Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между передним мостом и мостами задней тележки, она может дополнительно увеличить крутящий момент при движении в трудных, дорожных условиях, а на автомобиле ЗиЛ-131 позволяет, кроме того, включать и включить передний ведущий мост.
На автомобиле КАМАЗ-4310 устанавливается двухступенчатая раздаточная коробка с цилиндрическим блокируемым дифференциалом планетарного типа и с электропневматическим приводом управления. Передаточное число первой передачи 1.692, второй передачи 0.917. Раздаточная коробка крепится с помощью кронштейнов и резиновых подушек к лонжерону рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами.
Основными частями раздаточной коробки являются: картер 16 (рис.110) с крышками, ведущий вал 1 с шестернями 2,4 и подшипниками, промежуточный вал с шестернями 8, 32, муфтой 31 и подшипниками; межосевой дифференциал, шестерня 18 повышенной передачи, с муфтой 21, вал привода переднего моста 24 с муфтой 22 блокировки дифференциала, вал привода мостов задней тележки, вал отбора мощности на лебедку с муфтой 5, привод управления.
Рис. 110. Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310: 1 — ведущий вал; 2 — ведущая шестерня; 3 — крышка верхнего люка; 4 — шестерня отбора мощности; 5, 21, 22, 31 — муфты: 6 — вал отбора мощности; 7 — маслосборник; 8 — шестерня понижающей передачи; 9 — маслоуловитель; 10 — сателлит; 11 — вал привода задних мостов; 12 — задняя обойма дифференциала; 13 — эпициклическая шестерня; 14 — ведущая шестерня дифференциала; 15 — солнечная шестерня; 16 — передняя обойма; 17 — картер; 18 — шестерня повышающей передачи; 19 — крышка картера; 20 — пробка; 23 — шестерня привода датчика спидометра; 24 — вал привода переднего моста; 25 — вилка: 26 — пружина; 27 -шток; 28 — диафрагма: 29 — выключатель: 30 — промежуточный вал; 32 — промежуточная шестерня.
Картер 17 имеет вертикальный разъем и закрывается передней крышкой 19. Заправка масла в картер производится через верхнее отверстие, закрытое конической пробкой. Контролируется уровень масла по нижнему отверстию, также закрытому пробкой. Сливается масло через отверстие закрытое пробкой 20 с магнитом. В верхней части картера имеются, люк, закрываемый крышкой 3 для установки отбора мощности.
Ведущий вал 1 вращается в одном шариковом и двух цилиндрических роликовых подшипниках. В крышке передних подшипников установлен сальник. Задний подшипник установлен в гнезде, отлитом внутри картера. На вал напрессована ведущая шестерня 2, а на ее ступице, приварена шестерня 4 отбора мощности.
Промежуточный вал 30 вращается па двух роликовых цилиндрических подшипниках закрытых крышками. На валу установлены промежуточная шестерня 32 и шестерня и первой передачи; последняя вращается относительно вала на валу роликовых подшипниках без колец, а шестерня 32 — непосредственно на шейке вала. Над промежуточным валом имеется маслосборник, из которого масло самотеком через сверления в крышке заднего подшипника и в торце вала подается к роликам шестерни 8. Обе шестерни имеют зубчатые венцы, на которых установлена подвижная муфта 31 включения первой передачи.
Межосевой дифференциал позволяет колесам переднего моста и задней тележки вращаться с различной частотой при движении по неровной дороге и распределяет крутящий момент между передним мостом и задней тележкой в отношении 1:2. Дифференциал в сборе установлен в нижней пасти картера на одном шариковом и одном роликовом цилиндрических, подшипниках. Он состоит из ведущей шестерни 14; передней 16 и задней 12 обойм, солнечной шестерни 13; эпициклической шестерни 13, четырех сателлитов 10, и обоймы 16 и 12 крепятся к ведущей шестерне 14; солнечная шестерня установлена на шлицах вала привоза переднего моста; эпициклическая шестерня изготовлена заодно с валом привоза задней тележки; сателлиты установлены на бронзовых втулках, в передней обойме дифференциала и в опорной шайбе, соединенной с обоймой 16 болтами; они находятся в постоянном зацеплении с солнечной и эпициклической шестернями.
На передней обойме дифференциала на двух роликовых подшипниках: без колец вращается шестерня 18 второй (повышающей) передачи; с помощью зубчатой муфты 21 эта шестерня может соединяться с перечней обоймой.
Валы 24 и 11 привоза переднего моста и мостов задней тележки вращаются на шариковых подшипниках и бронзовых втулках, установленных между ступицами солнечной и эпициклической шестерен и обоймами дифференциала. Валы 11 и 24 уплотняются сальниками к маслосгонными кольцами.
Блокировка дифференциала производится с помощью муфты 23. На валу привода переднего моста установлена шестерня 23 привода датчика спидометра; сам электрический датчик спидометра установлен на картере.
Рис. 111. Схема управления раздаточной коробкой автомобиля КамАЗ-4310: 1 — переключатель; 2, 3 -электропневмоклапаны; 4, 5 — пневмокамеры; 6 — датчик; 7 — пневмопровод; 8,12 — штоки; 9, 13-нажимные пежины; 10, 11 — стаканы; 14, 15 — возвратные пружины; 16 — шарик; 17 –штифт
Управление раздаточной коробкой дистанционное электропневматическое (рис. 111). Переключение передач осуществляется системой, состоящей из трехпозиционного переключателя 1, установленного в кабине, двух электропневмоклапанов 2 и 3, двух пневмокамер 4 и 5, датчика включения 6, пневмопроводов 7.
Включение блокировки дифференциала осуществляется с помощью третьей, пневмокамеры, перемещающей через шток 27 (см. рис. 110) и вилку 25 муфты 22. Подача сжатого воздуха в пневмокамеру блокировки дифференциала производится из пневмосистемы через кран, установленный в кабине под приборной панелью.
Работа раздаточной коробки. Первая передача включается установкой переключателя 1 (см. рис. 111) в положение 1. В этом случае сжатый воздух в пневмокамеры 4 и 5 не поступает, их диафрагмы по действиям возвратных пружин 14 и 1.5 вместе со штоками 8 и 12 находятся в исходном положении. При этом муфта 31 (см. рис. 110) соединяет между собой шестерни 32 и 8, а муфта 21 не соединяется с зубчатым венцом шестерни 18. Крутящий момент передается от ведущего вала через шестерни 2, 31, 8 на шестерню 14 и, следовательно, на обоймы и сателлиты дифференциала. Сателлиты увлекают за собой солнечную и эпициклическую шестерни. При движении по ровной дороге все детали дифференциала вращаются как одно целое.
При движении по неровной дороге колеса переднего моста и задней тележки могут проходить разные пути, в этом случае солнечная шестерня и эпицикла вращаются с разной частотой, а сателлиты, вращаясь вокруг оси дифференциала, поворачиваются также вокруг своих осей.
Во всех случаях сателлиты действуют на зубья солнечной шестерни и эпицикла с одинаковыми силами, но так как радиус солнечной шестерни в два раза меньше радиуса эпицикла, то крутящий момент, передаваемый через дифференциал, распределяется между этими шестернями и соединенными с ними валами в отношении 1:2.
Вторая передача включается постановкой переключателя 1 (см. рис. 111) в положение П. В этом случае включается электропневмоклапан 2, воздух из пневмосистемы подается в пневмокамеру 4, диафрагма которого перемещает шток 8 через нажимную пружину 9. Шток 8 через вилку перемещает муфту 31 назад и разъединяет между собой шестерни 32 и 8, т.е. включает первую передачу. При перемещении штока 8 (см. рис. 111) до упора стакана 10 в выступы корпуса пневмокамеры срабатывает датчик 6, который включает электропневмоклапан 3, в результате чего сжатый воздух поступает в пневмокамеру 5, шток 12 которого перемещается через нажимную, пружину 13 и соединяет муфту 21 (см. рис. ПО) с зубчатым венцом шестерни 18. Крутящий момент передается через шестерни 2,31,16 и муфту 21 на переднюю обойму дифференциала, где распределяется между передним мостом и задней тележкой в отношении 1:2.
При установке переключателя 1 (см.рис. 111) в положение Н срабатывает только электропневмоклапан 2, срабатывает только пневмокамера 2, в раздаточной коробке устанавливается нейтральное положение, при котором возможно включение отбора мощности, например, на лебедку.
Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в приводе предусмотрено замковое устройство шарикового типа.
При блокировке дифференциала пневмокамера перемещает муфту 22, которая соединяет между собой переднюю обойму дифференциала 16 и вал привода переднего моста 24. В этом случае при движении по любой дороге все детали дифференциала вращаются как одно целое, а крутящий момент распределяется между передним мостом и мостами задней тележки пропорционально приходящимся на них нагрузкам.
Блокировать дифференциал следует при движении по скользким дорогам, это понижает вероятность буксования колес. В остальных случаях дифференциал должен быть разблокирован во избежание дополнительных нагрузок в трансмиссии.
Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В её картер заправляется 4,5 л масла марки ТСп-15к.
Источник статьи: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F-%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%90%D0%97-4310
Схема раздаточной коробки камаз 43114
Схема раздаточной коробки камаз 43114
Вес раздаточной коробки Камаз 43114 209.0 кг
Размеры (Длина х Ширина х Высота) 0.687 x 0.547 x 0.661 м
Каталожный номер 43114-1800120
Раздатка Камаз 43114 схема
Схема раздаточной коробки 43114 смотрите выше — обязательный механизм комплектации полноприводных автомобилей. Она выполняет 2 главные функции —распределяет крутящий момент на ведущие мосты, а также увеличивает его, что является очень актуальным при передвижении по бездорожью.
Дифференциал раздаточной коробки 43114 схема
Раздаточная коробка Камаз 43114 схема
Схема раздатки на КамАЗ 43114 состоит из корпуса агрегата, межосевого дифференциала с механизмом блокировки, ведущего вала, зубчатой передачи, валов привода задней и передней осей, а также понижающей передачи.
Все элементы расположены в корпусе РК, который заполнен специальной смазывающей жидкостью — трансмиссионным маслом.
Раздаточная коробка (Схема радатки 43114) на КамАЗ 43114 установлена на раме машины за КПП. Эта РК имеет 3 модификации:
— базовая (180020-02) — оснащена КОМ для привода лебедки;
-180020-180020-10 — не предусмотрена шестерня отбора мощности первичного вала, имеется КОМ для привода лебёдки;
— 180020-01 — не предусмотрена шестерня отбора мощности первичного вала, отсутствует КОМ для привода лебёдки.
Технические характеристики Раздатки камаз 43114
— вес устройства, кг – 209;
— передаточные числа передач: первой – 1.692; второй – 0.917;
— межосевой дифференциал (МОД): планетарного вида, с цилиндрическими колёсами, асимметричный, распределяет мощность на задние и передний мосты в долях 66,7 % и 33,3 % соответственно;
— механизм управления переключением передач, блокировкой дифференциала – дистанционный, оснащённый пневматическим приводом;
— смазка всех деталей – комбинированным способом, осуществляется путем разбрызгивания, а также из лотка на катере (подшипники шестерни низшей передачи).
Установка Раздаточной коробки 43114
Установка Раздатки схема на КамАЗ 43114 не имеет принципиальных отличий от установок аналогичных агрегатов на другие модели. Для установки картера с двух его сторон находятся выступы (лапки) с отверстиями для болтов.
Левый крепёж включает присоединенный к раме кронштейн подвески, к которому прикрепляются 2 комплекта элементов подвески, включающие 2 резиновые армированные подушки, распорную втулку и другие элементы.
Правая сторона содержит такие же детали подвески и крепления, которые устанавливаются на продольной балке.
Раздаточная коробка на КамАЗ 43114 схема, как и любой другой механизм транспортного средства, рано или поздно может потребовать ремонта. Для того, чтобы понять, нужен ли он в данный момент, важно не пропустить один из следующих признаков:
— периодическое или постоянное возникновение шумов, стуков и других посторонних звуков во время движения;
— произвольное выключение передачи. Оно может является результатом естественного износа отдельных деталей агрегата;
— для переключения передач требуется приложить больше усилий, чем обычно (включение передачи не срабатывает, «клинит» или «заедает»);
— на корпус или элементы его крепежа осуществлялось грубое механическое воздействие.
Самые распространённые причины поломок:
— поломка зубьев шестерни;
— износ подшипников, необходимость их замены на новые;
— возникновение заусенец на шлицах;
— ослабление прочности установки муфт;
— нарушение герметичности диафрагм пневматических камер.
Процесс ремонта выполняется поэтапно и включает:
— отсоединение главного карданного вала;
— подключение проводов освещения и массы, а также спидометра; отсоединение шлангов пневматики;
— подвешивание раздатки на подъемник и откручивание самоконтрящихся гаек;
— аккуратное размещение раздатки на специальной тележке для перемещения на ремонт к ремонтному участку;
— непосредственное выполнение ремонта – устранение неисправностей, замена вышедших из строя деталей на новые аналоги;
— настройка комплекта движущихся элементов и т.д.
Источник статьи: http://tegruz.ru/info/shema-razdatochnoy-korobki-kamaz-43114.html
Раздаточная коробка
Раздаточная коробка (рис. 155) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки. Она установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздатки КамАЗ.
- передача первая (низшая) — 1,692
- передача вторая (высшая) — 0,917
- Управление раздаточной коробкой — дистанционное, с пневмоприводом переключения передач
- Межосевой дифференциал -. цилиндрический, несимметричный, планетарного типа
Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках. На шлицах выходного вала закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки. Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.
Рис. 155. Раздаточная коробка: 1 — фланец первичного вала: 2 — первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 — подшипники; 5 — ведущее зубчатое колесо; 6 — крышка верхнего люка; 7 — зубчатое колесо отбора мощности; 9 — муфта включения коробки отбора мощности; 10 — коробка отбора мощности; 11 — маслосборник; 12 — зубчатое колесо низшей перс-дачи; 14 — крышка подшипника; 15 — сателлит; 18 — вал привода задних мостов; 19 — задняя обойма дифференциала; 20 — коренное зубчатое колесо; 21 — зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 — солнечное зубчатое колесо; 23 — передняя обойма; 24— картер раздаточной коробки; 25 — зубчатое колесо высшей передачи: 20 — крышка картера раздаточной коробки; 27 — магнитная пробка; 28, 30. 41 — муфты; 31 — ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 — вал привода переднего моста; 33 — вилка; 34 — пружина: 35 — шток; 36 — мембрана: 37 — выключатель; 38 — стопорный болт; 39 — промежуточный вал; 42 — зубчатое колесо постоянного зацепления
Редуктор раздаточной коробки состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые.
Первичный и промежуточный валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках. Шариковый подшипник 3 первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.
К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности.
Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах.
Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и коренным 20 зубчатыми колесами, коренное зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.
Раздаточная коробка модернизированных полноприводных автомобилей в своей конструкции имеет некоторые изменения (см. рис. 156):
- вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный – 43114-1802025;
- усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники – 7311А;
- вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3);
- объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4).
Рис. 156. Раздаточная коробка модернизированных полноприводных автомобилей
Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис. 157), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16.
При установке рукоятки крана 1 в положение I включена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис. 155.
При установке рукоятки крана 1 (см. рис. 157) в положение Н включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис. 155) перемещается вправо.
При установке рукоятки крана 1 (см. рис. 157) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов.
При этом муфты 41 и 28 (см. рис. 155) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис. 157), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке.
При возврате рукоятки крана 1 в положение I пружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов К) и 8 в крышки.
При этом воздух из механизмов переключения выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана.
Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.
Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов раздаточной коробки — разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник 11 (см. рис. 155), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.
Рис. 157. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой: 1 — кран переключения передач; 2 — сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 — механизмы переключения передач: 4 — выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 — штоки; 6, 13 — нажимные пружины; 7, 11 — возвратные пружины; 8, 10 — стаканы; 9 — пневмопроводы; 15 — шарик; 16 — штифт; а—к муфте 41 (см. рис. 155), b — к муфте 28 (см. рис. 155)
Техническое обслуживание раздаточной коробки
- проверить внешним осмотром отсутствие подтекания масла через манжеты валов раздаточной коробки;
- закрепить раздаточную коробку и коробку отбора мощности;
- довести до нормы уровень масла в картере раздаточной коробки;
- очистить от грязи предохранительные клапаны.
- закрепить фланцы раздаточной коробки. Дополнительно осенью сменить масло в картере коробки. Смена масла в раздаточной коробке. Масло следует заливать через верхнее отверстие в картере, закрытое конической пробкой. Уровень масла контролировать по нижнему отверстию, также закрытому пробкой. Сливать масло нужно через отверстие в нижней части крышки картера, вывернув магнитную пробку 27 (см. рис. 155). При смене масла необходимо промыть и очистить магнит.
Источник статьи: http://lorri-trans.ru/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/razdatka/