Система охлаждения двигателя автомобиля урал
Система охлаждения двигателя автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (рис. 28).
Рис. 28. Схема системы охлаждения:
1-радиатор; 2-горловина заливная с пробкой радиатора; 3-кожух; 4-вентилятор; 5-шланг водоотводящий; 6-шланг перепускной к расширительному бачку; 7-коробка термостатная; 8-бачок расширительный; 9-пробка расширительного бачка; 10-краник сливной; 11-трубопровод водоподводящий; 12-рамка со шторой; а-отвод охлаждающей жидкости от компрессора; b-подвод охлаждающей жидкости к компрессору
При температуре окружающего воздуха до минус 40 °С применяйте охлаждающие жидкости ОЖ-40 «Лена» или ТОСОЛ-А40М. При температуре 20 °С плотность охлаждающих жидкостей ОЖ-40 «Лена» должна быть 1,0751,085 г/см3, ТОСОЛ-А40М — 1,078-1,085 г/см3.
При температуре воздуха минус 40 °С и ниже применяйте охлаждающие жидкости ОЖ-65 «Лена» или ТОСОЛ-А65М. При температуре 20 °С плотность
охлаждающих жидкостей ОЖ-65 «Лена» должна быть 1,085-1,100 г/см3, ТОСОЛ-А65М — 1,085-1,095 г/см3.
Допускается применение воды в случае внезапной потери охлаждающей жидкости. При первой же возможности слейте воду и залейте низкозамерзающую жидкость.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75-100 °С.
Радиатор трубчато-ленточный — четырехрядный. На заливной горловине верхнего бачка радиатора установлена герметичная пробка, снабженная двумя клапанами. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 65 кПа (0,65 кгс/см2), выпускает избыток жидкости и пар в расширительный бачок, впускной клапан открывается при разрежении 1-1,2 кПа (0,01-0,012 кгс/см2), впускает жидкость из бачка в радиатор.
Расширительный бачок — пластмассовый, расположен на кронштейне правой боковины капота автомобиля, соединен трубопроводом с заливной горловиной верхнего бачка радиатора. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения осуществляется указателем, установленным на панели приборов. Датчик указателя установлен в водосборной трубе.
При возрастании температуры в системе охлаждения до 98 °С загорается сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.
При горящем сигнализаторе в особых случаях возможно дальнейшее движение при внимательном наблюдении за указателем температуры охлаждающей жидкости. Допускается кратковременное, не более 120 мин, повышение температуры до 105 °С.
Регулировку натяжения ремней привода водяного насоса проводите в следующей последовательности:
— слейте воду из системы охлаждения;
— отсоедините от водяного насоса водоподводящий трубопровод ;
— отверните гайки крепления боковины шкива, проворачивая шкив. Снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 29). Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки.
Затем проверьте правильность натяжения ремня. При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.
Проверка уровня низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Уровень охлаждающей жидкости ввиду изменения ее объема при различных температурах проверять на непрогретом двигателе (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей).
Систему охлаждения непрогретого двигателя заполняйте охлаждающей жидкостью через заливную горловину радиатора. При заправке системы пробка наливной трубы подогревателя и кран отопителя должны быть открыты. Перед проверкой уровня жидкости двигатель запустите на 1-2 мин для удаления воздуха из системы. После остановки двигателя при необходимости долейте жидкость.
При первоначальной заправке в горловину радиатора засыпьте 23 г герметизирующего порошка НИИСС-1 ТУ 38.10270-78.
После разборки любого соединения системы охлаждения порошок добавляйте при необходимости.
Уровень воды в системе охлаждения необходимо проверять на непрогретом двигателе. Систему охлаждения заполните водой через заливную горловину радиатора при открытых пробках наливной трубы подогревателя и крана отопителя кабины. При температуре ниже 0 °С кран отопителя кабины открывайте только после прогрева двигателя и доливайте воду в радиатор до верхней кромки горловины радиатора. В холодное время года соединительный шланг отсоедините от расширительного бачка и направьте его вниз, закрепив хомут под болт крепления кожуха вентилятора. В теплое время шланг от бачка не отсоединяйте.
Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения установите автомобиль на горизонтальной площадке или с наклоном вперед и откройте три крана, расположенные на котле подогревателя, на насосном агрегате подогревателя и на водоподводящем патрубке водяного насоса (с правой стороны по ходу автомобиля).
При этом пробки горловины радиатора и наливной трубы подогревателя должны быть открыты.
Рис. 29 Снятие регулировочных прокладок.
Объем несливаемой охлаждающей жидкости при открытом кране отопителя кабины ориентировочно составляет 2 л.
Если в системе охлаждения использовалась вода, то при сливе ее проделайте следующее:
— после слива воды из системы охлаждения и предпускового подогрева включите на 10-15 с насосный агрегат для удаления воды из насоса во избежание примерзания крыльчатки, закройте все три сливных крана после полного слива воды;
— после слива воды из системы охлаждения не закрывайте пробками горловину радиатора и наливную трубу подогревателя, так как возможно их примерзание.
Не пускайте двигатель после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы, это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию и короблению головок блока.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/URAL/002_ural_4320_10_4320_31_modificacii_rucovodstvo_po_expluatacii_2003/016.htm
Система охлаждения автомобиля Урал-4320: техническое обслуживание
Система охлаждения имеет емкость 31 л. Во время контрольного осмотра проверяют количество охлаждающей жидкости и, при необходимости, добавляют до нормы.
Во время ТО-2 контролируют работу жалюзи радиатора, проверяют крепление радиатора, натяжение вентиляторных ремней регулируют. Сердцевину радиатора, при необходимости, чистят воздухом сжатым или водяной струей, направленной от вентилятора, проверяют работу и состояние клапанов пробки бачка расширительного.
Осенью во время СТО низкозамерзающую жидкость меняют. Если вода в системе охлаждения используется долго, весной нужно выполнить промывку системы.
В расширительном бачке проверяют уровень жидкости. Уровень должен располагаться выше крана контроля уровня. Количество жидкости в емкости не должно превышать две трети объема. Уровень жидкости проверяют при холодном моторе.
Ремни натяжения привода насоса жидкостного регулируются перемещением генератора (посмотреть схему генератора Урал-4320). Верно отрегулированный ремень имеет допустимый прогиб 15-22 мм при натяжении на середину ветви наибольшей с усилием 40 Н.
Натяжение приводных ремней гидромуфты на Урале-4320 выполняется при помощи ролика устройства натяжного. Необходимо гайку фиксации рычага к кронштейну ослабить, в отверстие на торце рычага вставить вороток. Рычаг со шкивом поворачивая вокруг оси, выполнить отладку натяжения ремней.
Через четыре крана сливают жидкость: на нижнем бачке радиатора, котле, насосном агрегате подогревателя, на нижнем патрубке насоса жидкостного при открученных радиаторных пробках и подогревательной наливной трубы. Чтобы слить жидкость из бачка расширительного, его нужно поднять на необходимую высоту. Не допускается размещение машины с наклоном назад при сливе жидкости.
При использовании в системе охлаждения воды рекомендуется после ее удаления на некоторое время включить насосный мотор пускового подогревателя. Таким образом из насоса выгоняются остатки воды. Это выполняется и для того, чтобы крыльчатка не примерзала. Необходимо завинтить все краны после того, как сойдет вода. Не рекомендуется пробками закрывать горловину радиатора и трубу наливную подогревателя для исключения их замерзания.
Пуск и непродолжительная работа мотора без жидкости категорически запрещена: это может повлечь разрушение уплотнительных колец резиновых гильз цилиндров, прогоранию прокладок головок блока, выпадению седел клапанов, деформации головок.
Система охлаждающей жидкости заправляется через радиаторную горловину заливную. Уровень жидкости следует довести до кромок вверху охлаждающих радиаторных труб. Если используется вода, то ее уровень должен находиться на нижнем краю горловины, это на тридцать миллиметров выше кромок радиаторных трубок вверху.
В случае постоянного применения воды в качестве охлаждающей жидкости, следует промыть охладительную систему. Радиатор и мотор промывают раздельно. С двигателя снимаются термостаты, сливные краны извлекаются из блока, кран радиатора открывается, трубопроводы к бачку расширительному отсоединяются. Струя чистой воды подается в отверстие патрубка термостатной коробки, пока жидкость из кранов не станет чистой. Промывание радиатора происходит подачей напора воды через нижний патрубок.
От накипи избавляются, добавив в воду, которой заправляют систему, 20 граммов технического трилона на литр воды. Машину с раствором эксплуатируют пять дней, причем ежедневно его в конце дня меняют на новый.
В верхней части агрегата находится гидромуфта привода вентилятора. Ее приводят в движение ремни от шкива коленвала. Поэтому конструкции корпуса гидромуфты, ее крепления и шкива изменены. Для натяжения приводных ремней существует устройство с роликом, которое крепится на корпусе гидромуфты.
В верхнем бачке четырехрядного радиатора размещена пробка с клапанами выпуска и впуска. При чрезмерном давлении 65 кПа выпускной клапан открывается, выбрасывая в расширительный бачок излишек жидкости и пар. Клапан впуска открывается при разрежении 1. 12кПа. При этом жидкость из бачка заходит в радиатор.
Источник статьи: http://az-ural.ru/use/articles/sistema-ohlazhdeniya-avtomobilya-ural-4320-tehnicheskoe-obsluzhivanie
Система охлаждения двигателя автомобиля урал
Устройство и работа системы охлаждения двигателя Урал-4320
Основные характеристики системы охлаждения двигателя автомобиля Урал-4320 аналогичны характеристикам системы охлаждения двигателя автомобиля КамАЗ-5320.
Вместе с тем по компоновочным соображениям некоторые агрегаты и узлы имеют иное расположение и конструкцию.
Вентилятор пятилопастной установлен на ведомом валу гидромуфты в верхней части двигателя (см. рис. 2.3) и приводится во вращение через, гидромуфту ремнями от шкива коленчатого вала двигателя . В связи с этим гидромуфта имеет другой шкив, изменена конструкция ее корпуса и крепление.
Натяжение ремней привода гидромуфты регулируется специальным приспособлением с роликом, установленным на корпусе гидромуфты.
Регулятор-включатель гидромуфты снабжен тягой, облегчающей его переключение на различные режимы работы.
Радиатор трубчато-пластинчатого типа, с четырехрядным расположением овальных трубок. В заправочной горловине верхнего бачка радиатора установлена пробка с выпускным (паровым) и впускным (воздушным) клапанами.
Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 28—38 кПа (0,28—0,38 кгс/см2), обеспечивая выход излишней жидкости и пара.
Впускной клапан открывается при разрежении 1—12 кПа (0,01—0,12 кгс/см2), соединяя радиатор с атмосферой.
Расширительный бачок пластмассовый соединен трубопроводом с заправочной горловиной верхнего бачка радиатора. Установлен на кронштейне правой боковины капота автомобиля.
Для того чтобы уменьшить попадание горячего воздуха из подкапотного пространства на вход радиатора, на боковинах его каркаса установлены защитные козырьки.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/KAMAZ/000_avto_kamaz_5320_i_ural_4320_medvedkov_1981/045.htm
Система охлаждения двигателя автомобиля урал
Система охлаждения двигателя автомобиля Урал-43206-41
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (рис. 22).
При температуре окружающего воздуха до минус 40 °С следует применять охлаждающую жидкость ОЖ-40 «Лена» или охлаждающую жидкость ТОСОЛ-А40М. При температуре 20 °С плотность охлаждающей жидкости ОЖ-40 «Лена» должна быть 1,075-1,085 г/см3 и ТОСОЛ-А40М — 1,078-1,085 г/см3.
При температуре воздуха минус 40 °С и ниже применять охлаждающую жидкость ОЖ-65 «Лена» или охлаждающую жидкость ТОСОЛ-А65М. При температуре 20 °С плотность охлаждающей жидкости ОЖ-65 «Лена» должна быть 1,085-1,100 г/см3, ТОСОЛ-А65М — 1,085-1,095 г/см3.
Допускается применение воды в случае внезапной потери охлаждающей жидкости. При первой же возможности слить воду и залить низкоза-мерзающую охлаждающую жидкость.
Радиатор трубчато-ленточный — трехрядный. На заливной горловине верхнего бачка радиатора установлена герметичная пробка, снабженная двумя клапанами. Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 65 кПа (0,65 кгс/см2), выпускает избыток жидкости и пар в расширительный бачок, впускной клапан открывается при разрежении 1 -1,2 кПа (0,01-0,012 кгс/см2), впускает жидкость из бачка в радиатор.
Рис. 22. Схема системы охлаждения:
1-радиатор; 2-горловина заливная с пробкой радиатора; 3-кожух; 4-вентилятор; 5-шланг водоотводящий; 6-шланг перепускной к расширительному бачку; 7-коробка термостатная; 8-бачок расширительный; 9-пробка расширительного бачка; 10-пробка сливная; 11 -трубопровод водоподводящий; 12-рамка радиатора; 13-радиатор масляный; а-отвод охлаждающей жидкости от компрессора; b-подвод охлаждающей жидкости к компрессору
Штора радиатора предназначена для регулирования интенсивности обдува радиатора, управляется из кабины водителя.
Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, двухрядный воздушного охлаждения.
Расширительный бачок — пластмассовый, расположен на кронштейне правой боковины капота автомобиля, соединен трубопроводом с заливной горловиной верхнего бачка радиатора. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения осуществляется указателем, установленным на панели приборов. Датчик указателя установлен в водосборной трубе. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75_90 °С.
При достижении температуры в системе охлаждения 95 °С загорается сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости. Этот сигнал предупреждает о том, что необходимо выяснить причину перегрева двигателя и устранить ее.
При горящем сигнализаторе в особых случаях возможно дальнейшее движение при внимательном наблюдении за указателем температуры охлаждающей жидкости. Допускается кратковременное, не более 10 мин, повышение температуры до 95 °С.
При применении моторных масел повышенной вязкости не ниже М-53/14Д(м) (SAE 10W/40) предельная температура охлаждающей жидкости 95 °С. При этом допускается кратковременное повышение температуры до 100 °С.
Регулировку натяжения ремней привода водяного насоса проводить в следующей последовательности:
— слить воду из системы охлаждения;
— отсоединить от водяного насоса трубопровод водоподводящий;
— отвернуть гайки крепления боковины шкива, проворачивая шкив. Снять одну — две регулировочные прокладки (рис. 23). Прокладки поставить на наружную сторону боковины и последовательно завернуть гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки.
Рис.23. Снятие регулировочных прокладок
Затем проверить правильность натяжения ремня. При замене старого ремня новым все прокладки поставить между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулировать натяжение ремня, как указано выше.
Проверка уровня низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Уровень охлаждающей жидкости ввиду изменения ее объема при различных температурах проверять на непрогретом двигателе (см. карту смазочных материалов и рабочих жидкостей).
Систему охлаждения непрогретого двигателя заполнять охлаждающей жидкостью через заливную горловину радиатора. При заправке системы пробка наливной трубы подогревателя и кран отопителя должны быть открыты. Перед проверкой уровня жидкости двигатель запустить на 1-2 мин для удаления воздуха из системы. После остановки двигателя при необходимости долить жидкость до уровня по верхней кромке охлаждающих трубок радиатора.
Уровень воды в системе охлаждения необходимо проверять на непрогретом двигателе. Систему охлаждения заполнить водой через заливную горловину радиатора при открытых пробках наливной трубы подогревателя и крана отопителя кабины. При температуре ниже 0 °С кран отопителя кабины открывать только после прогрева двигателя и доливать воду в радиатор до верхней кромки горловины радиатора. В холодное время года соединительный шланг отсоединить от расширительного бачка и направить его вниз, закрепив хомут под болт крепления кожуха вентилятора. В теплое время шланг от бачка не отсоединять.
Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения установить автомобиль на горизонтальной площадке или с наклоном вперед и вывернуть три пробки, расположенные на котле подогревателя, на насосном агрегате подогревателя и на подводящем патрубке водяного насоса (с правой стороны по ходу автомобиля) и открыть краник на жидкостно-масляном теплообменнике (ЖМТ).
При этом пробка горловины радиатора должна быть открыта.
Объем несливаемой охлаждающей жидкости при открытом кране отопителя кабины ориентировочно составляет 1,3 л.
Если в системе охлаждения использовалась вода, то при сливе ее проделать следующее:
— после слива воды из системы охлаждения и предпускового подогрева включить на 10-15 с насосный агрегат для удаления воды из насоса во избежание примерзания крыльчатки, после полного слива воды завернуть три пробки и закрыть краник ЖМТ.
— после слива воды из системы охлаждения не закрывать пробку горловину радиатора, так как возможно ее примерзание.
Не пускать двигатель после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы, это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию и короблению головок блока.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/URAL/000_ural_43206_41_i_modificacii_rucovodstvo_po_expluatacii/015.htm