Схема подключения вакуума газ 66

Тормозной механизм в ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля — это одна из двух важнейших система автомобиля от работоспособности которых напрямую зависит жизнь водителя, пассажиров и всех, кто движется по дороге вокруг него. Вторая система — рулевое управление, но сегодня нас интересует не она. ГАЗ 66 является примером первого высоко проходимого полноприводного грузовика. Он предназначался для армии, поэтому в советское время его иметь могли только лишь различные структуры, куда он выделялся. О его армейском прошлом прямо говорит компоновка кабины, где отсутствует капот, а двигатель расположен в кабине.

Это сделано для того, чтобы при погрузке ГАЗ 66 в транспортный самолет он там занимал мало места и поставить их можно было плотно между собой. Кстати, важную роль в таких полетах играла и тормозная система машины, так как именно она заставляет автомобиль стоять на месте неподвижно, а не кататься по салону самолета.

Общее устройство

Тормозная система автомобиля ГАЗ 66 имеет следующие назначение: снижение скорости автомобиля или его полная остановка путем создания сил, что будут противодействовать силе вращения колеса машины. Это единственный способ, который может быть использован для остановки машины.

Итак, тормозная система этого автомобиля, в общем, подразделяется на несколько более меньших систем:

Когда мы говорим о рабочей, то имеем в виду тот самый механизм, который водитель использует каждый раз, когда нажимает правой ногой на педаль тормоза. Она включает в себя массу различных элементов, но приводиться в действие нажатием на эту самую педаль. Экстренная и стояночная системы же отличаются менее простым устройством и полностью ручным и механическим способом контроля своей работы. Это одна и та же система, просто, когда рабочая ломается использовать нужно именно стояночную, поэтому, если смотреть на нее и с другой стороны, то она является и экстренной.

Читайте также:  Схема лесопосадочной машины млу 1

В обычных условиях стояночная система включает в свои задачи удержание автомобиля в состоянии неподвижности при длительных стоянках на одном месте. Осуществляться это может при помощи штатных тормозных механизмов, либо с помощью специального. Именно таким и обладает стояночная тормозная система такого большого автомобиля, как ГАЗ 66.

Принцип работы и механизмы

Автомобиль ГАЗ 66 достаточно старый, и его система торможения далеко не то что до идеала, а даже до сегодняшних. Но это и делает ее интереснее. Здесь используются такие устройства, которые практически не применяются уже на современных машинах. Разберемся же в них. Итак, как и любые тормоза на любой машине здесь также есть исполнительные механизмы и те, что приводят их в действие.

В качестве механизма здесь выступают обыкновенные барабанные тормоза, причем на обеих осях, разница заключается лишь в из размере. Привод же полностью гидравлический с присутствием гидровакуумного усилителя.

Сперва поговорим о исполнительных механизмах. Задние тормоза ГАЗ 66, в отличие от передних не имеют защищающей экранизации, но зато там пристывают более массивные колодки со специальными длинными фрикционными накладками. Передние имеют меньший размер, что накладок, что самого тормозного барабана. Это связано с конструкционными особенностями ведущего управляемого моста, который установлен на ГАЗ 66. Передний механизм имеет два рабочих цилиндра, каждый нажимает на свою колодку по отдельности.

Привод же имеет гидравлический характер. В него входят:

  • Нажимная педаль.
  • Главный тормозной цилиндр.
  • Гидровакуумный усилитель.
  • Раздельные тормозные контуры.
  • Соединительные патрубки и шланги.

Работа гидравлического привода основана на создании давления за счет несжимаемой жидкости в системе. Главный тормозной цилиндр, что располагается под капотом и является создателем этого давления, из него к каждому мосту автомобиля отходят контуры.

Каждая ось имеет свой контур, то есть они раздельные. Это сделано в целях безопасности, при выходе из строя одного, то второй остается работать и вполне может своими силами остановить автомобиля до того, как произойдет авария. Также здесь, на ГАЗ 66, устанавливается гидровакуумный усилитель, который увеличивает в несколько раз усилие, что создаёт водитель нажатием педали. Это необходимо для большого грузовика, так как иначе водителю пришлось бы давить на педаль двумя ногами и со всей силы, чтобы остановить его в нужный ему момент.

Источник статьи: http://autodont.ru/brake-system/tormoznoj-mexanizm-v-gaz-66

Гидровакуумный усилитель тормозного привода

Гидровакуумный усилитель тормозного привода автомобилей ГАЗ-52-04, ГАЗ-53-12 и ГАЗ-66 состоит из соединенных корпусами 1 ( рис. 156 ), 10 и 19 соответственно вакуумной камеры, клапана управления и гидроцилиндра.

Вакуумная камера собрана из двух штампованных чашек-корпусов 1, между которыми с помощью двух хомутов зажата диафрагма 2, соединенная через тарелку 3 и шайбу с толкателем 4 поршня 16 гидроцилиндра. Полость IV камеры через обратный клапан постоянно соединена с впускным трубопроводом двигателя, а полость 111 — с клапаном управления. Обе полости герметичны.

Клапан управления в зависимости от давления тормозной жидкости в напорной гидролинии главного тормозного цилиндра управляет вакуумной камерой. Он состоит из следящего поршня 12 с диафрагмой и пружиной 11, воздушного 8 и вакуумного 6 клапанов с общим штоком и пружиной 7. Диафрагма клапана управления зажата между корпусами 10 и 19, закреплена на поршне 12 и отжимается вниз пружиной 11 и разрежением в полости IV вакуумной камеры.

Рис. 156. Гидровакуумный усилитель тормозного привода автомобиля ГАЗ-66: a — устройство; б — схема работы при торможении; 1— корпус вакуумной камеры; 2 — диафрагма; 3 — тарелка диафрагмы; 4 и 17 — толкатели; 5, 7 и 11 — пружины; 6 — вакуумный клапан; 8 — воздушный клапан; 9 — крышка клапана управления; 10 — корпус клапана управления; 12 — следящий поршень; 13 — перепускной клапан; 14 — манжет; 15 — обратный клапан; 16 — поршень гидроцилиндра; 18 — упорная шайба; 19 — корпус гидроцилиндра; I и II — полости клапана управления; III и IV — полости вакуумной камеры.

Гидроцилиндр включен последовательно в напорную гидролинию между главным и рабочими цилиндрами и предназначен для создания давления в последних при параллельном действии главного тормозного цилиндра и вакуумной камеры. Толкатель 4 и поршень 16 гидроцилиндра соединены стержнем. В продольный паз поршня 16 свободно установлен пластинчатый П-образный толкатель 17 обратного шарикового клапана 15. В крайнем левом положении поршня 16 толкатель 17 упирается в шайбу 18 и выступом открывает клапан 15. В других положениях толкатель 17 на клапан 15 не действует.

Постоянная готовность гидровакуумного усилителя к срабатыванию обеспечивается надежным отключением вакуумной камеры от атмосферы, сообщением полостей I, II, III, IV между собой и высасыванием из них воздуха через впускной трубопровод двигателя. Такое положение усилитель занимает при отпущенной педали, когда обратный клапан 15 открыт толкателем 17, давление в напорной гидролинии минимально и обусловлено действием пружины впускного клапана главного тормозного цилиндра, поршень 12 пружиной 11 смещен вниз, воздушный клапан 8 под действием пружины 7 закрыт, а вакуумный клапан 6 открыт и сообщает между собой полости I, II, III, IV.

При резком нажатии на педаль поршень 16 вместе с толкателями 4 и 17 и диафрагмой 2 под действием давления p1 тормозной жидкости перемещаются вправо, а поршень 12 с диафрагмой клапана управления — вверх. Подаваемая тормозная жидкость раздвигает поршни рабочих цилиндров, и они поворачивают тормозные колодки, преодолевая сопротивление пружин. Когда колодки выберут зазор, сопротивление их повороту и давление p1 тормозной жидкости увеличатся. Под действием этого давления поршень 12 перемещается вверх и сжимает пружину 11. Его седло прижимается к вакуумному клапану 6, а шток открывает воздушный клапан 8. Это вызывает отключение полостей II и IV от полостей I и III и сообщение последних через фильтр с атмосферой. Под действием разности давлений диафрагма 2 прогибается, сжимая пружину 5, и через толкатель 4 помогает тормозной жидкости, подаваемой главным цилиндром, перемещать поршень 16 вправо и уже под большим давлением рг раздвигать поршни рабочих цилиндров и прижимать колодки к тормозным барабанам. Закрытый обратный клапан 15 и манжета 14 поршня 16 отделяют гидролинию управления с давлением p1 от напорной гидролинии с давлением р2.

Остановка нажатой педали вызывает незначительное уменьшение давления p1 из-за еще перемещающегося вправо поршня 16. Поэтому поршень 12 перемещается вниз пружинами 7 и 11 до тех пор, пока воздушный клапан 8 под действием пружины 7 не закроется при закрытом вакуумном клапане 6.

Так как воздушный клапан 8 закрыт, то атмосферный воздух прекращает поступать в полость III, диафрагма 2 останавливается и под действием разности давлений помогает педали удерживать через толкатель 4 поршень 16 под давлением р2≥р1.

Если при остановленной педали разрежение во впускном трубопроводе двигателя увеличится, то диафрагма клапана управления вызовет перемещение поршня 12 вниз, вакуумный клапан 6 приоткроется и перепустит часть воздуха из полости 111 в полость IV, а диафрагма 2 сохранит положение поршня 16 неизменным. Уменьшению разрежения в полости IV из-за его уменьшения во впускном трубопроводе препятствует обратный клапан.

При отпускании педали давление p1 тормозной жидкости уменьшается, поршень 12 пружиной 11 перемещается вниз, вакуумный клапан 6 полностью открывается, сообщая полости I, II, III, IV между собой. Диафрагма 2 под действием пружины 5 и быстро уменьшающегося давления р2 тормозной жидкости через поршень 16 и толкатель 4 перемещается в крайнее левое положение. В конце ее хода толкатель 17 упирается в шайбу 18 и открывает клапан 15, сообщая гидролинию управления с напорной.

Источник статьи: http://www.avtokeb.ru/gidrovak.html

10.2.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Гидровакуумный усилитель тормозов и клапан управления

СНЯТИЕ ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ ТОРМОЗОВ

Гидровакуумный усилитель тормозов следует снимать в таком порядке:

  • Удалить разряжение из системы усилителя;
  • Отсоединить от усилителя две гидравлические трубки, резиновые шланги вакуумного и воздушного трубопроводов;
  • Слить в сосуд тормозную жидкость из усилителя;
  • Снять усилитель в сборе с кронштейнами;
  • Снять муфты с болтами и медными прокладками трубопроводов.

РАЗБОРКА ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ ТОРМОЗОВ

Гидровакуумный усилитель (рис.103) необходимо разбирать в следующей последовательности:

  • Очистить наружную поверхность усилителя от грязи.
  • Установить усилитель в тиски. Между губками тисков установить медные прокладки. Отсоединить резиновый шланг от задней половины корпуса камеры усилителя, а затем отвернуть его вместе со штуцером от корпуса клапана управления.
  • Сделать метки на корпусах камеры усилителя для обеспечения последующей правильной их сборки.
  • Сделать метки на гидравлическом цилиндре и корпусе камеры,прилегающей к ней.
  • Снять два хомута с корпуса усилителя.
  • Удерживая рукой диафрагму 4 (см.рис.103), отвернуть гайку толкателя. Снять последовательно пружинную шайбу гайки, малую тарелку 3 диафрагмы, диафрагму, распорную втулку 5, большую тарелку 6 диафрагмы, пружину 9. Осторожно снять резиновое кольцо вместе сшайбой толкателя.
  • Снять переднюю половину корпуса, картонную прокладку и уплотнительное резиновое кольцо.
  • Отвернуть торцовую пробку 26 и снять медную прокладку 25.
  • Отвернуть гайку 12 корпуса уплотнителей цилиндра. Вынуть манжету 13 из гайки корпуса уплотнителей.
  • Вынуть поршень 20 с толкателем 18 из цилиндра. Расшплинтовать поршень, снять колпак 24 манжеты, вынуть из поршня пружину 23, шариковый клапан 22 снять манжету с поршня.
  • Выпрессовать из поршня штифт, вынуть толкатель поршня и пластинчатый толкатель 19 шарикового клапана.
  • Легким нажимом вынуть из цилиндра упорную шайбу 16 поршня и корпус 15 уплотнителей с резиновым кольцом 14 и манжетой 13. Снять резиновое кольцо с корпуса уплотнителей и вынуть манжету.
  • Вывернуть перепускные клапана 27 из цилиндра усилителя.
  • Снять крышку 41 корпуса 38 клапана 31 управления с прокладкой 40.
  • Снять корпус клапана управления и вынуть из цилиндра клапана управления.
  • Вынуть пружину из корпуса клапана.
  • Вынуть клапаны и их пружину.
  • При помощи отвёртки снять плоскую фигурную шайбу 34 с клапанами управления, шайбу 33 диафрагмы и диафрагму 32.
  • Снять уплотнительную манжету 29 с нижнего конца поршня 30 клапана управления.
  • В случае плохого состояния уплотнительной манжеты верхнего конца поршня клапана выпрессовать его.
  • Снять манжету поршня.

рис. 103. Гидровакуумный усилитель в разобранном виде:

1— задний корпус; 2 — хомут; 3 — малая тарелка; 4 и 32 — диафрагмы; 5 — распорная втулка; 6 — большая тарелка; 7 и 11 — уплотнительные кольца; 8 и 16 — упорные шайбы; 9, 23, 35, 37 — пружины; 10 — передний корпус; 11 — толкатель; 12 — гайка корпуса уплотнителей; 13, 21, 29 — уплотнительные манжеты; 14 — уплотнительное кольцо корпуса; 15 — корпус уплотнителей; 16 — толкатель поршня; 17 — корпус цилиндра усилителя; 18 — толкатель поршня; 19 — толкатель клапана поршня; 20, 30 — поршни; 22 — клапан; 24 — колпачок манжеты поршня; 25 — уплотнительная прокладка; 26 — пробка; 27 — перепускной клапан; 28 — колпачок перепускного клапана; 31 — клапан управления; 33 — шайба; 34 — пластинчатая шайба; 36 — вакуумный клапан; 38 — корпус клапана управления; 39 — воздушный клапан; 40 — прокладка; 41 — крышка корпуса клапана; 42 — шланг; 43 — штуцер.

ПРОВЕРКА И РЕМОНТ ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ

Промыть все металлические части в керосине, за исключением резиновых деталей и деталей цилиндра усилителя. Данные детали промыть в чистом спирте или в тормозной жидкости.
Не допускать, чтобы масло попадало на резиновые детали. Заменить все изношенные или поврежденные детали. Рабочие поверхности цилиндра гидровакуумного усилителя должны быть без царапин, задиров и коррозии.
В случае обнаружения указанных недостатков следует хонинговать его до диаметра не более 22,125 мм для рабочей поверхности поршня усилителя и не более 12,58 мм для рабочей поверхности поршня клапана управления. В этом случае следует поставить новые манжеты.
Если после хонингования дефект на зеркале цилиндра не устранился, то цилиндр расточить и хонинговать под один из ремонтных размеров. В этом случае должны быть установлены поршни и манжеты ремонтного размера.
Проверить резьбу в отверстиях цилиндра и чистоту кромок под клапаны прокачки. В резьбе не должно быть сорванных витков, а кромки в перепускных отверстиях должны быть чёткими и ровными по всей окружности.

Поршень цилиндра гидровакуумного усилителя не должен иметь коррозии и задиров. При одностороннем износе, наличии задиров, коррозии или неплотном прилегании шарика (клапана) поршень заменить.
Толкатель поршня должен иметь гладкую поверхность без задиров и ржавчины. При обнаружении указанных недостатков толкатель заменить.
Диафрагму камеры усилителя и клапана управления в случае обнаружения разрыва, трещины смятия уплотняющих кольцевых кромок и других повреждений заменить.
Пружина камеры усилителя должна сжиматься до высоты 120 мм под нагрузкой 9—12 кГ.
Манжеты поршня цилиндра и поршня клапана управления должны быть эластичными, с острыми уплотняющими кромками.
Уплотнительные резиновые кольца не должны иметь деформации, трещин, разрывов.
Клапан поршня (шарик) диаметром 6,35±0,025 мм не должен иметь граненности и налета на поверхности и должен плотно сидеть в гнезде поршня усилителя.
Поршень клапана управления не должен иметь задиров, коррозии и должен надежно удерживаться в клапане управления. При обнаружении указанных недостатков поршень заменить.
Клапан управления должен обеспечивать надежную запрессовку в него поршня и надежно удерживание пружинной шайбы диафрагмы. В случае отсутствия этого или наличия забоин на поверхности седла клапан заменить.
Пружина клапана управления должна усилием 2,5±0,5 кГ сжиматься до высоты 17 мм.
Корпус клапана управления должен иметь ровную кольцевую канавку для надежного уплотнения диафрагмы клапана и седло под воздушный клапан без забоев.
Клапан атмосферный и клапана вакуумный должны иметь гладкую резиновую поверхность без царапин и шероховатости для герметичного прилегания клапанов к седлам.
Пружина атмосферного клапана под нагрузкой 0,3±0,05 кГ должна сжиматься до высоты 20 мм.
Пружинная шайба диафрагмы клапана управления должна быть плоской, с острыми кромками по периметру уступов внутреннего диаметра. Допускается неплоскостность шайбы 0,2мм под нагрузкой 1кГ.

Номинальные * и ремонтные размеры деталей цилиндров гидровакуумного усилителя и клапана управления, ммТабл23

Цилиндр Размер Диаметр
цилиндра поршня рабочей кромки манжеты
Усилитель Номинальный 22 +0,023 (22,08) 22 -0,02 -0,04 (21,86) 23,2 +0,20 -0,12 (23,00)
1-й ремонтный 22,25 +0,023 22,25 -0,02 -0,04 23,7 +0,20 -0,12
2-й ремонтный 22,50 +0,023 22,50 -0,02 -0,04
3-й ремонтный 22,75 +0,023 22,75 -0,02 -0,04 24,2 +0,20 -0,12
4-й ремонтный 23,00 +0,023 23.00 -0,02 -0,04
Клапана управления Номинальный 12,5 +0,019 (12,56) 12,5 -0,016 -0,033 (12,43) 13,2±0,12 (13.00)
1-й ремонтный 12,75 +0,019 12,75 -0,016 -0,033
2-й ремонтный 13,00 +0,019 13,00 -0,016 -0,033 13,7±0,12
* В скобках указаны диаметры, допустимые без ремонта

СБОРКА ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ

рис. 104. Запрессовка поршня в клапан управления

Перед сборкой детали промыть. Манжеты погрузить в теплое касторовое масло или в тормозную жидкость температурой не менее +15°С. Внутреннюю полость цилиндра смазать касторовым маслом или тормозной жидкостью.

Собирают гидровакуумный усилитель в порядке, обратном разборке. При сборке не продвигать поршень в цилиндр усилителя более 100мм от края цилиндра, чтобы не повредить манжету поршня. При сборке переднего корпуса камеры с цилиндром обеспечить совмещение отверстий в корпусе, прокладке и цилиндре.
Под гайки, болты которые используют для крепления усилителя, шайбы не ставят.
Сборка клапана управления показана на рис. 104 и 105.

рис. 105. Напрессовка пластинчатой шайбы на клапан управления:
1-деревянная подставка; 2-пуансон; 3-оправка; 4-клапан

УСТАНОВКА И ИСПЫТАНИЕ ГИДРОВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ

Устанавливают усилитель в порядке, обратном его снятию.
Соединительные муфты присоединяют с новыми медными прокладками.
После установки усилителя прокачать тормозную систему.
После сборки и установки усилителя на автомобиль проверить (испытать) его действие.
Испытания должны определить:

  • герметичность цилиндра усилителя, надёжность уплотнительных манжет толкателя поршня, манжет клапана управления и надёжность всех резьбовых соединений цилиндра гидровакуумного усилителя: Для этого нажать на педаль тормоза с максимальным усилием при отсутствии разряжения в системе и, удерживая педаль в течение 2-3 мин, убедиться в отсутствии течи жидкости из системы.
  • проверить нет ли уменьшения уровня жидкости в резервуаре главного цилиндра; герметичность манжеты и клапана (шарика) поршня цилиндра усилителя: Для определения герметичности манжеты и клапана поршня нужно нажать на педаль тормоза с усилием 30-40кГ при отсутствии разрежения в системе. Затем пустить двигатель, при этом педаль приблизится несколько к полу кабины. Удерживая педаль с тем же усилием (30-40кГ) в течение 2-3мин и не останавливая двигатель, убедиться в отсутствии её перемещения;
  • растормаживаемость всей тормозной системы: Для этого поднять одно из передних колёс автомобиля или задний мост и при работающем двигателе нажать на педаль, а затем отпустить её. Колесо должно свободно вращаться;
  • герметичность вакуумной камеры, клапана управления усилителя и всей системы вакуумного трубопровода: Для этого пустить двигатель и, дав ему немного поработать, отключить его. По истечении 2—3мин нажать на педаль тормоза. При герметичности вакуумного трубопровода, запорного клапана, камеры усилителя и клапана управления должно слышаться шипение воздуха, поступающего в усилитель через воздушный фильтр, который расположен в кабине водителя.

Источник статьи: http://vajnovsem.ru/ins-gaz-sobol/gaz66gaz53a-63.html

Оцените статью
Все про машины