- Ремонт автомобилей
- Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации
- Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)
- Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ
- Контур I (контур тормозов передней оси)
- Контур II (контур тормозов задней тележки)
- Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)
- Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)
- Контур V (контур аварийного растормаживания)
- Как работает пневматический привод тормозных систем
- Работа привода рабочей тормозной системы
- Работа привода запасной тормозной системы
- Работа привода стояночной тормозной системы
- Работа привода вспомогательной тормозной системы
- КамАЗ-43101. Двигатель, трансмиссия, тормоза схема электропитания
- КамАЗ-43101: универсальный среднетоннажный грузовик
- Технические характеристики КамАЗ-43101
- Габариты и грузоподъемность
- Двигатель и расход топлива
- Трансмиссия, тормоза схема электропитания
- Видео обзор КамАЗ-43101 на youtube
- Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-43101
Ремонт автомобилей
Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации
Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)
Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:
- Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
- Запасная
- Стояночная
- Вспомогательная
Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ
- Компрессор
- Тормозная камера передних колес
- Клапан контрольного вывода
- Клапан ограничения давления
- Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
- Кран вспомогательной тормозной системы
- Воздухораспределитель
- Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
- Ресивер тормозной рабочей системы
- Конденсационный рессивер
- Ресивер тормозной рабочей системы
- Кран для слива конденсата
- Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
- Тройной защитный клапан
- Ручной кран стояночной тормозной системы
- Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
- Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
- Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
- Двойной защитный клапан
- Регулятор давления
- Предохранитель от замерзания
- Ресивер стояночной тормозной системы
- Ресивер вспомогательной системы
- Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
- Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
- Одинарный защитный клапан
- Ускорительный клапан
- Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
- Клапан быстрого растормажмивания
- Регулятор тормозных сил
- Двухмагистральный перепускной клапан
- Соединительная головка управляющей магистрали
- Соединительная головка питающей магистрали
Контур I (контур тормозов передней оси)
- Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
- Тройной защитный клапан
- Двухстрелочный манометр
- Клапан ограничения давления
- Клапан контрольного вывода
- Нижняя секция тормозного крана
- Две тормозные камеры (тип 24)
- Прочие механизмы, шланги и трубопроводы
Контур II (контур тормозов задней тележки)
- Верхняя секция тормозного крана
- Часть тройного защитного клапана
- Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
- Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
- Двухстрелочный манометр
- Четыре тормозные камеры (тип 20)
- Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
- Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)
Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)
- Двойной защитный клапан
- Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
- Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
- Ускорительный клапан
- Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
- Часть двухмагистрального перепускного клапана
- Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
- Одинарный защитный клапан
- Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
- Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
- Три разобщительных крана трёх соединительных головок
- Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
- Двухпроводной привод тормозов прицепа
- Шланги и трубопроводы
- Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
- Ускорительный клапан
- Ресивер
- Клапан двухмагистральный
- Клапан контрольного вывода
- Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором
Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)
- Пневматический кран
- Часть двойного защитного клапана
- Два цилиндра привода заслонок
- Пневмоэлектрический датчик
- Цилиндр привода рычага останова двигателя
- Трубопроводы и шланги
- Кран включения вспомогательного тормоза
- Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
- Заслонка
- Корпус заслонки
Контур V (контур аварийного растормаживания)
- Часть двухмагистрального перепускного клапана
- Пневматический крана
- Часть тройного защитного клапана
- Трубопроводы и шланги
Как работает пневматический привод тормозных систем
Работа привода рабочей тормозной системы
Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.
Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а затем ресиверы остальных контуров.
Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней оси. Из верхней секции крана через регулятор тормозных сил воздух подается в тормозные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным магистралям воздух поступает к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Работа привода запасной тормозной системы
Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.
При повороте крана из управляющей магистрали ускорительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с торможением автомобиля притормаживается прицеп или полуприцеп.
Работа привода стояночной тормозной системы
Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормозного крана в заднее фиксированное положение. При этом, воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и среднего мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана следует установить в переднее фиксированное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растормаживается.
В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользоваться системой аварийного растормаживания.
При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.
Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растормозить с помощью устройств для механического растормаживания, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшипник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толкатель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.
Работа привода вспомогательной тормозной системы
При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжатый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива прекратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.
Контакты пневмоэлектрического датчика, установленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.
Источник статьи: http://remauto.info/ustrojstvo-tormoznyh-sistem-razdelenie-na-kontury-avtomobilej-kamaz-5320-4310/
КамАЗ-43101. Двигатель, трансмиссия, тормоза схема электропитания
КамАЗ-43101: универсальный среднетоннажный грузовик
Разработка этой модели началась еще в конце 70-х годов прошлого столетия. Однако первые грузовики сошли с конвейера Камского автозавода в 1989 году, производство автомобиля продолжалось до 2000 года. КамАЗ-43101 имеет универсальное назначение, он использовался как военный вездеход, в качестве бортового грузовика, самосвала, лесовоза, топливозаправщика и вахтенного автобуса. На базе шасси 43101 была создана спортивная версия автомобиля для участия в гонках Париж-Дакар. Этот маршрут вездеход полностью прошел в 1992 году.
По своей конструкции КамАЗ-43101 – это полноприводный рамный трехосный грузовик с бескапотной цельнометаллической кабиной и передним расположением силового агрегата. Автомобиль комплектовался трехместной кабиной старого образца. Спальное место доступно опционально. В целом, салон выглядит устаревшим и некомфортным. Приборная панель не отличается информативностью, водители часто жаловались на неудобные, жесткие сидения и сильную тряску во время езды по пересеченной местности. Военная модификация может оснащаться каркасом, тентом и деревянными скамьями, для перевозки солдат и сержантов. Также вездеход оснащается лебедкой барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом.
Новый грузовик этой модели сегодня купить невозможно, так как их выпуск давно прекращен. Подержанные автомобили 1997-1999 года предлагаются по цене 750-990 тысяч рублей.
Технические характеристики КамАЗ-43101
Габариты и грузоподъемность
- Длина грузовика: 7 895 миллиметров;
- Ширина: 2 500 мм;
- Высота: 2 860 мм;
- Клиренс (дорожный просвет): 36,5 сантиметра;
- Внешний радиус разворота: 11,3 метра;
- Снаряженный вес автомобиля: 8 905 килограмм;
- Максимальная грузоподъемность: 6 000 кг;
- Разрешенный максимальный вес в составе автопоезда: 25,2 тонны;
- Максимальная глубина, преодолеваемого брода: 1 500 миллиметров;
- Крейсерская скорость: 85 км/час.
Двигатель и расход топлива
Основным двигателем для этой модели является четырехтактный верхнеклапанный турбодизель КамАЗ 740.10-20. Этот восьмицилиндровый силовой агрегат характеризуется наличием турбонаддува, функции промежуточного охлаждения наддувочного воздуха и V-образным расположением цилиндров. Мотор имеет рабочий объем 10,86 литров и развивает номинальную мощность в 220 лошадиных сил. Дизельный двигатель КамАЗ 740.10-20 сконструирован еще в начале 80-х годов ХХ столетия, возможно, поэтому он не отличается экологичностью и по этому стандарту маркируется как Евро 0.
Автомобиль комплектуется двумя топливными баками, объемом 125 и 170 литров. Расход топлива КамАЗ-43101 зависит от сезона, условий эксплуатации и исправности основных узлов грузовика. В летний период, при движении по асфальтированному шоссе со скоростью 60 км/час, норма расхода топлива составляет 30 литров на 100 километров пути.
Трансмиссия, тормоза схема электропитания
КамАЗ-43101 оборудуется отечественной пятиступенчатой коробкой переключения скоростей, оснащенной синхронизаторами всех передач, кроме первой. Кроме того, предусмотрено наличие раздаточной коробки с двухступенчатым редуктором и блокировкой межосевого дифференциала. Управление раздаткой осуществляется дистанционно через электропневматический привод переключения скоростей. Также через раздаточную коробку осуществляется привод на лебедку, если ее наличие предусмотрено в комплектации.
Автомобиль оснащен четырьмя тормозными системами: основной, стояночной, вспомогательной и резервной. Основной тормоз – барабанного типа, с барабанами, диаметром в 400 миллиметров, кулачковым разжимом и тормозными колодками, шириной 140 мм. Пневматическая система оснащена термодинамической подсушкой сжатого воздуха.
Рабочее напряжение электрооборудования КамАЗ-43101 – 24 Вольта. Питание производится от двух 12-вольтовых аккумуляторных батарей, емкостью 190 А/ч. Также автомобиль оборудован двухкиловаттным генератором с преобразователем напряжения.
Более полное описание и подробные технические и эксплуатационные характеристики военного вездехода КамАЗ-43101 вы найдете здесь:
Снаряженная масса автомобиля | 8 905 кг |
Нагрузка, которая приходится на передний мост | 4 540 кг |
Нагрузка на заднюю телегу | 4 365 кг |
Максимальный вес поднимаемого груза | 6 000 кг |
Автопоезд | 5 020 кг |
Допустимая масса прицепного устройства | 10 000 кг |
Модель силового агрегата | 7403.10 |
Тип используемого топлива | Дизель |
Турбонаддув | Есть |
Номинальная мощность | 260 лошадиных сил |
Наибольший крутящий момент | 785 Нм |
Количество цилиндрических элементов | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Рабочий объем мотора | 10,85 л |
Диаметр цилиндров | 12 см |
Ход поршневой части | 12 см |
Уровень сжатия | 16 |
Объем топливного бака | 170 л |
Напряжение электрооборудования | 24 В |
Сцепление | Фрикционное |
Диаметр накладок | 35 см |
Размер шин | 15,7-20,9 |
Генераторная установка | 28 В |
Масса | 15 205 кг |
Карту смазки автомобиля можно увидеть ниже в таблице:
Точки смазки | Количество смазки (общее на все точки) | Наименование смазки | Объем выполняемых работ |
Картер двигателя | 24,5 л | Летом: масло М-10Г2к ГОСТ 8581—78. Зимой: масло М-8Г2к ГОСТ 8581—78. Заменитель (всесезонно): ДВ-АСЗп-10В ТУ 38.101155—76 | Смените масло |
Муфта опережения впрыска топлива | 0,160 л | То же | Смените масло (один раз в два года) |
Картер коробки передач | 8,5 л | Трансмиссионное масло ТСП-15К ГОСТ 23652—79 (при температуре не ниже минус 30°С; ТМ5-12РК ТУ 38.101844—80 (при температуре не ниже минус 50°С) | Проверьте уровень масла, при необходимости долейте Смените масло (один раз в год) |
Картер раздаточной коробки | 5,4 л | Масло, применяемое для коробки передач | Проверьте уровень масла, при необходимости долейте Смените масло (один раз в год) |
Редуктор лебедки (только на КамАЗ-4310) | 3,9 Л | Трансмиссионное масло ТСП-15К (при температуре не ниже минус 30°С) или ТАП-15В ГОСТ 23652—79 (при температуре не ниже минус 25°С); ТМ5-12РК ТУ 38.801844—10 или ТСП-10 ГОСТ 23652—79 (при температуре не ниже минус 50°С) | Смените масло (один раз в год) |
Бачок насоса гидроусилителя рулевого управления | 4,2 л | Масло для гидросистемы автомобиля марки «Р» (всесезонно) ТУ 38-101 179—71. Заменитель: масло АУ ГОСТ 1642—75 или ТУ 38.101586—75 АУп ТУ 38.101719—78 (всесезонно) | Проверьте уровень масла в бачке, при необходимости долейте Смените масло (один раз в год) |
Втулки вала вилки выключения сцепления Подшипник муфты выключения сцепления | 0,015 кг 0,03 кг | Смазка Литол-24 ГОСТ 21150—75. Заменитель: смазка 158 ТУ 38.101320—77 | Смажьте через пресс- масленку, сделав шприцем не более трех ходов |
Втулки валов разжимных кулаков: передний кронштейн задний кронштейн | 0,150 кг 0,300 кг | То же | То же |
Регулировочные рычаги тормозных механизмов | 0,27 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: смазка графитная УСсА ГОСТ 3333—80 | Смажьте через пресс- масленку до выдавливания свежей смазки |
Опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач | 0,050 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033-79 | То же |
Кран управления отоплением кабины | 0,002 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033—79 | Разберите, промойте и смажьте (один раз в год) |
Шарниры карданного вала заднего моста | 0,050 кг | Смазка № 158. Заменитель: смазка Литол-24 | Смажьте через пресс- масленку до выдавливания свежей смазки из-под кромок каждого сальника шарнира (при использовании заменителя смазывайте при ТО-1) |
Выключатель батарей | 0,03 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: смазка № 158 | Смажьте, предварительно разобрав и прочистив |
Подшипники ступиц колес | 5,1 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: жировая смазка 1-13 ОСТ 38.001145—80 | Заложите смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников (при использовании заменителя смажьте при ТО-2) |
Стебель крюка тягово-сцепного устройства | 0,05 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033—79, пресс-солидол С ГОСТ 4366—76 | Смажьте через пресс- масленки (при использовании заменителя смажьте при ТО-1) |
Шарниры реактивных штанг задней подвески | 0,6 кг | Смазка Литол-24. Заменитель: солидол Ж ГОСТ 1033—79, пресс-солидол С ГОСТ 4366—76 | Смажьте через пресс- масленки до выдавливания свежей смазки (при использовании заменителя смажьте при ТО-2) |
Подшипник вала барабана лебедки | 0,05 кг | То же | Смажьте через пресс- масленку (при использовании заменителя смажьте при ТО-2) |
Шарниры рулевых тяг | 0,05 кг | » | Смажьте через пресс- масленки до выдавливания свежей смазки |
Выводы аккумуляторных батарей | 0,04 кг | Смазка Литол-24 | Смажьте тонким слоем |
Штекерные соединения электрооборудования | 0,008 кг | То же | Смажьте (один раз в год) |
Система охлаждения двигателя | 35,0 л | Антифриз марки 40 ГОСТ 159—52. Заменитель: антифриз Тосол А40 ТУ 6.02751—78 Для кратковременной эксплуатации допускается применение воды | Смените жидкость (один раз в год) |
Гидропривод выключения сцепления | 0,28 л | Гидротормозная жидкость ГТЖ-22м ТУ 6.01787—75 или «Нева» ТУ 6.01 1163—78 Смешивание жидкости «Нева» с гидротормозными жидкостями других марок не допускается | Проверьте уровень жидкости и при необходимости долейте Смените жидкость (один раз в год) |
Гидроподъемник кабины и запасного колеса | 1,2 л | Гидравлическое масло МГЕ-10А ТУ 38 101572—75 | Проверьте уровень масла, при необходимости долейте |
Предохранитель от замерзания | Спирт этиловый технический ГОСТ 17299—78 или ГОСТ 18300—72 | Применяйте при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5° С Смените (один раз в месяц) Смените (один раз в неделю) | |
для предохранителя 100-3536010-10 | 1,0 л | ||
для предохранителя 100-3536010 | 0,2 л | ||
Подшипники водяного насоса | Смазка Литол-24 | Смажьте через пресс- масленку до выхода смазки из контрольного отверстия |
Видео обзор КамАЗ-43101 на youtube
КамАЗ-43101 в грязи – идет как танк:
Панель управления и приборы КамАЗ-43101:
Устройство, ТО и ТТХ военного КамАЗ-43101:
Что пишут на форумах: отзывы владельцев и водителей КамАЗ-43101
Ефим Евстигнеев, 55 лет, Красноярский Край:
Владею лесовозом КамАЗ-43101 более десяти лет. При покупке главным критерием была проходимость автомобиля: там, где я работаю дорог нет. В своем выборе не ошибся – это действительно вездеход: идет и по грязи, и из любого болота выберется. Двигатель, коробка и сцепление очень простые в обслуживании и ремонте, важно не забывать вовремя обслуживать и смазывать. О комфорте в кабине говорить не буду: чего нет – того нет, радует цвет зеленый – не так грязь видно.
Источник статьи: http://proogorod.com/selhoztekhnika/kamaz/kamaz-43101-obzor