Схема автомобильного усилителя lada

Схема автомобильного усилителя lada

Этот усилитель принесли ко мне на ремонт пол года назад, Прежде, чем перейти к самому процессу ремонта, я бы хотел ознакомить пользователей нашего сайта с основными частями автомобильного усилителя.

Все автомобильные усилители высокой мощности обязательно имеют встроенный инвертор — преобразователь напряжения, который повышает напряжение автомобильного аккумуляторов до нужного уровня.

Номинал вторичного напряжения зависит от мощности усилителя и от конкретной схематики.

На сегодня очень популярны стереофонические (двухканальные) и квадрофонические (четырехканальные автомобильные усилители). Любой начинающий радиолюбитель задал бы вопрос — зачем использовать преобразователь, если есть усилители на микросхемах с питанием от бортовой сети автомобиля 12 Вольт ? Дело в том, что с 12 Вольт можно снять 18 ватт мощности на нагрузку 4 Ом, а современные динамические головки для автомобиля требуют гораздо большей мощности, а если собираетесь подключить еще и сабвуферную головку, то нужно иметь минимум 100 ватт рабочей мощности. А для получения чистых 100 ватт, нужно иметь усилитель с двухполярным питанием 35-40 Вольт, именно тут и нужен преобразователь.

Усилитель хотя и кажется отечественным, но вся база компонентов импортная. Заявленная производителем мощность для каждого канала составляет 100 ватт, что вполне может соответствовать реальным данным. Сам усилитель четырехканальный, общая мощность 400 ватт. Имеется четыре независимых каналов для усиления, при желании два канала можно подключить в мост, таким образом, получая один мощный выход на 200 ватт для питания сабвуферных головок.

Имеется плавная регулировка НЧ, фазовый регулятор для наилучшего согласования акустики автомобиля с сабвуфером. Корпус сделан из алюминия, одновременно играет роль охлаждения, к нему прикручены силовые ключи инвертора и транзисторы выходных каскадов усилителя. Имеется защита от перегрева и переплюсовки, но как потом стало ясно, эти защиты не спасли усилитель от гибели.

Преобразователь напряжения построен по давно отработанной и надежной схеме. Основа — микросхема TL 494, которая вырабатывает прямоугольные импульсы.

Эти импульсы предварительно усиливаясь, подаются на затворы силовых ключей.

Силовые транзисторы открываясь, подают напряжение на первичную обмотку импульсного трансформатора. На вторичной обмотке получается нужное напряжение для питания усилителей. Частота работы генератора 60кГц. В данном усилителе полевые транзисторы по два транзистора на плечо, сам инвертор, как уже стало понятно — двухтактный.

Уже повышенное выходное напряжение сначала выпрямляться, проходя через мощные импульсные диоды, затем сглаживается электролитическими конденсаторами и подается на усилители мощности.

Усилитель имеет фильтр на входе питания (12Вольт) и диод, который по идее должен сгореть при неправильном подключении полярности питания. но помагает диод в редчайших случаях. Также имеется предохранитель на 40 Ампер, который тоже остался цел в этом усилителе. Из-за смены полярности в миг вылетели силовые ключи — все четверо разом, поэтому пришлось их заменить. 50N06 мощные N-канальные полевые транзисторы на 60 Вольт 50 Ампер, но найти их в продаже достаточно трудно, поэтому пришлось заменить на аналог — IRFZ44.

Сам генератор и усилители не пострадали от переплюсовки питания, и после замены ключей усилитель заработал как раньше. Использованная схема инвертора может отдавать в нагрузку мощность до 400 ватт, поэтому заявленная производителем мощность является пиковой, а долговременная мощность (суммарная) не более 300 ватт.

При желании можно умощнить преобразователь, заменив полевые транзисторы на более мощные. При использовании силовых ключей серии IRL3705 мощность инвертора удастся поднять на 60-70 ватт, а при использовании транзисторов IRF3205 вплоть до 120-140 ватт, сам драйвер вполне может управлять указанными полевыми транзисторами.

После ремонта плата была обратно установлена в корпус, все активные компоненты прикручиваются к корпусу через специальные теплопроводящие прокладки-изоляторы и шайбы, во избежания от коротких замыканий на корпус.

Всего за 4-5$ удалось реанимировать полноценный автомобильный усилитель высокой мощности.

Источник статьи: http://vip-cxema.org/index.php/home/usiliteli-moshchnosti/67-avtomobilnyj-usilitel-lada-al-100-4

Ремонт автомобильного усилителя ЛАДА

В прошлой статье мы поверхностно осмотрели начинку усилителя ЛАДА, который недавно принесли ко мне на ремонт. После диагностики оказалось, что не работал преобразователь напряжения. Из-за неправильного подключения полюсов входного напряжения сгорел защитный диод, затем и вся схема. Предохранители по идее должны были защитить схему в случае КЗ, но как всегда – они остались невредимы.

Для начала нам нужно разобрать усилитель, отделить плату от общего корпуса – теплоотвода.

Отделённая плата усилителя………………………….

В схеме преобразователя в основном сгорают силовые ключи N-канальные полевые транзисторы. Во всех схемах используются силовые ключи серии IRFZ44 и его аналоги, в более мощных автоусилителях можно найти транзисторы серии IRF3205.

полевые транзисторы серии IRFZ44

После проверки стало ясно, что слетели все 4 ключа, которые являются мускулами преобразователя и нужны для раскачки импульсного трансформатора. 🙁
Они были заменены на новые и наш усилитель сразу заработал. 😉
Генератор в этом преобразователе построен на известной микросхеме TL494, сигнал с микросхемы дополнительно усиливается драйвером и подается на затворы полевых транзисторов.

Рабочая частота генератора порядка 50кГц, благодаря двум парам каскада такой преобразователь способен отдавать в нагрузку до 400 ватт чистой мощности.

Транзисторы можно заменить на более мощные – IRF3205, этим мощность преобразователя можно будет поднять еще на 100-150 ватт, но для этого усилителя такая замена не даст повышения мощности, поскольку выходное напряжение ограничено 33 Вольтами, а это не позволит поднять мощность отдельного канала более 100 ватт. Для увеличения выходной мощности нужно будет перемотать вторичную обмотку преобразователя, поскольку мощность усилителя напрямую зависит от номинала входного напряжения.

В дальнейших статьях мы рассмотрим конструкцию мощного самодельного автоусилителя для питания мощных сабвуферов…………………………………

Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/remont-avtomobilnogo-usilitelya-lad.html

Квадрофонический усилитель лада (LADA AL 100.4)

Такой усилитель принесли пару месяцев назад на ремонт. Хочу поделится с вами с ее конструкцией и описанием отдельных частей этого усилителя. В сети достаточно мало отзывов про данный усилитель, поэтому решил дополнить этот пробел. Название LADA AL 100.4 производится в России (хотя и схема и компоненты зарубежные).

Устройство из себя представляет высококачественный четырехканальный автомобильный усилитель с выходной мощностью 100 ватт на канал. Возможно работа в мостовом режиме двух каналов. Эта система позволяет четырехканальный усилитель одним переключением превратить в стереофонический усилитель низкой частоты с выходной мощностью 200 ватт на канал для питания мощного сабвуфера.

Как всегда – всю схему питает встроенный преобразователь напряжения. Судя по компонентам, преобразователь сможет развивать честные 400-450 ватт, тоже самое и с усилителем – транзисторные схемы с применением одного выходного каскада. Питание усилителей +/-33 Вольта – так что свои честные 100 ватт каждый канал способен полностью обеспечивать. Весь корпус сделан из легкого алюминия, который одновременно служит как теплоотвод.

Стоит такой усилитель порядка 100-120$. Усилитель еще успеет отработать все затраты – он стоит этих денег даже при ручной сборке только стоимость компонентов.
Имеется также плавный регулятор фазы для наилучшего согласования головок и сабвуфера, ФНЧ и встроенный сумматор-предусилитель.

Точная схематика усилителей, к сожалению мне не известна, поэтому могу судить только о выходной мощности. Усилитель имеет функцию REM (ремоут контроль) который запускает генератор преобразователя, этим начинается рабочий цикл аппарата. В следующей статье мы поговорим о ремонте такого усилителя и поясним основу работы преобразователя напряжения – который чаще всего выходит из строя.

Надеюсь вам эта статья хоть немного пролила свет в сфере усилителей, а в частности хорошего квадрофонического усилителя семейства LADA AL 100.4

Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/kvadrofonicheskij-usilitel-lada-lada-al-100-4.html

Схема автомобильного усилителя lada

• Lada AL 100.2 • Oris TA-160.2 • Akai ACA-2102 • Dragster DAB 2075 • Swing ET 102 • Audio Art HO 2100
• Phantom PAS-25 • Power Acoustik LT480/2 • Mystery MA2.150 • Macrom M2A.250 • Alpine MRP-T220
• Ample Audio A 218X • DLS MA 20 • МЁД & ДЁГОТЬ

Каждый канал этого усилителя обойдется в $28.50. Было даже подозрение, что внутри стоит микросхема наподобие тех, что ставятся в «головы», только немного мощнее. Но нет, внутри всё как положено: импульсный блок питания, по паре выходных транзисторов на канал, транзисторы средней мощности в «раскачке», восемь транзисторов в слаботочной схеме. Попутно заметили, что в цепи регулирования ФНЧ установлен счетверённый потенциометр, а в цепи ФВЧ — сдвоенный. Как будут при таком раскладе выглядеть АЧХ фильтров, нам уже должно быть ясно.

Качество исполнения корпусных деталей не потрясает, но и на серьезную критику не провоцирует. Критичные детали — переключатель и потенциометры — нормального качества, а при такой цене и это немало. Есть буст с плавной регулировкой, он работает в широкополосном режиме и при включённом фильтре НЧ. Частоты фильтров, как вы уже, наверное, поняли, регулируются отдельно. Как оказалось, маркировка входных гнёзд и выходных зажимов перепутана, то есть сигнал от гнезда «Правый» приходит на выход «Лев.», и наоборот. Диапазон перестройки фильтра ВЧ от 40 до 600 Гц, фильтра НЧ — от 40 до 160 Гц. Так что усилитель рассчитан на работу с сабвуфером либо широкополосным фронтом или комбинацией СЧ/ВЧ, но не с басами. Впрочем, усилитель за 1600 рублей и трёхполосный фронт — это детали от разных гарнитуров.

Усилитель, как увидим позже, наименее мощный среди сегодняшних одноклассников, впрочем, в качестве «первого шага» и это неплохо: можете поверить, по сравнению с усилителем магнитолы разница будет не количественная, а качественная. Как можно увидеть на фото, на крышке корпуса красуется эмблема «АвтоВАЗа», а лично я много лет пользовался в «Жигулях» четырехканальником по 45 Вт на канал (и впятеро дороже) и неплохо себя чувствовал. Уровень шумов достаточно низкий, переходное затухание на грани, но это далеко не худший показатель в сегодняшнем «классе». К характеру нагрузки Lada относится более чем спокойно: при подключении ёмкости ток потребления снижается на десяток процентов, а с выходным сигналом практически ничего не происходит. Расплата за это — невысокая скорость нарастания.

Регулятор «БАС» обеспечивает максимальный подъём на 17 дБ с центральной частотой 45 Гц. Нижняя частотная граница перестройки фильтра НЧ 43 Гц, что неплохо согласуется с заявкой. У фильтра ВЧ — 72 Гц, это меньше согласуется. Верхние пределы у того и другого фильтра практически совпали: 450 Гц, плюс-минус какие-то крохи. Крутизна спада АЧХ у ФВЧ 12 дБ/окт., а у ФНЧ — даже 24 дБ/окт. Правда, достигаются эти показатели лишь на границах диапазона перестройки, у фильтра ВЧ — на нижней, у фильтра НЧ — на верхней. Вблизи нижней границы крутизна спада того и другого фильтра примерно одинаковая, и это их в некоторой мере реабилитирует.

Источник статьи: http://www.xn--80aeatqv1al.xn--p1ai/az/2004/05/htm/064-085lada.htm

Читайте также:  Стационарная машина мпо 50 схема
Оцените статью
Все про машины
Lada AL 100.2
Максимальная мощность
(14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 43,6/67,3
Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,022/0,028
Входная чувствительность, В 0,115 — 7,4
Отношение сигнал/шум, дБА 94,5
Переходное затухание, дБ 59,5
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 14 — 16600
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 6
Габаритные размеры, мм 247 х 171 х 53