- Тормозная система автомобиля Лада Гранта
- Конструкция рабочей системы тормозов модели Гранта
- Как заменить передние тормозные колодки на Лада Гранта
- Как заменить задние тормозные колодки на Лада Гранта
- Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
- Рабочее устройство тормозов автомобиля Лада Калина, Гранта
Тормозная система автомобиля Лада Гранта
Тормозная система Лада Гранта включает в себя сразу несколько типов систем — стояночную и рабочую. Назначение рабочей системы тормозов заключается в уменьшении скоростного режима движения машины, а в некоторых случаях в остановке и краткосрочном удержании транспортного средства в состоянии без движения.
Конструкция рабочей системы тормозов модели Гранта
Тормозная система Гранты представляет собой диагональную, с двумя контурами, имеющую гидравлический привод систему, которая включает в себя рабочий главный цилиндр вместе с вакуумным усилителем, по одному на каждое колесо механизму тормозов, а также регулятора жидкостного давления в обоих механизмах на задней оси.
На передней части авто установлены дисковые тормоза без дополнительной вентиляции. В системе задних колес установлена барабанная конструкция.
Каждый контур модели состоит из механизмов тормозов двух колес: одно располагается спереди, второе – сзади. При этом расположены они диагонально. Сделано это для того, чтобы при появлении неисправности в одном из контуров, другой сумел, хоть и не с предельной эффективностью, обеспечить торможение машины.
С помощью регулятора жидкостного давления происходит ограничение попадания жидкости в систему тормозов задней оси в случае недостаточного значения нагрузки этой оси. Таким образом, предотвращается блокировка колес, а автомобиль уберегается от заноса при возникновении необходимости экстренного торможения.
Корпус этой детали имеет небольшое отверстие, которое прикрыто заглушкой из пластмассы. Если из указанного отверстия подтекает «тормозуха», то колея регулятора негерметична.
Для того чтобы облегчить водителю задачу нажатия тормозной педали, привод системы тормозов оснащен специальной деталью под названием вакуумный усилитель. Его работа осуществляется благодаря разрежению, которое образуется внутри впускного трубопровода не заглушенного мотора. По этой причине нельзя глушить двигатель до того момента, пока автомобиль полностью не остановится.
Бачок с жидкостью для качественной работы системы располагается на корпусе главного цилиндра. В крышку бачка вмонтирован датчик, который контролирует уровень жидкости. Когда значение уровня падает до критической отметки, датчик подает сигнал водителю путем включения контрольной лампочки на приборной панели.
Не забывают на отечественном предприятии и об оснащении новых автомобилей современными устройствами. Так, например, большинство комплектаций Лада Гранта выпускаются с системой антиблокировки или ABS в простонародье.
Как заменить передние тормозные колодки на Лада Гранта
Тормозная система на передней оси модели Гранта состоит из невентилируемых дисков, плавающей скобы и одного цилиндра. Стоит отметить, что диск изготавливается из чугуна, а его минимальное положенное значение толщины, в случае износа, должно быть не меньше 17,8 миллиметров.
За поддержанием показателя зазора между колодками и диском следит уплотнительное кольцо из резины, а точнее параметр упругости этой детали. Кольцо установлено в полости стенки цилиндра. В зависимости от версии оснащения, на автомобиль может быть дополнительно установлена тормозная колодка на внутреннюю сторону, оснащенная датчиком выхода из строя деталей.
Для того чтобы выполнить замену колодок на передней оси, имеющих датчики износа деталей, необходимо отключить наконечник провода этого датчика от связки проводов на колодке.
Виды дефектов автомобильных стекол и способы их устранения смотрите здесь. Как правильно выбрать полироль для автомобиля, производители и цены описано тут.
Далее последовательность процедур работы выглядит следующим образом:
- выполняем снятие колес передней оси;
- проводим очистку бачка в главном цилиндре от грязевого налета и убираем крышку с этого бачка;
- освобождаем тормозной механизм от имеющейся на нем пыли;
- с помощью смотрового отверстия, расположенного в суппорте на плавающей скобе, раздвигаем обе колодки до того момента, пока они не отойдут от диска на расстояние, которое будет максимально возможным в данном случае;
- далее потребуется шлицевая отвертка, при помощи которой необходимо отогнуть углы на стопорной пластине болта, расположенном в направляющем пальце;
- теперь можно вытянуть из кронштейна, находящегося в стойке, шланг тормозной системы;
- выворачиваем ключом на «13» болт направляющего пальца, при этом ключом на «17» удерживаем сам палец от поворотов;
- выполняем подъем вверх подвижной скобы и единовременно поворачиваем эту деталь на верхнем пальце.
Вот и наступил момент, когда можно демонтировать старые колодки.
Далее необходимо выполнить некоторые мероприятия, которые позволят определить степень годности деталей к дальнейшему использованию.
Для этого с помощью небольшой щетки с металлическим ворсом зачищаем колодки от коррозии и грязи в посадочных местах. Если видимых дефектов не обнаружено, то колодки можно устанавливать на место. Но перед этим желательно проверить отсутствие подтеков жидкости тормозной системы из под манжеты в цилиндре.
Чтобы установить колодки нам потребуется выполнить весь алгоритм действий в обратной последовательности. Когда деталь установлена, можно приступать к работе со вторым колесом.
В принципе работа по замене передних колодок не такая уж и сложная. Но следует помнить, что после нее надо провести еще несколько манипуляций, среди которых:
- выжимание несколько раз тормозной педали с целью самоустановки зазора между дисками и колодками;
- проверка показателя уровня «тормозухи» в бачке цилиндра и в случае ее недостаточность нужно довести значение до обозначенной нормы.
Если же, наоборот, значение уровня превышает максимальную отметку, то необходимо при помощи резиновой груши отобрать лишнее из бачка. Первую сотню километров пробега после замены колодок могут повлиять на эффективность торможения автомобиля.
Как заменить задние тормозные колодки на Лада Гранта
Колодки, находящиеся на задней оси, нуждаются в замене в том случае, когда значение толщины одной из них составляет менее полутора миллиметров либо, когда произошло отслоение от колодки накладки.
Замена обеих задних колодок осуществляется с двух сторон одновременно.
Работа по замене включает в себя следующие этапы:
- при помощи нескольких монтажных лопаток сводим на максимальное расстояние колодки;
- далее потребуется использование шлицевой отвертки, которой делаем вывод из отверстия колодки конца стяжной пружины, установленной сверху и спереди;
- можно отсоединить прижимную пружину;
- опускаем колодку и одновременно с этим производим снятие нижней пружины;
- остается снять верхнюю пружину и вместе с ней распорную планку;
- производим отсоединение от второй колодки задней оси прижимной пружины;
- Работа сделана. Осталось снять непосредственно колодку, при этом не забыть вывести крюк распорного рычага с места зацепа его и наконечника троса ручника.
Как и в случае с передними колодками необходимо выполнить идентичные процедуры, позволяющие определить видимые дефекты деталей и в случае необходимости заменить их новыми запчастями. Помним и про подтеки тормозной жидкости.
Далее останется повторить процедуру снятия колодок для второго колеса задней оси, и провести сборку конструкции.
Не забываем про проверку рабочего состояния тормозной системы, так как этот конструкционный элемент автомобиля является главной составляющей безопасного передвижения по дорогам.
Источник статьи: http://topauto24.ru/remont-i-obsluzhivanie/tormoznaya-sistema/tormoznaya-sistema-avtomobilya-lada-granta
Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач
Рабочее устройство тормозов автомобиля Лада Калина, Гранта
Рис.33. Рабочая тормозная система Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
1 — тормозной механизм переднего левого колеса; 2, 6, 12, 17 — тормозные шланги; 3, 7, 11, 18 — тормозные трубки; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — тормозной механизм переднего правого колеса; 8 — бачок главного тормозного цилиндра; 9 — вакуумный усилитель; 10 — педаль тормоза; 13 — тормозной механизм заднего правого колеса; 14 — регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес; 15 — рычаг регулятора давления жидкости в тормозных механизмах задних колес; 16 — тормозной механизм заднего левого колеса Примечание. Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС (антиблокировочная система).
Автомобиль Лада Гранта/Калина оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система Лада Гранта/Калина двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, невентилируемые, задних — барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего левого колес, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колес. При выходе из строя одного из контуров второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось, тем самым предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 при резком торможении.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое пластмассовой заглушкой. Подтекание жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности колеи регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя. Не выключайте двигатель до полной остановки автомобиля.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью, в крышку бачка встроен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик включает контрольную лампу на щитке приборов.
Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС (антиблокировочная система).
Замена передних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
Передний тормозной механизм дисковый, невентилируемый, с плавающей скобой и одним рабочим цилиндром. Тормозной диск чугунный, его минимально допустимая толщина при износе составляет 17,8 мм.
Зазор между тормозными колодками и диском поддерживается за счет упругости резинового уплотнительного кольца, установленного в проточке стенки рабочего цилиндра. В зависимости от комплектации, возможна установка внутренней тормозной колодки с датчиком износа.
Для замены передних тормозных колодок Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 с датчиками износа отсоединяем наконечник провода датчика от колодки жгута проводов.
— Снимаем передние колеса.
— Очищаем от грязи бачок главного тормозного цилиндра. Снимаем крышку бачка.
— Очищаем тормозной механизм от грязи.
— Через смотровое отверстие в плавающей скобе суппорта немного раздвигаем тормозные колодки так, чтобы они отошли от тормозного диска на максимально возможное расстояние.
— Шлицевой отверткой отгибаем угол стопорной пластины болта нижнего направляющего пальца.
— Вынимаем тормозной шланг из кронштейна стойки.
— Удерживая от вращения направляющий палец рожковым ключом на 17 мм, ключом на 13 мм выворачиваем его болт.
— Поднимаем подвижную скобу вверх, поворачивая ее на верхнем направляющем пальце.
— Снимаем передние тормозные колодки Лада Гранта/Калина.
— Небольшой металлической щеткой очищаем от грязи и ржавчины посадочные места колодок.
— Убеждаемся в отсутствии подтекания тормозной жидкости из-под манжеты тормозного цилиндра.
— Устанавливаем на место новые тормозные колодки.
— Опускаем подвижную скобу вниз до совмещения отверстия в корпусе с отверстием в направляющем пальце (опуская скобу, следите за тем, чтобы пружинные усики колодок не встали враспор и не погнулись).
— Заворачиваем и затягиваем болт направляющего пальца.
— Фиксируем болт от отворачивания углом стопорной пластины.
— Устанавливаем тормозной шланг в кронштейн стойки подвески.
— Аналогичным образом меняем передние тормозные колодки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 другого колеса.
— Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки зазоров между колодками и тормозными дисками.
— Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доводим его до нормы.
— Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра находится выше отметки МАХ, резиновой грушей отбираем часть жидкости из бачка.
После замены передних тормозных колодок в первые 100-200 км пробега эффективность торможения будет снижена.
Замена переднего рабочего тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина
— Закрепляем суппорт в тисках и отворачиваем болты направляющих пальцев.
— Выворачиваем два болта крепления корпуса цилиндра к подвижной скобе.
— Снимаем рабочий тормозной цилиндр.
— Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности.
— После установки суппорта в сборе на автомобиль и подсоединения к нему шланга, удаляем воздух из гидропривода тормозной системы.
— Убеждаемся в отсутствии утечек жидкости из нового тормозного цилиндра, штуцера прокачки и соединения цилиндра с тормозным шлангом.
Замена заднего тормозного барабана Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Задний тормозной механизм барабанного типа. При нажатии педали тормоза жидкость из главного тормозного цилиндра поступает в рабочие тормозные цилиндры.
Под действием давления тормозной жидкости, поршни рабочих тормозных цилиндров выходят из них и прижимают тормозные колодки к рабочей поверхности тормозного барабана. После отпускания педали тормоза под воздействием стяжных пружин тормозные колодки утапливают поршни в цилиндр и отходят от тормозного барабана.
В задних рабочих тормозных цилиндрах Лада Гранта/Калина установлено устройство автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабаном, ограничивающее утапливание поршней в цилиндр.
Благодаря этому поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном. Задние тормозные механизмы (за исключением рабочего цилиндра) являются также частью стояночной тормозной системы.
— Полностью опускаем рычаг стояночного тормоза.
— Ослабляем натяжение тросов стояночного тормоза Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190.
— Отворачиваем два направляющих штифта.
— Тщательно очищаем от грязи и коррозии цилиндрическую посадочную поверхность тормозного барабана на ступице.
— Обрабатываем посадочное место барабана на ступице проникающей смазкой.
— Для облегчения снятия барабана обстукиваем его молотком с резиновым бойком по боковой поверхности
— Съемником или, ввернув в два резьбовых отверстия барабана болты М8 (длина резьбовой части 60-70 мм) и равномерно заворачивая их, спрессовываем барабан со ступицы.
— Во избежание выпадения поршней из рабочего тормозного цилиндра, не нажимайте педаль тормоза при снятом тормозном барабане.
— Проверяем тормозной барабан Лада Гранта/Калина на отсутствие трещин, сильного износа или наличия глубоких рисок на рабочей поверхности барабана. При необходимости заменяем тормозной барабан.
— Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана 201,5 мм.
— Двумя монтажными лопатками, упираясь концами лопаток в буртик опорного щита тормозного механизма, сдвигаем колодки во встречном направлении.
— Устанавливаем барабан в обратной последовательности.
— Для самоустановки зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном несколько раз нажимаем педаль тормоза.
— Регулируем стояночный тормоз.
Замена задних тормозных колодок Лада Гранта/Калина
Задние тормозные колодки подлежат замене, если толщина накладки какой-либо из колодок менее 1,5 мм, а также при отслоении накладки от основания колодки.
Задние тормозные колодки Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 меняются только комплектом, то есть обязательно на обоих колесах.
— Двумя монтажными лопатками максимально сводим колодки
— Шлицевой отверткой выводим конец верхней стяжной пружины из отверстия тормозной колодки, установленной спереди.
— Отсоединяем прижимную пружину от колодки.
— Опускаем колодку и снимаем вместе с нижней стяжной пружиной.
— Снимаем верхнюю стяжную пружину.
— Снимаем распорную планку.
— Отсоединяем от другой задней тормозной колодки Лада Гранта/Калина прижимную пружину.
— Снимаем колодку, выводя крюк распорного рычага из зацепления с наконечником троса стояночного тормоза.
— Плоскогубцами расшплинтовываем осевой палец рычага. Снимаем с колодки шайбу, распорный рычаг и осевой палец.-
— Очищаем от грязи и коррозии детали тормозного механизма.
— Убеждаемся в отсутствии утечек тормозной жидкости из рабочего цилиндра (негерметичный цилиндр заменяем).
— Устанавливаем снятые при разборке детали в обратной последовательности. Верхнюю стяжную пружину натягиваем плоскогубцами или шлицевой отверткой.
— Аналогичным образом заменяем колодки заднего правого тормозного механизма.
— Для самоустановки зазора между тормозными колодками и барабанами после полной сборки тормозного механизма несколько раз нажимаем педаль тормоза.
Замена заднего рабочего тормозного цилиндра Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Заменяем цилиндр при подтекании тормозной жидкости и при «закисании» поршня (поршней) в цилиндре, в результате чего один или оба поршня перестают перемещаться в цилиндре.
— Снимаем тормозной барабан.
— Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора.
— Снимаем со штуцера прокачки рабочего тормозного цилиндра защитный резиновый колпачок и специальным или накидным ключом на 8 мм выворачиваем штуцер
— Обрабатываем штуцер тормозной трубки проникающей смазкой.
— Ослабляем затяжку штуцера тормозной трубки.
— Окончательно выворачиваем штуцер рожковым ключом на 10 мм.
— Выворачиваем два болта крепления рабочего тормозного цилиндра Лада Гранта/Калина.
— Чтобы из трубки не вытекала тормозная жидкость, надеваем на нее резиновый колпачок штуцера прокачки.
— Снимаем цилиндр со щита.
— Очищаем детали тормозного механизма от грязи и ржавчины, обезжириваем рабочую поверхность барабана, незначительное замасливание накладок тормозных колодок устраняем при помощи наждачной бумаги.
— Устанавливаем новый цилиндр в обратной последовательности.
— Устанавливаем тормозной барабан.
— Прокачиваем тормозную систему и убеждаемся в герметичности соединения тормозной трубки с рабочим цилиндром.
Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
Стояночная тормозная система Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190 предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки.
Рычаг привода ручного тормоза двумя тросами связан с тормозными механизмами задних колес. При поднятии рычага в верхнее положение рычаги, установленные на задних колодках, поворачиваются и начинают давить на распорные планки.
При этом колодки задних тормозных механизмов раздвигаются и фиксируют барабан от проворачивания.
Рис.35. Стояночная тормозная система Лада Гранта/Калина
1 — рычаг стояночного тормоза; 2 — тяга рычага; 3 — трос привода тормозного механизма правого заднего колеса; 4 — шайба; 5 — регулировочная гайка; 6 — контргайка; 7 — трос привода тормозного механизма левого заднего колеса; 8 — распорная планка; 9 — рычаг; 10 — уравнитель тросов; 11 — резиновый чехол; 12 — ось тяги
Регулировка ручного тормоза Лада Калина/Гранта ВАЗ-2190
Ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2—4 щелчка. В процессе эксплуатации автомобиля допускается увеличение хода рычага до восьми щелчков.
— Если ход рычага составляет шесть и более щелчков, отрегулируйте привод стояночного тормоза.
— Поднимаем рычаг стояночного тормоза до упора вверх, определяя величину его хода. Если он составляет менее 2 щелчков, необходимо удлинить привод, а если более 6 — укоротить.
— Полностью опускаем рычаг ручного тормоза Лада Гранта/Калина.
— Снимаем подушки с кронштейнов дополнительного глушителя. Торцовым ключом отворачиваем четыре гайки крепления защитного экрана.
— Оттянув дополнительный глушитель от днища автомобиля, подкладываем под трубу глушителя деревянный брусок. Извлекаем защитный экран.
— Удерживая рожковым ключом на 13 мм регулировочную гайку от проворачивания, накидным ключом на 13 мм ослабляем затяжку контргайки.
— При отворачивании регулировочной гайки привод удлиняется, при заворачивании укорачивается.
— Периодически в процессе регулировки проверяем ход рычага.
— Если длины резьбовой части тяги не хватает для регулировки хода рычага, необходимо заменить тросы привода, а при сильном износе накладок и тормозные колодки.
— Отрегулировав ход рычага ручного тормоза Лада Гранта/Калина, вывешиваем заднюю часть автомобиля. Проверяем легкость вращения задних колес и надежность их фиксации стояночным тормозом.
— Если тормозные колодки не мешают вращению колес, фиксируем регулировочную гайку контргайкой. Устанавливаем защитный экран на место.
— Проверяем работоспособность стояночной тормозной системы: на подъеме с уклоном в 23 % она должна надежно удерживать автомобиль в неподвижном состоянии.
— При необходимости проверяем состояние деталей привода стояночного тормоза, состояние задних тормозных колодок и тормозных барабанов. Неисправные и изношенные детали заменяем. После чего повторяем регулировку.
Источник статьи: http://avtosteh.ru/lada_granta_kalina_tormoza.html