Схема места пожара автомобиля

Определение очага пожара в автомобиле

Данную статью я хотел бы посвятить теме «Определение очага пожара в автомобиле». Определить очаг пожара в автомобиле позволит нам в дальнейшем установить правильную причину пожара.

Итак, условно осмотр сгоревшего автомобиля, как и осмотр места пожара, можно разделить на две стадии:
— статический осмотр;
— динамический осмотр.

О каждой стадии осмотра места пожара я уже писал в предыдущей статье.

Остановимся подробнее на статическом осмотре автомобиля после пожара. На данном этапе авто осматривается с внешней стороны, фотографируется. При этом важно зафиксировать место расположения осматриваемого объекта относительно окружающих объектов в пространстве (здания, сооружения, строения, участки местности). Затем производится фотографирование, при возможности, с четырех сторон и сверху.

Иногда, при первичном осмотре автомобиля на месте пожара, особенно при недостаточной видимости, не сразу можно найти характерные для очага пожара повреждения. Уже при работе над материалами дела, сидя перед монитором компьютера, рассматривая фотографии, можно дополнительно увидеть некоторые важные детали.

Ладно, идем дальше. Сначала автомобиль осматриваем с внешней стороны и фиксируем термические повреждения. Кузов из стали покрыт лакокрасочным покрытием, как правило, в несколько слоев: грунтовка, основная краска. Также кузов под грунтовкой практически всегда покрыт слоем цинка или другого металла.

При тепловом воздействии с лакокрасочным покрытием происходят следующие изменения (по возрастанию, от более слабых к более сильным):
— потемнение (карбонизация) различной степени;
— вспучивание, отслоение и обугливание лакокрасочного покрытия;
— выгорание основы (пленкообразующего вещества) лакокрасочного покрытия;
— отслоение оставшихся негорючих пигментов от кузова;
— образование слоя окалины красного цвета;
— образование слоя окалины черного цвета.

Читайте также:  Опель антара схема установки приводного ремня

В зависимости от интенсивности и длительности горения в том или ином месте автомобиля формируются соответствующие признаки очага пожара в автомобиле.

Иногда пигменты, входящие в состав лакокрасочного покрытия могут менять свой цвет в зависимости от температуры, до которой они нагревались. Это видно на фото, приведенных ниже. Как видно, в местах, где тепловое воздействие было незначительным, краска выгорела с образованием белого налета, а там где температурное воздействие было более значительным, пигменты имеют красную окраску и внешне воспринимаются как окалина, хотя это не так.

Также отчетливо видно, что при развитии горения боковые двери с правой стороны автомобиля были открыты, что несомненно несет в себе дополнительную и очень важную информацию.

Итак, термические повреждения лакокрасочного покрытия кузова мы рассмотрели, переходим далее к следующей особенности. Поскольку конструкция автомобиля имеет довольно сложную конфигурацию, в отличие от зданий, помещений и других объектов, то при осмотре целесообразно сравнивать термические повреждения подобных элементов конструкции, особенно когда автомобиль сгорел почти дотла.

Итак, сравнивать необходимо следующие детали и конструкции слева и справа:
— боковые двери;
— колеса;
— стойки;
— ребра жесткости крыши;
— крылья;
— другие элементы конструкции, расположенные по обе стороны.

Далее привожу несколько фотографий, на которых сравниваются идентичные конструкции внутри салона автомобиля. В качестве примера взят УАЗ-3909. Кузов имеет грузовой, пассажирский и водительский отсеки.

Как видно на приведенном фото, наибольшие термические повреждения наблюдаются в пассажирском отсеке на перегородке, отделяющей пассажирский отсек от грузового. Левая часть перегородки покрыта окалиной черного цвета, что свидетельствует о более длительном и интенсивном горении в левой части пассажирского (багажного отсека). Если обратить внимание на крышу над пассажирским отсеком, то можно заметить следующее: ребра жесткости и сама крыша (металлическая обшивка каркаса) покрыты окалиной черного цвета в левой задней части пассажирского отсека, что свидетельствует о более длительном и интенсивном горении в данном месте.

На представленном снимке показан багажный отсек сгоревшего ВАЗ-2110. Видно, что на левой колесной арке лакокрасочное покрытие полностью выгорело, пигменты отслоились, кузов покрыт окалиной черного цвета; на правой колесной арке лакокрасочное покрытие также полностью выгорело, но пигменты отслоились не полностью. Аналогичные повреждения видны и полу. Данные термические повреждения однозначно указывают на более длительное и интенсивное горение в левой части багажного отсека. При условии, что пожарная нагрузка в багажнике была равномерно распределена, можно сделать вывод о нахождении очага пожара в левой задней части автомобиля: внутри багажного отсека или в месте расположения левого заднего колеса.

На снимке выше представлен моторный отсек сгоревшего ВАЗ-2114. Стрелками указаны участки сравнения термических повреждений на идентичных конструкциях.

Особенно важно исследовать термические повреждения колес. В состав каждого колеса входит примерно одинаковое количество пожарной нагрузки (резины), поэтому наибольшее выгорание резины на одном из колес может натолкнуть на определенные соображения. Иногда диски колес выполняются из алюминиевых сплавов, которые при пожаре могут деформироваться от температуры или вовсе расплавиться. Такие локальные термические повреждения могут быть признаком очага пожара, поскольку пожарная нагрузка всех колес одинакова.

При совершении поджогов зачастую поджигают одно или несколько колес и при наличии локальных термических повреждений в месте расположения колеса (резиновая покрышка полностью выгорела, литой диск из легких сплавов расплавлен или имеет термические деформации) позволяют рассмотреть данную версию в качестве основной.

Ниже привожу несколько фотографий с характерными термическими повреждениями автомобилей. Для начала фотографии автомобиля ВАЗ-2110 после пожара.

Как видно, меньше всех подверглось термическому воздействию правое переднее колесо, на диске колеса даже лак не выгорел, лишь потемнел и обуглился. Правое заднее и левое переднее колесо имеют термические повреждения в виде выгорания лакокрасочного покрытия и выгорания копоти. Литые диски, перечисленных трех колес термических деформация не имеют. Наиболее интенсивному тепловому воздействию подверглось левое заднее колесо, диск которого расплавился практически полностью.

В представленном примере также видно, что наибольшему термическому воздействию подверглась левая сторона автомобиля. Левое переднее колесо меньше всех остальных колес подверглось воздействию пожара: лакокрасочное покрытие обуглено и лишь незначительно выгорело; на левом заднем колесе лак полностью выгорел; на правом переднем колесе лак полностью выгорело, литой диск частично оплавился и деформировался. Наибольшие термические повреждения имеет заднее правое колесо, литой диск которого полностью расплавлен.

Итак, в данной статье мы рассмотрели основные принципы, которыми следует руководствоваться при определении очага пожара в автомобиле.

Подписывайтесь на новые статьи блога о пожарной безопасности. Продолжение следует.

Источник статьи: http://firesafetyblog.ru/ekspertiza-pozhara/opredelenie-ochaga-pozhara-v-avtomobile.html

Графическое оформление обстановки на месте пожара

«Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория»

по Красноярскому краю»

НА МЕСТЕ ПОЖАРА

Графическое оформление обстановки на месте пожара: Метод. рекомендации. – Красноярск: СЭУ ФПС ИПЛ по Кк, 2013. – 19 с.

Содержат условные обозначения, применяемые при графическом оформлении места пожара и для изображения объектов пожара. Приведены примеры графического оформления.

Предназначены для дознавателей и следователей, специализирующихся на расследовании пожаров, пожарно-технических экспертов.

Разработал начальник сектора судебных экспертиз ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Красноярскому краю майор внутренней службы .

Под редакцией начальника ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Красноярскому краю полковника внутренней службы .

1. Условные обозначения, применяемые при составлении планов и схем…

2. Примеры графического изображения места пожара….…………………..

Осмотр места пожара как источник доказательств по делу будет наиболее полноценным в том случае, если результаты его оформлены не только правильно технически и процессуально, но и обеспечена их наглядность.

При всей точности и «объективности» фотографии, не во всех случаях фотоснимком можно отразить положение места пожара на местности, взаимное расположение отдельных объектов, предметов и т. п. на месте происшествия, подчеркнуть особенности, отражающие закономерности развития пожара, изменений степени разрушений, признаки направленности горения и т. п.

В таких случаях протокол осмотра места пожара иллюстрируют графическим материалом – планами, схемами, чертежами. Планы и схемы выполняют в масштабе, но могут быть и схематическими, однако, во всех случаях с указанием размеров. Важно, чтобы они правильно отражали нужные данные и не допускали произвольного их толкования. Дознаватель, по поручению которого могут выполняться схемы и чертежи, обязан лично убедиться, в правильном и точном отображении необходимых для расследования данных.

Наиболее специфической является графика, отображающая особенности повреждения конструкций огнем в результате пожара. Наброски и черновые эскизы могут иметь большое доказательное значение, поэтому исследование конструкций для составления таких схем, как и во всех случаях осмотра места пожара производится с участием понятых. Данные измерений вносят в протокол осмотра и учитываются при составлении плана-схемы места происшествия.

Количество, качество и степень детализации составляемых планов, конечно, зависят от объема информации, которую удается собрать на месте пожара. Но имеющеюся информацию надо собирать и фиксировать со всей возможной полнотой и тщательностью, ибо от этого решающим образом будет зависеть в дальнейшем успех работы специалистов и экспертов.

Составной частью протокола осмотра объекта после пожара является графическое изображение последствий пожара. Также важно отображать обстановку предшествующую пожару, а в некоторых случаях необходимо фиксировать этапы тушения (расстановку сил и средств подразделений, места ввода огнетушащих средств). В зависимости от способа изображения и представляемой информации могут составляться:

план объекта пожара (например, местности, усадьбы, квартиры, комнаты);

схема (например, электросети, технологического процесса);

план-схема, сочетающая в себе план расположения и схемы;

эскизы и рисунки, в тех случаях, когда детали места происшествия невозможно изобразить на планах (схемах) и отсутствует возможность проведения фото-видеосъемки.

Условные обозначения зон горения, обрушения, теплового воздействия, задымления и т. п. используемые для составления схем места пожара приведены в этой методической рекомендации. Допускаются иные обозначения или иная штриховка зон по степени и характеру повреждения, но все это должно быть подробно разъяснено в пункте «условные обозначения» к плану-схеме места происшествия.

На плане-схеме места происшествия наименования объектов и отдельных предметов могут обозначаться, как в текстовой форме, так и условно в виде цифр, букв и т. п. с последующим пояснением.

1. Условные обозначения, применяемые при составлении планов и схем.

Термические повреждения объекта (последствия пожара)

— предполагаемое место очага пожара;

— сквозной прогар в горючих конструкциях;

— зона теплового воздействия (потемнения, оплавления

— зона выгорания копоти;

— место осыпания штукатурки;

— разрушенные пожаром конструкции (строения, мебели);

или — труп и его положение.

Направления и размеры

или — направление сторон света;

— направление и сила ветра (баллы, м/с);

— размеры объекта (м, мм).

— межэтажная лестничная клетка;

— лестничная клетка, сообщающаяся с подвалом;

— лестничная клетка, сообщающаяся с чердачным помещением;

— стена;

— оконный проем;

— дверной проем и направление открывания двери;

— деревянная ограда;

— железобетонная ограда;

— металлическая ограда;

— отопительная печь (общее обозначение).

Силы и средства тушения

— автоцистерна пожарная;

— разветвление рукавное;

— ствол пожарный ручной (общее обозначение);

— лестница ручная (общее обозначение);

— рукавная линия поданная на крышу (Ч – в чердачное помещение, П – в подвал, 1 – на первый этаж и т. д.).

изображаемые на план-схемах

— выключатель (общее изображение);

— однополюсный;

— однополюсный сдвоенный;

— штепсельная розетка (общее изображение);

— штепсельная розетка открытой установки;

— скрытой установки;

— сдвоенная;

— с заземлением;

— блок выключателя и розетки;

— коробка распределительная;

— электрощиток (общее изображение);

— место расположения разрывов и оплавлений, образовавшихся в результате короткого замыкания.

изображаемые на схемах

— выключатель;

— однофазный автоматический выключатель;

— двухполюсной пакетный выключатель;

— звонок с кнопкой;

— лампа накаливания;

— люминесцентная лампа;

— однофазный счетчик потребляемой энергии.

Для более полного описания электрической сети возможно составление дополнительных электрических планов и схем. Они, как и фотографии, могут быть, ориентирующими, обзорными, узловыми и детальными.

На ориентирующей план-схеме рекомендуется отображать трансформаторную подстанцию, питающую сгоревший объект, и трассы прокладки электролиний включая участок электроввода.

Обзорный план – схема чертится обычно на плане помещений сгоревшего объекта. При этом с помощью условных обозначений воспроизводится схема внутренней электросети.

Узловой план-схема отражает электропроводку в одном помещении или его части (например, на стене). На нем можно показать трассы прокладки проводов, расположение включенных в сеть электропотребителей и отдельных элементов пожарной нагрузки (например, холодильника, электророзетки, в которую он включен, участок электропроводки на стене, питающей эту розетку; место расположения дивана, стоящего рядом с холодильником и сильно выгоревшего).

Детальные план-схемы и эскизы составляются для более наглядного отображения особенностей отдельных объектов (например, электрощитов) — разводки проводов, подключения, состояния после пожара (точнее, на момент осмотра).

2. Примеры графического изображения места пожара

Жилая усадьба либо садовый участок

5. Сеновал

Жилой дом (строение)

2. Зал 2. Мебельная стенка, шифоньер

3. Прихожая 3. Диван

4. Спальня №1 4. Кровать

5. Спальня №2 5. Кресло

6. Веранда 6. Табурет

8. Холодильник

Отдельная комната (общий план)

Отдельная комната (развернутый план)

Расстановка сил и средств на момент локализации пожара

План – схема электросети жилого дома

Схема электросети квартиры

Изображение основных агрегатов, Легковой автомобиль

расположенных в моторном отсеке

(на примере а/м ВАЗ-2108), и зоны горения

1 – силовой агрегат автомобиля; 7 – монтажный блок (предохранители и реле);

2 – главный тормозной цилиндр 8 – аккумуляторная батарея;

с вакуумным усилителем; 9 – коммутатор системы зажигания;

3 – расширительный бачок системы 10 – бачок омывателя ветрового стекла;

охлаждения; 11 – распределитель зажигания;

4 – радиатор; 12 – корпус воздушного фильтра.

6 – кожух вентилятора (диффузор);

Входная дверь в квартиру со стороны лестничной площадки

— оплавленный фрагмент пластиковой бутылки;

— пол лестничной площадки, покрытый кафельной плиткой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чешко основы расследования пожаров: Методическое пособие. – М.: ВНИИПО, 2002.-330 с;

2. «Расследование пожаров»: Пособие для работников госпожнадзора: В 2-х ч. – М.:ВНИИПО МВД РФ, 1993;

3. «Осмотр места пожара»: Методическое пособие / , Н. В. Юн, и др. – М.: 2004.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/049/27187.php

Оцените статью
Все про машины