- АВТОМОБИЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
- О намотке трансформатора
- Защиту АС собирал по этой схеме
- Сам усилитель решил собрать по схеме Холтона
- ФНЧ собран по этой схеме:
- Ремонт 3-х канального усилителя DLS PERFORMANCE CA-31
- Читайте также:
- Схема подключения 4-х канального усилителя
- Что нужно знать об автоакустике и как не ошибиться при выборе
- Накопитель для сабвуфера, мифы и реальность
- Классы усилителей автомобильных
- Как выбрать силовой провод для питания усилителя?
- Тестовые аудиотреки: Подборка Иванова Александра часть-1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Здравствуйте! Хочу представить вашему вниманию схему, фотографии и печатные платы автомобильного усилителя. Схемы эти легко встретить в интернете. Итак, начнем по порядку. Давно появилась идея собрать усилитель для автомобиля, требования к усилителю были такими:
1. Хорошее качество звучания во всем диапазоне мощности.
2. Низкий коэффициент гармоник.
3. Ну и мощность не уступающая среднему диапазону цен на заводские автоусилители.
Первое что я начал собирать — это преобразователь напряжения с 12 в +- 40 вольт. Печатную плату решил сделать из цельного листа текстолита. Пользовался технологией ЛУТ. Печатную плату сделал под свои размеры. ШИМ собрал на отдельной плате. В эту схему добавил лишь дополнительную обмотку для питания защиты АС 24 вольта. Витков 8 проводом 0.8 мм.
Преобразователь напряжения с 12 в +- 40 вольт — схема
Далее диодный мостик для выпрямления, его сделал на 4-х диодах HER-307, далее фильтр из конденсатора 1000 мкф 50 вольт. С этой схемы вырезал лишь часть ее. То есть стабилизатор на +-15 вольт. Остальное остается как в схеме.
О намотке трансформатора
Для трансформатора использовал ферритовые кольца, российские, 40х25х11 2000НН склеенных вместе. Острые края феррита закруглил алмазным напильником. Затем обмотал малярным скотчем. Первичную обмотку трансформатора мотал проводом 0.8. Сложенных вместе 10 жил, 5 витков равномерно распределяя по всему кольцу. Далее разделено пополам. Вторичка мотается аналогично первичке. Тот-же провод 0.8 и 8 жил сложенных вместе. Количество витков 15 и затем разделено пополам. Напряжение на выходе получилось +-40 вольт, под нагрузкой напряжение село на 2 вольта в обеих плечах.
Теперь приступил к сборке усилителя мощности звука. Выбор пал на усилитель Лайков 6-й версии. В схеме ничего не изменял. Но немного столкнулся с трудностями. В этом усилителе нужно хорошо подбирать элементы для симметрии обеих плеч. То есть транзисторы конденсаторы резисторы. Ток покоя 150 мА.
Схема Лайкова 6
После впайки всех элементов делаем так:
1. R6 и R24 установить в средне положение.
2. Закоротить на землю вход усилителя на землю.
3. Отпаять выходные транзисторы.
4. Включить питание схемы.
5. Установить R 6 на выходе усилителя напряжение 0 в.
6. Замерить напряжение питания и +/- 15 В.
7. Установить на R29-R30 напряжение 0,55 В с помощью R24. (В 5м варианте на R11-R12 = 1В).
8. Отключить питание, подключить выходные транзисторы, включив в разрыв цепи коллектора VT10 амперметр на 1 А.
9. Включить питание и R24 установить ток покоя коллектора VT10 в пределах 100 – 150 мА.
10. Замерять ток покоя VT11, он не должен отличаться от тока VT10 более, чем на 5%.
11. Ток покоя выходных транзисторов может быть установлен в пределах от 40 до 200 мА, в зависимости от желаемого качества звучания, режима работы, тепловых режимов, размеров радиаторов. Установку тока покоя нужно производить при температуре выходных транзисторов 35-40 градусов.
12. Проконтролировать работу термокомпенсации, замерив токи покоя при максимальной температуре радиаторов выходных транзисторов.
Настройка окончена. Схема усилителя Лайкова 6 версии приведена ниже.
Защиту АС собирал по этой схеме
В настройке не нуждается если все собрано верно. Печатные платы будут находится в архиве. При испытаниях с усилителя снял с одного канала 98 ватт, далее он вошел в клиппинг. Как и заявил автор — чистые 100 ватт. Радиаторы использовал от компьютера, от сокета АМ 3+. Без кулеров чертовски греется, так как слишком маленькой площади радиаторы. Решено оставил кулера в работе — сейчас все теплое. Кулера запитал по схеме ШИМ регулятора на таймере NE555.
Далее приступил к сборке второго преобразователя для сабвуферного канала. Схема остается прежней. Есть небольшие изменения по намотке трансформатора. Кольца использовал все те-же, два склееных вместе. Первичка остается прежней. А вот вторичка другая, количество жил прежнее, но витков здесь уже не 15, а 21. На выходе преобразователя получилось +-70 вольт. Для ФНЧ намотал отдельную обмотку проводом 0.8 8 витков. Схема стабилизации остается как в схеме. Также есть еще одна обмотка для питания защиты АС, все аналогично как и в первом преобразователе для Лайкова.
Сам усилитель решил собрать по схеме Холтона
Схема принципиальная Холтона
Сборка начинается с установки резисторов, затем устанавливаются мощные резисторы, диоды, конденсаторы и малосигнальные транзисторы. Следует быть внимательным при установке полярных элементов. Неправильное подключение может привести к неработоспособности устройства или выходу одного, или более элементов, при включении схемы.
Завершив монтаж всех элементов, внимательно просмотрите модуль, все ли компоненты впаяны, правильно ли они установлены. Только когда Вы убедитесь, что всё сделано правильно и все детали стоят на своих местах, можно подключать питание.
С помощью крокодилов закрепите щупы прибора на выводах одного из мощных резисторов 0,22 Ом. Медленно вращая движок резистора P1, установите на резисторе 0,22 Ом 18 мВ, это и будет установка тока в 100 мА на один транзистор. Теперь проверьте напряжение на всех остальных резисторах, выберите один на котором напряжение наибольшее. Настройте резистором P1 на нем напряжение 18мВ.Теперь подключите сигнал генератор на вход и осциллограф на выход. Убедитесь в том, что форма сигнала свободна от искажений. Если у вас нет этих приборов, подключите нагрузку и на слух получайте хорошее качество. Звук должен быть чистым и динамичным. Защита АС аналогична первой. Питание 24 вольта от отдельной обмотки трансформатора.
ФНЧ собран по этой схеме:
Схема ФНЧ в автоусилитель
На печатную плату добавил лишь громкость для усилителя Лайкова. Далее приступил к сборке корпуса автоусилителя.
Использовал алюминиевые 20 на 20 мм уголки и фанеру 10 мм. Корпус отшлифован и оклеен черным кожзамом. Кулера закреплены на задней стенке корпуса.
ФНЧ будет закреплен на передней панели, там-же будут расположены силовые клеммы для питания этого агрегата. И клемы входа и выхода.
Верхняя крышка будет изготовлена из тонированного 4 мм стекла. Усилитель прошел испытания на прослушивания музыки. На колонках с 90 и сабвуфере JBL GT5 1200 ватт.
Бас напористый глубокий. Лайков весь потенциал не раскрыл, так как С90 не годится для сего агрегата. В общем я очень доволен звучанием такого усилителя. Особенно нравится очень сильный и приятный низ. С вами был Ivan Aleksandrov.
Форум по обсуждению материала АВТОМОБИЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ
Источник статьи: http://radioskot.ru/publ/avtomoto/avtomobilnyj_usilitel/23-1-0-658
Ремонт 3-х канального усилителя DLS PERFORMANCE CA-31
В этой статье я Вам покажу и расскажу что из себя представляет фирменный Шведский 3-х канальный усилитель DLS PERFORMANCE CA-31. Усилитель «родился» примерно в 2004 году согласно сервис мануала. Стоимость на момент выхода 330$.
Вот так он выглядит! Пыль и загрязнения сильно не протирал усь не на продажу :)) поэтому sorry, но как есть :))
Но могу сказать сразу что достался уже после некой мастерской с Алматы, со слов клиента в которой типа заменили несколько транзисторов. Но либо такие «мастера» супер/пупер либо клиент/или его друг)) уже сами своими «кривыми» ручками залезли. Мало ли всяко бывает. Но склоняюсь все же на «мастерскую». Вобщем в итоге перепутали транзисторы местами в каналах работающих на акустику оказалось в одном канале установлены ВСЕ NPN TIP35C, а в другом ВСЕ PNP TIP36C. Согласно схемы должно быть конечно один прямой проводимости и один обратной. В любом случае есть повод задуматься, прежде чем обращаться в подобного рода «мастерские».
Кстати, транзисторы в оконечниках на схеме принципиальной обозначены как с другой фамилией.. Но эти на вид фирменные и при тестировании показали себя очень хорошо. В доказательство того что я не пи$дабол я сделал фото изначально как все было. Смотрим:
Если Вы думаете что после перестановки все заработало, то скажу я Вам Вы ошибаетесь 🙂
В сабвуферном канале оказался нерабочим транзистор который отвечает за термостабилизацию и является датчиком тока покоя. С 945 в данной моделе, так он обзывается вот. После его замены пришлось подрегулировать ток покоя. Хреново звучал.
Как эти все дефекты проявлялись изначально? Ответ прост — сумасшедшее потребление тока просто при включении даже без сигнала, потому что обои преобразователи были просто адски перегружены. Фактически КЗ — короткое замыкание. Усилитель потреблял от аккумулятора свыше 35 Ампер, тогда как после завершения ремонта ток холостого хода ХХ стал не более 1 Ампера.
С дефектами закончили пора посмотреть на всю начинку целиком.
Весьма не плохо скажу я Вам. Как Вы заметили здесь два преобразователя напряжения. Для акустики по меньше для саба по больше, соответственно и разное вторичное напряжение. Но зато независимая работа друг от друга.
На этом фото преобразователи по ближе:
А это печатная плата уже ПОСЛЕ ремонта, до этого на ней были сильные следы канифоли хозяину по WhatsApp прислал а для сайта забыл сфотать, ну Вы же мне верите ?! :)))
КОМПЛЕКТУЮЩИЕ. Итак, поехали:
— Транзисторы в оконечниках TIP35C & TIP36C, в каналах под акустику по одному каждого вида, в сабовом тоже самое, но только уже по два транзистора в плечо.
— ШИМ общая ПН KIA494
— Ключи для работы с силовым трансформатором IRFZ44N по 2шт. в плечо в сабовом канале и по одному в плечо для двух каналов под акустику.
— Диодные сборки FR1620A & FR1620C
— Конденсаторы по вторичному питанию 3300МКФ Х 50В по 1шт. в плечо в сабовом канале, и точно такие же но на рабочее напряжение 35В для ПН который работает на акустику все от компании MISUDA 🙂
— По входу возле сабового канала 3300МКФ Х 2 25В и рядышком 2200МКФ Х 2 25В.
— Предохранитель 2 Х 30А (но это не точно, по памяти вроде так)
— Стабилизаторы на транзисторах TIP41C & TIP42C
— Операционные усилители 4558 & TL072
— Напряжение вторичного питания составляет при входном:
— 12,8В канал сабвуфера +/- 43,6В
— 14,4В канал сабвуфера +/- 48В
— 12,8В каналы акустики +/- 27,25В
— 14,4В каналы акустики +/- 30,8В
— Дополнительное питание соответственно +/-15В
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ от завода производителя:
— 3 channel amplifier
— 2 x 50W @ 4 ohms nominal (13.8V — 0.1% THD)
— 2 x 65W @ 4 ohms typical (13.8V — 0.1% THD)
— 2 x 90W @ 2 ohms typical (13.8V — 0.2% THD)
— 1 x 170W @ 4 ohms typical (13.8V)
— 1 x 280W @ 2 ohms typical (13.8V)
— Максимальная мощность 460 Ватт
— Теперь то что я замерял :)) Измеренная честная выходная мощность с визуально чистым синусом при 13,3В входном питании составила 1 X 162 Ватт в 4 Ома канала сабвуфера. И при входном питании 13,42В 2 X 62 Ватта в каналах акустики. Могу сказать что производитель точно не врет, и все соответствует действительности!
Ребят, вот такой состав у этого усилителя, а сейчас предлагаю дальше посмотреть картинки:
Это уже вид после сборки, обратите внимания на прижимные клипсы это очень круто где так делают!
Функционал и терминалы для подключения, тут все написано и все понятно без комментариев:
ЗВУК. Очень хорошо звучит, усилитель все таки АВ-класса и на оригинальных/фирменных запчастях. Детальность и прозрачность все есть и для своей цены это круто! Рекомендую! Тем более что можно подключить одновременно и сабвуфер и колонки/акустику. Что еще надо то?!))) Тем более для бюджетного начального уровня.
Всем спасибо большое за просмотр! С Уважением Иван. До новых встреч на страницах сайта о автомобильных усилителях AVTOUSILOK.KZ
Читайте также:
Схема подключения 4-х канального усилителя
Приветствую 🙂 Продолжаем изучение самых простейших основ автозвука, а именно в этой статье я Вам расскажу как подключить 4-х канальный автомобильный усилитель в машине самостоятельно, вместе с.
Что нужно знать об автоакустике и как не ошибиться при выборе
Всем привет! Нашел на просторах интернета очень хорошую статью и решил сегодня с вами ею поделится. Прочитав ее Вы узнаете на что нужно обращать внимание при покупке автоакустики. Автор статьи.
Накопитель для сабвуфера, мифы и реальность
Всем привет 🙂 Не буду Вас сильно грузить техническими понятиями и терминами напишу обобщенную полезную информацию из интернета + знания из личного опыта. Итак, поехали. У кого есть сабвуфер в.
Классы усилителей автомобильных
Всем привет! В этой статье речь пойдет о классах усилителей актуальных для автозвука. Для начала выясним что такое «класс усилителя»? На самом деле слово «класс» в данном случае обозначает принцип.
Как выбрать силовой провод для питания усилителя?
Приветствую! На страницах своего сайта я уже не раз упоминал о ОГРОМНОЙ важности проводов для подключения усилителя. В данной статье мы рассмотрим это вопрос еще раз и более подробно! Итак, Вы.
Тестовые аудиотреки: Подборка Иванова Александра часть-1
Всем привет. В этой статье Вы сможете скачать музыку для проверки акустики и аудиотехники. Автор подборки: Иванов Александр. Авторская подборка состоит из 2-х частей: основной и.
Источник статьи: http://avtousilok.kz/remont-usilitelei/remont-3-kh-kanalnogo-usilitelya-dls-performance-ca-31.html