- Как читать пневматические схемы
- Обозначение элементов на пневмосхемах
- Обозначение компрессора
- Ресивер на пневматической схеме
- Пневмомотор
- Обозначение пневмоцилиндра
- Обозначение пневматического распределителя на схемах
- Обозначения пневмоклапанов на схемах
- Обратный клапан
- Редукционный клапан
- Пневматический предохранительный клапан
- Дроссель на пневмосхемах
- Элементы пневмологики
- Порядок чтения пневматической схемы
- Схема электрическая принципиальная системы управления пневмоподвеской КамАЗ 5490.
- Схема электрическая принципиальная системы управления пневмоподвеской КамАЗ 5490.
- Пневматический привод тормозов автомобиля КамАЗ
Как читать пневматические схемы
Для того, чтобы научиться правильно читать пневматические схемы необходимо знать обозначения отдельных элементов, понимать принцип работы и назначение этих элементов, а также уметь объединять отдельные составляющие в единую пневматическую систему. Это непростая задача, но если разобраться с обозначением элементов, то она станет гораздо легче.
Обозначение элементов на пневмосхемах
Пневматические линии — трубопроводы, рукава высокого давления, гибкие шланги, каналы изображают линиями. В месте соединения нескольких каналов ставят точку.
Источник сжатого воздуха — энергии для пневматический системы обозначается окружностью с точкой в центре. В данном случае не конкретизируется, что это за источник. Это может быть пневматическая магистраль или компрессорная станция.
Обозначение компрессора
Источником сжатого воздуха чаще всего является компрессор, который имеет свое обозначение. Компрессор на схемах обозначается окружностью в которой расположен треугольник — стрелка, указывающий на направление движения воздуха.
Этот треугольник на пневматических схемах не закрашивается, в отличие от гидравлических схем, где закрашены треугольник на насосах указывает на направление движения жидкости.
Зачастую, читать пневматические схемы удобнее начиная от источника энергии — компрессора.
Ресивер на пневматической схеме
Резервуар для накопления сжатого воздуха — ресивер, изображается на схемах следующим образом.
Пневмомотор
На обозначении пневматического мотора треугольная стрелка развернута в обратном направлении. Наличие дух стрелок указывает на реверсивность пневмомотора, то есть его способность работать в двух направлениях.
Если обозначение пневматического мотора перечеркнуто стрелкой, значит он регулируемый, то есть регулируется его рабочий объем.
Обозначение пневмоцилиндра
Пневматический двигатель, позволяющий преобразовать энергию сжатого воздуха в поступательное движение исполнительного механизма называется пневмоцилиндром.
Пневматический цилиндр обозначается на схемах следующим образом.
Обозначение пневматического распределителя на схемах
Важный элемент на пневматических схемах — распределитель. Он позволяет направить сжатый воздух в различные каналы, например в полости пневматического цилиндра.
На схемах пневмораспределитель изображается в исходном положении, то есть при отсутствии на него управляющего воздействия.
Пневматический распределитель изображается несколькими прямоугольниками, в каждом из которых изображены стрелки отображающие какой канал с каким будет соединен. Для того, чтобы понять какие каналы соединять при переключении распределителя нужно мысленно передвинуть прямоугольники и посмотреть какие линии соединят стрелки.
Переместить золотник распределителя влево | Переместить золотник распределителя вправо |
Количество прямоугольников указывает на число позиций распределителя. К периметру прямоугольника подводятся линии отводимые от распределителя.
На схеме изображен двух позиционный (два окна) пятилинейный распределитель, его часто обозначают распределитель 5/2.
Тип управления распределителем также указывается на схеме.
Обозначения пневмоклапанов на схемах
Обратный клапан
Изображается в виде схематичного седла и запорного элемента — шарика, подпертого пружиной. Если поток прижимает шарик к седлу — клапан поток не пропустит. В обратном направлении поток воздуха через клапан пройдет.
Пружина на обратном клапане может не изображаться.
Редукционный клапан
Схема обозначения редукционного клапана показана на рисунке.
Пневматический предохранительный клапан
Предохранительный клапан защищает систему или отдельные элемнты (например ресиверы) от чрезмерно высокого давления. Схема предохранительного пневмоклапана показана на рисунке.
Дроссель на пневмосхемах
Пневматическое сопротивление обозначается на схеме следующим образом.
Если сопротивление регулируемое (дроссель), то на нем указывается стрелка.
Элементы пневмологики
Логические элементы позволяют организовать простейшие вычислительные процессы на основе пневматических элементов, и реализовывать системы пневмоавтоматики.
Элемент «ИЛИ» — название элемента указывает на, то что элемент даст сигнал (поток сжатого воздуха) на выходе при наличии давления на входе 1 или на входе 2. Обозначается элемент следующим образом.
Элемент «И» — данный элемент, подаст сигнал на выход только в случае наличия сигнала и на входе 1 и на входе 2. Пневматическая схема элемента «И» показана на рисунке.
Порядок чтения пневматической схемы
Попробуем выработать некий алгоритм, который поможет разобраться в пневмосхеме.
- Рассмотреть пневматическую схему, ознакомиться с примечаниями, изучить технические требования и технические характеристики (если они имеются);
- Ознакомиться с перечнем элементов, сопоставить обозначения на схеме с данными в перечне;
- Найти на схеме источники сжатого воздуха (компрессоры, ресиверы, питающие магистрали);
- Определить рабочее давление в системе, диапазон изменения расхода;
- Выделить на схеме устройства регулирования давления — редукционные и предохранительные клапаны, блок подготовки воздуха;
- Найти на схеме исполнительные механизмы — пнемоцилиндры, захваты, пневмомоторы;
- Рассмотреть на пневматической схеме элементы управления — распределители, определить какие линии задействует или отключает каждый из них, что является управляющим сигналом для переключения каждого из пневмораспределителей;
- Провести анализ работы каждой линии определить, что является источником воздуха, какой распределитель задействует линию, какой исполнительный механизм или элемент активируется при наличии (отсутствии) давления в линии;
- На основе анализа отдельных элементов сделать вывод о работе всей пневматической схемы. При необходимости ознакомиться с технической документацией на ответственные пневмоаппараты.
Мы рассмотрели наиболее распространенные обозначения пневматических элементов, зная которые можно прочитать большинство простых пневмосхем. В более сложных схемах могут встречать и другие обозначения, напишите в комментариях схемы каких пневматических элементов вы хотели бы увидеть в этой статье.
Источник статьи: http://www.hydro-pnevmo.ru/topic.php?ID=138
Схема электрическая принципиальная системы управления пневмоподвеской КамАЗ 5490.
Схема электрическая принципиальная системы управления пневмоподвеской КамАЗ 5490.
Другие схемы КамАЗ 5490:
Схема электрическая принципиальная.
A16 – Блок управления пневмоподвеской 446 170 217 0.
B46, B48 – Датчик давления 441 044 102 0.
S22 – Дистанционный пульт управления пневмоподвеской 446 056 137 0.
B44, B45 – Датчик положения 441 050 120 0.
Y26 – Электропневматический клапан 472 880 001 0.
Z1 – Блок коммутации CAN A 027 545 13 26.
Распиновка блока коммутации CAN.
Источник статьи: http://almarka.ru/shema-jelektricheskaja-principialnaja-sistemy-upravlenija-pnevmopodveskoj-kamaz-5490/
Пневматический привод тормозов автомобиля КамАЗ
Пневматический привод тормозов. Тормозной пневмопривод имеет источник сжатого воздуха — компрессор 1. Компрессор, регулятор 2 давления, предохранитель 3 от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный ресивер
11 — питающая часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в остальные части пневмопривода и к другим потребителям сжатого воздуха.
Привод разбит на автономные контуры, разделенные защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других.
Рис.1. Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-5320
Контур I привода механизмов рабочего тормоза переднего моста состоит из части тройного защитного клапана 5, ресивера 14 объемом 20 л с краном слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 20, нижней секции двухсекционного тормозного крана 16, клапана С контрольного вывода, клапана 18 ограничения давления, двух тормозных камер 19, тормозных механизмов переднего моста, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Кроме того, в контур входит трубопровод, соединяющий нижнюю секцию тормозного крана 16 с клапаном 26 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.
Контур II привода механизма рабочего тормоза задней тележки состоит из части тройного защитного клапана, двух ресиверов 12 общим объемом 40 л с кранами 15 слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 20, верхней секции двухсекционного тормозного крана 16, клапана D контрольного .вывода, автоматического регулятора 25 тормозных сил с упругим элементом, четырех тормозных камер 21, тормозных механизмов.
В контур входит также трубопровод, соединяющий верхнюю секцию тормозного крана 16 с клапаном 26 управления тормозными системами прицепа.
Контур III привода механизмов запасного и стояночного тормозов, а также комбинированного привода тормозных систем прицепа (полуприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 4, двух ресиверов 13 общим объемом 40 л с краном слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, двух клапанов Е и В контрольных выводов, крана 9 управления стояночным тормозом, ускорительного клапана 24, части двухмагистрального перепускного клапана 23, четырех пружинных энергоаккумуляторов 21, выключателя 22 контрольной лампы стояночного тормоза, клапана 26 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, одинарного защитного клапана 27, клапана 29 управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом, трех разобщительных кранов 28, трех соединительных головок (одной головки 32 типа А однопроводного привода тормозных систем прицепа и двух головок 31 типа «Палм» двухпроводного привода тормозных систем прицепа), пневмоэлектрического выключателя 30 сигнала торможения, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Контур IV привода механизмов вспомогательного тормоза и других потребителей состоит из части двойного защитного клапана 4, пневматического крана 8, двух цилиндров 7 привода заслонок, пневматического цилиндра 6 привода рычага останова двигателя, пневмоэлектрического выключателя 17 электромагнитного клапана прицепа, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Своего ресивера и контрольной лампы падения давления контур IV не имеет.
От контура IV привода механизмов вспомогательного тормоза сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям по пневмосигналу, пневмоусилителю сцепления, приводам агрегатов трансмиссии и др.
Схема пневмопривода Камаз-53212
При описании составных частей и принципа работы за основу принят пневмопривод автомобиля КамАЗ-5320. Однако следует знать, что тормозные приводы других автомобилей имеют свои отличительные особенности.
Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобиля КамАЗ-53212 на участке компрессор — регулятор давления на первой поперечине рамы в зоне интенсивного обдува дополнительно установлен влагоотделитель.
На автомобиле-самосвале КамАЗ-5511 отсутствуют аппаратура управления тормозными системами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.
Кроме того, у автомобилей КамАЗ-5410, -5511 и 54112 блок защитных клапанов состоит из тройного защитного клапана, через который заполняются сжатым воздухом контуры I и II и одинарного защитного клапана, через который заполняется контур III, a контур IV заполняется от контура I или II.
Источник статьи: http://autoruk.ru/kamaz/tormoza/pnevmaticheskij-privod-kamaz