Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310
На автомобиле КамАЗ-4310 стояночная и запасная системы объединены вместе, т.е. имеют общие тормозные механизмы и общий пневматический привод. Отличие в тормозных системах заключается в способе управления ручным тормозным краном.
Тормозными механизмами этих систем являются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, установленные в колесах задней тележки. Пневматический привод стояночный и запасной тормозных систем включает в себя четыре энергоаккумулятора 28 (см.рис.145 в предыдущих материалах), одинарный защитный клапан 16, два воздушных баллона 21, тормозной кран 6, двухмагистральный перепускной клапан 26, ускорительный клапан 25, трубопроводы и шланги. Приборы этого привода образуют третий контур пневматической системы автомобиля.
Пружинные энергоаккумуляторы (см.рис.152) служат для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при пользовании стояночной или запасной тормозными системами. Энергоаккумулятор смонтирован на тормозной камере рабочей тормозной системы. Основными его деталями являются цилиндр 4, силовая пружина 5 с поршнем 3, толкатель 2, винт 6 с упорным подшипником 8.
При движении автомобиля сжатый воздух подается в полость цилиндра 4, действует на поршень 3 и сжимает пружину 5, При этом толкатель 2 на диафрагму 9 пневмокамеры не действует, тормозные механизмы находятся в отторможенном состоянии.
При торможении стояночный или западный тормозными системами сжатый воздух выходит из полости цилиндра в атмосферу, силовая пружина разжимается, ее усилие через толкатель 2 и шток 10 приводят в действие тормозные механизмы.
Одинарный защитный клапан 16 (см.рис.145) предназначен для сохранения давления в воздушных баллонах третьего контура при аварийном уменьшении давления в системе питания приводов сжатым воздухом. Клапан (рис.153) состоит из корпуса 1 с крышкой 5, поршня 4 с диафрагмой 3, обратного клапана 2.
Рис.153. Одинарный защитный клапан: а — положение при давлении в системе ниже 550кПа; 6 — рабочее положение; I — вывод к конденсационному баллону; II — вывод к баллону третьего конура; 1 — корпус; 2 — обратный клапан; 3 — диафрагма; 4 — поршень; 5 — крышка; 6, 7 — пружины; 8 — регулировочный винт.
Сжатый воздух от конденсационного баллона поступает через вывод 1 в полость А под диафрагму. При достижении заданного давления (530 кПа) диафрагма 3 приподнимается и воздух проходит в полость В, откуда через обратный клапан 2-й вывод II проходит в баллоны третьего контура. При снижении давления в выводе 1 диафрагма 3 опускается на седло и разобщает вывод I и II, при этом обратный клапан 2 закрывается и предотвращает обратное движение воздуха от вывода II к выводу 1. Воздушные баллоны 21 (см.рис.145) третьего контура общей вместимостью 40 л, имеют краны для слива конденсата и датчики падения давления.
Рис. 154 Ручной тормозной кран: а — устройство; б — отторможеное положений; в — положение при торможении; I — вывод к воздушным баллонам; II — вывод в атмосферу; III — вывод к пружинным энергоаккумулятором через ускорительный клапан; 1 — пружина клапана; 2 — корпус; 3 — уравновешивающая пружина; 4 — пружина штока; 5 — фигурное кольцо; б — пружина колпачка; 7 — крышка с рукояткой; 8 — направляющий колпачок; 9 — шток; 10 — выпускной клапан; 11 — следящий поршень
Тормозной кран 6 служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. Кран односекционного, обратного действия, с поршневым следящим механизмом и ручным приводом, расположен в кабине. Основными деталями, крана являются корпус 2 (рис.154), крышка 7 с рукояткой, следящим поршень 11, выпускной клапан 10, шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3 пружины 1, 4 и 6 соответственно клапана, штока и колпачка. Ввод I соединяется с воздушными баллонами контура, вывод II — с атмосферой, вывод III — через ускорительный клапан с энергоаккумуляторами,
В отторможенном состоянии рукоятка крана вместе с колпачком 8 и штоком 9 под действием пружины находится в крайнем нижнем положении. Выпускной клапан 10 штоком 9 оторван от седла в поршне 11, тем самым клапан разобщает вывод I от атмосферного вывода II и сообщает вывод 1 с выводом II, Сжатый воздух проходит через отверстие в следящем поршне в полость А и через окно между дном поршня 11 и клапаном 10 в полости В и далее по каналу к выводу III и к ускорительному клапану. Последний обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов.
При торможении рукоятка крана поворачивается вверх, вместе с крышкой 7 поворачивается колпачок 8, который скользит по винтовым поверхностям фигурного кольца 5 и увлекает за собой шток 8. Нижняя кромка штока открывается от клапана, который под действием пружины садится на седло в поршне 11, разобщая вывод I от вывода III и сообщая вывод Ш с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу, что ведет к срабатыванию клапана, который выпускает сжатый воздух из цилиндров энергоаккумуляторов в атмосферу. Тормозной кран обладает следящим действием. По мере выхода сжатого воздуха в атмосферу давление в полости В падает, следящий поршень 11 под действием своей пружины поднимается и клапан 10 садится на кромку штока 9, после чего выпуск воздуха из магистрали ускорительного клапана прекращается.
В крайнем заднем положении рукоятка крана фиксируется стопорной защелкой. При этом сжатый воздух полностью выходит в атмосферный вывод VI, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до кромки штока 9. В этом случае система работает как стояночная. В промежуточных положениях рукоятки благодаря следящему действию крана система может работать как запасная.
Ускорительный клапан 25 (см.рис.155) служит для уменьшения времени срабатывания запасной тормозной системы и для выпуска сжатого воздуха из энергоаккумулятора в атмосферу. Клапан (рис. 155) установлен внутри правого лонжерона рамы на минимальном расстоянии от энергоаккумулятора и состоит из верхнего и нижнего корпусов, поршня 3, впускного 4 и выпускного 1 клапанов с пружиной 5 на общем штоке. Полость над поршнем образует управлявшую камеру 2. К выводу III подается сжатый воздух из баллонов третьего контура, вывод IV соединяется с тормозным краном, вывод 1- с цилиндрами энергоаккумуляторов, вывод II — с атмосферой.
Рис.155. Ускорительный клапан: а — устройство; б — отторможенное положение; в — положение при торможении; I -вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II — атмосферный вывод; III — вывод к воздушному баллону; I — вывод к ручному тормозному крану; 1 -выпускной клапан; 2 -управляющая, камера; 3 -поршень; 4 — впускной клапан; 5 –пружина
В исходном положении в полости Аи в управлявшей камере устанавливается одинаковое давление, так как сюда подается сжатый воздух из одних и тех же воздушных баллонов. Площадь верхней части поршня 3 больше нижней, вследствие чего он опускается вниз, при этом выпускной клапан 1 закрыт, а впускной 4 открыт. Сжатый воздух от вывода III (от воздушных баллонов) проходит к выводу 1 (в энергоаккумуляторы).
При торможении сжатый воздух из управляющей камеры через ручной тормозной кран выходит в атмосферу, поршень 3 перемешается вверх, выпускной клапан 1 открывается, а выпускной клапан 4 под действием пружины 5 закрывается. Сжатый воздух из энергоаккумуляторов через клапан 1 и вывод П выходит в атмосферу.
При растормаживании сжатый воздух через вывод IV подается от тормозного крана в управляющую камеру 2. Поршень 3 перемешается вниз и закрывает сначала выпускной клапан 1, затем открывает впускной клапан 4. Сжатый воздух из вывода III проходит через клапан 4 и вывод I в энергоаккумуляторы.
Ускорительный клапан обладает следящим действием. При торможении по мере выхода воздуха из энергоаккумуляторов в атмосферу, давление в полости А падает и, когда оно станет меньше, чем в управляющей камере 2, поршень 3 перемещается вниз и выпускной клапан 1 закрывается. Тем самым давление воздуха в энергоаккумуляторах устанавливается пропорционально давлению в управляющей магистрали (а значит, положению рукоятки ручного тормозного крана). Аналогично при расстормаживании по мере нарастания давления в полости А поршень перемещается вверх и впускной клапан 4 закрывается.
Двухмагистральный перепускной клапан 26 (см.рис.155) предназначен для подачи (или выпуска) сжатого воздуха в энергоаккумуляторы из двух независимых контуров. Клапан (рис. 156) состоит из корпуса 3, крышки 1, мембраны 2 и уплотнительного кольца. К выводу I подсоединяется магистраль от ускорительного клапана, к выводу II — магистраль энергоаккумуляторов, к выводу III — магистраль крана аварийного растормаживания.
При растормаживании автомобиля с помощью ручного тормозного крана сжатый воздух из воздушных баллонов через ускорительный клапан подается к выводу 1, прижимает мембрану к седлу крышки 1 и через вывод П проходит в энергоаккумуляторы. При расстормаживания автомобиля с помощью крана аварийного расстормаживания мембрана прижимается к седлу корпуса 3.При затормаживании автомобиля мембрана остается прижатой к тому седлу, к которому она переместилась, и воздух проходит через вывод II к выводам I или III. При одновременной подаче сжатого воздуха к выводам I и III мембрана 2 занимает среднее положение.
Для контроля за состоянием привода стояночной и запасной тормозных систем предусмотрены два датчика давления (на воздушном баллоне и в магистрали энергоаккумуляторов) с сигнальными лампочками на щитке приборов. Одна лампочка сигнализирует о падении давления в баллоне, вторая — о торможении автомобиля стояночным тормозом. Кроме того, в контуре имеются два клапана контрольного вывода.
Рис. 156 Двухмагистральный перепускной клапан: а — исходное положение; б — подвод воздуха от ускорительного клапана; I -вывод к ускорительному клапану; II -вывод к энергоаккумуляторам; III — вывод к крану аварийного растормаживания; I — крышка; 2 -мембрана; 3 — корпус.
Работа привода . Воздушные баллоны 21 (см.рис.155) третьего контура заполняются сжатым воздухом от общей системы питания через одинарный защитный клапан 16. При постижении давления в баллонах 550 кПа сигнальная лампочка контура гаснет.
При торможении стояночным тормозом рукоятка крана 6 находится в верхнем (заднем) положении; Магистраль, идущая от крана к ускорительному клапану 25, соединена с атмосферой. В ускорительном клапане открыт выпускной клапан и цилиндры энергоаккумуляторов также соединены с атмосферой. Силовые пружины энергоаккумуляторов приводят в действие тормозные механизмы колес задней тележки.
При оттормаживании после остановки или стоянки водитель опускает рукоятку крана б вниз. Сжатый воздух из баллонов привода через кран проходит в управляющую камеру ускорительного клапана 25, в котором открывается впускной клапан и сжатый воздух из тех же баллонов, но по коротким и большего диаметра трубопроводам подается через ускорительный и двухмагистральнне клапаны 26 в цилиндры энергоаккумуляторов. Силовые пружины последних сжимаются и тормозные механизмы колес задней тележки оттормаживаются.
В случае необходимости пользоваться запасной тормозной системой водитель воздействует на рукоятку тормозного крана. Привод при этом работает так же, как и при стояночном торможении. Эффективность такого торможения определяется положением рукоятки крана и в общем случае ниже чем торможение рабочей тормозной системой, примерно в два раза.
В случае аварийном падении давления в приводе стояночного тормоза энергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль останавливается. Для того, чтобы растормозить автомобиль в таком состоянии, предусмотрена система аварийного растормаживания. Основным элементом такой системы является кнопочный кран 5 (см.рис. 145) установленный в кабине под щитком приборов.
Рис. 157. Пневматический кнопочный кран: I — вывод к воздушному баллов; II — атмосферный вывод; III — вывод к двухмагистральному клапану; 1 — корпус; 2 — фильтр; 3 — кнопка; 4 — толкатель; 5 — выпускной канал; 6 — клапан; 7 — пружина клалана.
К выводу I крана (рис.157) сжатый воздух подводится из баллонов второго контура, вывод II соединен с атмосферой, вывод III — с двухмагистральным клапаном. При нажатии на кнопку 3 крана, впускной клапан 6 открывается, а канал 5 толкателе 4 закрывается. Сжатый воздух из баллонов второго контура через двухмагистральный клапан проходит в цилиндры энергоаккумуляторов, что ведет к растормаживанию колес задней тележки. При отпускании кнопки толкатель 4 под действием пружины возвращается в исходное положение, а впускной клапан 6 закрывается. Сжатый воздух из соединительных трубопроводов к двухмагистральному клапану (а при отсутствии давления в воздушных баллонах стояночной тормозной системы и из цилиндров энергоаккумуляторов) выходит через кран в атмосферу.
При отсутствии сжатого воздуха и во втором контуре автомобиль может быть расторможен с помощью устройства для механического расторможения, которые встроены в цилиндры энергоаккумуляторов. Для этого винты 6 (см.рис.152) должны быть ввернуты до упора в каждом энергоаккумуляторе.
Эксплуатировать автомобиль с неисправной стояночной и запасной тормозными системами запрещается.
Источник статьи: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%9A%D0%90%D0%9C%D0%90%D0%97-4310
Устройство и работа аппаратов стояночного (запасного) тормоза Камаз
Стояночный тормоз предназначен для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке, пути или уклоне, оговоренном правилами дорожного движения.
Рис. Схема работы приборов в контуре стояночного тормоза: а — при торможении, б — при растормаживании; 1— клапан двойной защитный, 2 — ресивер, 3 — кран стояночного тормоза, 4 — датчик стояночного1 тормоза, 5 — клапан контрольного вывода (Е), 6 — энергоаккумулятор, 7 — двухмагистральный клапан, 8 — пневматический кран, 9 — ускорительный клапан; — подвод воздуха из конденсационного ресивера, //— подвод воздуха тройного защитного клапана, 7 — выход воздуха в атмосферу из управляющей магистрали, IV — выпуск воздуха в атмосферу из энергоаккумуляторов при включении стояночного тормоза, V — выпуск воздуха в атмосферу из энергоаккумуляторов после отпускания кнопки крана аварийного растормаживания
Контур привода стояночного тормоза (рис.1) состоит из части двойного защитного клапана 1, двух воздушных ресиверов 2 общей вместимостью 40 л, клапана 5 контрольного вывода Е, ручного крана стояночного тормоза 3, ускорительного клапана 9, части двухмагистрального перепускного клапана 7, четырех пружинных энергоаккумуляторов 6, тормозных камер, трубопроводов и шлангов между ними.
Контур привода стояночного тормоза работает по принципу обратного действия, когда при подаче сжатого воздуха производится растормаживание , а при выпуске сжатого воздуха — затормаживание.
Источник статьи: http://autoruk.ru/kamaz/tormoza/stoyanochnyj-tormoz-kamaz