- Устройство автомобилей
- Схемы включения осветительных приборов и световой сигнализации
- Общие сведения об автомобильных схемах
- Система освещения автомобиля
- Внешние осветительные приборы
- Габаритные огни и поворотники
- ДХО и ПТФ
- Задние осветительные приборы
- Внутренние осветительные приборы
- Управление системой освещения
- Система наружного и внутреннего освещения
Устройство автомобилей
Схемы включения осветительных приборов и световой сигнализации
Общие сведения об автомобильных схемах
На автомобилях (как, впрочем, и на другой самоходной технике), как правило, применяется однопроводная схема электрооборудования. При такой схеме отрицательные выводы источников питания, которыми являются аккумуляторная батарея и генератор, а также большинство потребителей соединяются с «массой» (кузовом, рамой) автомобиля, выполняющей функцию второго провода.
Положительные выводы источников питания соединяются с потребителями электрическими проводами, заключенными в изоляцию.
Однопроводная схема позволяет существенно упростить конструкцию и монтаж сетей электрооборудования автомобилей, повысить надежность электроснабжения бортовых потребителей, а также сэкономить дорогостоящие цветные металлы, используемые в электрических проводах.
Для соединения проводов между собой, а также для присоединения приборов электрооборудования провода снабжены штекерами. В местах соединения пучков проводов штекеры устанавливаются в колодки и защищены от коррозии и механических повреждений резиновыми или пластмассовыми чехлами.
При монтаже электрооборудования на штекеры наносится защитный смазочный материал.
Элементы управления потребителями, а также электропредохранительные устройства, как правило, устанавливаются в положительных проводах между источниками питания и потребителями.
Ниже приведены схемы включения системы освещения широко распространенных марок отечественных автомобилей – «КамАЗ», «ВАЗ» и «Москвич».
Рис. 1. Расположение пучков проводов в передней части и на раме автомобилей марки «КамАЗ»: 1 – передние фонари и противотуманные фары; 2 – электрический звуковой сигнализатор; 3 – пучок электропроводов; 4 – провод от выключателя «массы» на раму; 5 – выключатель «массы»; 6 – провод от выключателя «массы» к аккумуляторным батареям; 7 – аккумуляторные батареи 6СТ-190; 8 – скоба крепления электропроводов; 9 – задние фонари; 10 – пучок проводов к задним фонарям; 11 – левый пучок проводов; 12 – датчик включения межосевого дифференциала; 13 – датчик; 14 – датчик топливного бака; 15 и 16 – болт и скоба крепления электропроводки; 17 – стартер; 18 – генератор; 19 – резиновая втулка; 20 — хомут крепления пучка проводов; 21 – шайба; 22 – гайка
Рис. 2. Схема включения системы освещения автомобиля ВАЗ-2105: 1 – лампы габаритных огней; 2 — подкапотная лампа; 3 – монтажный блок реле и предохранителей; 4 – выключатель зажигания; 5 – выключатель освещения приборов; 6 – выключатель наружного освещения; 7 – контрольная лампа наружного освещения, расположенная в спидометре; 8 – лампа освещения приборов; 9 – лампы габаритных огней в задних сгруппированных световых приборах; 10 – фонарь освещения номерного знака
Рис. 3. Схема включения наружного освещения автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099: 1 – выключатель подкапотной лампы; 2 – лампы габаритных огней в блок-фарах; 3 – монтажный блок; 4 – перемычки; 5 – сигнальная лампа; 6 – выключатель зажигания; 7 – выключатель освещения приборов; 8 – переключатель стояночного освещения; 9 – комбинация приборов с щитами освещения приборов (слева) и контрольной лампой наружного освещения (справа); 10 – переключатель наружного освещения; 11 – лампы габаритных огней в задних фонарях; 12 – фонари освещения номерного знака
Рис. 4. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099: 1 – лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 – боковые указатели поворота; 3 – монтажный блок; 4 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 5 – выключатель зажигания; 6 – реле зажигания; 7 – переключатель указателей поворота; 8 – комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота (слева) и аварийной сигнализации (справа); 9 – выключатель аварийной сигнализации; 10 – лампа указателя поворота заднего фонаря
Рис. 5. Схема включения наружного освещения автомобиля 2141 «Москвич»: 1 – лампы габаритных огней в фарах; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – выключатель подкапотной лампы; 5 – предохранитель; 6 – монтажный блок реле и предохранителей; 7 – подкапотная лампа; 8 – выключатель света фар; 9 – выключатель наружного освещения; 10 – лампа подсветки рычагов управления отопителем; 11 – комбинация приборов с лампами контроля и подсветки; 12 – выключатель зажигания; 13 – плафон освещения багажного отделения; 14 – лампы габаритных огней задних фонарей; 15 – фонарь освещения номерного знака
Источник статьи: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/55-fonari_3/index.shtml
Система освещения автомобиля
Любой автомобиль невозможно было бы использовать в ночное время суток, а также в условиях ограниченной видимости из-за погодных осадков, без использования осветительных приборов. Их наличие дает возможность освещать дорожное полотно, сигнализировать о выполнении маневрирования и остановке автомобиля.
В современном авто используется большое количество осветительных приборов и всех их объединяет система освещения автомобиля. Эта система выполняет несколько важнейших функций – освещение дороги и обочины, передача участникам на дороге информации об автомобиле (его габаритные размеры, направление движения, маневрирование). Также эта система обеспечивает освещение салона, грузового и подкапотного пространств. Поэтому она подразделяется на два вида – внешнее освещение автомобиля, и внутреннее.
Внешние осветительные приборы
К внешним осветительным приборам относятся – передние фары, противотуманные фары, поворотники, задние блок-фары, осветители номерного знака.
Передние фары обеспечивают освещение дороги впереди автомобиля и предоставление информации встречному и впереди идущему транспорту информации о габаритах авто. На каждом автомобиле таких фар две, и расположены они симметрично справа и слева. На большинстве автомобилей передняя фара имеет единый корпус, при этом в нем заключено сразу несколько осветительных элементов – ближний и дальний свет, габаритные огни, дневные ходовые огни. На современных моделях в корпус часто помещаются также и поворотники, хотя не всегда.
Для освещения дороги при условии, что впереди движется встречный транспорт, применяется ближний свет. Этот свет является асимметричным, что обеспечивает более лучшее освещение правой стороны трассы и обочины и неинтенсивным, чтобы не слепить водителей впереди идущего транспорта.
Дальний же свет фар тоже применяется для освещения дорожного полотна, но, лишь когда впереди нет движущегося транспорта. Этот свет является более интенсивным и мощным, позволяя осветить дорогу на большее расстояние впереди автомобиля.
Габаритные огни и поворотники
Габаритные огни предоставляют информацию водителям других транспортных средств о размерах автомобиля. Часто эти огни используются во время остановок для обозначения авто и его положения, когда головной свет тушится. Габаритные огни помимо передних фар еще располагаются и в задних блок-фарах.
Поворотники предоставляют другим водителям на дороге информацию о совершении маневрирования (поворот, смена полосы передвижения, съезд на обочину для остановки). На многих автомобилях эти осветительные приборы входят в конструкцию передних фар и задних блок-фар, но есть и модели, где поворотники располагаются отдельно и устанавливаются на бамперы. Помимо этого часто имеются еще и дублирующие поворотники на боковых частях автомобиля, а также интегрированные в зеркала заднего вида. Особенностью этих осветительных приборов является то, что все они светят желтым цветом и синхронно, причем не постоянно, а в режиме мигания. То есть, при совершении маневра вправо, водитель переводит рычаг включения поворотов вверх, при этом сразу одновременно и с одной интенсивностью мигания включаются передний, боковой, расположенный на зеркале и задний поворотники с правой стороны.
Также поворотники выполняют роль аварийной сигнализации. При ее включении начинают мигать все лампы поворотов с обеих сторон автомобиля.
ДХО и ПТФ
Дневные ходовые огни (ДХО) нужны для улучшения видимости автомобиля другим участникам во время движения днем. Отличаются от габаритных огней более ярким и интенсивным светом. Появились эти огни в системе освещения сравнительно недавно, поэтому далеко не все авто ими оборудованы. Если машина ими не оснащена, то роль этих огней может выполнять ближний свет или же ПТФ.
Противотуманные фары (ПТФ) нужны для обеспечения лучшего освещения дороги при передвижении в условиях плохой видимости и атмосферных осадков. Они обеспечивают широкий световой луч, у которого усечена верхняя часть. За счет этого свет не отражается от атмосферных осадков, и не слепит водителя, обеспечивая только освещение дороги. Спереди авто противотуманные фары используются парно, сзади же может быть установлен как один, так и два таких фонаря, допускается и полное их отсутствие. Эти фонари являются необязательным осветительным элементом, поэтому используются они далеко не на всех автомобилях. Они располагаются на автомобиле обычно ниже других осветительных приборов и монтируются зачастую в бамперы.
Задние осветительные приборы
Задние блок-фары устанавливаются на автомобиль парно. Как и спереди этот блок совмещает в себе сразу несколько осветительных приборов. Самая простая задняя фара включает в себя габаритные огни и стоп-сигнал. Также в ней дополнительно могут располагаться поворотники и фонарь заднего хода. Если на автомобиле имеются задние противотуманные фары (одна или две), то они могут быть включены в блок-фару или устанавливаться отдельно на бампер. Также к задним осветительным приборам относится фонарь освещения номерного знака.
Стоп-сигнал предназначен для передачи информации другим участникам о том, что автомобиль замедляется или останавливается. Часто помимо блок-фар на авто имеется еще и дублирующий стоп-сигнал, установленный либо на заднем стекле, либо в спойлере.
Фонари заднего хода предоставляют информацию о том, что авто будет двигаться назад, при этом они еще выполняют освещение пространства сзади автомобиля.
Внутренние осветительные приборы
Внутренняя система освещения автомобиля тоже включает в себя значительное количество приборов – салонный плафон, фонари освещения багажника и подкапотного пространства, фонари приборной доски, габаритные огни в дверях автомобиля.
Салонный плафон и фонари багажника и капота обеспечивают освещение этих частей авто в темное время суток. Также часто имеется фонарь и в перчаточном ящике. Все они просто обеспечивают дополнительную комфортабельность при эксплуатации автомобиля в ночное время.
Фонари приборной доски обеспечивают легкое считывание информации с нее во время движения ночью. Габаритные огни в дверях показывают другим участникам движения, что у автомобиля открыта дверь, что влияет на его габариты. В некоторых моделях в нижней части двери расположены подножные фонари. Их задача осветить землю в ночное время при вставании из автомобиля.
Управление системой освещения
Естественно, все осветительные приборы работают не сами по себе, ими управляет водитель, или же они включаются при выполнении определенных действий.
Для включения фар обычно применяется подрулевой переключатель или клавиша, установленная на передней панели. Первое положение – это все осветительные приборы выключены, второе – загораются габаритные огни спереди и сзади, дневные ходовые огни, освещение номерного знака и приборной панели. Третье положение – включается свет фар, при этом остальные фонари продолжают работать.
Переключение между ближним и дальним светом фар выполняется подрулевым переключателем, расположенным с левой стороны. При включении дальнего света фар на приборной панели загорается сигнальная лампа.
Поворотники тоже включаются переключателем, расположенным слева на рулевой колонке за рулем. Часто для включения поворотов и переключения света фар используется один комбинированный переключатель. Для включения аварийной сигнализации применяется отдельная клавиша, установленная на передней панели. Управление противотуманными фонарями обычно выполняется клавишей, расположенной на передней панели.
Стоп-сигнал загорается при нажатии на педаль тормоза. Для того чтобы эти осветительные приборы сработали, используется датчик включения, установленный под педалью. При нажатии она надавливает на датчик и сигнал загорается. Такой же датчик используется и на фонарях заднего хода, но установлен он возле рычага КПП. При включении задней скорости, рычаг воздействует на датчик и огни загораются.
Салонный плафон включается своим переключателем, который обычно расположен рядом с ним. Лампы освещения багажника и подкапотного пространства работают либо от датчиков (при открытии крышки багажника или капота подвижная часть датчика высвобождается, и замыкает контакты, в результате чего лампы загораются), либо от клавиш, установленных рядом с фонарями.
Для включения габаритных огней дверей и подножной подсветки тоже применяются датчики, которые при открытии двери замыкают контакты, и огни загораются.
Система освещения за все время существования претерпела немало изменений и продолжает совершенствоваться. Это повышает безопасность эксплуатации автомобиля и комфорт в темное время суток.
Источник статьи: http://autoleek.ru/jelektrooborudovanie/sistema-osveshhenija/sistema-osveshheniya-avtomobilya.html
Система наружного и внутреннего освещения
Система наружного и внутреннего освещения (рис.325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны освещения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.
Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — фары противотуманные правая и левая; 3, 11 — фары головного света правая и левая; 4 — плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6 — фонари автопоезда; 7 — выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей отопителя; 9, 10 — плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 — реле сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 — фонари задние правый и левый; 17, 18 — фонари передние правый и левый; 19 — переключатель света комбинированный; 20 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 — предохранитель ПР 310 (10 А); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — лампа подкапотная; 24 — выключатель аварийной световой сигнализации; 25 — розетка переносной лампы; 26 — розетка семиконтактная; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — манометр; I — к выключателю приборов и стартера
Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме за исключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.
Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохранителями ПР310, установленными на панели предохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов защищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722.
Источник статьи: http://ka.maz-auto.info/elektrooborudovanie/sistema-naruzhnogo-i-vnutrennego-osveshheniya/