- Поделки своими руками для автолюбителей
- Самый простой автомобильный тестер своими руками.
- Схемы двух простых тестеров-помощников для автолюбителей
- Принципиальная схема
- Схема простого индикатора уровня заряда АКБ
- Самодельный автомобильный тестер-пробник
- Как пользоваться тестером
- Как проверить аккумулятор
- Как проверить предохранитель
- Как проверить лампочку накаливания
- Как проверить автомобильное реле
- Как пользоваться тестером при ремонте электропроводки автомобиля
Поделки своими руками для автолюбителей
Самый простой автомобильный тестер своими руками.
Особенно данная поделка будет полезна для начинающих автоэлектриков, хотя и для простого автолюбителя она тоже пригодится.
Итак, нам потребуется прямоугольный, не нужный или отработанный маркер, который разбираем и выкидываем из него все потроха и сам наконечник.
В корпусе маркера нужно сделать два отверстия сверлом на 5 мм.
Далее нужно взять два светодиода зеленый и красный, и вмонтировать их в маркер, как показано на фото.
В нижней части маркера делаем отверстие на 3мм, продеваем в него небольшой кусок провода.
Теперь нам понадобится часть иглы, берём обыкновенную иглу побольше которая и откусываем часть.
К этой части нужно припаять продетый кусок провода. При помощи клея иглу нужно зафиксировать в том месте, где был стержень.
Когда клей высохнет берём батарейку на 3 вольта и два резистора на 200 ом и на 1 кОм. Паяем всё по схеме, которая показана на фото ниже.
Как только всё спаяем, необходимо уложить всё в корпус маркера.
К другому концу провода нужно припаять небольшой крокодильчик.
Вот и всё, наша самоделка завершена.
У нас получился отличный указатель плюса и минуса или как его называют автомобильный тестер. Если мы попадаем иголкой на плюс, то загорается красный светодиод, а если на минус, то зеленый, крокодил при этом цепляем на массу авто.
Источник статьи: http://xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai/samyj-prostoj-avtomobilnyj-tester-svoimi-rukami/
Схемы двух простых тестеров-помощников для автолюбителей
При длительной эксплуатации аккумуляторных батарей (АКБ) из-за внешнего и естественного их загрязнения трудно определить полярность клемм и прочитать обозначения на корпусе.
Между тем ошибочное подключение АКБ в обратной полярности, например, для зарядки к зарядному устройству или к другому источнику сильного тока чревато серьезными последствиями: от выхода из строя зарядного устройства до единовременного выброса электролита из заряжаемого аккумулятора.
Принципиальная схема
Простой прибор (рис.1), показывающий правильное подключение АКБ к зарядному устройству, позволяет предотвратить разрушение АКБ и получение травм самим автовладельцем.
Кроме того, этот пробник полезен для определения полярности проводов в электрической «косе» автомобильной проводки в том случае, когда назначение этих проводов неизвестно или вызывает сомнения.
Прибор состоит всего из пяти деталей, не считая зажима типа «крокодил», подключаемого к отрицательному полюсу АКБ («массе» автомобиля), и щупа (от любого тестера — авометра), который предназначен для правильного определения полярности электрической цепи.
Рис. 1. Прибор показывающий правильное подключение АКБ к зарядному устройству.
Итак, зажим типа «крокодил» крепят к «массе» автомобиля так, чтобы обеспечивался надежный контакт с отрицательным полюсом АКБ. Контакт «щуп» поочередно соединяют с проводами в «косе» или подсоединяют к тому проводу, где ожидается напряжение. Если полярность правильная, светится светодиод VD3 зеленого цвета свечения.
Если полярность обратная, светится светодиод VD1 красного цвета свечения. Диод VD2 защищает светодиод VD1 от воздействия избыточного обратного напряжения.
Если данный прибор применяется для определения правильности подключения АКБ к зарядному устройству, то нужно немедленно отключить зарядное устройство от сети и изменить полярность подсоединения его к клеммам АКБ. Если же зарядное устройство было включено ранее (до подключения соединительных проводов к АКБ), светятся оба светодиода.
Постоянные резисторы типа МЛТ-0,5. Диод VD2 может быть любой из серий Д226, Д220, Д237, КД522, КД521 или аналогичный. Прямой ток в цепи светодиода VD1 во время его свечения не превышает 22 мА.
В данном случае материал, из которого изготовлен полупроводник VD2 (кремний или германий), не имеет принципиального значения.
Собрать по схеме соединений такой простой прибор под силу любому человеку. Польза от его применения, в положительном смысле, несопоставима с затратами на его сборку и стоимость деталей.
Ограничительные резисторы R1 и R2 рассчитаны на работу с напряжением 12 В (±20%). Если возникает необходимость пользоваться устройством для оптимизации обслуживания грузовых автомобилей или тягачей, где напряжение АКБ составляет 24 В, то сопротивления данных резисторов нужно изменить: R1 устанавливают сопротивлением 1,1 кОм, а R2 — сопротивлением 1 кОм.
Это обусловлено тем, что нормальное напряжение, воздействующее на светодиод модельного ряда АЛ307, не должно превышать 2 В для АЛ307А и АЛ307Б и 2,5 В для остальных приборов АЛ307. Максимально допустимое обратное напряжение также 2 В.
Возможно, радиолюбитель захочет дополнить базовую схему или использовать ее для контроля больших напряжений в других, далеких от автотранспортного дела случаях. Тогда ему следует воспользоваться законом Ома, по которому нужно подобрать ограничивающие сопротивления R1 и R2: R=U/I.
Таким образом, рассчитаем сопротивление резистора R2 для напряжения 24 В. Падение напряжения на светодиоде VD3 примем за 2,5 В. Падение напряжения на R2 рассчитываем так: 24-2,5=21,5 (В). Постоянный прямой ток светодиода VD3, согласно паспортным данным, равен 22 мА. Тогда R2=21,5/0,022=977,27 (Ом). Округлим до 1 кОм.
Аналогично рассчитываются сопротивления в цепи R1 и в схеме рис.2. В цепи R1 следует принять во внимание то, что на диоде VD2 окажется падение напряжения примерно 0,6 В.
Схема простого индикатора уровня заряда АКБ
На рис.2 показана схема простого индикатора уровня заряда АКБ для легкового автомобиля с напряжением бортовой электрической сети 12 В.
Прибор также может быть эффективно использован для контроля напряжения в бортовой сети при работающем электрогенераторе автомобиля (когда двигатель заведен).
В литературе для радиолюбителей описаны многочисленные схемы электронных устройств, решающих данную задачу. Однако большинство из них, по мнению автора, излишне усложнены. Зачем собирать устройство на транзисторах (или тем более на микросхеме — операционном усилителе), если есть более простой способ, который рекомендует автор.
Рис. 2. Схема простого индикатора уровня заряда аккумуляторной батареи авто.
Посмотрим внимательно на рис.2. Здесь для формирования диапазона разрешенных уровней напряжения используются популярные стабилитроны. Как видно из схемы, действуют три электрические цепи с разными стабилитронами.
Свойство стабилитронов таково, что при превышении постоянного напряжения, действующего на этот полупроводниковый прибор, сверх напряжения, указанного в паспортных данных, происходит лавинообразный пробой стабилитрона, и излишнее напряжение нейтрализуется.
Пока напряжение, падающее на стабилитроне, не достаточно для его открывания, этот полупроводник представляет для своей электрической цепи достаточно большое напряжение (порядка сотен килоом). Стабилитроны включаются в электрические схемы в обратном направлении.
Принцип действия данного узла. Минус АКБ подключается к «массе» автомобиля. Когда на прибор воздействует напряжение меньше 12 В (АКБ разряжена, неисправна или находится под сильной нагрузкой, например в режиме «стартер»), но не менее 10 В, открывается стабилитрон VD1 и ток течет по цепи VD2VD1R1.
Два других светодиода не светятся, так как напряжение стабилизации у стабилитрона VD3 составляет 13 В, а VD4 — от 13,3 до 14 В. Напряжение стабилизации стабилитрона VD1 — 10 В. Если напряжение АКБ станет ниже 10 В, то ни один из светодиодов светиться не будет.
При нормально заряженной АКБ светодиод VD2 ярко светится. При режиме зарядки батареи, когда напряжение на АКБ поступает от генератора автомобиля или от зарядного устройства, светятся светодиоды VD3 и VD1.
Когда в электрической цепи питания АКБ есть неисправность, например клемма АКБ отсоединилась от цепи заряда генератора (обрыв провода, внутренний обрыв контакта между электрическими «банками» АКБ), устройство фиксирует перенапряжение в бортовой сети, напряжение повышается более чем 14 В, и светятся все три светодиода.
Это опасный симптом, так как перенапряжение может вызвать цепную реакцию неисправностей в других энергопотребителях (спровоцировать выход из строя осветительных приборов: ламп накаливания, дорогих галогенных ламп, техники радиосвязи и аудиовидеотехники). В этом случае следует отключить по возможности все приборы потребления тока и устранить неисправность.
Если цепь, индицирующая перенапряжение в системе не нужна, то элементы R3, VD5, VD6 из схемы исключают. Вместо стабилитрона VD1 можно применить Д814В, Д815Г.
При подключении прибора к бортовой сети 24 В необходимо пользоваться методом расчета ограничивающих резисторов, приведенным в первой части статьи. Кроме того, необходимо заменить стабилитроны: вместо VD1 — Д815Ж, VD3 — Д816А, VD5 составляется из двух последовательно соединенных стабилитронов КС213Б.
При последовательном соединении двух одинаковых стабилитронов их напряжение стабилизации увеличивается вдвое. Таким образом, порог перенапряжения для сети 24 В соответствует 26 В.
Это же правило последовательных соединений стоит взять на вооружения и помнить в других случаях, когда по каким-либо причинам в наличии не окажется стабилитрона на нужное напряжение.
Неоднократно автор встречал в продаже промышленно изготовленные устройства индикации напряжения для автомобиля. Повторение данных схем несет в себе двойную пользу: Вы экономите деньги и приобретаете бесценный опыт.
А.П. Кашкаров. г. Санкт-Петербург. Электрик-2004-11.
Источник статьи: http://radiostorage.net/4455-skhemy-dvuh-prostyh-testerov-pomoshchnikov-dlya-avtolyubitelej.html
Самодельный автомобильный тестер-пробник
Несмотря на высокую надежность автоэлектрики современных автомобилей, все равно приходится сталкиваться с ее ремонтом. Чаще всего перестают работать световые приборы, фары, габаритные огни или указатели поворота. Причиной неисправности может быть, как сама лампочка, так и токоподводящие контакты или предохранитель. Возможно возникновение сразу всех трех неисправностей. Из-за плохого контакта в патроне или колодки лампочки она может перегореть. В момент перегорания в самой лампочке возникает дуга, укорачивающая нить накала, что приводит к резкому увеличению в цепи тока. При перегорании лампочки часто перегорает и предохранитель.
Разобраться в причине поломки без приборов не простая задача. Придется подставлять заведомо исправные детали. Неисправность можно определить с помощью стрелочного тестера или мультиметра, но не у каждого есть такой прибор и в автомобиле не очень удобно с ним работать, особенно в плохую погоду. Гораздо удобнее искать неисправность простейшим универсальным автомобильным тестером-пробником, сделанным своими руками.
Автомобильный тестер-пробник можно сделать из любой шариковой ручки, удалив из нее пишущий стрежень и разместив в ее корпусе всего один светодиод любого типа и токоограничивающий резистор. Соединяются детали между собой по ниже приведенной электрической принципиальной схеме. Как видите, проще схемы не бывает. Такой пробник может своими руками смастерить любой автолюбитель, не имеющий опыта изготовления электронных устройств.
Для надежного электрического контакта при касании щупом и возможности прокола изоляции проводов при поиске неисправностей, конец щупа выполнен виде стального острия. Чтобы сделать такой конец из пишущего стержня нужно извлечь пишущий узел и со стороны поступления пасты вставить в него тонкую швейную иголку. Иголка выдавит шарик, и острый ее конец выйдет из пишущего узла. Если ее вставить со значительным усилием, то она будет крепко зафиксирована. К самой иголке припаивается проводник, идущий к светодиоду.
Пишущий стержень надо брать с латунным пишущим узлом и большим шариком (ручки с такими стержнями оставляют широкую линию), иначе иголка может не достаточно войти в пишущий узел, и не будет выступать в достаточной мере, на 1,5-2 мм.
Проводник, для подключения автомобильного тестера к минусу аккумулятора или корпусу автомобиля можно припаять непосредственно к выводу резистора R1. Но для возможности смены проводника в случае его обрыва или если потребуется провод большей длины, я сделал присоединение его на резьбе.
Для этого достаточно отрезок трубки с внутренней резьбой вплавить, разогрев паяльником в подготовленное отверстие в корпус авторучки, предварительно припаяв к ней проводник необходимой длины.
Светодиод установлен на боковой стороне корпуса автомобильного тестера, но можно его установить на торце корпуса, а минусовой провод вывести сбоку.
Как пользоваться тестером
Приведу на примерах как можно выполнить проверку тестером исправность аккумулятора, предохранителя, лампочки накаливания и электромагнитного реле.
Как проверить аккумулятор
Для проверки наличия напряжения на выводах аккумулятора, нужно зажимом крокодил подсоединиться к отрицательному выводу аккумулятора, а концом щупа тестера прикоснуться к положительной клемме.
Если светодиод на тестере засветился, значит, напряжение на аккумуляторе есть. Такая проверка не позволяет проверить степень заряда аккумулятора. Определению уровень заряженности аккумулятора посвящена статья сайта «Как заряжать аккумулятор автомобиля».
Как проверить предохранитель
Для проверки автомобильного предохранителя, нужно одним концом вывода предохранителя прикоснуться к положительному выводу аккумулятора и концом щупа тестера прикоснуться ко второму его выводу.
Если светодиод на тестере засветился, значит, предохранитель исправен. В противном случае потребуется его замена или ремонт.
Как проверить лампочку накаливания
Для проверки тестером лампочки накаливания, нужно одним выводом цоколя лампочки прикоснуться к положительному выводу аккумулятора, а ко второму выводу лампочки прикоснуться щупом тестера.
Если светодиод засветится, то лампочка исправна. Если в лампочке две нити накала, например лампочка для фар автомобиля, то нити накала проверяются по очереди.
Как проверить автомобильное реле
Автомобильное реле кроме обмотки электромагнита имеет еще и контакты, которые со временем выгорают и могут перестать коммутировать электрические цепи. С помощью тестера можно проверить как целостность обмотки, так и исправность контактов.
Стандартное автомобильное реле имеет ниже приведенную электрическую схему. Выводы 85 и 86 сделаны от обмотки реле. Вывод под номером 30 выполнен от подвижного контакта, 87а от нормально замкнутого контакта с подвижным контактом 30 и 87, это вывод от контакта, с которым соединяется подвижный контакт 30 при подаче на обмотку напряжения питания.
Для проверки обмотки реле, нужно одним из его выводов 85 или 86 прикоснуться к плюсовой клемме аккумулятора, а ко второму выводу прикоснуться щупом тестера. Если светодиод засветился, значит, обмотка целая. Исправность контактов проверяется касанием вывода подвижного контакта 30 к клемме аккумулятора, а щупа к выводу 87а. Таким же способом легко проверить любые выключатели и микропереключатели.
Как пользоваться тестером
при ремонте электропроводки автомобиля
На практике при поиске неисправности электрооборудования автомобиля нет необходимости извлекать предохранители и лампочки. Как известно, отрицательный вывод аккумулятора подключен к корпусу автомобиля и все электрооборудование в автомобиле одним выводом тоже подключено к корпусу. Таким образом, удалось в два раза уменьшить количество проводов электропроводки и повысить ее надежность. Исключение составляют только активаторы для замков дверей автомобиля, так как на них нужно подавать напряжение разной полярности в зависимости от необходимости отрыть или закрыть замок двери.
Например, если не светит лампочка одной из фар. Неисправность может быть в одном из элементов подачи напряжения на лампочку – включатель в салоне, реле, предохранитель или неисправность самой лампочки. Вероятнее всего перегорела сама лампочка, с нее и надо начинать проверку.
Для этого нужно зажимом крокодил тестера зацепиться за любую оголенную металлическую деталь кузова автомобиля или отрицательный вывод аккумулятора. Проверить качество контакта, прикоснувшись иглой щупа к плюсу аккумулятора. Светодиод должен светить. Включить неработающую фару и концом щупа по очереди коснуться всех контактов подключения лампочки. Если такой возможности нет, то можно иглой щупа проколоть по очереди каждый провод и если напряжения ни на одном нет (светодиод пробника не засветился) значит, лампочка цела, и нужно проверить предохранитель.
По схеме смотрите, где он установлен и проверяете его, даже не вынимая из колодки. Для этого достаточно коснуться сначала к одному его выводу, а затем к другому. Светодиод тестера должен засветиться каждый раз. Если светит только при прикосновении к одному из выводов, то предохранитель перегорел. Если к выводам предохранителя не подобраться, то нужно его вынуть и проверить, как описано в статье выше.
По такой методике проверяются любые провода электропроводки и контакты в автомобиле.
Источник статьи: http://ydoma.info/samodelki/samodelki-ehlektronnye/avtomobil-avtomobilnii-tester-probnik.html