- Сборка рулевого механизма
- Рулевой редуктор УАЗ 469
- Устройство рулевого редуктора УАЗ 469
- Ремонт рулевого редуктора УАЗ-469
- Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469
- Регулировка момента затяжки подшипников червяка
- Регулировка зацепления червяка с роликом
- Видео: Ремонт и регулировка
- Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Сборка рулевого механизма
Сборка рулевого механизма с гидроусилителем производится в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:
Сборка шарико-винтовой передачи. Для сборки шарико-винтовой передачи применяются шарики диаметром 7,144±0,014 мм, рассортированные на семь групп по диаметру через 0,004 мм. Для сборки все шарики должны быть одной труппы. Для облегчения сборки применять трубку-дозатор (трубку 10×1 мм длиной 275 мм).
- Вставьте винт в отверстие рейки-поршня и совместите первый виток винтовой канавки с отверстием в рейке-поршне под шариковод, ближнем к фланцу винта.
- Вставьте заполненную шариками трубку-дозатор в отверстие шариковода так, чтобы шарики начали заполнять винтовой канал.
- Для заполнения винтового канала плавно поворачивайте винт против часовой стрелки до появления первого шарика во втором отверстии под шариковод.
- Оставшимися шариками заполните желоб шариковода. Для предотвращения рассыпания шариков густо смажьте желоб консистентной смазкой Литол-24.
- Заполненный шариками желоб в паре со вторым желобом вставьте в отверстие под шариковод в рейке-поршне.
- Придерживая шариковод от выпадания, проверьте момент проворачивания винта, который должен быть 0,5-0,8 Н*м (0,05-0,08 кгс*м). Вращение должно быть плавное, без рывков и заеданий. Если момент вращения больше или меньше требуемого, весь комплект шариков замените на комплект меньшего или большего диаметра соответственно. Смешивание шариков разных размерных групп не допускается.
- Установите накладку шариковода, заверните болты ее крепления и застопорите их, отогнув на грань каждого болта лепесток накладки.
Источник статьи: http://uaz.service-manual.company/rulevoj-mehanizm-s-gur/sborka-rulevogo-mehanizma-uaz-s-gidrousilitelem/
Рулевой редуктор УАЗ 469
Автомобиль УАЗ 469 оборудован механическим рулевым управлением. Оно состоит из рулевой колонки, редуктора и привода. Воздействие на механизм осуществляется из кабины автомобиля с помощью рулевого колеса. В процессе эксплуатации могут возникать различные неисправности рулевого редуктора. Для восстановления его работоспособности необходим ремонт или регулировка.
Устройство рулевого редуктора УАЗ 469
Рулевой редуктор автомобили УАЗ 469 представляет собой узел, служащий для поворота передних колес автомобиля. Устройство рулевого редуктора УАЗ предусматривает снижение усилий, прилагаемых водителем к рулевому колесу при движении автомобиля.
Картер рулевого редуктора УАЗ устанавливается на раме автомобиля. Узел фиксируется с левой стороны по ходу движения. Крутящий момент от рулевой колонки к редуктору передаётся с помощью карданного вала.
Рабочая пара рулевого редуктора автомобиля УАЗ-469 состоит из глобоидального червяка и ролика двухгребневого типа. Червяк связан с валом, на который передаётся усилие рулевого колеса. Ролик устанавливается на одном валу с сошкой рулевого механизма. Таким образом, при вращении червяка ролик вместе с сошкой смещаются в определенную сторону. Для предотвращения проскальзывания вала, сошка установлена на мелкие шлицы.
При положении колёс для движения по прямой ролик должен находиться по центру червяка. Для правильности установки сошки шлицевое соединение оснащено сдвоенными единицами. Это исключает вероятность неправильной установки детали.
Ремонт рулевого редуктора УАЗ-469
В некоторых случаях может потребоваться ремонт рулевого редуктора. Для того чтобы выполнить работы по ремонту, не обязательно наличие профильного образования. С задачей справится человек, имеющий минимальные технические знания. Разборка рулевого редуктора осуществляется в следующей последовательности.
- Демонтировать редуктор с посадочного места. Для этого необходимо открутить и выбить болт, фиксирующий вал червяка в проушине крестовины. После этого открутить три болта, крепящих рулевой редуктор к раме автомобиля.
- Слить масло. Смазка деталей рулевого редуктора осуществляется маслом. Оно заливается в картер. Во избежание вытекания масла в корпусе установлены сальники. Для слива отработавшей жидкости необходимо выкрутить специализированную заглушку, расположенную на картере.
- Демонтировать сошку. Деталь жестко установлена на валу и зафиксирована гайкой. Для снятия можно использовать специализированный съемник. При его отсутствии можно сбить сошку с вала молотком. Важно не повредить резьбу вала.
- Открутить боковую крышку. Для этого необходимо открутить 4 болта, служащие для крепления крышки к корпусу.
- Демонтировать вал сошки. Деталь вынимается из корпуса редуктора вместе с роликом. Для того чтобы демонтировать вал, следует нанести по нему несколько ударов молотком из мягкого металла. Применение обычного молотка возможно только в совокупности с наставкой из алюминия или меди. Некоторые автомобилисты используют деревянную дощечку. Ее наставляют на вал и наносят удары. Таким образом, удается защитить резьбу от повреждений.
- Открутить болты крепления нижней крышки и демонтировать деталь. Под крышкой установлены регулировочные прокладки. Необходимо аккуратно демонтировать их.
- Демонтировать червячный вал.
После разборки все детали очищают от смазочного материала и металлической стружки, образовавшейся в результате трения. Проводится деффектовка деталей. Вышедшие из строя части необходимо заменить новыми. Сборка и установка узла осуществляется в обратной последовательности. После сборки необходимо провести регулировку рулевого редуктора.
Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469
При наличии люфта в рулевом управлении, превышающего норму, необходимо в первую очередь проверить работоспособность крестовины рулевого карданного вала и шарниров рулевых тяг. Сильный износ деталей рулевого управления может привести к возникновению люфта. Если шарниры рулевых тяг и крестовина не изношены, потребуется регулировка узла.
Регулировка момента затяжки подшипников червяка
Чтобы отрегулировать момент затяжки подшипников червяка, необходимо демонтировать узел с автомобиля. После снятия рулевого редуктора необходимо неподвижно зафиксировать его. Для этого используют тиски. После этого регулировка осуществляется в следующей последовательности:
- Сливают из картера смазочный материал.
- Откручивают колпачковую гайку, закрывающую регулировочный винт.
- Демонтируют стопорную шайбу, предотвращающую самопроизвольное смещение регулировочного винта.
- С помощью специализированного съемника снять сошку с вала. При снятии детали без приспособления может понадобиться ее нагрев.
- Открутить болты крепления боковой крышки.
- Легкими ударами молотка из мягкого металла выбить сошку.
- Демонтировать нижнюю крышку.
- Удалить тонкую прокладку, установленную в месте крепления крышки.
- Установить нижнюю крышку рулевого редуктора.
- При наличии смещения червяка по своей оси следует демонтировать крышку и удалить вторую прокладку, а на ее место установить первую. Таким образом, уменьшится зазор между нижней крышкой и корпусом редуктора.
- После регулировки момента затяжки подшипников необходимо провести сборку и установку узла на автомобиль.
Регулировка зацепления червяка с роликом
При износе ролика или червяка появляется люфт в рулевом управлении. Для его устранения не требуется снятие узла с автомобиля. Регулировка осуществляется при установленном на автомобиль редукторе. Для устранения люфта необходимо:
- Установить колеса в положение, при котором транспортное средство будет двигаться по прямой.
- Демонтировать палец рулевой тяги из отверстия сошки. Для облегчения процесса демонтажа можно использовать специализированный съемник.
- Выкрутить гайку блокирующую доступ к регулировочному винту.
- Снять стопорную шайбу.
- Закрутить регулировочный винт до тех пор, пока не исчезнет люфт в зацеплении червяка и ролика.
- Установить стопорную шайбу на посадочное место.
- Установить гайку, закрывающую регулировочный винт.
После регулировки зазора в зацеплении червяка с роликом следует проверить усилие, прилагаемое к рулевому колесу. Слишком сильно закрученный регулировочный винт приведет к повышенному трению деталей рулевого редуктора и к быстрому их износу.
Перед разборкой и регулировкой редуктора следует проверить работоспособность других частей рулевого управления. Разборку и сборку узла можно провести без использования специализированного оборудования.
После правильной регулировки рулевого редуктора на автомобиле УАЗ 469 допустимый максимальный люфт должен составлять не более 10о. Превышение этого показателя свидетельствует о нарушениях в работе других частей рулевого управления.
Видео: Ремонт и регулировка
Источник статьи: http://4x4funclub.ru/tekhnicheskie-danye/tehnicheskie-dannye-uaz-469/rulevoy-reduktor-uaz-469/
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Рулевое управление автомобилей Уаз-3151, Уаз-31512, Уаз-31514 и Уаз-31519 травмобезопасное, состоит из рулевого колеса, не регулируемой рулевой колонки с одним или двумя карданными шарнирами, рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевое управление Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.
Рулевой привод состоит из сошки, рулевой тяги сошки, рычага поворотного кулака, поперечной тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Тяги располагаются перед передним мостом и соединяются с сошкой и рычагами сферическими самоподжимными разборными шарнирами с коническими хвостовиками.
Поперечная тяга трапеции автомобилей Уаз-31512, Уаз-31514 и Уаз-31519 имеет прогиб в горизонтальной плоскости, поэтому между правым рулевым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого изменяется длина тяги, что позволяет регулировать величину схождения передних колес.
На автомобиле Уаз-3151 поперечная тяга трапеции прямая и схождение передних колес регулируется вращением самой тяги. Рулевая тяга сошки также регулируемая, что необходимо для обеспечения правильного взаимного положения сошки и поворотных кулаков.
Принцип работы рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.
Вращение рулевого колеса передается на вал рулевого механизма. Сошка рулевого механизма через рулевую тягу сошки и рычаг поворачивает поворотный рычаг правого колеса. Поперечная тяга трапеции соединяет через рычаги трапеции поворотные кулаки колес и синхронизирует их поворот.
Типы рулевых механизмов рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.
На автомобилях Уаз-3151 и Уаз-31512 могло устанавливаться рулевое управление с двумя типами рулевых механизмов : глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, он же червяк-ролик или типа винт-шариковая гайка-сектор, он же винт — шариковая гайка-рейка — сектор. Рулевое управление Уаз-31512 со вторым типом рулевого механизма могло дополнительно оборудоваться гидроусилителем руля. На автомобилях Уаз-31514 и Уаз-31519 устанавливался рулевой механизм типа винт — шариковая гайка — сектор с гидроусилителем руля или без него.
Рулевой механизм типа червяк-ролик.
Состоит из картера, в котором на роликовых конических подшипниках установлен глобоидальный червяк, входящий в зацепление с двухгребневым роликом. Ролик вращается на шариковых радиальноупорных подшипниках, установленных на оси, запрессованной в головку вала сошки.
При повороте рулевого вала червяк вращается, и ролик, обкатываясь по нему, поворачивает вал сошки, установленный в картере на роликовом радиальном подшипнике и бронзовой втулке. Регулировка механизма производится винтом в торце вала сошки. Каталожный номер рулевого механизма : 469-3400014-11.
Рулевой механизм типа винт-шариковая гайка-сектор.
Состоит из алюминиевого картера, в котором на радиально-упорных подшипниках установлен винт. Винт охватывает шариковая гайка-рейка, имеющая внутри винтовую канавку, а снаружи — реечные зубья. Между гайкой и винтом размещены шарики. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и гайка перемещается вдоль винта. Зубьями рейки поворачивается вал-сектор, установленный в картере на двух цилиндрических роликовых подшипниках без сепаратора. На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка.
Регулировка зацепления рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора. Винт с шариковой гайкой и шариками подобраны друг к другу и при необходимости заменяются только в сборе. Каталожный номер рулевого механизма, для Уаз-3151 и Уаз-31512 : 3151-3400013, для Уаз-31514 и Уаз-31519 : 3151-3400014.
Проверка состояния рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.
Для рулевого механизма типа глобоидальный червяк с двухгребневым роликом.
Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10 градусов при усилии на динамометре 7.35 Н (0.75 кгс), что соответствует 40 миллиметрам при измерении на ободе колеса.
Для рулевого механизма типа винт-шариковая гайка-сектор.
Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой, среднее положение гайки-рейки, не превышает 10 градусов, что соответствует 40 миллиметрам при измерении на ободе колеса.
Если свободный ход рулевого колеса больше 40 миллиметров.
Прежде всего необходимо убедиться в том, что увеличение свободного хода не вызвано износом шарниров рулевых тяг и карданных шарниров, люфтом подшипников передних колес, а также ослаблением гайки сошки, гаек пальцев шарниров, клиньев карданного вала и других крепежных деталей. Для этого проверяют затяжку гаек и болтов рулевого управления, и при необходимости их подтягивают. Гайки шаровых шарниров рулевых тяг и карданного вала рулевого управления должны быть зашплинтованы.
При вращении рулевого колеса не должно быть люфтов в шаровых шарнирах тяг. Аналогично проверяются люфты в карданных шарнирах рулевого вала. Если после устранения вышеуказанных люфтов свободный ход руля все равно превышает допустимые нормы, то необходима регулировка самого рулевого механизма.
Масла и смазки для рулевого управления Уаз без гидроусилителя руля.
Рулевые механизмы без гидроусилителя руля смазываются трансмиссионным маслом SAE 75W90 по API GL-4, GL-5, заливаемым в их картер. Для рулевого механизма типа червяк-ролик 0.25 литра, для винт-шариковая гайка-сектор : 0.5 литра. Шарниры рулевых тяг, рулевые наконечники, смазываются пластичной смазкой Литол-24 до выходя свежей смазки из под уплотнений.
Источник статьи: http://auto.kombat.com.ua/rulevoe-upravlenie-uaz-3151-31512-31514-31519-bez-gidrousilitelya-ustroystvo-i-tipyi-rulevyih-mehanizmov/