Как подключить реле регулятор к генератору автомобиля
Как подключить реле регулятор к генератору
Встроенный или выносной регулятор – один из главных компонентов генератора, обеспечивающий стабильное функционирование всей системы электроснабжения автомобиля. В некоторых случаях полезно устанавливать внешний регулятор, если наблюдается перезаряд или другие сложности. Узнайте о том, как правильно подключать реле выносного типа.
Выносной регулятор
Нередко случается у водителей такое. Запаливаются щётки генерирующего устройства. Регулятор встроен вместе с щётками. Приходится менять всё вместе. И тут совет от знатоков: лучше поставь внешний регулятор, чем встроенный. Уж больно не хвалят модели, выпущенные в последнее время.
Хорошо, думаешь, поставлю внешний, только как его подключать? Оказывается, есть удобная схема, которая позволяет легко всю эту модернизацию осуществить.
Некоторые важные моменты:
- нельзя путать фишки на регуляторе под номерами 67 и 15 (первая должна соединяться с генерирующим устройством, а вторая – идти на предохранители);
Вот как выглядит схема подключения
Схема подключения выносного и встроенного реле
На нижнем фото видим схему, которая показывает подключение уже встроенного реле регулятора.
Она подходит для подключения на «пятёрки», «семёрки», ВАЗ 2104, если ГУ установлено от ВАЗ «копейки». Как видим, реле регулятор выносного типа подключается посредством двух выводов. 15-й вывод идет на предохранитель.
Второй вывод 67 соединяется с генератором. Провод соединяется с фишкой от щёток.
Также реле выносного типа должно соединяться с массой – любой частью кузова.
Реле – это не что иное, как выключатель, служащий для смыкания и отключения отдельных зон электрической цепи, происходящих при конкретных показателях электровеличин. Реле машины иначе называют коммутатором нагрузочного напряжения, и это верно на все 100 процентов. Когда ГУ, вентилятор или стартер потребляет тока больше, чем нужно, реле срабатывает.
Каким бывает регулятор напряжения
Реле состоит из магнита электрического типа, якоря и переключателя. Электромагнитом выступает в данном случае трос, обвитый вокруг индуктора с магнитным стержнем, а якорем – особая пластина, управляющая контактами.
Как только электрическое напряжение проходит сквозь обмотку магнита, возникает электрическое поле. Специальный толкатель прижимает якорь к сердечнику и, тем самым, переключаются контакты.
Внимание. Известно два типа реле, применяемых на автомобилях ВАЗ. Это неконтактное реле-регулятор и МЭР (электрический). Именно схема последнего реле показана на картинке ниже.
Неконтактное реле или НЭРР представляет собой достаточно новый агрегат, не требующий никаких дополнительных корректировок или регулирования. Что касается МЭР, то это прибор старого образца, изготовление которого в настоящее время приостановлено.
Итак, ВРН или регулятор встроенный представляет собой устройство, состоящее из микросхемы, транзистора и корпуса с щётками. Если выходит из строя встроенный регулятор, то его заменяют на новый, либо устанавливают выносной.
Внешний регулятор легко инсталлировать, если следовать строго инструкции.
Модернизация подразумевает демонтаж и разбор генерирующего устройства.
ГУ или генератор
Генератор в любой автомобильной электросхеме выполняет главенствующие функции. Именно от него зависит нормальное функционирование и эксплуатация машины. Надежное ГУ устанавливается во все иномарки и модели отечественного автопрома.
Генератор автомобиля ВАЗ
К примеру, на «шестёрку» ставится ГУ, заряд которого удовлетворяет потребность в электричестве любого штатного компонента. Если не перегружать генерирующее устройство «шестёрки», то автомобиль способен отъездить ещё много и много километров. Однако важно своевременно проводить профилактические процедуры – следить за натяжением ремня и состоянием щёток.
ГУ подключается по классической схеме. На примере генератора ВАЗ 2106 рассмотрим его функционирование. Маркируется это ГУ, как Г-221. Представляет собою синхронную электромашину переменного напряжения с ЭЛМГ возбуждением. Внутрь ГУ встроен ВБ (выпрямитель) с 6-ю диодами.
Схема подключения генератора на ВАЗ
1 | обмотка ротора генератора |
2 | генератор |
3 | обмотка статора генератора |
4 | выпрямитель генератора |
5 | аккумуляторная батарея |
6 | тумблер зажигания |
7 | контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи |
8 | реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи |
9 | блок предохранителей ВАЗ -2106 |
10 | дроссель |
11 | термокомпенсирующий резистор |
12 | добавочные резисторы |
13 | регулятор напряжения |
Простая и понятная схема, не требующая каких-либо тонкостей и специфических знаний. На «шестёрке» ГУ размещается на моторе справа. Крепится к натяжной планке гайкой и к кронштейну своими лапками.
Как видим, на схеме показан выносной регулятор. Он помечен цифрой 13. Генератор указан под цифрой 2, блок предохранителей – под цифрой 9.
Отдельно хотелось бы рассмотреть реле, которое в схеме генератора «шестёрки» играет важную роль. В первую очередь оно служит для того, чтобы подавать информацию водителю о состоянии зарядки. Её, как известно, создаёт генерирующее устройство.
Реле выполнено по тому же принципу, как и все устройства, функционирующие, согласно тем же свойствам. Подключение осуществляется к клемме 30 генератора. Отдельный провод идёт через предохранители к ЗЗ (замку).
Действие реле сводится к следующему: лишь только вольтаж БС снижается (опускается ниже 12-вольтового значения), релейные контакты размыкаются, индикатор задействуется, давая знак водителю.
Для лучшего понимания схемы подключения рекомендуется ознакомиться также с принципами зарядки батареи:
- как только проворачивается ключ в ЗЗ, на регулятор реле через предохранитель подаётся (вывод 15) электроимпульс;
- в регуляторе напряжение трансформируется и идёт дальше на положительную щётку ГУ;
- затем через щётку напряжение идёт на обмотку возбуждения ГУ;
- затем – на отрицательную щётку, через которую и выводится на массу.
После того, как задействуется реле или после достижения в БС нормального значения вольтажа, ГУ начинает вырабатывать ток с нужным значением. Индикаторная лампа тухнет, а схема начинает работу в заводском режиме. А вот когда общий вольтаж падает, тока оказывается недостаточно, и контакты размыкаются, что приводит к горению лампы разрядки.
Реле заряда или реле контрольной лампы
Постоянное включение индикаторной лампы заряда свидетельствует о неправильной работе гена. Происходит же это по разным причинам. Для начала следует проверить предохранители: если они в активном состоянии, то внимания заслуживают уже оба реле: регулятор и зарядник. Если и они в порядке, то уже неисправности надо искать в самом генерирующем устройстве.
Прежде чем приступить к замене реле, рекомендуется тщательно проверять функционирование регулятора. Автомобиль запускается, обороты придерживаются в пределах 2500-3000 об/мин. После этого нужно отключить все потребители тока, кроме зажигания. Затем надо измерить напряжение на выводах АКБ.
Зарядка может пропадать в следующих случаях:
- Если изношены генераторные щётки.
- При неисправностях генерирующего устройства.
- Если неисправно реле зарядки.
- При выходе из строя выпрямительного блока (диодный мост).
Таким образом, инсталляция выносного реле-регулятора взамен встроенного принесёт много пользы. Дело в том, что современные зарядные системы обладают куда большей мощностью. Тем самым, современные ЗУ и намного сложнее, чем системы старого образца.
Источник статьи: http://auto-self.ru/kak-podklyuchit-rele-regulyator-k-generatoru-avtomobilya/
Реле регулятор напряжения газ схема подключения
Генератор работает совместно с реле-регулятором РР 130 на автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 и с реле регулятором РР 111 на экранированном автомобиле.
Реле-регулятор состоит из трех приборов: реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока. Общий вид реле-регулятора РР130 показан на рис. 1.
Реле-регулятор имеет три зажима, а реле-регулятор РР 111 имеет четыре штепсельных разъема для присоединения проводов.
Реле-регулятор РР 111 имеет дополнительную клемму «К», для подключения контрольной лампы разряда.
Внутри реле-регулятора клемма «К» соединена с ярмом реле обратного тока.
Электрическая схема реле-регулятора РР 130 в соединении с генератором и аккумуляторной батареей показана на рис. 2.
Техническое обслуживание реле-регулятора
Проверка регулировки реле-регулятора на автомобиле.
Для проверки иметь вольтметр постоянного тока со шкалой 20—З0 в и ценой деления 0,1—0,2 в. а также амперметр постоянного тока со шкалой З0 ампер (желательно с двусторонней шкалой с нулем посредине) и ценой деления 1 ампер или прибор НИИАТ Э-5.
Проверка реле обратного тока
Отъединить провод от зажима «Б» реле-регулятора и между концом этого провода и зажимом «Б» включить амперметр 4 (рис. 3).
Вольтметр З включить между зажимом «Я» реле-регулятора и массой.
Пустить двигатель и, медленно повышая обороты, по отклонению стрелки амперметра определить напряжение, при котором замыкаются контакты реле.
Напряжение должно быть в пределах 12,2-13,2* вольт, а при эксплуатации автомобиля в южных районах регулировка должна быть в пределах 11,5—12,5 вольт.
Уменьшая число оборотов коленчатого вала двигателя, определить по амперметру силу обратного тока в момент размыкания контактов реле.
Сила обратного тока должна быть в пределах 0,5—6 ампер.
Проверка ограничителя тока. Измерительные приборы включить, как показано на рис. 4. Пустить двигатель и довести обороты коленчатого вала до 1600—2000 об/мин, что соответствует движению автомобиля на прямой передаче со скоростью 40-50 км/ч.
Включить все потребители тока и реостатом увеличивать нагрузку на генератор, наблюдая за стрелкой амперметра.
При дальнейшем увеличении нагрузки наступает момент, когда, несмотря на увеличение нагрузки, стрелка амперметра остановится.
Максимальное показание амперметра будет соответствовать регулировке ограничителя тока. Сила ограничиваемого тока должна находиться в пределах 26,5—29,5 ампер.
При проверке ограничителя тока отсчет показаний амперметра производить быстро. В противном случае через 1—2 мин после пуска двигателя сила зарядного тока станет меньше указанной выше величины.
Чтобы при проверке ограничителя тока можно было пользоваться спидометром, задний мост поднять домкратом и поставить на подставки, а под передние колеса подложить упоры.
Проверка регулятора напряжения
Во время работы двигателя надо отключить аккумуляторную батарею. Вольтметр 3 присоединить к клемме «Б» реле-регулятора согласно рис. 4.
При 1600—2000 об/мин коленчатого вала вольтметр должен показывать не более 15,5 вольт.
Если напряжение выше 15,5 вольт, то регулятор подрегулировать.
Если напряжение не превышает указанной величины, включить такое количество потребителей, чтобы нагрузка генератора соответствовала 14 ампер.
Показание вольтметра при этом должно быть 13,8 — 14,8 вольт, а в случае эксплуатации автомобиля в южных районах регулировка должна быть в пределах 13,2—14 вольт.
Неисправности реле-регулятора и способы их устранения
Нет заряда аккумуляторной батареи:
— подгорание контактов регулятора напряжения или ограничителя тока.
Зачистить контакты и проверить регулировку реле-регулятора
— Обрыв шунтовой обмотки реле обратного тока
Устранить обрыв или заменить катушку
— Нарушена регулировка регулятора напряжения
Отрегулировать регулятор напряжения
Перезаряд или недозаряд аккумуляторной батареи:
— Нарушена регулировка регулятора напряжения
— Спекание контактов регулятора напряжения
Заменить контактную систему
Спекание контактов реле обратного тока:
— Установка генератора с другой полярностью
Заменить контактную систему
Перемагнитить генератор, для чего на 2—3 сек клемму «Ш» подключить на клемму плюс батареи и корпус генератора к клемме минус
Ремонт и регулировка реле-регулятора
Кроме приборов, которые применяются для проверки реле-регулятора на автомобиле, в мастерской надо иметь испытательный стенд, оборудованный электродвигателем, позволяющим плавно изменять обороты якоря генератора не менее, чем до 3000 об/мин, аккумуляторную батарею, реостат (ламповый или проволочный), позволяющий создать нагрузку до 30 ампер в цепи генератора.
Схема простейшего стенда для проверки реле-регулятора показана на рис. 5.
Если реле-регулятор неисправен, то снять крышку и тщательно осмотреть его.
При этом нужно проверить:
— не загрязнен ли реле-регулятор в результате повреждения уплотнительной прокладки и не проникает ли вода под крышку.
В случае необходимости очистить детали от коррозии и грязи и сменить уплотнительную прокладку;
— нет ли ненадежных электрических соединений, механических повреждений деталей или повреждений изоляции катушек вследствие их перегрева.
Устранить замеченные неисправности, а детали, имеющие повреждения, заменить;
— нет ли признаков обгорания и загрязнения контактов.
Высокое переходное сопротивление контактов, возникающее в результате их подгорания или загрязнения, а также ослабление натяжения пружин чаще всего являются причинами нарушения нормальной регулировки реле-регулятора.
В этих случаях для восстановления нормальной работы реле-регулятора достаточно зачистить контакты и отрегулировать каждый из приборов.
Зачищать контакты нужно надфилем или стеклянной шкуркой зернистостью 170.
После зачистки надо удалить пыль и мелкие частицы нагара, протянув между контактами кусок чистой сухой замши или ткани без ворса, смоченной в спирте.
Применять для зачистки контактов наждачную шкурку запрещается;
— исправны ли сопротивления и надежно ли их крепление. Неисправные сопротивления заменить;
— плотно ли затянуты гайки крепления сердечников катушек к основанию;
— нормальной ли величины зазоры между контактами и между якорями и сердечниками регулятора напряжения и ограничителя тока. Если требуется, отрегулировать зазоры.
При замерах зазоров между якорем и сердечником иметь в виду, что зазор надо измерять от якоря до сердечника, а не до латунной заклепки, которая предназначена для предохранения якоря от «прилипания» к сердечнику при притягивании.
Регулировка зазоров реле-регулятора
У реле обратного тока (РОТ) зазор «А» (рис. 6) между якорем 4 и диамагнитной шайбой сердечника 3 должен быть 0,6—0,8 мм при разомкнутых контактах и в момент замыкания контактов 0,2—0,3 мм.
Зазор «В» между контактами должен быть не менее 0,25 мм.
Зазор между якорем и диамагнитной шайбой изменяют подгибанием ограничителя 5 хода якоря.
Зазор между контактами изменяют подгибанием стойки нижних контактов.
У регулятора напряжения (РН) и ограничителя тока (ОТ), зазоры «В» и «Д» между якорем и сердечником при замкнутых контактах должны быть в пределах 1,35—1,55 мм.
Для регулировки указанных зазоров отпустить винты крепления стойки верхнего контакта и перемещением ее установить нужный зазор.
Зазор «Г» у регулятора напряжения между серьгой и якорем должен быть 0,2—0,35 мм.
После сборки и регулировки зазоров реле-регулятор проверить и при необходимости подрегулировать.
Регулировка реле обратного тока. Установить реле-регулятор на стенд и подключить его согласно схеме, показанной на рис. 5.
Переключатель 3 перевести в положение «Б», а переключатель 9 в положение «Г».
Включить электродвигатель и, медленно повышая обороты якоря генератора, заметить, при каком напряжении включается реле обратного тока.
Момент включения определяется по отклонению стрелки амперметра.
Если напряжение включения реле обратного тока не соответствует требуемому значению, то отрегулировать его натяжением пружины и подгибанием стойки пружины.
После регулировки реле обратного тока проверить несколько раз, для чего, снижая обороты якоря генератора, по амперметру заметить силу тока, при котором контакты реле разомкнутся.
Регулировка регулятора напряжения
Для регулировки переключить переключатель 3 (см. рис. 5) в положение «А», а переключатель 9 в положение «В». Повысить обороты якоря генератора до 3000 об/мин.
Реостатом 2 создать нагрузку 14 ампер.
Если регулируемое напряжение не соответствует требуемым величинам, то его необходимо отрегулировать натяжением пружины.
Регулировка ограничителя тока
Включение приборов и обороты якоря генератора остаются такие же, что при проверке регулятора напряжения.
Реостатом создают нагрузку 28 ампер, наблюдая по амперметру, после какой величины сила тока перестает увеличиваться при дальнейшем уменьшении сопротивления реостата.
Сила тока должна находиться в пределах 26,5—29,5 ампер. Величину ограничиваемой силы тока регулируют натяжением пружины аналогично регулятору напряжения.
После регулировки на реле-регулятор надеть крышку и провести повторную проверку всех приборов.
Источник статьи: http://autoruk.ru/gaz-66/elektrika-gaz-66/rele-regulyator-napryazheniya-avtomobilya-gaz-66-gaz-53