Разборка двигателя
Перед разборкой с двигателя снимаются все вспомогательные агрегаты и узлы, и лишь потом проводится его полная разборка. Порядок снятия вспомогательных узлов примерно следующий: |
– компрессор кондиционера; |
– насос гидроусилителя руля; |
– генератор в сборе с кронштейном крепления; |
– стартер; |
– система управления двигателем; |
– жгуты электропроводки; |
– впускной и выпускной коллекторы; |
– масляный щуп; |
– опоры двигателя; |
– маховик или планшайба (при наличии автоматической коробки передач). |
Для капитального ремонта с двигателя снимаются: |
– головка блока цилиндров; |
– поддон картера двигателя; |
– масляный насос; |
– водяной насос; |
– поршни в сборе с шатунами; |
– коленчатый вал. |
Сборка двигателя проводится в порядке, обратном перечисленному. |
Процессы разборки и сборки сложных узлов двигателя будут рассмотрены в соответствующих подразделах. |
Перед разборкой приготовьте небольшие ящики или контейнеры, чтобы поместить в них снимаемые мелкие детали. Это поможет сохранить их при последующей сборке. После снятия очередной детали установите на свои места крепежные элементы (болты, гайки, шайбы), чтобы ускорить процесс сборки и сохранить резьбу на деталях. Сохраняйте детали, подлежащие замене, для того, чтобы сравнить их с новыми. Промаркируйте положение снимаемых деталей (краской, риской или другим способом), чтобы при сборке установить их на прежнее место. Перед началом разборки тщательно вымойте двигатель снаружи керосином. |
Поместите чистый двигатель на стенд для разборки. |
— заглушки на торцах распределительных валов;
— пробку отверстия фиксатора положения ВМТ.
2. Установите распределительные валы канавками вниз, как показано на рисунке ниже.
4. Проверните коленчатый вал двигателя против часовой стрелки (со стороны газораспределительного механизма), пока коленчатый вал не упрется в стержень фиксатора ВМТ.
Пазы на концах распределительных валов должны занимать горизонтальное положение и быть смещены относительно оси вниз, как показано на рисунке.
5. Установите приспособление для стопорения маховика (Mot. 582-01).
— шкив коленчатого вала для привода вспомогательного оборудования;
— среднюю крышку привода газораспределительного механизма (1);
— верхнюю крышку привода газораспределительного механизма (2).
8. Снимите обводной ролик, используя приспособление Mot. 1368.
— ремень привода газораспределительного механизма;
— шкивы распределительных валов, используя приспособление Mot. 1490.
10. Снимите детали, показанные на рисунках 1-12. — Стверните болты крепления корпуса воздушного фильтра и снимите корпус воздушного фильтра.
— Отверните два болта крепления дроссельной заслонки и снимите впускной воздушный распределительный коллектор.
— Снимите катушки зажигания.
Отверните 10 болтов крепления головки блока цилиндров равномерно, за несколько подходов в указанной на рисунке последовательности. Снимите головку блока цилиндров и прокладку головки блока цилиндров.
11. С помощью съемника клапанов сожмите пружины клапанов.
— сухари пружин клапанов;
— верхние тарелки пружин клапанов;
— маслосъемные колпачки направляющих клапанов, используя щипцы Mot. 1335.
13. Снимите кожух и ведомы диск сцепления.
Внимание : Во избежание образования трещин в шатунах не используйте кернер для маркировки крышек нижних головок шатунов относительно шатунов. Используйте для этой цели несмываемый маркер.
Снимите крышки подшипников коленчатого вала (они пронумерованы с 1 по 5).
Внимание : Очень важно пометить положение вкладышей коленчатого вала, так как они могут относиться к различным размерным группам для каждого подшипника.
Снятие форсунок для охлаждения днищ поршней
1. Рассверлите форсунки для охлаждения днищ поршней (1) сверлом диаметром 7 мм.
— упорную втулку пружины (1);
Внимание : Не извлекайте шарик (3), чтобы
стружка не попала в масляный канал.
3. Удалите металлические опилки с помощью кисти.
4. Заверните в форсунки приспособление (1) (Mot. 1485 или Mot. 1485-01) с помощью шестигранного ключа на 6 мм (ключ необходимо вставить внутрь приспособления).
5. Наверните инерционный съемник (1) (Emb. 880) на приспособление (Mot. 1485 или Mot. 1485-01).
6. Снимите форсунки.
Очень важно не допускать повреждений (царапины, задиры) на сопрягаемых поверхностях алюминиевых деталей.
Для удаления с поверхности остатков старой прокладки пользуйтесь специальным растворителем Decapjoint.
Нанесите этот растворитель на участок, подлежащий очистке, выждите примерно 10 минут, и затем удалите остатки прокладки деревянным шпателем.
1. Распределительные валы идентифицируются по маркировке (А).
Подробности маркировки (А): — метки (В) и (С) предназначены только для поставщика;
— метка (D) служит для идентификации распределительных валов:
AM — впускной распределительный вал; ЕМ — выпускной распределительный вал.
Осевой зазор. 0,08 — 0,178 мм
Количество опор. 6
Высота кулачков «Н»:
Впускных клапанов. 40,661 ± 0,03 мм
Выпускных клапанов. 40,038 ± 0,03 мм
2. Идентификация по положению кулачков. — Распределительный вал впускных клапанов. Расположите паз 3 на конце распределительного вала горизонтально и со смещением вниз. Кулачки 1 цилиндра №1 должны находиться слева от вертикальной оси 2.
— Распределительный вал выпускных клапанов. Расположите паз 3 на конце распределительного вала горизонтального и со смещением вниз. Кулачки 2 цилиндра №1 должны находиться справа от вертикальной оси 1.
Проверка диаметров опор распределительный валов в головке блока цилиндров. Таблица. Диаметр шеек распределительных валов. Со стороны маховика двигателя Со стороны привода ГРМ А 4 -1 = Впускной клапан цилиндра 4 и кулачок № 1. Е 4 -1 = Выпускной клапан цилиндра 4 и кулачок № 1. Проверка осевого люфта распределительного вала Установите на место: — распределительные валы в правильное положение; — крышку головки блока цилиндров; затяните болты ее крепления (порядок и моменты затяжки см. таблицу «Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров»). Проверьте осевой люфт, который должен быть в пределах 0,08 — 0,178 мм. Проверка диаметров опорных шеек распределительных валов. Таблица. Порядок затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров. Последовательность затяжки болтов Последовательность ослабления затяжки болтов Момент затяжки (Нм) с 1 по 12, с 14 по 19, с 21 по 24 Примечание : Чтобы установить магнитный держатель индикатора на головку блока цилиндров, используйте приспособление Mot. 588 и закрепите его с помощью монтажных болтов (1) масляного отстойника и втулок (2) с указанными ниже размерами: — наружный диаметр 18 мм; — диаметр отверстия под болт (1) 9 мм; Снова снимите крышку головки блока цилиндров и распределительные валы. Прокладка головки блока цилиндров Толщина прокладки головки блока цилиндров измеряется в точке (А). Толщина прокладки головки блока цилиндров: Толщина новой уплотнительной прокладки. 0,96 ± 0,06 мм Толщина обжатой прокладки. 0,93 ± 0,06 мм Головка блока цилиндров Высота «Н» головки блока цилиндров. 137 мм Допустимая неплоскостность привалочной поверхности головки блока цилиндров. 0,05 мм Перешлифовка привалочной поверхности не допускается. Проверьте головку блока цилиндров на отсутствие возможных трещин. Моменты затяжки свечей . 25 — 30 Нм Проверьте поверочной линейкой и набором щупов неплоскостность привалочной плоскости. Допустимая неплоскостность привалочной поверхности блока цилиндров. 0,03 мм Перешлифовка привалочной поверхности не допускается. Этот двигатель оснащен гидрокомпенсаторами (А) и одноплечными рычагами с роликом (В). Впускной клапан. 9,22 мм Выпускной клапан. 8,075 мм Диаметр стержня «d» (измеряется на расстоянии «Х1»): Х1 (впускной клапан). 75,14 ±0,35 мм Впускной клапан. 5,484 ±0,01 мм Х1 (выпускной клапан). 77,5 ± 0,35 мм Выпускной клапан. 5,473 ±0,01 мм Диаметр тарелки «D»: Впускной клапан. 32,7 ±0,12 мм Выпускной клапан. 27,96 ±0,12 мм Впускной и выпускной клапаны. 90°15′ Длина клапана «L»: Впускной клапан. 109,32 мм Выпускной клапан. 107,64 мм Толщина головки «Т»: Впускной клапан. 1,15 мм Выпускной клапан. 1,27 мм Угол посадочной фаски седла а: Впускной и выпускной клапаны. 89° Ширина посадочной фаски X: Впускной клапан. 1,3 +1,4 0 мм Выпускной клапан. 1,4* 1 ‘ 3 о мм Наружный диаметр D: Впускной клапан. 33,542 ± 0,006 мм Выпускной клапан. 28,792 ± 0,006 мм Направляющие втулки клапанов Впускной и выпускной клапаны. 40,5 ±0,15 мм Наружный диаметр направляющей втулки: Впускной и выпускной клапаны. 11 +0,068 +0,05 мм Внутренний диаметр направляющей втулки: Впускной и выпускной клапаны: Не обработанные. 5 +0 ,075 0 мм Обработанные*. 5,5 +0,018 0 мм * Отверстие в направляющей втулке развертывается под указанный размер после запрессовки втулки в головку блока цилиндров. Диаметр гнезда под направляющую втулку в головке блока цилиндров: Впускной и выпускной клапаны. 11 мм На направляющие втулки впускного и выпускного клапанов устанавливаются маслосъемные колпачки (уплотнения для стержней клапанов), одновременно служащие нижними опорами для пружин клапанов. Наклон направляющих втулок впускных и выпускных клапанов: Впускной клапан. 63°30′ Выпускной клапан. 66° Выступание «А» направляющих втулок впускного и выпускного клапанов. 11 ±0,15 мм Проверка зазора между стержнями и направляющими втулками клапанов Проверку зазора между стержнями и направляющими втулками колпачков можно производить двумя способами. Номинальный зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана: Впускной клапан. 0,015 ± 0,048 мм Выпускной клапан. 0,029 ± 0,062 мм 1. Приподнимите головку клапана на 25 мм, затем измерьте индикатором перемещение клапана по направлению стрелок под углом 90° к оси распределительного вала. Половина полученной величины даст значение зазора между стержнем и направляющей втулкой клапана. 2. Измерьте диаметр стержня клапана и внутренний диаметр направляющей втулки. Для установки маслосъемных колпачков стержней клапанов необходимо использовать приспособление Mot. 1511. Примечание : Перед установкой не смазывайте маслосъемные колпачки стержней клапанов маслом. Установка новых маслосъемных колпачков Вставьте клапан в головку блока цилиндров. Удерживайте клапан прижатым к седлу. Установите маслосъемный колпачок стержня клапана (не смазанный маслом) на наконечник Нажимайте на маслосъемный колпачок, пока он не сойдет с наконечника, затем уберите наконечник. Установите толкатель (1) на маслосъемный колпачек стержня клапана. Примечание : Внутренний диаметр толкателя должен совпадать с диаметром стержня клапана. Кроме того, низ толкателя должен частично упираться в маслосъемный колпачок стержня клапана, который служит нижней опорной шайбой для пружины клапана. Поставьте на место маслосьемный колпачок, постучав ладонью по верхней части толкателя, пока маслосъемный колпачок не соприкоснется с головкой блока цилиндров.
Повторите указанные выше операции для всех клапанов. Проверьте тарировку пружин. Длина в свободном состоянии. 41,30 мм Длина под нагрузкой: Длина в полностью сжатом состоянии. 23,20 мм Внутренний диаметр. 18,80 мм Наружный диаметр. 27 мм пружины от вертикали. 1,2 мм |