Схема проведения технического обслуживания автомобиля

Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним

Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.

Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),

В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:

  • Регулировочные;
  • Заправочные;
  • Смазочные;
  • Крепёжные;
  • Электротехнические;
  • Контрольно-диагностические.

По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).

Виды технического обслуживания автомобилей

Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.

Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.

Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.

Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:

  • ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
  • первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
  • второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
  • сезонное техническое обслуживание автомобиля.

Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:

  • Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
  • У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.

То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:

  • ежедневное техническое обслуживание;
  • нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
  • периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
  • сезонное техническое обслуживание.

Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.

Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:

  • осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
  • осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
  • осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
  • осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
  • опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.

Первое техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:

  • мойка кузова, уборка салона;
  • контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
  • регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
  • крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
  • заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
  • электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.

Второе техническое обслуживание

Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.

Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:

  1. Охлаждающая жидкость,
  2. Тормозная жидкость,
  3. Масло в коробке передач,
  4. Масло в гидросистеме,
  5. Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).

При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:

  • Топливные фильтры,
  • Воздушные фильтры,
  • Фильтры салона,
  • Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
  • Свечи зажигания,
  • Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.

Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:

  1. Головки блока цилиндров,
  2. Радиатора,
  3. Крышки ГРМ,
  4. Поддона картера двигателя,
  5. Впускного и выпускного коллекторов,
  6. Топливного бака,
  7. Крышки редуктора заднего моста,
  8. Замков и петлей дверей.

Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:

  • Клапанов двигателя,
  • Натяжения усилия привода ГРМ,
  • Зазора между тормозными колодками и дисками,
  • Зазора подшипников ступиц передних колёс.

Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.

Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.

Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).

Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?

Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.

У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  1. Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  2. Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.

Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.

Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.

Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.

Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).

Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).

Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.

Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию

Источник статьи: http://unit-car.com/tehnicheskoe-obsluzhivanie/11-tehnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya.html

Организация технического обслуживания автомобиля 1 страница

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей вы­полняют на предприятиях автосервиса, предприятиях фирмен­ного автосервиса, на автотранспортных предприятиях. Пред­приятиями автосервиса считаются учреждения, организации, предприятия, а также частные лица, занимающиеся предпри­нимательской деятельностью с правом на проведение конкрет­ных видов работ для обслуживания автотранспортных средств.

Предприятиями фирменного автосервиса считаются орга­низации, учреждения, предприятия, а также предпринимате­ли, отвечающие всем требованиям предприятий-изготовителей автотранспортных средств к сервисным подразделениям и обслуживанию автотранспортных средств и получившие в уста­новленном порядке от владельца товарного знака фирмы пра­ва на его использование.

Техническое обслуживание автомобиля (ТО) является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенные длительность пробега или срок эксплуатации автомобиля. Оно представляет собой ряд вы­полняемых действий по контролю, поддержанию и восста­новлению исправного состояния автомобилей с целью обеспе­чения соответствия автомобилей установленным требованиям и повышения эффективности их использования. Техническое обслуживание автомобиля представляет собой комплекс ра­бот, направленных на предупреждение отказов и неисправно­стей, обеспечение полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.

Комплекс работ по устранению возникших отказов, не­исправностей и восстановлению полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, уста­новленных изготовителем является ремонтом. Ремонт может быть текущим и капитальным.

Рекомендации по техническому

обслуживанию автомобиля. Виды технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобиля, выполняемое ав­томехаником, включает следующие виды работ: уборочные, моечные, заправочные, проверочные работы, контрольно-ди- агностические, регулировочные, крепежные, электрокарбюра­торные, шиноремонтные, смазочные работы, а также произ­водится периодическая замена некоторых деталей, которая необходима через определенное время и пробег автомобиля.

Операции ежедневного технического обслуживания

При ежедневном техническом обслуживании выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам и ме­ханизмам, обеспечивающим безопасность движения: действие тормозных систем; уровень тормозной жидкости в бачке глав­ного тормозного цилиндра; состояние шин, давление воздуха в шинах; состояние рулевого управления, освещения, сигна­лизации; уровень электролита в аккумуляторах.

Почти ежедневно либо через каждые 400—500 км пробега машины необходимо проверять уровень масла в картере дви­гателя, а также уровень охлаждающей жидкости в расшири­тельном бачке.

Кроме того, выполняются работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля: мойка, уборка, по­лирование. Контрольно-смотровые работы (заправка автомо­биля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) необходи­мо осуществлять перед каждым выездом, а уборочно-моечные и заправочные — по мере необходимости.

Особое внимание при обслуживании автомобиля уделя­ют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные не­исправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрега­тов и систем.

Неисправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, подлежащие обязательному устранению

При регулировочных работах проверяются накладки коло­док и тормозных барабанов (зазор), педали тормоза (свободный ход), стояночная тормозная система (привод), рулевое управ­ление* подшипники колес, передние колеса (углы установки).

При контрольно-диагностических и крепежных работах ос­матриваются сошки и маятниковый рычаг рулевого управле­ния, рулевой привод, рулевые тяги на шаровых пальцах и шаро­вые пальцы в гнездах, поворотный кулак, шаровые опоры, шкворни, диски колес, шины (состояние, крепление, дисба­ланс), карданная передача, рессы, пружины, амортизаторы, рычаги подвески, трубопроводы и шланги гидравлического тормозного привода, главный тормозной цилиндр, тормозные диски, колесные тормозные цилиндры на опорных дисках, двигатель, разделитель, регулятор давления тормозного при­вода, замки дверей, капота и багажника, крепления сидений, стекол, зеркал заднего вида, стеклоочистителя, стеклоомыва- теля, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления.

При обслуживании систем питания и выпуска газов необходимо проверить их герметичность, фары, передние и задние фонари, переключатели света, сигнал торможения, ава­рийную сигнализацию, световозвращатели, звуковой сигнал, изоляцию электропроводки.

Операции первого технического обслуживания

Операции первого технического обслуживания обычно проводят через 1500, 3000 и 5000 км для разных моделей авто­мобилей, но не менее двух раз в год. При этом выполняют следующие виды работ:

• моечно-уборочные — уборка салона, мойка и сушка ав­томобиля;

• контрольно-диагностические работы, при которых про­веряют действия рабочей тормозной системы на одновремен­ное срабатывание и эффективность торможения, действия сто­яночной тормозной системы, тормозного привода, проверяют свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях руле­вого привода, состояние шин и давления воздуха в них, прибо­ров освещения и сигнализации; работы осмотровые — осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, обивки сиде­ний, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, прове­ряют зеркала заднего вида, герметичность соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода выключе­ния сцепления, резиновых защитных чехлов шарниров руле­вых тяг, величину свободного хода педалей сцепления и тормо­за, натяжение ремня вентилятора, уровни тормозной жидкости в питательных бачках главного тормрзного цилиндра и при­вода выключения сцепления, пружин и рычага в передней под­веске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;

• работы крепежные — крепление двигателя, коробки пе­редач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, зеркала заднего вида, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов сма­зочной системы и системы охлаждения, тормозных механиз­мов и гидравлического привода выключения сцепления, при­емной трубы глушителя;

• во время крепежных работ — регулировка свободного хода педалей сцепления и тормоза, действия рабочей и сто­яночной тормозных систем, свободного хода рулевого коле­са и зазора в соединениях рулевого привода, натяжения рем­ня вентилятора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцеп­ления.

Кроме того, во время первого технического обслужива­ния очищают от грязи и проверяют приборы системы пита­ния и герметичность их соединений;

• проверяют действие привода, полноту закрывания и от­крывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют ра­боту карбюратора на режимах малой частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя.

В системе электрооборудования:

• очищают аккумуляторную батарею и ее вентиляцион­ные отверстия от грязи;

• проверяют крепление, надежность контакта наконеч­ников проводов с клеммами и уровень электролита;

• очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи;

• проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора.

Операции второго технического обслуживания автомобиля

Операции второго технического обслуживания рекомен­дуют проводить через 7 500, 12 000, 20 000 км пробега для разных моделей автомобилей, но не менее одного раза в год.

Перед выполнением второго технического обслуживания или в процессе его необходимо проводить углубленное диагнос­тирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомоби­ля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности эксплуатации данного агрегата, узла или системы.

Выполняя операции второго технического обслуживания, кроме объема работ по первому техническому обслуживанию, выполняют ряд дополнительных операций:

• проводят закрепление радиатора, головки блока цилин­дров и стоек коромысел, крышек кожуха головки блока ци­линдров, впускного и выпускного трубопроводов, крышки блока распределительных зубчатых колес, корпусов фильтров тонкой очистки масла, корпусов фильтров грубой очистки масла, поддона масляного картера, картера сцепления, амор­тизаторов, топливного бака, глушителя, крышки редуктора заднего моста, стремянки, пальцев рессор, фланцев полуосей, замков и ручек дверей;

• осуществляют подтяжку гаек крепления фланца к веду­щей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;

• проводят регулировку усилия поворота рулевого коле­са, тепловых зазоров клапанов, натяжения цепи привода ме­ханизма газораспределения, зазора между тормозными колод­ками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.

Дополнительные операции при втором техническом об­служивании в системе питания автомобиля включают: про­верку герметичности топливного бака и соединений трубо­проводов, крепление карбюратора, устранение выявленных неисправностей. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных прибо­рах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Кроме того, проверяют лег­кость пуска и работу двигателя.

При обслуживании системы электрооборудования про­изводят следующие операций:

• проверяют степень заряда по напряжению элементов ба­тарей под нагрузкой (при необходимости снимают ба­тареи для подзарядки, состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора;

• регулируют натяжение пружин якорей;

• снимают свечи зажигания и проверяют их состояние;

• очищают от нагара и регулируют зазоры между элект­родами;

• снимают прерыватель-распределитель зажигания и очи­щают его наружную поверхность от грязи и масла;

• проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними;

• смазывают вал прерывателя-распределителя;

• проверяют состояние проводов низкого и высокого на­пряжения, регулируют действие приборов освещения и сигнализации.

Очистительные и смазочно-заправочные работы при тех­ническом обслуживании необходимо проводить в соответствии с картами смазывания и рекомендациями предприятий-изго­товителей.

Операции техобслуживания, производимые примерно после 30 000—45 ООО км пробега автомобиля, включают:

• замену масла в автоматической трансмиссии;

• промывку системы смазки двигателя;

• замену масла в картере ведущего моста;

• зачистку коллектора стартера, проверку износа и при­легания щеток;

• очистку и смазку деталей привода стартера.

Кроме этого, необходимо:

• проверить работоспособность вакуумного усилителя тор­мозов;

• отрегулировать направления световых пучков фар, за­чистить контактные кольца генераторов, проверить из­нос и прилегание щеток;

• заменить тормозную жидкость,

• заменить охлаждающую жидкость.

Операции техобслуживания, производимые примерно после 65 000—75 ООО км пробега, включают:

• замену масла в коробке передач;

• замену зубчатого ремня привода механизма газораспре­деления.

Диагностирование технического состояния автомобиля

Диагностирование технического состояния автомобиля представляет собой комплекс работ, операций по определе­нию с установленной точностью технического состояния — параметров эксплуатационных характеристик автомобиля, его агрегатов, систем и узлов. Диагностирование является одним из элементов процесса технического обслуживания и ремон­та. Проводят диагностирование без разборки объекта диагнос­тирования с помощью специального оборудования на специ­ализированных постах.

В настоящее время в соответствии с действующей систе­мой технического обслуживания и технического ремонта ди­агностирование подразделяют на два основных вида: общее Д—1 и углубленное, поэлементное Д—2.

Диагностирование с помощью контрольно-диагностичес- ких средств дает возможность определить диагностические па­раметры, по которым судят о структурных параметрах, отража­ющих техническое состояние диагностирующего механизма.

При общем диагностировании происходят оценка техни­ческого состояния автомобиля в целом и отдельных его агрега­тов и узлов без разборки, выявление неисправностей, для устра­нения которых необходимы ремонтные или регулировочные работы, а также оценивается пригодность автомобиля к даль­нейшей эксплуатации с соблюдением безопасности дорожно­го движения.

При углубленном диагностировании выявляют неисправ­ности, прогнозируют ресурс исправной работы, устанавлива­ют объемы регулировочных и ремонтных работ, необходимых для поддержания автомобиля в исправном состоянии до оче­редного второго технического обслуживания.

Цель диагностирования при ремонте: выявление неис­правностей, причин их возникновения, установление наибо­лее эффективного способа устранения — на месте, со снятием агрегата узла или детали, с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполненных работ.

Кроме того, диагностирование дает возможность повы­сить ресурс надежной работы автомобиля.

При диагностировании двигателя устанавливают следу­ющее: наличие стуков в шатунных подшипниках и газорас­пределительном механизме (клапанах, зубчатых колесах и др.), развиваемую мощность, неисправность системы зажигания в целом и отдельных ее элементов.

При диагностировании системы питания двигателя уста­навливают следующее: подтекание топлива в соединениях тру­бопроводов, в плоскостях разъема, повышенные расход топ­лива и содержание СО в отработанных газах, состояние деталей цилиндропоршневой группы, системы газораспределения, прокладок головки цилиндров.

При диагностировании системы охлаждения двигателя определяют: подтекание охлаждающей жидкости в соедине­ниях и местах разъема, узлах (сборных единицах) системы (ра­диатор, водяной насос и др.), перегрев охлаждающей жидко­сти при работе двигателя под нагрузкой.

При диагностировании сцепления выявляют: пробуксо­вывание под нагрузкой, рывки во время включения передач, наличие стуков и шумов при работе и переключении передач, неисправность привода сцепления (педали, тяги и др.).

При диагностировании коробки передач уствнавливают: наличие стуков и шумов в рабочем состоянии, самопроизволь­ное выключение передач под нагрузкой, наличие течи масла в местах разъема деталей коробки передач, величину зазора при переключении передач.

При диагностировании заднего моста определяют: нали­чие стуков и шумов в рабочем состоянии, наличие течи масла в местах разъема деталей заднего моста; величину суммарного зазора в главной передаче и дифференциале.

При диагностировании карданного вала и промежуточ­ной опоры необходимо измерить зазоры в карданных сочле­нениях, шлицевых соединениях и в промежуточной опоре кар­данного вала.

При диагностировании рулевого управления выявляют: усилие, необходимое для вращения рулевого колеса, зазор вала рулевой сошки во втулках, надежность крепления пружин и рычагов передней подвески, штанг и стоек стабилизатора по­перечной устойчивости.

При диагностировании рессор и элементов подвески уста­навливают наличие поломок листов, зазоры в соединениях рессорного пальца с втулкой рессоры и с проушиной крон­штейнов подвески, параллельность переднего и заднего мос­тов и их расположение относительно кузова автомобиля.

При диагностировании кузова определяют наличие вмя­тин, трещин, поломок, нарушение окраски автомобиля, пра­вильность работы омывателя ветрового стекла, системы отопле­ния кузова и вентилятора обдува ветрового стекла (в холодное время года), тяг управления жалюзи радиатора, состояние зам­ков и петель капота, крышки багажника.

При диагностировании технического состояния автомо­биля необходимо проверить и отрегулировать углы установки управляемых колес автомобиля; эффективность действия и одновременность срабатывания тормозных механизмов, балан­сировку колес, работу системы зажигания автомобиля, зазор между контактами прерывателя, установку и действие фар, на­правление светового потока; проверить состояние тормозного привода (тягу, шланги, трубопроводы и др.), радиатора, под­вески двигателя, опорных резиновых подушек.

При сервисном обслуживании автомобилей на автотран­спортных предприятиях, как правило, автомобили диагности­руют с помощью специального оборудования — стендов.

Организация технического обслуживания и ремонта автомобиля

При регулярном техническом обслуживании параметры технического состояния автомобиля поддерживаются в задан­ных пределах. Однако вследствие изнашивания деталей, по­ломок и других причин ресурс автомобиля, его агрегатов или механизмов расходуется, и наступает такой момент, когда ав­томобиль уже не может нормально эксплуатироваться. Ины­ми словами, наступает такое его предельное состояние, кото­рое не может быть устранено профилактическими методами технического обслуживания, а требует восстановления устра­ненной работоспособности — ремонта.

Основным назначением технического ремонта являются устранение возникших в автомобиле, его агрегатах неисправ­ностей или отказов и восстановление их работоспособности.

При техническом ремонте выполняются следующие виды работ:

• регулировочные и некоторые другие виды.

Работы по ремонту автомобиля трудоемки и требуют по­рой значительных денежных затрат. Для их проведения иног­да необходимы частичная или полная разборка изделия для восстановления или замены деталей, применение сложного станочного, сварочного, окрасочного и иного оборудования.

К основным базовым деталям и агрегатам относят блок цилиндров двигателя, коробку передач, ведущий мост, руле­вой механизм, балку переднего моста или поперечину неза­висимой подвески, корпус кузова. При техническом ремонте демонтажно-монтажные и восстановительные работы могут проводиться как по автомобилю в целом, так и по его отдель­ным агрегатам, системам и узлам. Наряду с этим при техни­ческом ремонте производят восстановление, замену и устра­нение различных повреждений деталей, деформаций и перекосов кузова и его деталей, пайку, расточку, окраску, про­тивокоррозийную защиту, замену стекол, арматуры и др.

Технический ремонт может быть текущим и капитальным.

При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности, способствуют выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Необходимость такого ремонта устанавливают при контрольных осмотрах, которые выполняют во время прове­дения всех видов технического обслуживания, а также по за­явкам водителя или владельца автомобиля. Производят теку­щий ремонт на станциях технического обслуживания, в автомастерских, автотранспортных подразделениях, автоком­бинатах, заменяя у восстанавливаемых агрегатов поршневые кольца, вкладыши подшипников коленчатого вала, подшип­ники ступиц колес, рессоры и рессорные пальцы, шаровые пальцы рулевого привода, выполняют притирку клапанов, пайку радиатора и др.

Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и их агрегатов с целью обес­печения установленного межремонтного пробега при условии проведения регулярного технического осмотра, текущего ре­монта и правильной эксплуатации. Нормы межремонтных пробегов капитально отремонтированных агрегатов, как пра­вило, назначают из расчета не менее 80% нормы пробега для новых агрегатов и автомобилей. Техническое состояние и ком­плектность автомобиля и его агрегатов должны соответство­вать единым техническим условиям на сдачу и выдачу из ка­питального ремонта.

Капитальный ремонт автомобилей должен выполняться на специализированных автопредприятиях с полной разбор­кой на агрегаты, а агрегатов на детали. Необходимость капи­тального ремонта определяет специальная комиссия, которую назначает руководитель автопредприятия.

В капитальный ремонт не принимают агрегаты, если при их диагностировании или осмотре оказалось, что при оформ­лении нарушены правила сдачи в ремонт и если дефекты ба­зовых деталей не поддаются восстановлению. Направляют в ка­питальный ремонт агрегаты в случае необходимости ремонта базовой детали, ухудшения технического состояния агрегата из-за износа большинства деталей и тогда, когда для ремонта базовой детали необходима полная разборка агрегата.

При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, выявляют неисправности, восстанавливают нужные детали, узлы или заменяют их, после чего агрегат собирают, произво­дят регулировку и испытывают.

Для определения технического состояния автомобиля и объема ремонтных работ применяют различные средства диаг­ностирования. Если при диагностировании определить тех­ническое состояние или неисправность узлов и агрегатов не представляется возможным, их снимают с автомобиля и раз­бирают для определения объема работ. Результаты проверки заносят в карту контрольно-диагностического осмотра авто­мобиля.

Ремонтируют автомобили индивидуальным или агрегат­ным способом.

Индивидуальный способ ремонта предусматривает демон­таж поврежденных агрегатов, их восстановление, ремонт и ус­тановку на автомобиль. При этом способе ремонта простой автомобиля может быть значительным.

Агрегатный способ ремонта значительно сокращает вре­мя простоя, так как в этом случае ремонт выполняют заменяя неисправные агрегаты и узлы на исправные. Агрегатным спо­собом, как правило, ремонтируют на специализированных предприятиях и в мастерских, что повышает эффективность ремонта.

На некоторых станциях технического обслуживания авто­мобилей имеются специальные передвижные мастерские для выполнения технического обслуживания и ремонта.

Причины изменения технического состояния автомобиля

Содержание автомобиля в исправном состоянии в зна­чительной степени зависит от его владельца, водителя, его ква­лификации, знания им материальной части автомобиля и пра­вил технической эксплуатации, мастерства и от бережного к нему отношения. Однако в процессе эксплуатации свойства автомобиля не остаются постоянными. Надежность автомо­биля и его динамические качества снижаются, что отражается на безопасности движения, повышенном расходе горюче-сма- зочных материалов, ухудшении пуска двигателя, появлении стуков и шумов. Это результат вредных процессов, происхо­дящих в агрегатах и системах автомобиля, которые накапли­ваются в течение всего времени существования автомобиля и постоянно влияют на его работоспособность и надежность. Работоспособность автомобиля — это состояние, при кото­ром значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-тех- нической или и/или конструкторской документации.

Работоспособность автомобиля зависит от его надежнос­ти — сложного свойства, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Долговечность автомобиля означает его свой­ство сохранять работоспособное состояние до наступления пре­дельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Определяется долговечность устанав­ливаемым предприятием-изготовителем ресурсом — амортиза­ционным сроком службы до предельно допустимых износов деталей основных механизмов и агрегатов, вызывающих необхо­димость прекращения эксплуатации или проведения капиталь­ного ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять рабо­тоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Ремонтопригодность является свойством автомобиля, которое заключается в приспособленности к пре­дупреждению, обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также поддержанию и восстановлению рабо­тоспособного состояния путем проведения технических осмот­ров и ремонтов. Качественно проведенные технический ос­мотр и ремонт значительно уменьшают возможности развития вредных процессов, различных причин неисправностей, про­исходящих в агрегатах и системах автомобиля.

К вредным процессам, основным причинам возникнове­ния неисправности автомобиля, относят изнашивание трущихся поверхностей, усталость металла, внутренние напряжения в деталях, различные виды коррозии, старения, обгорание рабо­чих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его до­пустимого теплового режима, образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания, который может образо­вываться на стенках головки блока цилиндров, на днище пор­шня, головках клапанов; применение топливных и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-техни- ческих документов, с содержанием в них механических приме­сей, температурное влияние окружающей среды и т.д.

Изнашивание является процессом постепенного измене­ния размеров, формы и состояния поверхности детали, про­исходящего при трении. Результат изнашивания, определяе­мый в установленных единицах, называется износом. Износ может быть естественным, ускоренным и аварийным. Есте­ственный износ появляется в результате трения, действия вы­соких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплу­атации. Величина износа в этом случае нарастает медленно, и продолжительная работа автомобиля происходит без особого нарушения рабочих характеристик.

Износы ускоренные и аварийные возникают в результа­те некачественного технического обслуживания и ремонта ав­томобилей, низкого качества материалов, применяемых для изготовления агрегатов автомобиля, а также из-за недорабо­ток в конструкции автомобиля.

При ускоренных и аварийных износах процесс изнаши­вания происходит быстро, он сопровождается разрушением деталей и другими неисправностями, при которых дальней­шая эксплуатация автомобиля становится невозможной.

Выделяют несколько видов изнашивания:

• изнашивание при заедании, фретинг-коррозии и фретинге.

Изнашивание при фретинге, абразивное, эрозионное

и усталостное относят к механическому виду изнашивания, а окислительное и при фретинг-коррозии — к коррозионно- механическому.

Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся меж­ду поверхностями трения. Эти частицы попадают в виде пыли, песка между трущимися деталями, например, тормозными накладками колодок и барабанами, и резко увеличивают их износ. В кривошипно-шатунном механизме и ряде других в ка­честве абразивных частиц служат сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.

Усталостное изнашивание происходит из-за того, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и нагрузок становится хрупким и выкрашивается, об­нажая лежащий под ним менее твердый и изношенный слой. Такое изнашивание случается на зубьях шестерен, зубчатых колес, на беговых дорожках колец подшипников качения. Уста­лостные разрушения возникают при циклическом приложе­нии нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. Происходит постепенное накопление трещин, что при­водит к усталостному разрушению детали.

Эрозионное изнашивание наблюдается в результате воз­действия потока жидкости или газа. На автомобиле такое изнашивание происходит на рабочих поверхностях тарелок выпускных клапанов двигателя и жиклерах карбюратора.

Изнашивание при заедании происходит в результате вы­рывания материала деталей и переноса его с одной поверхно­сти на другую. Это приводит к появлению задиров на рабочих поверхностях деталей, их заклиниванию и разрушению.

Изнашивание при фретинге является механическим из­нашиванием соприкасающихся деталей при малых колебатель­ных движениях. Если при этом агрессивно действует среда, то происходит изнашивание при фретинг-коррозии. Такое изна­шивание может происходить, например, в местах контакта вкла­дышей шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.

Электроэрозионное изнашивание проявляется в измене­нии поверхностей деталей в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока, например, между элек­тродами свечей зажигания.

Пластические деформации и разрушения связаны с дости­жением или превышением пределов текучести или прочно­сти, соответственно, пластичных (сталь) и хрупких (чугун) ма­териалов деталей, что может происходить при перегрузке автомобиля, неправильном управлении, дорожно-транспорт- ном происшествии.

Коррозия появляется на поверхностях деталей в резуль­тате химического или электрохимического взаимодействия ма­териала детали и агрессивной окружающей среды, приводя­щего к окислению — ржавлению металла, уменьшению прочности и ухудшения внешнего вида автомобиля. Корро­зии способствуют сохранение влаги на металлических повер­хностях, соль, которую используют в зимнее время на дорогах и отработавшие газы.

Вредные процессы могут протекать с разной скоростью — быстро, медленно, со средней скоростью. К быстропротека- ющим процессам относят вибрации узлов, изменение сил трения в подвижных сопряжениях, колебания рабочих нагру­зок и другие процессы, оказывающие влияние на взаимное положение деталей и узлов и изменяющие, искажающие цикл работы автомобиля. Периодичность изменения быстродейству­ющих процессов измеряется долями секунды.

Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 4960 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/5-68511.html

Читайте также:  Катушка зажигания лада калина 8 клапанов схема
Оцените статью
Все про машины