Рулевой привод автомобиля газ 3110

Рулевая система газ 3110

Механизм рулевого управления «глобоидального» типа с передаточным числом 19,1.

Картер механизма алюминиевый.

Червяк напрессован на вал

Опорами вала являются два роликовых конических подшипника.

Задний подшипник запрессован в картер до упора в буртик задней крышки, а посадка переднего подшипника скользящая, и он упирается в буртик передней крышки.

Под крышками установлены регулировочные прокладки для регулировки осевого зазора червяка.

В паз вала сошки установлен на оси трехгребневой ролик.

Нижней опорой вала сошки являются две бронзовые втулки, запрессованные в удлинитель картера.

Верхней опорой служит роликовый конический подшипник, запрессованный в верхнюю крышку картера.

Посадка вала в подшипник скользящая.

Для регулировки механизма предназначен регулировочный винт, который фиксируется стопорной шайбой и защищен колпачковой гайкой.

Рулевая колонка травмобезопасная, с возможностью регулировки положения за счет овальных отверстий в кронштейне.

Вал рулевой колонки установлен в картере на двух подшипниках и передает крутящий момент на механизм рулевого управления через карданный вал.

Рулевая колонка оборудована противоугонным устройством.

Рулевое колесо установлено на шлицах вала рулевой колонки и крепится гайкой.

Рулевая трапеция состоит из тяги сошки, двух боковых тяг, регулируемых по длине с помощью регулировочных трубок, и двух поворотных рычагов, закрепленных на поворотном кулаке.

Шаровые шарниры разборные. От грязи, пыли и влаги они защищены резиновыми уплотнителями.

Маятниковый рычаг крепится на пальце.

Палец в кронштейне поворачивается в двух металлокерамических втулках.

Втулки установлены в кронштейне со свободной посадкой и защищены от грязи резиновыми втулками.

За счет деформации резиновых втулок и свободной посадки металлокерамических втулок маятниковый рычаг может перемещаться в вертикальном направлении.

В шаровой шарнир маятникового рычага установлен полиэтиленовый сухарь, фиксирующий положение пальца в определенном положении.

автоблог — читать онлайн

10-02 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАЗ 3110

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Механизм рулевого управления «глобоидального» типа с передаточным числом 19,1. Картер механизма алюминиевый. Червяк напрессован на вал. Опорами вала являются два роликовых конических подшипника. Задний подшипник запрессован в картер до упора в буртик задней крышки, а посадка переднего подшипника скользящая, и он упирается в буртик передней крышки. Под крышками установлены регулировочные прокладки для регулировки осевого зазора червяка. В паз вала сошки установлен на оси трехгребневой ролик. Нижней опорой вала сошки являются две бронзовые втулки, запрессованные в удлинитель картера. Верхней опорой служит роликовый конический подшипник, запрессованный в верхнюю крышку картера. Посадка вала в подшипник скользящая. Для регулировки механизма предназначен регулировочный винт, который фиксируется стопорной шайбой и защищен колпачковой гайкой.
Рулевая колонка травмобезопасная, с возможностью регулировки положения за счет овальных отверстий в кронштейне. Вал рулевой колонки установлен в картере на двух подшипниках и передает крутящий момент на механизм рулевого управления через карданный вал. Рулевая колонка оборудована противоугонным устройством. Рулевое колесо установлено на шлицах вала рулевой колонки и крепится гайкой.
Рулевая трапеция состоит из тяги сошки, двух боковых тяг, регулируемых по длине с помощью регулировочных трубок, и двух поворотных рычагов, закрепленных на поворотном кулаке. Шаровые шарниры разборные. От грязи, пыли и влаги они защищены резиновыми уплотнителями.
Маятниковый рычаг крепится на пальце. Палец в кронштейне поворачивается в двух металлокерамических втулках. Втулки установлены в кронштейне со свободной посадкой и защищены от грязи резиновыми втулками. За счет деформации резиновых втулок и свободной посадки металлокерамических втулок маятниковый рычаг может перемещаться в вертикальном направлении. В шаровой шарнир маятникового рычага установлен полиэтиленовый сухарь, фиксирующий положение пальца в определенном положении.

Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
Снять декоративную накладку. Вынуть поролоновые прокладки.

Промаркировать взаимное расположение рулевого колеса и вала рулевой колонки.
Отвернуть гайку крепления рулевого колеса на столько, чтобы ее торец был заподлицо с торцом вала рулевой колонки.

Покачивая за спицы, с силой дернуть на себя рулевое колесо так, чтобы оно сошло со шлицев рулевого вала. Отвернуть окончательно гайку и снять рулевое колесо.

Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
Снять рулевое колесо (см. 5.2– 5.5).
Отвернуть два болта крепления и снять усилитель 1 панели приборов с установленной на ней розеткой под переноску. Отвернуть один винт крепления верхнего кожуха, четыре винта 2 крепления нижнего кожуха рулевой колонки и снять оба кожуха.

5.12. Отвернуть гайку 1 крепления, вынуть клин 2 и отсоединить вал 4 рулевой колонки от карданного шарнира 3. Вынуть рулевую колонку из автомобиля.

Разборка
5.13. Установить замок зажигания с помощью ключа в положение «0», отключив тем самым противоугонное устройство.
5.14. Зажать в тисках рулевую колонку за проушины трубы рулевой колонки. Снять с обоих концов вала рулевой колонки стопорные кольца 1, шайбы 2 и втулки 3.

5.15. Выпрессовать вал рулевой колонки из трубы, ударяя по нижнему концу вала молотком 1 через деревянную оправку 2.

5.16. Верхний подшипник рулевой колонки снять с вала, а нижний вынуть из трубы.
5.17. При необходимости отвернуть два болта крепления и снять замок зажигания с противоугонным устройством в сборе.

Осмотр и дефектовка деталей рулевой колонки

5.18. Проверить трубу рулевой колонки. На трубе и кронштейне не должно быть трещин и вмятин. Проверить целостность сварного соединения кронштейна с трубой.
5.19. Подшипники должны свободно вращаться от руки без шума и заеданий. Проверить целость сепараторов.
5.20. Шлицы на валу рулевой колонки не должны иметь механических повреждений.
5.21. Осмотреть и убедиться в отсутствии трещин на ступице рулевого колеса. Проверить надежность крепления обода к спицам. Обод рулевого колеса не должен иметь деформации.
5.22. Дефектные детали подлежат обязательной замене.

Сборку рулевой колонки проводят в порядке, обратном разборке.
Установка

5.23. Устанавливают рулевую колонку в порядке, обратном снятию. Не забудьте при этом установить втулки между крепежными проушинами рулевой колонки и кронштейном. Моменты затяжки резьбовых соединений крепления рулевой колонки к кронштейну 12–18 Н·м (1,2–1,8 кгс·м), гайки крепления вилки карданного шарнира – 18–25 Н·м (1,8–2,5 кгс·м).

5.24. Установить автомобиль на стояночный тормоз.
5.25. Установить упоры под задние колеса.
5.26. Ослабить болты крепления переднего левого колеса.
5.27. Приподнять и установить на опоры переднюю часть автомобиля.
5.28. Отвернуть болты и снять колесо.
5.29. Со стороны ниши колеса снять с брызговика левого колеса грязезащитный чехол, поддев отверткой пистоны его крепления.

5.30. Изнутри салона отвернуть гайку 1 крепления, вынуть клин 2 и отсоединить вал червяка механизма рулевого управления от карданного шарнира 3.

5.31. Предварительно пометив взаимное положение вала 1 сошки и сошки 2 рулевого управления, отвернуть гайку крепления и спрессовать сошку с вала.

5.32. Отвернуть четыре болта крепления и снять механизм рулевого управления. При этом рекомендуется промаркировать болты, так как они разной длины.

5.33. Очистить картер рулевого механизма от грязи.
5.34. Слить масло из картера рулевого механизма через заливное отверстие, отвернув пробку. Желательно это делать сразу после поездки.

5.35. Зажать картер рулевого механизма в тисках за прилив для крепления картера к кузову и установить ролик в среднее положение, повернув его вал 1. Отвернуть колпачковую гайку 2.

5.36. Снять стопорную шайбу 1 с прокладкой. Вывернуть регулировочный винт 2. Отвернуть четыре болта 3 крепления и снять боковую крышку 4 с валом сошки в сборе и прокладку. Перед снятием вала сошки тщательно очистить его нижний конец во избежание попадания грязи в картер.

5.37. Снять с вала 1 сошки боковую крышку 3 вместе с подшипником 2. Выпрессовать при необходимости из боковой крышки подшипник.

5.38. Отвернуть по четыре болта 1 крепления верхней 2 и нижней 3 крышек картера и снять крышки вместе с пакетами регулировочных прокладок.

5.39. Вынуть червяк вместе с роликовыми подшипниками из картера.
5.40. Вынуть при необходимости сальники из картера и верхней крышки.
Осмотр и дефектовка деталей механизма рулевого управления

5.41. Проверить картер рулевого механизма. В случае обнаружения трещин и сколов картер необходимо заменить.
5.42. Если обнаружен износ втулок вала сошки (вал имеет боковой люфт), необходимо заменить втулки или картер с втулками в сборе.
5.43. Проверить червяк и ролик. При обнаружении выкрашивания, трещин и вмятин дефектные детали заменить.
5.44. Подшипники вала сошки и червяка с валом не должны иметь питтинга, раковин и видимого износа на поверхностях качения.
5.45. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла, необходимо заменить сальники, установленные в картере и верхней крышке.
Сборка

5.46. Сборку механизма рулевого управления проводят в порядке, обратном разборке. Стопорную шайбу 1 установить выступом в паз регулировочного винта 2, зафиксировав тем
самым винт. Сама стопорная шайба фиксируется штифтом 3. Осевой люфт червяка недопустим. Устранение люфта проводят подбором по толщине пакета регулировочных прокладок под переднюю крышку картера, обеспечивающего преднатяг подшипников. При этом момент проворачивания вала червяка должен быть в пределах 0,4– 0,8 Н·м (0,04–0,08 кгс·м). Залить в картер 0,4 л масла ТМ–5–18 или «Омскойл Супер Т».

5.47. Устанавливают механизм рулевого управления в порядке, обратном снятию. При этом гайки крепления механизма к лонжерону затягивают моментом 50–60 Н·м (5,0–6,0 кгс·м). Сошку на вал необходимо установить в соответствии с метками. При соединении вала червяка с карданным подшипником надо выставить передние колеса и рулевое колесо в положение движения автомобиля по прямой. После установки механизм отрегулировать.
Регулировка механизма рулевого управления

5.48. Установить рулевое колесо в положение движения автомобиля по прямой. При этом двигатель должен быть заглушен.
5.49. Отвернуть колпачковую гайку 1 и снять стопорную шайбу 2.

5.50. Слегка поворачивая по часовой стрелке регулировочный болт с помощью шестигранника 1, добиться того, чтобы свободный ход рулевого колеса не превышал 17 мм. Величину свободного хода измеряют на ободе колеса.

5.51. После регулировки заполнить шестигранную полость регулировочного болта смазкой Литол–24. Установить стопорную шайбу выступом в паз регулировочного винта и завернуть колпачковую гайку.
5.52. Сделать пробную поездку и проверить правильность регулировки механизма рулевого управления в движении. Если передние колеса при выходе из поворота вялы, необходимо вывернуть (против часовой стрелки) регулировочный болт на 1–2 паза стопорной шайбы и снова подрегулировать механизм рулевого управления. В случае невозможности добиться требуемого результата механизм рулевого управления надо отремонтировать или заменить.

5.53. Установить автомобиль на стояночный тормоз.
5.54. Установить упоры под задние колеса.
5.55. Приподнять и установить на опоры переднюю часть автомобиля.
5.56. Вынуть шплинт 1, отвернуть гайку 2 и выпрессовать палец шарового шарнира рулевой тяги 3 из поворотного рычага 4.

5.57. Вынуть шплинт 1, отвернуть гайку 2 и выпрессовать палец шарового шарнира рулевой тяги 7 из тяги 6 сошки. Вынуть шплинт 5, отвернуть гайку 4 и спрессовать конец тяги 6 сошки с пальца шарового шарнира маятникового рычага 3. Аналогичным образом выпрессовать из сошки с другого конца тяги сошки палец шарового шарнира.

5.58. Отвернуть два болта крепления и снять поворотный рычаг с поворотного кулака.

Осмотр и дефектовка деталей рулевой трапеции

Внимательно осмотреть детали рулевой трапеции. Изношенные и деформированные детали не ремонтируются и подлежат обязательной замене.
Проверить стяжные хомуты регулировочных трубок. Если расстояние «а» между ушками затянутых хомутов меньше 1 мм, такие хомуты необходимо заменить.

При обслуживании «А» (через каж-дые 5000 км пробега) необходимо:

1. Проверить герметичность картера рулевого механизма и (при наличии) гидросистемы усилителя рулевого управления. Если масло подтекает по валу сошки или валу червяка, заменить сальники, установленные в картере рулевого механизма и его верхней крышке.

2. Проверить натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления (при наличии) двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021. Прогиб ремня при нажатии на среднюю часть его длинной ветви с усилием 40 Н (4,0 кгс) должен быть 7,5–9,5 мм. При необходимости отрегулировать натяжение ремня (см. 2.216).

3. Проверить состояние защитных колпаков шарниров рулевых тяг. Если колпаки имеют трещины, разрывы и т.п., их необходимо заменить (см. 5.56, 5.57, 5.68). Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг (см. 5.73).

4. Проверить затяжку гайки пальца маятникового рычага и при необходимости подтянуть гайку моментом 40–50 Н·м (4,0–5,0 кгс·м).

5. Проверить затяжку и при необходимости подтянуть гайки клиньев крепления вилок карданного шарнира рулевого вала. Момент затяжки гаек 18–25 Н·м (1,8–2,5 кгс·м).

При обслуживании «Б» (через каждые 10 000 км пробега)

необходимо повторить работы в объеме обслуживания «А».

При обслуживании «В» (через каждые 20 000 км пробега) необходимо выполнить работы в объеме обслуживаний «А» и «Б» и кроме этого:

1. Проверить затяжку (и при необходимости подтянуть):

— гаек крепления пальцев рулевых тяг. Момент затяжки гаек 40–50 Н·м (4–5 кгс·м);

— гаек крепления сошки. Момент затяжки гайки 105–120 Н·м (10,5–12,0 кгс·м);

— гаек болтов крепления рулевого механизма к лонжерону рамы. Момент затяжки гаек 50–60 Н·м (5,0–6,0 кгс·м);

— болтов крепления рулевой колонки к кронштейну панели приборов. Момент затяжки болтов 12–18 Н·м (1,2– 1,8 кгс·м);

— болтов крепления кронштейна маятникового рычага к лонжерону кузова. Момент затяжки болтов 50–62 Н·м (5,0–6,2 кгс·м).

2. Проверить люфт в карданном шарнире рулевого вала. При наличии люфта заменить шарнир в сборе (см. 5.12, 5.30).

3. Проверить свободный ход (люфт) рулевого колеса от положения прямолинейного движения. Он должен быть в любую сторону не более 17 мм для рулевого механизма типа глобоидальный червяк–ролик и 25 мм для механизма типа винт–шариковая гайка (при наличии). Если свободный ход более указанных величин, нужно проверить состояние шарниров рулевых тяг, карданного шарнира и его крепление, крепление поворотных рычагов и кронштейна маятникового рычага. Ослабленные крепления подтянуть, дефектные детали заменить. Если и после этого люфт превышает нормативные значения, отрегулировать рулевой механизм (см. 5.48–5.52).

4. Проверить уровень и при необходимости долить масло в картер рулевого механизма. Уровень масла должен доходить до нижней кромки маслоналивного отверстия.

Через 40 000 км пробега при очередном обслуживании добавить смазку в шарниры рулевых тяг (см 5.74, 5.75).

Через 60 000 км пробега при очередном обслуживании добавить смазку в кронштейн маятникового рычага, для чего разобрать кронштейн (см. 5.85, 5.86) и заложить в его полость графитовую смазку УСсА.

При наличии на автомобиле усилителя рулевого управления через 100 000 км пробега или 2 года эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше, заменить фильтрующий элемент в бачке гидросистемы усилителя, а через 5 лет — заменить масло в гидросистеме (см. 5.117– 5.121).

Источник статьи: http://kalina-2.ru/remont-vaz/rulevaja-sistema-gaz-3110

Читайте также:  Чертеж газ 3110 тормоз
Оцените статью
Все про машины