- Характеристики и устройство коробки переключения передач КПП-154 для автомобилей КамАЗ
- Устройство
- Принцип работы
- Отличие КПП-152 модели от 154
- Технические характеристики
- Габаритно-весовые параметры
- Обслуживание и ремонт
- Определение причин неисправностей коробки на КамАЗ
- Советы по выбору масла
- Замена подшипников
- Как поменять подшипник на КПП 154
- Другие модели КПП, устанавливаемые на КамАЗ
- КПП серии 14
- КПП КамАЗ 161
- КПП серии ZF
- КПП 154
Характеристики и устройство коробки переключения передач КПП-154 для автомобилей КамАЗ
На грузовых машинах производства ПАО «КамАЗ» («Камский автомобильный завод») устанавливаются разные коробки переключения передач (КПП) для изменения передаточного отношения. Они передают крутящий момент, изменяют его по величине и направлению, позволяют отсоединять силовой агрегат от трансмиссионной системы и отбирать мощность на привод дополнительных узлов.
Современные грузовики оборудованы новыми механическими устройствами, разработанными для моторов с крутящим моментом 1100 Нм. КПП-154 на КамАЗ — более надежные, выносливые и управляемые агрегаты.
Устройство
Коробка передач КамАЗ-154 включает:
- основную 5-ступенчатую коробку;
- 2-ступенчатый делитель, или мультипликатор;
В разобранном виде устройство выглядит так:
- ведущий вал;
- шестерная передача;
- синхронизаторы;
- муфта;
- ведомый вал;
- промежуточные валы;
- картеры;
- привод.
Схема КПП на КамАЗ 154 для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:
- при разгоне — 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В;
- на пересеченной местности или при езде в сложных условиях — 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.
Переключение передач происходит только при отключенном сцеплении и подбирается перемещением кранового рычага в позицию В или Н с помощью распределительного золотника.
Переключатель делителя смонтирован на картере с левой стороны. Привод управления включает:
- опору рычага переключения передач;
- кольца для уплотнения;
- реактивную тягу;
- ось;
- рычаг;
- вибрационный изолятор.
Принцип работы
Как только включается прямая передача, зубчатая муфта жестко соединяет ведущие валы мультипликатора и коробки. От силовой установки к КПП направляется крутящий момент, не меняющийся по величине. При нажатии на рычаг повышающей передачи происходит фиксация зубьев синхронизаторами на ведущем валу делителя. Вращение проходит через колеса на промежуточный вал КПП, в результате чего передаваемый момент понижается, количество оборотов увеличивается.
Данный процесс способствует эффективности работы транспортного средства, увеличению скорости передвижения и экономии топлива.
Отличие КПП-152 модели от 154
КПП-154 — улучшенная модификация коробки передач 152 на КамАЗ. Основными преимуществами являются:
- усиленные синхронизаторы;
- усовершенствованные крепления шестерен;
- улучшенное управление мультипликатором.
При этом сама пневмосистема управления делителем считается механизмом, характеризующимся сложным обслуживанием. Для проведения сервисных работ необходим специально обученный мастер.
Главное отличие КПП-152 от модели 154 — наличие подшипников конической формы в опорах валов.
Технические характеристики
Технические характеристики КПП-154:
- Тип — механическая 3-ходовая 10- ступенчатая.
- Картер сцепления — 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
- Номер передачи и передаточные числа:
- 1Н — 7,82;
- 1В — 6,38;
- 2Н — 4,03;
- 2В — 3,29;
- 3Н — 2,5;
- 3В — 2,04;
- 4Н — 1,53;
- 4В — 1,25;
- 5Н -1;
- 5В — 0,815;
- 3ХН — 7,38;
- 3ХВ — 6,02.
Габаритно-весовые параметры
Покупая коробку передач, необходимо знать, сколько она весит. КПП 154 состоит из 5-ступенчатой коробки и делителя, вес с делителем – 330 кг. Вес без делителя – 220 кг.
Объем всего устройства – 0,35 м³.
- Ширина – 60 см
- Длина – 50 см
- Высота – 120 см
Обслуживание и ремонт
Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.
Признаки плохого функционирования КПП-154:
- самопроизвольное выключение передачи;
- повышенный шум и стук;
- сложное включение механизма;
- блокировка в одном положении.
Ремонт коробки с делителем включает 6 этапов:
- Разборка механизма.
- Выявление дефектов.
- Замена изношенных деталей или регулировка параметров.
- Замена масла трансмиссии.
- Сборка.
- Тест-драйв.
Во время проведения ремонтных работ регулируют:
- величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя;
- ход переключателя;
- привод управления механизмом переключения.
Снимают КПП следующим образом:
- Сливают масло из картера.
- Очищают магнит пробки.
- Опускают запаску.
- Отключают провод выключателя контрольной лампы, вентиляционные трубки, кронштейны крепления глушителя.
- Отворачивают гайки крепления фланцев.
- Ослабляют тройники хомута.
- Снимают пневмоусилитель сцепления, затем карданный вал.
- Выворачивают болты крепления стартера.
- Отодвигают КПП назад, опускают на тележку и выкатывают из-под машины.
Ремонт КПП выполняют так:
- снимают воздушный переключатель;
- выкручивают крепежные болты;
- извлекают валик;
- открепляют вилку переключения скоростей;
- снимают синхронизатор;
- демонтируют вал и вилку выжимного устройства;
- откручивают крепежи, которые удерживают на ведущем валу крышку заднего подшипника;
- снимают крышку, демонтируют задний подшипник и вал;
- откручивают опорную роликовую шайбу и болты стакана подшипника, снимают детали;
- деревянным бруском выбивают вал, извлекают подшипник из корпуса делителя;
- зажимают в тиски шлицевую часть ведущего вала;
- откручивают стяжную гайку и маслонагнетательную гайку с вала;
- снимают роликоподшипник, втулку и шестерни.
Затем выполняют ремонт или замену деталей, собирают делитель. Все операции по сборке осуществляют в обратной последовательности.
Испытания проводят в 2 режимах — с нагрузкой и без нее. При тестировании без нагрузки проверяют, как работает делитель, и включаются передачи.
Определение причин неисправностей коробки на КамАЗ
Наиболее часто возникающие проблемы КПП 154 и их возможные причины:
- Все передачи включаются с большим усилием: возможно, сцепление выключено не полностью
- Рычаг переключения передач двигается с большим усилием: недостаточное количество смазки или ее низкое качество
- Передачи со 2 по 5 включаются со скрежетом: износ частей синхронизатора/пониженное усилие вывода кареток
- Передачи в делителе включаются с ударами, посторонними звуками: высокое давление в пневмосистеме/разрыв мембраны редукционного клапана/неисправность синхронизатора
- Передачи переключаются без причины: поломка фиксаторов механизма переключения/износ лапок, вилок сухарей/сломался замок шлиц ведомого вала
- Передачи не включаются: поломка дистанционного привода/износ подшипников и шестерней
- Высокий уровень шума в КПП: поломка зубьев шестерен/износ сальников, шестерен/недостаточное количество смазки
Советы по выбору масла
Качественная смазка всех деталей коробки передач – залог длительного срока эксплуатации, точности в переключении передач. Трансмиссионные масла отличаются составом, а также назначением. Минеральные и синтетические масла принципиально отличаются изменением своих свойств от условий эксплуатации: синтетическое масло более стабильно, устойчиво к высоким и низким температурам, минеральное масло дешевле.
Производителем рекомендуется использовать масла класса API GL-3/4/5. Подойдут всесезонные масла SAE 80W-85, 80W-90, 75W-90. Хорошим вариантом будут синтетические или полусинтетические трансмиссионные масла, так как они обладают отличными смазывающими свойствами, не ослабляющимися даже при низких температурах.
Замена подшипников
Необходимость поменять подшипник КПП возникает при износе этой детали, который можно определить по следующим признакам:
- шумы в двигателе
- самопроизвольное отключение передачи
- заклинивание подшипника при включении сцепления
- шумы в КПП
Износ подшипников может привести к критическим поломкам всей КПП: если на подшипнике есть трещины, разломы, то шестерни могут заклинивать. Также это может привести к неисправности диска сцепления.
Как поменять подшипник на КПП 154
Рекомендуется производить замену этой детали в специализированном центре, однако при наличии навыков и нужных инструментов это можно сделать самостоятельно.
Необходимо иметь съемник для подшипника, фиксатор пружин, устройство для блокирования первичного вала.
Для замены нужно совершить следующие действия:
- снять КПП
- застопорить валы
- вытащить подшипник из установочного гнезда
- очистить от загрязнений гнездо и вал
- поставить и опрессовать новый подшипник
- смазать все трущиеся детали
- заменить сальники привода
Другие модели КПП, устанавливаемые на КамАЗ
Коробки передач отличаются не только количеством скоростей, но и типом трансмиссии. Изначально на грузовики Камского АЗ устанавливались камазовские КПП 14 и 15, прототипы КП 142 и 152 соответственно. КП 14 имеет 5 скоростей, модель 15 имеет делитель и в два раза больше скоростей – 10.
Более современные версии КПП имеют синхронизаторы. От того, сколько синхронизаторов имеет КПП, зависит плавность переключения скоростей, иногда устанавливают столько же синхронизаторов, сколько передач, включая задние.
На армейские модели, например, 6350, устанавливается восьмиступенчатая КП 161.
Основные вариации КПП на КамАЗ – модификации серии 14 и 15.Также широко применяются импортные коробки передач ZF. В каталогах на сайте производителя можно узнать, какая именно модель коробки передач установлена на том или ином шасси.
КПП серии 14
Коробка передач КамАЗ-14 была одной из первых моделей, устанавливаемых на автомобили производителя. В настоящее время используется только на старых моделях, так как имеет низкую износостойкость. Отсутствие делителя лишает автомобиль с такой коробкой повышающей и понижающей скорости. 5 ступеней переднего и 1 ступень заднего хода.
Модель 141 – модернизация КП 14. Также пятиступенчатая, без делителя, но более износостойкая. Имеет ускоряющую передачу, позволяющую развивать несколько большую скорость, но с падением тягового усилия.
КамАЗ 142 одна из популярных моделей. На этой КП установлен синхронизатор 4 и 5 передачи, что позволяет делать переключение скоростей плавным, продлевает срок эксплуатации всей коробки за счет меньшего трения некоторых деталей.
Модель КПП 144 также имеет 5 ступеней, не оснащена делителем. Добавлены синхронизаторы, подшипники изменены на конические. Все это позволяет осуществлять эксплуатацию в сложных условиях, продлевает срок работы. Именно поэтому КП 144 применяется на военных моделях Мустанг.
КПП КамАЗ 161
КПП 161 устанавливается на КамАЗы 6350 Мустанг, также возможна установка на автомобили с двигателями 740.50-360 и 740.51-320.
Восьмиступенчатая коробка передач оснащена делителем, имеет планетарный тип демультипликатора. В ее составе также есть 4-ступенчатый редуктор.
КПП серии ZF
КПП ZF выпускается заводом «ZF KAMA» — совместным производством Камского АЗ и немецкой компании Friedrichshafen AG. Коробки передач ZF отличаются надежностью, имеют понижающие и повышающие передачи, что делает их отличным оснащением для грузовых автомобилей.
ZF-9S1310 используется на среднетоннажных грузовых автомобилях (65115, 53605 и т.д.). Она имеет 9 ступеней, демультипликатор. Также коробка может работать от резервного насоса с приводом от колес, в случае, если у ГУР возникла неисправность.
Цена нового КПП-154 от завода-изготовителя составляет 248 тыс. руб. Вторичный рынок автомобильной техники предлагает устройство после капитального ремонта за 90 тыс. руб.
Пользовались ли Вы КПП 154? Какие преимущества и недостатки Вы можете выделить?
Источник статьи: http://specmahina.ru/kamaz/kpp-154.html
КПП 154
1.3.1 Техническая характеристика
1В-6,38 4 B — L 25
ЗИ — 2,5 ЗХН — 7,38
2В — 2,04 ЗХВ — 6,02
шариковые, роликовые конические однорядные
роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора
инерционного типа, пальчиковые, с латунными конусными кольцами
с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления
комбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства
от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала
Управление коробкой передач
механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневмомеханическое преселекторное для делителя
1.3.2 Механизм коробки передач
Десятиступенчатая коробка передач модели 154 (Рис. 38) состоит из основной пяти ступенчатой коробки 43 передач и переднего двухступенчатого редуктора делителя 46 пере дач.
Основная пятиступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.
Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центри рующей поверхностью для картера делителя. Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме зад него подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыль ником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую за прессована ось 19 (Рис. 38) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует выте канию смазки.
Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками с уплотнительными про кладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л-с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.
В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Рис. 38 Коробка передач десятиступенчатая модели 154
1 — вал ведущий делителя; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регули ровочные; 4 — подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 — вал ведущий КП; 6 — гайка кольцевая; 7 -шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника ведущего вала КП;11 — роликовый подшипник; 18 — опора рычага переключения передач; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20 — шайбы упорные; 21 блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт со штифтом; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26 — прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 — роликоподшипник задний ведомого вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 36 — крышка подшипника; 37 — роликоподшипник; 40 -вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал ведомый; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 45 — прокладка уилотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления.
Ведущий вал коробки передач (Рис. 39) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является роликовый подшипник, наружное кольцо 4 которого запрессовано во внут реннюю полость вала
Детали 7, 8, 11 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала (Рис. 38).
Рис. 39 Ведущий вал в сборе
1 — вал первичный; 2 — колыдо;3 — кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника; 4 -кольцо наружное подшипника.
Рис. 40 Промежуточный вал в сборе
1 — вал промежуточный; 2 — шестерня третьей передачи; 3 — шестерня четвертой передачи; 4 — шестерня привода промежуточного вала; 5 — втулка распорная; 6 кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника.
Промежуточный вал 1 (Рис. 40) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 треть ей и четвертой передач и шестерня 4 привода промежуточного вала.
Ведомый вал 16 (Рис. 41) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соос-но с ведущим валом.
Рис. 41 Ведомый вал в сборе
1 — кольцо упорное; 2 — подшипник передний роликовый;3 — синхронизатор IV и V передач; 4 — кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 — втулка шестерни IV передачи;7 — шестерня III передачи; 8 — подшипник ро ликовый; 9 — синхронизатор II и III передач; 10 — шестерня II передачи; 11 — шестерня заднего хода: 12 — муфта включения I передачи и заднего хода; 13 — втулка шестерни I передачи; 14 — шестерня I передачи; 16 — вал ведомый; 17 — втулка шестерни заднего хода; 18 — шестерня IV передачи; 19 — пружина: 20 — втулка промежуточная; 21 — шпонка замковая
На переднем конце вала установлен подшипник 2, наружная обойма которого установ лена в ведущий вал (поз. 4 на Рис. 39). Все шестерни вала установлены на роликовых подшип никах, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шес терни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, располо женным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.
Рис. 43 Замок и фиксаторы механизма
Рис. 42 Механизм переключения передач переключения
1 — заглушка; 2 — крышка верхняя коробки передач; 3 — 1 — шарик замка; 2 — стакан стопорного шарика; 3 —
вилка переключения IV и V передач; 4 — винт устано- пружина стопорного шарика; 4 — штифт замка; 5 —
вочный; 5 — проволока шшшнтовочная; 6 — вилка пере- шарик стопорный фиксатора,
ключения II и III передач; 7 — вилка переключения I
передачи и заднего хода.
Механизм переключения передач (Рис. 42) смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переключения, двух го ловок штоков, трех фиксаторов (Рис. 43), предохранителя 2 (Рис. 44) включения первой передачи и заднего хода, а также замка штоков. Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (Рис. 43) и штифта. 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Рис. 44 Предохранитель механизма переключения передач
1 — пружина предохранителя; 2 — предохранитель; 3 — толкатель предохранителя
Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.
Сверху на крышку механизма переключения установлена опора 18 (Рис. 38) рычага переключения передач. С правой стороны опоры ввернут установочный винт, который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.
Делитель передач (Рис. 45) — механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм , устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой шарикоподшип ника 4. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточка ми разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе.
Рис. 45 Делитель передач
1 — прокладки регулировочные;
3 — кольцо маслонагнетающее;
5 — крышка задняя подшипника веду
щего вала;
7 — синхронизатор делителя в сборе;
8 — шестерня ведущего вала;
9 — подшипники шестерни ведущего
вала;
11 — вал промежуточный; 12- подшипник;
15 — сухарь вилки;
16 — рычаг’ вилки.
Шестерня 8 ведущего вала вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточно го вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике 12.
Механизм (Рис. 53) переключения делителя передач закреплен на картере делителя сле ва.
Дистанционный привод управления коробкой передач (Рис. 46) состоит из качаю щегося рычага 12 переключения передач, опоры 1 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, тяги 3 и реактивной тяги 7. Вилка тяги 3 крепится к опоре рычага посредствам оси 14 втулки. Втулка уплотнена резиновыми кольцами 10. Ось шплинтуется на пакет деталей крепления опоры рычага переключения передач: шпильки, вкрученные в воздушный патрубок, виброизоляторы 18, стальная втулка 20; шайбы 32 и гайки 26.
Рис. 46 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 154
1 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 7 — тяга реактивная; 10 — кольцо уплотнительное; 12 — рычаг; 14 — ось; 18 — виброизолятор; 20 — втулка; 24 — болт; — 26, 30, 36 — гайка; 32 — шайба; 45 — шарнир шаровой; Ж -шток; Е — винт; П — стержень; Г — рычаг; К — гайки
Опора рычага переключения передач (Рис. 47) состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотнителя 5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного рычага 4 переключения передач, который сферической частью опирается на полиуретановую втулку 7, гасящую виб рацию рычага. Сверху сфера поджата через опорную шайбу пружиной.
Рис. 47 Опора рычага переключения передач
1 — кронштейн; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — уплотнитель люка; 6 — пружина; 7 — полиуретановая втулка.
Рис. 48 Пневматическая схема
системы управления делителем
1 — рычаг переключения передач с переключателем крана управления;
2 — редукционный клапан;
3 — силовой цилиндр;
5 — клапан включения делителя передач;
7 — кран управления; I — от ресивера;
Н, В — низшая и высшая передачи в делителе.
Кран 3 управления делителем (Рис. 49) в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспределителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра. Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением рычага переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, пе ремещает золотник крана.
Рис. 49 Кран управления делителем передач
1 — трос крана с золотником: 2 — болт; 3 — крышка корпуса крана; 4 — прокладка ушютнительная; 5 — корпус крана; 6 — гайка соединительная.
Рис. 50 Трос крана с золотником в сборе
1 — контргайка; 2 — шайба пружинная; 3 — наконечник троса; 4 — втулка ограничитель ная; 5 — кольцо ушютнительное; 6 — золотник- крана; 7 — трос крана
Рис. 51 Редукционный клапан
1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапана; 3 — проклад- Рис. 52 Положение указателя уровня
ка; 4 — клапан впускной; 5 — шток впускного клапана; 6 — корпус; 7 масла при замере
— гайка накидная; 8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 1- ук азатель уровня масла с пробкой; 2 —
11 — пружина уравновешивающая; 12 — пробка; 13 — шайба картер коробки передач
регулировочная.
1.3.3 Техническое обслуживание
Регулирование зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапа на включения делителя проводить в следующем порядке:
— проверить регулировку привода выключения сцепления и при необходимости отрегу лировать;
— расстопорить и отвернуть гайки упора 2 (Рис. 48) штока клапана, расположенные на толкателе поршня пневмоусилителя. Подсоединить манометр к контрольному выводу контура IV привода вспомогательного тормоза пневмопривода тормозов. Довести давление в указан-ном контуре до 7. 7,5 кгс/см».
— плавно нажать до упора педаль сцепления;
— подвести упор штока клапана включения делителя до соприкосновения с ограничите лем штока клапана и дополнительно переместите его в сторону штока клапана, обеспечив за зор между торцом крышки клапана и ограничителем штока 0,2 — 0,3 мм . Упор штока клапана в указанном положении закрепите гайками и застопорите их отгибными шайбами. При падении давления в IV контуре привода вспомогательной тормозной системы до 6,2 кгс/см 2 допускается увеличение зазора до 0,6 мм . Зазор контролируйте по истечении не более с после выключе ния сцепления;
— установить резиновый пылепредохранитель на шток и крышку клапана.
Для проверки уровня масла в картере коробки передач вывернуть пробку из маслоза- ливной горловины, вытереть насухо указатель и вставьте его в заливное отверстие до упора пробки в резьбу (Рис. 52), не заворачивая.
Для смены масла в коробке передач слить масло в горячем состоянии через три сливных отверстия, вывернув пробки, расположенные в нижней части картеров коробки передач и в нижней части картера делителя передач. Очистить магниты сливных пробок от грязи и металлических частиц. Промыть картеры коробки и делителя моторным маслом. Для этого: залить масло в коробку передач ( 12 л ),прокрутить ее двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач в течении 10 мин, слить моторное масло из коробки передач и делителя, ввернуть сливные пробки и залить основную смазку ТСп-1.5К до верхней метки ука зателя уровня. Прокрутить коробку передач двигателем при нейтральном положении рычага переключения передач течение 3-5 мин. Замерить уровень масла и при необходимости долить.
Для проверки редукционного клапана делителя снять его с коробки передач и уста новить на стенд, который должен быть оборудован пневмосистемой с давлением воздуха 6. 7 кгс/см», подаваемым на вход клапана. На выходе из клапана должен быть установлен мано-метр для контроля давления, обеспечивающий точность замера не менее 0,05 кгс/см .
Проверить давление выходящего воздуха, которое должно составлять 3,95. 4,45 кгс/см». При несоответствии давления указанной величине снять пломбу, вывернуть пробку 12 (Рис. 51) и, подбирая необходимое число шайб 13, отрегулировать клапан и запломбировать.
Для снятия и разборки крана управления делителем при ремонте вывернуть болты крепления трех воздуховодов, отсоединить кран 3 управления делителем (Рис. 48) от опоры, вывернуть винты крепления хомута троса к рычагу переключения передач, вынуть резиновую втулку из корпуса опоры уплотнителя люка, вывернуть винты крепления крышки переключа теля крана управления, осторожно снять крышку с фиксаторами и пружиной, обратив внимание на сохранность шариков, и отсоединить трос от рычага переключателя.
При частичной разборке: вывернуть болты 2 (Рис. 49) крепления крышки 3 с тросом к корпусу 5 крана, промыть детали крана и смазать рабочие поверхности деталей смазкой 158. Собрать кран управления. Вытянуть трос до упора и замерить выступающую из оплетки часть. При этом трос должен быть в выпрямленном положении. Величина выступающей части троса (до изгиба) — 24,5. 26,5 мм. Смазать трос 1, залив в оплетку троса с помощью масленки 10. 15 г масла ТСп-15к. При обрыве троса или несоответствии размера выступающей части троса номинальному (24,5. 26,5 мм) кран полностью разобрать и заменить трос. Для этого отсоединить трос крана с крышкой 3 в сборе, как указано выше, распрямить отогнутый конец троса 1, отвернуть накидную гайку 6 и вытянуть трос с золотником в сборе из оплетки. Далее отвернуть контргайку 1 (Рис. 50), вывернуть наконечник 3 троса из золотника 6. Вставить но вый трос в золотник. Ввернуть наконечник троса, обеспечив осевое перемещение троса сборки должен свободно вращаться относительно троса от руки. Собрать кран управления.
При проверке пневмосистемы на герметичность определить место утечки воздуха на слух. Поочередно перемещая переключатель управления в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДАЧА или НИЗШАЯ ПЕРЕДАЧА, прослушать воздухопроводы пневмосистемы управления делителем, а нажав педаль сцепления до упора, — воздухопроводы системы переключения делителя.
Обнаруженную утечку устранить подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб и неисправных воздухопроводов.
Регулирование зацепления зубчатых муфт синхронизатора делителя передач проводить при подведенном к пневмосистеме сжатом воздухе и нажатом до упора клапане включения делителя следующим образом:
— снять пломбы, расконтрить и вывернуть два установочных винта 1, 5 (Рис. 53) на кор пусе механизма переключения передач делителя и снять крышку 3 смотрового люка;
— переместить золотник крана управления делителем в положение НИЗШАЯ ПЕРЕДА ЧА и, вворачивая задний установочный винт 5 до соприкосновения с рычагом, довернуть его еще на 1/4 оборота и законтрить контргайкой 4. При этом положении ведущий вал (при снятой коробке передач) должен проворачиваться от руки легко, без заеданий;
— переместить золотник крана управления делителем в положение ВЫСШАЯ ПЕРЕДА
ЧА и передним установочным винтом 1 отрегулировать зацепление, как указано выше;
— через смотровой люк в корпусе механизма переключения передач делителя проверить
рабочий ход рычага до упора в установочные винты (16,5. 19 мм по центру отверстия в рыча
ге);
— установочные винты 1, 5 законтрить и запломбировать.
Рис. 53 Механизм переключения передач делителя
1,5- винты установочные;
2 — корпус механизма переключения;
3 — крышка смотрового люка;
6, 17 — кольца уплотнительные; 7 — крышка цилиндра; 10, 16 — прокладки уплотнительные;
11 — поршень воздухораспределителя;
12 — цилиндр воздухораспределителя; 1.4 — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус воздухораспределителя;
При ремонте дистанционного привода управления коробкой передач для снижения усилия при переключении передач заменить смазку в опорах привода и сферических головках шарнирных соединений рычагов. Свежую смазку в опоры закачать через пресс-масленки, ввернув их вместо пробок в корпусах опор.
Если после смазывания опор усилие на рычаге при переключении передач не изменилось или снизилось недостаточно, разобрать опоры в следующем порядке:
— вывернуть болты крепления регулировочного фланца; вывернуть болты крепления опоры на картере сцепления;
— снять резиновый чехол шарнирного соединения, обратить внимание на сохранность ограничительного шарика и пружины;
— отсоединить головку передней тяги, обратить внимание на сохранность шарика и пружины;
— снять опору рычага переключения передач, расположенную на переднем торце блока, как описано ниже. Вынуть из корпусов опор сухари, втулки, пружину.
Детали и полости опор промыть керосином или дизельным топливом, заменить изношенные уплотнительные кольца. При сборке смазать трущиеся поверхности смазкой 158; за ложить, свежую смазку в полости опор. После сборки отрегулировать дистанционный привод.
Для регулирования дистанционного привода управления механизмом переключе ния передач:
-регулировку привода управления механизмом переключения передач производить в процессе сборки;
-зафиксировать шток Ж, ввернуть винт Е (Рис. 46);
-зафиксировать тягу 3 технологическим стержнем П в дет. п. 1.
-установить рычаг 12 под углом Д к вертикали.
-ввернуть шарнир 45 шаровой тягу 3 совместить ось конического пальца с осью отв. в рычаге 12.
-вращая дет. И реактивной тяги 7 установить рычаг Г и тягу 3 в вертикальную плос-
-затянуть гайки 30 и К.
-выдернуть винт Е на указанную длину и законтрить его гайкой.
-удалить стержень П.
Для снятия и разборки опоры рычага переключения передач наклонить кабину, снять шумоизоляционный чехол рычага переключения передач, детали уплотнителя опоры, отсоединить воздуховоды пневмосистемы делителя, кронштейн крепления генератора, тяги и тросы управления топливным насосом, снять головку передней тяги, вывернуть болты крепле ния кронштейна опоры к двигателю и снимите опору, отсоединить кран управления делителем и рычаг переключения передач.
Разобрать опору, детали промыть, трущиеся поверхности смазать смазкой 158. Полость опоры заполнить смазкой 158. После сборки наконечник рычага должен поворачиваться во взаимно перпендикулярных направлениях усилием 24,5. 34,3 N (2,5. 3,5 кгс), приложенным к конусной поверхности наконечника рычага.
Рис. 54 Приспособление для
вала делителя передач
1 — корпус приспособления; 2 — пластина установочная; 3 -штифт установочный; 4 — винт установочный; 5 — болт; 6 -втулка; 7, 13 — пружины; 8 -стакан; 9 — конус центрирующий; 10 — вал делителя веду щий: 11 — рычаг зажимной; 12 — шайба упорная; 14 — штифт; 15 — шайба зажимная.
Для регулирования зазоров между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач снять крышку 6 Рис. 45) смотрового люка картера делителя. Расконтрить и вывернуть два болта крепления вилки механизма переключения передач в делителе так, чтобы валик 13 с укрепленным на нем рычагом 16 перемещался свободно в осевом направлении, снять механизм переключения делителя.
Сцентрировать ведущий вал 2 делителя специальным приспособлением, которое состо ит из корпуса с центрирующим устройствам и двух зажимных рычагов. Для этого центрирующий конус 9″ (Рис. 54) вставить во внутренний конус ведущего вала делителя, закрепив приспособление на картере делителя поворотом зажимных рычагов 11. Установочные штифты 3 при этом центрируют пррюпособление относительно поверхности В, обеспечив смещение оси вала не более 0,2 мм .
Переместить вилку 14 (Рис. 45) вправо до упора сухаря 15 в каретку синхронизатора 7. Перемещая валик 18 с закрепленным на нем рычагом 16 вправо, обеспечить зазор 0,3. 0,6 мм, для чего между привалочной плоскостью картера делителя под корпус механизма переключе ния передач и головкой рычага 16 поместить установочную пластину 2 (Рис. 54) толщиной 0,3- 0,5 мм . Переместить валик до упора головки рычага в пластину. Ввернуть и законтрить отгибными шайбами болты крепления вилки. Установить на место механизм переключения делителя передач и смотровую крышку 6 (Рис. 45).
Для разборки коробки передач:
— отсоединить делитель 46 (Рис. 38) от коробки передач;
— разобрать коробку передач в следующем порядке: вывернуть болты крепления верх ней крышки 25 коробки передач и, вворачивая два болта в специальные резьбовые отверстия в крышке (предварительно вывернув из них пробки), снять ее; отвернуть гайку 33 крепления фланца карданного вала и снять фланец, снять передние и задние крышки подшипников веду щего 5, ведомого 42 и промежуточного 40 валов, вворачивая болты крепления в специальные
отверстия в крышках (при снятии крышек обращать внимание на сохранность прокладок); расстопорить и вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала; съемниками снять задний подшипник 29 ведомого вала, для этого использовать специальный захват. Установить захват 8 на проточку подшипника и стянуть гайками I . Вворачивая винт 4 в траверсу 6 и упираясь наконечником 3 в торец вала, снять подшипник.
Для разборки делителя передач: снять крышку 6 смотрового люка (Рис. 45), крышки подшипников ведущего и промежуточного валов делителя; вынуть ведущий вал 2 делителя, предварительно развернув его лыской на конусном кольце синхронизатора вниз к шестерне привода промежуточного вала, вынуть синхронизатор, расстопорить и вывернуть болты креп ления упорной шайбой подшипника 12; выпрессовать промежуточный вал 11 делителя из подшипника, вынуть подшипник 12 из корпуса; вынуть промежуточный вал 11 делителя; расстопорить и вывернуть два болта крепления вилки переключения передач; вынуть вал 13 с рычагом 16 и извлечь вилку 14 из картера делителя.
Рис. 55 Снятие переднего подшипника ведомого вала
1 — захват; 2 — гайка; 3 — винт; 4 — тра верса; 5 — наконечник; 6 — подшипник.
Для разборки ведомого вала коробки передач снять упорное кольцо 1 (Рис. 41) и пе редний подшипник 2 ведомого вала, для этого использовать захват, установить его на подшипник и стянуть гайками 2. Ввертывая винт 3 в траверсу 4 и упираясь наконечником 5 в торец вала, снять подшипник, затем синхронизатор четвертой, пятой передач, упорное кольцо 4 (Рис. 41) шестерни четвертой передачи. Для этого необходимо вывести замковую шпонку 21 из паза шайбы и повернуть ее до совпадения шлиц шайбы и вала; снять шестерню 18 четвер той передачи с роликами 5 насыпных подшипников; спрессовать втулку 6 четвертой передачи, извлечь замковую шпонку 21 с пружиной 19; снять шестерню 7 и подшипник 8 третьей передачи, синхронизатор 9 второй и третьей передач; шестерню 14 и подшипник первой передачи, муфту 12 включения первой передачи и передачи заднего хода, спрессоватье шлицевую втулку 13 первой передачи, снять шестерню 11 и подшипник передачи заднего хода, спрессовать втулку 17 передачи заднего хода; снять шестерню и подшипник второй передачи.
Для разборки верхней крышки коробки передач: отвернуть гайки и снять опоры ры чага переключения передач, вынуть стаканы 2 (Рис. 43), пружины 3 и шарики 5 фиксаторов; расшплинтовать и вывернуть установочные винты 4 (Рис. 42) крепления вилок и головок што ков, выбить три заглушки 1, вынуть штоки переключения передач, выбить заглушки замка штоков, вынуть шарики 1 (Рис. 43) из крышки и штифт 4 замкового устройства из среднего штока; отвернуть стакан пружины и вынуть пружину 1 (Рис. 44), предохранитель 2 и втулку предохранителя.
Сборку производить в последовательности, обратной разборке, учитывая следующие особенности:
— при установке шестерен в коробку передач без их замены не разукомплектовывать приработанные друг к другу шестерни;
— при установке шестерен из числа запасных частей необходимо сопрягаемые шестерни
скомплектовать по пятну контакта и уровню шума на зубообкатных станках. Расположение
пятна контакта должно соответствовать Рис. 56. Желательно расположение пятна контакта в
зоне делительной окружности.
При проверке пар шестерен на зубообкатных станках с торможением и без торможения ведомой шестерни шум должен быть ровным, низкого тона, без постукивания и скрежета.
Шум высокого тона не допускается:
— для установки заднего подшипника промежуточного вала со стаканом на вал, установленный в коробку передач и поджатый передней крышкой, использовать съемник И801.31.000. Для этого установить на наконечник 4 (Рис. 57) шайбу 8, пропустить болты 9 через отверстия в стакане, ввернуть их в резьбовые отверстия на картере коробки передач до упора. Упираясь шайбой 8 в подшипник, вворачивать винт 6 в плиту 5 до полной установки стакана с подшипником;
— при сборке ведомого вала обратить внимание на правильность установки втулок 6, 17 и 13 подшипников (Рис. 41). Отверстия на втулках должны быть совмещены с радиальными отверстиями на соответствующих шейках ведомого вала; при сборке насыпного подшипника шестерни четвертой передачи должно быть заложено 88 роликов в два ряда с установкой между рядами промежуточной втулки 20; при установке переднего подшипника 2 ведущего вала приставное кольцо должно быть установлено внутрь к торцу вала;
— при напрессовке шестерни 3 (Рис. 51) привода промежуточного вала коробки передач и шестерни промежуточного вала делителя их необходимо нагреть до температуры 90 °С;
— обратить внимание на исправность синхронизаторов коробки передач и делителя. Ста тическое усилие вывода кареток из нейтрального положения должно быть для обоих синхро низаторов основной коробки 275. 373 Н (28. 38 кгс), для синхронизатора делителя 589. 687 Н (60. 70 кгс). Блокирующие фаски картера и пальцев не должны иметь следов значительного износа.
Рис. 57 Приспособление для установки заднего подшипника промежуточного
1 — стакан; 2 — подшипник; 3 — упор; 4 -наконечник; 5 — плита; 6 — винт; 7, 9 — болты; 8 — шайба.
Рис. 58 Регулирование осевого
зазора валов коробки передач и
1 прокладки регулировочные;
2 — крышка подшипников;
3 — прокладка ушютнительная;
4 — картер коробки передач или
делителя; 5 — кольцо стопорное;
6 — подшипник регулировочного
вала;
а, Ь, с, d — размеры регулировочные
После сборки ведомого вала коробки передач торцовые зазоры по ступицам шестерен первой, второй, третьей передач и передачи заднего хода должны быть в пределах 0,27. 0,4 мм; по ступице шестерни четвертой передачи — 0,265. 0,515 мм. Торцовый зазор по ступице ведущей шестерни ведущего вала делителя коробки передач должен быть в пределах 0,375. 0,715 мм;
— перед стыковкой делителя с коробкой передач отрегулировать зазор между сухарем вилки переключения передач делителя и кареткой синхронизатора;
— при установке крышек подшипников ведущих валов коробки передач и делителя, а также крышки ведомого вала обеспечить минимальные люфты валов подбором регулировочных прокладок, для этого: замерить с точностью 0,05 мм абсолютный размер а (Рис. 58) от торца наружного кольца подшипника 6 до плоскости картера 4 при запрессованном до упора подшипнике 6.
Для крышек ведущих валов делителя, для крышки ведомого вала коробки передач поло жите на привалочную поверхность крышки 2 уплотнительную прокладку 3, замерить с точностью 0,05 мм размер Ь, определить необходимую суммарную толщину с регулировочных про кладок 1, которая должна быть меньше разности (Ь-с) на 0,2. 0,4 мм. Подобрав нужное количество регулировочных прокладок, установить крышку.
Крышку ведущего вала коробки передач устанавливать без уплотыительных прокладок, при этом размер d от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок обеспечить d =( a . a +0, l ) подбором количества регулировочных прокладок;
— перед установкой крепежных деталей и крышек нанести равномерным слоем уплотняющую композицию Анатерм-4 и два-три витка сквозных резьбовых отверстий картеров, а также нанести ее непрерывной полосой шириной 2- 3 мм по контуру на обе стороны прокла док, передних крышек промежуточного вала делителя коробки передач, задней крышки промежуточного вала коробки передач, крышек люка отбора мощности и на прокладку картера делителя передач;
— смазать рабочие кромки уплотнительных манжет ведущего и ведомою валов, поверхности трения золотников крапа переключения и воздухораспределителя, клапана включения делителя, а также манжеты механизма переключения передач делителя смазкой 158.
После сборки при вращении ведущего вала от руки валы и шестерни коробки передач должны свободно (без заеданий) вращаться как при нейтральном положении рычага переклю чения передач, так и при любой включенной передаче (независимо от включенной передачи в делителе коробки передач).
Фиксаторы штоков всех передач должны четко фиксировать штоки в нейтральном по ложении и в положении включенной передачи. Передача заднего хода и первая передача должны включаться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верх ней крышке.
Одновременное включение двух передач и течь масла из коробки передач не допускаются.
При вращении вала вилки выключения сцепления от руки муфта выключения сцепления должна свободно (без заеданий) перемещаться по всей длине направляющей крышки ведущего вала.
Проверить на герметичность соединения воздухопроводов пневмосистемы управления делителем, установленной на коробке передач модели 15, сжатым воздухом под давлением 588 кПа (6 кгс/см 2 ), подведенным к редукционному клапану; при этом использовать технологический кран управления делителем; в обоих положениях крана управления делителем и выжатом до упора (ход 6 мм ) клапане включения делителя допускается падение давления в воздушном баллоне не более 147 кПа (1, 5 кгс/см 2 ) в течение 40 с.
Отрегулировать зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя.
Все отремонтированные и собранные коробки передач должны пройти испытания на специальном стенде.
Испытательный стенд должен иметь следующее оборудование:
— устройство, обеспечивающее два режима скорости вращения первичного вала: 1300
мин» 1 и 2600 мин» 1 ;
муфту сцепления, соединенную с ведущим валом коробки передач и выключаемую при переключении передач. Момент инерции ведомых деталей сцепления не должен превышать 12, 7 Нм/см (1, 3 кгс-м/см»);
— тормозное устройство, соединенное с ведомым валом и обеспечивающее тормозной момент 49, 1 Н-м (5 кгс-м) для первой передачи и передачи заднего хода и 98, 1. 147 Н-м (10. 1.5 кгс-м) для остальных передач;
— устройство, обеспечивающее замер момента на ведомом валу;
— пневматическую систему для переключения делителя. Давление воздуха в пневмоси-стеме должно быть 588.. .686 кПа (6.. .7 кгс/см 2 );
— приборы для замера уровня шума. Для смазывания коробки передач при испытаниях используйте моторное масло, подогретое до температуры 85 °С.
Испытания коробок передач проводить в двух режимах; без нагрузки и под нагрузкой. При испытаниях без нагрузки проверять работу делителя и включение передач. Режимы испы таний коробок передач приведены в таблицах.
Режим испытаний коробки передач модели 154 без нагрузки
Источник статьи: http://www.remkam.ru/kamazt5/