Разметка мест для автомобилей при различных схемах их расстановки

Содержание
  1. Разметка мест для автомобилей при различных схемах их расстановки
  2. I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РАЗМЕТКИ
  3. II. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ
  4. Рис.1. Разметка пешеходного перехода, дополненная стрелами
  5. Рис.2. Указательные стрелы
  6. Рис.3. Направляющие стрелы
  7. Рис.4. Треугольник приближения
  8. Рис.5. Слово «СТОП»
  9. Рис.6. Цифры для обозначения номера дороги при v меньше или равно 60 км/ч
  10. Рис.7. Цифры для обозначения номера дороги при v больше 60 км/ч
  11. Рис.8. Буква E, применяемая в сочетании с цифрами для обозначения номера, присвоенного дороге, предназначенной для международного движения
  12. Рис.9. Буква A, применяемая для обозначения полосы проезжей части, предназначенной исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы, троллейбусы)
  13. III. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ
  14. IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  15. V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
  16. Рис.10. Элементы вертикальной выпуклой кривой
  17. Pиc. 11. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой, заходящими за вершину кривой и частично перекрывающими друг друга
  18. Рис.12. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой, не доходящими до вершины кривой
  19. Рис.13. Схема к определению радиуса закругления

Разметка мест для автомобилей при различных схемах их расстановки

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

УКАЗАНИЯ
ПО РАЗМЕТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Дата введения 1977-01-01

ВНЕСЕНЫ Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гипродорнии

СОГЛАСОВАНЫ с Управлением Госавтоинспекции МВД СССР 12 мая 1975 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 8 апреля 1975 г.

Разметка автомобильных дорог является эффективным средством улучшения организации и повышения безопасности движения транспорта и пешеходов. Она помогает водителю выбирать правильное положение автомобиля на проезжей части дороги, особенно в случаях сложных пересечений и примыканий, скорость движения, а также служит для обозначения на дороге опасных участков. При этом очень важно обеспечить строгое соответствие разметки и устанавливаемых на дороге знаков, светофоров и других средств организации движения. Для улучшения видимости разметки в темное время суток она дополняется светоотражающими элементами.

Читайте также:  Камаз схема габаритные размеры

В Указаниях изложены основные принципы проектирования разметки автомобильных дорог и даны схемы разметки наиболее характерных участков. Приведены линии, символы и другие обозначения, используемые для этой цели, и указаны условия их применения.

Указания предназначены для дорожных и других организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.

Указания разработаны в соответствии со стандартом «Разметка дорожная» (ГОСТ 13508-74) и с использованием результатов научных исследований, выполненных за последние годы Гипродорнии, МАДИ и ВНИИБД МВД СССР.

Указания составлены сотрудниками Гипродорнии кандидатами техн. наук В.Д.Беловым (руководитель темы) и Н.П.Мининым, при участии канд. техн. наук А.П.Васильева, инж. Л.И.Волгиной и ст. техника И.А.Тереховой.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РАЗМЕТКИ

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РАЗМЕТКИ

1.1. Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановке дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги, выполненные в соответствии с действующим стандартом «Разметка дорожная». Разметка может применяться самостоятельно или в сочетании с дорожными знаками и светофорами.

1.2. Регламентируемые разметкой условия движения являются обязательными для водителей и пешеходов. Если назначения дорожных знаков и линии разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.

1.3. Разметка делится на две группы: горизонтальную и вертикальную. Каждому виду разметки присвоен номер, состоящий из цифр. Первое число — номер группы, к которой принадлежит разметка (1 — горизонтальная, 2 — вертикальная); второе — порядковый номер разметки в группе; третье — разновидность разметки. Числа в номере разделены точками.

В горизонтальную разметку входит продольная, поперечная и другие виды разметки (островки, надписи, обозначающие названия населенных пунктов, маршрутов следования, светоотражающие элементы и т.п.), наносимые на поверхность проезжей части дорог. В вертикальную разметку входят линии, наносимые на элементы дорожных сооружений, обстановки дорог и бордюры, а также светоотражающие элементы.

1.4. Горизонтальная разметка используется для нанесения обозначений на проезжей части и имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17, которые должны быть желтого цвета.

Вертикальная разметка используется для обозначения бордюров, элементов дорожных сооружений и обстановки дорог и представляет собой сочетание черного и белого цветов.

Номера, форма, размеры и назначение каждого вида разметки приведены в приложении 1.

II. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ

2.1. Горизонтальная разметка наносится на проезжую часть дорог, имеющих усовершенствованное покрытие.

2.2. ПРОДОЛЬНАЯ РАЗМЕТКА

2.2.1. Разделение транспортных потоков противоположных направлений необходимо производить на дорогах, имеющих ширину проезжей части 6 м и более при интенсивности движения 1000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения, следующим образом:

а) прерывистой линией 1.5 на двух- и трехполосных дорогах. Штрих длиной 1 м применяется только в населенных пунктах;

б) сплошной линией 1.1 на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, перед железнодорожными переездами, в местах сужения проезжей части, на участках, где фактическая видимость меньше минимального расстояния видимости, обеспечивающего безопасность движения (табл.1), а при необходимости перед перекрестками и в других опасных местах. Отдельные участки сплошной линии не должны быть менее 20 м. При изменении ширины проезжей части (перед препятствием, при уменьшении количества полос движения в данном направлении и т.д.) должна наноситься переходная линия 1.1, наклон которой не должен быть более 1/20 при 60 км/ч и более 1/50 при > 60 км/ч.

Скорость движения, км/ч

Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости, м

Примечание. Под расстоянием видимости подразумевается расстояние, на котором предмет, установленный на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части, виден наблюдателю, глаз которого также находится на высоте 1,2 м.

Наклонной переходной линии должна предшествовать сплошная линия, параллельная оси проезжей части, длина которой равняется 20 м при 60 км/ч или 40 м при > 60 км/ч.

в) двойной сплошной линией 1.3 на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в обоих направлениях;

г) двойной линией 1.11, состоящей из параллельных сплошной и прерывистой линий, на участках дорог, где необходимо запретить для транспортных средств, движущихся в одном из направлений, выезд на проезжую часть, предназначенную для движения в противоположном направлении.

2.2.2. Полосы движения должны обозначаться на проезжей части, имеющей две или более полос для движения в одном направлении.

На вновь сооружаемых дорогах ширина полосы должна приниматься с учетом категории дороги по действующим строительным нормам и правилам.

На существующих дорогах ширина полосы не должна быть менее 3 м. В исключительных случаях ширина полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, может быть уменьшена до 2,75 м. Обозначение полос движения осуществляется следующим образом:

а) прерывистой линией 1.5;

б) прерывистой линией 1.7 в пределах перекрестка при криволинейной траектории движения;

в) при необходимости сплошной линией 1.1 перед перекрестками, железнодорожными переездами, при изменении ширины проезжей части, перед препятствиями, а также в других опасных местах; отдельные участки сплошной линии не должны быть менее 20 м. В местах изменения ширины полосы движения наклон переходных сплошных линий должен соответствовать требованиям пункта 2.2.1б;

г) двойной линией 1.11, состоящей из параллельных сплошной и прерывистой линий, на участках, где в соседних полосах движения разрешено перестроение только из одной полосы;

д) двойными прерывистыми линиями 1.9 в тех случаях, когда направление движения по полосе может изменяться на противоположное (реверсивная полоса).

2.2.3. Полоса ускорения или замедления (переходно-скоростная полоса) должна отделяться от основной полосы проезжей части прерывистой линией 1.8 (на пересечениях и примыканиях ширина линии — 0,4 м, а в других случаях — 0,2 м).

2.2.4. Сплошной линии продольной разметки, разделяющей встречные или попутные транспортные потоки, должна предшествовать прерывистая линия приближения 1.6 общей длиной 50 м и более при 60 км/ч, 100 м и более при > 60 км/ч.

2.2.5. Край проезжей части как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы, должен обозначаться сплошной линией 1.1 на участках дорог, где интенсивность движения составляет 1000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения. На дорогах, где установлены дорожные знаки 4.3 «Скоростная дорога»*, край проезжей части должен обозначаться сплошной линией 1.2 независимо от интенсивности движения. Расстояние от края проезжей части до линии 1.1 или 1.2 должно быть не более 0,2 м. При наличии бордюра краевую линию можно не наносить.
____________________
* Здесь и далее номера дорожных знаков указаны по ГОСТ 10807-71 «Знаки дорожные».

2.3. ПОПЕРЕЧНАЯ РАЗМЕТКА

2.3.1. Стоп-линию 1.12 следует наносить для обозначения места обязательной остановки при наличии перед перекрестком дорожного знака 2.15 «Проезд без остановки запрещен» и в местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком.

Стоп-линию необходимо наносить возможно ближе к пересекаемой проезжей части с учетом наилучшей видимости движущихся по ней транспортных средств и условий пешеходного движения.

Стоп-линия может наноситься как сразу по всей ширине проезжей части данного направления дороги, так и отдельно на каждой полосе движения.

Если на регулируемых перекрестках стоп-линия наносится перед пешеходным переходом, то расстояние между ними не должно быть менее 1 м.

2.3.2. Поперечную линию 1.13, образованную рядом треугольников, необходимо наносить при наличии дорожного знака 1.6 «Пересечение с главной дорогой», как правило, в тех случаях, когда знак в зависимости от местных условий не может быть установлен непосредственно перед перекрестком и когда необходимо точно указать место, где водитель должен уступить дорогу.

Разметка 1.13 должна наноситься как можно ближе к пересекаемой проезжей части с учетом наилучшей видимости движущихся по ней транспортных средств и условий пешеходного движения.

Разметку 1.13 можно наносить по всей ширине проезжей части данного направления и отдельно на каждой полосе движения.

2.3.3. Разметка 1.14 «зебра» (широкие линии, параллельные оси проезжей части) в сочетании со знаком 4.14 «Пешеходный переход» или самостоятельно должна применяться для обозначения пешеходного перехода при интенсивности движения 2000 и более транспортных средств в сутки, а также в других случаях, когда этого требуют условия движения. Разметка пешеходного перехода может быть дополнена стрелами (рис.1), при этом ширина перехода не должна быть менее 4 м.

Рис.1. Разметка пешеходного перехода, дополненная стрелами

Рис.1. Разметка пешеходного перехода, дополненная стрелами

2.3.4. В местах, где велосипедная дорожка пересекает дорогу, должна наноситься разметка 1.15.

2.4. ДРУГИЕ ВИДЫ РАЗМЕТКИ

2.4.1. Границы участков проезжей части, въезд на которые запрещен (островки, посадочные площадки, разделительные полосы и т.п.), должны обозначаться сплошными линиями 1.1. Эти участки могут размечаться параллельными линиями, наклон которых должен указывать на отклонение транспортных средств в стороны от разметки.

Для обозначения островков в местах разделения или слияния транспортных потоков должна применяться разметка 1.16. Количество линий в пределах островков не должно быть меньше трех. При площади островка менее 2 м допускается окраска всей его поверхности.

2.4.2. Границы площадки для стоянки и способ расположения транспортных средств должны обозначаться сплошными линиями 1.1 в местах, обозначенных дорожным знаком 4.12 «Место стоянки», а также в других необходимых случаях. В конце линий, обозначающих границы мест стоянки, могут быть нанесены штрихи длиной 0,5 м.

Граница зоны размеченной стоянки перед перекрестком не должна быть ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.

2.4.3. В местах, где запрещена остановка транспортных средств, в сочетании со знаком 2.22 «Остановка запрещена» или самостоятельно у края проезжей части, или по верху бордюра должна наноситься сплошная линия 1.4.

Для лучшей видимости в начале и в конце линии запрещения остановки может быть нанесена короткая поперечная линия длиной 0,2-0,3 м.

2.4.4. В местах, где запрещена только стоянка транспортных средств, в сочетании со знаком 2.23 «Стоянка запрещена» или самостоятельно у края проезжей части, или по верху бордюра должна наноситься прерывистая линия 1.10.

Для лучшей видимости в начале и в конце линии запрещения стоянки может быть нанесена короткая поперечная линия длиной 0,2-0,3 м.

2.4.5. В населенных пунктах в случаях, когда этого требуют условия движения, места остановок транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы и троллейбусы), и стоянок автомобилей-такси обозначаются зигзагообразной линией 1.17.

Протяженность зоны, обозначенной этой линией, определяется с учетом количества одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств по формуле

где — количество одновременно останавливающихся или стоящих транспортных средств;

— длина транспортного средства, м (для автобусов и троллейбусов ее можно принимать равной 11 м, для автомобилей-такси равной 5 м);

— расстояние безопасности между стоящими транспортными средствами, принимаемое равным 3 м;

— длина участков маневров транспортных средств в начале и конце остановочной зоны: 10 м — для автобусов и троллейбусов; 5 м — для автомобилей-такс

2.4.6. Для обозначения разрешенных на перекрестке направлений движения в сочетании со знаком 4.8 «Направления движения по полосам» или самостоятельно на полосах могут быть нанесены указательные стрелы 1.18 (рис.2). Размеры стрел указаны в табл.2.

Рис.2. Указательные стрелы

Рис.2. Указательные стрелы

Скорость движения, км/ч

Размеры стрел, м

При скорости 60 км/ч и менее на каждой полосе должно быть две или более последовательно расположенных стрел, а при скорости более 60 км/ч — три и более. Рекомендуемое число стрел различных скоростей движения и расстояния между ними приведены в табл.3.

Скорость движения, км/ч

Расстояние между стрелами, м

2.4.7. Для обозначения приближения к сужению проезжей части в сочетании со знаком 1.17 «Сужение дороги» или самостоятельно должны наноситься направляющие стрелы 1.19 (рис.3). Такие же стрелы могут быть нанесены перед линией 1.1, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений на двухполосных дорогах. При скорости 60 км/ч и менее на каждой полосе должно быть две или более последовательно расположенных стрел, а при скорости более 60 км/ч — три или более (см. табл.3). Расстояния , , между этими стрелами принимаются с учетом скорости движения (табл.4).

Рис.3. Направляющие стрелы

Рис.3. Направляющие стрелы

Скорость движения, км/ч

2.4.8. Для обозначения приближения к разметке 1.13 на полосе движения может быть нанесен треугольник приближения 1.20 (рис.4). Расстояние между основанием треугольника и разметкой 1.13 с учетом местных условий и скорости движения должно быть от 2 до 25 м (табл.5).

Рис.4. Треугольник приближения

Рис.4. Треугольник приближения

Скорость движения, км/ч

2.4.9. Для обозначения приближения к стоп-линии 1.12, применяемой совместно со знаком 2.15 «Проезд без остановки запрещен», на полосе движения может быть нанесена разметка 1.21 — слово «СТОП» (рис.5). Расстояние между словом «СТОП» и разметкой 1.12 с учетом местных условий и скорости движения должно быть от 2 до 25 м (см. табл.5).

Рис.5. Слово «СТОП»

Рис.5. Слово «СТОП»

2.4.10. Для обозначения на проезжей части номера, присвоенного дороге, в сочетании со знаком 4.19 «Номер дороги» или самостоятельно должна применяться разметка 1.22, состоящая из цифр (рис.6 и 7), а на дорогах, предназначенных для международного движения, — из буквы (рис.8) в сочетании с цифрами. Разметка 1.22 может быть дополнена указательными стрелами (схема IX.7).

Расстояние между цифрами должно составлять 0,1 м, а между буквой и первой цифрой номера дороги — 0,3 м.

Рис.6. Цифры для обозначения номера дороги при v меньше или равно 60 км/ч

Рис.6. Цифры для обозначения номера дороги при 60 км/ч

Рис.7. Цифры для обозначения номера дороги при v больше 60 км/ч

Рис.7. Цифры для обозначения номера дороги при > 60 км/ч

Рис.8. Буква E, применяемая в сочетании с цифрами для обозначения номера, присвоенного дороге, предназначенной для международного движения

Рис.8. Буква , применяемая в сочетании с цифрами для обозначения номера, присвоенного дороге,
предназначенной для международного движения

2.4.11. На полосе, предназначенной исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы, троллейбусы), может быть нанесена разметка 1.23 — буква (рис.9), обращенная основанием в сторону движущихся по этой полосе транспортных средств (схема I.3.Г).

Рис.9. Буква A, применяемая для обозначения полосы проезжей части, предназначенной исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы, троллейбусы)

Рис.9. Буква , применяемая для обозначения полосы проезжей части, предназначенной
исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным
маршрутам (автобусы, троллейбусы)

2.4.12. Для надписей (кроме разметки 1.21), выполненных на проезжей части и являющихся дополнительным средством информации, не вводящих каких бы то ни было ограничений (название населенных пунктов, маршрутов следования и т.п.), должны применяться буквы высотой 1,6 м при 60 км/ч и 4,0 м при > 60 км/ч. Размеры основных элементов букв могут выбираться с учетом размеров цифр, приведенных на рис.6 и 7.

III. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ

3.1. С помощью разметки 2.1 должны обозначаться вертикальные поверхности опор мостов, путепроводов, торцевые поверхности порталов тоннелей, парапетов и т.п. на опасных для движения участках, а также торцы других предметов (начало и конец ограждения, высокого бордюра) в случаях, когда она наносится на щиты соответствующих размеров, устанавливаемые перед этими предметами. При большой ширине вертикальной поверхности допускается размечать только ближайший к проезжей части край на ширину 0,5 м, а при большой высоте — на высоту 2,0 м.

3.2. Разметка 2.2 должна применяться для обозначения нижних краев перекрытий тоннелей, пролетных строений путепроводов и мостовых ферм при вертикальном габарите менее 5 м. Ее следует наносить над серединой каждой полосы, по которой осуществляется движение в сторону искусственного сооружения.

3.3. Разметка 2.3 должна применяться для обозначения круглых тумб на островках безопасности, в том числе и круглых тумб с внутренним освещением (маяков).

3.4. Разметка 2.4 применяется для обозначения опор тросовых ограждений, надолб, а также сигнальных столбиков.

3.5. Боковые поверхности ограждений дорог (из железобетонных брусьев, металлических планок, коробов и т.п.), обращенные в сторону проезжей части, должны обозначаться на опасных участках с помощью разметки 2.5, а в остальных случаях — с помощью разметки 2.6.

3.6. С помощью разметки 2.7 должны обозначаться боковые поверхности возвышающихся островков безопасности, бордюр на закруглениях малых радиусов, в местах сужения дороги и на других опасных участках. Меньшие размеры полос и должны применяться для обозначения островков безопасности. Размер полос для обозначения бордюра выбирается с учетом скорости движения на данном участке. Большие размеры и применяются при больших скоростях.

3.7. Торцевые поверхности железобетонных брусьев, ограждений дорог, а также высоких бордюров, обращенные в сторону приближающихся транспортных средств и не имеющие разметки 2.1, наносимой на щиты, должны быть окрашены в белый цвет.

IV. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗМЕТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

4.1. Разметка является составной частью общей схемы организации движения транспорта, разрабатываемой в составе проекта дороги или в процессе ее эксплуатации.

Разметка должна наноситься на всем протяжении дороги, за исключением дорог IV и V категории, где она выполняется только на опасных участках.

При проектировании разметки необходимо соблюдать ее соответствие устанавливаемым на дороге знакам, светофорам и другим средствам организации движения.

4.2. Перед началом проектирования схемы разметки дороги необходимо собрать и ознакомиться с материалами, характеризующими технико-эксплуатационные качества дороги, особенности ее отдельных участков, транспортные потоки и состояние аварийности.

4.3. Проектирование разметки осуществляется в несколько этапов.

4.3.1. На первом этапе определяется, на какое количество полос движения будет размечаться дорога, вид линий разметки и уточняются их основные параметры (толщина, длина штрихов и разрывов между ними).

Исходными материалами для этого являются данные о категории дороги, ее геометрических параметрах, суточной интенсивности, составе и скорости движения транспорта.

4.3.2. На втором этапе производится выявление на дороге характерных участков и комплексное решение схем их разметки.

На этом этапе, кроме определения мест расположения таких участков, уточняются типы имеющихся на дороге пересечений и примыканий, протяженность участков подъемов и спусков и величины их уклонов, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, ширина проезжей части на мостах и путепроводах, типы железнодорожных переездов и автобусных остановок, планировка площадок для остановок и стоянок автомобилей и автозаправочных станций, типы и ширины пешеходных переходов и переездов для велосипедистов и данные о других участках дорог. Кроме того, для выбора схем их разметки необходимо иметь данные об организации движения на этих участках, имеющихся на них средствах регулирования движения (знаки и светофоры), интенсивности и направлениях движения транспорта и пешеходов, скорости движения и составе транспортных потоков, числе и ширине полос движения и условиях видимости.

Имеющиеся в Указаниях рекомендуемые схемы разметки характерных участков дорог не охватывают всех возможных вариантов, поэтому при привязке их к конкретным участкам, имеющим особенности в геометрии или в организации движения, может потребоваться внесение некоторых изменений в геометрию схем, дополнение или исключение из них каких-либо элементов. При этом особое внимание следует обращать на организацию пешеходного и велосипедного движения, размещение автобусных остановок и соответствие разметки установленным в этих местах знакам, светофорам и другим средствам организации движения.

После комплексного решения разметки на характерном участке дороги должна быть проведена ее увязка с разметкой, имеющейся на примыкающих к ним участках дороги.

4.3.3. На третьем этапе (выполняется при разметке дорог, находящихся в эксплуатации) производится уточнение разметки в местах повышенной аварийности, возможных заторов движения и на участках, где с помощью дорожных знаков вводятся ограничения скорости, запрещаются обгоны, стоянка и остановка автомобилей.

Исходными материалами для выявления таких мест являются графики коэффициентов аварийности и безопасности, схемы мест дорожно-транспортных происшествий, графики пропускной способности и уровней загрузки, а также схема расстановки дорожных знаков.

Разметка мест повышенной аварийности и возможных заторов должна производиться как часть всего комплекса мероприятий по повышению безопасности движения и выполняться одновременно с его осуществлением. Этим комплексом может предусматриваться установка светофоров, дорожных знаков, улучшение планировки или расширение отдельных участков дорог, устройство пешеходных переходов и другие мероприятия. В соответствии с характером этих мероприятий должна соответственно корректироваться и разметка.

На участках, где с помощью дорожных знаков вводится ограничение скорости движения, необходимо соответственно изменить величину штрихов и разрывов между ними.

В местах установки знаков, запрещающих обгон, полосы движения разделяются с помощью сплошной линии.

В местах, где знаками запрещена остановка или стоянка автомобилей, наносится соответствующая разметка.

4.3.4. На четвертом этапе на схему разметки дороги наносятся указательные стрелы, номер, присвоенный этой дороге, а также другие надписи, являющиеся дополнительным средством информации водителей.

4.3.5. На пятом этапе производится выявление на дороге элементов инженерных сооружений, обстановки дороги и других объектов, находящихся в непосредственной близости от проезжей части или обочины и представляющих опасность для движения, и составление схем их разметки. Для этой цели используются материалы анализа причин дорожно-транспортных происшествий и осмотра технического состояния дорог и искусственных сооружений.

На искусственные сооружения, элементы обстановки дороги и другие объекты, подлежащие разметке, составляется ведомость с указанием мест их расположения и номеров линий вертикальной разметки, которые наносятся на них.

V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

С точки зрения идентичности разметки к прямым горизонтальным участкам следует относить прямые участки дороги, продольные уклоны которых не превышают нормативные величины, а также участки горизонтальных и вертикальных кривых с радиусами, отвечающими требованиям, предъявляемым строительными нормами и правилами к данной категории дороги.

5.1.1. Двухполосные дороги

Разметка двухполосных дорог осуществляется при интенсивности движения 1000 и более транспортных средств в сутки. При меньшей интенсивности разметка выполняется в тех случаях, когда этого требуют условия движения.

С помощью разметки на двухполосных дорогах производится разделение встречных потоков и обозначение края проезжей части. При этом следует иметь в виду, что полосы движения, как правило, должны иметь ширину не менее 3,0 м, поэтому на дорогах с шириной проезжей части 6,0 м и менее обозначение края проезжей части с помощью линии 1.1 не производится (схемы 1.1.А, 1.1.Б). Учитывая, что существует большое количество дорог с шириной проезжей части менее 6,0 м, на них может наноситься осевая разделительная линия 1.5, которая облегчает водителям осуществлять разъезды со встречными транспортными средствами и лучше видеть направление дороги, особенно в темное время суток.

Расстояние от края проезжей части до краевой линии 1.1 должно быть не более 0,2 м.

Целесообразность нанесения линии 1.5 или 1.1 для разделения транспортных потоков противоположных направлений определяется исходя из режима движения транспорта, который, в свою очередь, зависит от интенсивности и состава транспортного потока, а также ширины проезжей части.

Выбор того или иного вида разметки производится по табл.6.

Количество легковых автомобилей в транспортном потоке, %

Интенсивность движения в двух направлениях, авт/ч, при которой необходимо нанесение осевой разметки

с помощью прерывистой линии 1.5

с помощью сплошной линии 1.1

Примечание. Если интенсивность движения превышает величины, указанные в таблице, необходимо увеличение числа полос движения.

Нанесение на дороге сплошной осевой линии 1.1 при интенсивности движения в час пик 700-1100 авт/ч не всегда целесообразно, так как это приведет к увеличению задержек транспорта в периоды, когда потоки не достигают указанных величин. Ее рекомендуется наносить в случаях, когда на дороге установлены знаки, запрещающие обгоны всем транспортным средствам, или потоки транспорта в течение длительного времени суток превышают величины интенсивности, указанные в табл.6.

Табл.6 разработана для ширины проезжей части 7,5 м. Если же ширина проезжей части больше или меньше 7,5 м, то величина наблюдаемой на дороге интенсивности движения должна быть умножена на коэффициент приведения к ширине проезжей части 7,5 м, значение которого может быть получено по табл.7, и только после этого по табл.6 производится выбор необходимого вида разметки.

Ширина проезжей части, м

Значение коэффициента приведения к ширине проезжей части 7,5 м при различной интенсивности движения

от 0 до 500
авт/ч

от 500 до 1000
авт/ч

от 1000 до 1500 авт/ч

от 1500 до 2000 авт/ч

5.1.2. Трехполосные дороги

Разметка трехполосных дорог зависит от организации движения на них и режимов движения транспорта (схемы 1.2.А, 1.2.Б).

Движение на трехполосных дорогах может быть организовано таким образом, что средняя полоса используется только для совершения обгонов или для реверсивного движения.

Выбор схемы разметки осуществляется по табл.8 исходя из интенсивности движения по дороге в час пик и количества легковых автомобилей в потоке.

Количество легковых автомобилей в транспортном потоке, %

Интенсивность движения в двух направлениях, авт/ч, при которой производится разметка

на две полосы с нанесением прерывистой осевой линии 1.5

Табл.8 разработана для ширины проезжей части 11,25 м, поэтому, если ширина проезжей части размечаемой дороги больше или меньше 11,25 м, то величину наблюдаемой на дороге интенсивности движения необходимо умножить на коэффициент приведения к ширине проезжей части 11,25 м, значение которого может быть получено по табл.9.

Ширина проезжей части, м

Значение коэффициента приведения к ширине проезжей части 11,25 м при различной интенсивности движения

от 0 до 500 авт/ч

от 500 до 1000 авт/ч

от 1000 до 1500 авт/ч

от 1500 до 2000 авт/ч

от 2000 до 2500 авт/ч

от 2500 до 3000 авт/ч

Длина зон А и Б определяется по табл.10 в зависимости от интенсивности и состава движения.

Длина зон А и Б при разметке трехполосной дороги по схемам I.2. А.2 и I.2. А.3, м

Интенсивность движения, авт/ч

при количестве легковых автомобилей от 0 до 20%

при количестве легковых автомобилей от 20 до 50%

при количестве легковых автомобилей более 50%

Использование средней полосы для реверсивного движения, кроме условий, указанных в табл.8, может быть оправдано при одновременном выполнении следующих трех условий:

интенсивность движения, приходящаяся на каждую полосу в час пик, превышает 500 авт/ч;

суммарная интенсивность движения в прямом направлении больше, чем во встречном на 500 авт/ч для дорог с нечетным числом полос (одна реверсивная полоса) и на 1000 авт/ч для дорог с четным числом полос (две реверсивные полосы);

указанная неравномерность интенсивности движения изменяется по направлениям в течение суток или по дням недели и это изменение носит регулярный характер. При устройстве реверсивной полосы над ней должны устанавливаться светофоры, показывающие разрешенное направление движения транспорта по этой полосе.

5.1.3 Многополосные дороги

Разметка многополосных дорог (число полос для движения в обоих направлениях не менее четырех) зависит от количества полос движения, наличия разделительной полосы, режимов движения транспорта и схемы организации движения. Однако в любом случае на них производится разделение потоков встречных направлений, обозначение полос движения и обозначение края проезжей части.

Разделение потоков встречных направлений обычно производится с помощью разделительной полосы, минимальная ширина которой в зависимости от категории дороги и местных условий может быть от 2 до 13,5 м (схема I.3.Б). В случаях, когда такая полоса отсутствует, разделение встречных потоков осуществляется с помощью двойной сплошной линии 1.3 (схема I.3.A).

При обозначении полос движения их ширина должна соответствовать требованиям СНиП. Обозначение полос движения осуществляется с помощью прерывистой линии 1.5. В случае, когда полоса движения выделяется исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (автобусы, троллейбусы), на ней наносится разметка 1.23 — буква А, обращенная основанием в сторону движущихся по этой полосе транспортных средств. Эта полоса может отделяться от соседних полос движения сплошной линией 1.1 (схема I.3.Г).

Выделение реверсивных полос рекомендуется производить в соответствии с тремя условиями, изложенными в п.5.1.2, с той разницей, что неравномерность интенсивности движения в прямом и встречном направлении движения не должна превышать суммарную пропускную способность реверсивных полос. Реверсивные полосы отделяются от других полос движения и друг от друга с помощью прерывистых линий 1.9.

Обозначение края проезжей части производится как со стороны обочин, так и со стороны разделительной полосы, с помощью сплошной линии 1.1. На дорогах, где установлены дорожные знаки 4.3 «Скоростная дорога», край проезжей части обозначается с помощью сплошной линии 1.2. При наличии бордюра краевую разметку можно не наносить.

Кроме указанных линий разметки, на полосах движения могут быть нанесены надписи, являющиеся дополнительным средством информации, не вводящим каких бы то ни было ограничений (название населенных пунктов, маршрутов следования и т.п.). Порядок нанесения этих надписей указан в п.2.4.12.

5.2. РАЗМЕТКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА УЧАСТКАХ ПОДЪЕМОВ

5.2.1 Разметка двухполосных дорог

Разметка двухполосных дорог на участках подъемов зависит от длины подъема и наличия дополнительной полосы для грузового движения в сторону подъема, которая предусматривается на дорогах II категории, а при интенсивности движения более 2000 авт/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории с продольными уклонами величиной более 30‰ при длине участка свыше 1 км и с уклонами более 40‰ при длине участка от 0,5 до 1 км.

Если такая дополнительная полоса отсутствует, то разметка на участке подъема должна обеспечивать возможность обгона тихоходных транспортных средств, движущихся в направлении подъема, и запрещать обгоны в направлении спуска. Для этого на всем протяжении подъема, включая участки вертикальных кривых, наносится барьерная линия 1.11, которая сплошной линией обращена к полосе движения в направлении спуска, а пунктирной — к полосе движения в направлении подъема. Со стороны вершины подъема этой линии должна предшествовать линия приближения 1.6 длиной 50 м и более при 60 км/ч или 100 м и более при > 60 км/ч (схема II.A.I). При длине подъема менее 200 м на всем протяжении подъема, включая участки вертикальных кривых, наносится сплошная осевая линия 1.1, которой с двух сторон предшествует линия приближения 1.6 (схема II.А.2).

В случае, когда на подъеме имеется дополнительная полоса для грузового движения, она отделяется от основной полосы с помощью прерывистой линии 1.5, а в зоне выпуклой вертикальной кривой, где видимость менее допустимой, с помощью двойной линии 1.11 с тем, чтобы запретить в этой зоне выезд грузовых автомобилей на основную полосу. Линии 1.11 должна предшествовать прерывистая линия приближения 1.6. За вершиной подъема после проезда зоны с ограниченной видимостью водителям грузовых автомобилей разрешается выезд на основную полосу движения. Здесь дополнительная полоса до конца уширения отделяется от основной полосы с помощью прерывистой линии 1.8 шириной 0,2 м. На этом участке могут быть нанесены направляющие стрелы 1.19, предупреждающие водителей об уменьшении числа полос движения в данном направлении. Кроме того, перед началом и концом уширения проезжей части в сторону подъема устанавливаются дорожные знаки, информирующие водителя о порядке и направлении движения транспортных средств по полосам.

Встречные потоки на всем протяжении уширения отделяются друг от друга с помощью сплошной линии 1.1, которой с двух сторон предшествует прерывистая линия приближения 1.6. Линия 1.6 должна наносится на протяжении не менее 50 (100) м перед линией 1.1. Рекомендуемая протяженность линии приближения 150 м у подошвы спуска и 100 м за вершиной подъема.

По краям проезжей части должна быть нанесена краевая линия 1.1 (схема II.1.Б).

5.2.2 Разметка трехполосных дорог

Схема разметки трехполосной дороги на подъеме зависит от длины подъема и разметки дороги на прилегающих горизонтальных участках, которая, в свою очередь, осуществляется в соответствии с режимами движения транспорта (см. п.5.1.2).

В случае, когда длина подъема не превышает 1200 м, движение в сторону подъема организуется в две полосы. При этом правая полоса, предназначенная для медленно движущихся транспортных средств, отделяется от средней полосы с помощью прерывистой линии 1.5, а в зоне, где видимость менее допустимой, с помощью барьерной линии 1.11 для запрещения перехода медленно движущихся автомобилей на среднюю полосу. При этом линии 1.11 предшествует линия приближения 1.6.

Полоса встречного движения отделяется от полос движения в сторону подъема сплошной линией 1.1, которой с обоих концов предшествует линия приближения 1.6, длина которой соответствует указанной в п.5.2.1.

По краям проезжей части наносится краевая разметка с помощью сплошной линии 1.1, а в местах уменьшения числа полос для движения в данном направлении наносятся направляющие стрелы 1.16.

В зависимости от принятой схемы разметки примыкающих к подъему участков дороги могут быть различные сочетания ее сопряжения с разметкой на участке подъема (схема II.2.A.1 и II.2.A.2).

Если длина подъема превышает 1200 м, то при его разметке необходимо предусмотреть возможность обгона как для легковых автомобилей, движущихся на подъеме, так и для грузовых. Кроме того, при нанесении разметки необходимо через 700-800 м позволить автомобилям, движущимся на спуск, также совершать маневр обгона. При этом необходимо запретить маневры обгона в зоне с ограниченной видимостью. Разметка должна быть дополнена необходимыми дорожными знаками (схема II.2.Б).

5.3. РАЗМЕТКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА УЧАСТКАХ ВЫПУКЛЫХ
КРИВЫХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТЬЮ

5.3.1. При разметке автомобильных дорог на участках выпуклых кривых, помимо разделения транспортных потоков встречных направлений, обозначения полос движения и края проезжей части, необходимо запретить обгоны в зонах с фактической видимостью менее расчетного расстояния видимости встречного автомобиля (см. табл.1).

Таких зон на участке выпуклых кривых бывает две, одна из которых расположена с одной стороны подъема, а другая — с другой. При этом зоны с видимостью менее допустимой могут заходить за вершину кривой и перекрывать друг друга или располагаться отдельно по обеим сторонам от вершины, не доходя до вершины кривой.

5.3.2. Порядок определения наличия и протяженности зон с видимостью менее допустимого расчетного значения на кривой заключается в следующем. Путем предварительных наблюдений на данном участке замеряют скорости 100-150 автомобилей и, построив кумулятивную кривую, устанавливают 85%-ное значение скорости. Затем по табл.1 определяется соответствующее ей значение минимального расстояния видимости . Фактическую видимость на кривой определяют исходя из ее радиуса и уклонов на подходах (рис.10). Значение фактической видимости подсчитывается по формуле

где радиус вертикальной кривой, м;

— расчетная высота глаз водителя над уровнем поверхности дороги, равная 1,2 м.

Рис.10. Элементы вертикальной выпуклой кривой

Рис.10. Элементы вертикальной выпуклой кривой

Если , то зоны с видимостью менее допустимой отсутствуют. В случае расчеты продолжают и определяют длину тангенса. Если его значение не указано в документации и нет специальных таблиц,

Далее определяют величину , показывающую, насколько зоны с видимостью менее допустимой не доходят до вершины кривой или заходят за нее

В результате вычислений величина может получиться со знаком плюс или минус. Если величина положительна, то зоны с видимостью менее допустимой заходят за вершину кривой на величину (рис.11), а если имеет отрицательное значение, то зоны не доходят до вершины кривой на ту же величину (рис.12).

Pиc. 11. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой, заходящими за вершину кривой и частично перекрывающими друг друга

Pиc. 11. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой, заходящими за
вершину кривой и частично перекрывающими друг друга

Рис.12. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой, не доходящими до вершины кривой

Рис.12. Вертикальная кривая с зонами видимости менее допустимой,
не доходящими до вершины кривой

Наличие и протяженность зон с видимостью менее допустимой можно также определять графическим методом с помощью специальной линейки и продольного профиля дороги (см. ВСН 39-67 Минавтодора РСФСР).

Однако наиболее надежным является полевой метод. В этом случае по оси проезжей части на участке кривой через 10 м с помощью извести делают отметки. Два наблюдателя занимают исходную позицию в начале кривой, располагаясь друг от друга на расстоянии, равном минимальному расстоянию видимости . При последовательном перемещении на следующую отметку в сторону вершины наблюдатель, расположенный ближе к началу кривой, каждый раз с уровня 1,2 м над проезжей частью (можно использовать вешку высотой 1,2 м), проверяет видимость фигуры второго наблюдателя на уровне 1,2 м. Постепенно перемещаясь и сохраняя между собой расстояние , наблюдатели могут определить ту точку на кривой, когда видимость становится менее расчетной. Отметив начало участка с необеспеченной видимостью, наблюдатели должны перемещаться дальше до той отметки, когда фактическая видимость снова окажется равной расчетной. Эта операция должна быть проделана с обеих сторон вертикальной кривой. Для обеспечения работы целесообразно иметь третьего наблюдателя, который бы подавал команды и обеспечивал синхронность передвижения от одной отметки к другой.

5.3.3. Если зоны с видимостью менее допустимой заходят за вершину кривой и частично перекрывают друг друга, то разметка выполняется таким образом, что на участке их перекрытия запрещается перестроение и обгон автомобилей с выездом в соседнюю полосу. На этом участке полосы движения разделяются с помощью сплошной линии 1.1.

На остальном протяжении зон с видимостью менее допустимой запрещается выезд автомобилей, движущихся на подъем, на соседнюю левую полосу путем нанесения линии 1.11, которой должна предшествовать линия приближения 1.6.

На остальных участках кривой производится обозначение полос движения с помощью прерывистой линии 1.5. Кроме того, на всем протяжении кривой у краев проезжей части наносится линия 1.1 (схемы III.1 и III.2).

5.3.4. Если зоны с видимостью менее допустимой не заходят за вершину кривой и не перекрывают друг друга, то на протяжении этих зон автомобилям, движущимся на подъем, запрещается перестроение или обгон с выездом на соседнюю левую сторону. Это осуществляется путем разделения транспортных потоков встречных направлений с помощью линии 1.11.

На остальных участках кривой производится обозначение полос движения с помощью прерывистой линии 1.5, приближения к сплошным линиям продольной разметки (линия 1.6) и краев проезжей части (линия 1.1).

5.4. РАЗМЕТКА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА УЧАСТКАХ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КРИВЫХ МАЛОГО РАДИУСА С
ОБЕСПЕЧЕННОЙ ВИДИМОСТЬЮ

5.4.1. Разметка автомобильных дорог на участках горизонтальных кривых малого радиуса с обеспеченной видимостью зависит от геометрических параметров дороги (радиус кривой, угол поворота трассы, расстояние видимости, ширина проезжей части, наличие уширения проезжей части, уклон виража), а также от характеристик транспортного потока (интенсивность, состав, скорость).

При этом наиболее существенное влияние имеют такие параметры, как угол поворота трассы и радиус кривой, которые характеризуют условную плавность закругления , определяемую по формуле

где — радиус кривой, м;

— угол поворота трассы, рад.

5.4.2. Разделение транспортных потоков противоположных направлений на кривой в плане осуществляется с помощью сплошной линии 1.1 при условной плавности закругления кривой Р 19,0. В остальных случаях разделение потоков осуществляется с помощью прерывистой линии 1.5 (схемы IV.1.A-Г и IV.2.A-Г).

5.4.3. На трехполосных дорогах с организацией движения в зоне кривой по трем полосам (схемы IV.2.B и IV.2.Г) полосы движения одного направления обозначаются с помощью прерывистой линии 1.5.

5.4.4. B случае отсутствия данных о величине радиуса кривой определение его может быть выполнено следующим образом. На внутренней кромке проезжей части выбирают две точки, расположенные на расстоянии . Затем по середине измеренного отрезка по перпендикуляру к нему замеряют стрелку (рис.13). Для повышения точности промеры рекомендуется сделать в двух-трех местах на кривой и взять средние значения и . Радиус вычисляют по формуле

Рис.13. Схема к определению радиуса закругления

Рис.13. Схема к определению радиуса закругления

5.4.5. Если на дороге с двумя полосами движения в пределах кривой в плане имеется уширение проезжей части, выполненное в соответствии с требованиями строительных норм и правил (величины уширения проезжей части для различных радиусов кривых в плане см. СНиП II-Д.5-72), то на кривых, характеризуемых условной плавностью закруглений =0,11,0, линия разделения транспортных потоков противоположных направлений наносится в виде двух переходных кривых с круговой вставкой (схема IV.1.А), а при =1,0-5,0 в виде двух сопрягающихся переходных кривых (схема IV.1.Б).

5.4.6. На дорогах с тремя полосами движения линии разметки на участках горизонтальных кривых должны иметь очертание, соответствующее требованиям п.5.4.5.

5.4.7. При отсутствии на двухполосной дороге уширения линия разделения транспортных потоков противоположных направлений должна наноситься по оси проезжей части в виде круговой кривой.

5.4.8. На двухполосных дорогах, имеющих уширение, а также на участках трехполосных дорог с организацией движения в зоне кривой по двум полосам линия разделения транспортных потоков противоположных направлений в середине кривой должна быть смещена в сторону внешней кромки покрытия. Отношение ширины внутренней полосы проезжей части к ширине внешней следует назначать в соответствии с табл.11 исходя из величины радиуса кривой.

Радиус по внутренней кромке проезжей части, м

Отношение ширины внутренней полосы проезжей части к ширине внешней полосы на кривых в плане

Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200028995

Оцените статью
Все про машины