Система охлаждения автомобилей ОКА ВАЗ-1111 — 1113
Система охлаждения в ОКЕ — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 110 кПа (1,1 кгс/см2). Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см2) (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода ГРМ. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Система охлаждения: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — пароотводящий шланг; 4 — подводящий шланг радиатора; 5 — радиатор двигателя; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — кожух радиатора; 8 — датчик включения электровентилятора; 9 — сливная пробка; 10 — зубчатый ремень привода ГРМ; 11 — насос охлаждающей жидкости; 12 — всасывающая труба насоса; 13 — подводящая труба отопителя; 14 — кран; 15-отводящая труба отопителя; 16 — радиатор отопителя; 17 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в левом торце головки блока цилиндров); 18 — шланг отвода охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения впускной трубы; 19 — отводящий шланг радиатора; 20 — выпускной патрубок головки блока; 21 — заправочный шланг; 22 — термостат; 23 — шланг всасывающей трубы насоса.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя и впускную трубу. При температуре 87±2°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор двигателя. При температуре около 102°С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор двигателя состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
Электровентилятор радиатора включается через реле 113.3747 датчиком-выключателем ТМ-108, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3°С, а размыкаются при 94±3°С. Реле расположено под панелью приборов слева. Его характеристики описаны в разделе «Электрооборудование».
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводя-щего шланга от радиатора двигателя, в нижней — для заправочного шланга.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, подающий сигнал на указатель температуры приборной панели. Система отопления описана в главе «Система отопления и вентиляции».
Источник статьи: http://www.vazdriver.ru/sistema_ohlazhdeniya_avtomobiley_oka_vaz1111_1113.html
Отопление и вентиляция салона автомобиля, омыватели стекол
1. Крышка заливной горловины. 2. Фильтр. 3. Питающий бачок омывателя ветрового стекла. 4. Питающий бачок омывателя стекла двери задка. 5. Воздухораспределительная крышка. 6. Кожух вентилятора. 7. Радиатор. 8. Кожух радиатора. 9. Резиновый клапан. 10. Водоотражательный щиток. 11. Крышка воздухопритока. 12. Поворотный дефлектор. 13. Труба дефлектора. 14. Уплотнитель воздухопровода. 15. Панель приборов. 16. Крыльчатка вентилятора. 17. Пружинная скоба крепления электродвигателя. 18. Электродвигатель. 19. Защитный кожух. 20. Капот. 21. Корпус жиклера омывателя ветрового стекла. 22. Распылитель омывателя ветрового стекла. 23. Стекло двери задка. 24. Распылитель омывателя стекла двери задка. 25. Корпус жиклера омывателя стекла двери задка. 26. Дверь задка. 27. Нагнетательный насос омывателя ветрового стекла. 28. Трубка подачи жидкости от насоса. 29. Жиклер омывателя ветрового стекла. 30. Жиклер омывателя стекла двери задка. 31. Трубка подачи жидкости от насоса. 32. Нагнетательный насос омывателя стекла двери задка. 33. Отводящая труба. 34. Подводящая труба. 35. Кран отопителя. 36. Кронштейн крепления кожуха вентилятора. 37. Резистор. 36. Гибкая тяга крана. 39. Кронштейн рычагов управления. 40. Рукоятка управления краном отопителя. 41. Рукоятка управления крышкой воздухопритока. 42. Гибкая тяга крышки воздухопритока. 43. Направляющий кожух.
Отопление и вентиляция салона
Вентиляция, отопление салона и обдув ветрового стекла осуществляются воздухом, всасываемым снаружи. Отопление салона обеспечивается воздухом, подогреваемым в радиаторе 7 отопителя, который включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору.
Наружный воздух поступает через отверстия рамы ветрового окна (на схеме отопителя показан синими стрелками) в коробку воздухопритока, расположенную в задней части передка кузова. От попадания задымленного воздуха из моторного отсека коробка воздухопритока герметизируется резиновым уплотнителем, поджимаемым к внутренней панели капота. В коробке воздухопритока водоотражательным щитком 10 резко изменяется направление движения воздуха, в результате чего дождевая вода отделяется и стекает на дно коробки, откуда поступает в моторный отсек через эластичный резиновый клапан 9, не допускающий подсоса воздуха из моторного отсека.
Воздух поступает через люк, закрываемый крышкой 11 воздухопритока. под кожух 8 радиатора отопителя. Крышкой воздухопритока регулируют количество воздуха, поступающего в салон через радиатор 7. Пластмассовым кожухом радиатора отопитель крепится на четыре шпильки к усилителю щитка под коробкой воздухопритока, доступ к которому возможен под панелью приборов. Кожух 8 радиатора в стыке с коробкой воздухопритока герметизируется уплотнительной резиновой прокладкой. В кожух 8 установлен радиатор 7 отопителя и герметизирован по периметру резиновой прокладкой.
Радиатор 7 состоит из двух рядов трубок, охлаждающих пластин и двух пластмассовых бачков. Трубки и охлаждающие пластины изготовлены из алюминия. Для повышения теплоотдачи радиатора в трубки вставлены полипропиленовые турбулизаторы, турбулизирующие движения жидкости в трубках. Правый бачок радиатора разделен перегородкой на две полости. К бачку болтами закреплены отводящая труба 33 и кран 35 с подводящей трубой 34. Концы труб 33 и 34 выходят в моторный отсек через щиток передка и соединяются шлангами с системой охлаждения двигателя. Выход труб в моторный отсек герметизируется резиновым уплотнителем (см. рис. слева вверху), который крепится к щитку передка двумя винтами.
Воздух из радиатора 7 поступает в направляющий кожух 43 и кожух 6 вентилятора. Направляющий кожух установлен между кожухами радиатора и вентилятора, крепление осуществляется пружинными скобами к кожуху радиатора и дополнительно двумя кронштейнами 36.
В центре пластмассового направляющего кожуха с помощью пружинных скоб 17 на двух эластичных подушках установлен электродвигатель 18 с крыльчаткой 16 вентилятора. На внутренней стенке кожуха крепится дополнительное электросопротивление (резистор) 37, подключение и отключение которого в цепи электродвигателя производится трехпозиционным переключателем на панели приборов и обеспечивает малую и большую скорость вращения крыльчатки вентилятора.
Из кожуха вентилятора воздух поднимается через окно направляющего кожуха 43 в воздухопровод и далее через трубы 13 и поворотные дефлекторы 12 подается на ветровое стекло или непосредственно в салон на пассажиров. Трубы дефлекторов с воздухопроводом уплотнены резиновыми уплотнителями 14.
Снизу кожуха вентилятора на скобах шарнирно установлена воздухораспределительная крышка 5, при открывании которой воздух направляется в ноги водителя и пассажиров. При этом количество воздуха, поступающего к дефлекторам, уменьшается.
Управление отопителем осуществляется переключателем электровентилятора, поворотными дефлекторами и двумя рукоятками 40 и 41 управления краном и крышкой воздухопритока. Нижняя рукоятка управления краном отопителя соединена гибкой тягой 38 с рычагом крана 35 и регулирует количество охлаждающей жидкости, поступающей из системы охлаждения в радиатор отопителя. Верхняя рукоятка соединена гибкой тягой 42 с рычагом крышки воздухопритока и регулирует количество наружного воздуха, поступающего в отопитель.
Для облегчения запоминания положения рукояток управления на панели приборов слева имеются символы в виде треугольников, вершины которых указывают, что крышка воздухопритока и кран закрыты.
Многие детали и узлы отопителя взаимозаменяемы с деталями автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106. Взаимозаменяемы с деталями автомобиля ВАЗ-2101 кожух радиатора с крышкой воздухопритока, кожух вентилятора с воздухораспределительной крышкой, кран с подводящей и отводящей трубами электровентилятор в сборе с деталями крепления и рычаги управления с кронштейном в сборе с деталями ВАЗ-2105 — радиатор отопителя в сборе, резистор; с деталями ВАЗ-2106 — дефлектор в сборе с трубами.
Вентиляция салона осуществляется через окна дверей. Дополнительный приток наружного воздуха может быть обеспечен открыванием крышки воздухопритока (при отведенной вправо рукоятке 41) и опусканием воздухораспределительной крышки 5 Поворотными дефлекторами можно направить воздушный поток на пассажиров. При небольшой скорости движения автомобиля количество приточного воздуха можно увеличить, включив одну из скоростей вентилятора. Для предохранения от запотевания ветрового стекла осенью или весной холодный воздух направляют на ветровое стекло, переведя верхнюю рукоятку 41 вправо, закрыв воздухораспределительную крышку 5 и переведя дефлекторы 12 так, чтобы струя воздуха распределялась на как можно большую площадь стекла.
Для подогрева поступающего воздуха переводят нижнюю рукоятку 40 вправо, тем самым регулируя поступление жидкости в радиатор отопителя.
Для предотвращения замерзания ветрового стекла в холодную погоду рукоятками открывают кран отопителя и крышку воздухопритока. Направление теплого воздуха регулируют дефлекторами. Для поступления теплого воздуха в нижнюю часть салона открывают воздухораспределительную крышку 5.
В очень холодную погоду температура воздуха в салоне может быть повышена включением одной из скоростей электровентилятора и установкой крышки 11 воздухопритока в положение частичного открытия. В этих условиях рекомендуется приоткрыть стекла дверей, чтобы исключить застой холодного воздуха и ускорить его прогрев во всем салоне.
При необходимости быстрого прогрева ветрового стекла закрывают воздухораспределительную крышку, а рукоятку управления краном переводят до отказа вправо. Теплый воздух поворотными дефлекторами направляют только на ветровое стекло.
При температуре окружающего воздуха —25° С полностью включенный отопитель обеспечивает среднюю температуру в салоне +25° С.
Запрещается включать электровентилятор при закрытой крышке воздухопритока и открытом кране отопителя.
Омыватель ветрового стекла
Омыватель совместно со стеклоочистителем обеспечивает очистку ветрового стекла в любых условиях эксплуатации автомобиля без его остановки. Струя жидкости омывателя из жиклеров 29 смачивает ветровое стекло и облегчает движение щетки стеклоочистителя при очищении стекла от грязи и пыли.
Омыватель состоит из питающего бачка 3 для жидкости, нагнетательного насоса 27 с электродвигателем, трубок и жиклеров 29, подающих жидкость на стекло. Питающий бачок должен быть достаточно большим, чтобы обеспечивать многоразовое пользование омывателем. На автомобиле стоит полиэтиленовый бачок с автомобиля ВАЗ-21081 вместимостью 2 л, крепится на кронштейне брызговика правого крыла кузова. Бачок имеет заливную горловину, закрываемую крышкой 1. В горловину вставляется фильтр 2.
Устройство насоса 27 с электродвигателем показано на листе 36. От насоса жидкость подается к жиклерам 29, которые взаимозаменяемы с жиклерами автомобиля ВАЗ-2108. Жиклеры установлены в отверстия наружной панели капота. Распылители жиклеров сферической поверхностью вставлены в гнезда пластмассовых корпусов 21. Струя жидкости впрыскивается через калиброванное отверстие распылителя в верхнюю зону сектора, описываемого щеткой. Регулировка направления омывающей струи осуществляется поворотом распылителя в нужную сторону с помощью иглы, вставляемой в отверстие распылителя.
В омывателе используется смесь специальной жидкости «Автоочиститель-2 стекол» (30 см 3 на 1 л воды). Летом допускается применять только одну чистую воду без жидкости.
Омыватель стекла двери задка
Омыватель стекла двери задка состоит из питающего бачка 4, нагнетательного насоса 32 с электродвигателем, трубок и жиклера 30.
Полиэтиленовый бачок 4 вместимостью 2 л и жиклер 30 взаимозаменяемы с соответствующими узлами автомобиля ВАЗ-2104. Бачок имеет заливную горловину, закрываемую крышкой, крепится в багажном отделении двумя болтами с помощью хомута к левой внутренней панели боковины. Насос 32 с электродвигателем взаимозаменяем с насосом 27 (устройство см. гл. 36). Трубка 31 от насоса проходит по задней стойке кузова и через отверстие в верхней части двери задка подходит к жиклеру 30. Устройство жиклера отличается от жиклера 29 лишь размерами и формой корпуса 25.
Источник статьи: http://www.vazbook.ru/Oka/1111/main/system/otoplenie-i-ventilyaciya-salona-avtomobilya-omyvateli-stekol
Схема отопления автомобиля ока
ТУРБОПЕЧКА ДЛЯ ОКИ
Тот, кто пользует автомобиль Ока, не понаслышке знает о «прелестях» её отопителя. Старые «окаводы» наработали методы сотрудничества с указанным агрегатом, но новички и люди имевший опыт общения с «нормальной» печкой, привыкают к «особенностям Оки» с трудом. Шумный моторчик вентилятора, заглушающий собой работающий двигатель, слабый воздушный поток, мощности которого хватает только непритязательным пользователям, и наконец, крайне «негибкая» система воздуховодов, вынуждающая водителя постоянно ими манипулировать, вручную перераспределяя потоки, для «размораживания» запотевших стёкол. При езде по городу, производительности печки более или менее хватает (не считая вечно «затянутой» «задней полусферы»), однако, на трассе, в мороз, при наличии пассажиров в салоне, даже лобовое стекло постепенно покрывается инеем, и это не есть хорошо. Система нуждается в коренной переделке, полумеры здесь не проходят. Итак, по порядку. После увеличения производительности радиатора отопителя, путём введения в контур электрического насоса от «Газели», был проведён только первый этап модернизации, а именно: повышение температуры выдуваемого воздуха. Вещь необходимая, но недостаточная для обеспечения действительно комфортного отопления. Поток отопителя остался прежним и, увы, недостаточным. Требовалось решение, значительно увеличивающее производительность вентилятора. Ряд методов, обсуждаемых на форумах, отверг в силу их кустарности, спорности или низкой эффективности. И вот, свершилось! В недрах популярного сетевого ресурса, было обнаружено действительно красивое инженерное решение, предложенное автором «ide16rus». Решение показалось мне приемлемым на столько, что возникло желание повторить его реализацию, с учётом собственных возможностей и требований. Итак, срочно были приобретены необходимые «имплантанты», а именно:
1. корпус оковской печки (его нижняя часть, с «калиткой»)
2. улитка отопителя 2108 в сборе с двигателем и крыльчаткой.
Элемент №1 был куплен для того, чтобы осуществить «откат», в случае неудачи, а так же для того, что бы не торопясь провести работы над новой печкой, не прерывая эксплуатацию старой. Учитывая низкую стоимость детали (85 руб.), вложение считаю оправданным.
Изучив схему и детально описанную автором технологию, решил исключить линолеум, «клей для пистолета», и саморезы. «Нижний кожух» и «штору» (см. схему), решил выполнить из пластика, с использованием клея, приготовленного на основе дихлорэтана. Данный метод более сложен, но позволяет изготовить действительно прочную и герметичную конструкцию, стойкую к вибрациям и перепадам температур. Идея подробнейшим образом описана автором, но так как приведённая реализация имеет свои особенности, о некоторых нюансах расскажу подробно.
1. После выпиливания элементов конструкции имплантантов, остатки рёбер следует тщательно удалить напильником, для предотвращения возможных завихрений продуваемого воздуха. Для снижения шума воздуха, защитная решетка «улитки», так же удаляется. (см. фото)
2. При изготовлении деталей конструкции, использовал листовой пластик 3мм. Резал ножницами по металлу, нужный изгиб придавал путём нагревания поверхности заготовок газовой горелкой- карандашом (можно воспользоваться промышленным электофеном) с аккуратным их изгибанием по нужному радиусу.
3. Детали, склеенные дихлорэтаном, необходимо как следует высушить (минимум одни сутки) и только потом подвергать дальнейшей обработке. Торопиться не надо, дихлорэтан в толстом слое сохнет довольно долго, по мере высыхания, приобретая прочность исходной пластмассы.
4. Важно! Детали “штора” и “нижний кожух” склеиваются вместе и представляют собой “воздуховод”. Швы усиливаются “косынками” и хорошо проливаются клеевой массой. Поверхности изготовленного “воздуховода” окрашиваются аэрозольной нитроэмалью (из эстетических соображений), одна из поверхностей “шторы” и “улитки” оклеивается листовым пеноизолом 3мм. (для шумового демпфирования и уплотнения стыка “улитка-штора”). (см. фото)
5. “Воздуховод” и “кожух печки оки”, соединял вытяжными заклёпками, “улитку” к кожуху крепил ими же.
6. Прокладка печки ОКИ слегка подрезается с одной стороны и встаёт на новый отопитель как родная. (см. фото)
7. Гофры воздуховодов обдува боковых стёкол подсоединил к “нижнему кожуху” через манжеты, изготовленные из резиновых заглушек (по моему, заглушки задних опор стоек 2108). В заглушках , цилиндрической фрезой, были выбраны отверстия диаметром 38 мм под гофру, в кожухе отопителя, фрезой большего диаметра- отверстия под манжету. Подготовленная “манжета” устанавливается в кожух отопителя, после чего, в её внутреннее отверстие с натягом “садится” гофра бокового воздуховода. (соединение получается очень плотным) (см.фото)
8. В качестве воздуховодов, обогревающих ноги переднего пассажира и водителя, использовал пропиленовый тройник на “25”, используемые в “водопроводо-строении”. Тройник крепко держится в манжете, изготовленной из заглушки опоры стойки 2110, врезанной вышеописанным методом в нижнюю часть кожуха, и направляет потоки к ногам водителя и переднего пассажира. (см.фото)
9. Регулировку оборотов моторчика осуществил ступенчато, через блок резисторов отопителя 2110, который был установлен в кожух печки, через специально прорезанное отверстие (см. фото)
10. В качестве регулятора оборотов, использовал четырёхпозиционный переключатель печки 2108.
11. Подключение мотора (в целях разгрузки проводки) провёл в обход колодки предохранителей, по отдельной ветке от (“+” болта) стартера, через реле. Реле предназначено для обрыва цепи питания отопителя при выключении зажигания. (см.схему)
Итоги доработки:
1. Первое что слышно “невооруженным ухом”, на первой скорости (1 Ом), отопитель работает тише (примерно на 30%)! На второй (0,7 Ом)- примерно как родной “оковский” на первой. Причём, шум исходит от воздуховода “европанели” (сказываются огрехи при его проектировании и изготовлении). Третья скорость- просто тайфун. При увеличении оборотов печки до максимума, воздушные потоки начинают довольно громко шуметь в пеплотностях и неровностях воздуховодов и складках подводящих “гофр”, по этому, режим “максимум” стоит использовать только для быстрого размораживания или отпотевания салона. Он не комфортен, но чрезвычайно эффективен!
2. Напор воздуха на всех режимах просто впечатляет! Производительности печки вполне хватает для всех используемых дефлекторов обдува и даже больше! При желании, возможно подсоединение дополнительных воздушных магистралей, например, ветки подвода подогретого воздуха в заднюю часть салона. Вообще, при температуре –24 за бортом и двумя пассажирами внутри, лобовое и передние боковые стёкла остаются ИДЕАЛЬНО ЧИСТЫМИ ПОЛНОСТЬЮ! Задние боковые стёкла частично покрыты лёгким инеем (сохраняя нормальную прозрачность), но это уже следствие плохой естественной вентиляции салона.
3. Работа вентилятора на 1 и 2 скоростях не нарушает термобаланс двигателя. По крайней мере, при 24 градусах мороза, при работе отопителя, температура двигателя заметно не понижалась, при этом радиатор не прикрыт “картонкой”.
4. Управление печкой с помощью “девяточной крутилки” с четырьмя положениями, более удобно на ощупь, и эффективно с точки зрения эргономики.
5. При “активации” печки на максимальной скорости, её мотор потребляет большой ток (порядка 16 А), что при совместном включении других мощных потребителей, может вызвать “конвульсирование” движка Оки. В моём случае этого не произошло, возможно сказались повышенные до 1100 обороты холостого хода и схема питания мотора отопителя. Однако, при задействовании абсолютно всех потребителей (электропомпы в том числе), обороты просаживаются до 850, что вполне приемлемо, учитывая слабую “электростанцию” Оки. Например, включение подогрева заднего стекла, сажает напряжение ровно в такой-же степени.
6. В заключении, энтузиастам, решившим повторить инсталляцию, посоветую подобрать экспериментально, величину добавочных сопротивлений. Например я, использую вентилятор печки круглый год, по этому буду увеличивать сопротивление первой скорости, для получения слабого бесшумного потока. Для экспериментов, целесообразно использовать переменное проволочное сопротивление, мощностью 50 ватт, сопротивлением 2-3 Ома.
7. Существует одно “НО”, которое можно проверить только временем. Дело в том, что мотор отопителя 2108 в оригинале продувает через себя ХОЛОДНЫЙ воздух, в нашем случае, он прокачивает воздух ГОРЯЧИЙ, и как это скажется на его здоровье- не понятно. Будем ждать.
Кстати, после модернизации отопителя, необходимость установки дополнительной помпы, практически отпадает, теперь ей отводится лишь вспомогательная роль Производительности нового отопителя, скорее всего, хватит на все случаи жизни! В общем, изготовление такого устройства, окупает все временные и материальные затраты, и будет оценено любым требовательным пользователем. Рекомендую!
WARNING! Выше описанный процесс- по своей сути- конструирование СОВЕРШЕННО НОВОГО отопителя. Учитывая трудоёмкость, вряд ли можно рассчитывать на его массовость. Однако, если найдутся «умельцы», повторившие конструкцию, буду рад увидеть их комментарии, поправки и отзывы у себя в гостевой книге или на «мыле».
На вопросы, связанные с конструкцией, готов ответить на этой же странице, по мере поступления этих самых вопросов.
Огромный RESPECT автору идеи! ide16rus, так держать!
Источник статьи: http://www.oka-nsk.ru/index.php?catid=42:pykamunarodru&id=90:-qq&Itemid=54&option=com_content&view=article