Схема электровоза вл80с вспомогательные машины
Вспомогательные электроцепи электровоза BЛ80C
Все вспомогательное оборудование электровоза (рис. 8.3, вкладка) BЛ80C получает питание от обмотки собственных нужд тягового трансформатора, которая выполнена секционированной (имеет 4 вывода) и при напряжении в контактной сети 25 кВ имеет следующие значения напряжения на своих выводах: Ux-а5 = 232 В; их-л4 = 406 В; Ux-a3 = 638 В.
Таким образом, по величине напряжения и роду тока все вспомогательное оборудование электровоза разделяют на три группы.
1. Потребители однофазного тока напряжением 220 В, получают питание от выводов х-а5 обмотки собственных нужд тягового трансформатора, к ним относятся:
— обмотка напряжения счетчика электроэнергии 103, которая защищена от токовых перегрузок двумя предохранителями 131 и 122 на 0,15 А;
— нагревательный элемент ГВ типа ТЭН-70А13/0,4С, который защищен предохранителем 138 и включается выключателем 132 «Обогрев выключателя»;
— потребители розетки 100, расположенной в кабине управления, защищены предохранителем 197 (ЗА).
2. Потребители однофазного тока напряжением 380 В, получают питание от выводов х-а4, обмотки собственных нужд, к ним относятся:
— печи обогрева кабины 173-177 типа ПЭТ-2УЗ, которые защищены предохранителем 117 (25А) и включаются в схему двумя контакторами. Контактор 134 включает две печи 173 и 175, а контактор 159 включает три печи 174, 176 и 177;
— нагреватель калорифера обогрева лобовых стекол 196, защищен от токовых перегрузок предохранителем 198 (6А) и включается контактором 195;
— нагреватель НЭ-80012-3 бака санузла 179, 180, защищен от токовых перегрузок предохранителем 114 (6А) и включается контактами реле 136 (4/0), расположенного на панели № 5 (только на второй секции);
— катушка высокого напряжения вентиля защиты 104 типа ВЗ-57-02, запитывается через панель 407;
— вольтметр 97, служит для контроля за напряжением в контактной сети и защищен от токовых перегрузок предохранителем 121 (0,15 А);
— отключающая катушка ГВ 40ткл.;
— расщепитель фаз ФР типа НБ-455А;
— реле контроля земли 123 типа PK3-306;
— блоки БИ и БА при реостатном торможении;
— первичные обмотки трансформаторов:
ТРПШ — 380/50 В для питания цепей управления и зарядки АБ;
ТН — 380/(55; 60) В для питания обмоток подмагничивания ТРПШ и регулятора напряжения PH;
77 — 380/230 В для питания включающей обмотки катушки реле заземления 88;
112— 380/110 В для питания обмоток возбуждения сельсинов датчика СД и указателя позиций УП;
192 — 380/50 В для питания нагревательных элементов: компрессора, спускных кранов, редуктора ЭКГ и радиостанции.
3. Потребители трехфазного тока напряжением 380 В, получают питание от выводов х-а4 обмотки собственных нужд и от вывода СЗ генераторной фазы ФР, к ним относятся:
— асинхронные двигатели типа АЭ-92-4-02, которые используются для привода МВ1-МВ4 и МК;
— асинхронный двигатель привода масляного насоса тягового трансформатора МН (4ТТ-63/10);
— блок для формирования импульсов выпрямительной установки возбуждения 60 при реостатном торможении.
Конденсаторы 165—168 и 171 типа КС-0,5-19 служат для облегчения запуска и условий работы асинхронных двигателей вспомогательных машин.
Конденсатор 172 типа КБГП-2-3-6 служит для снижения перенапряжений на выводах х-а4 обмотки собственных нужд.
Все асинхронные двигатели защищены от токовых перегрузок тепловыми реле (по два реле на один двигатель), которые при срабатывании отключают соответствующий двухполюсный контактор асинхронного двигателя.
Розетки штепсельных соединений СШ-155 108, 109, 110 служат для питания вспомогательных цепей от постороннего источника трехфазного тока.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/05301_transport_jd_elektrovozi/100_ustroistvo_i_rabota_elektrovoz_vl80c_nikolaev_2006/124.htm
Схема электровоза вл80с вспомогательные машины
Вспомогательные машины постоянного тока электровоза BЛ80C
На электровозах BЛ80C для привода вспомогательных машин используют следующие электродвигатели постоянного тока: ДМК-1/50, П11М и ДВ-75 (табл. 2.2.)
Таблица 2.2
Технические характеристики электрических двигателей постоянного тока, применяемых на электровозах ВЛ80С для привода вспомогательных машин
Показатель
Напряжение, В
Изменение напряжения, В
Ток обмотки возбуждения, А
Мощность, кВт
Частота вращения, об/мин
Число главных полюсов
Воздушный зазор между полюсом и якорем, мм
Класс изоляции
Марка щеток
Размеры щетки, мм
10×12,5×32
8×12,5×25
Нажатие на щетку, Н
Число щеток
Масса, кг
Назначение. Электродвигатель постоянного тока типа ДМК-1/50 (двигатель малоинерционный контроллерный) используется на электровозах в качестве сервомотора (СМ), который служит для вращения валов главного электроконтроллера ЭКГ-8Ж при наборе и сбросе позиций.
Устройство. Электродвигатель постоянного тока типа ДМК-1/50 (рис. 2.13) является реверсивным, с независимым возбуждением, защищенного исполнения и состоит из остова, двух подшипниковых щитов, двух главных полюсов, якоря и щеточного механизма.
Остов — отлит из стали в виде цилиндра. Снизу отлиты четыре лапы для крепления. Сверху вкручен рым-болт, для транспортировки. Сбоку приварена клеммная коробка с боковой крышкой для выводов.
Подшипниковые щиты — отлиты из силумина в виде цилиндра и являются продолжением остова, крепятся к остову сбоку болтами. В горловинах щитов установлены шариковые подшипники якоря, закрытые с обеих сторон крышками. Смазка подшипников — бук-сол, 2/3 свободного объема камеры.
В переднем подшипниковом щите выполнены два люка для осмотра коллектора и щеток. Эти люки закрыты крышками с отверстиями в виде жалюзей для входа вентилируемого воздуха при самовентиляции.
В заднем подшипниковом щите снизу отлиты отверстия для выхода воздуха.
Главный полюс — (2 шт) состоит из шихтованного сердечника и катушки. Катушка имеет 1260 витков из медного изолированного провода. Сверху катушка имеет корпусную изоляцию на 50 В. Сердечник с катушкой крепится к остову двумя болтами. Катушки двух главных полюсов соединяются между собой последовательно, в результате чего образуется шунтовая обмотка возбуждения с выводами Ш1-Ш2.
Якорь — состоит из вала, на который напрессовываются задняя нажимная шайба, шихтованный сердечник с четырнадцатью пазами, передняя нажимная шайба и коллектор.
Коллектор состоит из 56 коллекторных и 57 миканитовых пластин с двумя вырезами в виде ласточкина хвоста, которые запрессованы в корпус из прессмассы в виде цилиндра.
Обмотка якоря петлевая и состоит из отдельных секций из изолированного эмалью медного провода (диам 1,35 мм, число секций 56, в каждой секции 3 витка). Шаг по пазам 1+7; шаг по коллектору 1+2. Обмотка якоря крепится в пазах сердечника текстолитовыми клиньями.
После укладки обмотки якоря концы секций в прорезях петушков коллекторных пластин запаиваются. Затем коллектор обтачивается и миканитовые пластины пропиливаются фрезой на глубину 1,0—1,5 мм, с коллекторных пластин снимаются фаски. Коллектор шлифуется мелкой стеклошкуркой и полируется брезентом.
С противоколлекторной стороны на вал якоря напрессовывается вентилятор с прямыми лопатками для самовентиляции.
Щеточный механизм двигателя состоит из траверсы в виде кольца, закрепленной на геометрической нейтрали в подшипниковом щите с помощью двух болтиков (для них в траверсе выполнены овальные отверстия). На траверсе укреплены две текстолитовые планки (изолированные пальцы). На каждой текстолитовой планке укреплено по 2 щеткодержателя с щеткой марки ЭГ-74. Высота новой щетки 32 мм, минимальная высота щетки 15 мм. Вертикальный зазор от щеткодержателя до коллектора составляет 1,5+2,0 мм. Нажатие на щетку 300+500 г.
Схема соединения обмоток и панель выводов электродвигателя ДМК-1/50 приведены на рис. 2.14.
Рис. 2.13. Продольный разрез электродвигателя ДМК-1/50: 1 — винт; 2, 7, 11, 17, 18, 20 — крышки; 3, 19 — подшипники; 4 — болт; 5 — траверса; 6, 16 — подшипниковые щиты; 8 — щеточный палец; 9 — щеткодержатель; 10 — щетка; 12 — полюсная катушка; 13 — якорь; 14 — полюсный сердечник; 15 — станина
Рис. 2.14. Схема соединения обмоток и панель выводов электродвигателя ДМК-1/50
Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/05301_transport_jd_elektrovozi/100_ustroistvo_i_rabota_elektrovoz_vl80c_nikolaev_2006/048.htm
Схема электровоза вл80с вспомогательные машины
Аппараты высоковольтных силовых и вспомогательных цепей электровоза BЛ80C
5.1. Общие сведения об электрических аппаратах электровоза BЛ80C
Электрический аппарат — это электротехническое устройство, которое служит для включения и отключения электрических цепей, с целью управления электровозом и регулирования параметров работы его электрического оборудования, а также для защиты этого оборудования от аварийных режимов.
По принципу действия электрические аппараты можно условно разделить на две основные группы: контактные и бесконтактные.
Контактные аппараты — выполняют свои функции с помощью механического разрыва электрической цепи своими подвижными контактами (контакторы, реле, переключатели, разъединители, тумблеры, кнопки, и др.).
Бесконтактные аппараты — выполняют свои функции без механического разъединения электрических цепей, т.е. не имеют подвижных контактов (резисторы, дроссели, датчики, и др.).
При работе электровоза в его схеме происходит большое количество переключений (реверсирование ТЭД, регулирование напряжения, подводимого к ТЭД, включение в работу вспомогательных машин и др.), связанных с соединением и разъединением электрических цепей. В результате контактные аппараты подвергаются более интенсивному износу, чем бесконтактная аппаратура, поэтому в эксплуатации именно этим аппаратам необходимо уделять повышенное внимание.
Все контактные аппараты условно состоят из двух основных частей: привода и контактной системы. Эти аппараты можно классифицировать по следующим признакам: по типу привода, форме контактов в точке касания, способу гашения дуги и по назначению в схеме электровоза.
1. Классификация электрических аппаратов электровоза по типу привода. В зависимости от вынуждающей силы, которая заставляет контакты взаимодействовать друг с другом, электрические аппараты разделяют (рис. 5.1) на: аппараты с ручным приводом, аппараты с электромагнитным приводом, аппараты с пневматическим приводом, аппараты с моторным приводом и аппараты с тепловым приводом.
2. Классификация электрических аппаратов электровоза по форме контактов в точке касания. В зависимости от формы поверхности, по которой осуществляется контакт подвижного контакта с неподвижным (по форме контактного пятна), аппараты классифицируют на: аппараты с точечными контактами, аппараты с линейными контактами и аппараты с поверхностными контактами
Контактное пятно в виде точки образуется, если контактирующим поверхностям придать форму сфер или сферы и поверхности. Точечные контакты применяют в цепях управления при токах до 8 А (у медных контактов) и до 120 А (у контактов из серебряных сплавов).
Контактное пятно в виде линии образуется, если контактирующие поверхности имеют цилиндрическую форму и соприкасаются по образующим или по цилиндрической образующей и плоскостью. Площадь соприкосновения зависит от величины деформации контактов и ширины контактов. Линейные контакты используют в силовых цепях при токах до 2000 А.
Поверхностные контакты соприкасаются не всей поверхностью, а отдельными контактными пятнами, количество, площадь и расположение которых случайны и зависят от состояния контактных плоскостей и от взаимного давления контактных поверхностей друг на друга. Например, у дугогасительных контактов ГВ касание контактов происходит по шаровой поверхности, а у разъединителей — по плоскости.
При любой форме контактов их контактная поверхность должна быть не менее 80 % от возможной, что проверяется по отпечатку, который оставляют контакты на копировальной бумаге.
3. Качественная работа контактных соединений зависит от степени их нагревания в процессе длительной работы. Чрезмерное нагревание контактов приводит к их окислению, а окисные пленки большинства металлов (кроме серебра) не проводят электрический ток, что приводит к повышению переходного сопротивления в месте контакта. В соответствии с ГОСТ 9219-88 установлены следующие превышения тем-пературы контактных соединений для температуры окружающего воздуха не выше +40 °С и при условии, что они не вызывают нагрева соседних частей выше допустимых для них температур:
— коммутирующие контакты из меди, сплавов меди и металлокерамики, а также скользящие контакты с накладками из серебра или металлокерамики — 75 °С;
— коммутирующие контакты реле при малых нажатиях (до 5 Н) с накладками из серебра или металлокерамики на основе серебра — 65 °С;
— разборные и неразборные контактные соединения внутри аппарата, контактные соединения выводов из аппарата к внешним проводам — 65 °С;
— разборные и неразборные контактные соединения внутри аппарата, контактные соединения выводов из аппарата к внешним проводам с покрытием контактной поверхности серебром — 80 °С;
— контакты и другие детали, работающие как пружины: медные — 35 °С; медные контакты разъединителей—50 °С; из бериллиевой бронзы — 110 °С; из углеродистой конструкционной стали — 45 °С.
4. Классификация электрических аппаратов по способу гашения электрической дуги на контактах. В электрических аппаратах электровоза реализованы следующие способы гашения электрической дуги:
— принудительное удлинение дуги путем разъединения контактов, использования защитных рогов на контактах, путем воздействия магнитного поля;
— охлаждение межконтактного пространства потоком воздуха;
— дробление дуги на ряд отдельных коротких дуг деионной решеткой, встроенной в дугогасительную камеру.
Рис. 5.1. Классификация электрических аппаратов по типу привода
Рис. 5.2. Классификация электрических аппаратов электровоза по назначению в схеме
Большинство аппаратов имеют комбинированное дугогашение, т.е. в их конструкции реализовано сразу несколько способов гашения электрической дуги. Например, в контакторе главного контроллера гашение дуги осуществляется за счет ее удлинения магнитным полем катушки, а также используется дробление дуги в дугогасительной камере и охлаждение межконтактного пространства потоком воздуха.
5. Классификация электрических аппаратов по назначению в схеме электровоза (рис. 5.2). В зависимости от электрической цепи, в которую включаются главные контакты аппаратов в схеме, и выполняемых
ими функций аппараты электровоза классифицируют на следующие группы:
— аппараты высоковольтных цепей — главные контакты включены в цепь первичной обмотки тягового трансформатора, поэтому эти аппараты рассчитаны для работы под напряжением 25 кВ при длительных токах не более 400 А;
— аппараты силовых цепей — главные контакты включены в цепи питания ТЭД, они работают под напряжением не более 1200 В, но при токах свыше 1000 А;
— аппараты вспомогательных цепей — главные контакты включены в цепи питания вспомогательного оборудования электровоза от обмотки собственных нужд, они работают под напряжением не более 500 В, и при длительных токах не более 1000 А;
— аппараты цепей управления — выполняют функции управления и работают под напряжением 50 В при токах менее 50 А;
— аппараты защиты — выполняют функции защиты от аварийных режимов в различных цепях электрической схемы.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/05301_transport_jd_elektrovozi/100_ustroistvo_i_rabota_elektrovoz_vl80c_nikolaev_2006/062.htm