- Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
- Поршневая группа и коленвал двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Маркировка поршней
- Калькулятор расчета рабочего объёма двигателя внутреннего сгорания
- Информация на поверхности поршня
- Где расположена маркировка поршня
- Маркировка поршней ВАЗ
- ВАЗ 2110
- ВАЗ 21083
- Маркировка поршней ЗМЗ
- Маркировка поршней «Тойота»
- Поршни завода «Мотордеталь»
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Поршневая группа и коленвал двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Разборка соединения поршень-шатун двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Проверьте посадку поршень-поршневой палец, пытаясь перемещать поршень «взад-вперед» на поршневом пальце в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца. При наличии любого люфта замените весь узел.
Снимите поршневые кольца. Экспандером снимите оба компрессионных кольца.
Вручную снимите элементы маслосъемного кольца (скребки и экспандер кольца). Отделите шатун от поршня.
Двс 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина — Подходящим приспособлением выпрессуйте поршневой палец из бобышек поршня и поршневой головки шатуна. Снимите шатун.
4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина — Снимите стопорные кольца поршневого пальца.
— Вставьте плоскую отвертку в выточку и аккуратно извлеките стопорное кольцо.
— Постепенно нагрейте поршень до 70-80°С.
С помощью пластикового молотка и латунной выколотки легкими ударами выпрессуйте поршневой палец из поршневой головки шатуна.
— Не разукомплектовывайте поршень и поршневой палец.
— Разложите детали поршневой группы в требуемом порядке.
Проверка состояния поршня и шатуна двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
— Скребком удалите нагар и углеродные отложения с днища поршня.
— Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.
— Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.
Проверьте поршень и поршневые кольца. Проверьте зазор поршень-цилиндр.
Существует 3 размерных группы номинального диаметра поршня, обозначаемые цифрами «1», «2» и «3» соответственно. Метка набивается на днище поршня (как правило, в центре).
Для некоторых двигателей (в частности, для двигателя 4A-GE) эта метка может быть смещена по направлению к передней части двигателя. Обратите внимание на метку «перед» (стрелку или выемку), по которой поршень должен устанавливаться в цилиндр.
Двс 4A-FE (AE101 и АТ190), 5А-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина — Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии 24,5 мм от поверхности днища поршня.
Двс 4A-FE (AE92, AE95, AT171 и AT180) и 4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) — Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии, заданном от нижней кромки юбки поршня.
Это расстояние составляет:
4A-FE — 38,5 мм
4A-GE (AE92, AW11, АТ160) — 42,0 мм
4A-GE (AE101,AE111)
Микрометром измерьте диаметр поршня на расстоянии 8 мм от оси отверстия под поршневой палец.
— Измерьте диаметр цилиндра в поперечном направлении.
— Вычтите диаметр поршня из измеренного диаметра цилиндра и определите величину зазора между цилиндром и поршнем.
Если зазор превышает допустимую величину, замените все 4 поршня и расточите все 4 цилиндра. Проверьте зазор между компрессионным кольцом и канавкой, измерив его плоским щупом. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.
— Установите кольцо в цилиндре блока.
— Поршнем протолкните кольцо на расстояние — 80 мм 4A-GE (АЕ101, АЕ111)) , 87 мм 4A-FE, 5A-FE и 4А-GE (AE92, AW11, АТ160)) или 104 мм (7A-FE) от поверхности блока цилиндров.
— Плоским щупом измерьте зазор в замке. Если зазор больше допустимого, замените кольцо. Если же зазор больше допустимого даже при установке нового кольца, расточите все 4 цилиндра и установите кольца ремонтного (увеличенного) размера или замените блок цилиндров.
4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина — Проверьте посадку поршневого пальца: при температуре 80°С поршневой палец должен входить в бобышки поршня под усилием большого пальца.
Проверьте шатун. Проверьте соосность шатуна.
— Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна.
Максимальный изгиб на 100 мм длины:
4A-FE, 5A-FE и 7A-FE — 0,05 мм
4A-GE — 0,03 мм
Если изгиб больше допустимого, замените шатун.
— Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна.
Максимальное скручивание на 100 мм длины — 0,05 мм Если скручивание больше допустимого, замените шатун (вместе с крышкой шатуна).
Проверьте шатунные болты.
— Наверните гайку на каждый болт и убедитесь, что гайка легко наворачивается рукой на всю длину резьбы болта.
Двс 4A-FE, 5A-FE и 4A-GE — Если гайка не наворачивается рукой, измерьте наружный диаметр резьбы болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа.
Если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 15 мм от конца болта.
Наружный диаметр резьбы:
— Номинальный 8,860 — 9,000 мм
— Минимальный 8,600 мм
Если диаметр меньше допустимого, замените болт и гайку.
— 7A-FE. Измерьте наружный диаметр болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа. Если такую зону трудно обнаружить визуально, то проводите измерение на расстоянии 20 мм от головки болта.
Наружный диаметр резьбы:
— Номинальный 8,860 — 9,000 мм
— Минимальный 8,600 мм
4A-GE (AE101, AE111) — Измерьте диаметр поршневого пальца. Номинальный диаметр — 20,004 — 20,016 мм. При необходимости подберите поршневой палец, в соответствии с метками на поршне и пальце.
4A-GE (АЕ101, АЕ111) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина диаметры поршневого пальца и отверстия в поршне. Проверьте зазор
между поршневым пальцем и втулкой шатуна.
— Индикатором измерьте внутренний диаметр втулки шатуна.
Номинальный диаметр — 20,010 — 20,022 мм
— Микрометром измерьте наружный диаметр поршневого пальца.
Номинальный диаметр — 20,004 — 20,016 мм
— Вычтите значение наружного диаметра пальца из значения внутреннего диаметра втулки шатуна.
— Номинальный 0,004 — 0,008 мм
— Максимальный 0,050 мм
Если зазор больше максимального, замените втулку шатуна. При необходимости замените поршень вместе с поршневым пальцем.
4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина — При необходимости замените втулку поршневой головки шатуна.
— С помощью подходящего приспособления выпрессуйте втулку поршневой головки шатуна.
— Совместите отверстия для прохода масла во втулке и в поршневой головке шатуна и подходящим приспособлением запрессуйте новую втулку.
— Прошлифуйте отверстие запрессованной втулки до получения размера, обеспечивающего номинальный зазор.
— Убедитесь, что поршневой палец (предварительно слегка смазанный моторным маслом) входит в запрессованную втулку шатуна при комнатной температуре под усилием большого пальца.
Проверка и ремонт коленчатого вала двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
Проверьте биение коленчатого вала.
— Уложите коленчатый вал на призмы.
— Часовым индикатором проверьте биение коленвала по средней коренной шейке.
Максимально допустимое биение:
4A-FE (AE101, AT190), 5A-FE и 7A-FE — 0,03 мм
4A-FE(AE92, АЕ95, АТ171 и AT180) и 4A-GE — 0,06 мм
Если биение больше максимально допустимого, замените коленчатый вал. Проверьте шатунные и коренные шейки.
— Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Диаметр коренной шейки:
двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE
— Номинальный. 47,982 — 48,000 мм
— Ремонтный..47,745 — 47,755 мм
двигателей Toyota 4A-GE
— Номинальный. 47,982 — 48,000 мм
— Ремонтный 47,745 — 47,755 мм
Диаметр шатунной шейки:
двигателей Toyota 4A-FE и 5A-FE
— Номинальный. 39,985 — 40,000 мм
— Ремонтный 39,745 — 39,755 мм
двигателей Toyota 7A-FE
— номинальный. 47,988 — 48,000 мм
— ремонтный 47,745 — 47,755 мм
двигателей Toyota 4A-GE
— номинальный. 41,989 — 42,000 мм
— ремонтный 41,745 — 41,755 мм
Ремонтный диаметр шеек уменьшен на 0,25 мм по сравнению с номинальным. Если диаметры шеек не совпадают с заданными значениями, проверьте зазор в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала. При необходимости прошлифуйте шейки или замените коленчатый вал.
Проверьте шатунные и коренные шейки на конусность и эллипсность. Максимальное значение конусности и эллипсности:
4A-FE, 7A-FE и 4A-GE — 0,02 мм
5A-FE — 0,005 мм
Если конусность/эллипсность больше допустимой, замените коленчатый вал.
При необходимости перешлифуйте шатунные и коренные шейки на ремонтный размер и подберите вкладыши ремонтного (0,25 мм) размера.
Замена сальников коленчатого вала двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE, 4A-GE
Существует два метода замены сальников.
Замените передний сальник (сальник носка) коленчатого вала двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина
При снятом масляном насосе.
— Отверткой удалите сальник.
— Используя подходящее приспособление и молоток, установите новый сальник, причем его плоскость должна совпасть с плоскостью корпусамасляного насоса.
— Нанесите слой смазки на рабочую кромку сальника.
Масляный насос установлен на двигателе Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина
— Ножом сделайте разрез на сальнике.
— Отверткой удалите сальник.
— Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.
— Используя подходящее приспособление и молоток, установите сальник на место. Его плоскость должна совпасть с плоскостью корпуса масляного насоса.
Замените задний сальник коленвала.
При снятом держателе сальника хвостовика двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина
— Отверткой и молотком выбейте сальник.
— Используя подходящее приспособление и молоток, установите новый сальник в держатель, причем, плоскость сальника должна совпасть с плоскостью держателя.
— Нанесите слой смазки на рабочую кромку сальника.
Держатель сальника хвостовика установлен на двигателе двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE.
— Ножом сделайте надрез на сальнике.
— Отверткой, обернутой клейкой лентой, удалите старый сальник.
— Нанесите консистентную смазку на рабочую кромку сальника.
— Используя подходящее приспособление и молоток, установите сальник на место, причем его плоскость должна совпасть с плоскостью держателя сальника.
Сборка соединения поршень-шатун двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE, 4A-GE
Соберите шатунно-поршневую группу.
Двс 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина
— Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в отверстия бобышек поршня.
— Совместите метки «ПЕРЕД»: поршня (выемка) и шатуна (выступ).
— С помощью приспособлений соедините поршень и шатун поршневым пальцем.
— Убедитесь, что поршень свободно поворачивается на поршневом пальце.
4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160) — Установите новое стопорное кольцо в канавку отверстия одной бобышки поршня.
4A-GE (AE101, AE111) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина
— Установите стопорное кольцо одним краем в выточку.
— Установите край в канавку под стопорное кольцо.
— Надавливая в точке установите стопорное кольцо.
— Вставьте отвертку в выточку и окончательно установите стопорное кольцо в канавку.
Постепенно нагрейте поршень в водяной ванне до 70 — 80°С. Нанесите слой моторного масла на поршневой палец.
Совместите метки «ПЕРЕД»: поршня (выемка или стрелка) и шатуна (выступ). Затем усилием большого пальца протолкните поршневой палец через другую бобышку и втулку шатуна до упора в фиксатор первой бобышки, соединив тем самым поршень и шатун поршневым пальцем.
Установите новое стопорное кольцо в канавку отверстия другой бобышки поршня.
Установите поршневые кольца.
— Установите элементы маслосъемного кольца (расширитель и 2 скребка).
— Экспандером для монтажа поршневых колец наденьте 2 компрессионных кольца. При этом:
4A-GE — Кодовая метка первого (№1) компрессионного кольца («R» или «Т») и кодовая метка второго (№2) компрессионного кольца («2R» или «2Т) должны быть сверху.
4F-FE, 5A-FE и 7F-FE автомобилей Тойота Королла, Корона, Тойота Карина Е, Тойота Спринтер, Калдина — Кодовая метка второго (№2) компрессионного кольца («2R» или «Т») должна быть сверху.
Расположите замки колец:
1 — Верхний скребок маслосъемного кольца.
2 — Метка «ПЕРЕД» (углубление или стрелка).
3 — Направление «ВПЕРЕД».
4 — Компрессионное кольцо №1 и расширитель маслосъемного кольца.
5 — Нижний скребок маслосъемного кольца.
6 — Компрессионное кольцо №2.
— Совместите усики вкладышей с выточкой шатуна и крышки.
— Установите вкладыши в шатун и крышку шатуна.
Источник статьи: http://avtosteh.ru/dvigatel_toyota_4a_fe_ge_porshni_i_kolenval.html
Маркировка поршней
Калькулятор расчета рабочего объёма двигателя внутреннего сгорания
Калькулятор для расчета рабочего объема цилиндров двигателя автомобиля
Маркировка поршней позволяет судить не только об их геометрических размерах, но и материале изготовления, технологии производства, допустимом монтажном зазоре, товарном знаке производителя, направлении установки и многом другом. В связи с тем, что в продаже встречаются поршни как отечественного, так и импортного производства, то автовладельцы порой сталкиваются с проблемой расшифровки тех или иных обозначений. В данном материале собран максимум информации, позволяющий получить сведения об маркировке на поршне и разобраться что значат цифры, буквы и стрелки.
1 — Обозначение торговой марки, под который выпущен поршень. 2 — Заводской номер изделия. 3 — Диаметр увеличен на 0,5 мм, то есть, в данном случае это ремонтный поршень. 4 — Значение наружного диаметра поршня, в мм. 5 — Значение теплового зазора. В данном случае он равен 0,05 мм. 6 — Стрелка, указывающая направление установки поршня в сторону движения машины. 7 — Техническая информация производителя (необходима при обработке двигателя).
Информация на поверхности поршня
Обсуждения вопроса о том, что означает маркировка на поршнях стоит начать с того, какую вообще информацию производитель наносит на изделие.
- Размер поршня. В некоторых случаях в маркировке на днище поршня можно найти цифры, означающие его размер, выраженный в сотых долях миллиметра. Пример — 83.93. Эта информация означает, что диаметр не превышает указанного значения с учетом допуска (группы допуска обсудим чуть ниже, у разных марок машин они отличаются). Замер производится при температуре +20°С.
- Монтажный зазор. Другое его название — температурный (поскольку может изменяться вместе с изменением температурного режима в двигателе). Имеет обозначение — Sp. Приводится в дробных числах, означающих миллиметры. Например, обозначение маркировки на поршне SP0.03 говорит о том, что зазор в данном случае должен быть 0,03 мм с учетом поля допуска.
- Товарный знак. Или эмблема. Производители таким образом не только идентифицируют себя, но и дают информацию мастерам о том, чьей документацией (товарными каталогами) необходимо пользоваться при подборе нового поршня.
- Направление установки. Эта информация дает ответ на вопрос — на что указывает стрелка на поршне? Она «говорит» о том, каким образом должен быть смонтирован поршень, в частности, стрелка нарисована по направлению движения автомобиля вперед. На машинах, у которых двигатель расположен сзади вместо стрелки зачастую изображают символический коленчатый вал с маховиком.
- Номер отливки. Это цифры и буквы, схематически указывающие на геометрические размеры поршня. Обычно такие обозначения можно встретить на европейских машинах, для которых элементы поршневой группы изготавливают такие компании как MAHLE, Kolbenschmidt, AE, Nural и прочие. Справедливости ради стоит отметить, что отливку в настоящее время используют все реже. Однако если нужно идентифицировать поршень по этой информации, то для этого необходимо воспользоваться бумажным или электронным каталогом конкретного производителя.
Кроме этих обозначений также существуют и другие, и они могут отличаться у разных производителей.
Где расположена маркировка поршня
Многих автолюбителей интересует ответ на вопрос, где находится маркировка поршней. Это зависит от двух обстоятельств — стандартов конкретного производителя и той или иной информации о поршне. Так, основные сведения печатаются на его нижней части («лицевой» стороне), на ступице в районе отверстия под поршневой палец, на весовой бобышке.
Маркировка поршней ВАЗ
По статистике, маркировкой ремонтных поршней чаще всего интересуются владельцы или мастера по ремонту двигателей автомобилей ВАЗ. Далее приведем информацию по различным поршням.
ВАЗ 2110
Для примера возьмем двигатель автомобиля ВАЗ-2110. Чаще всего в данной модели используются поршни с маркировкой 1004015. Изделие производится непосредственно на ОАО «АвтоВАЗ». Краткая техническая информация:
- номинальный диаметр поршня — 82,0 мм;
- диаметр поршня после первого ремонта — 82,4 мм;
- диаметр поршня после второго ремонта — 82,8 мм;
- высота поршня — 65,9;
- компрессионная высота — 37,9 мм;
- рекомендованный зазор в цилиндре — 0,025…0,045 мм.
Непосредственно на корпусе поршня может быть нанесена дополнительная информация. Например:
- «21» и «10» в районе отверстия под палец — обозначение модели изделия (другие варианты — «213» обозначает двигатель ВАЗ 21213, а к примеру, «23» — ВАЗ 2123);
- «ВАЗ» на юбке с внутренней стороны — обозначение производителя;
- буквы и цифры на юбке с внутренней стороны — специфическое обозначение литейного оборудования (расшифровать его можно с помощью документации производителя, но в большинстве случаев эта информация бесполезна);
- «АЛ34» на юбке с внутренней стороны — обозначение литейного сплава.
Основные маркировочные символы, наносимые на днище поршня:
- Стрелка — это маркер ориентации, указывающий направление в сторону привода распределительного вала. На так называемых «классических» моделях ВАЗ иногда вместо стрелки можно встретить букву «П», что означает «перед». Аналогично, тот край, где изображена буква, нужно направлять в сторону движения машины.
- Один из следующих символов — A, B, C, D, E. Это маркеры класса диаметра, показывающие отклонение в значении по наружному диаметру. Далее приведена таблица с конкретными значениями.
- Маркеры группы массы поршня. «Г» — нормальная масса, «+» — увеличенная на 5 грамм масса, «-» — уменьшенная на 5 грамм масса.
- Одна из цифр — 1, 2, 3. Это маркер класса отверстия поршневого пальца, определяет отклонение по диаметру отверстия под поршневой палец. В дополнение к этому имеется цветовое обозначение данного параметра. Так, краска наносится на внутреннюю сторону днища. Синий цвет — 1 класс, зеленый цвет — 2 класс, красный цвет — 3 класс. Далее приведена дополнительная информация.
Для ремонтных поршней ВАЗ также существуют два отдельных обозначения:
- треугольник — первый ремонт (диаметр увеличен на 0,4 мм от номинального размера);
- квадрат — второй ремонт (диаметр увеличен на 0,8 мм от номинального размера).
Обратите внимание, что для различных марок машин (в том числе для разных двигателей) значение отличия ремонтных поршней нужно смотреть в справочной информации.
ВАЗ 21083
Другим популярным «ВАЗовским» поршнем является 21083-1004015. Он также производится на ОАО АвтоВАЗ. Его технические размеры и параметры:
- номинальный диаметр — 82 мм;
- диаметр после первого ремонта — 82,4 мм;
- диаметр после второго ремонта — 82,8 мм;
- диаметр поршневого пальца — 22 мм.
Он имеет аналогичные обозначения, что и ВАЗ 2110-1004015. Остановимся немного подробнее на классе поршня по наружному диаметру и классе отверстия под поршневой палец. Соответствующая информация сведена в таблицы.
Класс поршня по наружному диаметру | A | B | C | D | E |
---|---|---|---|---|---|
Диаметр поршня 82,0 (мм) | 81,965-81,975 | 81,975-81,985 | 81,985-81,995 | 81,995-82,005 | 82,005-82,015 |
Диаметр поршня 82,4 (мм) | 82,365-82,375 | 82,375-82,385 | 82,385-82,395 | 82,395-82,405 | 82,405-82,415 |
Диаметр поршня 82,8 (мм) | 82,765-82,775 | 82,775-82,785 | 82,785-82,795 | 82,795-82,805 | 82,805-82,815 |
Интересно, что модели поршней ВАЗ 11194 и ВАЗ 21126 выпускаются только в трех классах — A, B и C. При этом размер шага соответствует 0,01 мм.
Таблица соответствия моделей поршня и моделей двигателя (марки) автомобилей ВАЗ.
Модель двигателя ВАЗ | Модель поршня | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2101 | 21011 | 2105 | 21213 | 2123 | 2108 | 21083 | 2110 | 2112 | 21124 | 21126 | 21128 | 11194 | |
2101 | |||||||||||||
21011 | |||||||||||||
2103 | |||||||||||||
2104 | |||||||||||||
2105 | |||||||||||||
2106 | |||||||||||||
21073 | |||||||||||||
2121 | |||||||||||||
21213 | |||||||||||||
21214 | |||||||||||||
2123 | |||||||||||||
2130 | |||||||||||||
2108 | |||||||||||||
21081 | |||||||||||||
21083 | |||||||||||||
2110 | |||||||||||||
2111 | |||||||||||||
21114 | |||||||||||||
11183 | |||||||||||||
2112 | |||||||||||||
21124 | |||||||||||||
21126 | |||||||||||||
21128 | |||||||||||||
11194 |
Отверстия под поршневой палец:
Класс отверстия под поршневой палец | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|
Диаметр отверстия под поршневой палец(мм) | 21,982-21,986 | 21,986-21,990 | 21,990-21,994 |
Маркировка поршней ЗМЗ
Другая категория автовладельцев, интересующихся маркировкой поршней, имеет в своем распоряжении моторы марки ЗМЗ. Они устанавливаются на автомобили ГАЗ — Волга, Газель, Соболь и другие. Рассмотрим обозначения, имеющиеся на их корпусах.
Обозначение «406» означает, что поршень предназначен для установки в двигатель ЗМЗ-406. На днище поршня выбито два обозначения. По букве, нанесенной краской, на новом блоке поршень подбирается к цилиндру. При ремонте с расточкой цилиндров требуемые зазоры выполняются в процессе расточки и хонингования под заранее приобретенные поршни с нужным размером.
Римская цифра на поршне указывает на нужную группу поршневого пальца. Диаметры отверстий в бобышках поршня, головке шатуна, а также наружные диаметры поршневого пальца делятся на четыре группы, помеченные краской: I — белая, II — зеленая, III — желтая, IV — красная. На пальцах номер группы также обозначен краской на внутренней поверхности или на торцах. Он должен совпадать с группой, указанной на поршне.
Непосредственно на шатуне номер группы аналогично должен отмечаться краской. При этом упомянутый номер должен или совпадать или находиться рядом с номером группы пальца. Такой подбор обеспечивает ситуацию, когда смазанный палец с небольшим усилием перемещается в головке шатуна, однако не выпадает из него. В отличие от поршней ВАЗ, где направление указывается стрелкой, на поршнях ЗМЗ производитель прямо пишет слово «ПЕРЕД» или просто ставит букву «П». При сборке выступ на нижней головке шатуна должен совпадать с этой надписью (быть на той же стороне).
Существует пять групп, с шагом, равным 0,012 мм, которые обозначаются буквами А, Б, В, Г, Д. Эти размерные группы выбираются по наружному диаметру юбки. Они соответствуют:
- А — 91,988…92,000 мм;
- Б — 92,000…92,012 мм;
- В — 92,012…92,024 мм;
- Г — 92,024…92,036 мм;
- Д — 92,036…92,048 мм.
Значение группы поршня клеймится на его днище. Так, существуют четыре размерные группы, которые маркируются краской на бобышках поршня:
- 1 — белая (22,0000…21,9975 мм);
- 2 — зеленая (21,9975…21,9950 мм);
- 3 — желтая (21,9950…21,9925 мм);
- 4 — красная (21,9925…21,9900 мм).
Метки группы отверстия под палец могут также быть нанесены на днище поршня римскими цифрами, при этом каждой цифре соответствует свой цвет (I — белый, II — зеленый, III — желтый, IV — красный). Размерные группы подобранных поршней и поршневых пальцев должны совпадать.
Двигатель ЗМЗ-405 устанавливается на автомобиль ГАЗ-3302 «Газель Бизнес» и ГАЗ-2752 «Соболь». Расчетный зазор между юбкой поршня и цилиндром (для новых деталей) должен быть равен 0,024…0,048 мм. Он определяется как разность размеров минимального диаметра цилиндра и максимального диаметра юбки поршня. Существует пять групп, с шагом, равным 0,012 мм, которые обозначаются буквами А, Б, В, Г, Д. Эти размерные группы выбираются по наружному диаметру юбки. Они соответствуют:
- А — 95,488…95,500 мм;
- Б — 95,500…95,512 мм;
- В — 95,512…95,524 мм;
- Г — 95,524…95,536 мм;
- Д — 95,536…95,548 мм.
Значение группы поршня клеймится на его днище. Так, существуют четыре размерные группы, которые маркируются краской на бобышках поршня:
- 1 — белая (22,0000…21,9975 мм);
- 2 — зеленая (21,9975…21,9950 мм);
- 3 — желтая (21,9950…21,9925 мм);
- 4 — красная (21,9925…21,9900 мм).
Таким образом, если на поршне двигателя ГАЗ стоит, например, буква В, то это означает, что двигатель дважды подвергался капитальному ремонту.
В ЗМЗ 409 почти все размеры те же, что и в ЗМЗ 405, за исключением выемки (лужа), она глубже, чем в 405. Делается это для компенсации степени сжатия, размер h увеличивается на поршнях 409. Также компрессионная высота у 409 равна 34 мм, а у 405 — 38 мм.
Приведем аналогичную информацию для двигателя марки ЗМЗ 402.
- А — 91,988…92,000 мм;
- Б — 92,000…92,012 мм;
- В — 92,012…92,024 мм;
- Г — 92,024…92,036 мм;
- Д — 92,036…92,048 мм.
Надпись «Селективный подбор» на поршнях
- 1 — белая; 25,0000…24,9975 мм;
- 2 — зеленая; 24,9975…24,9950 мм;
- 3 — желтая; 24,9950…24,9925 мм;
- 4 — красная; 24,9925…24,9900 мм.
Обратите внимание, что с октября 2005 года на поршнях 53, 523, 524 (устанавливаются в том числе на многие модели двигателей ЗМЗ), на их днище устанавливается печать «Селективный подбор». Такие поршни изготавливаются по более прогрессивной технологии, о которой отдельно написано в технической документации к ним.
Марка поршня ЗМЗ | Нанесенное обозначение | Куда нанесено обозначение | Метод нанесения надписи |
---|---|---|---|
53-1004015-22; «523.1004015»; «524.1004015»; «410.1004014». | Товарный знак ЗМЗ | На ступице в районе отверстия под поршневой палец | Литье |
Обозначение модели поршня | На ступице в районе отверстия под поршневой палец | Литье | |
«Перед» | На ступице в районе отверстия под поршневой палец | Литье | |
Маркировка диаметра поршня А, Б, В, Г, Д. | На днище поршня | Травление | |
Клеймо БТК | На днище поршня | Краской | |
Маркировка диаметра под палец (белый, зеленый, желтый) | На весовой бобышке | Краской |
Аналогичная информация поршня 406.1004015:
Марка поршня ЗМЗ | Нанесенное обозначение | Куда нанесено обозначение | Метод нанесения надписи |
---|---|---|---|
4061004015; «405.1004015»; «4061.1004015»; «409.1004015». | Товарный знак ЗМЗ | На ступице в районе отверстия под поршневой палец | Литье |
«Перед» | |||
Модель «406, 405, 4061,409» (406- АР; 406-БР) | |||
Маркировка диаметра поршня А, Б, В, Г, Д | На днище поршня | Ударный | |
Маркировка диаметра под палец (белый, зеленый, желтый, красный) | На весовой бобышке | Краской | |
Материал изготовления «АК12ММгН» | В районе отверстия под поршневой палец | Литье | |
Клеймо БТК | На днище поршня | Травлением |
Маркировка поршней «Тойота»
У поршней на двигателях «Тойота» также имеются свои обозначения и размеры. Например, на популярной машине Land Cruiser поршни обозначаются английскими буквами A, B и C, а также числами от 1 до 3. Соответственно, буквы означают размер отверстия под поршневой палец, а цифры — размер диаметра поршня в районе «юбки». Ремонтный поршень имеет +0,5 мм по сравнению к стандартному по диаметру. То есть, у ремонтных меняются лишь обозначения букв.
Обратите внимание, что при покупке бывшего в употреблении поршня необходимо замерить тепловой зазор между юбкой поршня и стенкой цилиндра. Он должен находиться в пределах 0,04…0,06 мм. В противном случае необходимо проводить дополнительную диагностику двигателя и при необходимости выполнять ремонт.
Поршни завода «Мотордеталь»
На многих отечественных и импортных машинах используются ремонтные поршни, изготовленные на производственных мощностях костромского производителя поршневых групп «Мотордеталь-Кострома». Данное предприятие выпускает поршни с диаметром от 76 до 150 мм. На сегодняшний день производятся такие типы поршней:
- цельнолитой;
- с терморегулирующей вставкой;
- с вставкой под верхнее компрессионное кольцо;
- с каналом масляного охлаждения.
Поршни, выпущенные под указанной торговой маркой, имеют собственные обозначения. При этом информация (маркировка) может быть нанесена двумя способами — лазером и микроударом. Для начала рассмотрим на конкретных примерах маркировку, сделанную при помощи лазерной гравировки:
- EAL — соответствие техническому регламенту таможенного союза;
- Сделано в России — прямое указание страны-производителя;
- 1 — группа по массе;
- H1 — группа по диаметру;
- 20-0305А-1 — номер изделия;
- К1 (в кружочке) — знак отдела технического контроля (ОТК);
- 15.05.2016 — прямое указание на дату производства поршня;
- Sp 0,2 — зазор между поршнем и цилиндром (температурный).
Теперь рассмотрим обозначения, нанесенные при помощи так называемого микроудара, на конкретных примерах:
- 95,5 — общий размер по диаметру;
- В — группа по диаметру;
- III — группа по диаметру пальца;
- К (в кружочке) — знак ОТК (контроля качества);
- 26.04.2017 — прямое указание даты производства поршня.
Здесь же стоит отметить, что для производства разных поршней используются различные же алюминиевые сплавы с легирующими добавками. Однако эта информация не указывается прямо на корпусе поршня, но записывается в его технической документации.
Источник статьи: http://etlib.ru/blog/909-markirovka-porshnej