- Вакуумный насос для ассенизаторной машины: как устроен и как работает?
- 1 Как работает ассенизаторская машина?
- 1.1 Принцип работы
- 1.2 Принцип работы вакуумных машин KOKS MegaVac (видео)
- 1.3 Разновидности
- 2 Популярные модели
- 2.1 Модель КО-503
- 2.2 Модель КО-505А
- 2.3 Модель КО-510
- 3 Правила эксплуатации
- 3.1 Советы по эксплуатации
- 3.2 Меры предосторожности
- Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
- Разновидность вакуумного оборудования
- Виды вакуумных насосов
- Технические характеристики
- Особенности эксплуатации
- Популярные модификации
- Заключение
- Параметры работы
- Проведение ремонтных работ
- Возможные поломки
- Наличие запасных частей
- Модель КО-503
- Разновидности модели
- Видео по теме: Вакуумная машина МВ-10, насос КО-505
- Эксплуатация насоса
- Свойства оборудования
- Возможные неисправности
- Помпа КО-505А
- Параметры насоса
- Устройство спецтехники на шасси ГАЗ
- Особенности ассенизаторской машины ГАЗ-53
- ГАЗ-3309 как основа для ассенизаторской машины
- Насос КО-510
- Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
- Рождение советских ассенизаторов
- Первое ассенизаторское семейство на базе ГАЗ-51
- Ассенизаторы второго поколения на грузовиках ГАЗ-53
- ЗИЛовский вклад в дело ассенизации страны
- Коммунальные автоцистерны недалекого прошлого
Вакуумный насос для ассенизаторной машины: как устроен и как работает?
Одно из наивысших достижений человечества – канализация, благодаря которой люди больше не страдают чумой и другими заболеваниями, вызванными отходами жизнедеятельности.
Но случается так, что канализация засоряется. Её чистит ЖКХ, используя ассенизаторскую (калопромывочную) машину.
1 Как работает ассенизаторская машина?
Она представляет собой транспортное средство на базе КАМАЗа, ГАЗа, ЗИЛа, УРАЛа и других грузовиков. Основное отличие от других машин – наличие ассенизатора, специального бака на корпусе, куда под действием аппарата закачиваются отходы жизнедеятельности.
Ассенизатор на базе машины ГАЗель
Но какой же агрегат там стоит? Обычный циркулярный туда не поставишь, он тут же засорится, ведь вода в канализации полна различной грязи. Нужен такой аппарат, который не взаимодействует напрямую с водой. И таким стал вакуумный насос.
к меню ↑
1.1 Принцип работы
Вакуумный насос для ассенизаторской машины устанавливается внутри ассенизатора. Он выкачивает воздух из бака и под действием вакуумных сил туда закачивается вода из канализации. Помпа позволяет не взаимодействовать напрямую с водой, вся она проходит через шланг.
Чтобы выдержать давление, бак ассенизатора делают из прочного материала, выдерживающего давление воздуха снаружи. Но для разных целей существуют разные аппараты. Для воды одной степени загрязнённости нужно одно давление, для другой – другое. К тому же, если резко создавать вакуумное давление, то оборудование может прийти в неисправность. Надо сначала подготовить среду с помощью специального оборудования.
Разновидностей помп для ассенизаторской машины существует довольно много.
к меню ↑
1.2 Принцип работы вакуумных машин KOKS MegaVac (видео)
1.3 Разновидности
Существует следующие типы вакуумных насосов, делящиеся по степени вакуумного давления:
- низковакумный;
- высоковакуумный;
- бустерный;
- форвакуумный.
Низковакуумный насос, как понятно из названия, создаёт вакуум маленького давления. Его хватает, чтобы высасывать воду с грязью из канализации. Такие агрегаты самые популярные на ассенизаторских машинах. Создают давление около 1 Тор.
Комплектация вакуумного насоса для ассенизаторской машины
Высоковакуумные насосы создают высокое давление. Оно нужно для перекачки жидкостей больших плотностей, с которыми низковакуумные аппараты не справляются. Чаще всего используются в металлургии и химической промышленности. В металлургии им можно перекачивать раскалённый жидкий металл, в химической промышленности – газы и жидкости большой плотности. Для калопромывочных машин высоковакуумные агрегаты обычно не используются.
Бустерные насосы – самые мощные вакуумные агрегаты. Создают большее давление, чем высоковакуумные. Нужны там, где мощности аппаратов предыдущих типов не хватает. Обычно работает в паре с последним.
Форвакуумные насосы (предварительного разряжения) – позволяют включиться в работу другим помпам, создающим глубокий вакуум. Если создано слишком высокое давление, переключение между насосами может вывести из строя следующий в схеме создания давления аппарат. Во избежание этого снижают давление. Обычно используются вместе с высоковакуумными и бустерными насосами. Для калопромывочных машин не применяется, там нет необходимости в настолько высоком давлении.
Вакуумные установки высокого давления обычно используются в системе с другими насосами для большей эффективности.
Деление насосов по принципу работы:
- механические;
- магниторазрядные;
- струйные;
- сорбционные;
- криогенные.
На ассенизаторских машинах используются механические агрегаты. Остальные аппараты использовать просто не выгодно, они созданы для работы в лабораторных условиях, да и нет в них нужды. Мощности механических помп хватит.
Принцип работы такого прибора прост. Мотор двигает помпу, которая откачивает воздух. Ничего сложного. Существует один нюанс: для машин с разными двигателями используются насосы с разным вращением ротора. Для стабильной работы помпы на дизельной машине должен стоять вакуумный насос с ротором, который вращается в правую сторону. Пример такой машины – ГАЗ 3309. Для машин с карбюраторным двигателем используется насос с левым вращением ротора.
Комплектация ассенизаторсокй машины
2 Популярные модели
Вакуумные насосы для ассенизаторской машины стали применятся с 1930-х годов. За это время эти устройства прошли большой путь от самых простейших до самых современных. Сегодня выделились следующие модели, проверенные на практике:
- вакуумный КО-503;
- вакуумный КО-505А;
- вакуумный КО-510.
2.1 Модель КО-503
Стандартный аппарат, используется на ассенизаторских машинах с середины 1950-х годов. Проверен временем. Ротор аппарата вращается вправо. Устанавливается на ГАЗ-53, ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309. Корпус сделан из чугуна, который выдерживает вакуумное давление, создаваемое самим насосом.
- частота вращения мотора: 1500 оборотов в минуту;
- производительность: 250 кубических метров в час;
- максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
- масса: 80 кг;
- размеры: 48×27х23 см.
Стоимость КО-503 составляет около 12 тыс. рублей.
к меню ↑
2.2 Модель КО-505А
Усовершенствованная модель КО-503 с вращением ротора влево. Устанавливается на машины с карбюраторным двигателем, вроде КАМАЗа, ЗИЛа или УРАЛа. Производительность выше, чем у предыдущей модели. Однако давление осталось на прежнем уровне, что неудивительно. Для выкачивания отходов из канализации высокое давление не нужно. В этой модели большее внимание уделено безопасности персонала, чем в первой.
Насос для ассенизаторской машины КО-505А
- частота вращения мотора: 1200 оборотов в минуту;
- производительность: 320 кубических метров в час;
- максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
- масса: 110 кг;
- размеры: 52×30х29 см.
Стоимость КО-505А составляет около 13 тыс. рублей.
к меню ↑
2.3 Модель КО-510
Самая современная модель вакуумного насоса с механическим типом работы. Отличительная особенность – возможность вращения ротора и вправо, и влево. Это позволяет устанавливать агрегат на машины с любым типом двигателя. Однако помпы в насосе индивидуальные для правостороннего и левостороннего вращения ротора. Производительность насоса выше, чем у других предыдущих моделей. Максимальное давление на том же уровне. Немного улучшено КПД.
- частота вращения мотора: 1500 оборотов в минуту;
- производительность: 370 кубических метров в час;
- максимальное вакуумное давление: 6 нПа;
- масса: 125 кг;
- размеры: 67×31х34 см.
Стоимость КО-510 составляет около 15 тыс. рублей.
Процесс откачки жидкости ассенизаторской машиной
Такой аппарат сегодня самый популярный, используется почти на всех ассенизаторских машинах в крупных городах.
к меню ↑
3 Правила эксплуатации
Как эксплуатировать насос на ассенизаторской машине:
- Проверить состояние аппарата. Всё должно быть подключено и исправно;
- Опустите рукав, по которому будут выкачиваться отходы, в канализацию;
- Откройте вентиль масломерного стакана для подачи масла;
- Откройте вентиль, который ведёт к рукаву;
- Включите агрегат;
- После окончания работ проделайте всё в обратном порядке.
3.1 Советы по эксплуатации
- подбирайте нужный тип помпы для определённой работы;
- очень важной составляющей правильной работы является совпадение стороны вращения ротора с типом двигателя;
- агрегат не следует эксплуатировать более часа, так как он очень сильно греется во время работы;
- вовремя производите техническое обслуживание. Это сильно продлит срок службы;
- следите, чтобы детали всё время были смазаны. Масло следует регулярно заменять на чистое;
- помпа насоса всегда должна быть чистой;
- сборка насоса всегда должна быть доделана до конца. В противном случае возможна серьёзная поломка;
- средний расход масла – 80 грамм в час;
- на корпусе насоса производители указывают направление вращения ротора;
- правильно подключайте аппарат к системе во избежание поломок.
Машинка для чистки канализации барабанного типа
3.2 Меры предосторожности
- Не прикасайтесь к вакуумному насосу во время работы! Он сильно греется.
- Не трогайте аппарат во время работы. В нём полно двигающихся деталей, которые представляют опасность.
- Проверяйте заземление. Аппарат работает от электричества и в случае отсутствия заземления велика вероятность удара тока.
- Шум от работающего агрегата может вызвать повреждения слуха. Используйте защитное оборудование.
- Используйте защитные маски. Вакуумный насос может выбрасывать в воздух вредные вещества, например, масляный туман.
- Вибрация от работы аппарата может вызывать различные заболевания.
Вакуумные насосы применяются в таких ситуациях, где прямое взаимодействие с переливаемым веществом нежелательно. Такими ситуациями является очистка канализации, работа на металлургическом или химическом предприятии.
На ассенизаторских машинах, служащих для очистки канализации, также используются вакуумные насосы, создающие низкое давление. Высокое давление при работе с канализацией не нужно. При правильном выборе насоса и правильной эксплуатации устройства прослужат долго.
Источник статьи: http://byreniepro.ru/nasosy/vakuumnyj-dlya-assenizatorskoj-mashiny.html
Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
Вакуумные насосы нашли свое применение на ассенизаторских машинах, основным заданием которых являются очистка ливневых канализаций и откачка нечистот из выгребных ям (туалетов) и отстойников, за исключением взрывоопасных, агрессивных и горючих веществ.
Фактически откачивание происходит при помощи заборного рукава, за счет созданного в цистерне машины вакуума, который создается специальным вакуумным насосом, таким как КО-503, 503в, 505, 514.
Как правило, подобная техника применяется коммунальными хозяйствами или на промышленных предприятиях.
Разновидность вакуумного оборудования
- Низковакуумный насос используется, когда необходимо понизить давление. Кроме того, оборудование создает давление, что типично для низкого вакуума.
- Высоковакуумный – применяется при работе системы с невысоким давлением. Указанная система обычно включает в себе два соединенных подряд насоса.
- Бустерный – устанавливается посреди высоковакуумного и форвакуумного насосов. Такая комбинация дает возможность сбалансировать выпускное и впускное давление вышеуказанного оборудования.
- Форвакуумный – применяется для поддержания высокого вакуума. Благодаря этой возможности оборудование в состоянии обеспечивать указанные параметры откачивания.
- Предварительного разрежения – используется в случаях, когда необходимо понизить давление в откачиваемом объеме от атмосферного до отметки, которая позволяет работать другому вакуумному насосу.
А вы знаете, какой выбрать мини-культиватор для дачи: ручной или электрический?
А здесь вы можете узнать технические характеристики башенных кранов КБ-403 и КБ-100 3А.
Виды вакуумных насосов
К устройствам применимы две классификации. По устройству вакуумные насосы для ассенизаторской машины подразделяются на следующие типы:
- паромасленные помпы используют в работе масло;
- мембранные модели функционируют на принципе энергии сжатого воздуха;
- водокольцевые устройства используют воду;
- роторно-пластинчатый вид работает с помощью выдвижных лопаток.
Насос на ассенизаторскую машину ГАЗ, УРАЛ и другие модели также классифицируются по параметрам создаваемого давления:
- бустерные помпы осуществляют откачку жидкостей на высокой скорости, балансируя входящее и исходящее давление, устанавливается между форвакуумным и высоковакуумным устройством;
- высоковакуумные модификации работают с низким давлением, в них используются паромасленые смеси, такой вакуумный насос для ассенизаторской машины в устройстве имеет два соединенных нагнетателя;
- форвакуумные устройства формируют соответствующий диапазон при помощи механических нагнетателей;
- низковакуумный вид используется для систем с низким давлением;
- насосы предварительно разряжения предназначены для рабочих ситуаций, в которых необходимо понизить давление в откачиваемой среде до значений, с которыми может справиться другая вакуумная помпа.
Технические характеристики
Чтобы спецтехника могла эффективно выполнять задачи, а операторы не жаловались руководству, что плохо качает насос на ассенизаторской машине, важно обращать внимание на следующие технические параметры помпы:
- частота вращения агрегата;
- скорость откачки;
- габариты;
- давление при запуске;
- давление на выходе;
- максимальные значения вакуумного давления;
- степень сжатия устройства;
- значения остаточного давления;
- производительность;
- вес.
Особенности эксплуатации
Чтобы сохранить работоспособность и эффективность устройства ассенизаторской машины, следует руководствоваться следующими правилами:
- перед началом работ необходимо проверить техническое состояние устройства;
- опустить рукав в канализационную систему;
- открыть вентиль подачи масла;
- включить помпу;
- по завершению откачки проделать те же операции в обратном порядке.
«В работе всегда используйте качественное новое масло, в противном случае в работе насоса будут нарушения.»
Вакуумный насос необходимо поддерживать в чистоте, поскольку загрязнения являются одной из распространенных причин поломок. Персонал должен постоянно следить за уровнем масла, при минимальном объеме нарушается режим работы механизма. Большинство вакуумных насосов могут непрерывно работать только в течение 1 часа, затем необходимо сделать перерыв, согласно рекомендациям производителя насоса. Целесообразно регулярно проводить техническое обслуживание помпы, это продлит ее срок службы с сохранением технических характеристик.
Популярные модификации
Вакуумные помпы для ассенизаторских работ используются с 30-х годов прошлого века. Сегодняшние насосы критично отличаются от своих предшественников, как по возможностям, так и по исполнению. В РФ преимущественно применяют три модели:
- насос вакуумный КО 503 для ассенизаторской машины используется с 50-х годов прошлого века, он проверен в эксплуатации и прекрасно зарекомендовал себя. выполнен в чугунном корпусе, ротор двигается вправо, способен перекачать 250 м3/час, максимальное давление – 6 нПа;
- модель КО 505А – усовершенствованный вариант предыдущего насоса, при том же максимальном давлении характеризуется более высокими эксплуатационными параметрами, работая с ним важно уделять внимание безопасности работ;
- устройство КО 510 – наиболее совершенная модификация, ее ротор может вращаться в обе стороны, то есть насос можно устанавливать на автомобиль с любым двигателем, помпа создает то же давление, но КПД и производительность – значительно выше.
Заключение
Вакуумные помпы используются не только в работах коммунальных служб, но и в тех ситуациях, когда взаимодействие устройство с перекачиваемой жидкостью не желательно. Такие процессы характерны для химических и металлургических производств. Но для любых целей следует выбирать и эксплуатировать оптимальную модель, способную эффективно выполнять задачи, в этом случае она прослужит долго.
Полное или частичное копирование материалов допускается при размещении активной ссылки
ЗAКАЗАТЬ МОЖНО НА ОФИЦИАЛЬНOM МАГАЗИНЕ MAГAЗИНЕ
Параметры работы
Среди прочих параметров – скорость откачивания, которая определяет объём, откачиваемый за конкретную единицу времени. Кроме того, скорость учитывается в определенном разрезе при давлении, которое измерялось в этом сечении.
Расчет скорости производится во входном разрезе работающего оборудования. Максимальное давление запуска – это допустимая величина давления на входном разрезе оборудования, при котором помпа может начать рабочий цикл.
Максимальное выпускное давление возникает на выходном разрезе оборудования, когда помпа еще производит откачивание. Наибольшее рабочее давление является допустимым давлением во входном разрезе помпы, благодаря которому она на протяжении длительного времени сохраняет номинальную скорость работы.
Предельное остаточное давление – это давление, к которому, неопределенно приближаясь, но так и не достигнув его, стремится давление в стандартном испытательном объеме при стабильно работающем оборудовании.
Максимальная производительность оборудования по парам жидкости определяет предельное количество паров жидкости в весовых единицах. Откачивание указанного объема жидкости может производиться вакуумным насосом на протяжении длительного времени.
Предельно возможное давление паров жидкости – это максимальное давление, измеряемое во входном разрезе помпы. С обозначенным давлением газобалластное оборудование может продолжительное время откачивать пары жидкости.
Величина сжатия насоса определяет отношение объемов, занимаемых газами в процессе компрессии в помпах объемного действия.
Проведение ремонтных работ
Отечественная ассенизаторская машина цена, на которую варьируется от 300 до 500 тысяч рублей не требует специального оборудования для проведения ремонтных работ. Для ремонта ГАЗ необходим самый минимальный набор инструментов, а также небольшой набор знаний. Главным преимуществом ремонта подобных автомобилей является то, что его конструкция может быть изменена на усмотрение владельца без существенных переделок.
Возможные поломки
Частыми поломками ассенизаторов являются вакуумные насосы и шланги (рукава). Многие владельцы попросту не знают, где купить рукав для ассенизаторской машины, поэтому на ГАЗ устанавливаются системы зарубежных аналогов с более надежными конструктивными характеристиками. Многие запасные детали в целях модернизации устанавливается с других автомобилей.
Наличие запасных частей
Запасных частей для ГАЗ ассенизатора довольно большое количество. На отечественном пространстве можно приобрести запчасти, как на вторичном рынке, так и новые от производителя. Стоимость деталей сравнительно невысокая, поэтому данные автомобили недорогие в обслуживании и ремонте. К примеру, стоимость вакуумного насоса составляет порядка 40 – 60 тыс. рублей, а зарубежного производства от 150 тысяч.
Модель КО-503
Эта помпа монтируется на ассенизатор, что позволяет выкачивать канализационные нечистоты. Для дизельного автомобиля необходимо приобретать оборудование с правосторонним роторным вращением.
Тогда как карбюраторную машину следует комплектовать оборудованием с левосторонним вращением.
Чтобы определить направление вращения, необходимо посмотреть на стрелку, изображенную на корпусе. Кроме того, если смотреть с торцевой стороны вала, в случае его кручения по часовой стрелке это будет означать, что кручение правостороннее, если же наоборот, тогда – левостороннее.
Оборудование создано по принципу емкостного вакуумного нагнетания воздуха, а также генерирования внутри емкостного вакуума.
Используемые цистерны обычно монтируются на базе ГАЗ-3309, 53.
К тому же помпа используется в емкостях ПЦФ-3, ПЦФ-4, что позволяет откачивать или закачивать нечистоты внутрь. Во время использования оборудования необходимо:
- гарантировать настроенную подачу масла при помощи смазочной системы помпы;
- вовремя производить замену изношенных лопаток;
- не допускать безостановочной работы помпы более 60 минут.
Параметры насоса позволяют ему функционировать в диапазоне температур от -20 до +40°С. Благодаря разряжению, которое создается помпой, происходит заполнение или опорожнение емкости.
Следует отметить, что корпус помпы сделан из чугуна. Он закрыт крышками с подшипниками, которые фактически позволяют производить роторное вращение.
В роторные пазы вмонтированы лопатки. Также корпус помпы имеет отверстия, через которые происходит смазывание оборудования.
Кроме того, на остове прикреплен масляный бачок, откуда смазка в нужном объеме, регулируемом специальными винтами, поступает для смазывания деталей.
Маркировка КО-503 0214100 говорит о том, что это помпа с левосторонним роторным кручением, тогда как КО-503 0214100-02 указывает на помпу с правосторонним кручением.
Разновидности модели
Вакуумные насосы описываемой модели делятся на изделия с правым вращением ротора (по часовой стрелке) и с левым. Первый вариант подходит для установок, применяемых на грузовиках ГАЗ 3309, а также для дизельных ассенизаторских машин без АБС. Насос ассенизатора с левым вращением предназначен для работы на автомобилях ГАЗ 3309 с АБС и ГАЗ 3307 с ассенизаторской системой KO-503B.
Вакуумный насос KO-503 маркируется как KO-503.02.14.000. Благодаря чугунному ребристому корпусу и сигнально-предохранительному устройству это оборудование характеризуется надежностью, долговечностью и экономичностью эксплуатации. Главные условия использования:
- нельзя допускать беспрерывную работу аппарата в течение часа и более;
- необходимо вовремя менять износившиеся лопатки.
Вакуумный насос КО-503Б — схема
Существуют и другие виды вакуумного оборудования данного производителя для откачки стоков: KO-505 и KO-510. Это более мощные и универсальные механизмы, которые разработаны для спецтехники на шасси ЗиЛ, Урал, МАЗ, Камаз.
Видео по теме: Вакуумная машина МВ-10, насос КО-505
Публикации по теме
Обзор технических характеристик ГАЗ-3309
Технические параметры ассенизатора ГАЗ 3309
Назначение и виды дренажных насосов
Эксплуатация насоса
Процесс использования помпы требует соблюдения определенных условий. В частности, необходимо:
- содержать помпу в чистоте;
- совершать систематическое промывание смазочной системы, при этом заполнять ее исключительно очищенным маслом;
- контролировать масляный расход. Базовый рабочий режим оборудования требует в среднем 90 г/час.
Внимание! Применение переработанных масел запрещено. Не допускается безостановочная эксплуатация насосного оснащения дольше 60 минут!
Свойства оборудования
К списку основных свойств относятся следующие:
- потребление мощности – 6 кВт;
- выработка – 240 м³/ч;
- обозначенное количество оборотов – 1450 об./мин;
- направление роторного кручения – левое, правое;
- предельное разрежение – 0,085 МПа;
- предельное сжатие – 0,06 МПа;
- предельный температурный режим оборудования – 80 °C;
- коэффициент полезного действия – 0,8-0,9;
- масса – 90 кг.
- длина – 47 см;
- ширина – 28 см;
- высота – 22,5 см.
Стоимость — 12 тыс. руб.
Возможные неисправности
Среди возможных неисправностей могут быть такие:
- натянутое роторное вращение;
- падение пропускной способности;
- стук в помпе;
- перегрев корпуса;
- перебои с поступлением масла;
- слабое разрежение помпы.
Есть несколько основных причин, которые приводят к неисправностям.
Натянутое роторное вращение бывает из-за того, что проведена неточная сборка помпы. Падение пропускной способности бывает по причине того, что износились или западают загрязненные роторные лопасти.
Стук в помпе говорит о том, что износились подшипники, западают лопатки, внутренняя сторона корпуса подверглась механическому воздействию лопастей глубиной до 0,2 см, тогда как стандартная высота лопаток от 3,7 см.
Перегрев корпуса бывает по причине того, что отсутствует смазка или произошло загрязнение насосной установки.
Перебои с поступлением масла, как правило, указывают на то, что происходит подсасывание воздуха на соединительных крепежах или попала грязь.
Слабое разрежение помпы бывает, когда ослаблена плотность соединительных крепежей, западают лопасти, ротор трется о крышку помпы.
Способы по устранению вышеуказанных причин могут быть такие:
- при натянутом роторном вращении требуется разобрать насос, промыть и собрать повторно;
- падение пропускной способности можно устранить, если произвести замену изношенных деталей, в случае западания – промыть детали;
- если обнаружен стук в помпе, нужно произвести замену подшипников, лопаток или корпусной части;
- перегрев корпуса указывает на необходимость произвести наполнение системы смазкой, произвести разборку оборудования, промыть детали, прочистить трубопровод;
- при перебоях с поступлением масла следует подкрутить соединительные крепежи, совершить воздушную продувку капельницы;
- в случае со слабым разрежением помпы нужно поджать соединительные крепежи, извлечь ротор и промыть детали, сверить высоту лопаток.
Помпа КО-505А
Этот насос служит для генерирования емкостного нагнетания воздуха и избыточного внутриемкостного давления. Оборудование монтируется на базе ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ.
Рабочий температурный режим помпы КО-505 – от -20 до +40 °С. Наполнение и опорожнение емкостей происходит благодаря разряжению насоса.
Остов помпы сделан из чугуна, закрытие которого происходит с помощью крышек. Указанные крышки содержат подшипники, благодаря которым происходит роторное вращение.
Пазы ротора содержат вмонтированные текстолитовые лопатки. Помпа укомплектована также системой смазки, благодаря которой производится принудительная смазка оборудования, поэтому перед началом эксплуатации необходимо настроить поступление масла.
Параметры насоса
К списку основных свойств относятся следующие:
- потребление мощности – 9 кВт;
- выработка – 310 м³/ч;
- обозначенное количество оборотов – 1150 об./мин;
- направление роторного кручения – левое, правое;
- предельное разрежение – 0,085 МПа;
- предельное сжатие – 0,06 МПа;
- предельный температурный режим оборудования – 80 °C;
- коэффициент полезного действия – 0,8-0,9;
- масса – 110 кг;
- длина – 52 см;
- ширина – 30 см;
- высота – 29 см;
Стоимость – 12 тыс. 900 руб.
Устройство спецтехники на шасси ГАЗ
Стандартная ассенизаторская машина ГАЗ 53 включает в себя несколько навесных агрегатов, с помощью которых осуществляется рабочий процесс. База грузового автомобиля под ассенизатор ничем не отличается от обычного серийного грузовика. Расположение навесных систем выполнено таким образом, чтобы во время полного наполнения цистерны грузовик имел хорошую управляемость и устойчивость на дороге. На ассенизаторе кабина водителя устанавливается в передней части рамы, а грузовой отсек, в частности цистерна для забора и перевозки нечистот — в задней. Все насосы и продувочное оборудование монтируется между цистерной и кабиной, а также в нижней части автомобиля. Конструкция имеет сходство с илососной машиной КО-507АМ.
Особенности ассенизаторской машины ГАЗ-53
Отечественная вакуумная ассенизаторская машина на базе грузовика ГАЗ-53 является наиболее распространенной в своем классе. Данный автомобиль имеет очень простую конструкцию, а также высокую надежность агрегатов и простоту управления. Не смотря на свою устарелую конструкцию и техническую составляющую, ГАЗ-53 ассенизатор по-прежнему остается популярным на отечественном пространстве. Можно выделить главные особенности ассенизаторов на базе ГАЗ-53:
- простота и надежность конструкции;
- неприхотливость в работе;
- низкая стоимость деталей;
- выносливость автомобиля;
- дешевое техническое обслуживание;
- эксплуатация на любых дорогах;
Грузовое шасси ГАЗ-53 обеспечивает высокую производительность автомобиля на различных дорожных покрытиях, независимо от его качества. Стоит отметить неприхотливость 6-ти цилиндрового двигателя к качеству бензина. Мотор способен работать на низкооктановых марках топлива АИ-76, 80 и 92.
ГАЗ-3309 как основа для ассенизаторской машины
Универсальная ассенизаторская машина ГАЗ-3309 является обновленной версией и по сравнению с устарелой ГАЗ-53 отличается своим функционалом и несколько большей производительностью. Во-первых, на данной конструкции имеется более мощный и экономичный дизельный двигатель, а во-вторых, машина оборудована цистерной большего объема и модернизированными вакуумными насосами, которые имеют удобную систему управления и слива нечистот. Продуманная конструкция делают вакуумную машину КО-505А, более практичной.
Насос КО-510
Насос указанной марки подходит машинам с левосторонним и правосторонним вращением типа КО-510, 520, 523. К тому же такие помпы монтируются на базе ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ.
Подобная комбинация позволяет проводить манипуляции с емкостным сжатием при рабочем температурном режиме от -20 до +40 °С. Изображенная на корпусе стрелка дает возможность определить вращение помпы.
Принцип работы оборудования все так же строится на нагнетании воздуха, а также генерирования внутри емкостного вакуума. Так происходит сбрасывание и закачивание нечистот внутрь.
Стандартно выпускается два маркировочных вида насосного оборудования: КО-510 0216000-04 – помпа правостороннего кручения, и КО-510 0216000-05 – помпа левостороннего кручения.
Советская коммунальная техника: автоцистерны для «ночного золота» и «особого назначения»
В нашей стране профессию золотарей прославил поэт Владимир Маяковский: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…». Да, речь здесь пойдет об автомобилях с цистернами, насосами и специальным оснащением, которые в разные годы носили чуть изменённые наименования: ассенизационные, ассенизаторские или просто ассенизаторы. Процесс очистки называли ассенизацией: в переводе с французского – «оздоровление». Такие машины предназначены для обслуживания, прочистки и утилизации городских и сельских источников всевозможных нечистот, канализационной и водосточной сети, откачки ила и сточных вод. Впрочем, во все времена конструкторы как бы сторонились этой «непредставительной» автотехники, и потому её полная история остается «белым пятном».
Первые советские ассенизаторы ЦН-8 на шасси ГАЗ-ММ заводского изготовления. 1939 год
Рождение советских ассенизаторов
Первые опытные ассенизаторские автомобили появились в крупных городах СССР за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Это были достаточно совершенные машины ЦН-8
,
ЦН-12
и
ЦН-15
со стальными цистернами разной ёмкости с внутренними перегородками, прорезиненными всасывающими шлангами и вакуумными насосами с приводом от трансмиссии грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Ассенизатор ЦН-12 с приводом вакуумного насоса от коробки отбора мощности грузовика ЗИС-5. 1940 год
При опускании заборного шланга в фекальную массу эти насосы создавали в цистернах разрежение, обеспечивавшее их заполнение. Уровень закачанных нечистот контролировался через заднее окошко, а для завершения работы коробку отбора мощности просто отключали.
Модернизированный ассенизатор ЦН-15 на автомобиле ЗИС-5 военного образца. 1946 год
Ассенизаторская машина ЦН-15 в процессе очистки канализационного колодца в Ленинграде
В 1946 году в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ) на шасси трёхтонки был разработан первый ассенизаторский автомобиль АСМ
(АСМ-1) без вакуумного насоса и систем механического привода.
Упрощенный рабочий вариант ассенизаторской машины АСМ с цистерной ёмкостью 2,4 тысячи литров
Для заполнения цистерны здесь также применялось разрежение, но создавалось оно на всасывающем коллекторе двигателя шасси. Опорожнение производилось под давлением выхлопных газов силового агрегата или самотеком. Аналогичная машина базировалась и на шасси УралЗИС-355.
Редкая ассенизаторская машина АНИ-355 на трёхтонном шасси грузовика УралЗИС-355. 1956 год
Первое ассенизаторское семейство на базе ГАЗ-51
В 1950-1958 годах заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения серийно собирали упрощенную ассенизационную машину АСМ-2
на шасси ГАЗ-51 с системой разрежения по образцу модели АСМ. Новым решением стало повышение давления в цистерне при разгрузке, которое создавалось отработавшими газами автомобиля при переключении газоотборной коробки, смонтированной на выхлопной трубе двигателя. Для мойки и очистки рабочих органов здесь появился промывочный бачок, из которого вода подавалась по шлангу под давлением выхлопных газов.
Первый ассенизатор АСМ-2 на 2,5-тонном шасси ГАЗ-51 с системой разрежения от двигателя. 1956 год
В период с 1958-го по 1970 год выпускалась модернизированная и самая распространенная машина АСМ-3
на базе ГАЗ-51А с небольшим задним наклоном цистерны, предохранительным клапаном переполнения и контрольными смотровыми окнами на задней стенке. Наполнение цистерны по-прежнему создавалось путем разрежения на всасывающем коллекторе силового агрегата и длилось всего две-три минуты. Слив нечистот производился под давлением выхлопных газов.
Массовый ассенизатор АСМ-3 с цистерной на 2 200 литров с устройством обмыва рукавов. 1960 год
Задняя рабочая часть машины АСМ-3 с всасывающим шлангом и тремя смотровыми окнами
Три сообщающихся друг с другом боковых ящика для хранения и транспортировки шлангов
Машину оснастили бортовыми пеналами для укладки рукавов и инструментария, задней фарой для освещения места работы и приспособлениями для обмыва четырёхметрового заборного рукава и других узлов. Одной из первых машин такого рода была модель АСМ-3, которая стала поступать на экспорт в социалистические и союзные страны.
Промежуточный вариант ассенизатора АСМ-3А с повышенной высотой заливной горловины. 1969 год
Полноприводный сельскохозяйственный ассенизатор на шасси ГАЗ-63 с оснащением от машины АСМ-3А
Последним ассенизаторским автомобилем семейства АСМ на базе ГАЗ-51/51А была модернизированная машина АСМ-51
, внешне отличавшаяся двумя более вместительными боковыми ящиками с пологими крышками. Её выпуск пришелся на 1971-1975 годы.
Ассенизаторная машина АСМ-51 на шасси ГАЗ-51А с увеличенными боковыми ящиками. 1973 год
Ассенизаторы второго поколения на грузовиках ГАЗ-53
В начале 70-х, не дожидаясь окончания 25-летнего выпуска машин первого семейства АСМ, началось изготовление нового поколения ассенизаторной техники, которая по общей конструкции и кругу выполняемых задач отличалась от предшественников несущественными доработками и перестановкой рабочего оснащения на четырёхтонные грузовики ГАЗ-53 разных версий. На более мощном безнасосном ассенизаторе АСМ-53
на шасси ГАЗ-53А, в отличие от модели АСМ-3, стояла цистерна ёмкостью 3 250 литров, заполнявшаяся отходами за восемь-десять минут, а рукава хранились в двух трубчатых бортовых пеналах. Полная масса машины составляла 7,4 тонны.
Ассенизатор АСМ-53 – одна из последних машин с системой разрежения от двигателя автомобиля. 1973 год
Перспективный ассенизатор АНМ-53 на шасси ГАЗ-53А с собственным вакуумным насосом. Фото 1980 года
С появлением самого распространенного советского ассенизатора АНМ-53
, являвшегося развитием машины АСМ-1, началась эра так называемых вакуум-машин, служивших для сбора и вывоза жидких и полужидких бытовых отходов из выгребных ям глубиной до четырёх метров и их доставки к местам обеззараживания или утилизации.
Городская ассенизаторская вакуум-машина АНМ-53 в рабочем положении. 1974 год
Автомобиль тоже базировался на грузовике ГАЗ-53А и снабжался цистерной от модели АСМ-53. Его главной «изюминкой» был обогреваемый вакуумный насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, который в течение трех-пяти минут создавал вакуум, обеспечивавший засасывание в цистерну нечистот по всасывавшему рукаву. При её наполнении сигнальное устройство автоматически останавливало двигатель. Время опорожнения под давлением составляло две-три минуты. Для мытья наконечника шланга служил промывочный 55-литровый бачок. Полная масса сократилась до 6,8 тонны.
Разработкой машины АНМ-53 занималось КБ московского отделения Академии коммунального хозяйства, серийный выпуск был развернут на Арзамасском заводе коммунального машиностроения.
В 1980-е развитием модели АНМ-53 стал достаточно совершенный базовый ассенизатор КО-503
, выполнявший все перечисленные выше операции. Его лопаточный вакуумный насос размещался на раме ГАЗ-53А за кабиной водителя и соединялся с цистерной трубопроводом с всасывающим или напорным патрубком. В зависимости от положения регулировочных кранов можно было создавать вакуум для заполнения цистерны или избыточное давление для её опорожнения. С обеих сторон машины имелись пеналы для заборного рукава, водяного бачка и инструментов.
Схема ассенизатора КО-503. Основные агрегаты: 1 – трубопровод, 3 – цистерна, 4 – ящики для шланга, 5 – смотровое окно, 6 – всасывающий трубопровод, 7 – вакуумный насос, 9 – блок регулировочных кранов
Для облегчения тяжелого ручного труда водителей ассенизаторов при манипуляциях со съёмом, установкой и подъёмом тяжелых рукавов на шасси КО-503 небольшой партией была собрана машина УК-19
. Её планировалось использовать для очистки выгребных ям, сбора помоев и твердых бытовых отходов. Для выполнения этих операций с левой стороны цистерны установили 1,4-метровый барабан с приводом от трансмиссии автомобиля. Он служил для укладки всасывающего рукава, соединенного с цистерной, который можно было размотать на расстояние до восьми метров.
Схема машины УК-19. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 3 – рукавный барабан, 4 – рычаг управления всасывающим шлангом, 6 – редуктор привода барабана, 7 – вакуумный насос
В начале 80-х развитием 503-й модели стал северный вариант КО-501
на шасси ГАЗ-53-12, выполнявший свои обязанности в регионах, где температура окружающего воздуха опускалась до -40 градусов. Его особенностями были насосный отсек с обогревом выхлопными газами и утепленная горловина цистерны с отверстием в крышке для заливки горячей воды.
Северный ассенизатор КО-501 на шасси ГАЗ-53-12 из Новосибирской области. 1986 год
Последним достижением в семействе КО-503 советского времени была модернизированная вакуум-машина КО-503Б
Арзамасского завода с цистерной повышенной вместимости и простейшей задней поворотной стрелой для работы с тяжелыми всасывающими рукавами. Несмотря на столь «революционные» нововведения, для выполнения этих операций служила обычная ручная лебёдка с храповым механизмом.
Ассенизатор КО-503Б на автомобиле ГАЗ-53-12 с 3,6-кубовой цистерной и миниатюрным краном. 1987 год
ЗИЛовский вклад в дело ассенизации страны
Во времена СССР первым и единственным ассенизатором московского Завода имени Сталина была вакуумная машина на грузовике ЗИС-156А образца 1953 года с 250-литровым баллоном со сжиженным газом, построенная в транспортном цехе ЗИЛа для собственных нужд.
Уникальный газобаллонный ассенизатор на шасси ЗИЛ-156А с двигателем, работавшим на сжиженном газе. 1962 год
С переоснащением этой категории коммунальной автотехники известные впоследствии пятитонки ЗИЛ-130 послужили основой небольшого семейства специализированных машин.
на шасси ЗИЛ-431410 предназначался для прочистки водопроводных и фекальных сетей от осадка, а также ликвидации аварийных ситуаций при их полном засоре. Для этих целей его оборудовали цистерной на 4,7 тысячи литров воды, насосом высокого давления, гидромотором, задним рукавным барабаном, обмывочной камерой и боковыми инструментальными ящиками.
Машина КО-502Б на шасси ЗИЛ-130-76 для расчистки городских канализационных сетей. 1978 год
Схема машины КО-502Б. Основные агрегаты: 1 – цистерна, 2 – ящик для рукавов, 3 – рукавный барабан, 4 – водяной насос, 5 – обмывочная камера, 6 – пульт управления
К группе узкоспециализированных коммунальных автоцистерн относились илососные машины (илососы) ИЛ-980
трёх унифицированных версий, выполненных на шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130-76. Их применяли для очистки колодцев городской канализации от ила и его транспортировки к месту разгрузки.
На них устанавливали трёхсекционную цистерну для ила, иловой и рабочей воды, вакуумный насос для создания разрежения, гидравлическую систему и трубопроводы. В передней части цистерн был установлен полноповоротный стреловой гидрокран для подъёма и опускания всасывающего шланга в заданном месте. Управление основными узлами осуществлялось из кабины водителя или дистанционно.
Демонстрация прототипа илососной машины ИЛ-980 на шасси ЗИЛ-130. 1967 год (фото автора)
Модернизированный илосос ИЛ-980A с усиленной крановой стрелой и открытым креплением шланга. 1974 год
Друг от друга машины семейства ИЛ-980 отличались вариантами шасси, комплектацией, деталями крановой системы, местом крепления запасных колёс, глубиной очищаемых колодцев (4,0-4,5 метра). Их транспортная скорость не превышала 50 км/ч, полная масса – 9,5-11,0 тонн.
Илососная машина ИЛ-980В на шасси ЗИЛ-130-76 в транспортном положении с запасным колесом на цистерне. 1983 год
Вскоре после развертывания массового выпуска камских грузовиков на трёхосном шасси КамАЗ-53213 (6×4) Арзамасский завод начал монтировать оборудование машины КО-504 для прочистки канализационных сетей, вакуумную установку КО-505 и новый илосос КО-507.
Коммунальные автоцистерны недалекого прошлого
Вакуумная машина КО-523 Арзамасского завода на шасси МАЗ-53373 с цистерной вместимостью 8,7 тысячи литров для очистки выгребных ям и транспортировки фекальных жидкостей. 1990 год
Ассенизационная машина КО-504 на шасси КамАЗ-53213 для гидродинамической прочистки канализационных ливневых и фекальных сетей в транспортном положении. 1980 год
Установка КО-504 для очистки городских сетей от осадков и засоров с двумя цистернами общей ёмкостью 9,5 тысячи литров воды и насосом высокого давления в рабочем состоянии
Вакуумная машина КО-505А для очистки выгребных ям глубиной до 4,5 метров с двумя цистернами общей вместимостью 10 тысяч литров и механизмом укладки рукавов. 1985 год
В рабочем положении мощная илососная установка КО-507 для механизированной очистки колодцев ливневой канализации от ила и его утилизации, весившая 20,5 тонны. 1988 год
Процессе опорожнения илососа КО-507 с тремя ёмкостями общей вместимостью 8,2 тысячи литров, вакуумным насосом и полноповоротным краном для перемещения всасывающего шланга
На заглавной фотографии — простейшая ассенизационная машина на шасси ГАЗ-ММ военного времени при отсосе нечистот.
Источник статьи: http://retrotruck.ru/kommunalnaya/vakuumnyj-nasos-na-gaz-53-assenizator.html