Коробка передач КамАЗ 65115
На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 142, 152, 161 или ZF-9S109 фирмы «ZAHNRADFABRIK» (Германия).
Коробка передач модели 142— механическая, пятиступенчатая, состоит из основного редуктора; модели 152— десятиступенчатая, отличающаяся от модели 142 наличием двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Управление коробками передач моделей 142 и 152 механическое, дистанционное, качающимся рычагом, установленным на двигателе, управление делителем —селекторное, пневмомеханическое с помощью переключателя на рычаге переключения передач.
Коробка передач модели 161 – механическая, восьмиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки.
На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач оригинальной конструкции. В ней находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.
Коробка передач модели ZF- 9S109 – механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.
Передаточные числа передач | |||||||||||
Модель | передача | С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | R |
142 | — | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,815 | — | — | — | 6,02 | |
152 | L | — | 7,82 | 4,03 | 2,50 | 1,53 | 1,0 | — | — | — | 7,38 |
S | — | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,815 | — | — | — | 6,02 | |
161 | — | 8,39 | 5,50 | 3,93 | 2,87 | 2,12 | 1,40 | 1,0 | 0,73 | 11,01 | |
ZF-9S109 | 10,24 | 6,576 | 4,78 | 3,531 | 2,61 | 1,86 | 1,35 | 1,0 | 0,74 | 9,44 |
L – низшая передача в делителе; R – задний ход;
S – высшая передача в делителе; С – пониженная передача
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142, 152, проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
- ослабьте стяжные болты 5 ( см. рис. Регулирование привода ) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один-два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
- ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
- ослабив контргайку 1 (см. рис. Установочный винт и контргайка), вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
- вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 ( см. рис. Регулирование привода ) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;
- выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;
- выверните установочный винт 2 ( см. рис. Установочный винт и контргайка ) на 31 мм и застопорите его контргайкой.
Зазор в клапане включения делителя проверяйте при отрегулированном приводе выключения сцепления и номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов в следующем порядке:
- снимите резиновый пылепредохранитель 1 ( см. рис. Привод сцепления );
- плавно нажмите педаль сцепления до упора;
- щупом проверьте зазор между крышкой 2 и ограничителем штока 3.
При номинальном давлении сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов зазор должен быть 0,2…0,3 мм. Зазор контролируйте не позднее 30 с после выключения сцепления.
При необходимости отрегулируйте зазор, перемещая упор (флажок) 4 штока клапана. После установки требуемой величины закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.
Ход рычага делителя передач проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:
- снимите крышку 1 ( см. рис. Механизм делителя ) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
- нажмите до упора педаль сцепления;
- передвигая переключатель управления делителем передач (см. рис. Схема переключения передач) из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода—- 16,5. 19.0 мм.
Привод управления механизмом переключения передач
1 — рычаг переключения передач;
2 — опора рычага переключения передач;
3 — тяга;
4 — стержень;
5 — рычаг;
6 — кронштейн реактивной штанги;
7 — тяга реактивная;
8 — кожух защитный;
9 — хвостовик;
10 — гайка.
Регулируйте ход рычага в следующем порядке:
- ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;
- установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
- нажмите педаль сцепления до упора;
- вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на ‘/.4 оборота и застопорите контргайкой 4;
- установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.
Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 161 и ZF-9S109 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
- зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, l=100мм) в опоре 2;
- установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10 моментом 40. 50 Нм, для модели 161 зашплинтуйте;
- удалите технологический стержень;
- отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальной плоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.
Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142, 144, 152, 154
Уровень масла в картере коробки передач проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 ( см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 161 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142 и 152 ) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.
Для коробок передач модели ZF- 9S109 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий 3, расположенных симметрично по обе стороны коробки ( см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели ZF-9S109).
Замена масла
Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе: для коробок моделей 152 и 142 — вывернув пробки 1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4 — без делителя); для коробки модели 161 — вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера; для модели ZF- 9S109 – вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1 и 2 сливных отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.
Источник статьи: http://www.remkam.ru/korper-65115/
Коробка передач
На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 141, 142, 144, 152, 154, ZF-6S1000, ZF-9S1310, ZF-9S109 ф. «ZF» (Германия).
Коробка передач модели 141 — механическая, трехходовая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.
Коробка передач моделей 142, 144 — механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, состоит из основного редуктора; моделей 152, 154 — механическая, десятиступенчатая, состоит из основного пятиступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.
Коробка передач модели ZF-6S1000 — механическая, шестиступенчатая с синхронизаторами на первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой передачах.
Коробка передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310 — механическая, девятиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки, имеет дополнительную пониженную передачу.
Регулирование привода: 1 — контргайка; 2 — винт установочный; 3 — болт; 4 — фланец регулировочный; 5 — болт стяжной; 6 — тяга; 7 — шток.
Передаточные числа передач
L — низшая передача в делителе; S — высшая передача в делителе; R — задний ход; С — пониженная передача
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142, 152 (с двигателями моделей 7403-260, 740.11-240, 740.13-260) проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабьте стяжные болты 5 (см. рис. Регули рование привода ) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один — два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;
— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;
— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2 (см. рис. Уста новочный винт и контргай ка ). застопорив этим перемещение рычага переключения передач;
Установочный винт и контргайка: 1 — контргайка; 2 — винт установочный.
— вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Ре гулирование привода ‘) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;
— выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;
— выверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт и контргайка ) на 31 мм и застопорите его контргайкой.
Регулировку дистанционного (центрального) привода управления коробок передач моделей 152 (с двигателями моделей 740.30-260, 740.31-240) и 154 с возможностью использования коробки отбора мощности на верхнем люке и на картере маховика (см. рис. Привод (центральный) управления механиз мом переключения передач коробки передач модели 152 и Привод (центральный) управления механизмом переключения передач коробки передач модели 154 ) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— отверните болты 9;
— ослабьте гайки 14, 15 и 16;
— зафиксируйте шток 4 в нейтральном положении, ввернув винт 5;
— зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 6 в опоре рычага переключения передач 1;
— свинчивая регулировочный фланец 7 до соприкосновения по всей плоскости с фланцем штока 4 (для коробки передач мод. 154 обеспечьте размер С, равный 30±1 мм), соедините тягу 8 со штоком 4 болтами 9;
— регулировочный фланец 7 закрепите на тяге 8 болтами 10, затянув их моментом — 50. 70 Нм (для коробки передач мод. 152), 75. 95 Нм (для коробки передач мод. 154);
— для коробки передач мод. 154: вверните хвостовик 11 в тягу 3, установив его перпендикулярно наклонной плоскости рычага 12 и совместив ось конического пальца с осью отверстия в рычаге 12;
— вращая деталь М реактивной тяги 13, установите рычаг 1 и тягу 3 в вертикальную плоскость;
— затяните гайки 14, 15 и 16;
— вверните винт 5 на указанную длину (21±1 мм) и законтрите его гайкой;
— удалите технологический стержень 6.
Привод (центральный) управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152: 1 — опора рычага переключения передач; 2 — тяга задняя; 4 — тяга; 5 — тяга поперечная; 16 — фланец стяжной регулировочный; 23,25 — болты; 46 — гайка; Ф — шток; П — технологический стержень; И — винт.
Привод (центральный) управления механизмом переключения передач коробки передач модели 154: 1- опора рычага переключения передач; 2 — рычаг, 3 — тяга; 4 — шток; 5 — винт; 6 — технологический стержень; 7 — фланец стяжной регулировочный; 8 — тягапромежуточная; 9 — болт, 10 — болт, 11 — хвостовик; 12 — рычаг; 13 — реактивная тяга; 14, 15, 16 — гайки
Проверьте установочный размер упора клапана включения делителя передач для коробки передач модели 152 (кроме коробки передач с двигателями моделей 740.30-260, 740.31-240 с боковым приводом), перемещая упор 4 штока клапана. После установки требуемой величины А=20,5±0.5 (см. рис. Привод сцепления ) закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.
Ход рычага делителя передач для коробок передач моделей 152, 154 проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:
Привод сцепления: 1 — пылепредохранитель; 2 — крышка; 3 — ограничитель штока; 4 — упор (флажок) штока клапана.
— снимите крышку 1 (см. рис. Механизм дели теля ) смотрового люка механизма переключения делителя передач;
— нажмите до упора педаль сцепления;
— передвигая переключатель управления делителем передач из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода — 16,5. 19.0 мм.
Регулируйте ход рычага в следующем порядке:
Механизм делителя: 1 — крышка смотрового люка; 2, 5 -винт установочный; 3,4- контргайка.
— ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис . Механизм дели теля ) и выверните установочные винты 2, 5;
— установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);
— нажмите педаль сцепления до упора;
— вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на 0,25 оборота и застопорите контргайкой 4;
— установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.
Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем Cummins (см. рис. Привод управления механизмом пе реключения передач коробки передач ZF-9S1310 с дви гателем Cummins ) проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабьте гайки 9 и 10, отверните гайку 11;
— выньте палец хвостовика 5 из рычага 7;
— выверните хвостовик 5 из тяги 6;
— установите шток 4 в положение, соответствующее нейтральному положению Н1 третьей и четвертой передач (см. раздел «8. Эксплуатация автомобиля»), выдержав размер С=251 мм;
— установите рычаг 7 под углом 5° ± 3° к вертикали;
— установите рычаг 2 под углом 90° ± 1° к плоскости опоры (как показано на рисунке). Удерживая рычаг в этом положении, вверните хвостовик 5 в тягу 6, совместив ось конического пальца хвостовика в рычаге 7;
— затяните гайку 11 моментом 50. 70 Нм и гайку 9 моментом 98. 108 Нм, обеспечив угол 90° ± 2° между осью пальца Г и плоскостью М хвостовика;
— вращая деталь И реактивной тяги 8, установите рычаг 2 и тягу 6 в вертикальную плоскость;
— затяните гайки 10 моментом 40. 50 Нм.
Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем Cummins: 1 — рукоятка рычага переключения передач; 2 — рычаг переключения передач; 3 — опора рычага переключения передач; 4 — шток; 5 -хвостовик; 6 — тяга; 7 — рычаг; 8 — тяга реактивная; 9, 10, 11 — гайка; И — деталь реактивной тяги; С — размер до торца штока 4 при нейтральном положении Н1
Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем Cummins: 1 — рукоятка рычага переключения передач; 2 — рычаг переключения передач; 3 — опора рычага переключения передач; 4 — шток; 5 -хвостовик; 6 — тяга; 7 — рычаг; 8 — тяга реактивная; 9, 10, 11 — гайка; И — деталь реактивной тяги; А — размер до торца штока 4 при нейтральном положении Н1
Регулирование дистанционного (бокового) привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 144, 152, 154 и ZF-9S109, ZF-9S1310 (см. рис. Привод управления ме ханизмом переключения передач коробок передач мо делей 144, 152, 154 и Привод управления механизмом переключения передач коробок передач моделей ZF- 9S109, ZF-9S1310 с двигателем КАМАЗ ) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:
— ослабьте гайку 11;
— отверните полностью гайку 9;
— выньте хвостовик 8 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;
— зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 в опоре 2;
— установите рычаг 5 под углом 17±2,5° (для модели 144), под углом 14±2,5° (для моделей 152, 154), под углом 16±3° (для моделей ZF-9S109, ZF-9S1310) к вертикали;
— вращая хвостовик 8, совместите ось конического пальца с отверстием рычага 5, затяните гайку 9 моментом 40. 50 Нм;
— удерживая ключом хвостовик 8 от разворота, затяните гайку 11 моментом 98. 147 Нм;
— удалите технологический стержень;
— ослабьте гайки 10;
— изменением длины тяги 7 обеспечьте положе ние рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Откло нение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм;
— затяните гайки 10 моментом 40. 50 Нм.
Привод управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 144, 152. 154: 1 — рычаг переключения передач; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 4 — стержень; 5 — рычаг; 6 — кронштейн реактивной тяги; 7 — тяга реактивная; 8 — хвостовик; 9, 10, 11- гайка.
Привод управления механизмом переключения передач коробок передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310 с двигателем КАМАЗ: 1 — рычаг переключения передач; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 4 — стержень; 5 — рычаг; 7 — тяга реактивная; 9 — хвостовик; 10, 14, 15 — гайка
Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производите при необходимости для коробок передач моделей 152 (с боковым приводом), 154 (см. рис. Регулирование болта на педали сцепления коробки пе редач модели 154) :
— вверните болт 12, отвернув предварительно его контргайку;
— нажмите до упора в ограничитель педаль сцепления;
— выверните болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;
— дополнительно выверните болт 12 ориентировочно на 4-4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;
— заверните контргайку болта 12.
Регулирование болта на педали сцепления коробки передач модели 154: 8 — панель передка; 11 — клапан включения делителя; 12 — болт регулировочный; 13 — педаль сцепления; I — к крану блокировки межосевого дифференциала.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА
Уровень масла в картере коробок передач моделей 141,142,144,152,154 проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 заливного отверстия (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 141 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142. 144. 152. 154 ) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.
Для коробок передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310, ZF-6S1000 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий (см. рис. Пробки слива масла в картере ко робок моделей ZF- 9S109. ZF-9S1310 и Пробка слива масла в картере коробки модели ZF-6S1000 ).
Пробки слива масла в картере коробки передач модели 141: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — пробка контрольного отверстия
Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142, 144, 152, 154: 1,3,4- пробка сливного отверстия; 2 — пробка заливного (контрольного) отверстия
Пробки слива масла в картере моделей ZF-9S109, ZF-9S1310: 1,2 — пробка сливного отверстия; 3 — пробка заливного (контрольного) отверстия
Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе;
— для коробок моделей 141, 142, 144, 152, 154 — вывернув пробки 1, 3, 4 на коробке с делителем (1 и 4 — без делителя);
— для коробок моделей ZF-6S1000, ZF- 9S109, ZF-9S1310 — вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1, 2.
Очистите магнитные пробки от грязи, и после слива отработавшего масла установите их на место.
Пробка слива масла в картере коробки модели ZF-6S1000: 3 — пробка заливного (контрольного) отверстия; 1,2 — пробка сливного отверстия
Затруднено включение передач в коробке
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)
Отрегулируйте привод сцепления
Самовыключение передач в делителе
Нарушена регулировка хода рычага делителя
Отрегулируйте ход рычага
Не включаются передачи коробки передач или происходит самовыключение передач при движении автомобиля
Нарушена регулировка дистанционного привода или ослабло крепление рычагов тяг привода
Отрегулируйте привод или подтяните крепления рычагов
Не включаются передачи в делителе
Нарушена регулировка установочного размера упора клапана включения делителя передач (для коробки передач модели 152)
Отрегулируйте положение упора клапана включения делителя передач (А=20,5±0,5)
Нарушено положение регулировочного болта на педали сцепления (для коробок передач моделей 152 (с боковым приводом), 154)
Отрегулируйте положение регулировочного болта
Источник статьи: http://kama-avtodetal.ru/tehspravochnik/avtomobili-kamaz-43253-43255-53229-55111-65115-65116-65117-6540-/korobka-peredach/