогия с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры мотора — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях дело нормальное. Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — повышение температуры неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У мотора — аналогично. Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».
Причины двух видов перегрева разные. Начнем с «внешнего».
Первая причина, и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет. В системе охлаждения мотора, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя. Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.
Вторая причина — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения. Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной. Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!
Третья причина — нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и мотор будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов. Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.
Четвертая причина лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске. Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится. Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев.
Пятая причина — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.
Шестая причина — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения. А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко. Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз. И не обогнать — навстречу поток машин… Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на мотор сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.
Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления бензинового мотора на свалку. А еще мотор очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.
Седьмая причина — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.
Первые семь причин — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.
Итак, восьмая причина — большое количество отложений в полостях охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев. Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным. А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов. Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.
Девятая причина — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток. Особенно это характерно для моторов с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются. И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот мотор «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись. Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом моторе.
Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии. Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров. А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно. У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.
Итак, при самом беглом взгляде на закипевший мотор мы нашли целых десять возможных причин его перегрева. Так как быть, чтобы избежать этого опасного явления? Советов в целом немного, и все они сводятся к одному: надо следить за мотором своего автомобиля. Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации. А еще надо помнить, что чистоту любят не только люди! Слой грязи на радиаторе, внешних поверхностях мотора снаружи не виден, но мешает его работе изрядно. Еще больше мешают грязь и отложения на поверхностях внутренних полостей мотора. А вот с ними поможет справиться «подкапотная» автохимия, благо очистителей двигателя в продаже нынче много!
Источник статьи: http://www.tiguan-club.org/topic/48-10-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0/
Тема: Повышение температуры
Опции темы
Поиск по теме
Pointer Регистрация 10.05.2011 Сообщений 48
Спасибо: |
Получено: 0 Отправлено: 0 |
Повышение температуры
Проблема такая. время от времени на моей машине температура поднимается с 90 до 110-115 градусов. Врубаю печку на всю. начинает падать до 90. И такие скачки нет нет.. да появляются.
Недели две назад, до этого случая.. проблема была в том что температура выше 70 не поднималась. приходилось очень долго прогревать машину чтобы ее поднять до 90. и то при движении или включении печки она падала до 70 обратно. Поменял термостат. Теперь проблем с прогревом машины нет. Печка греетт))) Температура быстро поднимается.. до 90. Но пугают меня вот такие скачки температуры. Что может быть?! Посоветуйте пжлста.
Заблокирован Регистрация 10.12.2012 Адрес МСК Возраст 44 Сообщений 174
Спасибо: |
Получено: 16 Отправлено: 2 |
VuseR, Я бы глянул, уровень ОЖ, и датчик температуры ОЖ, возможно вентилятор не срабатывает, из за проблем с датчиком.
Всем Перцам — Перец Клуба!
Регистрация 23.11.2009 Адрес Питер Возраст 43 Сообщений 22,236
Спасибо: |
Получено: 3,834 Отправлено: 86 |
VuseR, термостат клинит?
Что за фирму ставил?
Phaeton Регистрация 29.09.2012 Адрес Нижний Новгород Возраст 34 Сообщений 3,544
Спасибо: |
Получено: 152 Отправлено: 334 |
вискомуфта,проверьте ее работу..температура падать не должна,ни на трассе,ни стоя.
Passat
Регистрация 13.07.2011 Возраст 36 Сообщений 1,123
Спасибо: |
Получено: 27 Отправлено: 5 |
плюсую, скорее всего брак попался.
— Добавлено чуть позже —
ты внимательно читал пост?
Всем Перцам — Перец Клуба!
Регистрация 29.05.2010 Адрес СВАО Возраст 51 Сообщений 10,819 Записей в дневнике 4
Спасибо: |
Получено: 3,040 Отправлено: 1,125 |
VuseR, что с ОЖ — чья, какая. помпа (у меня было — чуть трещина на крыльчатке, иногда подклинивала/прокручивалась) — помпу поменял
Golf
Регистрация 21.07.2010 Адрес СПб, Выборг (по выходным) Возраст 36 Сообщений 682
Спасибо: |
Получено: 19 Отправлено: 20 |
Возможно нет давления в системе, надо проверить упругость патрубков при повышении температуры, а ОЖ не уходит?
Знатный Перец Клуба VW Passat B5!
Регистрация 24.11.2010 Адрес Санкт-Петербург Возраст 42 Сообщений 5,423
Спасибо: |
Получено: 351 Отправлено: 376 |
Phaeton Регистрация 29.09.2012 Адрес Нижний Новгород Возраст 34 Сообщений 3,544
Спасибо: |
Получено: 152 Отправлено: 334 |
плюсую, скорее всего брак попался.
— Добавлено чуть позже —
ты внимательно читал пост?
Если датчик исправен и правильно показывает температуру и вискомуфта исправна,то температура ож никогда не поднимется выше 90,даже при неисправном термостате.
Может я конечно и заблуждаюсь про термостат.
Всем Перцам — Перец Клуба! Регистрация 11.11.2009 Адрес Петрозаводск Возраст 47 Сообщений 17,281 Записей в дневнике 6
Спасибо: |
Получено: 1,666 Отправлено: 279 |
Если термостат не откроется при 90*, то ОЖ может даже закипеть, а вискомуфта при этом так и будет в холостую крутиться.
Phaeton Регистрация 29.09.2012 Адрес Нижний Новгород Возраст 34 Сообщений 3,544
Спасибо: |
Получено: 152 Отправлено: 334 |
ну уж не совсем в холостую,но будет не справляться,для этого и задействован вентилятор кондиционера.
Passat
Регистрация 13.07.2011 Возраст 36 Сообщений 1,123
Спасибо: |
Получено: 27 Отправлено: 5 |
да забудте вы по эти крутилки вертелки, если при движении температура поднимается и сбить её можно только включением печки, то виной всему термостат, без вариантов.
— Добавлено чуть позже —
вискомувта и вентилятор кондея охлаждают радиатор, если термостат клинит то в радиатор из двигателя ож не поступает и тут холь увешайся вентиляторами, все равно закипишь.
— Добавлено чуть позже —
aleks19411, судя по вашим ответам, у меня складывается впечатление, что вы достаточно далеки от понимания данной проблемы и системы охлаждения двигателя в частности. без обид
Phaeton Регистрация 29.09.2012 Адрес Нижний Новгород Возраст 34 Сообщений 3,544
Спасибо: |
Получено: 152 Отправлено: 334 |
да забудте вы по эти крутилки вертелки, если при движении температура поднимается и сбить её можно только включением печки, то виной всему термостат, без вариантов.
— Добавлено чуть позже —
вискомувта и вентилятор кондея охлаждают радиатор, если термостат клинит то в радиатор из двигателя ож не поступает и тут холь увешайся вентиляторами, все равно закипишь.
— Добавлено чуть позже —
aleks19411, судя по вашим ответам, у меня складывается впечатление, что вы достаточно далеки от понимания данной проблемы и системы охлаждения двигателя в частности. без обид
Конечно без обид,но прочтите еще раз пост автора Он пишет что проблем с прогревом салона,после замены термостата не стало и посмотрите схему охлаждения http://automn.ru/vw-passat-b5/volksw. 81.m_id2-.html
Может я и не прав,автор что-то не отписывается
Источник статьи: http://passatworld.ru/showthread.php/198285-Povyshenie-temperatury